Техника проблемного обучения, компетентностный подход, мыслительная деятельность обучающихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Степаненко Н. А. Техника проблемного обучения, компетентностный подход, мыслительная деятельность обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 656–660. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54250.htm.
Аннотация. В настоящее время школа имеет социальный заказ на воспитание инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей, т.е. не просто владеющих большим багажом знаний, умений и навыков, а умеющих самостоятельно их добывать и оперировать ими в новой ситуации. Важнейший показатель качества подготовки учеников к жизни – это способность к социализации. Ее качество зависит от способности к адаптации, от способности решать возникающие проблемы. Данный опыт имеет своей целью обобщить накопленный материал и поделиться интересными находками и разработками, апробированными в учебном процессе. Объяснить выбор технологии проблемного обучения, показать на личном опыт эффективность использования данной технологии, исходящими из данного выбора методов и приемов обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Степаненко Наталья Александровна,учитель английского языка,МБОУ «Кантемировский лицей», пгт Кантемировка Воронежской областиstepanenko61178@yandex.ru

Активизация мыслительной деятельности учащихся

посредствомтехникипроблемного обучения

в рамках компетентностного подходана уроках английского языка

Аннотация.В настоящее время школа имеет социальный заказ на воспитание инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей, т.е. не просто владеющих большим багажом знаний, умений и навыков, а умеющих самостоятельно их добывать и оперировать ими в новой ситуации.Важнейший показатель качества подготовки учеников к жизни –это способность к социализации. Ее качество зависит от способности к адаптации, от способности решать возникающие проблемы.Данный опыт имеет своей целью обобщить накопленный материал и поделиться интересными находками и разработками, апробированными в учебном процессе.Объяснить выбор технологии проблемного обучения, показать на личном опыт эффективность использования данной технологии, исходящими из данноговыбора методов и приемовобучения.Ключевые слова:иностранный язык, проблемное обучение, поисковый метод, интерес и мотивация.

Плохой учитель преподносит истину,хороший учит ее находить.А. Дистервег

Обоснование актуальности опытаВ настоящее время школа имеет социальный заказ на воспитаниеинициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей, т.е. не просто владеющих большим багажом знаний, умений и навыков,а умеющих самостоятельно их добывать и оперировать ими в новой ситуации.Важнейший показатель качества подготовки учениковк жизни –это способность к социализации. Ее качество зависит от способностик адаптации, отспособностирешать возникающие проблемы. Ив первую очередь ребятампотребуются самодисциплина, способность находить проблемы и самостоятельно решать поставленные задачи, умение работать на перспективу.Что значит самодисциплина? По определению С.В. Кульневича,это «находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная и коммуникативная культура, способность выходить из тупиковых ситуаций, способность к компромиссам, к творческой переработке информации и ее компетентному использованию в практике, самостоятельность, ответственность, любознательность, активность, смелость, стремление к открытию нового для себя». Именно такие качества мне бы хотелось воспитать в своих учениках,и это стало возможно благодаряпроблемномуобучению.Когда я пришла в школу, то столкнулась с рядом проблем:у моих учеников низкая мотивация, отсутствует познавательный интерес, не сформированы такие логические операции,как анализ, синтез, сравнение, умение делать выводы. Неумение или нежелание наладить контакт с учителем и одноклассниками, отсутствие произвольного внимания мешали успешно учиться. Школьники не использовали изученный материал в новой ситуации, где это было бы уместно, т.е. знания не переходили с уровня умений на уровень навыка. И здесь мне на помощь пришло проблемное обучение. Оно прекрасно сочетается с другими приемами и методами развивающего и личностноориентированного обучения, позволяет индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс, использовать игровые технологии. Убедившись на практике, что задания проблемного характера чрезвычайно эффективны, я занялась изучением данного вопроса. Разработанная мною система работы позволяет решать обозначенные проблемы и добиваться высокого уровня результатов.Обоснование новизны опытаВпсихологической и методической литературе вопросы проблемного обучения разработаны главным образом для тех школьных предметов, изучение которых предусматривает усвоение теоретических сведений по основным наукам. Место же проблемного обучения в процессепреподавания предметов, усвоение которых связано с формированием практических навыков, до сего времени недостаточно освещено. Обучение иностранному языку в школе имеет в основном практическую направленность, в то время как освещение вопросов теории языка не является главным в процессе преподавания. Это объясняет тот факт, что в психологии и методике обучения иностранным языкам вопросы проблемного обучения разработаны чрезвычайно слабо.Данный опыт имеет своей цельюобобщить накопленный материал и поделиться интересными находками и разработками, апробированными в учебном процессе.Теоретическая основа опытаФормироватьпознавательнуюпотребность, развиватьмышлениеи творческиеспособностичеловека возможно,еслипоставитьобучаемых в позицию активно размышляющих людей.Еще в50х годахXXвекапольский педагог В.Оконь построил целостную дидактическую систему проблемного обучения, основываясь на теории мышления известного психолога С.Л. Рубинштейна.Но в современном мире проблемное обучение не потеряло своейактуальности как средство активизации мышления учащихся в процессе обучения.Вопросы проблемного обучения за последние годы занимают большое место в педагогической теории и практике, поскольку они откликаются на возросшие требования к развивающему эффектуобучения. Эти вопросы получили довольно широкое освещение в отечественных (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, А.А. Люблинская, И.Я. Лернер) и зарубежных исследованиях (К. Лех, Ч. Куписевич и др.).Проблемное обучение требует изменения типа деятельности и изменения структуры учебного материала. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им, чтобы самому получить из него новую информацию. Это процесс расширения, углублениязнаний при помощи ранее усвоенных знаний или новогопримененияпрежних знаний. Это поисковый метод учения,антипод методу восприятия готовых выводов учителя.Систематическое решение учебных проблемных задач–характерный признак этого типа обучения. Вся система методов направлена на всестороннее развитие школьника, развитие его познавательных потребностей, формирование интеллектуально активной личности,т.е.проблемное обучение является подлинно развивающим обучением.

Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика. Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, или частичнопоисковую, иликонструкторскоизобретательскую деятельность ученика, или его художественное творчество, или их сочетание в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ, при изложении учебного материала учителем на уроке и внеурочных занятиях.Цель моей педагогической деятельности–адаптировать методы и приемы проблемного обучения в преподавании английского языка, а также разработать систему заданий, которая помогла бы сформировать у учащихся те навыки и воспитать те качества, о которых говорилось выше.Практическая реализация идейпроблемного обучения на уроках иностранного языкаИностранный язык не теоретическая дисциплина. Язык –это в первую очередь средство общения.Преподавание иностранного языкарешает практическую задачу формирования умения использовать язык как средство общения, а значит, из всего арсенала средств проблемного обучения необходимо выбирать те, которые будут содействовать решению этой практической задачи.Объем информации, поступающей извне, увеличился, поэтому репродуктивный способ освоения знаний становится неэффективным. Передо мной стоит задача научить учащихся думать, находить проблему и пути ее решения, творчески применять материал, адаптировать его к разным ситуациям, использовать в новых условиях ранее полученные знания.Для этого на уроках мною применяются элементы проблемного обучения как при введении учебного материала, так и при его отработке и контроле ЗУН. Накоплен достаточный материал, разработки различных тестов, а также упражнений дляработынад текстами учебника.Задания учебника довольно редко являются проблемными. Но по мере желания можновнести элемент проблемности практически в любое задание и в любой вид деятельности.Работа над лексическим материаломНевозможно освоить иностранный язык без знания лексики. При изучении лексики мною применяются лингвистические задачи, целью которых является не непосредственное овладение речевой деятельностью, а усвоение языковых форм и их значений. Проблемная составляющая позволяеттаким образом организовать учебный материал, что это делаетработу более интересной и увлекательной.Введениенезнакомой лексикиясознательно осуществляю вклассе,причем делаюупор на запоминание слова и усвоение способов его употребления уже на уроке, чтобы избежать перегрузки учащихся домашним заданием. Уже на этом этапе учащиеся становятся в позицию лингвистов исследователей, анализируют представленный материал, выдвигают гипотезы, осуществляют синтез, и делают выводы.Лексика вводится тремя блоками:a) слова,о значении которых можно догадаться (интернациональные слова), например:industryofficialИнтернациональные и созвучные словам родного языка лексические единицы вводятся таким образом,чтобыразвиватьязыковую догадку и облегчитьзапоминаниеслова. Обязательно отрабатываются все возможныепроизводные от данного слова, что позволяет применить изученный материал(правила словообразования)в новых условиях.

b) слова,о значении которых можно догадаться (слова, состоящие из знакомых словообразовательных элементов), например:careful (care + ful)carefully(careful+ ly)Здесь работа идет именно в области словообразования. По словообразовательным элементам учащиеся определяютпринадлежностьслова к какойлибо части речи, прогнозируютиные возможные производные, а затем догадываютсяо значении слова, исходя из знакомого корня либо контекста, предоставляемого учителем.c) контекст, в котором употребляются новые слова, например:kingdom (n): a kingdom –kingdoms. A kingdom is a country ruled by a king or a queen.(Королевство: королевство –это страна, управляемая королем или королевой.)При постановке проблемной задачи на определение слова на основе контекста учащийся устанавливает связи между словами и другими элементами текста, анализирует текст, определяет место этого слова в контексте, в результате чего осуществляется непроизвольное запоминание.Усложнить задачу можно,используядругой вариант проблемного изложенияматериала,

