Формирование эмпатии в дошкольном возрасте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жарова Д. В., Иванова Е. В. Формирование эмпатии в дошкольном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1621–1625. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54588.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития эмпатии в дошкольном возрасте (на примере старшего дошкольного возраста, 5-6 лет). Авторы рассматривают подходы отечественных и зарубежных ученых к определению термина «эмпатия», раскрывают особенности эмпатических переживаний детей дошкольного возраста, проводят эмпирическое исследование.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи


Жарова Дарья Викторовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и организационной психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина», г.Нижний Новгородzharodar@yandex.ru

Иванова Екатерина Владимировна,Студентка заочного отделения психологопедагогического факультетаФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина», г. Нижний Новгород.katyaivanovivanova@mail.ru

Формированиеэмпатии в дошкольном возрасте

Аннотация.Статья посвящена проблеме развития эмпатии в дошкольном возрасте (на примере старшего дошкольного возраста, 56 лет). Авторы рассматривают подходы отечественных и зарубежных ученых к определению термина «эмпатия», раскрывают особенности эмпатических переживаний детей дошкольного возраста, проводят эмпирическое исследование. Ключевые слова: старший дошкольный возраст, эмпатия,сочувствие, сопереживание, формирование.

Проблема формирования отношений к окружающему миру и другим людям в детском возрасте представляет одну из интереснейших проблем психологии. Психология эмоций является одной из немногих проблем, которым неизменно уделяется внимание, как в традиционной, так и в современной науке, вопрос развития эмпатических переживаний детей принадлежит к числу наименее изученных. В связи с этим нам представляется интересным анализ исследований, посвященных проблеме эмпатии, данный в нашей работе. В нем отражено многообразие, неоднозначности подходов и взглядов, касающихся проблемы развития и формирования эмпатии.Анализ проблемы эмпатии, условий и методов ее формирования в дошкольном возрасте приобретает немаловажное значение не только для развития умений и навыков полноценного общения, но для формирования личности ребенка, приобщения его к внутреннему миру других людей. От того, какого знака (положительного или отрицательного) будет у ребенка отношение к окружающим его людям, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь —успех в деятельности, отношения с близкими людьми, со сверстниками, адаптация в сложном и меняющемся мире отношений.В связи с вышеизложенным, нами была определена цель исследования –изучение специфики формирования эмпатииу детей дошкольного возраста.

Понятие эмпатии возникло в американской психологии на основе существовавшего в европейских психологических школах понятия симпатия (А. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр) и вчувствования (Т. Липпс). Сам термин «эмпатия»в 1909 году ввел Э.Б. Титченер. Анализ психологической литературы позволил нам выделить наиболее часто встречающиеся определения термина «эмпатия» в зарубежной науке:1)эмпатия —воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу (Р. Даймонд);2)эмпатия –это временная жизнь другой жизнью, деликатное в ней пребывание без оценивания и осуждения (К. Роджерс);3)эмпатия –это способность проникать в психику другого, понимать аффективные ориентации других(М.В. Стовер);

