Употребление наречий детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черепкова Н. В., Короткая Л. В. Употребление наречий детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54268.htm.
Аннотация. Наречие – это часть речи, обозначающая признак действия, предмета или другого признака – качества либо свойства. Это одна из знаменательных частей речи, которая является важной составляющей детской речи. Изучение специфики образования и употребления наречий в речи детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня является открытым вопросом в современной логопедической науке. Глубокое изучение этой области является важным этапом в дальнейшем развитии научных и практических вопросов логопедии, а также создании адекватных и эффективных средств воспитания и обучения данной категории детей, что представляется актуальной проблемой на современном этапе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Черепкова Наталья Викторовна,кандидат психологических наук, доцент кафедрыдефектологии,ФГАОУ ВПО «Северо–Кавказский федеральный университет», г. Ставропольkostin072008@yandex.ru

Короткая Любовь Васильевна,студент 3 курса направления «Специальное (дефектологическое) образование» ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь KorotkyaSt@yandex.ru

Употребление наречий детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня

Аннотация. Наречие –это часть речи, обозначающая признак действия, предмета или другого признака –качества либо свойства. Это одна из знаменательных частей речи, которая является важной составляющей детской речи.Изучение специфики образования и употребления наречий в речи детьми дошкольного возрастас общим недоразвитием речи третьего уровня является открытым вопросом в современной логопедической науке. Глубокое изучение этой области является важным этапом в дальнейшем развитии научных и практических вопросов логопедии, а также создании адекватных и эффективных средств воспитания и обучения данной категории детей, что представляется актуальной проблемой на современном этапе.Ключевые слова:детская речь, наречие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, эксперимент.

Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было дано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики: Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.М. Жаренкова, Н.А. Чевелева, Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова и др.Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) Г.В. Чиркина и Т.Б. Филичева понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.По степени тяжести проявления дефекта установлено четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и описаны Р.Е. Левиной; четвертый –Т.Б. Филичевой.Третий уровень речевого недоразвития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. На данном уровне детям становятся доступны словообразовательные операции. Изучение этой категории детей показывает, что действительно имеет место положительная динамика в овладении системой морфем и способов манипулирования ими. Ребенок с общим недоразвитием речи третьего уровня понимает и может самостоятельно образовывать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборепроизводящей основы («горшок для цветка» –«горшочный» и т.д.), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» –«мойчик»). Очень часто попытки ребенка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звукослоговой организации производного слова (вместо «нарисовал» –«саявал»). Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица. В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий. [1]На использовании наречий детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием третьего уровня хотелось бы остановитьсяподробнее. В существующих программах в разделе «Формирование лексики» не предусматривается работа по формированию словаря наречий у этой категории детей. Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о недостаточной изученности особенностей овладения наречиями дошкольниками с общим недоразвитием третьего уровня и методов преодоления выявленных нарушений. Между тем, словарь наречий является одной из важнейших составляющих речи ребенка.

Обозначая признак другого признака, действия, предмета, наречия для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня нужны для более точной характеристики этих данных и для передачи отношения к ним (быстро, медленно). Большое значение уделяется наречиям при описании души человека, его внутреннего мира или описания природы (тревожно, спокойно, тихо). Но только это далеко не все функции наречия: ими можно выражать состояние, настроение, характер и т.д. Так, качественные наречия богаты средствами выражения тонких оттенков эмоций, мыслей, оценок.[2]Большинство наречий, соотносительных с существительным, принадлежат к разговорнобытовой речи (втихомолку,насмарку), содержат экспрессию (Быстро!). С их помощью можно передать точное представление о месте и времени (сегодня, послезавтра), создать образ человека. Им отводится большая роль при создании ресурсов экспрессивно и эмоционально окрашенного лексикона,вырисовывании образа (Надо встать спозаранку.).

