Специфика профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Акимова
О.
И. Специфика профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S26. – С.
41–45. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14810.htm.
Аннотация. В статье рассматривается процесс профессионального самоопределения: учтена специфика профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида; обозначена роль внеурочной деятельности в рамках профессионального самоопределения.
Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, педагогическая технология, педагогический потенциал внеурочной деятельности
Текст статьи
АкимоваОльгаИльинична,кандидатпедагогическихнаук,доценткафедрыспециальнойпсихологииФГБОУВПО«Оренбургскийгосударственныйпедагогическийуниверситет»,
г.Оренбургakimovaolga_72@mail.ru
Спецификапрофессиональногосамоопределенияучащихся
специальных(коррекционных)школVIIIвида
Аннотация.Встатьерассматриваетсяпроцесспрофессиональногосамоопределения:учтенаспецификапрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида;обозначенарольвнеурочнойдеятельностиврамкахпрофессиональногосамоопределения.Ключевыеслова:профессиональноесамоопределение,педагогическийпотенциалвнеурочнойдеятельности,педагогическаятехнология.Раздел:(01)педагогика;историяпедагогикииобразования;теорияиметодикаобученияивоспитания(попредметнымобластям).
Постоянноменяющиесяусловияжизникаждогочеловека,многообразиеидеологическихустановоктребуютотнегопостоянногосамоопределения.Каждыйчеловеквынужденопределятьсвоёотношениенетолькокпроцессам,происходящимвобществеивегособственнойжизни:ондолженуметьотстаиватьсобственныеценности,братьнасебяответственностьзареализациюихвсвоейжизнедеятельности,тоестьвыстраиватьсвоюпозицию.Выпускникиспециальных(коррекционных)школдлядетейсумственнойотсталостью,вступающиевсамостоятельнуюжизнь,частонеготовыкразрешениюэтойзадачи.
ЕжегодновРоссиивыпускникамиспециальных(коррекционных)школдлядетейсумственнойотсталостьюстановятсяоколо22,5тысяччеловек.Немногиеизнихопределяютсясправильнымвыборомпрофессии.
Восновебеспроблемногорешенияназваннойзадачилежитпрофессиональноесамоопределение.ВисследованияхЕ.А.Климовапрофессиональноесамоопределениесводитсякодномоментномуактувыборапрофессииизаканчиваетсязавершениемпрофессиональнойподготовкипоизбраннойспециальности[1].Однакомысчитаем,чтоэтодалеконетак:профессиональноесамоопределениепродолжаетсянапротяжениивсейпрофессиональнойжизни[2].Анализпсихологопедагогическихисследованийпоказал,чтопонятиепрофессиональногосамоопределениярассматриваетсяавторамисразличныхпозиций.Обобщивразличныевариантыданногоопределения,всвоемисследованиимытрактуемегокакпоискинахождениеличностногосмыславвыбираемой,осваиваемойиужевыполняемойтрудовойдеятельности,атакженахождениесмыславсамомпроцессесамоопределения[2].Профессиональноесамоопределениеэтонесозданиепределовразвитиючеловека,невпаданиевпрофессиональнуюограниченность,неоднократноедеяние,адлительныймноголетнийпроцесс,связанныйсразнымицелямииимеющийопределенноесодержаниенаразныхвозрастныхэтапах,поисквозможностейбеспредельногоразвития.Проблемапрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидапривлекалавниманиеученыхипрактиков
(А.А.Гнатюк[3],Л.А.Егорова[4],В.В.Коркунов[5],С.Л.Мирский[6],В.А.Шинкаренко[7]идр.).Необходимоотметить,чтонаначальныхэтапахформированияпрофессиональногосамоопределенияуучащихсясумственнойотсталостьюособыхрасхожденийснормальноразвивающимисядетьминенаблюдается.Сложностиначинаютсявпериодформированияпрофессиональнойнаправленностиипрофессиональногосамосознания,когдапередвыпускникамивстаетпроблемасоотнесениясвоихинтересов,способностейипредставленийсосвоимиреальнымивозможностями.Процессформированияпрофессиональногосамоопределенияподростковсумственнойотсталостьюзатрудненкаквсвязисбедностьюжизненногоопыта,такиограниченностьюзнаний,неточностьюпонятий,представлений,незрелостьючувств,интересов,неадекватностьюсамооценки.Именнонедостатокинтеллектасоставляетглавнуючастьнарушенногомеханизмаформированияпрофессиональногосамоопределения.Выпускникиспециальных(коррекционных)школVIIIвида,какправило,недостигаюттогоуровняпрофессиональногосамопознания,которыйпозволилбыимсамостоятельнообъективносоотнестисвоипредпочтениясосвоимивозможностями,приэтом,онипонимаютнеобходимостьтруда,выражаютжеланиетрудитьсяистатьполезнымичленамиобщества.
Однимизсредствформированияпрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидавыступаетвнеурочнаядеятельность,тоестьцеленаправленнаядеятельностьпоорганизациижизнедеятельностидетейпослезанятийнауроках.Изучениевозможностейвнеурочнойдеятельностивформированиипрофессиональногосамоопределенияподростковсумственнойотсталостьюобусловилообращениекисследованиямпедагоговклассиков,заложившихосновыдефектологии,П.П.Блонского,А.С.Макаренко,С.Т.Шацкого[8]идр.Проведенныйнамианализнаучнометодическойлитературыпоказал,чтовнеурочнаядеятельностьстаршеклассниковявляетсясамостоятельнымисточникомихвнутреннейудовлетворенности,социальнойинтеграции,самовыражения.ПоданнымрядаисследованийС.В.Кузьмина[10],Е.П.Николаевой[11],объемсвободноговремениучащихсяспециальных(коррекционных)школVIIIвидаявляетсянаибольшимпосравнениюсучащимисядругихвидовобразовательныхучреждений.Поэтомунаиболееплодотворноирезультативно,снашейточкизрения,задачаформированияпрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидаможетрешатьсявсфересвободногоотучебныхзанятийвремени[12].