4)аффективная связь с другим, разделение состояния другого (Е. Стотлэнд, С. Бергер) [1].Начиая,с 1970х годов широко практикуютсятренинги по развитию эмпатии, сензитивности, основанные на теории К. Роджерса (например: психотерапевтические занятия Б.Генри для родителей и детей). Согласно программе тренинга происходило обучение тонким умениям, как экспрессивность, умение осознавать свои чувства и принимать их, эмпатии[1]. В США Р. Виттингтоном была разработана программа, цель которой заключалась в развитии способности ребенка с 5 до 12 лет к проявлению эмпатии. Главной задачей стало обучение детей основным навыкам человеческих отношений, в том числе сохранению душевного здоровья, понимания поведения другого человека, его чувства. Темы уроков: эмпатия, узнавание чувств, умение слушать, действия и слова эмпатии, ты неповторимый и особенный, найди способы понять других, когда ктонибудь болен, что бывает, когда член семьи вдали от дома. Результаты апробирования этой программы дали основания считать, что детей можно обучить эмпатии[2]. С 1990 г. гавайские специалисты решили распространить программу «Обучение эмпатии» на учеников 3го класса[3]. В отечественной литературе проблемы эмпатии разрабатываются не столь интенсивно. Понятия «сопереживание», «сочувствие», «эмпатия» имеют место в исследованиях Н.И. Аникеевой, А.П, Сопиков, Л.П. Стрелкова, П.М. Якобсон, Т.П. Гаврилова, А.Д. Кошелева, И.М. Юсупов, Е.Н. Васильева, Е.И. Кульчицкая, Н.А. Менчинская, Е.Э. Шишлова.В исследованиях Г.П. Гавриловой дан глубокий теоретический и экспериментальный анализ понятия «Эмпатия». Под эмпатией она понимает специфическую способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, будь это человек, животное или предмет.Л.Н. Божович, Г.Е. Конникова, Г.П. Гавриловделят эмпатию на 2 вида: «сочувствие» и «сопереживание», указывая, что эмоциональная отзывчивость к радости и горю других людей составляют важнейшее звено нравственного развития человека и потому должны стать специальной задачей нравственного воспитания. Особенно они подчеркивают важность развития такой формы эмпатии как «сочувствие[3], [4].В плане изучения роли эмоциональных переживаний в развитии детских взаимоотношений и специфических особенностей их проявления в практической деятельности интересны и показательны исследования А.Д. КошелевойиЮ.А.Приходько[5]. В работе Ю.А. Приходько экспериментально доказано, что разные формы организации совместной деятельности поразному влияют на характер эмоциональных проявлений детей друг к другу. Автор предположила, что положительная эмоциональная направленность на соучастника деятельности формируется в процессе такой ее организации, при которой объектом переживаний ребенка становится не только собственный успех, но и успех товарища, успех общего дела[6].Предметом исследований А.Д. Кошелевойявился процесс развития и становления эмоционального отношения дошкольника к сверстнику в условиях практической деятельности детей. А.Д. Кошелева выявила чрезвычайно широкий диапазон и неоднозначность эмоционального отклика детей 6го года жизни на состояние неблагополучия сверстника. Испытуемые существенно различались по способности к эмпатийным переживаниям: от полного их отсутствия до ярко выраженной эмпатии. Разное поведение испытуемых в ситуации неблагополучия позволило автору выделить 3 группы показателей их эмоционального отклика или эмоциональной отзывчивости:1)высокие показатели эмоциональной отзывчивости, обнаруженной в форме содействия ребенку сверстнику;2)средние показатели эмоциональной отзывчивости обнаруживаемой в форме сопереживания или сочувствия ребенка сверстнику;

3)низкие показатели эмоциональной отзывчивости или полное ее отсутствие[5]. Изучаяисследования, посвященныеэмпатии (Т.П.Гаврилова, И.М.Юсупов, К. Роджерс и др.) мы выделилитри компонента развития этого качества личности:1) Эмоциональный распознание эмоциональных состояний другого человека. Характеризуется проявлением сопереживания, выраженным в распознавании пантомимической интонационной и поведенческой этики.2) Когнитивный восприятие понимание внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека. Характеризуется сочувствием.3) Поведенческий

способность к установлению межличностного взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи. Проявляется в стремлении к содействию. Таким образом, исходя из данных исследований, можно сказать, что к дошкольному возрасту у ребенка увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными, возрастает умение ребенка регулировать свои эмоциональные реакции, появляются новые, высшие чувства: ребенок оказывается способным сочувствовать и сопереживать другим людям.Именно в возрасте 56 лет ребенок осваивает высшие формы экспрессии выражение чувств с помощью мимики, интонации, что помогает ему понять переживания другого человека. В связи с этим, мы можем говорить о том, что следует обращать особое вниманиена развития эмпатии в возрасте 56 лет.

Обобщая вышесказанное, отметим,что проблема эмпатии была и остается актуальной, но недостаточно разработанной. Малоизученными остаются генезис и функции эмпатии, взаимосвязь структуры личности и эмоциональной сферы человека.

