Полный текст статьи
Печать

Роль книги в развитии личности неоспорима. Художественная литература является одним из мощнейших источников формирования личностных образований. Взаимодействие с героями художественных произведений порождает процессы, которые обогащают внутренний мир человека, помогают ему лучше понять себя и Другого. Важнейшая роль в этом процессе отводится эмпатии. Под понятием «эмпатия» чаще всего понимается «когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека» [1, с. 385].

Эмпатия характеризует субъективное восприятие другого человека, прикосновение в его внутренний мир понимания его мыслей, чувств, переживаний.

Рассмотрим сущность обозначенного феномена. Проанализировав работы известных авторов, В. П. Кузьмина пишет, что эмпатия у них «представлена во всех гранях психического: и как процесс, и как свойство, и как состояние, обнаруживая в своем содержании компоненты всех основных психических образований: эмоциональных (чувства), когнитивных (познание, постижение), поведенческих (мотивация, воля) [2, с. 7].

Эмпатия понимается как качество личности, ее способность принимать с помощью чувств душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделять их переживания [3, с. 220].

Таким образом, анализ изучаемого феномена показал, что в научной литературе почти все исследователи, несмотря на различную трактовку феномена, сводят его проявления к реконструкции внутреннего мира Другого, к эмоциональному отклику, к способности осознавать и понимать его эмоциональное состояние, к готовности прийти ему на помощь.

Можно сказать, что это способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, постижение его эмоционального состояния.

Обратимся к понятию «переживание» в контексте исследуемой проблемы. По мнению С.Л. Рубинштейна, переживания субъективны и выражают отношение личности к окружающему [4, с. 164].

Л.С. Выготский утверждает, что переживания есть центральное звено в психическом развитии ребенка и что эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все формы его поведения [5].

К.А. Абульханова-Славская пишет о том, что при наличии переживаний осознается личностный смысл происходящего, осуществляется регуляция поведения субъекта [6, с. 92-99].

В представленной интерпретации переживания присутствует более широкое понятие «эмпатия», как способность со-переживать, со-чувствовать, понимать другого человека, воспринимать его внутренний мир.

Переживание может быть направлено на героя художественного произведения. В данном контексте целесообразнее употреблять термин «читательские переживания», которые вызываются не реальной жизнью, а литературным образом [7].

Художественная литература (книга) способна воздействовать на личность через «читательские переживания» и быть условием для ее развития.

Читательские переживания «выполняют» базисную роль в формировании эмпатии личности, активизируют становление не только эмоционального компонента в ее структуре, но еще и познавательные процессы, нравственные эмоции.

Н.А. Щербакова ссылаясь на Л.Н. Толстого выделяет в его работе «Об искусстве и литературе» следующее понятие «жизнь вместе с героем», которое позволяет читателю мысленно сопереживать герою художественного произведения (книге) [7].

В процессе чтения происходит усвоение и сохранение информации о героях художественной литературы в соответствии с особенностями личности читателя, его знаний и жизненного опыта. Вместе с тем в реальности дети школьного возраста все больше отстраняются от чтения книг и формально относятся к произведениям величайших писателей. Следовательно, приобщение учащихся к ценностям художественной литературы существенно затруднено и это может негативно отразиться на внутреннем мире личности, формировании ее духовного опыта. В данном контексте обращение к эмпатии крайне актуально. В связи с понятием читательское сопереживание исследователями выделяется психологическая функция чтения: функция смыслового чтения в ходе усвоения ценностного содержания книги.

Л.А. Мосунова, устанавливая связь понимания ценностно-смыслового аспекта художественного текста, выделяет четыре психолого-педагогических компонента, способствующих, по нашему мнению, «жить вместе с героем»:

  • активизация воссоздающего и творческого воображения;
  • актуализация мотивационных ресурсов чтения;
  • гуманизация процесса обучения;
  • планомерное формирование опыта творческой деятельности [8].

Реализация этих компонентов может стать фундаментом для развития смыслового понимания «жизни» литературных героев и, как следствие, развития эмпатии. Одним из самых «благодатных» периодов для развития эмпатии является младший школьный возраст.

Рассмотрим эмпатию в соотношение с младшим школьным возрастом. С этой целью выделим ряд особенностей развития ребенка в этот возрастной период; приведенные В.П. Кузьминой [9]:

1)           у младшего школьника проявляется познавательное отношение к действительности, что «связывается с переходом» к более сложным формам мышления;

2)           возникают относительно устойчивые формы деятельности и поведения;

3)           развивается обращенность к сверстникам.

Эти положения являются определяющими для нашего исследования; так как развитие личности ребенка невозможно без развития его эмоциональной сферы, в том числе и эмпатии. Отличительной чертой детей этой возрастной группы является их эмоциональная отзывчивость, что приводит младшего школьника к проявлению различных переживаний, направленных на других людей.

Эти переживания у детей формируются под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственных действий.

В связи с этим важно «ввести» в деятельность младших школьников условия, которые бы развивали его эмпатию и способствовали ее более сильному и яркому проявлению. Побудителями таких проявлений младшего школьника могут быть внешние условия, исходящие от взрослого человека и сверстника. Эмпатию в этом случае допустимо рассматривать как своеобразный результат внешнего воздействия.

Как часть внешнего побудителя можно рассматривать художественные произведения, где герои проявляют эмпатию. Поскольку в младшем школьном возрасте с особой силой действует механизм подражания, то формирование гуманных чувств, эмпатии в этом возрасте возможно с опорой на героев художественных произведений.

Действие механизма подражания объясняется тем, что у детей данного возраста еще недостаточно развита способность к критическому анализу поведения других людей, в том числе и героев художественных произведений. Поэтому позитивный пример гуманного отношения к другим людям становится источником формирования положительной направленности на другого человека. Художественная литература (книга) может быть источником для формирования эмпатии, как чувства, направленного на другого посредством механизма подражания положительному образу героя из книги.

В лингвистическом энциклопедическом словаре художественный образ – это «специфическая для искусства форма отражения действительности, которая может быть источником, средством и формой при сопоставлении искусства с реальностью» (М., 1987). В связи с этим эмпатия, как личностное образование, экстериоризируется посредством специфического взаимодействия между ребенком и героем художественного произведения, а в последствии приводит к накоплению эмпатического опыта, что становится основой для развития высоких форм отзывчивости, направленности на другого человека в последующих возрастных периодах.