Об опыте использования в учебном процессе современных педагогических технологий и инновационных методов обучения
Международная
публикация
Выпуск:
ART 55319
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булавкин
А.
А. Об опыте использования в учебном процессе современных педагогических технологий и инновационных методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
376–380. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55319.htm.
Аннотация. В статье описываются инновационные методы и формы реализации современных педагогических технологий, реализуемые профессорско-преподавательским составом кафедры Краснодарского университета МВД России при обучении и подготовке курсантов и слушателей для подразделений полиции общественной безопасности МВД России, освещается имеющийся практический опыт использования возможностей учебно-полигонных комплексов и усиление междисциплинарного практико-ориентированного обучения. Статья адресована преподавателям образовательных учреждений, осуществляющих подготовку в системе профессионального обучения.
Ключевые слова:
педагогические технологии, междисциплинарное взаимодействие, инновационные методы, формы реализации новых педагогических технологий, ситуационно-ориентированное обучение, практико-ориентированное обучение сотрудников полиции, учебные заведения мвд россии, блочно-модульное обучение.
Текст статьи
Булавкин Александр Александрович,кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД РФ», г. Краснодарbulavkin_aleksan@mail.ru
Об опыте использования в учебном процессе современных педагогическихтехнологий и инновационных методов обучения
Аннотация. В статье описываются инновационные методы и формы реализации современных педагогических технологий, реализуемыепрофессорскопреподавательским составом кафедры Краснодарского университета МВД России при обучении и подготовке курсантов и слушателей для подразделений полиции общественной безопасности МВД России, освещается имеющийся практический опыт использования возможностей учебнополигонных комплексов и усиление междисциплинарного практикоориентированного обучения. Статья адресована преподавателям образовательных учреждений, осуществляющих подготовку в системе профессионального обучения.
Ключевыеслова:педагогические технологии,инновационные методы, формы реализации новых педагогических технологий, ситуационноориентированное обучение, междисциплинарное взаимодействие, практикоориентированное обучение сотрудников полиции, учебные заведения МВД Рссии, блочномодульное обучение.
Педагогические технологии необходимый инструмент современного преподавателя высшего учебного заведения, так как именно в них находится огромный потенциал для повышения профессионального мастерства педагогов, совершенствования структурыи содержанияподготовки специалистов, обучающихся в учебных заведениях МВД России.Известно, что в педагогике применяется более трехсот определений педагогической технологии. Наиболее распространенными в научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» являются четыре основные позиции:1. Педагогические технологии как средство, то есть производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса. Такое понимание педагогической технологии встречается в трудах Б.Т. Лихачева, С.А. Смирнова, Н.Б. Крыловой и др.2. Педагогические технологии это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанной на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса (В.П. Беспалько, И.А. Зязюн, В.А. Сластенин и др.).3. Педагогические технологии как обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев и др.).4. Педагогические технологии как многомерный процесс (М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко и др.).Если обратиться к специфике образовательного процесса в вузе МВД России, то Горлинский И.В. дает следующее определение педагогической технологии:Педагогические технологии совокупность психологопедагогических установок, определяющих специальный подбор организационных и процедурных компонентов в виде форм, методов, приемов и средств обучения, воспитания и контроля, которые обеспечивают возможность достижения эффективного результата в усвоении слушателями содержания образования, предусмотренного учебными программами, и развития их личностных, нравственных и профессиональных черт характера, а также формирование у них профессиональноделовых качеств, необходимых сотрудникам ОВД.[1, С. 2627]Инновационные методы методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки обучающихся путем развития у курсантов и слушателей творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного о проективного обучения, исследовательские и информационные методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческогопотенциала и самостоятельности обучающихся). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения.[2, С. 4748]На сегодняшний день модернизацияобразовательного процесса в ведомственных образовательныхучреждениях по подготовка квалицированных кадров для территориальных органов внутренних дел руководством МВД России определена одним из главных и основных направлений.С учетом обозначенных требований, в процесс обучения заложены в качестве основного компонента активные практические и ситуационноролевые действия курсантов и слушателей, которые по своему содержанию, наполняемости учебного занятия в максимальной степени приближены к выполнению оперативнослужебных задач, которые придется решать будущим сотрудникам подразделений полиции общественной безопасностипосле выпуска из университета.Для максимального сближения теоретического обучения с практической деятельностью территориальных органов внутренних дел, в настоящее время на кафедре созданы и действуютдва учебнополигонных комплекса «Учебнополигонный комплекс служб и подразделений охраны общественного порядка «Территориальный отдел полиции» и «Учебнополигонный комплекс подразделений ГИБДД», подготовлены и утверждены «Концепции создания и развития» указанных полигонов, а также учебнометодические материалы и программное обеспечение каждого из полигонных комплексовс использованием специализированных модулей, которые также представляются одноиз перспективных направлений[3, С. 3].Содержание учебнополигонных комплексов позволяет прививать курсантам и слушателям практические навыки в деятельности всех служб и подразделений органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка.
