Интонация как основа художественной выразительности сценической речи: детское театральное творчество

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кизин М. М. Интонация как основа художественной выразительности сценической речи: детское театральное творчество // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54132.htm.
Аннотация. Педагогическая наука рассматривает искусство сценической речи как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для детей, так как позволяет им значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирующий его духовный мир. Сценическая речь на подмостках школьного театра представляет возможности для эксперимента, самостоятельного творчества в лучшем понимании этого выражения. В атмосфере Школьного Театра воспитываются и будущие таланты, актеры, свои поэты, драматурги и будущие зрители театра, ибо главная черта подобного вида искусства - свободное творчество по велению самой души. Театральные занятия с детьми, как и любые другие занятия искусством, - сложный творческий педагогический процесс и рассматривается как неотъемлемая часть общей системы эстетического воспитания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кизин Михаил Михайлович,кандидат искусствоведения, педагог дополнительного образования,руководитель Музыкальнодраматической студии, ГБОУ «СОШ№ 2012»,г.Москваkizine@bk.ru

Интонация как основа художественной выразительности сценической речи: детское театральное творчество

Аннотация: Педагогическая наука рассматривает искусство сценической речи как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для детей, так как позволяет им значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирующий его духовный мир.Сценическая речь на подмостках школьного театра представляет возможности для эксперимента, самостоятельного творчества в лучшем понимании этого выражения. В атмосфере Школьного Театра воспитываются и будущие таланты, актеры, свои поэты, драматурги и будущие зрители театра, ибо главная черта подобного вида искусства свободное творчество по велению самой души. Театральные занятия с детьми, как и любые другие занятия искусством, сложный творческий педагогический процесс и рассматривается как неотъемлемая часть общей системы эстетического воспитания.Ключевые слова:сцена, речь, язык, интонация, театр, художественная выразительность.

Язык средство познания, средство общения между людьми. Чтобы наилучшим образом реализовать эту функцию языка, необходимо овладеть всеми нормами литературного языка, то есть овладеть лексикой (словарным запасом), синтаксисом (сочетание слов в предложении), стилем (стилистикой называется и использование средств языка), орфоэпией (наукой о произношении слов и о постановке ударений в слове), овладеть законами логики устной речи (т.е. отличительными особенностями устной речи), навыками дыхания, голосоведения и дикции.«Речь должна быть лексически точной, грамматически правильной, стилистически выразительной», говорит известный языковед Розенталь. А русский поэт Гаврила Державин писал: «По любви к отечественному слову желал я показать его изобилие, гибкость, легкость, и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языковых едва ли находятся».При помощи этих выразительных средств, говорящий передаёт какието дополнительные мысли, которые не выражены, не оформлены словами. В сценическом искусстве это определяется термином «подтекст», т.е. то, что кроется под словами. Основным выразителем «подтекста» является интонация. Поэтому о ней хочется рассказать подробней [1.с.97].На сегодняшний день проблема интонации рассматривается такими науками, как театральносценическая педагогика, лингвистика, психология, физиология. Традиционно термин «интонация» соотносится с лингвистическим и сценическим понятиями. Рассмотрим его в контексте прикладной коммуникативистики, касаясь психофизиологического анализа как средства эффективной оценки и коррекции.Фонетическая стилистика фоника (от греч. phone

