Проектирование учебной программы практикоориентированной дисциплины вуза гуманитарного профиля
Выпуск:
ART 55274
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малкова
Е.
Е. Проектирование учебной программы практикоориентированной дисциплины вуза гуманитарного профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
151–155. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55274.htm.
Аннотация. Работа посвящена специфике проектирования практикоориентированных образовательно-профессиональных программ подготовки магистров гуманитарного профиля. Исследованы современные требования к структуре и содержанию учебных программ высшего профессионального образования. В выработан подход к рассмотрению особенностей современных практикоориентированных учебных программ высшего профессионального образования, представлены конкретные примеры описания основных структурных элементов практикоориентированной программы.
Ключевые слова:
технологии обучения, учебная программа, магистры, практический курс, гуманитарный профиль
Текст статьи
Малкова Елена ЕвгеньевнаДоктор психологических наук, профессор кафедры клинической психологии и психологической помощи ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена», г. СанктПетербургemail: Helen_Malkova@herzen.spb.ru
Проектирование учебной программы практикоориентированной дисциплины вуза гуманитарного профиля
Аннотация. Работа посвящена специфике проектирования практикоориентированных образовательнопрофессиональных программ подготовки магистров гуманитарного профиля. Исследованы современные требования к структуре и содержанию учебных программ высшего профессионального образования. В выработан подход к рассмотрению особенностей современных практикоориентированных учебных программ высшего профессионального образования,представлены конкретные примеры описания основных структурных элементов практикоориентированной программы.Ключевые слова: учебная программа, магистры, практический курс, гуманитарный профиль, технологии обучения
Проектирование практикоориентированных образовательнопрофессиональных программявляетсяоднойиз очень непростых проблем профессионального образования специалиста, в частности –психолога [1, 7]. Образовательные стандарты третьего поколения содержат обновленное понимание ожидаемых результатов образования (в нашем случае вузовского)[6, 10, 11, 12].Компетентностный подход, предполагающий практикоориентированный характер образования диктует новые требования к организации учебного процесса и закладку новых принципов к созданию рабочих программ для специалистов гуманитарного профиля.Анализ современных требований к структуре и содержанию учебных программ высшего профессионального образования с акцентом на особенностях современных практикоориентированных учебных программ высшего профессионального образования показал необходимость такой организации учебного процесса, при которой основной целью являетсяразвитиепрактических умений и навыков на основе полученных в других теоретических дисциплинах знаний[4, 8].В данной работе представлен опыт создания практикоориентированной программы на основе опыта преподавания дисциплины «Практикум по детской клинической психологии»[5]. При разработке обновленной структуры данной образовательной программы профессиональной подготовки был учтен положительные опыт Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по созданию инновационной образовательной программы «Гуманитарные технологии в социальной сфере», содержащий в качестве основных принципов гуманитарные технологии и междисциплинарность [2, 3, 9]. Врезультате нами быливыработаны и сформулированы универсальныепринципы, которые могут быть использованы для разработки программ практикоориентированныхдисциплин подготовки любых специалистовгуманитарного профиля:1. Приемлемая для любой ступени и любого уровня образования структура образовательной программы согласно современным требованиям должна включать:цели, ценности, ожидаемые результаты образовательной программы;адресность образовательной программы;содержание и структуру образовательной программы. (учебный план (содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования, пояснительная записка к нему, пакет учебных программ);организационнопедагогические условия реализации образовательной программы; педагогические технологии реализации образовательной программы; процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута;формы аттестации, контроля и учета достижений учащихся.2. Практикоориентированная программа подготовки магистра по своей сути должна содержать три основные части, соотношение которых по весу и насыщенности неравнозначно: аудиторная работа (1/6 часов отведенных на дисциплину), практические занятия на базе (1/3 часов отведенных на дисциплину), самостоятельная работа (1/2 часов отведенных на дисциплину).3. Вкачестве наиболее продуктивных технологий обучения в рамках практикоориентированной дисциплины целесообразно использовать не только традиционные вузовские технологии (лекции и семинары), но особое внимание уделять следующим:дискуссионным технологиям;технологиям публичной презентации своего исследования;диалоговым технологиям;рефлексивным технологиям;технологии проблемного обучения;технологии работы в малых группах;исследовательским технологиям.4. Аудиторная работа практикоориентированной