Особенности креативной компетентности учителей начальных классов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Суняйкина Т. В., Сергиенко Ю. А. Особенности креативной компетентности учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S7. – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75122.htm.
Аннотация. В данной работе рассматривается теоретический аспект понятия «креативная компетентность педагога начальных классов». Цель работы – выявление креативной компетентности педагогов начальных классов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Суняйкина Татьяна Васильевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниpcelkat@mail.ru

Сергиенко Юлия Анатольевна,магистрант Iгода обучения, направление подготовки:44.04.01 «Педагогическоеобразование», ООП «Управление образовательной организацией,филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниyuliya.lyadovich.92@mail.ru

Особенности креативной компетентности учителей начальных классов

Аннотация.В данной работе рассматриваетсятеоретический аспект понятия «креативная компетентность педагога начальных классов». Цельработы –выявление креативной компетентности педагогов начальных классов.Ключевые слова:креативность, компетентность, креативная компетентность, творческие способности, профессиональная деятельность, педагоги начальных классов.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время обществу требуются люди, мыслящие не шаблонно, готовые действовать не по инструкции, способные генерировать новые идеи.Существует множество подходов к развитию креативности, но главной идеей является работа над данной способностью. Зачастую семья –как весомый агент социализации не может способствовать развитию креативности ребенка. Тогда на помощь должны прийти образовательные учреждения с высококвалифицированными специалистами, способными «открыть» такую способность личности.Как считаетП. Торренс,пики в развитии креативности приходятся на младший школьный возраст. Именно поэтому так важно развивать креативность ребенка в этот период. Следовательно, педагоги начальной школы должны быть готовы к решению этой задачи и,конечно, владеть знаниями, умениями, навыками иинструментариемв области развития креативности у учащихся. Иными словами, проявлять профессиональную компетентность в этом вопросе.Понятие «компетентность» применительно к характеристике педагога используется не так давно, с 90х годов XX века. Изначально этот термин использовался как синоним понятий «профессионализм», «педагогическое мастерство», т.е.охватывал те качества, которые способны обеспечить успешную деятельность педагога в профессиональной сфере.Термин «креативная компетенция» впервые был использован американским ученым Джозефом Чилтоном Пирсом и означал творческое освоение окружающего мира. Понятие «креативная компетентность» было введено в научный обиход Р. Эпстайном и означало готовность адаптивно применять полученные знания, дополнять систему знаний самостоятельно и стремление к самосовершенствованию.В связи с реформированием образования все чаще поднимается вопрос об оптимизации образовательного пространства. Ведущую роль в этом процессе, безусловно, играет педагог. Именно поэтому во многих научных исследованиях предпринимается попытка выделить оптимальный набор характеристик, позволяющих учителю быть успешным в современном нестабильном образовательном пространстве. Мы полагаем, что одной из ведущих характеристик, необходимых педагогу, выступает креативная компетентность. Она позволяет учителю использовать разнообразные стратегии при решении проблемных педагогических ситуаций, вариативно применять современные образовательные технологии и методики, избегать однообразия и рутины на уроках. Креативная компетентность, если ею обладает педагог, имеет целый ряд позитивных последствий не только для обучающихся, но и для самого педагога. В первую очередь она способствует профессиональному росту, стремлению к самосовершенствованию, а также препятствует профессиональному выгоранию.Для того чтобы работать над формированием креативной компетентности, необходимо ее выявить. Это и является целью исследования –определение уровня креативной компетентности учителя начальных классов.Тогда задачи исследования выглядят следующим образом:1.Изучение теоретических аспектов проблемы креативной компетентности.2.Выбор методик исследования педагогов начальных классов.3.Апробирование опросника для диагностики креативной компетентности педагога и методики «Многозначные слова».4.Определение уровня креативной компетентности педагогов начальной школы.База эксперимента:педагоги начальной школы МБОУ Лицея № 1 г. СлавянсканаКубани.Для определения уровня креативной компетентности педагогов начальной школы нами был применен опросник для диагностики креативной компетентности педагога, разработанный на основе тестовой методики «Личностный дифференциал», адаптированный в психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. Данная методика опирается на самооценочные суждения испытуемых об уровне своей компетентности, в том числе, и креативности, умении гибко реагировать на изменяющиеся условия образовательной среды. Опросник содержит 25 полярных утверждений, характеризующих различные аспекты педагогической деятельности, а также позиции самого педагога. Наряду с проведением анкетирования педагогам был предложен тест вербальной креативности «Многозначные слова». Педагогам были предложены последовательно 6 слов. Для каждого было необходимо подобрать как можно больше ассоциаций. Оценивалось не только количество вариантов, но и оригинальность, т.е.нестандартность, необычность, широта ассоциаций. Ассоциации должны выражаться только существительными (нарицательными или собственными), время работы с каждым словом ограничено 1 минутой. Тестовые слова: 1. Клетка. 2. Ключ. 3. Язык. 4. Дробь. 5. Глава. 6. Модель.Тест «Многозначные слова» позволяет диагностировать следующие показатели творческого мышления: беглость, оригинальность, ассоциативнуюи семантическую гибкость.В апробации данной методики участвовали 16 педагогов начальных классов МБОУ Лицея № 1 г. СлавянсканаКубани.Анализируя результаты анкетирования педагогов можно выявить некую зависимость высокой профессиональной самооценки и стажа педагогической деятельности этого работника.Отвечая на блок вопросов, связанных с передачей собственного опыта 37% учителей заявляют о том, что при любой такой возможности участвуют в конкурсах профессионального мастерства (стаж профессиональной деятельности ответивших варьируется от 31 до 8 лет, все эти педагоги имеют высшую категорию и однозначно участвуют в таких конкурсах). 43% педагогов сомневаются, но не отказываются от участия в конкурсах профессионального мастерства. Стаж работников варьируется от 17 до 9 лет и все они имеют 1 категорию.И оставшиеся 20% отказываются от участия в конкурсах, они не имеют категории и при этом стаж педагогической деятельности составляет от 1 до 5 лет (рис.1).

