Обновление основных программ общего образования через принципы педагогической системы НФТМ-ТРИЗ в условиях реализации ФГОС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Обновление основных программ общего образования через принципы педагогической системы НФТМ-ТРИЗ в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 186–190. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15444.htm.
Аннотация. В статье описываются возможные пути использования педагогической системы непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучающихся (НФТМ-ТРИЗ) с применением интеллектуальных инструментов теории решения изобретательских задач и других методологий творчества в школах с целью продуктивной реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В работе предлагается введение в учебный план междисциплинарного интегративного курса по методологии творчества «Основы творческой деятельности» как дисциплины, формируемой участниками образовательного процесса, и обновление содержания обязательных учебных дисциплин за счет использования инструментов методологии творчества.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Обновление основных программ общего образования через дидактические принципы и технологии педагогической системы НФТМТРИЗ в условиях реализации ФГОС // Концепт. –2015. –№12(декабрь).–ART15444. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15444.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15444УДК 37.026

Зиновкина Милослава Михайловна,

доктор педагогических наук, профессор факультета повышения квалификации профессорскопреподавательского состава ФГБОУ ВО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)», мастер ТРИЗ, г.Москва nftm@yandex.ru

Утёмов Вячеслав Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет», сертифицированный специалист по ТРИЗ, г. Кировutemov@dr.com

Обновление основных программ общего образования через дидактические принципы и технологии педагогической системы НФТМТРИЗ в условиях реализации ФГОС

Аннотация.В статье описываются возможные пути использования педагогической системы непрерывного формирования творческого мышления и развития творческихспособностей обучающихся (НФТМТРИЗ) с применением интеллектуальных инструментов теории решения изобретательских задач и других методологий творчества в школах с целью продуктивной реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В работе предлагается введение в учебный план междисциплинарного интегративного курса по методологии творчества «Основы творческой деятельности» как дисциплины, формируемой участниками образовательного процесса,и обновление содержания обязательных учебных дисциплин за счет использования инструментов методологии творчества.Ключевые слова:креативная педагогика, НФТМТРИЗ, теория решения изобретательских задач, основы творческой деятельности, ФГОС, общее образование. Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Развитие современного общего образования на уровне образовательных организаций связано с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования [1–3]. Целью стандартов, среди прочих, является изменение форм и содержания образования для повышения качества результатов обучения до уровня требований современной экономика и общества. Для организации достижения цели действующих образовательных стандартов образовательным организациям дано право выбора педагогических технологий и концепций. Однако ответственность за фрагментарное достижение поставленных задач мотивирует на системную и целенаправленную работу по определению основных действенных педагогических систем. В этой статьемы предлагаем познакомиться с одним из возможных путей достижения цели образовательных стандартов.Обновление школьного образования по системе НФТМТРИЗпрежде всего предусматривает введение в учебный план междисциплинарного интегративного Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Обновление основных программ общего образования через дидактические принципы и технологии педагогической системы НФТМТРИЗ в условиях реализации ФГОС // Концепт. –2015. –№12(декабрь).–ART15444. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15444.htm.–ISSN 2304120X. 2

курса по методологии творчества «Основы творческой деятельности» как дисциплины, формируемой участниками образовательного процесса [4].Отличительной особенностью курса является блок, содержащий цикл занятий по методологии творчества для обучающихся начального, основного и среднего общего образования. Система занятий для начального общего образования продолжает преемственно с дошкольным образованием развивать воображение и творческую активность (согласно ФГОС ДО) [5], также делается акцент на пропедевтике теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера (далее –ТРИЗ) [6].Для основного общего образования занятия по методологии творчества базируютсяна преемственности развития творческого воображения и фантазии, инструментах ТРИЗ и других методологий творчества, а также на развитиисистемности мышления обучающихся. Обучающиеся по программе среднего общего образования на занятиях продолжают осваивать приемы творческого воображения и фантазирования, методы формирования системного мышления, инструменты ТРИЗ и начинают решать творческие задачи, направленные на развитие диалектического мышления.Для повышения качества образовательных результатов, предусмотренных ФГОС, при освоении учебных дисциплин обязательных предметных областей рекомендуется использовать освоенные инструменты методологии творчества при подаче предметного содержания. Использовать открытые задачи второго и третьего уровнейтворчества желательно с применением указателей фондов химических, физических, биологических, геометрических эффектов. Стоит заметить, что показ возможностей использования результатов обучения по методологии творчества при изучениидругих дисциплин позволяет выстраивать междисциплинарные связи и создавать мотивационную среду дляорганизации образовательного процесса. Поэтому учебные дисциплины с основами методологии творчества –это своеобразный второй блок междисциплинарного интегративного курса.Развитие творческого мышленияобучающихсяв рамках курса по методологии творчествасложнее, чем при реализации репродуктивной схемы обучения, как это было в традиционной системе. С опорой на результаты научного отбора, обобщения авторских концепций обучения, результаты собственных фундаментальных исследований, исследований ученыхпедагогов и психологов, разработчиков теории решения изобретательских задач М. М. Зиновкиной была разработанаи реализована в учебном процессе на всех образовательных уровнях педагогическая технология –система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых (дошкольников, учащихся, студентов и специалистов) с активным использованием теории решения изобретательских задач и других методологий творчества (далее –НФТМТРИЗ) [7]. Практикоориентированная креативная педагогическая технология НФТМТРИЗ в качестве главных дидактических принципов выделяет непрерывность и преемственность развития творческого мышления и творческих способностей обучающихся при организации активной творческой поисковой деятельности обучающихся в учебном процессе. Поэтому одним из важных направлений обеспечения преемственности, на наш взгляд, остается организацияосвоенияобязательных учебных дисциплин с использованием инструментов методологии творчества, и прежде всегов таких дисциплинах, как физика, химия, геометрия, биология и технология. Названные дисциплины за счет времени учебного плана, выделенного на часть,формируемую участниками Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Обновление основных программ общего образования через дидактические принципы и технологии педагогической системы НФТМТРИЗ в условиях реализации ФГОС // Концепт. –2015. –№12(декабрь).–ART15444. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15444.htm.–ISSN 2304120X. 3