привестиряд незнакомых словцеликом.Вэтом списке предлагаюнайти слова, которые по звучанию или написанию напоминают русские. Так устанавливаемсвязи между русскими и новыми английскими словами. Далее знакомлюучащихся с примерами употреблениясловв речи, уточняя таким образом их значение ванглийском языке. После определения слов, близких по значению русским, школьникинаходятв списке те лексические единицы, которые им напоминают уже изученные слова. Употребление новых слов в контексте позволяет уточнить их значение. Оставшиеся слова объясняю на английском языке в процессе их употребления в речи. Такое проблемное изложение нового материала не только вызывает интерес учащихся, но и способствует созданию дополнительных ассоциаций, а следовательно,улучшает запоминание новых слов.Уровень проблемности можно менять, если исключитьподсказки учителя, направляющие поиск.При определениидифференцирующих признаков синонимов учащиеся должны догадаться о значении новых слов, используя контекст, анализируя словообразовательные элементы, сравнивая их со словами родного языка, сопоставляя их по грамматическим признакам и т.д.Для дифференциации значения синонимических слов учащиеся получают ряд ситуаций –предложения с заданием установить особенности употребления слов, значение которых в словаре одинаково. Только активная аналитическая работа по сравнению контекстов и ситуаций обеспечивает решение проблемы.Эта работа может проводиться на разном уровне проблемности. Если в предложении или тексте, на основе которых идет сравнение и определение признаков синонимических слов или выражений, выделить эти элементы, то это может быть подсказкой для учащихся и облегчит им работу. Использование таких подсказок зависит от сложности задания, общего объема работы с таким материалом и общей подготовки учащихся.Проблемным путем можно обучать выведению значений аффиксов. Учащимся дается задание по словарю определить значение однокоренных слов и вывести значение аффиксов.Можно использоватьэтимологизациюдля раскрытия значения слова. В некоторых случаях можно исходить из аналогии с родным языком, например,с помощьюрусскогослова"кондуктор" или "проводник"(существительное)необходимо определитьвозможные значения английского слова "toconduct" –"сопровождать, проводить"(глагол).

При закреплении и контролелексического материала мною обязательно используются проблемные задания анаграммы, клоузтесты, задания на употребление лексических единиц в затрудненных условиях, а также задания на творческое применение изученного, например, составление рассказа с употреблением изученных слов (тема может быть дана, либо быть свободной), рекламного проспекта, заданий для одноклассников, причем задача тем сложнее, чем менее соотноситсяпредложенная тема от набораизученнойлексики.Подобные задания позволяют не только легко и быстро проконтролировать усвоение материала, но при этом повысить мотивацию и способствовать углублению познавательного интереса учащихся. Занимательные задания, которые ставят учащихся в роль учителя или ученого, не дают им скучать, соревновательный характер обеспечивает общую включенность в процесс и высокий темп работы.анаграммы:Guess the words(Угадайслова).mrah

(harm)

lbsimopise

(impossible)torectp

(protect)

macilt

(climate)tehrbea

(breathe)

limd

(mild)yrotcaf

(factory)

oselbisp

(possible)

задание на исправление ошибок в словах и предложениях:Correct my mistakes(Исправьошибки).a maild claimita posebl pleis but imposeble taimFektorys does a lot of ham.To briv fresh air we mast protekt neitcher.Учащиеся с удовольствием примеряют на себя роль учителя и в дальнейшем этот навык помогает им при самои взаимоконтроле.

упражнения на сопоставление, которые помогают учащимся догадаться о правилах употребления того или иного слова, например:Read& compare(Прочитай и сравни).Thewaterisclean. You can see little fishes swimming in it.Вода чистая (прозрачная). Можно видеть, как в ней плавают маленькие рыбки.The sky is clear: there are no clouds.Небо чистое (ясное), нет ни облачка.Lake Baikal is the biggest reservoir of puredrinking water.Озеро Байкал –самое большоехранилище чистойпитьевой воды в мире.Присамостоятельном анализе данного контекста даже слабые ученики очень быстро дифференцируют данные синонимы, прочно усваивая правила их употребления. Это маленькое самостоятельное исследование активизирует познавательную деятельность, формирует познавательный интерес и повышает мотивацию. Каждый стремится первым докопаться до сути явления.

