Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коринная А. А. Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15153.htm.
Аннотация. В статье обоснована экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников. Особое внимание уделено методологическим подходам, принципам, этапам экспериментальной модели. Приведены критерии и показатели, по которым проводилось оценивание уровней готовности будущих социальных педагогов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коринная А. А. Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15153. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15153.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15153УДК 371.132

Коринная Анна Алексеевна,

аспирант Уманского государственного педагогического университета им.ПавлаТычины, г. Умань, Украина

annkorinna@mail.ru

Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников

Аннотация. В статье обоснованаэкспериментальнаямодель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников. Особое внимание уделено методологическим подходам, принципам, этапам экспериментальной модели. Приведены критерии и показатели,по которым проводилось оценивание уровней готовности будущих социальных педагогов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: модель, подходы, принципы, критерии, показатели, уровни.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Вопрос профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к работе с детьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации является актуальным, а также важной задачей высшей школы и требованием современного научного пространства. Сегодня социальные педагоги, которых готовят высшие учебные заведения,–это специалисты широкого профиля, осуществляющие свою деятельность в различных социальных, образовательных, культурных, медицинских и государственноадминистративных учреждениях,работающиес различными возрастными категориями, в том числе и с детьми дошкольного возраста и их родителями.Формирование эффективной профессиональной деятельности социального педагога разворачивается как действие целостной структуры: управление формированием профессиональной деятельности обеспечивает функциональное, смысловое и структурное осознание этой деятельности; соотношение между обобщенной функциональной моделью деятельности и ее отдельными проявлениями определяется взаимосвязью общего с частичным через специфическое, что осуществляется при условии реализации принципа соответствия.Несомненно, деятельность социальных педагогов на каждом из указанных уровней требует обязательной реализациирядапрофессиональных функций, определенных в Государственном отраслевом стандарте. А это, в свою очередь, обусловливает создание оптимальных условий для формирования у будущего социального педагога профессиональных знаний, умений и навыков, то есть формирование профессионала, в характеристику которого можно включить как психологические качества, педагогические способности, так иряд личностных качеств (гибкость, эмоциональность, самоконтроль, самосовершенствование, принципиальность и др.) [1].Многочисленные научнотеоретические исследования свидетельствуют об интересе ученых к различным аспектам деятельности социального педагогаи его подготовки. Так, структураи функции социальнопедагогической деятельности раскрытыв трудах Т. Васильковой, М. Галагузовой, А. Капской, Л. Коваль, Л. Мищик, А. Мудрика, Р. Овчаровой; проблемы теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов в вузе представлены в исследованиях И. Галатир, С. Фалинськой, О. Луганцевой, О. Михайленко, О.Остапчук, Г. Першко, О. Пожидаевой, В. ПоКоринная А. А. Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15153. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15153.htm.–ISSN 2304120X. 2