образовательного процесса, могут быть усилены через следующие дисциплины:изобретательская физика, изобретательская химия, изобретательская геометрия, изобретательская биология и т. п.В качестве обоснования выбора перечисленных дисциплин стоит обратить внимание на то, что они опираются на существующие фонды физических, химических, геометрических и биологических эффектов, которые являются интеллектуальными инструментами изобретателя и методически проработаны в целях использования в учебном процессе. Для организации обучения и обновления содержания учебного предмета на основе курса по методологии творчества необходимо завершить обучение по программе дополнительного профессионального образования для освоения курса методологии творчества на уровне пользователя. После завершения обучения структуру учебного занятия по дисциплине нужно привести в соответствие со структурой креативного урока М. М. Зиновкиной [8, 9]. Если в теоретическом материале присутствуют алгоритмы действий чеголибо, то следует представить их в проблемноалгоритмическом виде, чтобы обучающийся мог увидеть логику алгоритма действий и научиться самостоятельно решать цепочки проблемных ситуаций, строить свои собственные алгоритмы решения проблем. Таким образом, учебные занятия по предмету будут представлены в форме креативных уроков, где каждая тема разделена на информационные блоки. Блок представляет собой информационный массив, задача которого заключается в том, чтобы вызвать у обучающегося определенные умственные действия, направленные на развитие целенаправленного, творческого, поисковопознавательного процесса. Можно выделить следующие учебные блоки: ИБ–информационный блок;БР –блок расширения;ПБ –проблемный блок;БС –блок самоконтроля.ИБ содержит основную фундаментальную учебную информацию дисциплины. Компактность информационного массива достигается путем структурирования знаний, вычленения ключевых идей и терминов, использования алгоритмического подхода к изложению учебной информации, точных и кратких формулировок и др. Время передачи компактной учебной информации ограничено 20 минутами.БР содержит информацию, дополняющую и конкретизирующую положения ИБ, разъясняющую наиболее трудные для понимания и усвоения сведения. Эти блоки «оживляют» теоретическую информацию, содержат яркие,запоминающиеся факты, примеры и др. Тщательно изучать БР весьма полезно. Этот материал фактически учащийся должен прочитать и осмыслить дома самостоятельно.ПБ призван пробуждать и направлять определенные мыслительные действия учащихся, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания. Задачей данного блока является отход от освоения готовых знаний и формирование целенаправленной поисковопознавательной творческой деятельности учащихся. ПБ предназначендля практической реализации полученных теоретических знаний в виде выполнения определенных творческих заданий и упражнений. Реализуется блок на практических занятиях в аудитории. Творческие задания с проблемными ситуациями напрямую связаны с темой креативного занятия и отведенным информационной картой временем. ПБ может быть объединен с БС.БС предназначен для проверки эффективности полученных знаний, понимания основных положений учебного материала. Блок содержит тесты, вопросы, задачи Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Обновление основных программ общего образования через дидактические принципы и технологии педагогической системы НФТМТРИЗ в условиях реализации ФГОС // Концепт. –2015. –№12(декабрь).–ART15444. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15444.htm.–ISSN 2304120X. 4

