Полный текст статьи
Печать

Аннотация.  В статье рассматриваются лингвометодические основы развития речи младших школьников. Автор уделяет большее внимание возможности развития речи младших школьников при изучении имени прилагательного на уроках русского языка.
Ключевые слова. Урок, русский язык, младший школьник, имя прилагательное, упражнения, развитие речи. 

Работа по развитию речи осуществляется на любом уроке, и все-таки урокам русского языка принадлежит ведущая роль. В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Общеизвестно, что учить детей языку, развивать их речь – значит учить их практически овладевать разными сторонами языка, умением произносить, отбирать соответствующие слова для отображения предметов и явлений действительности, выражать свои мысли связно. Вместе с развитием речи на уроках русского языка происходит:

– приобретение умений и навыков умственного труда;
– формирование умения пользоваться логическими операциями: анализом, синтезом, сопоставлением по сходству и различию, классификацией, абстрагированием, обобщением, доказательством.  

В объяснительной записке к программам по русскому языку  отмечается ведущая роль развития речи в обучении русского языка. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, пониманием связной  речью, над орфографически-грамотным письмом – вот основное содержание уроков в начальных классах.

Развитие речи – не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а, следовательно, и практическая часть уроков чтения и грамматики. Названиями основных разделов программы по русскому языку  подчёркивается, что развитие речи – та необходимая составляющая часть содержания, и то звено, которое органически связывает все части начального курса русского языка и объединяет их в единый учебный предмет. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создание системы занятий по развитию речи, единой для уроков чтения и для уроков грамматики и правописания.

Языковые знания – залог культуры речи. Каждая мысль, проявляясь в речевой форме, воплощается в неё в соответствии с языковой нормой. Нормирование речи младших школьников является первостепенной задачей начального обучения русскому языку. Вместе с тем, уже в начальной школе есть возможность решать задачу более высокого уровня: учить детей находить для своих мыслей наиболее совершенную форму выражения, осознавать язык эстетически.

  В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.

Основные цели изучения русского языка в школе:

-        формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
-        формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;
-        обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
-        овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста) [6]

Психологическая природа связной речи, проблемы её становления и развития раскрываются в многочисленных психологических исследованиях Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейнаи других ученых.

Психолингвисты изучают становление семантического компонента в рече-языковой способности ребенка, а также особенности порождения и восприятия высказывания и текста. Наиболее значимые в этом плане являются работы А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, Н.И. Жинкина, А.А. Брудного, И.А. Зимней и других.

Лингвисты пишут о речи в плане её сопоставления с языком, противопоставляя речь языку «не как нечто индивидуальное, единичное, а как реальный вид существования языка, его живая и непосредственная реализация», выделяют функции языка и речи, сопоставляют «языковую систему», «речевую деятельность» и «языковую способность» (Л.В. Щерба).

В последние десятилетия активно развиваются такие направления лингвистики, как функциональная стилистика, культура речи, теория текста. Развитие этих наук, накопление в них конкретных знаний в области речи, текста послужило мощным импульсом для обновления соответствующей области методики обучения русскому языку.

Важным направлением в психолого-педагогических исследованиях  является процесс становления и развития речи у ребенка-дошкольника. Учёные выделяют этапы и характерные особенности каждого этапа: развитие фонетического, лексического, грамматического компонентов и связной речи. Данные вопросы освещены в работах А.Н.Гвоздева, М.М. Кольцовой, А.М. Леушиной, М.И. Лисиной, В.И. Лубовского и других педагогов.

Методисты в области обучения русскому языку считают развитие речи не только важной задачей начальной школы, но ведущим методическим принципом. Современные методисты Т.А. Ладыженская, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик разработали научные основы развития речи младших школьников, выделили направления речевого развития младших школьников. Речь ребенка-дошкольника «предметна и глагольна», и поэтому необходимо уже с первого класса обогащать словарный запас детей именами прилагательными, так как по своим выразительным качествам они не могут сравниться ни с одной частью речи. Многие методисты и учителя начальных классов описали отдельные направления в работы с именами прилагательными: изучение семантических особенностей имен прилагательных (Никитина Н.К.), работа с синонимами (Измайлова Р.Т.), антонимами (Кирина Л.Я.), фразеологическими оборотами (Колычева Г.Ю.), составление связных текстов с включением имен прилагательных (Матевосян И.С., Богданова И.В., Колесова О.В.). Важной задачей для учителя начальных классов является анализ учебно-методического комплекта, по которому он работает, и выявление системы упражнений по развитию речи в связи с изучением той или иной части речи, в частности в связи с изучением имени прилагательного.