воспроизведение лексических единиц в затрудненных условиях.Несмотря на то, что здесь мы имеем дело с репродуктивным процессом, затрудненные условия требуют других знаний, их интеграции, что является неожиданным для учащихся и создает проблемную ситуацию.К таким заданиям относятся:

решение и составление кроссвордов, что помогает активизировать знания учащихся,протекает в условиях активной мыслительной деятельности и вызывает эмоциональное удовлетворение, что способствует формированию познавательного интереса и повышает интерес к самому предмету.Работа с кроссвордами способствует углублению страноведческих и филологических знаний учащихся.

задания на перечисление групп слов, обладающих или не обладающих определенными признаками, которые подбираются в зависимости от этапа обучения и в соответствии с изучаемой тематикой. При выполнении такого рода заданий проблемность достигается за счет привлечения знаний из других областей науки(Перечислите полезные ископаемые, которые имеются на Британских островах?Какими полезными ископаемыми богата Россия? Какие животные,обитающиев Австралии, вам интересны? Какие животные занесены в Красную книгу? О какихпоэтах, писателях, ученых, прославившихРоссию, вы бы рассказали своему другу по переписке? и т.д.)

клоузтест:Пропуск слов в таких деформированных текстах осуществляется в определенном порядке. Задача учащихся–восстановить текст: вместо пропусков вставить опущенные слова. Для правильного восстановления пропущенных элементов они должныосуществить ряд действий: обработать смысловую информацию предшествующей и последующей частей текста, особенно микроконтекст пропуска, проанализировать грамматическую схему этого микроконтекста; извлечь из долговременной памяти слова, смысловая сочетаемость которых с данным контекстом наиболее вероятна; грамматически упорядочить всеэлементы и включить их в грамматическую схему данного отрезка текста. В результате этих действий, включающих ряд операций, решается возникшая перед ученикамиситуативная задача проблемного характера. Обычно клоузтест состоит из 2050 подобного рода задач.Fillinthegapsusingthewordsgivenbelow(Заполните пропуски слова, данными ниже).Russiaaseverycountryhasitsowntraditions and… . I … you know some of them, for example Maslenitsa. During this holiday people in towns and… cook … . Some prefer to eat them with …, others with … or … .S. Korolev was a famous … . His … theories anddiscoveries changed a lot in the world of … andlet Yuri Gagarin become the first man in the world who had a journey in … around the world on board the … "Vostok" on April, 12 1961.The words:space

custom

spaceship

pancakehope

science

caviar

villagescientist

sour cream

scientific

honeyУровень проблемности увеличивает тот факт, что слова к обеим ситуациям даны вместе и, прежде чем заполнять пробелы, необходимо выяснить,какие слова относятся к какой ситуации. Учащиеся должны подобрать не только подходящее по смыслу слово, но и включить его в наличную грамматическую структуру предложения.Сильным учащимся список слов можно не давать, т.е. каждый получает дифференцированное задание.

тесты "multiplechoice"(тесты множественного выбора): Проблемный характер имеюттестовые задания, содержащие проблему, т.е. трудность, связанную с имеющимися различиями в тестируемом лингвистическом явлении в родном и иностранном языках. Примеры таких заданий (фонетические, лексические, грамматические тесты) содержатся в отечественных и зарубежных руководствах по лингвистическому тестированию.

Для контролялексических и орфографических навыков можно использовать различные тесты проблемного характера, например:c –6

