Активизация работы учащихся на уроках русского языка и литературы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лоч Е. С. Активизация работы учащихся на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 551–555. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54224.htm.
Аннотация. Главная цель – постоянно совершенствоваться, развивать самостоятельность в деятельности, как учителя, так и ученика. Характеризуя формы и методы, следует подчеркнуть увеличение веса групповой работы, в пределах которой повышается самостоятельность учеников в работе, вырабатываются привычки поисковой деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лоч Елена Сергеевна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри РС (Я)sh15@nerungri.edu.ru

Активизация работы учащихся на уроках русского языка и литературы

Аннотация. Главная цель ‬постоянно совершенствоваться, развивать самостоятельность в деятельности, как учителя, так и ученика. Характеризуя формы и методы, следует подчеркнуть увеличение веса групповой работы, в пределах которой повышается самостоятельность учеников в работе, вырабатываются привычки поисковой деятельности.Ключевые слова: активизация, деятельность, урок, самостоятельная деятельность.

Урок главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание? Сейчас вместо простой передачи умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит формирование у обучающихся умения учиться. На протяжении курса обучения ученик должен научиться ставить задачу ‬учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий. (УУД).УУД ‬совокупность способов действий, котораяобеспечивает способность к самостоятельному усвоению новых знаний. Выделяется несколько видов:

личностные

коммуникативные

познавательные

регулятивные.Что же нужно для формирования УУД? Это разнообразные средства работы: работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления таблиц, написание реферата, работа парами, самостоятельная работа с учебной информацией.Самостоятельная работа ‬один из важных способов формирования УУД в старших классах. Эта работа создаёт условия для осуществления деятельности учащихся. Старшеклассники сами продумывают материал, анализируют и обобщают, делают выводы. Такая работа эффективна на уроках по литературепри выделении особенностей стиля писателя.При изучении лирики необходимо показать стихотворение как поэтическое целое, как систему, в которой всёвзаимосвязано и взаимозависимо. Поэтому для полноценного восприятия лирики необходимо в старших классах изучать стихотворение в контексте всего творчества поэта, обнаруживать связи отдельного стихотворения с мироощущением поэта, своеобразием его поэтической манеры.Для достижения метапредметных результатов поможет работа со словарем, например, при изучении паронимов.Часто на уроках русского языка я использую такой вид работы, как «Блефклуб». Ребятам предлагается несколько утверждений по теме урока (не всегда правильные), учащиеся должны согласиться или не согласиться со мной. Эта работа позволяет не просто выучить материал, но и доказать свою точку зрения. Особенно интересно учащимся решать проблемные вопросы, которые ставятся при изучении нового материала. Так же на таких уроках можно использовать проблемный диалог, который позволит коллективно сформулировать тему урока. Например, при изучениичередования гласных в корне учащиеся выписывают варианты своих ответов. Получается, что задание дано одно, а результаты разные.Действенным средством для формирования УУД является исследовательская деятельность. Она позволяет развивать навыки работы в группах, формировать культуру публичных выступлений,планировать цели своей деятельности, овладевать навыками работы с источниками информации. Групповая работапомогает и в воспитательной деятельности, ведь ребята учатся высказывать своёмнение и уважительно относиться к чужому мнению.В наше время в школах обнаружилась тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Большая часть традиционно построенных уроков бывает неинтересна учащимся,а, следовательно, нельзя ожидать повышения уровняобразования школьников и качества знаний. Поэтому надо искать нетрадиционные формы уроков. Именно они приспособлены для самостоятельного творческого развития. Нетрадиционные уроки помогают учителю вызвать интерес к занятию, удовлетворить потребность ученика в развитии интеллекта, творческих способностей.Главная цель ‬постоянно совершенствоваться, развивать самостоятельность в деятельности, как учителя, так и ученика. Характеризуя формы и методы, следует подчеркнуть увеличение веса групповой работы, в пределах которой повышается самостоятельность учеников в работе, вырабатываются привычки поисковой деятельности.Поиск путей совершенствования урока осуществляется в следующих направлениях:

заинтересовать материалом или формойпроведения урока (например, урокпутешествие, лирический дневник, урокконцерт, урокспектакль);

углубление знаний материала за счёт реализации межпредметных связей (интегрированные уроки, творческая мастерская);

