Использование приёмов и методов ТРИЗ-технологий на уроках технологии
Выпуск:
ART 45044
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Климоченко
А.
В. Использование приёмов и методов ТРИЗ-технологий на уроках технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 20. – С.
91–95. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/45044.htm.
Аннотация. В статье рассматривается возможность развития креативного мышления в обучении технологии раздела «Материаловедение» по теме «Страна тканей». Автором представлены адаптированные методы творчества в рамках образовательной области «Технология», рассматривается теория изобретательских задач, дано блочное описание одного из уроков.
Ключевые слова:
развитие креативности, творческий потенциал, творческое мышление, натуральные волокна, хлопок, лен, кромка, основа, уток
Похожие статьи
- Использование методов научного творчества на занятиях с детьми 4-5 лет по формированию элементарных математических навыков
- Использование элементов НФТМ-ТРИЗ на уроке русского языка в начальной школе
- Роль педагога-воспитателя в развитии креативности и творчества у учащихся в условиях реализации ФГОС
- Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроке математики
- Использование элементов НФТМ-ТРИЗ на уроке математики в начальной школе
Текст статьи
Климоченко Александра Владимировна,учитель технологииФГКОУ СОШ№3,г. Приозёрскklimochenko@mail.ru
Использование приёмов и методов ТРИЗтехнологий на уроках технологии
Аннотация. В статье рассматриваетсявозможность развития креативногомышления в обучении технологии раздела «Материаловедение» по теме «Страна тканей».Автором представлены адаптированные методы творчества в рамках образовательной области «Технология», рассматривается теория изобретательских задач, дано блочное описание одного из уроков.Ключевые слова: развитие креативности, творческое мышление, натуральные волокна,хлопок, лен,кромка, основа, уток,творческий потенциал.
В настоящее время назрела необходимостьв развитии креативной личности. Творческая личность –важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания.Без формирования способностей к эстетическому творчеству не добиться всестороннего развития личности.Каждый человек должен творить в области своихинтересов и на уровне своих возможностей.Только такой труд, который интересен, может стимулировать творческий подход к приобретению знаний обучающихся, и даст положительный результат обучения.В статье описанпример использования методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера в обучении учащихся основной школы по предмету «Технология» (раздел «Материаловедение»), позволяющий настроить мысль на постоянный поиск креативного решения в любой стандартной и нестандартной ситуации. А если мозг настроен на регулярную креативную работу, то вырабатывается нестандартное мышление.
Урокповторение«Страна тканей»Цель: обобщение и применение полученных знаний на практике.Образовательная:обобщить и систематизировать материалы темы, отработать практические навыки, формировать у учащихся умения работать коллективно и повышать интерес к предмету, посредством активных форм работы.Развивающая:развивать устную речь учащихся, наблюдательность, логическое мышление, воображение, произвольное внимание (записи в таблицах), развивать чувства товарищества и взаимной ответственности.
Воспитательная:воспитывать чувство взаимопонимания и взаимопомощи, прививать навыки культуры труда и аккуратностиБлок1.МотивацииУрок начинается с вопросов:1.Что необходимо человеку для комфортной жизнедеятельности?2.Без чего не может обойтись человек нашего общества?3. От чего зависит выбранная нами одежда?4.Делаем выводы: что нам необходимо, какие знания требуются для того, чтобы красиво и гармонично одеваться?Чтобы сшить любое изделие, необходимо правильно выбрать ткань, узнать её свойства. Поэтому,прежде чем приступить к изготовлению швейного изделия, необходимо изучить основы материаловедения.Сегодня у нас обобщающее занятие по теме «Материаловедение». Тема очень важна для предмета«Технология». Об этом свидетельствует и представленная выставка ваших работ (салфетки, картины, выполненные в технике вышивка крестом).Перед началом работы давайте вспомним правила работы в группе:работают все на общий результат;в группе должен быть ответственный;своё несогласие высказывай вежливо, если не понял, переспроси.Блок 2. Условия игры.Класс делится на две команды (их название: «ниточка», «иголочка»).Объяснение условий соревнования.Форма работы разная: коллективная и индивидуальная, но каждый работает не только за себя, но и в целом за всю команду. За каждый правильный и правильный ответ команда получает балл или цветочек.Блок 3.Разминка. Отгадайте загадки.В высоком дворце Маленькие ларцы. Кто их открывает, Белое золото добывает.(Хлопок)Голубой глазок, золотой стебелёк, Скромный на вид, на весь мир знаменит,Кормит, одевает и дом украшает.(Лен)А что это за растения и для чего они необходимы?Какие части этих растений используют для производстваткани? Лен и хлопок известны человеку с давних пор. В настоящее время они возделываются во многих странах мира.