Внеурочнаядеятельностьстановитсяэффективнымсредствомформированияпрофессиональногосамоопределенияпотому,чтоявляетсярегламентированнойпосодержанию,нонерегламентированнойповремени.ИсследованияН.А.Новосельцевой,В.В.Федорова[13]идругих показали,чтоучащиесясумственнойотсталостьюбыстрееустают,чемнормальноразвивающиесядети.Вовнеурочнойдеятельностинесложноварьироватьвременем,отводимымнамероприятие.Возможнотакжеупроститьсодержаниематериала,предназначенногодлявосприятияучащимисясумственнойотсталостью.
Анализтеоретическихисточниковпозволилопределитьсодержаниепедагогическойработыпоформированиюпрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидавовнеурочнойдеятельности.Вэкспериментальномисследованииучаствовало80учащихся9х классовдвухспециальных(коррекционных)школVIIIвидаг.Оренбургаввозрасте1617летсумственнойотсталостью.Наконстатирующемэтапеэкспериментавыявленисходныйуровеньсформированностипрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида.Наданномэтапестолкнулисьстем,чтонамнеудалосьобнаружитьметодик,направленныхнавыявлениеуровнясформированностипрофессиональногосамоопределенияумственноотсталыхучащихся.Всвязисэтимвозникланеобходимостьадаптацииимеющегосядиагностическогоинструментариякособенностямобучающихсясумственнойотсталостьюсучетомпсихофизиологическихособенностейпознавательной,эмоциональноволевойсфер:вопервых,упроститьвопросыанкетдлятого,чтобыонибылипонятныиспытуемым;вовторых,снятьжесткоеограничениеповременипривыполнениизаданий[12].Наконстатирующемэтапеэкспериментанамибыливыделеныкритериипрофессиональногосамоопределения:рефлексивный(характеризуетстепеньзнанияучащимисясвоихпсихофизиологическихособенностейисоотноситсяспсихофизиологическимкомпонентомпрофессиональногосамоопределения),личностнодеятельностный(характеризуетстепеньпониманияличностнойисоциальнойзначимостиправильноговыборапрофессииисоотноситсяснравственнымкомпонентомпрофессиональногосамоопределения)иинформационнодеятельностный(характеризуетналичиепервоначальныхпрофессиональныхзнанийиуменийисоотноситсяспрактическимкомпонентомпрофессиональногосамоопределения).Результатыконстатирующегоэкспериментапоказали,чтозначительнаячастьвыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидаимеетнедостаточныйуровеньсформированностипрофессиональногосамоопределения.Результатыпредставленывтабл.1.
Таблица1Результатыуровнясформированностипрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида(%)
ГруппыЭкспериментальнаягруппа(А)Контрольнаягруппа(В)
Уровни
Этап
высокийвышесреднегосреднийнижесреднегонизкий
высокийвышесреднегосреднийнижесреднегонизкий
Констатирующий
эксперимент02,414,361,921,405,355,326,313,1
83,3%учащихсяэкспериментальнойгруппыи39,4%учащихсяконтрольнойгруппыимеютнизкийуровеньсформированностипрофессиональногосамоопределенияиуровеньнижесреднего.Онинеиспытываютглубокогоинтересакизбираемойсферетруда;затрудняютсяперечислитьтрудностисвоейбудущейпрофессииисоотнестиихспротивопоказаниямикусловиямтруда,продиктованнымисоответствиемсостоянияздоровьятребованиямизбираемойпрофессии.Унихотмеченоположительноеотношениектруду,приэтомвыраженонечеткоеосознаниесмыслаицелисвоейжизни,неясноепониманиеличностнойисоциальнойзначимостиправильноговыборапрофессии,профессиональныйидеалнеопределен.Уиспытуемыхнедостаточносформированопрофессиональноенамерение;отсутствуютзнаниясодержания,условийтрудапредпочитаемойпрофессии;учащиесянеимеютличногоопытаработы;отсутствуютпрофессиональныезнанияиумения;знанияспособаприобретенияпрофессиииперспективпрофессиональногоростаповерхностны.Порезультатамисследованияпрофессиональныхпредпочтенийучащихсясумственнойотсталостью,ранжированиявыборовобеихгрупптипыпрофессийпредставленыследующимобразом:«ЧеловекТехника»,«ЧеловекЧеловек»,«ЧеловекПрирода»,«ЧеловекХудожественныйобраз»,«ЧеловекЗнаковаясистема».Различиянезначительны.
ПорезультатамконстатирующегоэтапаэкспериментальногоисследованиясформированностипрофессиональногосамоопределенияиспытуемыегруппыАпоказалиболеенизкиерезультаты,чемучащиесягруппыВ,исоставилиэкспериментальнуюгруппу.
Результатыконстатирующегоэкспериментасвидетельствуютосуществующихпроблемахвформированиипрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида.
Мыпредположили,чтоэтипроблемымогутбытьрешеныприцеленаправленнойорганизациивнеурочнойдеятельности,регламентироватькоторуюможетспециальноразработаннаяпрограмма.