key:caviarc –6

customs –5

spaces –7

science

s –9

spaceships –9

scientists –10

scientifics –4 c –5

sour creamДанный тест позволяет регулировать уровень проблемности: слабому ученику можно объяснить, чтоsили c–это первая буква слова, а цифра –количество букв в нем; сильный ученик должен об этом догадаться сам.Обучение говорениюНаучить ученика применять уже усвоенный материал в новой ситуации, повысить мотивацию, создать креативную ситуацию на уроке помогут проблемныезадачи на стимулирование высказываний в определенной ситуации общения, когда учащийся при этом должен комбинировать, объединять языковой материал, полученныйв процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника.Сейчас в методике очень популярен метод драматизациидиалогов, как предложенныхавторами учебника, так и составленных самими учениками, так как позволяет оживить урок, а также проявить скрытые таланты, например актерские. Этот методне просто решает задачу обучения говорению, но и позволяет создать креативную ситуацию на уроке, развивает творческое мышление учащихся и повышает мотивацию. Для решения поставленной задачи учащиеся должны продумать структуру диалога, портрет персонажей, реквизит, вжиться в роль. Повысим уровень проблемности –попросим представить диалог от лица противоположного пола, от имени неодушевленного предмета, изменить место, тему, время разговора. И вот мы слышим не просто зазубренное воспроизведение, а видим игру на зрителя, стремление донести идею всеми возможными способами, выйти из затруднительной ситуации пусть даже путем жестов и мимики –ведь акт коммуникации состоялся!(Например, при изучении темы Health(Здоровье) в 6 классе я предложила участникам творчески переработать и драматизировать диалог учебника –AVisittoaDoctor(Визит к врачу). Итогом задания стали красочные театрализованные сценки: учащиеся перевоплотились в пациентов с различными заболеваниями и специалистов разного профиля, не просто изменив лексическое наполнение диалога, но подобрав соответствующую атрибутику –белый халат, стетоскоп и т.п., сымитировав поведение участников диалога.)При выполнениизаданийна осмысление на иностранном языкеразличных чертежей, технических рисунков, географических объектов на карте, геометрических фигур, решении математическихзадач познавательная активность направлена на решение различных вопросов, непосредственно не связанных с лингвистическими факторами (знание отношений физических, химических, биологических и т.п. объектов). Чаще всего подобные задания мною применяются при изучении географического положения стран. При осмыслении карт предлагаю учащимся сделать выводы о климате, флоре и фауне, выгодном или невыгодном положении и т.п.; при изучении схем и планов населенных пунктов составитьтуристическиймаршрут, найтиболеекороткийи удобный, безопасныйпутьи т.д.Для побуждения к речевым действиям я также использую проблемные вопросы и проблемные речевые ситуации. Проблемная речевая ситуацияпровоцирует продуктивную речь, т.к. в проблемных речевых ситуациях неизвестно либо о чем говорить (предмет действия), либо как выразитьсяв данном конкретном случае (способ действия). Это могут бытьситуации:

когда необходимо, например, выиграть время (поговорите несколько минутс посетителем, пока я вернусь),

при нестандартной провоцирующей реплике собеседника(Я здесь совсем недавно. Где я могу купить фотопленку?)

принеобходимости самому найти такую реплику (Вам предстоит долгий перелет и вам очень нравится ваша спутница.)Я использую проблемные задания на разных этапах обучения. Для начинающего этапа(младшие классы)применяюпоисковоигровыезадания, направленные на развитие остроты наблюдения,воссоздающего и творческого воображения, а также различныхтипов мышления, например:

соединитецифры до рисунка(цифры написаны на английском языке),

найдитеразличиямежду картинками,

найдитепуть на карте,

составьтекартинку из компонентов(задания позволяют отрабатывать определенную лексику и грамматические явления).Для более продвинутого этапа(среднее звено)подойдут познавательнопоисковые: на систематизацию и обобщение,на интерпретацию представленной информации, перекодирование вербальной информации в схематическую, например:

выберитеиз текста информацию,

оформитеее в таблицу,

составьтепо таблице рассказ;

составьтерассказ по схеме,

составьте вопросы по таблице,

переделайтетекст в схему,

проведите анкетирование,

составьте анкету, викторину.При изучении темы «Уэльс» в 6 классе учащиеся читают диалог –разговор двух подруг о подготовке к докладу по Уэльсу. Предлагаю составить им таблицу следующего содержания:

географические положение,

столица,

крупные города,

население,

символ,

обычаи и традиции,

язык.По таблице составляем рассказ о стране изучаемого языка, добавляя недостающий материал, готовим вопросы для викторины (повторяем грамматический материал), таким образом данный вид работы позволяет включить учеников во все четыре вида деятельности(аудирование, чтение, говорение и письмо).На самом продвинутом этапе(старшие классы)возможно использование ролевыхигр, познавательноисследовательскихпроектов, иноязычныхдискуссий(реальная коммуникативная ситуация в рамках обозначенного контекста).Переработка текста в диалог позволяет работать над развитием диалогических навыков, обратная операция учит вычленять из диалога необходимую информацию и оформлять ее в монологическое высказывание разного содержания –от научной статьи до рекламного объявления, что также позволяет работать над стилистической стороной речи.Например,при изучении темы «Великобритания»в 6 классе, учащимся можно предложить следующие задания:

Прочитайте диалог, в котором девочка рассказывает подруге о том, как она готовила доклад по Уэльсу и составьте на его основе научную статьюоб этой стране.