Рис. 1.Распределение ответов педагогов

При ответе на блок вопросов, связанных с творческой профессиональной деятельностью 74%педагогов ответили, что неоднократно используют современные педагогические и применяют нестандартные приемы при обучении, разрабатывают собственные уроки.26%педагогов указали, что владеют современными педагогическими технологиями, но редко внедряют новшества в педагогический процесс (рис.2).

Рис. 2.Распределение ответов педагогов

На вопросы об уровне компетентности по преподаваемому предмету 68%педагогов отметили, что имеют высокий уровень знания; 20%–выше среднего; 12%–достаточный уровень (см. рис.3).37%43%20%074%26%00Рис. 3. Распределение ответов педагогов

После анализа блоков вопросовмы сравнили результаты с ключом опросника для диагностики креативной компетентности и выявили уровень креативной компетентности: 12% (2 учителя) педагогов имеет высокий уровень креативной компетентности. Эти учителя имеют стаж педагогической деятельности 31 и 25 лет и высшую квалификационную категорию. Они активно участвуют в конкурсах педагогического мастерства, выступают на методических объедениях. Проявляют инициативу ине упускают возможность заявить о себе. В работе применяют современные технологии обучения, создают нестандартные уроки.32% (5 учителей) педагогов имеют средний уровень креативной компетентности. Эти учителя владеют современными педагогическими технологиями, но так часто применяют ихна практике. Более половины педагогов 56% (9 учителей) имеют низкий уровень креативной компетентности, им свойственно затрудненное внедрение педагогических технологий. Крайне важно стимулирование администрации для направления профессиональных достижений (рис.4).

Рис. 4.Уровень креативности педагогов

Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том что, креативная компетентность зависит не от стажа педагогической деятельности, не от квалификационной категории –а от личности педагога. А также способности саморазвиваться, желанием осуществлять педагогическую деятельность не по шаблону. 68%12%20%0020406080100120140высокийсреднийнизкийПостоянно внедрять новые педагогические технологии, разработки и педагогические концепции, участвовать в конкурсах педагогического мастерства, делиться своим опытом. Заниматься исследовательской деятельностью, владеть высоким уровнем знания преподаваемого предмета.Постоянно заниматься самообразованием, разрабатывать авторские программы кружков, элективных курсов, внеурочной деятельности, рабочих программ. Поддерживать творческие начинания своих учеников, использовать креативные подходы к обучению.Далее результаты анкетирования были проанализированы с помощьюметода контентанализа. В качестве единицы анализа выбраны любыеупоминания об использовании творческих способностей в педагогическом процессе, выделенные в тексте ответов на открытые вопросы.В качестве категорий анализа выделены упоминаемые педагогамисферы применения творческих способностей, каждая из которых раскрывается в ряде признаков, индикаторов.1.Категория «Совершенствование технологии образовательногои воспитательного процесса» (СТ) предполагает такие ответы, которыеуказывают на использование творчества для интересного и продуктивного проведения уроков как способа для повышения разнообразия методов и приемов работы.2.Категория «Взаимодействие с субъектами образовательногопроцесса» (ВЗ) включает в себя использование творческих способностей в процессе решения проблемных и конфликтных ситуаций, поиска индивидуального подхода в работе с субъектами образовательного процесса (воспитанниками,обучающимися и их родителями, коллегами, администрацией).3.Категория «Фасилитация» (Ф)указывает на использование собственных творческих способностей для развития креативных способностей обучающихся, формирование творческого мышления участников образовательного процесса, создание благоприятной и эмоционально благополучной атмосферы.4.Категория «Внутренняя потребность в реализации творческого потенциала» (ВП) отражает желание педагогов почувствовать себятворцом, создателем нового, реализовать свой творческийпотенциал.5.В категорию «Внеучебная деятельность» (ВД) включены ответы, связанные с использованием творческих способностей в организации внеучебных мероприятий, праздников, концертов, для оформления кабинета или классной комнаты.Количественнный анализ полученных данных позволил подсчитать количество упоминаний (см. табл.1) для каждой выделенной категории.Таблица 1Представления педагогов об основных сферах применения творческих способностей в профессиональной деятельности