лищук, О. Платоновой, Т.Спириной, О.Тютюнник, О.Филь; вопросы особенностей профессиональной социальнопедагогической деятельности и их учета в процессе профессиональной подготовки специалистов стали предметом анализа В.Бочаровой, Ю. Галагузовой, И. Зверевой, Г. Лактионовой, А. Капской, Л.Мищик, Л. Штефан, С.Фалинськой; инновационных технологийпрофессиональной подготовки будущих социальных педагогов –П. Гусака, О.Дубасенюк, И. Козубовской; вопросы профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с детьми и молодежью в различных социальных институтах изучали С. Архипова, А. Беспалько,Р. Вайнола, Ю.Галагузова, И.Зверева, А. Капская, Г. Лактионова, А. Мудрик, В. Оржеховская, С.Савченко, Т. Федорченко, С. Харченко.Ученые отмечают, что профессиональная подготовка будущего социального педагога в современных условиях свидетельствует о расширении профессиональных компетенций специалиста, что обусловлено ориентацией на новые тенденции развития образования и приоритеты современности. Поэтому важной особенностью подготовкисовременного социального педагога является формирование у него способности к работе с детьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации.Целью статьи является обоснование экспериментальной модели подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников.На этапе формирующего эксперимента, обосновывая содержательноорганизационные основы подготовки будущих специалистов социальной педагогики, мыразработалиэкспериментальнуюмодель подготовки будущих социальных педагогов к работе с детьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации и рассмотреливсе составляющие этой модели в единстве и взаимодействии. При разработке экспериментальной модели учитывался опыт социальнопедагогической практики профессиональной подготовки будущих социальных педагогов, эффективность, особенности, специфика и возможности учебного процесса высшего учебного заведения.Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников состояла из следующих компонентов:методологическицелевой: цель, задачи, подходы (средовой, гендерный, компетентностный) и принципы (сознательности и активности в обучении, системности, последовательности, непрерывности, целостности, целесообразности, прогнозируемости, свободы выбора и сотрудничества);организационнопроцессуальный: этапы (информационноознакомительный, когнитивнопрактический, креативнорефлексивный), педагогические условия, педагогическое обеспечение учебновоспитательного процесса (содержание, формы, методы, приемы, средства) и субъекты учебновоспитательного процесса;контрольнооценочный: критерии (когнитивнооперационный, личностномотивационный, творческидеятельностный), показатели и уровни (достаточный, средний, низкий) готовности будущих социальных педагогов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста и диагностический инструментарий.Экспериментальная модель вводилась с целью формирования готовности будущих социальных педагогов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста, под которой мы понимаем сознательно определенный ожидаемый результат. Формулируя цель, мы учли как социальный запрос государства и общества, так и специфику подготовки будущих социальных педагогов в высшем учебном заведении, их интересы и способности. Поэтому основную цельпроцесса подготовки будущих социальных педагогов об означили какформирование готовности студентов к работе с дошкольниками в процессе их полоролевой социализации. В качестве субъектов учебновоспитательного процесса были определены профессорскопреподавательский состав Коринная А. А. Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15153. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15153.htm.–ISSN 2304120X. 3

высших учебных заведений, студенты направления подготовки «Социальная педагогика», практические работники –социальные педагоги дошкольных учебных заведений.Обоснование экспериментальной модели профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации детейдошкольного возраста базировалось на положениях средового, гендерного и компетентностного подходов к социальнопедагогической деятельности студентов.Методология средового подхода представляет стратегию косвенного управления в образовании и рассматривает среду как ключевой способ решения управленческих задач перевода учебного заведения в инновационный режим деятельности и формирования готовности педагогов к освоению и реализации инноваций. Средовой подход –теория и технология управления через среду процессами формирования и развития личности. Основным понятием подхода является «среда» как условие пребывания и развития субъекта, в функциональном смысле средства, с помощью которого формируется его образ жизни и опосредуется развитие личности [2].Гендерный подход, с опиройнаопределение ООН, является «процессом оценки любого планируемого мероприятия с точки зрения его влияния на женщин и мужчин, а также законодательства, стратегий и программ во всех сферах и на всех уровнях. Эта стратегия основывается на том, что интересы и опыт женщин, как и мужчин, должны стать неотъемлемым критерием при разработке общей концепции, при осуществлении мониторинга и оценки общих направлений деятельности и программ в политических, экономических и общественных сферах для того, чтобы женщины, как и мужчины, могли получать одинаковые возможности и шансы, а неравенство чтобы никогда не укоренялось»[3].Компетентностный подход представляет целостную систему определения целей, задач, содержания, организационного и технологического обеспечения социальной компетентности личности, на сегодня нет сомнений, что компетентностный подход –один из факторов, способствующих модернизации образования. По мнению С. Остапенко,компетентностный подход «дополняет тот ряд образовательных инноваций иклассических подходов, помогающих педагогам гармонично сочетать положительный опыт для реализации современных образовательных целей» [4].Также в основу профессиональной подготовки студентов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста были положены следующие принципы:принцип сознательности и активности в обучении –основывается на мотивации студентов получить теоретические знания, умения и навыки относительно процесса полоролевой социализации дошкольников, на активности будущих социальных педагогов в решении проблемных ситуаций, которые возникают во время практики в процессе социальнопедагогической работы с детьми дошкольного возраста, с учётом их половых различий; на осознании необходимости саморазвития, самосовершенствования, позволяет рассматривать студента как активного субъекта учебного процесса;принцип системности, последовательности и непрерывности –дает возможность рассматривать процесс профессиональной подготовки будущих социальных педагогов как целостную систему, при этом построить эффективную структуру учебнопознавательной деятельности для усвоения студентами знаний опроцессе полоролевой социализации, о специфике и особенностях; разработать этапы формирования готовности будущих социальных педагогов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста, котороя обеспечивается и отражается в межпредметных связях научной теории гендерной педагогики, охватывает общенаучные термины и знания о гендерном аспекте становления личности; преемственность между различными курсами обучения студентов в рамках этого направления подготовки;Коринная А. А. Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15153. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15153.htm.–ISSN 2304120X. 4