дисциплины должна проводиться преимущественно в форме семинарских занятий. По сути –это доклад и обсуждение вопросов, имеющих непосредственное отношение к процедуре и основным положениям, которые необходимы для проведения экспериментальных исследований на базе, либо –это доклад результатов и обсуждение заключений/отчетов о проводимых на базах исследованиях.5. Практические занятия на базе имеют особое значение и составляют основную часть, которая в учебном плане обозначена в разряде аудиторных. Всписок для проведения практических занятий должны входить только те специализированные учреждения, которые в своем составе в качестве структурного подразделения содержат лаборатории/кабинеты профильных программе обучения специалистов, либо в штате которых предусмотрены соответствующие ставки.6. «Погружение» в профессиональную среду на практических занятиях подразумевает организацию трёх условных пространств, в которых магистрант осваивает необходимые компетенции:пространство подготовки (знакомство с функциональными обязанностями специалиста конкретной базы, его прав и обязанностей, особенностей взаимодействия с коллегами и изучение структуры учреждения/базы и т.п.),пространство опыта (выполнение функциональных обязанностей специалиста в реальных условиях),пространство презентации (участие в обсуждениях полученных результатов с коллегами и смежными специалистами базы, а также в консилиумах).7. Самостоятельная работа при подготовке специалистапрактика должна включать в себя подготовку к семинарским занятиям, обработку полученных на базах результатов исследования и их осмысление с учетом освоенных на теоретических дисциплинах положений, а также написание заключения/отчета о проведенной на практическом занятии работе и подготовку доклада/презентации.
Ссылки на источники.
1.Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика, обучение/ Л.И.Вассерман, О.Ю.Щелкова. –СПб. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. –736 с.2.Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения: Учебное пособие / Н.В.Бордовская, Е.И.Казакова, В.И.Гинецинский, И.Б.Романенко, Л.А.Даринская, С.Н.Костромина, С.И.Розум, Н.Л.Москвичева, Ж.К.Дандарова, Е.И.Петанова, Г.И.Молодцова, О.О.Жебровская, И.М.Бродская, И.А.Лавринец, М.В.Шабанова, Н.В.Чернова, Г.В.Аверкиева, С.С.Щекина, Е.Ф.Фефилова, Т.Н.Осипова, Т.А.Дворникова, А.М.Красильников, З.Ф.Дудченко, В.М.Латушкина / Под общей редакцией Н.В.Бордовской. —СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. 3.Гуманитарные технологии в социальной сфере: информационный портал. URL: http://portal.gersen.ru/(дата обращения: 18.10.2014)4.Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий: Учебнометодическое пособие / В.Г.Зарубин, Л.А.Громова, Л.П.Валицкая, Е.С.ЗаирБек, О.К.Крокинская, В.А.Макаридина, Е.В.Пискунова, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына, П.В.Станкевич, А.В.Шевцов, Ю.А.Шепелев / Под редакцией В.Г.Зарубина, Л.А.Громовой. —СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.5.Малкова Е.Е. Практикум по детской клинической психологии: Учебнометодический комплекс: Электронное издание/ Е.Е.Малкова. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. –67 с.6.Письмо Минобрнауки РФ от 24.03.2006 N 03749 об изменениях в действующие государственные образовательные стандарты подготовки магистра. –URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_06/t32.html(дата обращения: 18.10.2014)7.Проектирование современных образовательнопрофессиональных программ по направлениям педагогического образования: Методические рекомендации / Т.Б.Алексеева, А.Е.Бахмутский, Р.У.Богданова, А.П.Валицкая, Э.В.Махрова, Н.А.Ноткина, Н.Ю.Сосунова. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. –187 с.8.Профессиональнопсихологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях. Учебнометодическое пособие / В.В.Семикин, В.Н.Панферов, И.А.Баева, З.В.Сикевич, И.С.Клецина, А.А.Грачев, Н.Б.Лисовская, П.Н.Виноградов, М.С.Игнатенко, С.А.Векилова, Ю.А.Поссель / Под ред. В.Н.Панферова, В.В.Семикина, Н.Б.Лисовской.—СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. 9.Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере. Инновационная образовательная программа на 20072008 гг. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.10.ФГОС ВПО третьего поколения. Психология (подготовка магистров). Москва, 2010. –URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/(дата обращения: 18.10.2014)11.ФГОС ВПО третьего поколения. Клиническая психология (подготовка специалистов). Проект ЛГУ, 2010. –URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/(датаобращения: 18.10.2014)12.ФГОС ВПО третьего поколения. Клиническая психология (подготовка специалистов). Проект МГУ, 2010. –URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/(датаобращения: 18.10.2014)
Проектирование учебной программы практикоориентированной дисциплины вуза гуманитарного профиля
Аннотация. Работа посвящена специфике проектирования практикоориентированных образовательнопрофессиональных программ подготовки магистров гуманитарного профиля. Исследованы современные требования к структуре и содержанию учебных программ высшего профессионального образования. В выработан подход к рассмотрению особенностей современных практикоориентированных учебных программ высшего профессионального образования,представлены конкретные примеры описания основных структурных элементов практикоориентированной программы.Ключевые слова: учебная программа, магистры, практический курс, гуманитарный профиль, технологии обучения