Анализ психологопедагогической литературы в отечественной и зарубежной науке позволяет нам сделать следующие выводы:1)эмпатия является важнейшим условием эффективного общения. В результате эмпатии происходит понимание мыслей, чувств и настроения другого.2)Развитие эмпатии связано с влиянием тех социальных групп, в которые попадает ребенок. Нарушения эмпатических отношений в семье или в группе сверстников неблагоприятно сказывается на развитие личности ребенка.3)К старшему дошкольному возрасту у детей повышаются возможности эмоциональной регуляции своего поведения и деятельности, эмоциональные реакции становятся более адекватными ситуации, эмпатийные проявления в большинстве случаев ведут за собой содействие.4)Значительноевлияние на формирование эмпатических переживаний оказывают: специально организованная воспитательная работа, использование специальных приемов, а также организация различных видов деятельности с учетом эмоционального компонента.5)Эмпатия реализуется и развивается в процессе интеллектуальноличностного общения ребенка со взрослыми (это могут быть специальноорганизованные занятия, тренинги). Теоретический анализ по проблеме исследования, позволил нам перейти к изучению эмпатийных переживаний у детей дошкольного возраста. Общая программа нашего экспериментального исследования включает в себя:1. изучение специфики формирования эмпатии к сверстникам у детей дошкольного возраста;2. выявление возможностей старших дошкольников в плане развития эмоциональной отзывчивости, эмпатии в специально организованном групповом общение и при использовании специально разработанной серии развивающих занятий.

Исследование было подчинено решению следующих конкретных задач:1.изучениевозрастныхособенностейформирования эмпатии к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.2.Разработка и апробация серииразвивающих занятий, направленных на формирование эмпатии в общении, включающих в себя:

умение понимать и различать свои и чужие эмоциональные состояния;

умение сопереживать и сочувствовать, отвечать адекватными чувствами;

умение слушать и слышать партнера по общению;

овладение особой лексикой, языком чувств, пополнение словаря понятиями, называющими состояние, эмоции, настроение, его оттенки, переживания.Нами были сформулированы следующие гипотезы: 1.Мы предполагаем, что специально разработанная система коррекционноразвивающих мероприятий, основанная на использовании изобразительного искусства, музыки, театрального искусства, художественной литературы и включающая в себя элементы тренинга эмоциональной чувствительности окажет положительное влияние на формирование эмоциональной отзывчивости и эмпатии. 2. Целенаправленное формирование эмпатии в процессе группового общения окажет положительное влияние на взаимоотношения детей в группе, на формирование личности в целом.Эмпирическое исследование проводилось на базе МДОУ детский сад №6 «Березка» д.Б.Селки.В исследовании принимали участие дошкольники старшей группы (25 респондентов). Для исследования эмпатии у детей дошкольного возраста мы использовали следующие методики:1. Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), направлена на понимание детьми эмоциональных состояний людей. 2. Методика «Проблемные ситуации» (опросникУ.В.Ульенковой, С.В.Дмитревой), предназначена для выявленияналичия эмпативных переживаний у детей путем прогнозирования ими собственного поведения в 10 проблемных ситуациях, предложенных в форме индивидуальной беседы. 3. Методика «Исследованиеособенностей эмпатии у испытуемых к сверстникам в условиях практической ситуации». Эксперимент заимствовалиу А.Д.Кошелева.В процессе практической ситуации одевание в раздевалке на прогулку, мы исследовали проявление эмпатии в реальной ситуации.Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком. Искусственно создавалась ситуация, когда испытуемый оставался один на один с товарищем, сверстником, находящимся в затруднительном положении (не мог застегнуть ремешки на ботинках или верхнюю пуговицу на пальто). Перед испытуемым стоял выбор идти гулять или попытаться помочь ему. Если испытуемый уходил из раздевалки,не замечая затруднения товарища, экспериментатор косвенно побуждал его к оказанию помощи: "Можешь помочь?" Если ребенок не откликался на это предложение, высказывалось прямое побуждение: "Помоги!" Поведение и реакция детей фиксировались в протоколе. Анализ результатов по методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)позволяет нам говорить о том, чтодети старшего дошкольного возраста хорошо различают ярко выраженные эмоциональные состояния,такие как: радость (100%), гнев (88%), грусть (92%). При показе картинок с этими эмоциональными состояниями большинство детей, не задумываясь, отвечали на вопрос: "девочке хорошо, весело", " Она радуется", "В цирке идет веселое представление, она улыбается, хлопает в ладоши, радуется". На вопрос: "Почему ты думаешь, что она радуется?" дети отвечали: "У нее веселые глаза", "Она улыбается, смеется". При назывании