принцип целостности, целесообразности, прогнозируемости –заключается в единстве и углублении методологической, общеобразовательной, теоретической и практической подготовки студентов в направлении социальнопедагогической работы с дошкольниками в процессе их полоролевой социализации, осознавая значимость такой подготовки; в целесообразности использования различных методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста; в отражении перспективных требований ктакой профессиональной деятельности, учитывая способности, интересы и профессиональную направленность студентов;принцип свободы выбора и сотрудничества –заключается в учете пожеланий и интересов студентов в выборе места прохождения практики (дошкольное учебное заведение, детский дом или дом интернатного типа), содержания задач, однако в рамках общих задач практики; создание доверительных и партнерских отношений студентапрактиканта и руководителя практики, чтодает возможность эффективной практической подготовки, обеспечения оптимальных условий для развития творческого потенциала студентов, удовлетворения их интеллектуальных и духовных потребностей и возможностей.Формирование готовности будущих социальных педагогов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста в качестве приоритетного направления профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной педагогике, а также результаты поискового исследованияобусловили необходимость определения таких этапов подготовки студентов: информационноознакомительный, когнитивнопрактический, креативнорефлексивный, которые реализовывались на соответствующих курсах обучения студентов направления подготовки «Социальная педагогика» в высших учебных заведениях, в частности: первый, начальный этап –информационноознакомительный (II курс обучения в вузе); второй, основной этап –когнитивнопрактический (III курс обучения в вузе); третий, завершающий этап –креативнорефлексивный (IV курс обучения в вузе).Цель первого этапа –информационноознакомительного –направлена на профессиональное становление будущего социального педагога на основе формирования у него потребности в профессиональном и личностном саморазвитии; формирование устойчивой мотивации на развитие, воспитание и социализацию детей дошкольного возраста, осознание важности обеспечения полоролевой социализации детей дошкольного возраста.Задачами этого этапа выступали: 1)обеспечение полоролевой составляющей в содержании профессиональных дисциплин на основе межпредметных связей; 2)формирование мотивационной готовности к работе с детьми дошкольного возраста и осознание важности процесса их социализации; 3)формирование готовности студентов к решению профессиональных задач в процессе полоролевой социализации дошкольников.На информационноознакомительном этапе профессиональной подготовки студентов в высшей школе реализовывали такое педагогическое условие: осознание студентами сущности полоролевой социализации и ее значимость в формировании гендерной культуры личности ребенка через использование межпредметных связей учебных дисциплин.

В процессе реализации задач этого этапа были использованы соответствующие способы воздействия на сознание студентов в форме лекций (нестандартных, проблемных, информационных), семинаров, практических и лабораторных занятий, метода кейсов, дискуссийобсуждений, социальнопедагогических тренингов, диспутов, бесед, примеров, интерактивных методов (работа в парах, работа в малых группах, аквариум, большой круг, микрофон, незаконченные предложения), мозгового штурма, деловыхигр, Коринная А. А. Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15153. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15153.htm.–ISSN 2304120X. 5

