Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта педагога
Выпуск:
ART 55249
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ястребова
Г.
А.,
Цветкова
Г.
В. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55249.htm.
Аннотация. В статье обосновывается актуальность проектирования индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях внедрения нового профессионального стандарта педагога, представлен алгоритм его разработки и поэтапной реализации в процессе самообразования педагога, направленного на совершенствование психолого-педагогических компетенций, способных помочь педагогическому работнику в решении возникающих перед ним новых проблем, обусловленных вызовами времени.
Ключевые слова:
индивидуальный образовательный маршрут, система повышения квалификации, открытое образовательное пространство, профессиональный стандарт педагога, субъект образовательной деятельности
Текст статьи
Ястребова Гульнара Ахмедовна,кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования детей и взрослых ГАОУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», г. Волгоградgyastrebova@yandex.ruЦветкова Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и дополнительного образования детей и взрослых ГАОУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», учитель русского языка и литературыМОУ СОШ № 49 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Волгоградgalyacvetkova@yandex.ruИндивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта педагогаАннотация.В статье обосновывается актуальность проектирования индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях внедрения нового профессионального стандарта педагога, представлен алгоритм его разработки и поэтапной реализации в процессе самообразования педагога, направленного на совершенствование психологопедагогических компетенций,способных помочь педагогическому работнику в решении возникающих перед ним новых проблем, обусловленных вызовами времени.Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, открытое образовательное пространство, профессиональный стандарт педагога, система повышения квалификации, субъект образовательной деятельности.
Мобильность в условиях перемен, готовность к нестандартным трудовым действиям, самостоятельность принятия решений и ответственность за их результаты –эти характеристики деятельности состоявшегося профессионала относятся к современному учителю, важными чертами которого становятся постоянное самообразование, самосовершенствование психологопедагогических компетенций, самокритичность, эрудиция и целеустремленность. Российскому обществу нужны учителя нового формата, заданного профессиональным стандартом педагога.
Приказом Министерства труда Российской Федерации от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован в Министестве юстиции России 06.12.2013, регистрационный номер 30550)
установлено: профессиональный стандарт педагога должен применяться работодателем в процессе формирования кадровой политики и заключения трудовых договоров, в управлении персоналом и в разработке должностных инструкций, при организации обучения и аттестации работника, а также установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года. Однако вся сложность перехода на профессиональные стандарты
ляжет на плечи самого педагога, которому необходимо разработать индивидуальный образовательный маршрут собственногопрофессионального становления, обеспечив переход к адресной персональной переподготовке для работы с различными категориями детей.Индивидуальным образовательным маршрутом работника образования мы будем называть целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу субъектную позицию в выборе, разработке и реализации личной программы развития при организации условий для методического сопровождения профессионального становления учителя. Цель и результат реализации ИОМ, спроектированного либо на основе методической проблемы, интересующей педагога, либо на базе индивидуальныхобразовательных потребностей, развитие профессиональных компетентностей по четырем ключевым направлениям уровневой модели методического процесса образовательного учреждения: нормативноправовому; научнометодическому; психологопедагогическому; организационнометодическому. Исходя из них определяются цели, содержание, методы и формы работы учителяпо становлению профессиональных компетентностей в текущем учебном году.
Продвижение по индивидуальному образовательному маршруту фиксируется с помощью «дорожной карты», где указывается, в какой период и конкретно что было сделано для устранения возникших проблем, соответствующих потребностномотивационной сфере личности педагога. В ходеразработки «Дорожной карты» закладываются основные этапы деятельности: планирование мероприятий; оценка рисков; оценка необходимых ресурсов; организация мероприятий; привлечение человеческих ресурсов; постановка задач; контроль за ходом выполнения мероприятий; анализ процесса выполнения действий и мероприятий; анализ, на базеполученных данных, достигнутых результатов.
Достаточное место «Дорожная карта» отводит процессам самообразования и развития профессиональных компетентностей в условиях профессиональной деятельности педагога по следующим направлениям:
1.Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования(реализуется через освоение модулей повышения квалификации и профессиональной переподготовки)
2.Деятельность работника образованияв профессиональных сообществах (может осуществляться в процессе руководства или участия в работе методических объединений, творческих экспериментальныхгрупп, ассоциаций и др.)
3.Участие педагога в методической работе(посредством традиционныхформ развития профессиональных компетентностей и технологий развития с использованием активных методов обучения)
4.Самообразование учителя(реализуется в самодиагностике, самостоятельной работе с методической и научной литературой, посещении и взаимопосещении занятий и пр.) Педагог, занимающийся самообразованием, должен иметь возможность воспользоваться необходимой помощью и поддержкой консультантаспециалиста(методист, педагогпсихолог) и консультантауниверсала(научные руководители, сотрудники ВУЗов, методисты учреждениясистемы повышения квалификации).
Итак, алгоритмом разработки «дорожной карты» индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога(на этом этапе будет происходить самоопределение педагога, определение направления работы;
подбор и изучение ресурсов по выбранному направлению работы); составлениена основе результатов диагностики индивидуального образовательного маршрута(педагог намечает ресурсы, предоставляемые курсовой подготовкой, собственные приоритеты, ценности, затруднения в самообразовательной деятельности и путь их разрешения); реализацию маршрута(педагог выходит в открытое образовательное пространство, осуществляя профессиональное взаимодействие, рефлексию и коррекцию собственной деятельности); рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута(педагог представляет результаты, к которым относятся как разработанные материалы, так и сформированные личностнопрофессиональные компетентности).
По мере продвижения по индивидуальному образовательному маршруту «Дорожная карта» фиксируюет достижения учителя в каждом из направлений самообразования в форме конкретных педагогических продуктов (методическая разработка, пакет педагогических диагностик, методические рекомендации, технологические карты, публикации и пр.); субъективное отношение педагога к достигнутому результату (рефлексия как самого процесса достижения, так и достигнутых результатов вкаждом изнаправленийдеятельности, например, в форме эссе, монографического самоотчёта); виды презентаций достижений, в том числе запланированные (тогда необходимо указывать место и время презентаций). Результативность реализации «Дорожной карты» индивидуального образовательного маршрута педагога может стать основой раздела «Достижения» в личном портфолио педагога, а также может быть отражена в портфолио образовательного учреждения, в котором работает педагог.Ссылки на источники 1.Башмаков М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков].
(Электронный ресурс). http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm 2.Логинова Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Бибка журнала«Методист».2006.№9.С.47. 3.Рыхлова Н.Н. Конкурентоспособная методическая служба –конкурентоспособная Россия / Н.Н. Рыхлова: [работа методической службы по индивидуальному запросу педагога] //Методист. 2007. №7. С.1721. 4.Строкова Т. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация //Директор школы. 2006. №1. С.4247. 5.Целищева Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме –150 школ / Н.Целищева // Народное образование. 2009. №4. С.199204. 6.Цыбенов Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. 2009. №4. С.4852. 7.http://минобрнауки.рф/прессцентр/3625 8.http://sogiuu.ru/static/metod/mmo/01direktor/mmodirektor.htm
Мобильность в условиях перемен, готовность к нестандартным трудовым действиям, самостоятельность принятия решений и ответственность за их результаты –эти характеристики деятельности состоявшегося профессионала относятся к современному учителю, важными чертами которого становятся постоянное самообразование, самосовершенствование психологопедагогических компетенций, самокритичность, эрудиция и целеустремленность. Российскому обществу нужны учителя нового формата, заданного профессиональным стандартом педагога.
Приказом Министерства труда Российской Федерации от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован в Министестве юстиции России 06.12.2013, регистрационный номер 30550)
установлено: профессиональный стандарт педагога должен применяться работодателем в процессе формирования кадровой политики и заключения трудовых договоров, в управлении персоналом и в разработке должностных инструкций, при организации обучения и аттестации работника, а также установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года. Однако вся сложность перехода на профессиональные стандарты
ляжет на плечи самого педагога, которому необходимо разработать индивидуальный образовательный маршрут собственногопрофессионального становления, обеспечив переход к адресной персональной переподготовке для работы с различными категориями детей.Индивидуальным образовательным маршрутом работника образования мы будем называть целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу субъектную позицию в выборе, разработке и реализации личной программы развития при организации условий для методического сопровождения профессионального становления учителя. Цель и результат реализации ИОМ, спроектированного либо на основе методической проблемы, интересующей педагога, либо на базе индивидуальныхобразовательных потребностей, развитие профессиональных компетентностей по четырем ключевым направлениям уровневой модели методического процесса образовательного учреждения: нормативноправовому; научнометодическому; психологопедагогическому; организационнометодическому. Исходя из них определяются цели, содержание, методы и формы работы учителяпо становлению профессиональных компетентностей в текущем учебном году.
Продвижение по индивидуальному образовательному маршруту фиксируется с помощью «дорожной карты», где указывается, в какой период и конкретно что было сделано для устранения возникших проблем, соответствующих потребностномотивационной сфере личности педагога. В ходеразработки «Дорожной карты» закладываются основные этапы деятельности: планирование мероприятий; оценка рисков; оценка необходимых ресурсов; организация мероприятий; привлечение человеческих ресурсов; постановка задач; контроль за ходом выполнения мероприятий; анализ процесса выполнения действий и мероприятий; анализ, на базеполученных данных, достигнутых результатов.
Достаточное место «Дорожная карта» отводит процессам самообразования и развития профессиональных компетентностей в условиях профессиональной деятельности педагога по следующим направлениям:
1.Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования(реализуется через освоение модулей повышения квалификации и профессиональной переподготовки)
2.Деятельность работника образованияв профессиональных сообществах (может осуществляться в процессе руководства или участия в работе методических объединений, творческих экспериментальныхгрупп, ассоциаций и др.)
3.Участие педагога в методической работе(посредством традиционныхформ развития профессиональных компетентностей и технологий развития с использованием активных методов обучения)
4.Самообразование учителя(реализуется в самодиагностике, самостоятельной работе с методической и научной литературой, посещении и взаимопосещении занятий и пр.) Педагог, занимающийся самообразованием, должен иметь возможность воспользоваться необходимой помощью и поддержкой консультантаспециалиста(методист, педагогпсихолог) и консультантауниверсала(научные руководители, сотрудники ВУЗов, методисты учреждениясистемы повышения квалификации).
Итак, алгоритмом разработки «дорожной карты» индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога(на этом этапе будет происходить самоопределение педагога, определение направления работы;
подбор и изучение ресурсов по выбранному направлению работы); составлениена основе результатов диагностики индивидуального образовательного маршрута(педагог намечает ресурсы, предоставляемые курсовой подготовкой, собственные приоритеты, ценности, затруднения в самообразовательной деятельности и путь их разрешения); реализацию маршрута(педагог выходит в открытое образовательное пространство, осуществляя профессиональное взаимодействие, рефлексию и коррекцию собственной деятельности); рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута(педагог представляет результаты, к которым относятся как разработанные материалы, так и сформированные личностнопрофессиональные компетентности).
По мере продвижения по индивидуальному образовательному маршруту «Дорожная карта» фиксируюет достижения учителя в каждом из направлений самообразования в форме конкретных педагогических продуктов (методическая разработка, пакет педагогических диагностик, методические рекомендации, технологические карты, публикации и пр.); субъективное отношение педагога к достигнутому результату (рефлексия как самого процесса достижения, так и достигнутых результатов вкаждом изнаправленийдеятельности, например, в форме эссе, монографического самоотчёта); виды презентаций достижений, в том числе запланированные (тогда необходимо указывать место и время презентаций). Результативность реализации «Дорожной карты» индивидуального образовательного маршрута педагога может стать основой раздела «Достижения» в личном портфолио педагога, а также может быть отражена в портфолио образовательного учреждения, в котором работает педагог.Ссылки на источники 1.Башмаков М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков].
(Электронный ресурс). http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm 2.Логинова Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Бибка журнала«Методист».2006.№9.С.47. 3.Рыхлова Н.Н. Конкурентоспособная методическая служба –конкурентоспособная Россия / Н.Н. Рыхлова: [работа методической службы по индивидуальному запросу педагога] //Методист. 2007. №7. С.1721. 4.Строкова Т. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация //Директор школы. 2006. №1. С.4247. 5.Целищева Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме –150 школ / Н.Целищева // Народное образование. 2009. №4. С.199204. 6.Цыбенов Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. 2009. №4. С.4852. 7.http://минобрнауки.рф/прессцентр/3625 8.http://sogiuu.ru/static/metod/mmo/01direktor/mmodirektor.htm