идр. Наряду с «прямыми» вопросами, требующими «прямых» ответов, будут предлагаться и вопросы, содержащие уже готовые альтернативные ответы, из которых нужно выбрать правильные или неправильные. Для индивидуального подхода к обучающемуся могут использоваться дистанционные образовательные технологии, позволяющие осуществлять мониторинг и самоконтроль обучающегося. Блок завершается указанием первоисточников и списком литературы для самостоятельной проработки.Таким образом, работа над темой учебного занятия строится по схеме последовательных переходов от блока к блоку.Предлагаемый междисциплинарный интегративный курс по методологии творчества «Основы творческой деятельности» и обновление обязательных учебных дисциплин будут эффективным средством обновления общего образования при опоре на имеющиеся в ТРИЗ указатели и фонды эффектов. Перечислим основные источники информации,возможные для использования. Указатели фондов эффектов представлены в работах А. Б. Селюцкого [10], Ю.П.Саламатовымразобраны творческие химические задачи на применение фондов химических эффектов в технике и в быту [11]. Конечно, необходимо сократить указатель химических эффектов, ограничив его рамками школьной программы. В работе «Магический кристалл физики» группы физиков Ю.В. Горина, И.М.Кондракова, И. М. Верткина, В. А. Ефимова рассматривается возможное применениефизэффектов и приводятся разборы творческих задач по выбору физэффектов [12]. В работе И.Л.Викентьева, В. И. Ефремова «Геометрия для изобретателей» приведен указатель геометрических эффектов[13], рассмотрен опыт применения в технике различных геометрических форм. В. И. Тимоховымописаны биологические эффекты в изобретательской деятельности и составлена авторская картотека [14, 15]. С учетом того что членами международной ассоциации ТРИЗ, специалистами в области физики, химии, геометрии, биологии, экологииГ.С.Альтшуллером, Ю.В.Гориным, В.А.Ефимовым, И.М. Кондраковым,И.М. Верткиным, М.С.Померанцем, И.П.Рябкиным, Ю.П.Саламатовым, И.Л.Викентьевым, В.И.Ефремовым, В.И. Тимоховымбыла проведена уникальнаяработапо созданию особых указателей эффектов, эти результаты можно рассматривать как своеобразные инструменты методологии научнотехнического творчества учителя общеобразовательной организации и на этих материалах создавать изобретательские (проектные) дисциплины.Таким образом, введение в учебный план междисциплинарного интегративного курса по методологии творчества «Основы творческой деятельности» как дисциплины, формируемой участниками образовательного процесса, и обновление содержания обязательных учебных дисциплин за счет использования инструментов методологии творчества будет способствовать повышению качества результатов обучения до уровня требований современной экономики и развития общества.

Ссылки на источники 1.Приказ МинобрнаукиРоссии от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 2.Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3.Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 4.Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Педагогическая система НФТМТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования // Концепт. –2015. –№ 08 (август).–URL: http://ekoncept.ru/2015/15257.htm. 5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Обновление основных программ общего образования через дидактические принципы и технологии педагогической системы НФТМТРИЗ в условиях реализации ФГОС // Концепт. –2015. –№12(декабрь).–ART15444. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15444.htm.–ISSN 2304120X. 5

6.Официальный сайт Г.С. Альтшуллера, создателя ТРИЗРТВТРТЛ. –URL:http://www.altshuller.ru7.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества. –Киров: Издво МЦИТО, 2013. –212 с. 8.Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМТРИЗ // Концепт. –2013. –Современные научные исследования. Выпуск1. –URL: http://ekoncept.ru/2013/53572.htm. 9.Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа: пособие для учителей. –М.: ПриоритетМВ, 2006. –48 с10.Нить в лабиринте. Техника –молодежь –творчество / сост. А. Б. Селюцкий. –Петрозаводск: Карелия, 1988. –277 с.11.Саламатов Ю.П. Подвиги на молекулярном уровне.Нить в лабиринте / сост. А.Б.Селюцкий. –Петрозаводск: Карелия, 1988. –С.95–163.12.Дерзкие формулы творчества. Техника –молодежь –творчество / В.И.Ефимов, Г.С. Альтшуллер, Ю.В.Горин,И.М.Кондраков, И.М.Верткин и др.; сост. А. Б. Селюцкий. –Петрозаводск: Карелия, 1987. –269 с.13.ВикентьевИ.Л., Ефремов В.И. Кривая, которая всегда вывезет//Правила игры без правил. Техника –молодежь –творчество / сост. А. Б. Селюцкий.–Петрозаводск: Карелия, 1989. –280 с.14.Тимохов В.И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ: учебное пособие. –СПб.: Издво ТОО "ТРИЗШАНС", 1996.15.Интернетпортал ЛОТ «Образование для Новой Эры». –URL:http://www.trizway.com/art/cards/49.html.