КатегорииОтветы педагоговЧастота упоминанияКолво упоминанийПроцент упоминания«Совершенствование технологии образовательного и воспитательного процесса» (СТ)1,14, 8, 5.425«Взаимодействие с субъектами образовательного процесса» (ВЗ)2,7,9,10,12531,25«Фасилитация» (Ф)1316,25«Внутренняя потребность в реализации творческого потенциала» (ВП)3,15,16318,75«Внеучебная деятельность» (ВД)4,6,11318,75Примечание. Вколонке «ответы педагогов» зашифрованы фамилии учителей начальных классов.Если оценивать и анализировать данные, можно утверждать, чтотреть (31,25%)педагогов–самая многочисленная группа–в основном используют свои творческие способности для стимуляции творческой активности обучающихся. Для обучающихся, учительэто–прежде всего пример, творческие способности которого побуждают их обратиться к раскрытию собственного творческого потенциала. Смысл педагогического творчества, таким образом, раскрывается в передаче стремления к самореализации и самораскрытию обучающихся. Таким образом, обучающийся выступают в роли «факела, который надо зажечь» (В. А. Сухомлинский).Второй важной стороной раскрытия и применения творческих способностей учетверти (25%) педагогов является повышение качества образовательного процесса за счет творческих ресурсов самого педагога.У 18,75%учителей внеурочная деятельность является довольно значимой сферой для раскрытия творческого потенциала, по мнению педагогов. Отмечается факт высокой вовлеченности педагогов во внеурочное творчество. Такое же количество(18,75%) учителей начальных классов отмечают, что важно почувствовать себя творцом, создателем нового, реализовать свой творческий потенциал. Тем самым ставя категорию внутренней потребностив реализации творческого потенциала на первое место.И всего 6,25% педагогов считают важным использование собственных творческих способностей для развития креативных способностей обучающихся, формирование творческого мышления участников образовательного процесса, создание благоприятной и эмоционально благополучной атмосферы.Дляанализа теста «Многозначные слова» нами была составлена таблица результатов.Таблица 2 Результатытестирования «Многозначные слова»

БеглостьОригинальностьСемантическаягибкостьАссоциативнаягибкостьСумма170,524342,42290,689543,12360, 501242,08460,501152,085120,95664,166110,931563,82780,567442,54890,689543,12970,524342,4210130,98764,511180,567442,541260,501152,081390,689543,121490,689543,121560, 501242,081690,689543,12

Сравнив результаты тестирования «Многозначные слова» и показатели шкалы:0–1 –ниже нормы2–4 –норма4,5–6 –выше нормы�7 –высокий уровень, мы пришли к выводу, что только 6,25% педагогов имеет уровень креативности выше нормы. Анализируя полученные результаты, необходимо отметить, что учителя, имеющие нормальный показатель креативности обладают высокими уровнем семантической гибкости. Л.М. Митина рассматривает педагогическую гибкость как интегральную характеристику личности педагогаобеспечивает ему возможность успешного разрешения широкого спектра профессиональных и жизненных проблем в изменяющихся условиях среды. Показатель семантической гибкости, полученный в нашем исследовании, является проявлением интеллектуальной гибкости.Гибкость мышления, проявляющаяся как способность комбинировать и образовывать аналогии –формируется только у тех, кто располагает обширными и одновременно детальными знаниями. Гибкость характеризуется умением переходить от одного класса понятий к другому, перестраивать мышление с одной идеи на другую. Гибкий ум не терпит шаблона. Таким образом, полученные в исследовании результаты подтверждают, что педагог, обладающий высоким уровнем профессиональной компетентности, обладает высоким уровнем интеллектуальной гибкости, способен к творческим поискам новых решений в меняющихся условиях действительности и специфики проблем.

Список литературы1.Акмеологический словарь / под ред. А.А. Деркача. –М.: Издво РАГС, 2010. –161 с.2.Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. –2004. –№11.–С. 3–14.3.Барышева Т. А. Психологическая структура креативности/4.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед.–М.: Изд.центр «Академия», –2002. –320 с.5.Большая советская энциклопедия. Т.1–30. –3е изд. –Т. 23. М.: Большая советская энциклопедия, 1976. –С. 463.6.Брякова И. Е. Критерии, показатели и стадии формирования креативной компетентности студентовфилологов педагогического вуза //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. –2009. –№ 1. –С. 163–173.7.Гильбух Ю. З., Гарнец О. Н., Коробко С. Л. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. 1990. –№ 4. –С. 147–154.

Tatyana Sunyaykina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the general and professional pedagogics,KubanState University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanpcelkat@mail.ruYulia Sergienko,

undergraduate of 1 year of training, direction podgotovki:44.04.01 “Pedagogical education”, OOP “Management of the Educational Organization”, Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanyuliya.lyadovich.92@mail.ruDetermining the level of design expertise uchitiley elementary schoolAbstract.In this work the theoretical aspect of concept creative competence of the teacher of initial classes is considered. The purpose of work is detection of creative competence of teachers of initial classes.Keywords: creativity, competence, creative competence, creative abilities, professional activity, teachers of initial classes.

Рекомендовано к публикации:

Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани