Рабочие листы на уроке литературы как инструмент комплексной оценки в условиях введения ФГОС ООО

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савинова Д. Б. Рабочие листы на уроке литературы как инструмент комплексной оценки в условиях введения ФГОС ООО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 221–225. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55288.htm.
Аннотация. В своей статье я представлю опыт создания рабочих листов, которые, на мой взгляд, способствуют повышению качества знаний, позволяют добиться наивысшей продуктивности самостоятельной работы обучающихся на уроке, а также позволяют провести комплексную оценку формирования компетенций обучающихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Савинова Диана Борисовна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри РС (Я)dsavinova@rambler.ru

Рабочие листы на уроке литературы как инструмент комплексной оценки в условиях введения ФГОС ООО

Аннотация. В своей статье я представлю опыт создания рабочих листов, которые, на мой взгляд, способствуют повышению качества знаний, позволяют добиться наивысшей продуктивности самостоятельной работы обучающихся на уроке, а также позволяют провести комплексную оценку формирования компетенций обучающихся.Ключевые слова: работа с информацией,комплексная система оценки, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.

Любая работа на любом уроке –это работа с информацией, с которой необходимо произвести определённые действия. В новых ФГОС определены, помимо предметных, метапредметные и личностные результаты освоения основной образовательной программы. Я понимаю, что эти результаты могут быть достигнуты в рамках урока на предметном материале. И оценка деятельности обучающихся должна стать комплексной, чтобы отражать не только предметные, но и метапредметные умения учеников.В старших классах изучение биографии писателя, поэта обычно проходит традиционно: хронологические таблицы, лекции, вопросы… Объём информации велик, активизация мыслительной деятельности обучающихся нулевая. В лучшем случае они терпеливо прочитают предложенный материал. Рабочие листы призваны поставить ученика в активную позицию к содержанию текста. Чтобы учебный текст стал средством для осуществления различных мыслительных операций (метапредметные способы деятельности). Рабочий лист представляет собой биографию писателя (поэта)(пример 1), адаптированную для самостоятельной работы ученика: добавлен необходимый иллюстративный материал, документы; некоторые факты представлены обтекаемо, завуалированно; чтото скрыто, обобщено и т.п. Далее представлен ряд вопросов и заданий для обучающихся (пример 2). Отвечая на вопрос, выполняя задание, ученик многократно перечитывает текст, возвращается к информации, с которой он должен произвести различные операции: анализ, синтез, выявление причинноследственных связей, обобщение и т.д.Цель учителя –оценивание различных учебных действий –реализуется через аналитическую таблицу (пример 3), в которой перечислены умения обучающихся.Каждый ученик оценивается по количеству выполненных заданий, призванных проверить разные умения. Таким образом, оценка становится комплексной, учитывающей предметные и метапредметные способы действия обучающихся.

Пример 1.

XРисунок 1



СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ. СЛУЧАЙ МАНДЕЛЬШТАМАПожалуй, нет больше такого поэта, судьба которого была бы так тесно связана с творчеством, как у Мандельштама. Судьба и творчество, словно переплетенные змеи, проходят через всю его жизнь, накладывая на всё свой отпечаток. Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве15 января 1891 года в семье мелкого коммерсанта, промышлявшего продажей и обработкой кожи. Мандельштам окончил Тенишевское училище, одну из лучшихпетербургских школ. Каникулы он проводил в Павловске, в Финляндии, в Прибалтике. Школа дала ему прочные знания в гуманитарных науках. Уже в школьные годы у Осипа Мандельштама началось увлечение поэзией, музыкой, театром. Расширению и углублению его литературных интересов содействовал директор Тенишевского училища В.В. Гиппиус, поэтсимволист. В 1907 1910 годах Мандельштам завязывает первые связи с литературной средой. Он становится посетителем так называемой "башни" Вячеслава Иванова, квартиры этого поэта, где регулярно собирались литераторы, главным образом разделявшие с хозяином дома его идейноэстетические искания и убеждения: Михаил Кузмин, Валерий Брюсов, Александр Блок, Фёдор Сологуб. В 1911 году Мандельштам поступает на историкофилологический факультет. К этому времени он прочно входит в литературную среду, у него появляются контакты с организованным Н. Гумилевым"Цехом поэтов": А. Ахматовой, С. Городецким, В. Нарбутом, М. Зенкевичем. Эта связь и определит его литературный опыт.В 1913 вышла в свет первая книга Осипа Мандельштама ©Каменьª. Этот сборник сразу поставил автора в ряды зрелых и значительных поэтов. В первой части ©КамняªМандельштам сочетает ©суровость Тютчеваª с ©серой песенкойª Верлена, где ©смутное с ясным слитоª. Здесь, действительно, присутствует некое ©двоемириеª, противостояние земной преходящей реальности высшему вечному миру.Во второй половине ©Камняª в противовес нарочитой звукописи и декоративности царствует ©классическаяª форма стиха, равновесная экономия стиля и образа. При этом Мандельштам преображает мистические символы в сложные, но осязаемые аналогии, а тайны –в интеллектуальные проблемы, загадки. Ключ к такому методу лежит уже в названии книги. Именование ©каменьª может быть воспринято как анаграмма (попробуйте переставить буквы в слове) слова АКМЭ (это греческое слово, обозначающее Последняя (сделанная за месяц до смерти) фотография Мандельштама из личного дела в Бутырской тюрьме. Август 1938высшую точку развития, расцвет, но также и острие камня, по происхождению родственно индоевропейскому слову akmen –©каменьª). Двадцатые годы для Мандельштама были временем интенсивной и разнообразной творческой работы.Были созданы новые стихи, вышел новый поэтический сборник "Tristia" (1922). Поэт продолжал публиковать статьи о литературе, и его выбранные критические статьи с 1910 по 1924 год составили сборник "О поэзии"(1928). Много времени и сил отдал Мандельштам переводческой работе. Были сделаны, зачастую продиктованы на пишущую машинку, переводы Жюля Ромена "Обормоты", Жоржа Дюамеля "Письма к моему другу Патагонцу", Альберта Даудистеля "Жертва", Франка Хеллера"Тысяча вторая ночь", Уильяма Синклера "Машина" и другие. С большим и любовным вниманием работал поэт над переводами из Вальтер Скотта. С начала 1930х(вплоть до 1937, когда в Воронеже Мандельштам напишет свои последние стихи) поэзия Мандельштама накапливает энергию вызова и ©высокогоª гражданского негодования, восходящего еще к древнеримскому поэту Ювеналу: Человеческий жалкий обугленный рот/ Негодует и ©нетª говорит. Так рождается шедевр гражданской лирики ©За гремучую доблесть грядущих веков...ª