игрразминок, тестового контроля, выполнения заданий самостоятельной работы, круглых столов. Методы, приемы и средства такого педагогического воздействия были направлены на ознакомление студентов с особенностями профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях образования, где социализируются и воспитываются дети дошкольного возраста, а также для теоретической подготовки студентов к работе с такими детьми с учетом особенностей их полоролевой социализации.В рамках второго этапа –когнитивнопрактического –былипредусмотреныактуализация знаний о процессе и особенностяхпервичной социализации детей на этапе дошкольного детства, формирование у студентов системы профессиональнопедагогических знаний, практических умений и навыков работы с детьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации.Задачами на этом этапе выступали:1)формирование у студентов профессиональнопедагогических знаний о процессе и особенностяхполоролевой социализации детей дошкольного возраста, устойчивого интереса к гендерной педагогике;2)овладение студентами знаниями относительно форм и методов формирования полоролевого поведения дошкольниковс учетом половых различий мальчиков и девочек;3)определение основных задач профессиональнопедагогической деятельности в аспекте решения проблемы полоролевой социализации детей дошкольного возраста. Согласно этомусодержание профессиональных дисциплин и спецкурса необходимо направить на усвоение студентами сущности понятия «полоролевая социализация дошкольников», ознакомление с ее спецификой и особенностями.На этом этапе было внедрено такое педагогическое условое: реализация гендерного подхода в отборе содержания учебного материала с учетом особенностей дошкольного периода детства. Гендерный подход использовался для обобщения современных научных представлений о гендерных характеристиках личности и проблемах процесса полоролевой социализации детей дошкольного возраста.Поставленные задачи решали при введении спецкурса «Полоролевая социализация дошкольников: сущность, специфика, сопровождение», которым былиохваченылекционные, семинарские и тренинговые занятия. Предполагалось, что разработка и внедрение спецкурса позволят студентам глубже усвоить особенности первичной социализации детей на этапе дошкольного детства и обратиться к психологии половых различий, определить гендерные характеристики личности и особенности полоролевого поведения личности ребенка, овладеть педагогическим сопровождением полоролевой социализации детей во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.Предусмотрено было использовать традиционные и нетрадиционные лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия, самостоятельную и индивидуальную работу творческипоискового характера, моделирование педагогических ситуаций, деловые и ролевые игры, соревнования, поощрения, коллоквиумы, круглые столы, метод кейсов, аннотированиестатей такой проблематики, учебные дискуссии, встречи с дошкольнымии социальными педагогами дошкольных учебных заведений, научнопрактические конференции, реферативные сообщения, презентации.Целью третьего –креативнорефлексивного –этапа былиопределеныпрактическое овладение студентами технологией социальнопедагогического сопровождения полоролевой социализации детей, реализация накопленного опыта на практике сдетьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации.Задачами третьего этапа выступили: 1)накопление студентами системы знаний, умений и навыков по организации работы с детьми дошкольного возраста; Коринная А. А. Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15153. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15153.htm.–ISSN 2304120X. 6

2)сочетание теоретических знаний относительно технологии педагогического сопровождения полоролевой социализации детей и практических умений реализации при прохождении педагогической практики; 3)применение теоретических знаний и приобретенных умений в процессе педагогической практики в дошкольных учебных заведениях.На последнем этапе подготовки студентов реализовали такое педагогическое условие: использование потенциала педагогической практики с целью формирования практического опыта студентов в работе с детьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации.В качестве форм и методов реализации цели креативнорефлексивного этапа были определены: проведение работы с детьми дошкольного возраста, их родителями и дошкольными педагогами при прохождении социальнопедагогической практики на базахдошкольного учебного заведения (диагностика, консультации, беседы, рекомендаций), презентации и фотопрезентации, доклады, индивидуальные социальнопедагогические проекты, тренинги, для эффективной практической подготовки будущих социальных педагогов, их самореализации, самосовершенствования и воспитания интереса к такой работе. При этом предполагалось, что результат креативнорефлексивного этапа будет заключаться в повышении уровня готовности будущих социальных педагогов к социальнопедагогической деятельности с детьми дошкольного возраста. На каждом из обозначенных этапов результативность повышения уровня готовности студентов к работе с детьми дошкольного возраста в определенной степени зависела от оценки их знаний и применения комплекса диагностических методик.Кромеуказанного вышев предложенной экспериментальной модели подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников центральное место принадлежит диагностике и прогнозированию динамики повышения ее уровня по соответствующимкритериям ее сформированности: когнитивнооперационному; личностномотивационномуи творческидеятельностному.Показателями когнитивнооперационного критерия являются:теоретические знания о возрастных особенностях детей дошкольного возраста;знание специфики социализации личности в дошкольном детстве;знакомство с особенностями процесса полоролевой социализации детей дошкольного возраста.Показателями личностномотивационного критерия являются:наличие познавательного интереса и педагогических способностей к педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации;стремление к общению с детьми и потребность оказывать им помощь в процессе социализации, учитывая половую принадлежность каждого ребенка;умение делать профессиональный выбор, осознание профессиональных ценностей и гибкости в поведении (потребность в профессиональном саморазвитии).Показателями творческидеятельностного критерия являются:наличие творческого потенциала, способность студентов к адекватному выбору поведения в различных педагогических ситуациях;овладение технологией социальнопедагогического сопровождения социализации детейс учетомих половойпринадлежности;способность предусмотреть и объективно оценить результаты своей профессиональной деятельности.В соответствии с критериями и их показателями были определены уровни готовности будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников: достаточный, средний, низкий.Коринная А. А. Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15153. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15153.htm.–ISSN 2304120X. 7