Проектирование практикоориентированных образовательнопрофессиональных программявляетсяоднойиз очень непростых проблем профессионального образования специалиста, в частности –психолога [1, 7]. Образовательные стандарты третьего поколения содержат обновленное понимание ожидаемых результатов образования (в нашем случае вузовского)[6, 10, 11, 12].Компетентностный подход, предполагающий практикоориентированный характер образования диктует новые требования к организации учебного процесса и закладку новых принципов к созданию рабочих программ для специалистов гуманитарного профиля.Анализ современных требований к структуре и содержанию учебных программ высшего профессионального образования с акцентом на особенностях современных практикоориентированных учебных программ высшего профессионального образования показал необходимость такой организации учебного процесса, при которой основной целью являетсяразвитиепрактических умений и навыков на основе полученных в других теоретических дисциплинах знаний[4, 8].В данной работе представлен опыт создания практикоориентированной программы на основе опыта преподавания дисциплины «Практикум по детской клинической психологии»[5]. При разработке обновленной структуры данной образовательной программы профессиональной подготовки был учтен положительные опыт Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по созданию инновационной образовательной программы «Гуманитарные технологии в социальной сфере», содержащий в качестве основных принципов гуманитарные технологии и междисциплинарность [2, 3, 9]. Врезультате нами быливыработаны и сформулированы универсальныепринципы, которые могут быть использованы для разработки программ практикоориентированныхдисциплин подготовки любых специалистовгуманитарного профиля:1. Приемлемая для любой ступени и любого уровня образования структура образовательной программы согласно современным требованиям должна включать:цели, ценности, ожидаемые результаты образовательной программы;адресность образовательной программы;содержание и структуру образовательной программы. (учебный план (содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования, пояснительная записка к нему, пакет учебных программ);организационнопедагогические условия реализации образовательной программы; педагогические технологии реализации образовательной программы; процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута;формы аттестации, контроля и учета достижений учащихся.2. Практикоориентированная программа подготовки магистра по своей сути должна содержать три основные части, соотношение которых по весу и насыщенности неравнозначно: аудиторная работа (1/6 часов отведенных на дисциплину), практические занятия на базе (1/3 часов отведенных на дисциплину), самостоятельная работа (1/2 часов отведенных на дисциплину).3. Вкачестве наиболее продуктивных технологий обучения в рамках практикоориентированной дисциплины целесообразно использовать не только традиционные вузовские технологии (лекции и семинары), но особое внимание уделять следующим:дискуссионным технологиям;технологиям публичной презентации своего исследования;диалоговым технологиям;рефлексивным технологиям;технологии проблемного обучения;технологии работы в малых группах;исследовательским технологиям.4. Аудиторная работа практикоориентированной дисциплины должна проводиться преимущественно в форме семинарских занятий. По сути –это доклад и обсуждение вопросов, имеющих непосредственное отношение к процедуре и основным положениям, которые необходимы для проведения экспериментальных исследований на базе, либо –это доклад результатов и обсуждение заключений/отчетов о проводимых на базах исследованиях.5. Практические занятия на базе имеют особое значение и составляют основную часть, которая в учебном плане обозначена в разряде аудиторных. Всписок для проведения практических занятий должны входить только те специализированные учреждения, которые в своем составе в качестве структурного подразделения содержат лаборатории/кабинеты профильных программе обучения специалистов, либо в штате которых предусмотрены соответствующие ставки.6. «Погружение» в профессиональную среду на практических занятиях подразумевает организацию трёх условных пространств, в которых магистрант осваивает необходимые компетенции:пространство подготовки (знакомство с функциональными обязанностями специалиста конкретной базы, его прав и обязанностей, особенностей взаимодействия с коллегами и изучение структуры учреждения/базы и т.п.),пространство опыта (выполнение функциональных обязанностей специалиста в реальных условиях),пространство презентации (участие в обсуждениях полученных результатов с коллегами и смежными специалистами базы, а также в консилиумах).7. Самостоятельная работа при подготовке специалистапрактика должна включать в себя подготовку к семинарским занятиям, обработку полученных на базах результатов исследования и их осмысление с учетом освоенных на теоретических дисциплинах положений, а также написание заключения/отчета о проведенной на практическом занятии работе и подготовку доклада/презентации.