звук, голос) рассматривает изучаемый предмет, опираясь на исследования классической лингвистики, которая выделяет две основные интонационные функции: грамматическую, или синтаксическую, и эмоциональную. Доминантой нашего внимания является эмоциональная функция интонации, которая находит свое отражение в работах по психолингвистике, восходящих к психологической школе .C. Выготского и C.Л. Рубинштейна. Театральносценическая педагогика, в частности система К.С. Станиславского, опирается на труды о высшей нервной деятельности физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Теория психолингвистики и практика театральносценических исследований не противоречат друг другу, а служат фактическим основанием для развития исследований в области педагогической коммуникации в направлении технологий коммуникативноречевого процесса. И это закономерно, так как просматривается единое происхождение этих направлений. Они происходят из античных риторических трактатов, необозримое количество которых предлагает современным исследователям для осознания «разнообразие и изощренную глубину мысли» [2.С.9]. «Ораторская игра» (терминология Цицерона) одно из направлений, описанных в трактатах. «Самое важное в искусстве речи это, вопервых, произнесение, вовторых, произнесение и, втретьих, произнесение», писал Демосфен.Специфика нашего исследования заключается в изучении интонационной способности личности, особенностей восприятия интонационных характеристик, фиксации интонационных единиц, попытке их диагностики, моделирования, коррекции, т. е. в теоретическом аспекте включает анализ взаимосвязи интонационной функции и эмоциональных характеристик субъекта, построениесхем и моделей этих взаимосвязей, а в прикладном апробацию технологий интонационных функций для эмоциональной нормализации, расширение коммуникативной эффективности в профессиональной педагогической деятельности.Русская фоника (как и фонетика любого языка) имеет удивительно любопытную по неповторимости и разнообразию историю и географию. Исследование этого предмета не так просто, так как «живую речь» мы можем анализировать только в рамках одного столетия, начиная с создания Эдисоном фонографа сто лет назад. Но, без сомнения, этот предмет находит своих исследователей в диахронической фонетике, анализе и сопоставлении фонетической географии как в региональных выговорах одного языка, так и с учетом закономерностей фонетического рисунка разных языков мира.Одной из первых русскоязычных работ в этом направлении является «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречья» (1743 г.) М.В. Ломоносова, который фиксирует наблюдения и рекомендации по индивидуальнофонетическому «оформлению речи» с учетом интонации [3.С.7778]. В работах М.М. Сперанского, А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского находим попытку выстроить систему «страстей» в «изустном произношении» [3.С.142], упоминания о «страстном в слове» для «усиления внимания» [3.С.88], «фигурах мыслей пленяющих» [3.С.162].Интеграционный интерес к исследованиям данного предмета концентрируется на освещении перцептивного анализа в соответствии с индивидуальными акустическими качествами речевого сигнала. Междисциплинарность разговора предполагает единство понятийного аппарата.Интонация (от лат. intonare

громко произносить, т.е. выделять голосом) звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций)высоты, громкости и тембра голоса,организованная при помощи темпа, ритма и пауз.Интонация ритмикомелодическое свойство речи,... включает ряд элементов: мелодику, темп, ритм, интенсивность (силу произнесения), тембр голоса.Интонация манера произношения [4.С.396].Интонационная сторона речи является естественной формой существования языка, одним из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, совокупностью просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения (Л.В. Бондаренко, Л.Р. Зиндер, Н.Д. Светозарова, И.Г. Торсуева) [5.С.112]. Посредством интонационной стороны речи осуществляется связь между фонетикой и семантикой, между слуховыми и речедвигательными функциями, между устной и письменной речью. Интонация –сложное многокомпонентное явление, она включает в себя мелодику, интенсивность, темп и ритм, логическое ударение, паузирование и тембр. Эти подсистемы интонации выполняют разнообразные функции: 1) фонетическую –интонация оформляет синтагму, фразу, придавая им смысловую и фонетическую цельность и одновременно разделяя речевой поток на ритмикосмысловые единства –синтагмы и фразы; 2) эмоциональноэкспрессивную –интонация выражает эмоциональноэкспрессивные оттенки высказывания, волеизъявления коммуникантов; 3) синтаксическую –интонация выражает синтаксические значения (комбинации признаков зависимости, независимости, законченности, незаконченности), служит одним из средств синтаксической связи; 4) смыслоразличительную –интонация различает смысл фраз с одним и тем же лексикограмматическим составом при помощи движения тона; 5) стилистическую –интонация участвует в образовании стиля текста (Г.Н. ИвановаЛукьянова).В глубинах интонации зарождаются элементарные структуры смысла, это отправной механизм внутренней речи и ее завершающее оценочное звено в процессе формирования словесных значений. Интонация позволяет уточнить в целом представление о структуре текста и его композиции, глубже проникнуть в смысл, «приращивать» его (Н.