совершенствование форм контроля знаний (урокзачёт, урокконсультация, семинар, уроктурнир).Такие уроки вызывают живой интерес у детей, а интерес мотивирует процесс обучения.Нестандартные уроки отличаются активностью детей, сочетанием фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения, самостоятельностью ребят, развитием коммуникативных способностей, атмосферой сотрудничества на уроках. Эти формы создают наилучшие условия для развития УУД.Всвоей учительской деятельности к форме нестандартных уроков я пришла после того, как столкнулась с пассивными детьми. Исследовав психологические особенности учеников, пришла к выводу, что такие уроки помогают разнообразить работу по усвоению ими новых знаний и умений. В ходе такой деятельности осуществляется их воспитание и развитие. Я считаю, что современный урок должен строиться на основесамодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, развития творческого мышления, ответственности.При объяснении нового, особенно сложного, материала я всегда пытаюсь придумать необычные уроки. Например, при объяснении особенностей поэзии А.Ахматовой я провожу урокисследование.Одиннадцатиклассникам нравятся такие уроки, несмотря на то, что мы анализируем стихотворение. Почему? Потому что они считают себя первооткрывателями тайн поэзии поэтессы. На таких уроках проходит кропотливая работас материалом: погружение в текст, превращение его из отдельных слов, звуков в нечто новое. На урокахисследованиях главное ‬не навязывать своего мнения, ребята понимают его через своёвосприятие. Бывает такое, что в конце урока мы приходим к совершенно другим выводам. Это естественно, ведь на уроке мы исследователи, открыватели нового.Уроки поэзии можно проводить в разных формах. Это и урокконцерт, и урокмастерская, и поэтическая композиция, и урокспектакль…При изучении творчества Толстого, Шолохова, Солженицына, темы «Литература Великой Отечественной войны» использую интегрированные уроки. Интеграция ‬это процесс сближения связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации. Интеграция даёт возможность показать учащимся мир в целом. С практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, подкрепление мотивации в обучении.На таких уроках широко используются такие методы обучения, как проблемная лекция, эвристическая беседа,поисковая работа, исследовательский метод, выполнение индивидуальных заданий. При проведении таких уроков мне помогают наглядные приемы обучения: карты, исторические документы, показ иллюстраций, фрагменты из документальных фильмов и художественных.На данных занятиях учащиеся овладевают обширными знаниями, развивают мышление и интерес к литературе и истории, появляется возможность сопоставить документальные факты с научной точкой зрения и с художественной.Одна из самых, наверное, интересных форм нестандартных занятий ‬это урокконкурс. Ведь чувство соперничества живет в каждом человеке. В конце учебного годаигру «Кто хочет стать отличником». Цель такого занятия ‬обобщить и повторить знания, полученные за год. Заданиянаправлены наразвитиенавыковгрупповой работы, творческихспособностейучащихся.

Конкурс знатоков русскогоязыка«Кто хочет стать отличником?»(учитель Лоч Е.С.)

Задачи: обобщить и систематизировать знанияпо русскому языку, полученныечерез нестандартные формы занятий, используя ИКТ;Развитьпознавательные уменияучащихся через работув группах; навыки работы со словом, предложением;формированиеинтересак русскому языку через нестандартные задания.Оборудование:интерактивная доска, компьютер.Ход занятияОрганизационный момент (приветствие)Слово учителя:Сегодня мы проводим конкурс«Кто хочет стать отличником?». Когда вы входили в кабинет, то вам предлагались цветные листочки: красные ‬это команда №1, синие команда №2). Прежде, чем сесть за компьютер, мы проведем отборочный тур среди команд.Тур 1. «Кто сообразительнее?»ЗАДАНИЕ: прочитать записанное выражениеК Й Г А ИЫ И О Н БЗ Ч М Е ЮЯ У Ш Т Л(Любите наш могучий язык)Тур 2. «Я знаю!»(блицтурнир) Первой начинает команда, которая быстрей справилась с первым заданием. На обдумывание вопроса дается минута, если команда не ответила, право ответа переходит к другой команде.Какая частица состоит из трех частиц?(неужели).Название какой птицы образовано от звукоподражательного междометия? (Кукушка от «куку»)Какие существительные не принадлежат ни к мужскому, ни к среднему, ни к женскому роду? (Существительные, которые употребляются только во множественном числе: сутки, сани, ножницы)Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое используется в роли существительного? (Русский)Исправьте предложение: «Открыв окно, ко мне в комнату влетела птичка».Исправьте речевую ошибку в предложении: «Таня ложит книгу на стол» («Таня кладет книгу на стол»)Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое? (Буква О).Как превратить существительные ДАЛЬ, РУЛЬ в глаголы? (Поставить их во множественное число»)Замените заимствованные слова русскими:КОНТРАКТ, АНТРАКТ, МОНУМЕНТРаздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения?ТУР 3 «Шарады»Сейчас мы проверим, как вы владеете морфемным составом языка. Тур называется «Шарады»1.Две ноты, союз.Все вместе ‬игра,В которую любитиграть детвора. (домино)2.Мой первый слог ‬предлог,Второй ‬сигнал беды.А весь я иногда так нужен для воды (насос)3.В списке вы мой обнаружите корень,Суффикс ‬в собрании встретите вскоре,В слове рассказ вы приставку найдете,В целом ‬по мне на уроки пойдете(расписание).4. Мой корень ‬родственник сраженья,Приставка ‬в слове заявленье,В наборщике есть суффикс мой,А весь тружусь я под землей(забойщик).ТУР 4. «Кто хочет стать отличником?»(У кого больше наберется «пятерок», тотучаствует вигре)(Вопросы и варианты ответов в электронном приложении).2.Подведение итогов.Команда, которая получила больше «5», получают ‬5, меньше ‬4.Правила игры:Каждый участник выбирает один из вариантов ответа.Каждый участник игры может воспользоваться только одной подсказкой болельщиков.Первая несгораемый ответ№ 6Побеждает тот, кто дойдет до 15 вопроса.