эмоционального состояния «гнев», дети использовали такие слова, как «злой», «сердится». Интересно, что картинки с эмоциональными состояниями «гнев», «радость», «грусть» нашли наибольший отклик у детей и это было по выражению лица: называя эмоциональное состояние «радость» дети улыбались, глаза блестели, они вспоминали случаи проявления собственнойрадости; при назывании эмоциональных состояний «злость», «грусть», их лица приобретали похожие на эти эмоциональные состояния выражения.Хуже дети различали эмоциональные состояния: страх (48%) и интерес (40%), причем очень часто путали состояние страхаи грустью, печалью, а интерес с радостью. Вот некоторые правильные ответы на вопросы об этих эмоциональных состояниях: «Девочке страшно», «У нее глаза большие, она увидела чтото страшное», «Мальчику интересно, он читает книгу», «Ему чтото нравится, ему интересно».Но очень часто дети не могли подобрать слова, чтобы обозначить эмоциональное состояние. На вопрос «Что чувствует мальчик?» дети отвечали: «Он смотрит кудато», «Не знаю», «Улыбается».И совсем плохо старшие дошкольники различают и понимают менее ярко выраженные эмоциональные состояния, такие как обида (28%), стыд (20%). На вопрос «Что чувствует девочка или мальчик?» многие отвечали: «Не знаю», «Она опустила глаза» или молчали в ответ.У большинства дошкольников совсем не развит «язык чувств», дети затрудняются подбирать слова для определения того или иного эмоционального состояния, кроме таких слов, как радость, грустный, злой.Таким образом, можно отметить, что дети старшего дошкольного возраста хорошо различают лишь ярко выраженные эмоциональные состояния, плохо владеют «языком чувств», а между тем понимание эмоционального состояния человека очень значительный фактор в развитии умения сочувствовать, сопереживать другим людям. Именно поэтому в программу коррекционноразвивающих занятий были включены упражнения на развитие умения понимать и различать свои эмоциональные состояния и эмоциональное состояния других людей, а также упражнения, направленные на развитие «языка чувств», т.е. овладения особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроения, его оттенки, переживания. Эти слова дают возможность «прояснить» определить желания, цели, ощущения.Результаты ответов детей по методике «Проблемные ситуации» (опросникУ.В.Ульенковой, С.В.Дмитревой)

свидетельствуют, что дети старшего дошкольного возраста в ситуации прогнозирования собственного поведения склонны к проявлению сочувствия, эмоциональной отзывчивости, оказания помощи сверстнику. Наибольшее количество положительных ответов было дано на группы вопросов, отражающих ситуации, наиболее часто встречающиесяв повседневной жизни группы детского садаи на которые воспитатель обращает внимание своих воспитанников. Это ситуации:1.Твои товарищ рядом никак не может повесить полотенце на вешалку, а воспитатель зовет обедать, все уже за столом. Как ты поступишь?2.Колю наказали за то, что он сломал цветок на клумбе, и теперь ему нужно прополоть на огороде целую грядку. Прогулка скоро кончится, а Коля еще не сделал и половины работы, хотя очень старался. Что бы ты сделал?3.Воспитатель на занятии дала задание, сделать поделку из природного материала. Кто сделал работу можно идти играть. Ты уже сделал поделку, а твой сосед по столу решил сделать сложную поделку, ему до конца работы еще далеко. Что ты будешь делать?