Изучение имени прилагательного в начальной школе не только закладывает основы языковых знаний, но и способствует обогащению словаря и развитию связной речи учащихся. Анализ программы и учебников по Образовательной системе «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной показал, что работа над темой «Имя прилагательное» осуществляется на протяжении всех лет обучения в начальной школе. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны владеть определенным запасом знаний об имени прилагательном как части речи, о его грамматических категориях (роде, числе, падеже, склонении), о роли имени прилагательного в предложении и тексте. Проведённый анализ учебников по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной позволил выявить незначительное количество упражнений по развитию речи учащихся.

Нами был проведен и описан эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе были выявлены трудности учащихся в подборе синонимов и антонимов к прилагательным,  а также подходящих имён прилагательных для связного текста. Это свидетельствует о бедности словаря учащихся.

На формирующем этапе нами были разработаны уроки и система упражнений, направленных на обогащение словаря учащихся именами прилагательными, подбор синонимов, антонимов, фразеологизмов и составление связных текстов и текстов-описания.Цель формирующего эксперимента - развитие речи учащихся на функционально-стилистической основе.

Задачами формирующего эксперимента являются:
-        формирование навыка сознательного владения учащимися синонимическими именами прилагательными;
-        обогащение активного словарного запаса школьников синонимами и антонимами имен прилагательных;
-        расширение кругозора и развитие интеллектуально-речевых, коммуникативных умений;
-        формирование умения создавать текст-описание. 

С точки зрения обогащения активного словаря детей значение синонимии огромно. Синонимия в языке свидетельствует о богатстве и выразительных возможностях данного языка. М.Р. Львов отмечает, что «чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как данного языка в целом, так и каждого его носителя». Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Упражнения с синонимами расширяют словарь учащихся, развивают умение точно выражать свои мысли, предупреждают повторение одного и того же слова. Следует постепенно накапливать количество слов – синонимов в речи каждого ребёнка. Кроме того, надо, чтобы дети осознали, что слова – синонимы хотя и близки по смыслу, а слова – антонимы противоположны по смыслу различаются оттенками значений. Правильное употребление в речи синонимов и антонимов требует знания различающих их смысловых оттенков и стилистических свойств. В процессе работы над синонимами нельзя ограничиваться только выделением из текста слов – синонимов, а следует добиваться понимания учащимися, чем один синоним отличается от другого  [5].

«Умение разграничивать синонимы,- пишет А.Н. Гвоздев, - выбирать из них наиболее уместный и точный представляет важный стилистический навык». Умение пользоваться синонимами является сложным навыком, и формируется он постепенно, на протяжении длительного времени путём разнообразных и хорошо подобранных упражнений [4

Одними из задач формирующего эксперимента является формирование навыка сознательного владения учащимися синонимическими именами прилагательными; обогащение активного словарного запаса школьников синонимами и антонимами имен прилагательных.

Рассмотрим некоторые приёмы работы по повышению уровня развития речи при работе с синонимами и антонимами.
Предлагаем учащимся слова – синонимы: молодой и юный.  Можно спросить: «Какое из данных слов использует автор? Почему?»

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

                                   (А.К. Толстой)

Можно дать задание, которое будет способствовать развитию речи детей. Например, к прилагательным последний, тёплый подобрать слова, близкие по смыслу; попутно объясняя значения прилагательных, объяснить детям, что автор использовал эти слова, чтобы передать в стихотворении картину ранней весны, что замена данных прилагательных синонимичными испортит текст, и ещё раз показать удачность авторского выбора:

снег последний - …

тёплый пар - …

Слова для справок: заключительный, завершающий, финальный, нагретый, южный.

Для развития умения подбирать синонимы и антонимы к словам можно предложить совмещённое задание: «Подбери и запиши антонимы к данным прилагательным. Выдели окончания прилагательных. Затем подбери к данным прилагательным слова, близкие по значению, найдите их в «Словах для справок»:

Широкий - ….

Далёкий - …..

Высокий - …..

Несчастный - ….

Молодой - …

Интересный - …

Вежливый - …

Слова для справок: просторный, свободный, большой, значительный, несчастливый, бедный, юный, увлекательный, правильный, учтивый.

Задания на подбор слов, близких по значению и противоположных по значению, могут сопровождать почти все упражнения учебника.

Рассмотрим приёмы, предусматривающие работу над точностью употребления синонимичных прилагательных, их многозначностью.

Чтобы дети поняли, что одной из функций синонимов является функция замещения (выбор точного слова), устранения ненужной тавтологии, можно использовать такое задание: «Замените выделенное слово другим, близким по смыслу». Вот текст упражнения:

Робкая Чирика не успела остановить Чика. (Боязливая, несмелая, трусливая, маленькая, грустная.)

Воробей сорвался с ветки и помчался к большой рябине с дуплом. (К крупной, к огромной, к обширной, к ветвистой, к пушистой.)

Упражнения такого типа учат детей быть внимательными к слову, развивают языковое чутьё.

Имена прилагательные – часто многозначные слова. Эту их особенность можно показать ученикам на упражнении с синонимами. Необходимо учитывать значения прилагательных в сочетании с существительными:

Мелкий (почерк, дождь, интересы)

Мягкий (пирог, свет, характер, вода)

Лёгкий (свёрток, задача, ветерок)

Твёрдый (камень, характер).

В каждом конкретном случае выясняется значение прилагательного. Для этого используется любой толковый словарь. Он помогает установить общее между синонимами, различные их оттенки, обратить внимание на синонимы, имеющие разную лексическую сочетаемость.

Синонимичные прилагательные можно использовать при подготовке к изложению.

С целью развития логического мышления, лингвистического чутья можно взять литературный текст, убрать из него все прилагательные, предложить детям вставить прилагательные путём выбора из синонимических рядов, а затем сравнить с готовым литературным текстом. Например, текст «Про воробьёв»:

Воробьи полетели дальше. Чик и Чирика опустились на крышу сарая. На крыльце спал … рыжий кот (толстый, пузатый, полный, пухлый, упитанный, жирный). Воробьи принялись искать … место для гнезда (удобное, подходящее). Выбрали … щель под крышей сарая (широкую, просторную). Не прошло и недели, как Чирика положила в гнездо первое яичко - … всё в розовато-бурых пестринках (маленькое, небольшое, малое, крошечное, крохотное, малюсенькое, микроскопическое). Рыжий разбойник преспокойно съел все шесть … яичек (драгоценных, любимых, дорогих, ценных). Ветер поднял … гнездо и скинул его с крыши на землю (пустое, незанятое; лёгкое воздушное, невесомое).

                                                                     (В. Бианки. Красная горка)

С помощью толкового словаря уточняем лексическое значение непонятных слов, оттенки значений. Установление общего между синонимами – это только первая часть работы, вторая же, более сложная, заключается в установлении их различий.

При подготовке к творческим работам может быть использовано и такое задание: «Из данного списка слов выберите слова, близкие по смыслу, и запишите их парами в столбик: ароматный, нищий, бездомный, безжалостный, вечный, красивый, душистый, бедный, бесприютный, жестокий, печальный, бессмертный, прекрасный».

Имена прилагательные обладают большими синонимическими возможностями. Это объясняется наличием у них качественных и количественных градаций. Можно расположить данные слова по мере уменьшения признака, например: небольшой, маленький, микроскопический, крошечный; или по мере усиления признака: громкий, громовой, оглушительный.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по синонимии развивает у детей внимание и интерес к слову, делает их речь более точной и выразительной, формирует у них чувство языка, активизирует умственную деятельность.