Стилистические функции наречия заключаются в увеличении информационной емкости высказывания ребенка с общим недоразвитием речи третьего уровня без увеличения объема сообщения; выражении субъективноэмоциональной оценки; характеризации и создании образов окружающего мира, передаче своего психологического состояния. Наречия играют роль интенсификаторов и усилителей, при этом придавая эмоциональность детской речи.[3]Однако, несмотря на разнообразие и значимость функций наречий, их количество в словаре детей с общим недоразвитием речи третьего уровня резко ограничено, хотя употребляются ими первые наречия достаточно рано, примерно к 1 году и 7 месяцам. В этот период (период формирования односложных предложений,единичных высказываний, употребления императива в сочетании с наречием (Принеси быстро!)) дети настолько редко их используют, что отмечаются единичные случаи употребления ими наречий.Дальнейшее количество наречий в речи детей растет очень медленно. К 2мгодам дети с общим недоразвитием речи третьего уровня употребляют около 1518 наречий, что в разы меньше, чем все остальные части речи. Хотя многие наречия знакомы детям, в речи они употребляют их очень редко, и потому пассивный словарь наречийдетей с общим недоразвитием речи третьего уровня намного шире активного, и он с трудом актуализируется. В возрасте56 лет словарь наречий у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня еще более расширяется, с их помощью ребенок вносит дополнительные смысловые оттенки в свои высказывания.Следует отметить, что дети с общим недоразвитием речи третьего уровня плохо согласовывают наречия с другими частями речи, например, с глаголами, прилагательными, числительными, отсюда –редкое употребление их сочетаний, таких, как:бежал быстро; оделся красиво. [4]Таким образом, общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве: звуковой стороны речи, фонематических процессов, грамматического строя, лексики у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.В настоящее время в современной логопедической науке уделяется недостаточно внимания изучению особенностей употребления наречий детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня. Многими авторами различных областей науки проанализирован словарный состав разговорной речи детей и выявлены наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные, прилагательные, глаголы. Поэтому все методики логопедической работы направлены на обогащение лексики дошкольников с общим недоразвитием речи третьегоуровня только этими частями речи. Анализпроанализированной нами литературы позволяет сделать вывод о том, что в недостаточной мере изучены особенности овладения детьми наречий с общим недоразвитием речи третьего уровня, хотя данная часть речи является одной из главных составляющих грамматического строя речи ребенка.[5]Для того чтобы выявить особенностиупотребления наречий у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и их сверстников без речевой патологии, нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ ЦРР детского сада «Улыбка» № 1 г. Ставрополя. В нашем обследовании принимали участие 6 детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, вошедших в состав экспериментальной группы, и 6 детей, речь которых находится в пределах возрастной нормы, составивших контрольную группу.Цель исследования: выявить особенности употребления наречий детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.Объект исследования –процесс развития лексикограмматической стороны речи у детей дошкольного возраста. Предмет исследования –особенности образования и употребления наречий детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Гипотезаисследования: если у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня нарушаются все компоненты речевой системы: звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь, то и наблюдаются качественные и количественные изменения в употреблении наречий.

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, мы опирались на такие общенаучные методы как: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме; анализ медикопсихологопедагогической документации (речевые карты, психологопедагогические характеристики детей); беседа; наблюдение; эксперимент (констатирующий этап); методы элементарной математической статистики; а так же нами подобраны, адаптированы и апробированы методики изучения употребления наречий детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и их сверстников, речь которыхсоответствует возрастной норме: методика исследования словаря наречий детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и их сверстников без речевой патологии, представленная Г.В. Чиркиной; методика исследования формирования и образования наречий детьми дошкольного возраста, разработаннаяН.А. Чевелевой; методика выявления уровня развития активного словарного запаса наречий у детей дошкольного возраста, предлагаемая А.В. Ястребовой; и на основе их результатов подведены итоги, дан качественный и количественный анализ употребления наречий детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня и их сверстников, речь которых соответствует возрастной норме.Сравнивая данные, полученные при проведении методики исследования словаря наречий детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и их сверстников без речевой патологии, представленнойГ.В. Чиркиной в экспериментальной и контрольной группах, можно сделать следующие выводы.Высокий уровень исследования словаря наречий в экспериментальной группе ниже на 33%, так как для контрольной группы высокий уровень владения словарем наречий является нормой. Это объясняется тем, что у ребят второй группынет никаких дефектов нарушенного развития в сравнении с первой, именно поэтому они проявили больший интерес к выполнению заданий и лучше справились с ними.Средний уровень в обеих группах одинаков –33%, потому что для детей экспериментальной группы нормой являются средний и низкий уровни, а для контрольной –средний и высокий.

Низкий уровень в экспериментальной группе больше на 33%, что является нормальным результатом для детейс общим недоразвитием речи третьего уровня. Ребята с данной речевой патологией выполняли предложенные задания в силу своих возможностей, от выполнения некоторых вообще отказывались.

Таким образом, сравнивая показатели обеих групп, можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы уровень овладения словарем наречий намного ниже, чем контрольной. Такое сильное варьирование показателей зависит от ряда особенностей образования и употребления наречий детьми с общим недоразвитиемречи третьего уровня по сравнению с их сверстниками, речь которых развивается в соответствии с возрастной нормой. Многие дети не могли подбирать к наречиям противоположные по смыслу слова: мягко –твердый, тихо –не тихо, морозно –холодно; не умели правильно ориентироваться в указанном направлении, так как большинство их нихне различали, где находится «право», а где «лево»; не могли отвечать на поставленные нами вопросы таким образом, чтобы в ответе звучало словонаречие. При проведении исследования мы заметили, что дети экспериментальной группы необщительные, малоразговорчивые, некоторые из них нервные и неуравновешенные. Все эти факторы –следствие нарушенного развития у детей памяти, внимания, воображения. В то время как дети контрольной группы, наоборот, очень общительные, рассудительные ребята. Следует подвести итог и отметить, что все перечисленные факторы явились следствием того, что у экспериментальной группы уровень владения словарем наречий намного ниже, чем у контрольной.Сравнивая полученные результаты обследования экспериментальной и контрольной групп по методике исследования формирования и образования наречий детьми дошкольного возраста, разработаннойН.А. Чевелевой, мы получили следующие данные.Высокий уровень образования наречий детьми экспериментальной группы ниже на 16%, потому что для детей контрольной группы он является нормой. Это объясняется тем, что у детей второй группынет отклонений в развитии по сравнению с первой, поэтому они проявили больший интерес и желание к предъявленным заданиям и лучше справились с ними.Средний уровень образования и формирования наречий у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня ниже, чем у детей, речь которых соответствует возрастной норме, на 17%. Это связано с тем, что детям с речевым недоразвитием больше свойственен средний и низкий уровень, в то время как контрольной группе –высокий и средний.

