Формирование психолого-педагогической мета-компетенции у студентов в процессе изучения авторских курсов инновационного проекта вуза «Педагог будущего»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шабанова Т. Л. Формирование психолого-педагогической мета-компетенции у студентов в процессе изучения авторских курсов инновационного проекта вуза «Педагог будущего» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6 (июнь). – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15201.htm.
Аннотация. В статье приведена модель психолого-педагогической метакомпетенции и составляющих ее предметных компетенций. Сформулированы условия и задачи обучения студентов с целью формирования у них психолого-педагогической метакомпетенции и саморазвития. Описаны содержательные и организационные принципы реализуемого авторского курса «Психология педагогической деятельности» для студентов в рамках инновационного проекта педагогического вуза, приведены примеры конкретных форм, приемов и технологий обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шабанова Т. Л. Формирование психологопедагогической метакомпетенции у студентов в процессе изучения авторских курсов инновационного проекта вуза «Педагог будущего»// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15201. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15201.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15201УДК 378.147

Шабанова Татьяна Леонидовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры классической и практической психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (НГПУ), г. Нижний Новгород shabanovatl@yandex.ru

Формирование психологопедагогической метакомпетенции у студентов в процессе изучения авторских курсов инновационного проекта вуза «Педагог будущего»

Аннотация. В статье приведена модель психологопедагогической метакомпетенции и составляющих ее предметных компетенций. Сформулированы условия и задачи обучения студентов с целью формирования у них психологопедагогической метакомпетенции и саморазвития. Описаны содержательные и организационные принципы реализуемого авторского курса «Психология педагогической деятельности» для студентов в рамках инновационного проекта педагогического вуза, приведены примеры конкретных форм, приемов и технологий обучения.Ключевые слова: модель разделения педагогического труда, психологопедагогическаяметакомпетенция; предметные компетенции; инновационные технологии обучения, субъектнодеятельностная парадигма обучения, психотехнологии профессиональноличностного саморазвития студентов.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теорияи методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время в нашей стране строится новая модель педагогического образования в контексте решения актуальных задач развития общества. Перед педагогическими вузами сегодня стоит цель реализации нового качества подготовки специалистов, способных нестандартно мыслить, реализовывать творческие идеи и находить нетрадиционные пути решения профессиональных проблем. В связи с этим в 2013 г.в Нижегородском государственном педагогическом университете была принята стратегическая концепция «Образовательная платформа качества», реализующая 12 стратегических пилотных проектов, направленных на подготовку педагоговинноватиков, востребованных на рынке труда и способных адекватно отвечать вызовам времени. Одним из инновационных проектов обучения студентов Мининского университета является проект «Педагог будущего»,направленныйна «моделирование личности будущего педагога, основанной на изменениях педагогической профессии в связи с появлением новых профессиональных ролей и функций (проектировщик изменений, модератор, диагносткорректировщик, прогностикдевелопер, тьютор, полилог и др.), формирующих новую систему разделения педагогического труда [1]. В рамках осуществляемого проекта преподавателямиучастниками была разработана модель разделения педагогического труда, в соответствии с которой студенты экспериментальной группы второго курса факультета гуманитарных наук осваивают четыре новые дополнительные должности педагога будущего: педагогапредметника–эксперта, способного осуществлять навигацию в предметной области (реализацию учебных программ базовых, профильных и элективных курсов по предмету применениясовременных технологий обучения, организацию различных видов учебноисследовательской деятельности учащихся и т.д.); педагогатьютора, осуществляющего формирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся посредством изучения Шабанова Т. Л. Формирование психологопедагогической метакомпетенции у студентов в процессе изучения авторских курсов инновационного проекта вуза «Педагог будущего»// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15201. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15201.htm.–ISSN 2304120X. 2