Наформирующемэтапеэкспериментаразработанапрограмма,направленнаянаформированиепрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидавовнеурочнойдеятельностииапробированасэкспериментальнойгруппойучащихся.Всодержаниипрограммывыделеныследующиенаправления:профессиональноепросвещениеизнакомствосотдельнымипрофессиями,ихобщественнойзначимостью;систематизациязнанийомирепрофессийсточкизренияцелейиусловийтруда;знакомствоспсихологическимиосновамипрофессиональноговыбора;первичнаяпрофессиональнаядиагностика;углублениезнанийотребованияхпрофессиикчеловеку;формированиепредставленийодальнейшейжизненнойперспективе.Какпоказалаэкспериментальнаяработа,процессформированияпрофессиональногосамоопределенияиндивидуален,всвязисэтимсодержаниеработыстроилосьнаоснованииследующихпринципов:учетиндивидуальныхособенностей,личностныхкачеств;
развитиеиндивидуальностикаждоговыпускникавпроцессепрофессиональногосамоопределениявсистемевнеурочнойдеятельности;уважениеразличныхвидовтруда;активизацияпроцессапрофессиональногосамоопределения;
действиевинтересахвыпускника.Наконтрольномэтапеэкспериментапроведенаповторнаядиагностикауровнясформированностипрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидасцельюоценкиэффективностипрограммы,направленнойнаформированиепрофессиональногосамоопределениявовнеурочнойдеятельности.
Результатысравненияуровнясформированностипрофессиональногосамоопределенияучащихсяпредставленывтабл.2.
Таблица2Сравнениеуровнясформированностипрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида(%)
ГруппыЭкспериментальнаягруппа(А)Контрольнаягруппа(В)
Уровни
Этапывысокийвышесреднегосреднийнижесреднегонизкийвысокийвышесреднегосреднийнижесреднегонизкий
Констатирующийэксперимент02,414,361,921,405,355,326,313,1Контрольный
эксперимент4,89,56916,705,32,652,726,313,1
Такимобразом,очевиднадинамикасформированностипрофессиональногосамоопределениявэкспериментальнойгруппеучащихся.Анализрезультатов,полученныхпослепроведенияформирующегоэкспериментапоказал,чтоучащиесяэкспериментальнойгруппыимеютэлементарныепредставленияосмыслеицелисвоейжизни,унихположительноеотношениеклюбомувидутруда,ясноепониманиезначимостиправильноговыборапрофессии,профессиональныенамеренияносятхарактеропределенности.Отмечаетсяналичиепрофессиональногоидеала,устойчивыйинтересквыбраннойпрофессии,связанныйсознаниемсодержаниятрудаисвоихвозможностей,мотивавыборапрофессии.Состояниездоровьяучащихсясоответствуеттребованиямданнойпрофессии,имеютсяпервоначальныепрофессиональныезнанияиумения,атакжетрудовойопытпоизбираемойпрофессии,которыйприобретениминазанятияхвмастерскихучрежденийначальногопрофессиональногообразования№17,38г.Оренбурга.Испытуемыеэкспериментальнойгруппызнаютсодержание,условиятрудаитребованияпрофессиикчеловеку.Учащиесявладеютинформациейоспособахприобретенияданнойпрофессии,ихпрофессиональныенамерениясогласуютсясродителями.Результатыэкспериментапозволяютнамотметить,чтоведущимимотивамивыборапрофессииуучащихсяэкспериментальнойгруппыявляютсяинтерескданнойпрофессиииналичиепрактическогоопыта.Школьникивыбираютдлясебявосновномпрофессии,несвязанныесинтеллектуальнымтрудомитребующиеопределенногоуровнятрудовыхпрактическихнавыковвтойпрофессиональнойсфере,ккоторойунихестьинтерес.Очевидно,чтовцеломвэкспериментальнойгруппеучащихсяпроизошлипозитивныеизменения.Учащиесяконтрольнойгруппыпопрежнемунеиспытываютглубокогоинтересакизбираемойсферетруда;затрудняютсяперечислитьтрудностисвоейбудущейпрофессииисоотнестиихспротивопоказаниямикусловиямтруда,продиктованнымисоответствиемсостоянияздоровьятребованиямизбираемойпрофессии.Унихотмеченоположительноеотношениектруду,нечеткоеосознаниесмыслаицелисвоейжизни,неясноепониманиеличностнойисоциальнойзначимостиправильноговыборапрофессии,профессиональныйидеалнеопределен.Уподростковневполноймересформированопрофессиональноенамерение;отсутствуютзнаниясодержания,условийтрудапредпочитаемойпрофессии;учащиесянеимеютличногоопытаработы;унихотсутствуютпрофессиональныезнанияиумения;знанияспособаприобретенияпрофессиииперспективпрофессиональногоростаповерхностны.Результатывыявленияпрофессиональныхпредпочтенийпредставленывтабл.3.
Таблица3Результатывыявленияпрофессиональныхпредпочтений
выпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида
ЭтапыэкспериментальнойработыПоказателипокаждомутипупрофессий(в%)«Человекприрода»«Человектехника»«Человекчеловек»«Человекзнаковаясистема»«Человекхудожественныйобраз»ЭкспериментальнаягруппаКонстатирующийэксперимент23,833,330,92,49,6Контрольныйэксперимент30,97,235,72,423,8КонтрольнаягруппаКонстатирующийэксперимент2134,428,92,613,1Контрольныйэксперимент18,428,931,87,813,1
Вэкспериментальнойгруппеочевидносущественноеувеличениевыборапрофессийвсфере«Человекхудожественныйобраз».Отмечаетсянезначительноеувеличениевыборапрофессийвсфере«Человекприрода».Наблюдаетсярезкоеснижениепроцентавыборапрофессийвсфере«Человектехника».Этообъясняетсяосознаниемсоответствиясостоянияздоровьятребованиямипротивопоказаниям,предъявляемымкпрофессиямданноготипа.Этопозволяетотметитьположительнуютенденциювыборатехтиповпрофессий,которымиониреальномогутовладетьвпроцессепрофессиональногосамоопределения.Вконтрольнойгруппевотношениивыборатиповпрофессийизмененийнеотмечается.