В. Черемисина). Она, по утверждению Н.И. Жинкина, увеличивает объем сообщения, приходящегося на один лексический элемент, так как «при этом сообщается не только то, что в тексте, но и в подтексте» [6.С.202].Интонация несет на себе эмоциональную нагрузку, она кодирует эмоции, передает эмоциональные состояния говорящих людей и является одним из выразительных средств вербальноневербальной коммуникации (С.Н. Цейтлин) [7.С.240]. Эмоции –это сложный психический процесс, который включает в себя физиологический компонент: представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях, психологический компонент –собственно переживание и поведенческий компонент –экспрессию (мимика, жесты) и различные выразительные движения. По мнению С.Л Рубинштейна, выразительные движения являются компонентом эмоций, средством сообщения и воздействия, внешней формой существования или проявления эмоций. Они выполняют разные функции: передавая информацию о состоянии говорящего и его отношения к происходящему, выполняют функцию общения; оказывая определенное влияние на субъект восприятия, реализуют функциювоздействия. Интонационная сторона речи напрямую связана с эмоциональноэкспрессивным аспектом речи, она связывает воедино в высказывании эмоции и сопутствующие им выразительные движения.Из краткого анализа представлений об интонации становится понятной необходимость исследования этой надсегментной стороны речи через анализ ее компонентов и выполняемых ими функций, среди которых главенствующими являются смыслоразличительная и эмоциональноэкспрессивная. Исследование должно охватывать все виды сценической речи, где находит свое выражение интонационная выразительность речи и проходит сквозь призму анализа эмоциональных реакций и выразительных движений во время высказывания.У детей недостаточнаясформированность интонационной стороны речи, как правило, приводит к ряду нарушений: трудностям организации коммуникативной деятельности, снижению потребности и эффективности речевого взаимодействия, сбоям в социальноперцептивной системе общения и нарушению в сфере межличностных отношений; специфическим трудностям чтения и письма. Интонационная несформированность влияет на разборчивость, внятность, эмоциональную окраску высказываний. Смазанная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и слухового контроля. Все это вызывает типологические семантические затруднения в устной и письменной речи, а в целом затрудняет коммуникацию. На письме это выражается в пунктуационных затруднениях: выпадении, вставке или неправильном употреблении знака препинания, а также в отсутствии заглавной буквы. При чтении школьники с трудом осмысливают текст, выделяют в нем главную мысль и разбивают предложения на смысловые отрезки, неточно отвечают на вопросы учителя по тексту, неверно передают содержание прочитанного, с трудом осваивают технику чтения. Перечисленные трудности усвоения читаемого сказываются на осознании условий математических задач, понимании вопроса к ним и выполнении действий для их решения [8.С.198202]. В прикладных исследованиях данного предмета поднимается вопрос о возможности установить «систему правил», которые определяли бы методику техник для интонационного оформления устной речи в зависимости от эмоциональных, лексических, психологических характеристик, а также «задач» и «сверхзадач» предстоящего действия (терминология К.С. Станиславского). Вовсех современных и классических исследованиях подчеркиваются индивидуальность человеческого голоса, особое значение интонационных личностных характеристик, т. е. личностно ориентированный (парадигма Е.В. Бондаревской) подход к изучению и прикладному применению данных исследований.«...Сама структура языка мертва и недвижима. Ее приводит в движение человек,...внутриструктурные процессы имеют социальную природу, если понимать социальное в широком смысле как коммуникативное действие индивида и социума» [9.С.70].Язык не дар природы, а творение человека. Его звуковые, структурные, семантические характеристики продукт длительного совершенствования. Основным и постоянно действующим стимулом эволюции, как можно себе представить, является коммуникативная необходимость, поскольку ментальная, концептуальная, интеракциональная деятельность человека возможна в результате адекватности структуры языкового механизма. «...Природный голос, направленно и спонтанно обнаруживает личность человека» [10.С.8]. Еще Аристотельфилософствовал о «макропсихии» и «микропсихии», т. е. о расширении и сужении души, что находит свое отражение «в повышенном притоке энергии в нервнопсихическую систему, располагает к развертыванию... общения» [11.