Осенью 1933 года Осип Мандельштам написал небольшое стихотворение:

Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны,А где хватит на полразговорца, Там помянут кремлевского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны,А слова, как пудовые гири верны. Тараканьи смеются усищаИ сияют его голенища. А вокруг его сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей,Ктомяучит, кто плачет, кто хнычет,Лишь один он бабачит и тычет. Как подковы кует за указом указ Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него, то малинаИ широкая грудь осетина.

В ночь с 13го на 14ое мая 1934 года Осип Мандельштам был арестован. Когда стало известно, что Мандельштам арестован за стихи о Сталине, друзья и близкие поэта поняли, что надеяться не на что. Да и раньше, до ареста, все, кто знал эти стихи, не сомневались, что он за них поплатится жизнью. И вдруг произошло чудо. Мандельштама не только не расстреляли, но даже не послали на "канал". Мандельштамам было разрешено поселиться где угодно, кроме двенадцати крупнейших городов страны (тогда это называлось "минус двенадцать"). Не имея возможности долго выбирать(знакомых , кроме как в двенадцати запрещенных городах, у них не было нигде), Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна наугад назвали Воронеж. Сам Мандельштам говорил , что с момента ареста он все готовился к расстрелу: "Ведь у нас это случается и по меньшим поводам". Следователь прямо угрожал расстрелом не только ему, но и всем "сообщникам" (то есть тем, кому Мандельштам прочел стихотворение). Убить поэта это пустяки. Это жесамое простое. Сталин был умнее. Он хотел добиться большего. Он хотел заставить Мандельштама написать другие стихи. Стихи, возвеличивающие Сталина. Стихи в обмен на жизнь...

Пример 2.

1. Сформулируйте к тексту 2 вопроса, требующихнеоднозначного ответа. 2. Используя информацию, полученную в тексте, а также ранее изученную, ответьте на вопросы:а) какое образование давало Тенишевское училище? б) к какому течению в начале творческого пути принадлежал Мандельштам? в) идеи какого течения заинтересовали его позже? г) сколько периодов можно выделить в творчестве Мандельштама? Назовите их д) какими иностранными языками владел в совершенстве Мандельштам? 3. Опираясь на информацию в тексте, сформулируйтеа) что такое АНАГРАММА б) чтотакое МИНУС ДВЕНАДЦАТЬ 4. Используя полученную информацию, а также собственную эрудицию, предположитеа) почему Сталин хотел, чтобы именно Мандельштам написал хвалебные стихи? б) как закончилась жизнь Мандельштама?5. В чём Мандельштам обвиняет Сталина? (См. стихотворение ©Мы живём, под собою не чуя страны...ª) 6. Передайте содержание текста ОДНИМ предложением (используйте придаточные предложения, причастные и деепричастные обороты, однородные члены и т.п.) Пример 3.ФИ ученикаУмение составлять расширяющие вопросы (2б)Умение использовать информацию для ответа на вопросы (4б)Умение читать то, что не написано, аргументировать (4б)Умение формулировать определения (2б)Предметные знания (термины) (2б)Умение составлять обобщающий конспект (0 –3б)Итог

1 (1+1)2а2г2д54а (1+1)4б (1+1)3а3б2б2в6

2







03







04







05







06







07







08







09







010







011







012







013







0…







0Мы видим, что разные задания проверяют сформированность разных умений. Максимально за эту работу можно получить 17 баллов. Учитель сам решает, как эти баллы перевести в отметку для выставления в журнал.Кроме того, такая форма работы реализует не только оценивающую деятельность учителя, но и формирующую. При обсуждении результатов, когда ученик вместе с учителем легко находит ответ на вопрос, который ранее затруднил, есть надежда, что в следующий раз он не пропустит, выделит, составит…Предложенный материалрассчитан наобучающихся11 класса. Но подобные задания, соответствующие возрасту, объёму материала, формируемым и оцениваемым умениям, учитель легко может составить и для учащихся младшего школьного возраста.Таким образом, рабочие листы на уроке позволяют подойти к оценке умений обучающихся комплексно.