Следующими задачами формирующего эксперимента является формирование умений создавать текст-описание; расширение кругозора и развитие интеллектуально-речевых, коммуникативных умений учащихся.

Рассмотрим систему упражнений для работы над созданием текстов – описания.

Научить давать точную, ясную, выразительную характеристику фрагмента окружающей действительности – задача обучения описанию. Её решение тесно связано с обогащением словарного запаса учащихся. Лексические ошибки в описании, как правило, возникают при повторе слов, называющих предмет и его части, злоупотреблении словами-связками между названием предмета и его признаками, однообразии прилагательных. В связи с этим работа над лексической стороной описания улучшает качество текстов, создаваемых младшими школьниками, расширяет возможности мотивированного отбора языковых средств.

Опорные слова в тексте – описании – имена прилагательные; в нашей системе упражнений им уделяется особое внимание. Однако это не означает, что другие части речи должны быть забыты при составлении текстов описательного типа. Глаголы звучания и цвета, а также процесса и состояния обладают большим потенциалом в расширении словарного запаса учащихся. Активизация этих глаголов существенно повышает уровень связной речи младших школьников. Большую функциональную значимость в текстах-описаниях имеют сравнения, сравнительные обороты. Неосознанно ученики используют данные языковые единицы в речи, следовательно, их целесообразно включить в пропедевтические упражнения в начальной школе.

Применение разнообразных упражнений (пропедевтических, иллюстративных, повторительно-обобщающих, творческих) в работе над текстом-описанием поможет учащимся усвоить парадигматические и синтагматические связи слов, разнообразить лексику и, в конечном счёте, расширить активный словарь. Предлагаем варианты таких упражнений.

Упражнение 1. Определение.
Цель – развитие навыка анализа признаков объекта. Это групповой вид работы. Вниманию учащихся предлагаются карточки с изображёнными на них конкретными предметами окружающей действительности. Задание: в течение нескольких минут охарактеризовать предмет на карточке и записать определения. Затем учащиеся зачитывают своё описание, в котором одноклассники узнают данный предмет. Например, дерево: высокое, стройное, живое, растёт, меняет цвет в зависимости от времени года…

Упражнение 2. Образное сравнение.
Развивает понимание функции сравнения в описании. Учащимся предлагается ряд сравнений, чтобы они объяснили, как понимают данные сравнения, и предложили свои определения. Например:

Ноги, как ватные - мягкие, нетвёрдые, не держат...

Деревья, как богатыри...

Горы, как стена...

Трава, как ковёр...

Девушка, как лебедь...

Мальчик, как медведь...

Упражнение 3. Антонимы.
Направлено на развитие навыков в подборе антонимов-определений. Учащимся даётся задание - подобрать возможно большее количество прилагательных, противоположных данным по смыслу. Необходимо объяснить, что в некоторых случаях слова могут использоваться в переносном смысле.

Свежий хлеб-

Свежий ветер-

Свежая рубашка-

Чёрная ткань-

Чёрные мысли-

Чёрная работа-

Упражнение 4. Сравнение признаков.
Цель - развивать навыки анализа и сравнения, совершенствовать понимание целесообразности общего основания при сравнении качеств, признаков. Для сравнения разных предметов нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению. Учащимся предлагаются предложения, в которых предметы сравниваются с различных позиций, и даётся задание - найти и исправить ошибки. Например:

1. На терелке лежало два яблока: одно было зелёное, а другое кислое.

2. Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая и работящая, а другая сварливая и злая.

3. Было у отца двое сыновей, старший был умен и толков, младший не умел ездить на лошади.

4. У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая.

Упражнение 5. Соответствие определениям.
Учащимся предлагается для анализа два прилагательных. Задание: определить предметы, в которых сочетаются оба признака. Например:

Ребята, о каком предмете или явлении мы можем сказать и "яркий", и "желтый"? Это:

Свет                                                                Солнце                                 Лампа

Запишите словосочетания, соответствующие определениям, и составьте предложение с одним из словосочетаний.

Например:

1. Пушистый, зеленый

2. Сильный, добрый

3. Черствый, черный

4. Прозрачный, голубой

5. Звонкий, громкий

6. Сладкий, легкий

Упражнение 6. Подбор слова к определениям.