С.12].Голос ...акустический феномен,... несет информацию об индивидуальных особенностях говорящего: его физическом и эмоциональнопсихологическом состоянии, интеллектуальном и социокультурном уровне, профессиональной и национальной принадлежности. Голос звуки возникающие вследствие колебания голосовых связок [4.С.216].Таким образом, интонация как многосоставная единица голоса представляет собой определенные элементы, поддающиеся точным физическим измерениям, а следовательно, и анализу. Как физиологическое явление голосовой процесс в упрощенном виде состоит га следующих этапов:соответствующий импульс попадает в двигательные части головного мозга;импульс побуждает тело совершить вдох и выдох;в процессе дыхания голосовые складки соприкасаются, создавая колебания;колебания вызывают вибрациив дыхательном потоке;вибрации усиливаются резонаторами;в результате артикуляции губ и языка звуки формируются в слова [12.С.12].Естественный голос, как видим, может блокироваться и искажаться физическим напряжением. Психологическое напряжение также изменяет интонационные характеристики, т. е. отражается в субъективных физиологических изменениях, которые поддаются точной диагностике. Психику чрезвычайно сложно «схватить, зафиксировать» [13.С.104], физическую основу контролировать гораздо проще. Такимобразом, можно полагать, что интонационные параметры голоса являются внешним проявлением внутреннего психобиофизического состояния личности, что подтверждает «биопсихологическую концепцию» интонации.Интонацию можно описать в акустических параметрах: «частота основного тона (высота голоса), интенсивность звука, длительность». О.В. Филиппова [14.С.15] дает следующую классификацию:интенсивная группа: пауза, логическое ударение, интенсивность;частотная группа мелодика, диапазонная высота (полоса);темпоральная группа темп эмфатическая долгота;спектральный элемент тембр.Интонация это индивидуальнопсихическое образование. Необходимо различать в акте говорения три момента: органическую механику (орган), психическую механику (органист) и подлежащее выражению понятийное и мировоззренческое содержание (композитор) по образному сравнению В. Красных [15.С.14]. Интонационные характеристики пронизывают все три акта, являясь одновременно и причиной, и следствием в единстве процесса говорения [16.С.8083].Интонация слов –тон и манера произношения слова, выражающие в русском языке чувство, отношение говорящего к предмету речи; интонация предложений ритмикомелодический строй предложения (вопросительная, повествовательная). Это определение раскрывает как бы внешнюю форму понятия, а внутреннее содержание интонации глубже.Интересно мнение по этому поводу Топоркова (артист МХАТА). Он говорит следующие: «Интонация не должна являться следствием простой тренировки мускулов языка. Она неизбежно будет тогда пустой,холодной, деревянной, ничего не говорящей и раз и навсегда заученной... Интонация всегда будет живой, органичной, яркой, если является следствием подлинных побуждений, хотений, ярких видений, ясных мыслей и других компонентов, из которых создаётся сценический образ, на которые и следует прежде всего обратить внимание при работе над ролью...»Следовательно, интонация должна рождаться. И чем глубже мысль и сильнее чувство, чем сильнее желание говорящего передать слушающему свои мысли и чувства, тем выразительнее и богаче родится интонация. Разнообразие человеческих эмоций, хотений, побуждений вызывает разнообразие интонаций.Бернард Шоу говорит: «Письменное искусство совершенно беспомощно, если нужно передать интонацию. Есть пятьдесят способов сказать «ДА» или «НЕТ» и только один способ написать».Прежде чем воплотить авторскую мысль в звучащее слово, донести до слушателя заложенные в произведении мысли, чувства, оценки, необходимо знать выразительные средства речи, уметь ими пользоваться.Такими средствами являются речевые такты (отрезки, звенья), интонационно смысловые отрезки, на которые делится каждое предложение; паузы, которые, с одной стороны, отделяют речевые такты и целые предложения друг от друга, с другой стороны, объединяют в одну непрерывную мысль; логические ударения, которые помогают понять мысль автора, и, наконец, интонационный рисунок знаков препинания.Логическое ударение это выделение в предложении слова, которое является смысловым центром и всегда отражает отношение говорящего к предмету, событию. Ударные слово не обязательно выделяется силой звука, его можно выделить также повышением или понижением голоса, протяжённостью слова, паузами, но оно всегда выделяется интонационно. Очень важно научиться выделять ударные слова, т.