Учитываяпсихофизическиеособенностииспецификупрофессиональнойдеятельностивыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидаможноконстатировать,чтонаиболееприемлемымитипамипрофессийдлянихявляются:«Человекприрода»,«Человекхудожественныйобраз»,посколькубольшаяихчастьнетребуетвысокогоуровняинтеллектаичастоноситприкладнойхарактер.
Результаты,полученныевходеконтрольногоэксперимента,позволилинамубедитьсявэффективностииспользованияпрограммы,направленнойнаформированиепрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидавовнеурочнойдеятельности.
ДлястатистическогодоказательствадостоверностиизмененийвуровнепоказателейсформированностипрофессиональногосамоопределенияэкспериментальнойгруппынаначальномизаключительномэтапахэкспериментаиспользованGкритерийзнаков.Преобладаниесдвигавсторонуповышенияуровнясформированностипрофессиональногосамоопределенияявляетсязначимымна5%муровне.ДляоценкиразличиймеждудвумявыборкамипоуровнюсформированностипрофессиональногосамоопределениянаконтрольномэтапеэкспериментальногоисследованияиспользованнепараметрическийQкритерийРозенбаума.Учащиесяэкспериментальнойгруппыпревосходятучащихсяконтрольнойгруппыпообобщенномупоказателюуровнясформированностипрофессиональногосамоопределения.
Статистическиподтверждено,чтоуровеньсформированностипрофессиональногосамоопределенияэкспериментальнойгруппыучащихсяповысилсяпосравнениюсучащимисяконтрольнойгруппы.Такимобразом,процесспрофессиональногосамоопределениядлительныйпроцесс,представляющийсобойпоискинахождениеличностногосмыславвыбираемой,осваиваемойиужевыполняемойтрудовойдеятельности,атакженахождениесмыславсамомпроцессепрофессиональногосамоопределения.Профессиональноесамоопределениеподростковсумственнойотсталостьюзатрудненовсвязисбедностьюжизненногоопыта,ограниченностьюзнаний,неточностьюпонятий,представлений,незрелостьючувств,интересов,неадекватностьюсамооценки.Ведущаярольвпрофессиональномсамоопределенииучащихсяспециальной(коррекционной)школыVIIIвидаотводитсявнеурочнойдеятельности.Еёпедагогическийпотенциалврамкахпрофессиональнойориентациивыпускниковзаключаетсявсовокупностипедагогическихсредств,возможностей,необходимыхдляпрофессиональногосамоопределения.
Ссылкинаисточники1.КлимовЕ.А.Каквыбиратьпрофессию:книгадляучащихсястаршихклассов.М.,1988.
2.АкимоваО.И.Орезультатахисследованияпрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальной(коррекционной)школыVIIIвидаг.Оренбургавовнеурочнойдеятельности//ВестникБашкирскогоуниверситета.Уфа,2012.№3.С.281284.3.ГнатюкА.А.Подготовленностьвыпускниковвспомогательнойшколыкпрофессиональномутруду//Дефектология.1986.№6.С.813.4.ЕгороваЛ.А.ВариантпрофессиональнойподготовкивыпускниковшколыVIIIвидавусловияхсела//Дефектология.2003.№3.С.8687.5.КоркуновВ.В.Социальнотрудоваяадаптацияучащихсяивыпускниковвспомогательныхшкол.Свердловск,1990.134с.6.МирскийС.Л.Опутяхразвитияпрофессиональнойподготовкивоспитанниковвспомогательнойшколы//Дефектология.1989.№3.С.45.7.ШинкаренкоВ.А.Трудовоеобучениеивоспитаниеучащихсявспомогательнойшколы.Минск,1990.155с.8.ШацкийС.Т.Педагогическиесочинения.Т.2.М.,1964.205с.9.КузьминС.В.Культурасвободноговременикакфакторсоциализацииличности:автореф.… дис.канд.филос.наук/Моск.пед.гос.унтим.В.И.Ленина.М.,1985.20с.10.НиколаеваЕ.П.Профориентациявыпускниковснарушениеминтеллекта//Актуальныепроблемыспециальнойилечебнойпедагогики:материалынауч.практ.конф./сост.И.С.Линьковаидр.Екатеринбург],2007.С.156161.11.АкимоваО.И.Профессиональноесамоопределениевыпускниковспециальной(коррекционной)школыVIIIвидавовнеурочнойдеятельности//ВестникЮжноУральскогогосударственногоуниверситета.Серия«Образование.Педагогическиенауки».Вып.9.Челябинск,2010.№23(199).С.134137.12.НовосельцеваН.А.,Федоров В. В. Нашиподростки:осозданиидетскихиподростковыхклубовпоинтересам.М.:Политиздат,1989.207с.
Olga Akimova,CandidateofPedagogical Sciences,Associate ProfessoroftheDepartmentofspecialpsychology of Federal state educational institution of higher professional education Orenburg State Pedagogical University , Orenburgakimovaolga_72@mail.ruThe specificity of professional selfdetermination of students of special (correctional) school type VIIIAbstract.Thisarticlediscussestheprocessofprofessionalselfdetermination:specificityofprofessionalselfdeterminationofgraduatesofspecial(correctional)schooltypeVIII;identifiedanddefinetheroleofextracurricularactivitiesintheframeworkofprofessionalselfdetermination,submittedabstracteducationaltechnologyprofessionaldetermination.Keywords:professionalselfdetermination,pedagogicalpotentialofafterhouractivity,pedagogicaltechnology.