их мотивов, интересов, склонностей, планов; педагогамодератора, формирующего групповые образовательные траектории учащихся, проектирующего образовательныепроцессыи управляющегоими, организующего дистанционное обучение и повышение квалификации учителей, и педагогакорректировщика, осуществляющего деятельность по выявлению и устранению социальных, умственных и личностных отклонений в развитии школьников, профилактику девиантного поведения учащихся, по оказанию социальной помощи ученикам с ОВЗ, т.е.способного гармонизировать образовательный процесс. Для осуществления новых функций студентампедагогам необходимо владеть базовыми метакомпетенциями. Под метакомпетенциейнами понимается надпредметная, универсальная компетенция высшего уровня, которая обеспечивает легкость формирования предметных компетенций. Мы предполагаем формировать у студентов научнометодическую, управленческую, диагностическую, психологопедагогическую, информационнотехнологическуюи коммуникативнуюметакомпетенции. Объем статьи не позволяет нам рассмотреть каждую из них. Предметом нашего исследования является базоваяуниверсальная психологопедагогическая метакомпетенция, поскольку выступать навигатором изменений в образовательном учреждении может только педагог, обладающий высокой психологической культурой, способный применять интегрированные психологопедагогические знания для анализа и проектирования педагогических событий и способствовать созданию в школе гармоничной развивающей образовательной среды. В связи с этим психологопедагогическая метакомпетенцияопределяется нами как способность осуществлять психологическое сопровождение, коррекцию и гармонизацию педагогического процесса. В рамках реализации проекта нами была разработана модель психологопедагогической метакомпетенции, приведеннаяна рисунке. Основой для нее послужили отечественные концепции профессиональной компетентности специалиста (Н.В.Кузьминой, Л.А. Петровской, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, И.А. Зимней), разработанные в соответствии с известными положениями о человеке как субъекте общения, познания и труда Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищеваи выявляющие конкретные виды и содержание компетенций. В структуру психологопедагогической метакомпетенции входят предметные компетенции: перцептивнорефлексивная, представляющая собой развитую социальнопсихологическую наблюдательность и проницательность, способность понимать индивидуальное своеобразие личности ученика и самого себя; диагностикопроектировочная, состоящая в способности к отбору и использованию психологопедагогических технологий, проектированию развитияучеников; коммуникативнаяи конфликтологическая, в синтезе представляющие собой способности к эффективной межличностной коммуникации, предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций в школе; эмоциональнорегулятивная, включающая группу способностей к пониманию и управлению как собственными эмоциями, так и эмоциями учеников.Формирование у студентов психологопедагогической метакомпетенции и составляющих ее предметных компетенций происходит в условиях специально разработанных авторских курсов. Основным среди них является курс «Психология педагогической деятельности». Далее студенты будут изучать углубляющие его дисциплины по выбору: «Психология учебной и профессиональной мотивации»; «Лидерство и командообразование»; «Стресстолерантность педагога»; «Конфликтология в образовательном процессе» и мн.др. Базовый курс является в рамках проекта пропедевтическим, но в то же время расширяющим полученные ранее знания студентов. Построение дисциплины носит Шабанова Т. Л. Формирование психологопедагогической метакомпетенции у студентов в процессе изучения авторских курсов инновационного проекта вуза «Педагог будущего»// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15201. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15201.htm.–ISSN 2304120X. 3

интегрированный характер и позволяет объединять компетентностноважные темы педагогики и психологии.Цельюкурса «Психология педагогической деятельности» является обучение студентов проектированию и созданию психологических условий успешной реализации различных видов педагогической деятельности посредством раннего вхождения в профессиональное пространство.