Наши предкиизготавливали ткани сначала из диких растений крапивы, конопли, ав настоящее время хлопок и лен, служат волокнами для изготовления тканей.(слово «ВОЛОКНО» и две стрелки)Скажите, а что получают из волокна?(на слайде появляется слово «ПРЯЖА»)Акак называется операция, в результате которой из волокна получают пряжу? (цепочкаиз слов Волокно----прядение-----пряжа)Обратите внимание на слайд, в такой последовательности получают нити для изготовления тканей.Блок 4.ИграСообщение ученицы о прялке история развития прядильного оборудования,современный ткацкий станок.Пришло время следующего задания командам.Задание 1. «Волшебный цветок»Каждый участниккоманды по очереди выбирает лепесток «цветка»,на котором написан вопрос и получает право ответа.1.Нити, идущие вдоль ткани,называются… (Основные нити)2.Нити,идущие поперек ткани,называются ….(Нити утка)3.Неширокая, плотная полоса, идущая с двух сторон ткани –это…. (Кромка)4.Переплетение нитей основы и утка называется …. (Ткацкое переплетение)5.Процесс получения ткани из пряжи –это (Ткачество)6.Материал, изготовленный путем переплетения пряжи или нитей,называется… (Ткань).(на слайде появляются все понятия)Все эти понятия характеризуют производство ткани.(Вручение цветочка).Комментарии.Задание 2. «Угадай».Объяснение условий.Перед вами лежат образцы тканей, определите, что это за ткань и заполните таблицу. Укажите направление нити основы и утка, но прежде вам нужно вспомнить их отличительные признаки и записать в таблицу 1. Не забывайте, что у нас соревнования, поторопитесь.Таблица 1
Признаки определения1й образец2й образецПо внешнему виду:
блеск;
тонина.
Матовая,Тонкая
БлестящаяТолстаяНа ощупьМягкие
Жесткие
ОсыпаемостьСлабаяСредняяВид тканиХлопчатобумажнаяЛьняная
(Вручение цветочка).Задание 3. «Определи» на образцах тканей направление нити основы и утка, но прежде вам нужно вспомнить их отличительные признаки. Кто быстро и правильно выполнит задание, получит звезду.Давайте проверим вашу работу.(Вручение цветочка).Комментарий.Блок 5. Физминутка.«Мастерица».1. Развитие мелкой моторикиВыполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений.В понедельник я кроила, А во вторник —платье шила В среду —фартук вышивала, А в четверг —белье стирала: Все свои платочки И братишкины носочки. А в пятницу, субботу Отдыхала от работы.Блок 6.«Конструктор» (минипроект).Объяснение условий.Участники команд получают задание: Пользуясь технологической картой выполнить текстильную открытку.
Каждая команда из вырезанных деталей составляет аппликацию по технологической карте. Перед началом работы учащиеся выбирают образцы натуральных тканей и определяют лицевую и изнаночную сторону деталей. Если детали вырезаны неправильно их, обязательно, нужно отложить в сторону. (Самооценка учащихся: правильный выбор образцов, сторон тканей, аккуратность и эстетический вид работы)
Рис. 1.
Блок 7.Финал.Подсчитать количество цветов в командах.Награждение победителей и участников.Оценка за урок выставляется за активное участие в игре каждому –доволен;–не совсем доволен;–я недоволен, потому что…Блок8. (Слайд 13)Вопросы для рефлексии:Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?Своей работойна занятии я:Учитель обобщает эту информацию.
Ссылки на источники1.Зиновкина М. М., УтёмовВ. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. –Концепт. –2013. –ART 53572. –URL: http://ekoncept.ru/article/964/ –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. Рубрика «ТРИЗ и технологии образования» –http://www.trizminsk.org/e/index.htm2.УтёмовВ. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт: научнометодический электронный журнал. –2012. –№ 7 (июль). –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12095.htm.–ISSN 2304120X 3.Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». –4 квартал 2011. –Киров, 2011. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm.
Использование приёмов и методов ТРИЗтехнологий на уроках технологии
Аннотация. В статье рассматриваетсявозможность развития креативногомышления в обучении технологии раздела «Материаловедение» по теме «Страна тканей».Автором представлены адаптированные методы творчества в рамках образовательной области «Технология», рассматривается теория изобретательских задач, дано блочное описание одного из уроков.Ключевые слова: развитие креативности, творческое мышление, натуральные волокна,хлопок, лен,кромка, основа, уток,творческий потенциал.
