Специфика профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Акимова О. И. Специфика профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S26. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14810.htm.
Аннотация. В статье рассматривается процесс профессионального самоопределения: учтена специфика профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида; обозначена роль внеурочной деятельности в рамках профессионального самоопределения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
АкимоваОльгаИльинична,кандидатпедагогическихнаук,доценткафедрыспециальнойпсихологииФГБОУВПО«Оренбургскийгосударственныйпедагогическийуниверситет»,

г.Оренбургakimovaolga_72@mail.ru

Спецификапрофессиональногосамоопределенияучащихся

специальных(коррекционных)школVIIIвида

Аннотация.Встатьерассматриваетсяпроцесспрофессиональногосамоопределения:учтенаспецификапрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида;обозначенарольвнеурочнойдеятельностиврамкахпрофессиональногосамоопределения.Ключевыеслова:профессиональноесамоопределение,педагогическийпотенциалвнеурочнойдеятельности,педагогическаятехнология.Раздел:(01)педагогика;историяпедагогикииобразования;теорияиметодикаобученияивоспитания(попредметнымобластям).

Постоянноменяющиесяусловияжизникаждогочеловека,многообразиеидеологическихустановоктребуютотнегопостоянногосамоопределения.Каждыйчеловеквынужденопределятьсвоёотношениенетолькокпроцессам,происходящимвобществеивегособственнойжизни:ондолженуметьотстаиватьсобственныеценности,братьнасебяответственностьзареализациюихвсвоейжизнедеятельности,тоестьвыстраиватьсвоюпозицию.Выпускникиспециальных(коррекционных)школдлядетейсумственнойотсталостью,вступающиевсамостоятельнуюжизнь,частонеготовыкразрешениюэтойзадачи.

ЕжегодновРоссиивыпускникамиспециальных(коррекционных)школдлядетейсумственнойотсталостьюстановятсяоколо22,5тысяччеловек.Немногиеизнихопределяютсясправильнымвыборомпрофессии.

Восновебеспроблемногорешенияназваннойзадачилежитпрофессиональноесамоопределение.ВисследованияхЕ.А.Климовапрофессиональноесамоопределениесводитсякодномоментномуактувыборапрофессииизаканчиваетсязавершениемпрофессиональнойподготовкипоизбраннойспециальности[1].Однакомысчитаем,чтоэтодалеконетак:профессиональноесамоопределениепродолжаетсянапротяжениивсейпрофессиональнойжизни[2].Анализпсихологопедагогическихисследованийпоказал,чтопонятиепрофессиональногосамоопределениярассматриваетсяавторамисразличныхпозиций.Обобщивразличныевариантыданногоопределения,всвоемисследованиимытрактуемегокакпоискинахождениеличностногосмыславвыбираемой,осваиваемойиужевыполняемойтрудовойдеятельности,атакженахождениесмыславсамомпроцессесамоопределения[2].Профессиональноесамоопределение‬этонесозданиепределовразвитиючеловека,невпаданиевпрофессиональнуюограниченность,неоднократноедеяние,адлительныймноголетнийпроцесс,связанныйсразнымицелямииимеющийопределенноесодержаниенаразныхвозрастныхэтапах,поисквозможностейбеспредельногоразвития.Проблемапрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидапривлекалавниманиеученыхипрактиков

(А.А.Гнатюк[3],Л.А.Егорова[4],В.В.Коркунов[5],С.Л.Мирский[6],В.А.Шинкаренко[7]идр.).Необходимоотметить,чтонаначальныхэтапахформированияпрофессиональногосамоопределенияуучащихсясумственнойотсталостьюособыхрасхожденийснормальноразвивающимисядетьминенаблюдается.Сложностиначинаютсявпериодформированияпрофессиональнойнаправленностиипрофессиональногосамосознания,когдапередвыпускникамивстаетпроблемасоотнесениясвоихинтересов,способностейипредставленийсосвоимиреальнымивозможностями.Процессформированияпрофессиональногосамоопределенияподростковсумственнойотсталостьюзатрудненкаквсвязисбедностьюжизненногоопыта,такиограниченностьюзнаний,неточностьюпонятий,представлений,незрелостьючувств,интересов,неадекватностьюсамооценки.Именнонедостатокинтеллектасоставляетглавнуючастьнарушенногомеханизмаформированияпрофессиональногосамоопределения.Выпускникиспециальных(коррекционных)школVIIIвида,какправило,недостигаюттогоуровняпрофессиональногосамопознания,которыйпозволилбыимсамостоятельнообъективносоотнестисвоипредпочтениясосвоимивозможностями,приэтом,онипонимаютнеобходимостьтруда,выражаютжеланиетрудитьсяистатьполезнымичленамиобщества.

Однимизсредствформированияпрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидавыступаетвнеурочнаядеятельность,тоестьцеленаправленнаядеятельностьпоорганизациижизнедеятельностидетейпослезанятийнауроках.Изучениевозможностейвнеурочнойдеятельностивформированиипрофессиональногосамоопределенияподростковсумственнойотсталостьюобусловилообращениекисследованиямпедагоговклассиков,заложившихосновыдефектологии,‬П.П.Блонского,А.С.Макаренко,С.Т.Шацкого[8]идр.Проведенныйнамианализнаучнометодическойлитературыпоказал,чтовнеурочнаядеятельностьстаршеклассниковявляетсясамостоятельнымисточникомихвнутреннейудовлетворенности,социальнойинтеграции,самовыражения.ПоданнымрядаисследованийС.В.Кузьмина[10],Е.П.Николаевой[11],объемсвободноговремениучащихсяспециальных(коррекционных)школVIIIвидаявляетсянаибольшимпосравнениюсучащимисядругихвидовобразовательныхучреждений.Поэтомунаиболееплодотворноирезультативно,снашейточкизрения,задачаформированияпрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидаможетрешатьсявсфересвободногоотучебныхзанятийвремени[12].

Внеурочнаядеятельностьстановитсяэффективнымсредствомформированияпрофессиональногосамоопределенияпотому,чтоявляетсярегламентированнойпосодержанию,нонерегламентированнойповремени.ИсследованияН.А.Новосельцевой,В.В.Федорова[13]идругих показали,чтоучащиесясумственнойотсталостьюбыстрееустают,чемнормальноразвивающиесядети.Вовнеурочнойдеятельностинесложноварьироватьвременем,отводимымнамероприятие.Возможнотакжеупроститьсодержаниематериала,предназначенногодлявосприятияучащимисясумственнойотсталостью.

Анализтеоретическихисточниковпозволилопределитьсодержаниепедагогическойработыпоформированиюпрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидавовнеурочнойдеятельности.Вэкспериментальномисследованииучаствовало80учащихся9х классовдвухспециальных(коррекционных)школVIIIвидаг.Оренбургаввозрасте16‬17летсумственнойотсталостью.Наконстатирующемэтапеэкспериментавыявленисходныйуровеньсформированностипрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида.Наданномэтапестолкнулисьстем,чтонамнеудалосьобнаружитьметодик,направленныхнавыявлениеуровнясформированностипрофессиональногосамоопределенияумственноотсталыхучащихся.Всвязисэтимвозникланеобходимостьадаптацииимеющегосядиагностическогоинструментариякособенностямобучающихсясумственнойотсталостьюсучетомпсихофизиологическихособенностейпознавательной,эмоциональноволевойсфер:вопервых,упроститьвопросыанкетдлятого,чтобыонибылипонятныиспытуемым;вовторых,снятьжесткоеограничениеповременипривыполнениизаданий[12].Наконстатирующемэтапеэкспериментанамибыливыделеныкритериипрофессиональногосамоопределения:рефлексивный(характеризуетстепеньзнанияучащимисясвоихпсихофизиологическихособенностейисоотноситсяспсихофизиологическимкомпонентомпрофессиональногосамоопределения),личностнодеятельностный(характеризуетстепеньпониманияличностнойисоциальнойзначимостиправильноговыборапрофессииисоотноситсяснравственнымкомпонентомпрофессиональногосамоопределения)иинформационнодеятельностный(характеризуетналичиепервоначальныхпрофессиональныхзнанийиуменийисоотноситсяспрактическимкомпонентомпрофессиональногосамоопределения).Результатыконстатирующегоэкспериментапоказали,чтозначительнаячастьвыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидаимеетнедостаточныйуровеньсформированностипрофессиональногосамоопределения.Результатыпредставленывтабл.1.

Таблица1Результатыуровнясформированностипрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида(%)

ГруппыЭкспериментальнаягруппа(А)Контрольнаягруппа(В)

Уровни

Этап

высокийвышесреднегосреднийнижесреднегонизкий

высокийвышесреднегосреднийнижесреднегонизкий

Констатирующий

эксперимент02,414,361,921,405,355,326,313,1

83,3%учащихсяэкспериментальнойгруппыи39,4%учащихсяконтрольнойгруппыимеютнизкийуровеньсформированностипрофессиональногосамоопределенияиуровеньнижесреднего.Онинеиспытываютглубокогоинтересакизбираемойсферетруда;затрудняютсяперечислитьтрудностисвоейбудущейпрофессииисоотнестиихспротивопоказаниямикусловиямтруда,продиктованнымисоответствиемсостоянияздоровьятребованиямизбираемойпрофессии.Унихотмеченоположительноеотношениектруду,приэтомвыраженонечеткоеосознаниесмыслаицелисвоейжизни,неясноепониманиеличностнойисоциальнойзначимостиправильноговыборапрофессии,профессиональныйидеалнеопределен.Уиспытуемыхнедостаточносформированопрофессиональноенамерение;отсутствуютзнаниясодержания,условийтрудапредпочитаемойпрофессии;учащиесянеимеютличногоопытаработы;отсутствуютпрофессиональныезнанияиумения;знанияспособаприобретенияпрофессиииперспективпрофессиональногоростаповерхностны.Порезультатамисследованияпрофессиональныхпредпочтенийучащихсясумственнойотсталостью,ранжированиявыборовобеихгрупптипыпрофессийпредставленыследующимобразом:«Человек‬Техника»,«Человек‬Человек»,«Человек‬Природа»,«Человек‬Художественныйобраз»,«Человек‬Знаковаясистема».Различиянезначительны.

ПорезультатамконстатирующегоэтапаэкспериментальногоисследованиясформированностипрофессиональногосамоопределенияиспытуемыегруппыАпоказалиболеенизкиерезультаты,чемучащиесягруппыВ,исоставилиэкспериментальнуюгруппу.

Результатыконстатирующегоэкспериментасвидетельствуютосуществующихпроблемахвформированиипрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида.

Мыпредположили,чтоэтипроблемымогутбытьрешеныприцеленаправленнойорганизациивнеурочнойдеятельности,регламентироватькоторуюможетспециальноразработаннаяпрограмма.

Наформирующемэтапеэкспериментаразработанапрограмма,направленнаянаформированиепрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидавовнеурочнойдеятельностииапробированасэкспериментальнойгруппойучащихся.Всодержаниипрограммывыделеныследующиенаправления:профессиональноепросвещениеизнакомствосотдельнымипрофессиями,ихобщественнойзначимостью;систематизациязнанийомирепрофессийсточкизренияцелейиусловийтруда;знакомствоспсихологическимиосновамипрофессиональноговыбора;первичнаяпрофессиональнаядиагностика;углублениезнанийотребованияхпрофессиикчеловеку;формированиепредставленийодальнейшейжизненнойперспективе.Какпоказалаэкспериментальнаяработа,процессформированияпрофессиональногосамоопределенияиндивидуален,всвязисэтимсодержаниеработыстроилосьнаоснованииследующихпринципов:учетиндивидуальныхособенностей,личностныхкачеств;

развитиеиндивидуальностикаждоговыпускникавпроцессепрофессиональногосамоопределениявсистемевнеурочнойдеятельности;уважениеразличныхвидовтруда;активизацияпроцессапрофессиональногосамоопределения;

действиевинтересахвыпускника.Наконтрольномэтапеэкспериментапроведенаповторнаядиагностикауровнясформированностипрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидасцельюоценкиэффективностипрограммы,направленнойнаформированиепрофессиональногосамоопределениявовнеурочнойдеятельности.

Результатысравненияуровнясформированностипрофессиональногосамоопределенияучащихсяпредставленывтабл.2.

Таблица2Сравнениеуровнясформированностипрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида(%)

ГруппыЭкспериментальнаягруппа(А)Контрольнаягруппа(В)

Уровни

Этапывысокийвышесреднегосреднийнижесреднегонизкийвысокийвышесреднегосреднийнижесреднегонизкий