Прочитайте текст о Великобритании и составьте диалог, используя полученную информацию.Проблемность задания можно регулировать: учащимся будет проще работать,если определить тему диалога (например, ваши впечатления от поездки в страну) или действующих лиц (например, учитель и ученики).Такие задания, безусловно, способствуют повышению интереса к предмету и способствуют развитию логического и творческого мышленияшкольников.Обучение грамматикеПри работенадграмматическим материалом я такжеприменяюпроблемные задания для того, чтобы активизировать восприятие нового материала и поставить учащихся в роль исследователей.Например, после объяснения способа образования времени thePastContinuousTense, даюученикам следующее задание на самостоятельное выявление правил его употребления:Read & compare:(Прочитай и сравни: в каких случаях употребляется thePastContinuousTense)past indefinite



past continuousHe played tennis yesterday. He was playing tennisat 4 o'clock yesterday.Он играл в теннис вчера.

Он играл в теннис в 4 часа вчера.Heread this book 3 weeks

When I camehe was reading a book.ago.Он прочел эту книгу 3 недели

Когда я пришел, он читал книгу.назад.Проблемное изложение возможно применять при изучении времен. Исходя из названия времени, предлагаю учащимся вывести формулу образования, а также попробовать спрогнозировать случаи его употребления, что облегчает запоминание и делает сам процесс более интересным. Случаи употребления времени можно вводить при помощи контекста, где учащиеся ставятся в роль исследователей и сами выводят правило, опираясь на предоставленный материал.Доля помощи учителя регулирует уровень проблемности.

Следующая проблемная задача поможет учащимся разобраться в употреблении предлогов ofи fromс глаголом tomake.TOMAKEOF



FROMThis table is made ofwood.

Cheese is made frommilk.The watch is made ofgold.

Sourcreamismadefrommilk.Учащимся предлагается догадаться, в зависимости от каких условиймы употребляем эти два предлога(Если вещество или материал,из которого изготовлен предмет, изменил свои физические свойства, используется предлог from, если нет

of). Для облегчения задачи можно использовать наводящие вопросы. Действительно, наблюдается значительное повышение познавательной активности, т.к. употребление разных предлогов в одной и той же ситуации "сделан из" кажется абсурдным и вызывает естественный вопрос "почему?".ЗУН по определенной грамматической теме проверяются через клоузтесты, в которых пропущеныграмматические явления, что позволяет экономить время и обучать работе с тестами.Работас текстами при обучениичтению,говорениюи аудированиюНе секрет, что современные дети не любят читать. Естественно, что передо мной встал вопрос, как разбудить их интерес, какими методами приобщить к чтению на иностранном языке. И здесь на помощь пришел проблемный подход: он способствует развитию способности к прогнозированию, творческого воображенияи повышает мотивацию. При проблемно –поисковой организации урока создаются такие условия, которые побуждаютученика самостоятельно искать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и обобщать ее на иностранном языке.Большие трудности вызывают у учащихся задания на аудирование, так как им тяжело воспринимать иноязычную речьна слух, без зрительной опоры. Их внимание отключается, и результатом является полное отсутствие интереса и мотивации к таким занятиям. Продуктивность подобного рода работы очень низкая.Для стимулирования познавательной активности, которая селективно направлена на получение определенной информации, я использую так называемые"предвопросы" (forequestions) при восприятии иноязычного текста (на слух или при чтении). Это позволяет сконцентрировать внимание учащихся:Например, при изучении темы «Путешествия» в 8классе учащимся предлагается прослушать текст ADriveInaMotorCar(Поездка на автомобиле)и выполнить два задания:а) из предложенных предложений выберите те, которые соответствуют содержанию текста;б) вспомните, в каких предложениях текста употребляются новые слова.С позиции проблемного подхода этих заданий явно недостаточно. До предъявления текста я предлагаю учащимся «предвопрос»:

прослушайте текст и скажите, почему девушка надела перчатки и повязала шарф на голову (мода того времени).Стимулровать речевые действия при этом помогают следующие задания. Перед прочтениемили прослушиванием текста я предлагаю учащимся следующие вопросы:

по названию текста попробуйте спрогнозировать содержание рассказа,

каков возраст героев рассказа,

место и время действия.Предположения варьируются касаемо места действия, но учащиеся сходятся в определении возраста героев молодые люди, времени года –лето.Далее ввожу слова, необходимые для пониманиятекста –collide(столкнуться), crash(врезаться), windscreen(ветровое стекло)и др. Учащиеся уточняют свои догадки –в тексте будет упоминание об аварии и ее причина –дождь. Таким образом, учащиеся внимательно слушаютрассказ, чтобы проверить свои догадки, которые не подтверждаются –время года зима, а причина аварии –неопытность водителя.Мотивирую потребность высказаться при помощи послетекстовых вопросов. Проблемность заключается в том, что вопросы напрямую не связаны с текстом. В данном случае это следующие вопросы:

каковы были правила и традиции вождения автомобиля в20егоды20 века и как водит автомобильсовременная молодежь,

каковы, по вашему мнению, причины автомобильных аварий в наши дни,

каковы, на ваш взгляд, последствия появления огромного количества автомобилей на улицах нашего города.В соответствии с темой рассказа это также могут бытьвопросы о защите животных или о загрязнении окружающей среды, вопросы этикета, нравственности:

как вы лично можете защитить животных,

что вы можете уже сейчас предпринять для предотвращения загрязнения окружающей среды,

как вести себя в театре,

как поступить в ситуации выбора.Активизировать мыслительную и речевую деятельность помогают и другие элементы проблемного обучения:

пересказот лица неодушевленного героя или животного (например, от лица собаки главного героя, которая непринимает активного участия в событиях рассказа),

переработкадиалога в монологи наоборот.Уровень проблемности можно регулировать: сильным ученикам способ выполнения задания не объясняется, а слабымможно дать некоторые подсказкилибо примеры.

вопросы о недостающей информации(какой информации, по вашему мнению, в тексте не хватает, что бы вы добавили в текст, если бы были автором данного учебника–при изучении англоговорящих стан, например),

личностно значимые вопросы(автомобиль вашей мечты).Такие вопросы пробуждают желание выразить себяи являются мощным стимулом к потребности высказаться.

придумайтеокончание рассказа.Подключается воображение и ученик, сталкиваясь с недостаточностью знаний, испытывает в них потребность и предпринимает самостоятельный поиск. Например, домашним заданием после прослушиваниятекста ‮WorseThanaSmallChild было сочинение окончаниярассказа. Отец повез детей в парк аттракционов и сам катался больше, чем дети, потратил все деньги и только тогда успокоился. На вопрос дочери, почему папа ведет себя как маленький ребенок, мать ответила, что он хуже, чем маленький ребенок,потому то у него есть свои собственные деньги!Чего стоит такой вариант завершения рассказа, как предложение поставитьотца в угол, как маленького провинившегося ребенка!Мотивировать учащихся, повысить познавательную активность позволяет работа над измененным текстом, при этом возможно индивидуализировать и дифференцировать задания, меняя степень сложности.Например, при работе над текстом ‮SwanLake в 8 классе трем группам учащихся предлагаются три варианта одного и того же текста (см.приложение), в одном из которых части текста переставлены, в другом пропущены слова, в третьем не хватает предложений, которые нужно составить из приведенных после текста слов. В результате переработки текста у учащихся всех групп должен получиться один и тот же вариант.Это задание позволяет добиться включенности учащихся в занятие, реализовать воспитательные цели –научить работать в группе, слушать и слышать товарища, принимать другую точку зрения, осуществить взаимоконтрольи активизировать мыслительную деятельность учащихся, направленную на применение полученных знаний лексики и грамматики в новой ситуации.Такой вид работы способствует не только развитию творческого мышления на уроках иностранного языка, но и повышают мотивацию его изучения, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к текстам.С одной стороны, он позволяет совершенствовать грамматические и лексические навыки, сдругой, активизирует мышление, задействует воображение,и эффектот такого рода заданийгораздо выше, чем от заданий репродуктивного характера.Внеклассная работаРабота учителем на различных ступенях обучения, реализуюидеипроблемного обучения во внекласснойдеятельностии стараюсь, решая задачи воспитательного характера, не терять из виду изученного на уроках.Все виды проблемного обучения характеризуются наличиемкак репродуктивной, продуктивной, так и творческой деятельности учащихся. Художественное творчество –по некоторым классификациям, один из видов проблемного обучения –это художественное отображение действительности на основе творческого воображения. Для того чтобы развивать творческое мышление учащихся, во внеклассной деятельности я ставлю перед ними творческиезадачи.