4.В группупришел новенький. Лишних шкафчиков в раздевалке нет, раздеваться ему негде. Но можно положить вещи прямо на скамейку. Что бы ты предложил?Меньшее количество положительных ответов было дано на вопросы, отражающие ситуации, часто выпадающие из воспитательной работы (например: проявление сорадости, дети просто не знают, как им себя вести, или проявление сочувствия ребенку, нарушившему какуюлибо норму): здесь дети, в основном, ориентируются на мнение взрослого или на моральную норму.По методике «Исследование особенностей проявления эмпатии у испытуемых к сверстникам в условиях практической ситуации» (А.Д. Кошелев) мы видим следующие данные: 32% детей в реальной ситуации проявляют сочувствие сверстнику и оказывают ему помощь, причем из них 20% детей самостоятельно решили оказать помощь. Типичными высказываниями таких детей были: "Давай я тебе помогу, я могу застегивать ремешки" или "Помочь тебе? Ты никак не можешь застегнуть", т.е. дети сами предлагали помощь, видели затруднение сверстника, активно сочувствовали. На просьбу товарища откликнулись 12% детей. Они не раздумывая согласились помочь сверстнику: "Сейчас я тебе помогу", "Сначала у себя застегну ремешки, потом помогу тебе", "Давай помогу, и пойдем вместе гулять".После косвенного побуждения 16% детей оказывают помощь с удовольствием и только 4% с некоторым раздражением:" Помогу , ты только стой прямо не вертись!" " Быстрее нужно идти гулять". После косвенного побуждения экспериментатора: "Помоги!" Довольно большой процент детей 32% оставили указания экспериментатора без внимания, не стали сочувствовать и оказывать помощь, мотивируя это разными причинами: "А пусть сам учится"," Меня ребята ждут, мы будем в разведчиков играть". В случае проявление помощи после прямого побуждения экспериментатора мы нередко фиксировали официальный эмоциональный настрой на сверстника: "Так и быть, помогу, а то изза тебя гулять не отпустят", "Сейчас помогу, а в следующий раз не буду, учись дома сам".В целом всего 52% детей проявили эмпатию по отношению к сверстнику. В эту группу вошли дети, оказывающие помощь самостоятельно, по просьбе товарища и, которые оказывают помощь с удовольствием после косвенного побуждения.Первый этап эмпирического исследования позволяет нам сделать следующие выводы: 1.Как правило, в педагогической практике нравственные нормы поведения преподносятся в вербальных формах, неоднократно повторяются и так закрепляются в сознании ребенка. При этом в практической жизни на эти нормы нередко не обращают внимания.2.В процессе воспитательнообразовательной работы педагоги в детском садучасто не обращают внимания на такую сторону развития личности ребенка, как его умение общаться и сотрудничать с другими детьми.3.Воспитатель и родители редко обращают внимание детей на эмоциональное сострадание людей, способы их выражения. Дети не умеют выражать свои чувства и понимать чувства другого, не умеют выслушивать другого, просить о помощи.4.Дети не понимают, что возможно проявление сочувствия и сопереживания своему товарищу не только в ситуации его неблагополучия, но и когда он испытывает радость, т.е. проявить сорадость, порадоваться за другого.5.Дошкольники часто не обращают внимания на эмоциональное состояние другого, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы. Часто поступают,не считаясь сэмоциональным состоянием сверстника, стремясь соответствовать ожиданиям взрослого (воспитателя) или моральным нормам.

6.У старших дошкольников совершенно не развит "язык чувств". В их словаре минимальное количество слов, называющих состояния, эмоции, настроение, его оттенки, переживания, а между тем "язык чувств" имеет важное значение в умении ребенка понимать себя и других, сочувствовать им,Ориентируясь на данный констатирующий срез, мы выделили детей с разной степенью эмоциональной отзывчивости:1группа—высокий уровень эмоциональной отзывчивости. Они обладают сформированной эмоциональной отзывчивостью, сопереживанием, проявляющимся в устойчивом содействии другому. Детичутко реагируют на эмоциональное состояние другого ребенка, умеют проявлять сочувствие и сорадость. В их словарном запасе есть слова, называющие состояния,эмоции, настроения (8 человек) 32%детей. 2группа

средний уровень эмоциональной отзывчивости. Дети этой группы замечают только ярко выраженное неблагополучие другого, проявляют сочувствие и содействие. Приходят на помощь только по просьбе товарища или по косвенному предложению экспериментатора, но охотно. В словарном запасе мало слов, называющих состояние, эмоции, настроение (5 человек) 20%детей. 3группа

низкий уровень эмоциональной отзывчивости. Не проявляют эмпатических переживаний, помощь не оказывают, не развита способность понимать эмоциональное состояние другого, совсем не развит "язык чувств" (12человек) 48%