Ссылки на источники1.Горлинский И.В.Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВДРоссии, М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. С. 2627.2.Методические рекомендации по разработке комплекса учебнометодических материалов учебной дисциплины// Под общей редакцией И.О. Ганченко. Краснодар: КрУ МВД России,2007. С. 4748.3.Травин И.В. Исследование особенностей формирования профессионально значимых качеств учащихся в условиях модульного обучения. Дисс… к.пед.н. Кострома. 2003.
Об опыте использования в учебном процессе современных педагогическихтехнологий и инновационных методов обучения
Аннотация. В статье описываются инновационные методы и формы реализации современных педагогических технологий, реализуемыепрофессорскопреподавательским составом кафедры Краснодарского университета МВД России при обучении и подготовке курсантов и слушателей для подразделений полиции общественной безопасности МВД России, освещается имеющийся практический опыт использования возможностей учебнополигонных комплексов и усиление междисциплинарного практикоориентированного обучения. Статья адресована преподавателям образовательных учреждений, осуществляющих подготовку в системе профессионального обучения.
Ключевыеслова:педагогические технологии,инновационные методы, формы реализации новых педагогических технологий, ситуационноориентированное обучение, междисциплинарное взаимодействие, практикоориентированное обучение сотрудников полиции, учебные заведения МВД Рссии, блочномодульное обучение.
Педагогические технологии необходимый инструмент современного преподавателя высшего учебного заведения, так как именно в них находится огромный потенциал для повышения профессионального мастерства педагогов, совершенствования структурыи содержанияподготовки специалистов, обучающихся в учебных заведениях МВД России.Известно, что в педагогике применяется более трехсот определений педагогической технологии. Наиболее распространенными в научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» являются четыре основные позиции:1. Педагогические технологии как средство, то есть производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса. Такое понимание педагогической технологии встречается в трудах Б.Т. Лихачева, С.А. Смирнова, Н.Б. Крыловой и др.2. Педагогические технологии это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанной на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса (В.П. Беспалько, И.А. Зязюн, В.А. Сластенин и др.).3. Педагогические технологии как обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев и др.).4. Педагогические технологии как многомерный процесс (М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко и др.).Если обратиться к специфике образовательного процесса в вузе МВД России, то Горлинский И.В. дает следующее определение педагогической технологии:Педагогические технологии совокупность психологопедагогических установок, определяющих специальный подбор организационных и процедурных компонентов в виде форм, методов, приемов и средств обучения, воспитания и контроля, которые обеспечивают возможность достижения эффективного результата в усвоении слушателями содержания образования, предусмотренного учебными программами, и развития их личностных, нравственных и профессиональных черт характера, а также формирование у них профессиональноделовых качеств, необходимых сотрудникам ОВД.[1, С. 2627]Инновационные методы методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки обучающихся путем развития у курсантов и слушателей творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного о проективного обучения, исследовательские и информационные методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческогопотенциала и самостоятельности обучающихся). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения.[2, С. 4748]На сегодняшний день модернизацияобразовательного процесса в ведомственных образовательныхучреждениях по подготовка квалицированных кадров для территориальных органов внутренних дел руководством МВД России определена одним из главных и основных направлений.С учетом обозначенных требований, в процесс обучения заложены в качестве основного компонента активные практические и ситуационноролевые действия курсантов и слушателей, которые по своему содержанию, наполняемости учебного занятия в максимальной степени приближены к выполнению оперативнослужебных задач, которые придется решать будущим сотрудникам подразделений полиции общественной безопасностипосле выпуска из университета.Для максимального сближения теоретического обучения с практической деятельностью территориальных органов внутренних дел, в настоящее время на кафедре созданы и действуютдва учебнополигонных комплекса «Учебнополигонный комплекс служб и подразделений охраны общественного порядка «Территориальный отдел полиции» и «Учебнополигонный комплекс подразделений ГИБДД», подготовлены и утверждены «Концепции создания и развития» указанных полигонов, а также учебнометодические материалы и программное обеспечение каждого из полигонных комплексовс использованием специализированных модулей, которые также представляются одноиз перспективных направлений[3, С. 3].Содержание учебнополигонных комплексов позволяет прививать курсантам и слушателям практические навыки в деятельности всех служб и подразделений органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка.
Ссылки на источники1.Горлинский И.В.Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВДРоссии, М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. С. 2627.2.Методические рекомендации по разработке комплекса учебнометодических материалов учебной дисциплины// Под общей редакцией И.О. Ганченко. Краснодар: КрУ МВД России,2007. С. 4748.3.Травин И.В. Исследование особенностей формирования профессионально значимых качеств учащихся в условиях модульного обучения. Дисс… к.пед.н. Кострома. 2003.