к. это уточняет мысль фразы, делает её понятной. Но не менее важно научиться снимать ударения со всех остальных слов, что собственно и является средством выделения ударного слова, т. к. снимая ударение со всех остальных слов, мы тем самым уже выделяем ударное слово, акцентируем его.Логическое ударение можно поставить на любое слово в предложении, в зависимости от мысли, которую необходимо донести, в зависимости от того, что надо сказать, зачем и каково наше отношение к тому, что говорится.В методике обучения сценической речи существуют положения, знание которых поможет при анализе текста найти слова, которые должны быть выделены из группы других слов предложения.Ударения требуют:1.Слова, выражающие новое понятиеНа столе стоял стакан. Пол затрясся, упалстакан. Разбился стакан.2.Слова, противопоставляемые друг другу.Я хочу, чтобы вы поняли, что такое война, и что такое ребенок.3. Сравнение. «Как пена, грудь её бела.| Вокруг высокого чела, Как тучи,локоны чернеют.||Звездойблестят её глаза;|Eё уста, как роза, рдеют. А.С.Пушкин.4. В сочетании двух существительных наиболее сильным словом будет то, которое стоит в родительном падеже. Встреча гостей. Пиджак отца.5.Определение и определяемое слово произносятся как единое понятие, с большей силой звучания. Отцовский пиджак Соседский сын Честный человек.Если же автор хочет обратить внимание на определение, он ставит его после определяемого слова, т. е. употребляет инверсию. Пиджак отцовский Сын соседский Человек честный.Как определяются речевые такты? Где обозначить паузы, определяющие эти речевые такты? Обычно логическая пауза: а) отделяет группы слов подлежащего от группы слов сказуемого. Мой муж/сражался с захватчиками. Вертикальная черточкапауза: б) Ставится перед и после вводного предложения «Привратница, | просматривая домовую книгу|, обратила внимание на дату моего рождения». в) Заменяет пропущенное слово. «Над ними|мутное небо». г) Необходима перед соединительными словами И, ДА, ИЛИ, которые отделяют один такт от другого. « Мы все теснились у решетки,| и я увидела своё дитя.» д) Разделяет группу пояснительных слов. «Мы очень любили друг друга -| я и мой муж.» (В этом примере перед И нет паузы, т.к. это один речевой такт.)Выразительные средства помогают интонационно обогатить речь. В последнее время часто можно услышать вопросы:С какой интонацией произносить этот текст? Правильные ли у меня интонации? Как научиться интонации?Учить же интонации нельзя, т.к. интонация всегда конкретна, это результат отношения говорящего к тому что он хочет сказать, кому он говорит, как оценивает события и поступки героев; зависит от характера человека, который говорит, и обстоятельств, в которых он находится [1.С.9798].Интонации нельзя найти и закрепить, они возникают вместе с реализацией мысли. Важно не механически воспроизвести звучание и повторять его на слух, а понять и осознать, что побуждает читать вслух тот или иной текст. Определив сверхзадачу, главную цель, главное устремление прочтения данного произведения, при выполнении намеченного вы осознаете необходимость соответствующего изменения тона голоса, тогда и появляются интонации. Интонация —это ритмическое движение тона. «Речевой интонацией я предлагаю называть отвечающую ряду слогов последовательность тонов, могущих различаться в отношении высоты, силы, темпа и тембра...» [17.С.5]. Так как тон —звучание индивидуальное, то для выражения понятий, настроений каждый человек черпает его из самого себя.Осваивать речевые средства выразительности можно через приобретение умений профессионального дыхания, подготовки речевого аппарата к звучанию, наработки гибкого, подвижного голоса и знаний логических законов устного произнесения. А именно: разбор текста и нахождение логических центров, согласно той сверхзадаче, которая определена заранее.Имеется в виду выделение наиболее важного слова или группы слов для донесения мысли, владение чтением знаков препинания, законами противопоставления, сравнения, «приемом вводного», «правилом родительного падежа», «нового понятия» и т. д., тем, что является подсказчиками смысловой стороны интонации. Каждый знак препинания имеет свой интонационный рисунок: запятая показывает, что мысль еще не закончена, она предполагает паузу и повышение голоса на предшествующем ей ударном слове; тире ставится с целью разъяснить чтолибо, и оно требует паузы и повышения голоса на предшествующем этому знаку ударном слове; вопросительный знак —это активное повышение голоса на ударном слове вопросительного предложения; восклицательный знак требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения голоса; многоточие обозначает незавершенность действия, голос как бы «тает», «растворяется» на предшествующем многоточию ударном слове и понижается —и т. д. При сравнительном обороте то, с чем сравниваем, всегда получает ударение; «прием вводного» предполагает произнесение слов с понижением голоса, отсутствием ударения и некоторым ускорением темпа речи при произнесении одного или нескольких вводных слов; «правило родительного падежа» можно сформулировать следующим образом: все то, что стоит в родительном падеже, всегда получает ударение, и т. д. «Искусство художественногочтения естьискусствообращенияписьменной, немойречи в живую и образную, то есть звучащую и исполненную мысли и чувства...» [18.