детей. Ориентируясь на констатирующий срез и выделения подгруппы детей с разной степенью эмоциональной отзывчивости, мы составили серию коррекционноразвивающих занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы детей. Предлагаемые нами разработки занятий для детей старшего дошкольного возраста ставят своей задачей развитие следующих умений:1.умение улавливать, понимать, и различать свои и чужие эмоциональные состояния, развитие эмоциональной чувствительности ;2.умение сопереживать и сочувствовать, отвечать адекватными чувствами;3.умение слушать и слышать партнера по общению;4.овладение особой лексикой, «языком чувств», пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроения, его оттенки, переживания.В программе коррекционноразвивающих занятий мы использовали на наш взгляд наиболее оптимальные методы, средства и техники, способствующие развитию этих умений. Они основаны на использовании в занятиях произведений изобразительного искусства, театрального искусства, психогимнастики. Особый интерес в плане нашего исследования представляют техники, средства, используемые для развития эмоциональной чувствительности, т.к. прежде, чем сочувствовать и сопереживать другому, необходимо понять, почуствовать эмоциональное состояние этого человека. В программу занятий вошли разработки Г.Юновой, М.И.Чистяковой. Не менее важным средством развития эмоциональной чувствительности, умения сочувствовать, сопереживать является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым нет еще игода. Эмоциональная наполненность музыкальных произведений порой лучше любых слов и доказательств доходит до чувств детей, пробуждая в них определенные эмоциональные переживания. Мы старались пробудить удетей способность сопереживать, сочувствовать, радоваться за другого средствами музыки. Использовали также музыкальные игрыдраматизации, соотнесение настроения музыки с цветовым фоном. В занятиях использовались и другие средства, методы и приемы: анализ практических ситуаций, ситуацийиллюстраций, рисование своего настроения, игрыбеседы, подвижные игры, разыгрывание сценок, ролевые игры, создание специальных практических ситуаций, направленных на побуждение детей к проявлению эмпатии друг к другу и оказанию на этой основе реальной помощи.

Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению в различных по характеру эмоциональных воздействиях. Поэтому мы посчитали эффективным организацию развивающих занятий в форме тренинга группового общения. После проведения развивающих занятий и дополнительной работы вне занятий был проведен эксперимент, который состоял из методик констатирующего эксперимента. Проанализироваврезультаты контрольного эксперименты, мы можем подвести итог:1.Дети экспериментальной группы стали значительно лучше выражать свои чувства и понимать эмоциональное состояние другого человека.2.В их словаре увеличился запас слов, называющих эмоциональное состояние, настроения людей.3.Дошкольники стали больше обращать внимание на возникающие трудности у своих сверстников, на их нужды и интересы, увеличились случаи проявления детьми сочувствия и сопереживания не только в ситуации его неблагополучия, но и когда он испытывает радость.В практических ситуациях дети стали более чутко относиться к своим товарищам, оказывать им помощь, содействие, стали лучше слушать и слышать партнеров по общению.Формирующая программа существенно повлияла на взаимоотношения детей экспериментальной группы. Если до обучения на Iуровне эмоциональной отзывчивости были только 8детей (32%), то после обучения на атом уровне находятся 14детей (56%). Положительная динамика заметна и на более низких уровнях сформированности эмоциональной отзывчивости.На среднем уровне эмоциональной отзывчивости до обучения находилось 5 чел. (20%), после обучения 7 чел (28%). Данные эксперимента представлены на рисунке 6.Таким образом, можно уверенно сказать, что целенаправленная помощь детям по обогащению эмоционального опыта в личностных контактах со сверстниками не только возможна, но и необходима. Она оказывает эффективное влияние на формирование положительно эмоциональных взаимоотношений со сверстниками, на формированиеэмпатии.Полученные результаты позволяют нам утверждать, что формирование эмпатических переживаний наиболее успешно протекает в специально созданных условиях, в процессе развивающего общения. Нам представляется эффективным развитие эмоциональной отзывчивости, способности сочувствовать, сопереживать в процессе разнообразной деятельности, основанной на сочетании различных видов искусств: музыки, изобразительного искусства, литературы, театрального искусства и включающей в себя элементы тренинга эмоциональной чувствительности. Это значит, что предложенные нами гипотезы подтвердились.Теоретический анализ и экспериментальное исследование показали, что изучение эмпатии, путей ее формирования, ее генезиса необходимо для проникновения в природу взаимоотношений между людьми, для познания закономерностей становления и развития личности и приобретает в настоящее время немаловажное значение не только для развития умений и навыков полноценного общения, но и для формирования личности ребенка, приобщения его к внутреннему миру других людей.Воспитание чувств, начиная с первых лет жизни, является важнейшей задачей, не менее, а в какомто смысле более важной, чем воспитание ума, чем обучение ребенка различного рода знаниям и умениям. Для того, чтобы в дальнейшем дети могли вступать во взаимоудовлетворяющие и продуктивные отношения с людьми, у них должно быть сформировано отношение к другому как к уникальному индивиду, с

