Система выявления и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коняхина А. И., Аксенова Т. А. Система выявления и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 331–335. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54174.htm.
Аннотация. В данной работе представлены основные принципы построения системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. В основе предлагаемой системы лежит интегрированный подход, который предполагает: 1. Модернизацию технологической и содержательной сторон образовательного процесса; 2. Совершенствование воспитательной деятельности образовательного учреждения; 3. Развитие системы дополнительного образования; 4. Обеспечение психологического сопровождения одаренных учащихся; 5. Сопровождение развития педагогической культуры семьи; 6. Организацию системы управления процессом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коняхина Алла Игоревна,кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ№ 17», г.ЧереповецAll.belousowa@yandex.ru

Аксенова Татьяна Александровна,заместитель директора, МБОУ«СОШ№ 17», г. Череповецaks22@mail.ru

Система выявления и развития одаренных детейв условиях общеобразовательной школы

Аннотация.Вданной работе представлены основные принципы построения системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. В основе предлагаемой системы лежит интегрированный подход, который предполагает: 1. Модернизацию технологической и содержательной сторон образовательного процесса; 2. Совершенствование воспитательной деятельности образовательного учреждения; 3. Развитие системы дополнительного образования; 4. Обеспечение психологического сопровождения одаренных учащихся;5. Сопровождение развития педагогической культуры семьи;6. Организацию системы управления процессом.Ключевые слова:одаренность, мотивация, способности, интегрированный подход, система.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какуюто проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатом. В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательном процессе неповторимости каждого ученика, и как следствие этого, можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унификации личности.

Одной из важнейших задач, стоящей перед современной общеобразовательной школой, является построение системы работы, позволяющей детям и подросткамраскрыть свои способности.Создание такой системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы, по нашему мнению, позволяет решить возникшие противоречия между ожиданиями социума и имеющейся системойработы образовательного учреждения.Пошаговое построение данной системы предполагает реализацию следующих направлений:1.Модернизациятехнологической и содержательной стороны образовательного процесса.1.1. Организация образовательного процесса с учетом принципов дифференциации и индивидуализации.Важным моментом в работе с одаренными детьми является положение, согласно которому «способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» [1]. Применение системнодеятельностного подхода, активное привлечение обучающихся к проектной и исследовательской деятельности позволяет создать на уроке условия для развития способностей обучающихся. Принципы дифференциации и индивидуализации могут быть реализованы в общеобразовательной школе через: 1.Создание педагогами индивидуализированных образовательных программ (в частности, интегрированных и дистанционных); 2.Усовершенствование системы факультативных занятий и работы в малых группах; 3.Применение форм организации обучения, основанных на идее группировки школьников (выделение групп одаренных обучающихся из параллели, попеременное обучение, группировка обучающихся внутри одного класса в гомогенные малые группы по тем или иным основаниям);

4. Внедрение в образовательный процесс технологий исследовательской и проектной деятельности; 5.Увеличение доли использования интерактивных, личностноориентированных образовательных технологий в образовательном процессе.1.2.Развитие системы профильного обучения в образовательном учреждении.Основными задачами системы профильного обучения в школе, по нашему мнению,являются:

наделитьобучающихся глубокими и прочными знаниями по профильным дисциплинам именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы;

сформировать у обучающихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности;

обеспечить перспективную связь между общим средним и будущим профессиональным образованием;

формироватьсоциальную, коммуникативную, информационную, техническую компетенции обучающихся на допрофильном уровне.Система предпрофильной подготовки обучающихся включает в себя:

презентацию программ курсов по выбору для обучающихся 8х классов;

изучение запроса обучающихся на курсы по выбору;

изучение уровня удовлетворенности обучающихся проведенными курсами.1.3. Развитие системы дистанционного сопровождение образовательной программы.Данное направление работы предполагает: 1. Разработкумеханизмоввзаимодействия в системе «учитель –ученик» черезсетьИнтернет: например, созданиекомплекса заданий разного уровня сложности для самостоятельной работы, размещенных на сайте образовательного учреждения;размещение на сайте ссылок на образовательные ресурсы и онлайн

тестирование; размещение на сайте дополнительного дидактического материала.2. Создание персональных сайтов педагогами школы.1.4. Привлечение к работе с одаренными детьми высококвалифицированных специалистовтьютеров.Организациявнеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями внедряемых ФГОС второго поколения предопределяет необходимость создания модели взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.Например,организациявзаимодействия с учреждениями среднего и высшего профессионального образования по привлечению специалистов для проведения элективных курсов, дополнительных занятий с обучающимися,с учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры для сопровождения развития специальных способностей обучающихся.2. Совершенствование воспитательной деятельности образовательного учреждения2.1. Актуализация познавательной деятельность обучающихся черезорганизацию системы интеллектуальных состязаний.Работа по данному направлению предполагает повышение качества методического и организационного обеспечения интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний для обучающихся образовательного учреждения. Например,проведение викторин, конкурсов и познавательных игр в рамках организации предметных декад (историкофилологическая, физикоматематическая, предметов естественнонаучногоцикла, эстетического цикла, профориентации, декада права, психологии);проведение познавательных игр, викторин и конкурсов, приуроченных к знаменательным событиям, памятным датам. 2.2. Создание условий длясамореализации и саморазвития обучающихся, формирования их активной жизненной позиции, самостоятельности и ответственности.Школьное ученическое самоуправление позволяет создать в образовательном учреждении условия, при которых ребенок становится не объектом, а активным субъектом педагогического процесса и получает возможность в полной мере реализовать свои коммуникативные и лидерские способности. В реальной деятельности по организации жизни ученического коллектива дети не только имеют возможность проявлять свои способности, но и активно их развивать, участвуя в деятельности «Школы лидерства».