Данное упражнение - повышенной трудности. Оно направлено на развитие образного мышления. Здесь требуется помощь учителя, желательна групповая форма работы. Учащимся предлагается назвать предметы, которые обладают следующими признаками:

1. Гладкий, черный, тихий

2. Светлый, легкий, блестящий

3. Темный, тяжелый, шумный

4. Белый, мягкий, съедобный

Затем школьникам дается задание выбрать предмет или явление окружающей действительности и описать его тремя прилагательными. Работая в группе, учащиеся определяют и описывают предметы вместе с товарищами по классу.

Упражнение 7. Цвета.
Учащимся предлагается назвать цвета, которые они знают. Слова, обозначающие цвета, записываются на доске. Каждому подбираем определяемые существительные. Потом расширяем "цветовую палитру", "парадигму" каждого цвета, приводя примеры определяемых слов.

Например:

Красный: рябиновый, клубничный, малиновый, багряный, пламенный, огненный...

Зеленый: изумрудный, гороховый, малахитовый...

Голубой: лазурный, небесный, бирюзовый...

Желтый: золотой, золотистый, солнечный, яичный...

Затем учитель предлагает ученикам вспомнить или составить образные сравнения и объяснить их значение. Предполагается групповая работа. В случае затруднения на помощь приходят другие учащиеся или учитель.

Например:

Красный, как рак, значит...

Белый, как полотно, значит...

На контрольном этапе при выполнении заданий учащиеся показали высокие результаты.

Таким образом, проведенная экспериментальная работа показала, что применение предложенной системы в работе учителя

-        существенно улучшает уровень и качество знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»;
-        повышает интерес младших школьников к обучению;
-        способствует развитию мышления, речи и аналитических способностей учащихся.

В работах исследователей даётся характеристика методов, приёмов и типов упражнений, обеспечивающих эффективное формирование стилистических умений младших школьников. Практическое знакомство учащихся целесообразно совмещать с формированием у них общих коммуникативно-речевых умений, направленных на создание высказываний. И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо развивать речь младших школьников - детей того возрастного периода, когда они ещё обладают способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению разновидностями связной речи.

Разговорная речь ребёнка тесно связана с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи, в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать её. Начинать эту работу нужно с первых дней обучения ребёнка в школе.

Задача учителя начальных классов - в доступной для учащихся форме раскрыть основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства, поведение людей.

В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно быть развитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого явления. Тема «Имя прилагательное» представляет для этого неограниченные возможности.

Лексика, имеющаяся в упражнениях учебных книг по русскому языку для начальных классов, вполне доступна учащимся, так как является общеупотребительной. Только единичные прилагательные, такие, как, например, роковой, нуждаются в раскрытии их лексического значения. Многие имена прилагательные употреблены в текстах упражнений учебника в переносном значении. Выделяя такие прилагательные из текста в сочетании с существительными, учитель обращает внимание детей на переносное значение прилагательного, показывает на конкретном примере употребление данного прилагательного в прямом значении, сопоставляет прямое и переносное значение. Такое сопоставление дает возможность практически показать выразительные средства прилагательного.

Программа по русскому языку в начальных классах не предусматривает выделения особых часов на лексические упражнения: они должны проводиться в связи с занятиями по грамматике и правописанию и включаться как органическая часть этих занятий в уроки русского языка. Поэтому лексический материал, который привлекается для упражнений по лексике, необходимо использовать в той или иной мере и в целях обучения грамматике.

Ссылки на источники:

  1. Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В., Пронина О.В. Учебник «Русский язык» 3 класс- М.: Баласс, 2010.
  2. Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В., Пронина О.В. Учебник «Русский язык» 4 класс- М.: Баласс, 2012.
  3. Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку. Изд. 3-е, испр. - М. : Баласс, 2010. - 200 с. ( Образовательная система « Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  5. Львов М.Р. Методологические основы методики развития речи учащихся / М.Р. Львов // Проблемы развития речи учащихся начальных классов. – М.: МПГИ, 1985. 209 с.
  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.