которым они способны разделить его бытие, соучаствовать в его проблемах и переживаниях.Дошкольный возраст является сензитивным для развития социальных эмоций, а в частности эмпатических переживаний. У детей больше, чем у взрослых развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.Однако проблема развития и формирования эмпатических переживаний принадлежит к числу наименее разработанных в психологии, и в частности, в детской психологии. Разработка эффективных, научнообоснованных методов воспитания чувств является деломочень трудным, значительно более сложным, чем создание методов обучения ребенка какимлибо знаниям и навыкам, и ряд узловых вопросов психологии эмоций и их развития остается до сих пор неясным, недостаточно изученным. Поэтому представляется интересным анализ исследований зарубежных и отечественных психологов, посвященных вопросу формирования и развития эмпатии, сделанный нами в этой работе. Он может послужить теоретической основой для дальнейших исследований в области формирования эмпатических переживаний у детей.В нашем исследовании были собраны и систематизированы фактические данные, иллюстрирующие индивидуальные и возрастные проявления эмпатии у детей, определены исходные теоретические принципы и создана на их основе серия коррекционноразвивающих занятий, прослежены общие возможности формирования эмпатии у старших дошкольников в процессе целенаправленного психологопедагогического воздействия, получили развитие и конкретизацию важнейшие теоретические положения, лежащие в основе нашей исходной гипотезы.Использованные в работе диагностические методики, направленные на выявление характерных особенностей эмоционального отношения к сверстникам, оказались достаточно информативными, что позволяет рекомендовать их в качестве диагностических в практику работы с детьми. Материал может использоваться в процессе воспитательнообразовательной работы в детском учреждении, будет полезен не только практическим психологам, но и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста и родителям.

Ссылки на источники1. Роджерс К. Эмпатия. Психология эмоций. Труды. М., 1984.2. Р. Виттингтон. Обучение американских детей сопереживанию. В кн.: Теория и практика социальной работы: отечеств. и зарубежный опыт. М., 1993.3. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Вопросы психологии, № 2. 4. Божович Л.Н., Конникова Г.Е. О нравственном развитии и воспитании детей. Жл Вопросы психологии, №1, 1975.

5. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред.Кошелевой А.Д. М.,1985. С.1366. Приходько Ю.А. Формирование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности: Автореф.дис. канд.пед.наук.7. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. Журнал практической психологии и психоанализа /Пер. ИсаковойО., ГлущенкоМ., 2000. №1.

Zharova Darya,Candidate of PsychologicalSciences, associate professor at the chair of social and organizational psychology "The Nizhny Novgorod state pedagogical university of a name of K. Minin", Nizhny NovgorodIvanova Ekaterina,Student correspondence department of psychology and pedagogical faculty of "The Nizhny Novgorod state pedagogical university of a name of K. Minin", Nizhny Novgorod.Empathy formation at preschool ageAbstract.Article is devoted to a problem of development of empathy at preschool age (on the example of the advanced preschool age, 56 years). Authors consider approaches of domestic and foreign scientists to term

"empathy" definition, open features the empaticheskikh of experiences of children of preschool age, conduct empirical research. Keywords:advanced preschool age, empathy, sympathy, empathy, formation.