2.3. Воспитание любви к Родине, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, формирование способности свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом.Данное направление воспитательной работы предполагает расширение у обучающихся круга знаний по истории России, еёкультуре; формирование основ гражданской идентичности, гражданской ответственности.Воспитательная работа осуществляется через учебную деятельность, проводимые внеклассные мероприятия, работу школьной библиотеки.2.4. Воспитание нравственной культуры обучающихся, развитие у них способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль.Цельювоспитательной работы общеобразовательной школыпо данному направлениюявляетсяформирование у школьников способности к духовному развитию, принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, формирование эстетических потребностей и чувств. Цели и задачи могут быть реализованычерез организацию благотворительных акций и проведение общешкольных и классных мероприятий, участвуя в которых обучающиеся получаютвозможностьразвивать ценностные ориентации, творческие способности, эстетические потребности и чувства.3. Развитие системы дополнительного образования.По словам премьерминистра РФ Д.А. Медведева, именно система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.Внедрение элементов дополнительного образования в работу образовательного учрежденияможет осуществляться по следующимнаправлениям:

1. Определение направлений программ дополнительного образования (определение основного социального заказа родителей и обучающихся на организацию дополнительного образования детей;разработка программ дополнительного образования по разным направлениям деятельности в соответствии с запросами участников образовательного процесса);

2. Организация работы кружков, спортивных секций по различным направлениям(проведение занятий кружков и спортивных секций в соответствии с расписанием; осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, спортивными школами и центрами; организация конкурсов, концертов, выступлений обучающихся, занимающихся в объединениях дополнительного образования, Дней открытых дверей для родителей); 3. Анализ работы объединений дополнительного образования(проведение мониторинга удовлетворенности обучающихся уровнем организации и качеством работы объединений дополнительного образования;осуществление контроля за работой кружков испортивных секций).4.Обеспечение психологопедагогического сопровождения одаренных обучающихся.Целью психологического сопровождения является содействие в выявлении, поддержке и развитии одаренных детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. Данная цель предполагает решить следующие задачи: 1.Выявление одаренных детей и детей с повышенным уровнем способностей; 2.Развитие познавательной мотивации, умственных способностей обучающихся.3.Выявление и раскрытие креативности, лидерской одаренности.4.Развитие у обучающихся эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса.5. Сопровождение развития педагогической культуры семьи, активное привлечение родителей к организации и участию во внеурочнойдеятельности.В настоящее времяв условиях проходящей в стране реформы образованияповышается роль семьи в обучении и воспитании детей. Поэтому необходимо уделять пристальное внимание организации эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей. По мнению финского педагога Юхи Хямяляйнен автора книги «Воспитание родителей» необходимость работы по воспитанию родителей основывается, вопервых, на потребности родителей в поддержке, вовторых, на том, что в педагогически образованных родителях нуждается сам ребенок, втретьих, она продиктована существовании бесспорной между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества[2].Формирование способностей обучающихся, включение их в разнообразную развивающую деятельность невозможно без поддержки родителей. Школе необходимо так организовывать свою деятельность, чтобы родители стали полноправными участниками образовательного процесса.

Данный элемент предлагаемой системы может быть реализованчерез:

1. Поддержкуи сопровождение становления и развития педагогической культуры родителей в области развития способностей обучающихся (например,разработкутематики родительского всеобуча по вопросам развития интеллектуального, творческого потенциала обучающихся;использование разнообразных форм проведения родительских собраний (педагогическая конференция, ролевая игра, дискуссия и др.);размещение на сайте образовательного учреждения рекомендаций для родителей по развитию и воспитанию обучающихся); 2.Активное привлечение родителей к организации и участию в мероприятиях различного уровня.6. Системауправления реализацией предлагаемой системы.Управление реализацией может осуществляться по следующим направлениям:1. Организация системы работы образовательного учреждения с одаренными детьми. В рамках данного направления необходимосоздание рабочей группы, координирующей деятельность образовательного учреждения по работе с одаренными детьми; разработка модели работы образовательного учрежденияс одаренными детьми; создание и корректировка локальной базы образовательного учреждения по организации работы с одаренными детьми; внесение корректировок в должностные инструкции специалистов; определение плана работы школа с одаренными детьми.2.Создание системы стимулирования педагогов, организующих работу с одаренными детьми, и одаренных обучающихся. Данное направление предполагает: а) Внесение изменений в «Лист рейтинговой оценки деятельности педагога»; б) Определение системы морального стимулирования педагогов, организующих работу с одаренными детьми; в) Разработку Положения о поощрении лучших обучающихся школы.3.Мониторинг организации деятельности образовательного учреждения с одаренными детьми. Мониторинг подразумевает создание системывнутришкольного контроля сформированности универсальных учебных действий у обучающихся, ключевых образовательных компетенций на основе развивающей предметной диагностики и комплексных контрольных (срезовых) работ; разработку системы мониторинга (внутренней и внешней оценки) качества условий, процессов и результатов образования; создание системы педагогического анализа, самооценки деятельности педагогического коллектива по работе с одаренными детьми.Эффективность реализации данной системыможно оценить посредством анализа совокупности показателей, характеризующих разные аспекты деятельности образовательного учреждения с одаренными детьми.

Ссылки на источники1.Теплов Б.М. Избранные труды. В 2х т. М., 1985.2.Юхи Хямяляйнен. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Книгадля воспитателей детского сада и родителей. Москва:Просвещение, 1993.