Психологопедагогическая метакомпетенция и составляющие ее предметные компетенции

На реализацию этой цели направлены следующие задачи: 1) развитие у студентов научного знания о психологических закономерностях личности и деятельности педагога с учетом реалий современной жизни и прогнозируемых требований профессии в будущем; 2) овладение новейшими психологопедагогическими технологиями диагностики, коррекции, гармонизации и проектирования образовательных событий;3) формирование способности к рефлексии собственной деятельности и личности с целью проектирования дальнейшего профессиональногосаморазвития; 4) овладение способами эффективного педагогического взаимодействия и нестандартного решения профессиональных задач; 5) развитие способности к эффективной эмоциональной саморегуляции деятельности и поведения;6) формирование потребности в самостоятельной профессиональной деятельности и способности к самореализации в ней.Новизна изучаемой дисциплины состоит в том, что она является практикоориентированной, обучение студентов происходит в условиях профессиональной реальности, на базе образовательного учреждения–стратегического партнера проекта. Студенты осваивают многообразные виды профессиональной деятельности современного педагога, не только традиционные (обучение, воспитание и просвещение), но и инновационные, формирующие личность педагогабудущего: диагностическую, коммуникативную, социальнопедагогическую, исследовательскую, проектную.ДиагностикопроектировочнаяСоциальнокоммуникативнаяКонфликтологическаяЭмоциональнорегулятивнаяСпособность к отбору и использованию психологопедагогических технологий, проектированию развития учениковСпособность к эффективной межличностной коммуникации и взаимодействиюСпособность предупреждать и разрешать конфликтные ситуацииПерцептивнорефлексивнаяСоциальнопсихологическая наблюдательность, педагогический самоанализПсихологопедагогическаяметакомпетенцияСпособность к эмоциональной саморегуляции, пониманию и управлению эмоциями учениковШабанова Т. Л. Формирование психологопедагогической метакомпетенции у студентов в процессе изучения авторских курсов инновационного проекта вуза «Педагог будущего»// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15201. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15201.htm.–ISSN 2304120X. 4

Обучение строится в соответствии с субъектнодеятельностной парадигмой, развиваемой в отечественной психологии, и предполагает помощь в организации самостоятельной деятельности студентов, поскольку именно деятельность «строит» человека, определяя содержание его развития [2]. Дисциплина построена как организация и сопровождение самостоятельной учебнопрофессиональной деятельности студентов на базе образовательного учреждения. По мнению ряда авторов, источником профессионального становления студентовпедагогов являются три базовых вида деятельности: учение, практика и исследование [3]. Эти виды деятельности способствуют формированию у будущих профессионалов субъектной, т.е.осознанной, активной, творческой позиции по отношению к инновационной деятельности и окружающей действительности в целом. Становление субъектности студентов проходит этапы от возникновения потребности в самостоятельной учебнопрофессиональной деятельности к ее освоению, затем осознанию ее личностных и общечеловеческих смыслов и дальнейшей успешной профессиональной самореализации. В обучении используются новейшие образовательные технологии: кейсстади, визуализации, тренинги, дискуссии, фото, аудио, видеофиксации образовательных процессов, в которых принимают участие студенты, подготовка презентаций, исследовательское и творческое проектирование. На начальном этапе реализации проекта мы проводили входную психологопедагогическую диагностикустудентов с целью выявления их потенциалов и дефицитов для планирования дальнейшей стратегии обучения и образовательной траектории каждого студента.Один из образовательных модулей на базе школы был посвящен психологопедагогической диагностике школьников. Предварительно студенты знакомились с основнымипринципами, формами и функциями психодиагностики в педагогической деятельности, психологопедагогическими технологиями, позволяющими ориентироваться в проблемной педагогической ситуации, грамотно ставить вопросы, формулировать запрос для психолога [4]. Опираясь на знания по общей и возрастной психологии, онипроектировалипрограммудиагностического обследования учащихся младшего и старшего подросткового возраста, подбиралисоответствующие методики. В итоге работы составлялись индивидуальные диагностические карты учащихся. Под руководством опытных педагогов и при участии психолога школы студенты учились разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты для школьников с разными образовательными потребностями. Во время практической деятельности проводилась видеорегистрация профессиональных проб студентов. В дальнейшем видеоматериал использовался на занятиях для рефлексии образовательных результатов.Другой образовательный модуль на базе школы был направлен на осуществление проектнотворческой педагогической работы с учащимися. Студенты училисьмоделировать и осуществлять учебновоспитательную и коррекционноразвивающую деятельность в соответствии с возрастными особенностямишкольников. Например, разрабатывался и осуществлялся проект «Твори свою историю» для восьмиклассников, который был направлен на формирование у подростков активной гражданской позиции, ответственного отношения к своему будущему. Используя тренинговые и игровые технологии, студенты развивали у школьников способности работатьв команде, лидерские качества, уверенность в себе. Сами осваивали коммуникативные и организаторские компетенции. На развитие коммуникативной, диалоговой компетенций, совершенствование навыков самопрезентации и эмоциональной регуляции публичных выступлений студентов были направлены технологии научнообразовательных семинаров и вебинаров с участием педагогов школы. Например, один из вебинаров был посвящен проблеме «Компетентностный подход и педагог будущего: необходимость и реальность». Шабанова Т. Л. Формирование психологопедагогической метакомпетенции у студентов в процессе изучения авторских курсов инновационного проекта вуза «Педагог будущего»// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15201. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15201.htm.–ISSN 2304120X. 5