Вовлечение учащихся в постановку спектаклей на иностранном языке. С 2013 года начал свою работу театральный кружок «Weareinamagicworld». Учащиеся занимаются не только театральными постановками, но разучивают песни на английском языке, изучаюттрадиции, знакомятся со сказками страны изучаемого языка. В конце первого полугодия учебного года, будет проходить первый отчетный концерт кружка. Занятия в театральном кружке способствуют воспитанию находчивости, сообразительности, способности к нестандартным решениям, мобильности, способностик компромиссам, к творческой переработке информации и ее компетентному использованию в практике, самостоятельности, ответственности, активности, смелости.При постановке спектакля учащиеся обучаются ближнему и дальнему переносу знаний(термин С.В. Кульневича), виденью новых функций знакомого объекта, умению альтернативно мыслить, комбинировать ранее усвоенные способы деятельности в новой ситуации.Активно ведется работа над артикуляцией, интонационным строем речи, атакже сопоставительный анализ языковых явлений в русском и английском языках. Учащиеся сталкиваются с проблемой выбора костюма, так как он должен соответствовать эпохе, проблемой оформления сцены, продумывают характер своего персонажа, включая мимикуи жесты.Все это,безусловно,способствует развитию гармоничной личности и интереса к изучению английского языка, а также позволяет повторить и обобщить учебный материал, развивать творческие способности, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление, формировать навыки совместной работы.Описание факторов успешности.Эффективность проблемного обучения.Результативность.Благодаря использованию элементов проблемного обучения на моих уроках мне удается достигнуть следующих результатов:включить учащихся во все четыре виде деятельности –чтение, говорение, аудирование и письмо;снять страх ошибки при выдвижениигипотез;научить работать быстро и эффективно;научить не бояться задавать вопросы, выражать линую позицию и отстаивать ее;экономить учебное время при выполнении тестов.Использование элементов проблемного обучения позволяет также решать следующие задачи:повысить познавательную активность и самостоятельность учащихся за счет преодоления регулируемых учителем познавательных трудностей;развивать познавательные мотивы;обеспечить способность учащихся применять освоенные знания в новой ситуации;закреплять общеучебные и предметные умения;обеспечить сознательность, глубину, прочность знаний;формировать логикотеоретическое и интуитивное мышление;осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения;стимулировать появление и развитие творческих способностей.Образовательный процесс многостороннее явление, поэтому и результаты его неоднозначны. Исследователи считают, что нет таких показателей, которые помогли бы точно оценить результативностьобразовательного процесса. Ведь та оценка, которую мы даем детям, часто бывает субъективной и индивидуальной.

Важными, на мой взгляд,становятся не только традиционные знаниевые показатели, но и показатели личностного развития–учебная мотивация и динамика ее развития, умственное развитие школьников, эмоциональное самочувствие, удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами.Не менее важнымпоказателемрезультативности избранного подхода является то, насколько учитель удовлетворен образовательным процессом. Проблемное обучение позволяет сделать учебный процесс интересным, ярким, полезным как для учеников, так и для учителя дает возможность самореализации самому педагогу. Для меня лично очень важно осознавать, что я как педагог расту вместе с моими учениками,учусь у них,что мой труд позволяет сделать обучение интересным и значимым длямоих учеников.

Ссылки на источники1.Вяткин Л.Г. Методика проблемного обучения. –Саратов. Издво СГУ, 1971. –40 стр.2.Габдуллина М.Г. Разработка проблемных заданий в процессе преподавания литературы на английском языке// Иностранные языки в школе. –2005 №4 –стр.33.3.Ейгер Г.В., Рапопорт И.А. Проблемные задачи в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. –1992 №56 –стр.1722.4.Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. –М.: Знание, 1985. –80 стр. –(Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология"; №1).5.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки.Ростов н/Д:Издво «Учитель», 2006. –288стр.6.Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: учебное пособие/ Под ред. Н.Н. Никитиной. –Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. –104 стр.7.Матюшкин А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения. В кн.: В. Оконь. Основы проблемного обучения. –М.: Просвещение, 1968. –208 стр.8.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. –М.: Педагогика, 1972. –168 стр.9.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. –М.: Просвещение, 1977. –240 стр.10.Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. –М.: Педагогика, 1975. –368 стр.11.Меркулова И.И. Система проблемных заданий в обучении чтению.// Иностранные языки в школе. –1991 №6 –стр. 812.12.МиньярБелоручев Р.К., Турчина Б.И. Приемы проблемного обучения в преподавании французского языка в школе.// Иностранные языки в школе. –1989 №1 –стр.3235.13.Оконь В. Введение в общую дидактику.: Пер. с польск. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. –М.: Высш. шк.,1990. –208 стр.14.Оконь В. Основы проблемного обучения. –М.: Просвещение, 1968. –208 стр.15.ПлигинА., МаксименкоИ. Now Let’s Play English. Личностнооринтированное обучение английскому языку. –СПб: Прайм –ЕВРОЗНАК, 2005. –272 стр.16.Проблемное обучение: Лекция/ Л.В. Путляева; центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей. –М., 1990.–21 стр.17.Солтовская Т.Н., Юрчишина Г.В. Приемы обучения проблемно поисковому чтению на английском языке// Иностранные языки в школе. –2006 №2 –стр.2832.18.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. –М.: Педагогика,1971. –352 стр.