MiloslavaZinovkina,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of faculty of advanced training faculty of STATE educational institution "Moscow state engineering University (MAMI)", TRIZ master, Moscow nftm@yandex.ru Vyacheslav Utemov,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Pedagogy, Vyatka State Universityof Humanities, certified TRIZ specialist, Kirovutemov@dr.comUpdating of the basic programs of General education through the principles of pedagogical system NFTMTRIZ in the implementation of the Federal State Educational StandardAbstract.The paperdescribes possible ways of using pedagogical system of continuous formation of creative thinking and creativity development of students using the theory of inventive problem solving in schools. The paper proposes the introduction into the curriculum of integrative course on the methodology of creativity “foundations of creative, interdisciplinary activity”as a discipline formed by the participants of educationalprocess, and update the content of the required disciplines through the use of instruments of methodology of creativity.Keywords:creative pedagogy, NFTMTRIZ,the theory of inventive problems solving, basics of creative activity, GEF, General education.References1.Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.10.2009 № 373 “Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija”(in Russian). 2.Prikaz Minobrnauki RF ot17.12.2010 № 1897 “Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija”(in Russian). 3.Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.05.2012 № 413 “Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego (polnogo) obshhego obrazovanija”(in Russian).

4.Zinovkina,M. M. & Utjomov,V. V. (2015). “Pedagogicheskaja sistema NFTMTRIZ pri realizacii FGOS nachal'nogo obshhego obrazovanija”, Koncept, № 08 (avgust). Available at: http://ekoncept.ru/2015/15257.htm(in Russian). 5.Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17 oktjabrja 2013 g. № 1155 “Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija”(inRussian).6.Oficial'nyj sajtG. S. Al'tshullera, sozdatelja TRIZRTVTRTL.Available at: http://www.altshuller.ru(in Russian).7.Utjomov,V. V., Zinovkina,M. M. &Gorev,P. M. (2013). Pedagogika kreativnosti: prikladnoj kurs nauchnogo tvorchestva,Izdvo MCITO, Kirov, 212 p.(in Russian).

8.Zinovkina,M. M.&Utjomov,V. V. (2013). “Struktura kreativnogo uroka po razvitiju tvorcheskoj lichnosti uchashhihsja v pedagogicheskoj sisteme NFTMTRIZ”, Koncept. Sovremennye nauchnye issledovanija. Vypusk 1. Available at: http://ekoncept.ru/2013/53572.htm(in Russian). 9.Zinovkina,M. M. (2006). Mnogourovnevoe nepreryvnoe kreativnoe obrazovanie i shkola: posobie dlja uchitelej, PrioritetMV, Moscow, 48 p. (in Russian).Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Обновление основных программ общего образования через дидактические принципы и технологии педагогической системы НФТМТРИЗ в условиях реализации ФГОС // Концепт. –2015. –№12(декабрь).–ART15444. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15444.htm.–ISSN 2304120X. 6

10.Seljuckij, A. B.(ed.) (1988).Nit' v labirinte. Tehnika –molodezh'–tvorchestvo,Karelija, Petrozavodsk, 277 p.(in Russian).11.Salamatov,Ju. P. & Seljuckij,A. B. (ed.) (1988). Podvigi na molekuljarnom urovne. Nit' v labirinte,Karelija, Petrozavodsk, pp. 95–163(in Russian).12.Efimov, V. I.,Al'tshuller, G. S.,Gorin, Ju. V.,Kondrakov, I. M.,Vertkin I. M. & Seljuckij, A. B. (ed.) (1987). Derzkie formuly tvorchestva. Tehnika –molodezh' –tvorchestvo, Karelija, Petrozavodsk, 269 p.(in Russian).13.Vikent'ev,I. L.&Efremov,V. I. (1989). “Krivaja, kotoraja vsegda vyvezet”, in Seljuckij, A. B. (ed.) Pravila igry bez pravil. Tehnika –molodezh' –tvorchestvo,Karelija, Petrozavodsk, 280 p.(in Russian).14.Timohov,V. I. (1996). Sbornik tvorcheskih zadach po biologii, jekologii i TRIZ: uchebnoe posobie,Izdvo TOO "TRIZShANS",St. Petersburg (in Russian).15.Internetportal LOT “Obrazovanie dlja Novoj Jery”. Available at: http://www.trizway.com/art/cards/49.html(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членом редакционной коллегиижурнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived10.12.15Получена положительная рецензияReceived a positive review12.12.15ПринятакпубликацииAccepted for publication12.12.15ОпубликованаPublished30.12.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Зиновкина М. М., Утёмов В. В., 2015

www.ekoncept.ru