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП.М.,кандидатомпедагогическихнаук,главнымредакторомжурнала«Концепт»
г.Оренбургakimovaolga_72@mail.ru
Спецификапрофессиональногосамоопределенияучащихся
специальных(коррекционных)школVIIIвида
Аннотация.Встатьерассматриваетсяпроцесспрофессиональногосамоопределения:учтенаспецификапрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида;обозначенарольвнеурочнойдеятельностиврамкахпрофессиональногосамоопределения.Ключевыеслова:профессиональноесамоопределение,педагогическийпотенциалвнеурочнойдеятельности,педагогическаятехнология.Раздел:(01)педагогика;историяпедагогикииобразования;теорияиметодикаобученияивоспитания(попредметнымобластям).
Постоянноменяющиесяусловияжизникаждогочеловека,многообразиеидеологическихустановоктребуютотнегопостоянногосамоопределения.Каждыйчеловеквынужденопределятьсвоёотношениенетолькокпроцессам,происходящимвобществеивегособственнойжизни:ондолженуметьотстаиватьсобственныеценности,братьнасебяответственностьзареализациюихвсвоейжизнедеятельности,тоестьвыстраиватьсвоюпозицию.Выпускникиспециальных(коррекционных)школдлядетейсумственнойотсталостью,вступающиевсамостоятельнуюжизнь,частонеготовыкразрешениюэтойзадачи.
ЕжегодновРоссиивыпускникамиспециальных(коррекционных)школдлядетейсумственнойотсталостьюстановятсяоколо22,5тысяччеловек.Немногиеизнихопределяютсясправильнымвыборомпрофессии.
Восновебеспроблемногорешенияназваннойзадачилежитпрофессиональноесамоопределение.ВисследованияхЕ.А.Климовапрофессиональноесамоопределениесводитсякодномоментномуактувыборапрофессииизаканчиваетсязавершениемпрофессиональнойподготовкипоизбраннойспециальности[1].Однакомысчитаем,чтоэтодалеконетак:профессиональноесамоопределениепродолжаетсянапротяжениивсейпрофессиональнойжизни[2].Анализпсихологопедагогическихисследованийпоказал,чтопонятиепрофессиональногосамоопределениярассматриваетсяавторамисразличныхпозиций.Обобщивразличныевариантыданногоопределения,всвоемисследованиимытрактуемегокакпоискинахождениеличностногосмыславвыбираемой,осваиваемойиужевыполняемойтрудовойдеятельности,атакженахождениесмыславсамомпроцессесамоопределения[2].Профессиональноесамоопределениеэтонесозданиепределовразвитиючеловека,невпаданиевпрофессиональнуюограниченность,неоднократноедеяние,адлительныймноголетнийпроцесс,связанныйсразнымицелямииимеющийопределенноесодержаниенаразныхвозрастныхэтапах,поисквозможностейбеспредельногоразвития.Проблемапрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидапривлекалавниманиеученыхипрактиков
(А.А.Гнатюк[3],Л.А.Егорова[4],В.В.Коркунов[5],С.Л.Мирский[6],В.А.Шинкаренко[7]идр.).Необходимоотметить,чтонаначальныхэтапахформированияпрофессиональногосамоопределенияуучащихсясумственнойотсталостьюособыхрасхожденийснормальноразвивающимисядетьминенаблюдается.Сложностиначинаютсявпериодформированияпрофессиональнойнаправленностиипрофессиональногосамосознания,когдапередвыпускникамивстаетпроблемасоотнесениясвоихинтересов,способностейипредставленийсосвоимиреальнымивозможностями.Процессформированияпрофессиональногосамоопределенияподростковсумственнойотсталостьюзатрудненкаквсвязисбедностьюжизненногоопыта,такиограниченностьюзнаний,неточностьюпонятий,представлений,незрелостьючувств,интересов,неадекватностьюсамооценки.Именнонедостатокинтеллектасоставляетглавнуючастьнарушенногомеханизмаформированияпрофессиональногосамоопределения.Выпускникиспециальных(коррекционных)школVIIIвида,какправило,недостигаюттогоуровняпрофессиональногосамопознания,которыйпозволилбыимсамостоятельнообъективносоотнестисвоипредпочтениясосвоимивозможностями,приэтом,онипонимаютнеобходимостьтруда,выражаютжеланиетрудитьсяистатьполезнымичленамиобщества.
Однимизсредствформированияпрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидавыступаетвнеурочнаядеятельность,тоестьцеленаправленнаядеятельностьпоорганизациижизнедеятельностидетейпослезанятийнауроках.Изучениевозможностейвнеурочнойдеятельностивформированиипрофессиональногосамоопределенияподростковсумственнойотсталостьюобусловилообращениекисследованиямпедагоговклассиков,заложившихосновыдефектологии,П.П.Блонского,А.С.Макаренко,С.Т.Шацкого[8]идр.Проведенныйнамианализнаучнометодическойлитературыпоказал,чтовнеурочнаядеятельностьстаршеклассниковявляетсясамостоятельнымисточникомихвнутреннейудовлетворенности,социальнойинтеграции,самовыражения.ПоданнымрядаисследованийС.В.Кузьмина[10],Е.П.Николаевой[11],объемсвободноговремениучащихсяспециальных(коррекционных)школVIIIвидаявляетсянаибольшимпосравнениюсучащимисядругихвидовобразовательныхучреждений.Поэтомунаиболееплодотворноирезультативно,снашейточкизрения,задачаформированияпрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидаможетрешатьсявсфересвободногоотучебныхзанятийвремени[12].
Внеурочнаядеятельностьстановитсяэффективнымсредствомформированияпрофессиональногосамоопределенияпотому,чтоявляетсярегламентированнойпосодержанию,нонерегламентированнойповремени.ИсследованияН.А.Новосельцевой,В.В.Федорова[13]идругих показали,чтоучащиесясумственнойотсталостьюбыстрееустают,чемнормальноразвивающиесядети.Вовнеурочнойдеятельностинесложноварьироватьвременем,отводимымнамероприятие.Возможнотакжеупроститьсодержаниематериала,предназначенногодлявосприятияучащимисясумственнойотсталостью.
Анализтеоретическихисточниковпозволилопределитьсодержаниепедагогическойработыпоформированиюпрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидавовнеурочнойдеятельности.Вэкспериментальномисследованииучаствовало80учащихся9х классовдвухспециальных(коррекционных)школVIIIвидаг.Оренбургаввозрасте1617летсумственнойотсталостью.Наконстатирующемэтапеэкспериментавыявленисходныйуровеньсформированностипрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида.Наданномэтапестолкнулисьстем,чтонамнеудалосьобнаружитьметодик,направленныхнавыявлениеуровнясформированностипрофессиональногосамоопределенияумственноотсталыхучащихся.Всвязисэтимвозникланеобходимостьадаптацииимеющегосядиагностическогоинструментариякособенностямобучающихсясумственнойотсталостьюсучетомпсихофизиологическихособенностейпознавательной,эмоциональноволевойсфер:вопервых,упроститьвопросыанкетдлятого,чтобыонибылипонятныиспытуемым;вовторых,снятьжесткоеограничениеповременипривыполнениизаданий[12].Наконстатирующемэтапеэкспериментанамибыливыделеныкритериипрофессиональногосамоопределения:рефлексивный(характеризуетстепеньзнанияучащимисясвоихпсихофизиологическихособенностейисоотноситсяспсихофизиологическимкомпонентомпрофессиональногосамоопределения),личностнодеятельностный(характеризуетстепеньпониманияличностнойисоциальнойзначимостиправильноговыборапрофессииисоотноситсяснравственнымкомпонентомпрофессиональногосамоопределения)иинформационнодеятельностный(характеризуетналичиепервоначальныхпрофессиональныхзнанийиуменийисоотноситсяспрактическимкомпонентомпрофессиональногосамоопределения).Результатыконстатирующегоэкспериментапоказали,чтозначительнаячастьвыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидаимеетнедостаточныйуровеньсформированностипрофессиональногосамоопределения.Результатыпредставленывтабл.1.
Таблица1Результатыуровнясформированностипрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида(%)
ГруппыЭкспериментальнаягруппа(А)Контрольнаягруппа(В)
Уровни
Этап
высокийвышесреднегосреднийнижесреднегонизкий
высокийвышесреднегосреднийнижесреднегонизкий
Констатирующий
эксперимент02,414,361,921,405,355,326,313,1
83,3%учащихсяэкспериментальнойгруппыи39,4%учащихсяконтрольнойгруппыимеютнизкийуровеньсформированностипрофессиональногосамоопределенияиуровеньнижесреднего.Онинеиспытываютглубокогоинтересакизбираемойсферетруда;затрудняютсяперечислитьтрудностисвоейбудущейпрофессииисоотнестиихспротивопоказаниямикусловиямтруда,продиктованнымисоответствиемсостоянияздоровьятребованиямизбираемойпрофессии.Унихотмеченоположительноеотношениектруду,приэтомвыраженонечеткоеосознаниесмыслаицелисвоейжизни,неясноепониманиеличностнойисоциальнойзначимостиправильноговыборапрофессии,профессиональныйидеалнеопределен.Уиспытуемыхнедостаточносформированопрофессиональноенамерение;отсутствуютзнаниясодержания,условийтрудапредпочитаемойпрофессии;учащиесянеимеютличногоопытаработы;отсутствуютпрофессиональныезнанияиумения;знанияспособаприобретенияпрофессиииперспективпрофессиональногоростаповерхностны.Порезультатамисследованияпрофессиональныхпредпочтенийучащихсясумственнойотсталостью,ранжированиявыборовобеихгрупптипыпрофессийпредставленыследующимобразом:«ЧеловекТехника»,«ЧеловекЧеловек»,«ЧеловекПрирода»,«ЧеловекХудожественныйобраз»,«ЧеловекЗнаковаясистема».Различиянезначительны.
ПорезультатамконстатирующегоэтапаэкспериментальногоисследованиясформированностипрофессиональногосамоопределенияиспытуемыегруппыАпоказалиболеенизкиерезультаты,чемучащиесягруппыВ,исоставилиэкспериментальнуюгруппу.
Результатыконстатирующегоэкспериментасвидетельствуютосуществующихпроблемахвформированиипрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида.
Мыпредположили,чтоэтипроблемымогутбытьрешеныприцеленаправленнойорганизациивнеурочнойдеятельности,регламентироватькоторуюможетспециальноразработаннаяпрограмма.
