Проектирование учебной программы практикоориентированной дисциплины вуза гуманитарного профиля

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малкова Е. Е. Проектирование учебной программы практикоориентированной дисциплины вуза гуманитарного профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 151–155. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55274.htm.
Аннотация. Работа посвящена специфике проектирования практикоориентированных образовательно-профессиональных программ подготовки магистров гуманитарного профиля. Исследованы современные требования к структуре и содержанию учебных программ высшего профессионального образования. В выработан подход к рассмотрению особенностей современных практикоориентированных учебных программ высшего профессионального образования, представлены конкретные примеры описания основных структурных элементов практикоориентированной программы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Малкова Елена ЕвгеньевнаДоктор психологических наук, профессор кафедры клинической психологии и психологической помощи ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена», г. СанктПетербургemail: Helen_Malkova@herzen.spb.ru

Проектирование учебной программы практикоориентированной дисциплины вуза гуманитарного профиля

Аннотация. Работа посвящена специфике проектирования практикоориентированных образовательнопрофессиональных программ подготовки магистров гуманитарного профиля. Исследованы современные требования к структуре и содержанию учебных программ высшего профессионального образования. В выработан подход к рассмотрению особенностей современных практикоориентированных учебных программ высшего профессионального образования,представлены конкретные примеры описания основных структурных элементов практикоориентированной программы.Ключевые слова: учебная программа, магистры, практический курс, гуманитарный профиль, технологии обучения

Проектирование практикоориентированных образовательнопрофессиональных программявляетсяоднойиз очень непростых проблем профессионального образования специалиста, в частности –психолога [1, 7]. Образовательные стандарты третьего поколения содержат обновленное понимание ожидаемых результатов образования (в нашем случае вузовского)[6, 10, 11, 12].Компетентностный подход, предполагающий практикоориентированный характер образования диктует новые требования к организации учебного процесса и закладку новых принципов к созданию рабочих программ для специалистов гуманитарного профиля.Анализ современных требований к структуре и содержанию учебных программ высшего профессионального образования с акцентом на особенностях современных практикоориентированных учебных программ высшего профессионального образования показал необходимость такой организации учебного процесса, при которой основной целью являетсяразвитиепрактических умений и навыков на основе полученных в других теоретических дисциплинах знаний[4, 8].В данной работе представлен опыт создания практикоориентированной программы на основе опыта преподавания дисциплины «Практикум по детской клинической психологии»[5]. При разработке обновленной структуры данной образовательной программы профессиональной подготовки был учтен положительные опыт Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по созданию инновационной образовательной программы «Гуманитарные технологии в социальной сфере», содержащий в качестве основных принципов гуманитарные технологии и междисциплинарность [2, 3, 9]. Врезультате нами быливыработаны и сформулированы универсальныепринципы, которые могут быть использованы для разработки программ практикоориентированныхдисциплин подготовки любых специалистовгуманитарного профиля:1. Приемлемая для любой ступени и любого уровня образования структура образовательной программы согласно современным требованиям должна включать:цели, ценности, ожидаемые результаты образовательной программы;адресность образовательной программы;содержание и структуру образовательной программы. (учебный план (содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования, пояснительная записка к нему, пакет учебных программ);организационнопедагогические условия реализации образовательной программы; педагогические технологии реализации образовательной программы; процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута;формы аттестации, контроля и учета достижений учащихся.2. Практикоориентированная программа подготовки магистра по своей сути должна содержать три основные части, соотношение которых по весу и насыщенности неравнозначно: аудиторная работа (1/6 часов отведенных на дисциплину), практические занятия на базе (1/3 часов отведенных на дисциплину), самостоятельная работа (1/2 часов отведенных на дисциплину).3. Вкачестве наиболее продуктивных технологий обучения в рамках практикоориентированной дисциплины целесообразно использовать не только традиционные вузовские технологии (лекции и семинары), но особое внимание уделять следующим:дискуссионным технологиям;технологиям публичной презентации своего исследования;диалоговым технологиям;рефлексивным технологиям;технологии проблемного обучения;технологии работы в малых группах;исследовательским технологиям.4. Аудиторная работа практикоориентированной дисциплины должна проводиться преимущественно в форме семинарских занятий. По сути –это доклад и обсуждение вопросов, имеющих непосредственное отношение к процедуре и основным положениям, которые необходимы для проведения экспериментальных исследований на базе, либо –это доклад результатов и обсуждение заключений/отчетов о проводимых на базах исследованиях.5. Практические занятия на базе имеют особое значение и составляют основную часть, которая в учебном плане обозначена в разряде аудиторных. Всписок для проведения практических занятий должны входить только те специализированные учреждения, которые в своем составе в качестве структурного подразделения содержат лаборатории/кабинеты профильных программе обучения специалистов, либо в штате которых предусмотрены соответствующие ставки.6. «Погружение» в профессиональную среду на практических занятиях подразумевает организацию трёх условных пространств, в которых магистрант осваивает необходимые компетенции:пространство подготовки (знакомство с функциональными обязанностями специалиста конкретной базы, его прав и обязанностей, особенностей взаимодействия с коллегами и изучение структуры учреждения/базы и т.п.),пространство опыта (выполнение функциональных обязанностей специалиста в реальных условиях),пространство презентации (участие в обсуждениях полученных результатов с коллегами и смежными специалистами базы, а также в консилиумах).7. Самостоятельная работа при подготовке специалистапрактика должна включать в себя подготовку к семинарским занятиям, обработку полученных на базах результатов исследования и их осмысление с учетом освоенных на теоретических дисциплинах положений, а также написание заключения/отчета о проведенной на практическом занятии работе и подготовку доклада/презентации.

Ссылки на источники.

1.Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика, обучение/ Л.И.Вассерман, О.Ю.Щелкова. –СПб. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. –736 с.2.Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения: Учебное пособие / Н.В.Бордовская, Е.И.Казакова, В.И.Гинецинский, И.Б.Романенко, Л.А.Даринская, С.Н.Костромина, С.И.Розум, Н.Л.Москвичева, Ж.К.Дандарова, Е.И.Петанова, Г.И.Молодцова, О.О.Жебровская, И.М.Бродская, И.А.Лавринец, М.В.Шабанова, Н.В.Чернова, Г.В.Аверкиева, С.С.Щекина, Е.Ф.Фефилова, Т.Н.Осипова, Т.А.Дворникова, А.М.Красильников, З.Ф.Дудченко, В.М.Латушкина / Под общей редакцией Н.В.Бордовской. —СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. 3.Гуманитарные технологии в социальной сфере: информационный портал. URL: http://portal.gersen.ru/(дата обращения: 18.10.2014)4.Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий: Учебнометодическое пособие / В.Г.Зарубин, Л.А.Громова, Л.П.Валицкая, Е.С.ЗаирБек, О.К.Крокинская, В.А.Макаридина, Е.В.Пискунова, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына, П.В.Станкевич, А.В.Шевцов, Ю.А.Шепелев / Под редакцией В.Г.Зарубина, Л.А.Громовой. —СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.5.Малкова Е.Е. Практикум по детской клинической психологии: Учебнометодический комплекс: Электронное издание/ Е.Е.Малкова. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. –67 с.6.Письмо Минобрнауки РФ от 24.03.2006 N 03749 об изменениях в действующие государственные образовательные стандарты подготовки магистра. –URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_06/t32.html(дата обращения: 18.10.2014)7.Проектирование современных образовательнопрофессиональных программ по направлениям педагогического образования: Методические рекомендации / Т.Б.Алексеева, А.Е.Бахмутский, Р.У.Богданова, А.П.Валицкая, Э.В.Махрова, Н.А.Ноткина, Н.Ю.Сосунова. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. –187 с.8.Профессиональнопсихологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях. Учебнометодическое пособие / В.В.Семикин, В.Н.Панферов, И.А.Баева, З.В.Сикевич, И.С.Клецина, А.А.Грачев, Н.Б.Лисовская, П.Н.Виноградов, М.С.Игнатенко, С.А.Векилова, Ю.А.Поссель / Под ред. В.Н.Панферова, В.В.Семикина, Н.Б.Лисовской.—СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. 9.Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере. Инновационная образовательная программа на 20072008 гг. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.10.ФГОС ВПО третьего поколения. Психология (подготовка магистров). Москва, 2010. –URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/(дата обращения: 18.10.2014)11.ФГОС ВПО третьего поколения. Клиническая психология (подготовка специалистов). Проект ЛГУ, 2010. –URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/(датаобращения: 18.10.2014)12.ФГОС ВПО третьего поколения. Клиническая психология (подготовка специалистов). Проект МГУ, 2010. –URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/(датаобращения: 18.10.2014)