Констатирующийэксперимент02,414,361,921,405,355,326,313,1Контрольный

эксперимент4,89,56916,705,32,652,726,313,1

Такимобразом,очевиднадинамикасформированностипрофессиональногосамоопределениявэкспериментальнойгруппеучащихся.Анализрезультатов,полученныхпослепроведенияформирующегоэкспериментапоказал,чтоучащиесяэкспериментальнойгруппыимеютэлементарныепредставленияосмыслеицелисвоейжизни,унихположительноеотношениеклюбомувидутруда,ясноепониманиезначимостиправильноговыборапрофессии,профессиональныенамеренияносятхарактеропределенности.Отмечаетсяналичиепрофессиональногоидеала,устойчивыйинтересквыбраннойпрофессии,связанныйсознаниемсодержаниятрудаисвоихвозможностей,мотивавыборапрофессии.Состояниездоровьяучащихсясоответствуеттребованиямданнойпрофессии,имеютсяпервоначальныепрофессиональныезнанияиумения,атакжетрудовойопытпоизбираемойпрофессии,которыйприобретениминазанятияхвмастерскихучрежденийначальногопрофессиональногообразования№17,38г.Оренбурга.Испытуемыеэкспериментальнойгруппызнаютсодержание,условиятрудаитребованияпрофессиикчеловеку.Учащиесявладеютинформациейоспособахприобретенияданнойпрофессии,ихпрофессиональныенамерениясогласуютсясродителями.Результатыэкспериментапозволяютнамотметить,чтоведущимимотивамивыборапрофессииуучащихсяэкспериментальнойгруппыявляютсяинтерескданнойпрофессиииналичиепрактическогоопыта.Школьникивыбираютдлясебявосновномпрофессии,несвязанныесинтеллектуальнымтрудомитребующиеопределенногоуровнятрудовыхпрактическихнавыковвтойпрофессиональнойсфере,ккоторойунихестьинтерес.Очевидно,чтовцеломвэкспериментальнойгруппеучащихсяпроизошлипозитивныеизменения.Учащиесяконтрольнойгруппыпопрежнемунеиспытываютглубокогоинтересакизбираемойсферетруда;затрудняютсяперечислитьтрудностисвоейбудущейпрофессииисоотнестиихспротивопоказаниямикусловиямтруда,продиктованнымисоответствиемсостоянияздоровьятребованиямизбираемойпрофессии.Унихотмеченоположительноеотношениектруду,нечеткоеосознаниесмыслаицелисвоейжизни,неясноепониманиеличностнойисоциальнойзначимостиправильноговыборапрофессии,профессиональныйидеалнеопределен.Уподростковневполноймересформированопрофессиональноенамерение;отсутствуютзнаниясодержания,условийтрудапредпочитаемойпрофессии;учащиесянеимеютличногоопытаработы;унихотсутствуютпрофессиональныезнанияиумения;знанияспособаприобретенияпрофессиииперспективпрофессиональногоростаповерхностны.Результатывыявленияпрофессиональныхпредпочтенийпредставленывтабл.3.

Таблица3Результатывыявленияпрофессиональныхпредпочтений

выпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида

ЭтапыэкспериментальнойработыПоказателипокаждомутипупрофессий(в%)«Человек‬природа»«Человек‬техника»«Человек‬человек»«Человек‬знаковаясистема»«Человек‬художественныйобраз»ЭкспериментальнаягруппаКонстатирующийэксперимент23,833,330,92,49,6Контрольныйэксперимент30,97,235,72,423,8КонтрольнаягруппаКонстатирующийэксперимент2134,428,92,613,1Контрольныйэксперимент18,428,931,87,813,1

Вэкспериментальнойгруппеочевидносущественноеувеличениевыборапрофессийвсфере«Человек‬художественныйобраз».Отмечаетсянезначительноеувеличениевыборапрофессийвсфере«Человек‬природа».Наблюдаетсярезкоеснижениепроцентавыборапрофессийвсфере«Человек‬техника».Этообъясняетсяосознаниемсоответствиясостоянияздоровьятребованиямипротивопоказаниям,предъявляемымкпрофессиямданноготипа.Этопозволяетотметитьположительнуютенденциювыборатехтиповпрофессий,которымиониреальномогутовладетьвпроцессепрофессиональногосамоопределения.Вконтрольнойгруппевотношениивыборатиповпрофессийизмененийнеотмечается.

Учитываяпсихофизическиеособенностииспецификупрофессиональнойдеятельностивыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидаможноконстатировать,чтонаиболееприемлемымитипамипрофессийдлянихявляются:«Человек‬природа»,«Человек‬художественныйобраз»,посколькубольшаяихчастьнетребуетвысокогоуровняинтеллектаичастоноситприкладнойхарактер.

Результаты,полученныевходеконтрольногоэксперимента,позволилинамубедитьсявэффективностииспользованияпрограммы,направленнойнаформированиепрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидавовнеурочнойдеятельности.

ДлястатистическогодоказательствадостоверностиизмененийвуровнепоказателейсформированностипрофессиональногосамоопределенияэкспериментальнойгруппынаначальномизаключительномэтапахэкспериментаиспользованGкритерийзнаков.Преобладаниесдвигавсторонуповышенияуровнясформированностипрофессиональногосамоопределенияявляетсязначимымна5%муровне.ДляоценкиразличиймеждудвумявыборкамипоуровнюсформированностипрофессиональногосамоопределениянаконтрольномэтапеэкспериментальногоисследованияиспользованнепараметрическийQкритерийРозенбаума.Учащиесяэкспериментальнойгруппыпревосходятучащихсяконтрольнойгруппыпообобщенномупоказателюуровнясформированностипрофессиональногосамоопределения.