Наформирующемэтапеэкспериментаразработанапрограмма,направленнаянаформированиепрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидавовнеурочнойдеятельностииапробированасэкспериментальнойгруппойучащихся.Всодержаниипрограммывыделеныследующиенаправления:профессиональноепросвещениеизнакомствосотдельнымипрофессиями,ихобщественнойзначимостью;систематизациязнанийомирепрофессийсточкизренияцелейиусловийтруда;знакомствоспсихологическимиосновамипрофессиональноговыбора;первичнаяпрофессиональнаядиагностика;углублениезнанийотребованияхпрофессиикчеловеку;формированиепредставленийодальнейшейжизненнойперспективе.Какпоказалаэкспериментальнаяработа,процессформированияпрофессиональногосамоопределенияиндивидуален,всвязисэтимсодержаниеработыстроилосьнаоснованииследующихпринципов:учетиндивидуальныхособенностей,личностныхкачеств;
развитиеиндивидуальностикаждоговыпускникавпроцессепрофессиональногосамоопределениявсистемевнеурочнойдеятельности;уважениеразличныхвидовтруда;активизацияпроцессапрофессиональногосамоопределения;
действиевинтересахвыпускника.Наконтрольномэтапеэкспериментапроведенаповторнаядиагностикауровнясформированностипрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидасцельюоценкиэффективностипрограммы,направленнойнаформированиепрофессиональногосамоопределениявовнеурочнойдеятельности.
Результатысравненияуровнясформированностипрофессиональногосамоопределенияучащихсяпредставленывтабл.2.
Таблица2Сравнениеуровнясформированностипрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида(%)
ГруппыЭкспериментальнаягруппа(А)Контрольнаягруппа(В)
Уровни
Этапывысокийвышесреднегосреднийнижесреднегонизкийвысокийвышесреднегосреднийнижесреднегонизкий
Констатирующийэксперимент02,414,361,921,405,355,326,313,1Контрольный
эксперимент4,89,56916,705,32,652,726,313,1
Такимобразом,очевиднадинамикасформированностипрофессиональногосамоопределениявэкспериментальнойгруппеучащихся.Анализрезультатов,полученныхпослепроведенияформирующегоэкспериментапоказал,чтоучащиесяэкспериментальнойгруппыимеютэлементарныепредставленияосмыслеицелисвоейжизни,унихположительноеотношениеклюбомувидутруда,ясноепониманиезначимостиправильноговыборапрофессии,профессиональныенамеренияносятхарактеропределенности.Отмечаетсяналичиепрофессиональногоидеала,устойчивыйинтересквыбраннойпрофессии,связанныйсознаниемсодержаниятрудаисвоихвозможностей,мотивавыборапрофессии.Состояниездоровьяучащихсясоответствуеттребованиямданнойпрофессии,имеютсяпервоначальныепрофессиональныезнанияиумения,атакжетрудовойопытпоизбираемойпрофессии,которыйприобретениминазанятияхвмастерскихучрежденийначальногопрофессиональногообразования№17,38г.Оренбурга.Испытуемыеэкспериментальнойгруппызнаютсодержание,условиятрудаитребованияпрофессиикчеловеку.Учащиесявладеютинформациейоспособахприобретенияданнойпрофессии,ихпрофессиональныенамерениясогласуютсясродителями.Результатыэкспериментапозволяютнамотметить,чтоведущимимотивамивыборапрофессииуучащихсяэкспериментальнойгруппыявляютсяинтерескданнойпрофессиииналичиепрактическогоопыта.Школьникивыбираютдлясебявосновномпрофессии,несвязанныесинтеллектуальнымтрудомитребующиеопределенногоуровнятрудовыхпрактическихнавыковвтойпрофессиональнойсфере,ккоторойунихестьинтерес.Очевидно,чтовцеломвэкспериментальнойгруппеучащихсяпроизошлипозитивныеизменения.Учащиесяконтрольнойгруппыпопрежнемунеиспытываютглубокогоинтересакизбираемойсферетруда;затрудняютсяперечислитьтрудностисвоейбудущейпрофессииисоотнестиихспротивопоказаниямикусловиямтруда,продиктованнымисоответствиемсостоянияздоровьятребованиямизбираемойпрофессии.Унихотмеченоположительноеотношениектруду,нечеткоеосознаниесмыслаицелисвоейжизни,неясноепониманиеличностнойисоциальнойзначимостиправильноговыборапрофессии,профессиональныйидеалнеопределен.Уподростковневполноймересформированопрофессиональноенамерение;отсутствуютзнаниясодержания,условийтрудапредпочитаемойпрофессии;учащиесянеимеютличногоопытаработы;унихотсутствуютпрофессиональныезнанияиумения;знанияспособаприобретенияпрофессиииперспективпрофессиональногоростаповерхностны.Результатывыявленияпрофессиональныхпредпочтенийпредставленывтабл.3.
Таблица3Результатывыявленияпрофессиональныхпредпочтений
выпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвида
ЭтапыэкспериментальнойработыПоказателипокаждомутипупрофессий(в%)«Человекприрода»«Человектехника»«Человекчеловек»«Человекзнаковаясистема»«Человекхудожественныйобраз»ЭкспериментальнаягруппаКонстатирующийэксперимент23,833,330,92,49,6Контрольныйэксперимент30,97,235,72,423,8КонтрольнаягруппаКонстатирующийэксперимент2134,428,92,613,1Контрольныйэксперимент18,428,931,87,813,1
Вэкспериментальнойгруппеочевидносущественноеувеличениевыборапрофессийвсфере«Человекхудожественныйобраз».Отмечаетсянезначительноеувеличениевыборапрофессийвсфере«Человекприрода».Наблюдаетсярезкоеснижениепроцентавыборапрофессийвсфере«Человектехника».Этообъясняетсяосознаниемсоответствиясостоянияздоровьятребованиямипротивопоказаниям,предъявляемымкпрофессиямданноготипа.Этопозволяетотметитьположительнуютенденциювыборатехтиповпрофессий,которымиониреальномогутовладетьвпроцессепрофессиональногосамоопределения.Вконтрольнойгруппевотношениивыборатиповпрофессийизмененийнеотмечается.