В ходе вебинара студенты совместнос преподавателями университета –участниками проекта «Педагог будущего» и учителями школы участвовали в научной дискуссии по вопросам новых направлений профессиональной деятельности современного учителя и необходимых для этого педагогических компетенций. Студенты анализировали свои образовательные результаты и получили содержательную оценку специалистовпрактиков осуществленных на базе школы первых профессиональных проб. В результате обсуждения были подведены итоги и определены новые направления сотрудничества вуза и школы в рамках проекта.Таким образом, можно отметить, что достигнуты определенные образовательные результаты в процессе формирования психологопедагогической метакомпетенции: укрепилась внутренняя профессиональная мотивация студентов, совершенствуется профессиональная уверенность в своих силах, развиваются психологическая и коммуникативная культура, психологопедагогические способности, необходимые педагогу будущего. Однако полученный опыт требует дальнейшего осмысления и развития.

Ссылки на источники1.Федоров А.А. Реализация инновационного стратегического проекта в педагогическом вузе // Компетентностноориентированное обучение в вузе: теория и практика: монография / под ред. В.В.Николиной, О.А. Сафоновой. –Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. –С.27–28.2.Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. –1986. –№ 4. –С. 101.3.БулинСоколова Е.И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. –2014. –Т.19. –№ 3.–С.221. 4.Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология: учеб. пособие. –2е изд., перераб., доп. –М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. –320 с.

Tatyana Shabanova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chairof Classical and Practical Psychology, Nizhniy Novgorod State Pedagogical Universityafter K. Minin, Nizhniy Novgorodshabanovatl@yandex.ru

Formation of psychologicalpedagogicmetacompetence of students in the study of the courses “Teacher of the Future”

Abstract.The paperpresents a model of psychologicalpedagogicmetacompetence and its constituent subject competences. The conditions and tasksof teaching students to form their psychologicalpedagogicmetacompetence and selfdevelopmentare described. The authordescribesthe substantive and organizational principles implemented by in the course “Psychology of educational activities”in the framework of an innovative project of pedagogical high school; gives examples of specific forms, methods and technologies of training.Key words: model division of pedagogical work, psychological and pedagogical metacompetence; substantive competence; innovative learning technology, subjectactivity paradigm of learning, psychoprofessionalpersonal selfdevelopment of students.References1.Fedorov, A. A. (2014) Realizacija innovacionnogo strategicheskogo proekta v pedagogicheskom vuze , Kompetentnostnoorientirovannoe obuchenie v vuze: teorija i praktika: monografija, NGPU im. K. Minina, N. Novgorod, pp. 27–28 (in Russian).2.Rubinshtejn, S. L. (1986) “Princip tvorcheskoj samodejatel'nosti”, Voprosy psihologii, № 4, p. 101 (in Russian).3.BulinSokolova, E. I., Obuhov, A. S. &Semenov, A. L. (2014) “Budushhee pedagogicheskoe obrazovanie. Napravlenie dvizhenija i pervye prakticheskie shagi”, Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, t. 19, № 3, p. 221 (in Russian). 4.Fominova, A. N. & Shabanova, T. L. (2011) Pedagogicheskaja psihologija: ucheb. posobie, 2e izd., pererab., dop., FLINTA: Nauka, Moscow, 320 p. (in Russian).

Шабанова Т. Л. Формирование психологопедагогической метакомпетенции у студентов в процессе изучения авторских курсов инновационного проекта вуза «Педагог будущего»// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15201. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15201.htm.–ISSN 2304120X. 6

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived02.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review04.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication04.06.15ОпубликованаPublished28.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Шабанова Т. Л., 2015www.ekoncept.ru