Статистическиподтверждено,чтоуровеньсформированностипрофессиональногосамоопределенияэкспериментальнойгруппыучащихсяповысилсяпосравнениюсучащимисяконтрольнойгруппы.Такимобразом,процесспрофессиональногосамоопределения‬длительныйпроцесс,представляющийсобойпоискинахождениеличностногосмыславвыбираемой,осваиваемойиужевыполняемойтрудовойдеятельности,атакженахождениесмыславсамомпроцессепрофессиональногосамоопределения.Профессиональноесамоопределениеподростковсумственнойотсталостьюзатрудненовсвязисбедностьюжизненногоопыта,ограниченностьюзнаний,неточностьюпонятий,представлений,незрелостьючувств,интересов,неадекватностьюсамооценки.Ведущаярольвпрофессиональномсамоопределенииучащихсяспециальной(коррекционной)школыVIIIвидаотводитсявнеурочнойдеятельности.Еёпедагогическийпотенциалврамкахпрофессиональнойориентациивыпускниковзаключаетсявсовокупностипедагогическихсредств,возможностей,необходимыхдляпрофессиональногосамоопределения.

Ссылкинаисточники1.КлимовЕ.А.Каквыбиратьпрофессию:книгадляучащихсястаршихклассов.‬М.,1988.

2.АкимоваО.И.Орезультатахисследованияпрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальной(коррекционной)школыVIIIвидаг.Оренбургавовнеурочнойдеятельности//ВестникБашкирскогоуниверситета.‬Уфа,2012.‬№3.‬С.281‬284.3.ГнатюкА.А.Подготовленностьвыпускниковвспомогательнойшколыкпрофессиональномутруду//Дефектология.‬1986.‬№6.‬С.8‬13.4.ЕгороваЛ.А.ВариантпрофессиональнойподготовкивыпускниковшколыVIIIвидавусловияхсела//Дефектология.‬2003.‬№3.‬С.86‬87.5.КоркуновВ.В.Социальнотрудоваяадаптацияучащихсяивыпускниковвспомогательныхшкол.‬Свердловск,1990.‬134с.6.МирскийС.Л.Опутяхразвитияпрофессиональнойподготовкивоспитанниковвспомогательнойшколы//Дефектология.‬1989.‬№3.‬С.4‬5.7.ШинкаренкоВ.А.Трудовоеобучениеивоспитаниеучащихсявспомогательнойшколы.‬Минск,1990.‬155с.8.ШацкийС.Т.Педагогическиесочинения.‬Т.2.‬М.,1964.‬205с.9.КузьминС.В.Культурасвободноговременикакфакторсоциализацииличности:автореф.… дис.канд.филос.наук/Моск.пед.гос.унтим.В.И.Ленина.‬М.,1985.‬20с.10.НиколаеваЕ.П.Профориентациявыпускниковснарушениеминтеллекта//Актуальныепроблемыспециальнойилечебнойпедагогики:материалынауч.практ.конф./сост.И.С.Линьковаидр.‬Екатеринбург],2007.‬С.156‬161.11.АкимоваО.И.Профессиональноесамоопределениевыпускниковспециальной(коррекционной)школыVIIIвидавовнеурочнойдеятельности//ВестникЮжноУральскогогосударственногоуниверситета.Серия«Образование.Педагогическиенауки».Вып.9.‬Челябинск,2010.‬№23(199).‬С.134‬137.12.НовосельцеваН.А.,Федоров В. В. Нашиподростки:осозданиидетскихиподростковыхклубовпоинтересам.‬М.:Политиздат,1989.‬207с.

Olga Akimova,CandidateofPedagogical Sciences,Associate ProfessoroftheDepartmentofspecialpsychology of Federal state educational institution of higher professional education ‮Orenburg State Pedagogical University , Orenburgakimovaolga_72@mail.ruThe specificity of professional selfdetermination of students of special (correctional) school type VIIIAbstract.Thisarticlediscussestheprocessofprofessionalselfdetermination:specificityofprofessionalselfdeterminationofgraduatesofspecial(correctional)schooltypeVIII;identifiedanddefinetheroleofextracurricularactivitiesintheframeworkofprofessionalselfdetermination,submittedabstracteducationaltechnologyprofessionaldetermination.Keywords:professionalselfdetermination,pedagogicalpotentialofafterhouractivity,pedagogicaltechnology.

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП.М.,кандидатомпедагогическихнаук,главнымредакторомжурнала«Концепт»