С.1].Обучающийся осваивает умелое произнесение разных речевых конструкций, используя технически подготовленный речевой аппарат, ум, логику и свой эмоциональнообразный мир, нарабатывает навык использования диапазона голоса, голосовых изменений тона, т. е. интонаций. Важно добиваться от учеников понимания, что овладение навыками конкретных умений способствует раскрытию основного смысла и формы данного произведения. Действенность слова очень часто недооценивается, хотя именно в результате словесного действия меняется и интонация. У каждого автора свой стиль: своя манера письма, свои средства выразительности, своя атмосфера, эмоциональный мир, который связан с построением конфликта между героями в его произведениях. Важнейшим условием овладения искусством чтения является ощущение зрителя —не только реального, но и воображаемого. Например, в условиях телеэфира обязательно предполагается тот, кому мы читаем, с кем мы общаемся.Занимаясь художественным чтением, человек укрепляет свой организм, осваивает правильное дыхание и постановку голоса; вырабатывает ясность речи, исправляя речевые недостатки; развивает речевой слух, чувство ритма; вырабатывает дисциплину логического мышления; воспитывает литературный вкус; тренирует волю (самообладание и сосредоточенность). Чтение вслух высоких образцов литературы является своеобразным этапом для приобретения навыка говорения. Овладение правильным дыханием и постановкой голоса стимулирует не только интеллектуальное развитие обучающегося, но и его воображение, что развивает творческие способности, навыки аудирования, так что нарабатываются и закрепляются профессиональные умения, появляется необходимая свобода (внутренняя раскрепощенность) и уверенность в своих силах, развивается способность хорошо говорить [19. С. 375380].Однако сегодня необходимо дальнейшее совершенствование всего процесса воспитательной и образовательной работы школы. В современном модернизированном мире технологий и компьютеров вытесняющими живое общение, создание детских театральных студий служит активной формой художественнотворческой деятельности школьников.

Ссылки на источники1. Улюкаев А.Р. Особенности устной речи и её выразительные средства // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2006. № 4.2. Русская риторика: Хрестоматия / Сост. Л.K. Граудина. М., 1996. 3. Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречья // Собр. соч. М.; Л., 1952. Т. 7. 4. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2001. 5. Торсува И.Г. Интонация и смысл высказывания. –Изд. 2е., испр. –М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 6. Жинкин И.Н. Механизмы речи. –М., 1958. 7. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб пособие. –М., 2000. 8. Ларина Е.А. Технология исследования уровней сформированности интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста в устной и письменной речевой деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 4. С. 198202.9. Чернышева И.И. Еще раз о саморегулирующихся процессах в лексиконе языка // Филологические науки. 2001. № 6. 10. LinklaterК. Freeingthenaturalvoice.N.Y., 1993.11. Аликаев Г. В. Теории систем и эволюция англий¬ского вокализма // Вопросы филологии. 2001. № 2 (8). 12. LinklaterК. Freeingthenaturalvoice.N.Y., 1993. 13. Основы системы Станиславского: Учеб. пособие / Авт.сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов. Ростов н/Д, 2000. 14. Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: Учеб.пособие. М., 2001. 15. Красных В.А. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. М., 2001. 16. Максимова Г.П.Интонация как единица коммуникативистики // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2003. № 1.17. ВсеволодскийГенгросс В. Теория русской речевой интонации. Пб., 1922. 18. Озаровский Ю. Э. Музыка слова. СПб., 1914. 19. Оссовская М.П. Изучение и освоение речевых средств выразительности составная часть языковой культуры общества (опыт театральной школы) // Функциональные стили и региональные варианты русского языка.