Ссылки на источники.
1.Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика, обучение/ Л.И.Вассерман, О.Ю.Щелкова. –СПб. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. –736 с.2.Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения: Учебное пособие / Н.В.Бордовская, Е.И.Казакова, В.И.Гинецинский, И.Б.Романенко, Л.А.Даринская, С.Н.Костромина, С.И.Розум, Н.Л.Москвичева, Ж.К.Дандарова, Е.И.Петанова, Г.И.Молодцова, О.О.Жебровская, И.М.Бродская, И.А.Лавринец, М.В.Шабанова, Н.В.Чернова, Г.В.Аверкиева, С.С.Щекина, Е.Ф.Фефилова, Т.Н.Осипова, Т.А.Дворникова, А.М.Красильников, З.Ф.Дудченко, В.М.Латушкина / Под общей редакцией Н.В.Бордовской. —СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. 3.Гуманитарные технологии в социальной сфере: информационный портал. URL: http://portal.gersen.ru/(дата обращения: 18.10.2014)4.Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий: Учебнометодическое пособие / В.Г.Зарубин, Л.А.Громова, Л.П.Валицкая, Е.С.ЗаирБек, О.К.Крокинская, В.А.Макаридина, Е.В.Пискунова, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына, П.В.Станкевич, А.В.Шевцов, Ю.А.Шепелев / Под редакцией В.Г.Зарубина, Л.А.Громовой. —СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.5.Малкова Е.Е. Практикум по детской клинической психологии: Учебнометодический комплекс: Электронное издание/ Е.Е.Малкова. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. –67 с.6.Письмо Минобрнауки РФ от 24.03.2006 N 03749 об изменениях в действующие государственные образовательные стандарты подготовки магистра. –URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_06/t32.html(дата обращения: 18.10.2014)7.Проектирование современных образовательнопрофессиональных программ по направлениям педагогического образования: Методические рекомендации / Т.Б.Алексеева, А.Е.Бахмутский, Р.У.Богданова, А.П.Валицкая, Э.В.Махрова, Н.А.Ноткина, Н.Ю.Сосунова. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. –187 с.8.Профессиональнопсихологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях. Учебнометодическое пособие / В.В.Семикин, В.Н.Панферов, И.А.Баева, З.В.Сикевич, И.С.Клецина, А.А.Грачев, Н.Б.Лисовская, П.Н.Виноградов, М.С.Игнатенко, С.А.Векилова, Ю.А.Поссель / Под ред. В.Н.Панферова, В.В.Семикина, Н.Б.Лисовской.—СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. 9.Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере. Инновационная образовательная программа на 20072008 гг. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.10.ФГОС ВПО третьего поколения. Психология (подготовка магистров). Москва, 2010. –URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/(дата обращения: 18.10.2014)11.ФГОС ВПО третьего поколения. Клиническая психология (подготовка специалистов). Проект ЛГУ, 2010. –URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/(датаобращения: 18.10.2014)12.ФГОС ВПО третьего поколения. Клиническая психология (подготовка специалистов). Проект МГУ, 2010. –URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/(датаобращения: 18.10.2014)