Низкий уровень формирования наречий у экспериментальной группы выше на 33%, потому что для детей с данной речевой патологией он является нормальным.Все полученные данные по образованию и формированию наречий детьми дошкольного возраста связаны с индивидуальными особенностями развития каждого из детей. Именно этот фактор является определяющим в том, что дети экспериментальной группы по данной методике исследования показали гораздо худший результат, чем контрольной. Можно заметить, что показатели уровней употребления наречий сильно изменяются по сравнению друг с другом –это зависит от ряда особенностей формирования и образования наречий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.Сравним полученные результаты обследования экспериментальной и контрольной групп по методике выявления уровня развития активного словарного запаса наречий у детей дошкольного возраста, предлагаемой А.В. Ястребовой.Высокий уровень развития активного словарного запаса наречий у детей обеих групп составляет 33%. Несмотря на то, что детям экспериментальной группы в норме свойственны низкий и средний уровни, а контрольной –высокий и средний, при обследовании по данной методике дети показали одинаковые результаты. Это объясняется тем, что предъявленные для выполнения задания больше заинтересовали детей, показались им намного легче,поэтому ребята проявили одинаковое желание, с легкостью справившись с упражнениями.Средний уровень детей из экспериментальной группы по сравнению с контрольной ниже на 33%. Данный результат –следствие того, что ребятам с недоразвитием речив норме соответствует средний уровень развития активного словаря наречий. Низкий уровень словарного запаса наречий экспериментальной группы выше на 33%, так как для экспериментальной группы низкий уровень является возрастной нормой.Таким образом, в результате исследования по изучению особенностей употребления наречий детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и их сверстников, речь которых соответствует возрастной норме, мы пришли к следующим выводам:словарь наречий у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня сформирован намного хуже, чему детей, речь которых соответствует возрастной норме, потому что у детей с речевым недоразвитием отмечаются свои определенные особенности употребления словаря наречий: дети заменяют наречия другими частями речи, стараются избегать их в своих высказываниях, многие вообще не понимают, что такое наречие и когда его необходимо использовать в речи;формирование и образование наречий детьми экспериментальной и контрольной групп также сильно отличаются друг от друга, так как дети первой группы не умеют составлятьпредложения, включая в них слованаречия, не различают на слух наречия среди слов других частей речи, достаточно сложным для них является образование наречий от существительных;развитие активного словарного запаса наречий у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и их сверстников, речь которых соответствует возрастной норме, количественно и качественно отличается. Это связанос тем, что дети не могут составлять предложения с заранее обозначенными словаминаречиями, не умеют отвечать полным ответом на вопросы, используя в высказывании наречие, в основном они стараются заменить его прилагательным, в то время как образование от прилагательных словнаречий вызывает у них большие трудности.В большинстве случаев подобные ошибки наблюдались у детей экспериментальной группы. На основе этого можно сделать вывод о том, что у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня употребление наречий в собственной речи намного хуже, чем у сверстников, речь которых развивается в соответствии с возрастной нормой. Это обусловлено этиологией нарушений у детей, так как при изучении их медикопсихологопедагогической документации было выявлено, что у многих из них в раннем послеродовом периоде был поставлен диагноз перинатальное поражение ЦНС. Именно это и стало следствием возникновения у детей общего недоразвития речи третьего уровня.

Ссылки на источники1.Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей с недоразвитием речи. –М., –1958. –URL: http://www.twirpx.com/file/1211348/2.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. –М.,1961. –URL: http://knigadiva.ru/downloads/414121/3.Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей с недоразвитием речи // Дефектология. –1975. –№ 2. –с. 12–16.4.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. –М.,–1993. –87с.5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5летнего возраста с общим недоразвитием речи. –М., –1991.–44с.

NatalyaCherepkova,Candidate of Psychological Sciences,Associate Professor at the chair of defectology NorthCaucasian Federal University, Stavropolkostin072008@yandex.ruLyubovKorotkaya,Student, Major –special (defectological)education, NorthCaucasian Federal University, StavropolKorotkyaSt@yandex.ruThe using of adverbs by children with a general thirdlevel underdevelopment of speechAbstract.Adverb is a part of speech which can mean the subject’s feature and the subject’s action or other feature that is a quality or subject’s attribute. This is the one of the most significant parts of speech which is an important component of children’s speech. Studying of education’s specifics and the using of adverbs by preschool age children with a generic thirdlevel underdevelopment in their speech is an open question in a modern speech therapy. A deep studying of this problem is an important step in the future development of scientific and practical questions of speech therapy as well as creation of adequate and effective resources of education this children what can seem actual problem at the present stage.Keywords:children’s speech, adverb, general underdevelopment of speech, preschool age, experiment.