Таким образом, предполагалось, что определенные этапы подготовки будущих социальных педагогов к работе с детьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации позволят через своевременное устранение недостатков учебновоспитательного процесса повысить качество подготовки будущих социальных педагогов к такой работе. Следует отметить, что профессиональная подготовка будущих социальных педагогов имеет целью сформировать высококвалифицированных специалистов, которые бы ориентировались на формирование гармоничной личности дошкольника, свободной от гендерных стереотипов, готовности войти в новую социальную систему взаимоотношений.Однакопроведенное исследование не полностью раскрывает сущность и содержание экспериментальной модели подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников, поэтому дальнейшей разработки требует вопрос раскрытия методики опытноэкспериментальной работы по реализации экспериментальной модели профессиональной подготовки студентов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

Ссылки на источники1.Социальная педагогика: учеб. / под ред. проф. А. И. Капской. –М.: Центр учебной литературы, 2006. –С. 51–52.2.Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода ввоспитании // Вестник Костромского государственного университетаим. Н. А. Некрасова. –Т. 14. Серия: «Педагогика. Психология.Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». –2008. –№ 4.–С. 21.3.Иващенко А. Гендерная научная перспектива: от мировоззрения к политике // Социология теория, методы, маркетинг. –1998. –№ 6. –С. 78–91.4.Остапенко С. А. Сущность компетентностного подхода как инновации в современном образовании // Вестник Черкасского университета: серия «Педагогические науки». –Черкассы,2011. –№206. –С. 113.

Anna Korinnaya,

PhD student, Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman, Ukraine

annkorinna@mail.ru

Experimental model of future social teachers training to preschooler’s personal gender socializationAbstract.The paper deals with experimental model of future social teachers training to preschooler’s personal gender role socialization. Particular attention is paid to methodological approaches, principles, stages of experimental model. The author distinguishes criteria and indicators, which conducted the evaluation of levels of future social teachers training to preschooler’s personal gender rsocialization.Key words:model, approaches, principles, criteria, indicators, level.References1.A. I. Kapskaja,(ed.) (2006) Social'naja pedagogіka: ucheb.,Centr uchebnoj literatury, Moscow,pp. 51–52(in Russian).2.Manujlov,Ju. S. (2008) “Konceptual'nye osnovy sredovogo podhoda v vospitanii”,Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. T. 14. Serija: “Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika”,№ 4,p. 21(in Russian).3.Ivashhenko,A. (1998) “Gendernaja nauchnaja perspektiva: ot mirovozzrenija k politike”,Sociologija teorija, metody, marketing,№ 6,pp. 78–91(in Russian).4.Ostapenko,S. A. (2011) “Sushhnost' kompetentnostnogo podhoda kak innovacii v sovremennom obrazovanii”,Vestnik Cherkasskogo universiteta: serija “Pedagogicheskie nauki”,Cherkassy, № 206,p. 113(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

РогальскойЯблонской И. П., доктором педагогических наук;

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived07.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.05.15ОпубликованаPublished08.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Коринная А. А., 2015www.ekoncept.ru