Учитываяпсихофизическиеособенностииспецификупрофессиональнойдеятельностивыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидаможноконстатировать,чтонаиболееприемлемымитипамипрофессийдлянихявляются:«Человекприрода»,«Человекхудожественныйобраз»,посколькубольшаяихчастьнетребуетвысокогоуровняинтеллектаичастоноситприкладнойхарактер.
Результаты,полученныевходеконтрольногоэксперимента,позволилинамубедитьсявэффективностииспользованияпрограммы,направленнойнаформированиепрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальных(коррекционных)школVIIIвидавовнеурочнойдеятельности.
ДлястатистическогодоказательствадостоверностиизмененийвуровнепоказателейсформированностипрофессиональногосамоопределенияэкспериментальнойгруппынаначальномизаключительномэтапахэкспериментаиспользованGкритерийзнаков.Преобладаниесдвигавсторонуповышенияуровнясформированностипрофессиональногосамоопределенияявляетсязначимымна5%муровне.ДляоценкиразличиймеждудвумявыборкамипоуровнюсформированностипрофессиональногосамоопределениянаконтрольномэтапеэкспериментальногоисследованияиспользованнепараметрическийQкритерийРозенбаума.Учащиесяэкспериментальнойгруппыпревосходятучащихсяконтрольнойгруппыпообобщенномупоказателюуровнясформированностипрофессиональногосамоопределения.
Статистическиподтверждено,чтоуровеньсформированностипрофессиональногосамоопределенияэкспериментальнойгруппыучащихсяповысилсяпосравнениюсучащимисяконтрольнойгруппы.Такимобразом,процесспрофессиональногосамоопределениядлительныйпроцесс,представляющийсобойпоискинахождениеличностногосмыславвыбираемой,осваиваемойиужевыполняемойтрудовойдеятельности,атакженахождениесмыславсамомпроцессепрофессиональногосамоопределения.Профессиональноесамоопределениеподростковсумственнойотсталостьюзатрудненовсвязисбедностьюжизненногоопыта,ограниченностьюзнаний,неточностьюпонятий,представлений,незрелостьючувств,интересов,неадекватностьюсамооценки.Ведущаярольвпрофессиональномсамоопределенииучащихсяспециальной(коррекционной)школыVIIIвидаотводитсявнеурочнойдеятельности.Еёпедагогическийпотенциалврамкахпрофессиональнойориентациивыпускниковзаключаетсявсовокупностипедагогическихсредств,возможностей,необходимыхдляпрофессиональногосамоопределения.
Ссылкинаисточники1.КлимовЕ.А.Каквыбиратьпрофессию:книгадляучащихсястаршихклассов.М.,1988.
2.АкимоваО.И.Орезультатахисследованияпрофессиональногосамоопределениявыпускниковспециальной(коррекционной)школыVIIIвидаг.Оренбургавовнеурочнойдеятельности//ВестникБашкирскогоуниверситета.Уфа,2012.№3.С.281284.3.ГнатюкА.А.Подготовленностьвыпускниковвспомогательнойшколыкпрофессиональномутруду//Дефектология.1986.№6.С.813.4.ЕгороваЛ.А.ВариантпрофессиональнойподготовкивыпускниковшколыVIIIвидавусловияхсела//Дефектология.2003.№3.С.8687.5.КоркуновВ.В.Социальнотрудоваяадаптацияучащихсяивыпускниковвспомогательныхшкол.Свердловск,1990.134с.6.МирскийС.Л.Опутяхразвитияпрофессиональнойподготовкивоспитанниковвспомогательнойшколы//Дефектология.1989.№3.С.45.7.ШинкаренкоВ.А.Трудовоеобучениеивоспитаниеучащихсявспомогательнойшколы.Минск,1990.155с.8.ШацкийС.Т.Педагогическиесочинения.Т.2.М.,1964.205с.9.КузьминС.В.Культурасвободноговременикакфакторсоциализацииличности:автореф.… дис.канд.филос.наук/Моск.пед.гос.унтим.В.И.Ленина.М.,1985.20с.10.НиколаеваЕ.П.Профориентациявыпускниковснарушениеминтеллекта//Актуальныепроблемыспециальнойилечебнойпедагогики:материалынауч.практ.конф./сост.И.С.Линьковаидр.Екатеринбург],2007.С.156161.11.АкимоваО.И.Профессиональноесамоопределениевыпускниковспециальной(коррекционной)школыVIIIвидавовнеурочнойдеятельности//ВестникЮжноУральскогогосударственногоуниверситета.Серия«Образование.Педагогическиенауки».Вып.9.Челябинск,2010.№23(199).С.134137.12.НовосельцеваН.А.,Федоров В. В. Нашиподростки:осозданиидетскихиподростковыхклубовпоинтересам.М.:Политиздат,1989.207с.
Olga Akimova,CandidateofPedagogical Sciences,Associate ProfessoroftheDepartmentofspecialpsychology of Federal state educational institution of higher professional education Orenburg State Pedagogical University , Orenburgakimovaolga_72@mail.ruThe specificity of professional selfdetermination of students of special (correctional) school type VIIIAbstract.Thisarticlediscussestheprocessofprofessionalselfdetermination:specificityofprofessionalselfdeterminationofgraduatesofspecial(correctional)schooltypeVIII;identifiedanddefinetheroleofextracurricularactivitiesintheframeworkofprofessionalselfdetermination,submittedabstracteducationaltechnologyprofessionaldetermination.Keywords:professionalselfdetermination,pedagogicalpotentialofafterhouractivity,pedagogicaltechnology.
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП.М.,кандидатомпедагогическихнаук,главнымредакторомжурнала«Концепт»