В настоящее время назрела необходимостьв развитии креативной личности. Творческая личность –важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания.Без формирования способностей к эстетическому творчеству не добиться всестороннего развития личности.Каждый человек должен творить в области своихинтересов и на уровне своих возможностей.Только такой труд, который интересен, может стимулировать творческий подход к приобретению знаний обучающихся, и даст положительный результат обучения.В статье описанпример использования методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера в обучении учащихся основной школы по предмету «Технология» (раздел «Материаловедение»), позволяющий настроить мысль на постоянный поиск креативного решения в любой стандартной и нестандартной ситуации. А если мозг настроен на регулярную креативную работу, то вырабатывается нестандартное мышление.
Урокповторение«Страна тканей»Цель: обобщение и применение полученных знаний на практике.Образовательная:обобщить и систематизировать материалы темы, отработать практические навыки, формировать у учащихся умения работать коллективно и повышать интерес к предмету, посредством активных форм работы.Развивающая:развивать устную речь учащихся, наблюдательность, логическое мышление, воображение, произвольное внимание (записи в таблицах), развивать чувства товарищества и взаимной ответственности.
Воспитательная:воспитывать чувство взаимопонимания и взаимопомощи, прививать навыки культуры труда и аккуратностиБлок1.МотивацииУрок начинается с вопросов:1.Что необходимо человеку для комфортной жизнедеятельности?2.Без чего не может обойтись человек нашего общества?3. От чего зависит выбранная нами одежда?4.Делаем выводы: что нам необходимо, какие знания требуются для того, чтобы красиво и гармонично одеваться?Чтобы сшить любое изделие, необходимо правильно выбрать ткань, узнать её свойства. Поэтому,прежде чем приступить к изготовлению швейного изделия, необходимо изучить основы материаловедения.Сегодня у нас обобщающее занятие по теме «Материаловедение». Тема очень важна для предмета«Технология». Об этом свидетельствует и представленная выставка ваших работ (салфетки, картины, выполненные в технике вышивка крестом).Перед началом работы давайте вспомним правила работы в группе:работают все на общий результат;в группе должен быть ответственный;своё несогласие высказывай вежливо, если не понял, переспроси.Блок 2. Условия игры.Класс делится на две команды (их название: «ниточка», «иголочка»).Объяснение условий соревнования.Форма работы разная: коллективная и индивидуальная, но каждый работает не только за себя, но и в целом за всю команду. За каждый правильный и правильный ответ команда получает балл или цветочек.Блок 3.Разминка. Отгадайте загадки.В высоком дворце Маленькие ларцы. Кто их открывает, Белое золото добывает.(Хлопок)Голубой глазок, золотой стебелёк, Скромный на вид, на весь мир знаменит,Кормит, одевает и дом украшает.(Лен)А что это за растения и для чего они необходимы?Какие части этих растений используют для производстваткани? Лен и хлопок известны человеку с давних пор. В настоящее время они возделываются во многих странах мира.
Наши предкиизготавливали ткани сначала из диких растений крапивы, конопли, ав настоящее время хлопок и лен, служат волокнами для изготовления тканей.(слово «ВОЛОКНО» и две стрелки)Скажите, а что получают из волокна?(на слайде появляется слово «ПРЯЖА»)Акак называется операция, в результате которой из волокна получают пряжу? (цепочкаиз слов Волокно----прядение-----пряжа)Обратите внимание на слайд, в такой последовательности получают нити для изготовления тканей.Блок 4.ИграСообщение ученицы о прялке история развития прядильного оборудования,современный ткацкий станок.Пришло время следующего задания командам.Задание 1. «Волшебный цветок»Каждый участниккоманды по очереди выбирает лепесток «цветка»,на котором написан вопрос и получает право ответа.1.Нити, идущие вдоль ткани,называются… (Основные нити)2.Нити,идущие поперек ткани,называются ….(Нити утка)3.Неширокая, плотная полоса, идущая с двух сторон ткани –это…. (Кромка)4.Переплетение нитей основы и утка называется …. (Ткацкое переплетение)5.Процесс получения ткани из пряжи –это (Ткачество)6.Материал, изготовленный путем переплетения пряжи или нитей,называется… (Ткань).(на слайде появляются все понятия)Все эти понятия характеризуют производство ткани.(Вручение цветочка).Комментарии.Задание 2. «Угадай».Объяснение условий.Перед вами лежат образцы тканей, определите, что это за ткань и заполните таблицу. Укажите направление нити основы и утка, но прежде вам нужно вспомнить их отличительные признаки и записать в таблицу 1. Не забывайте, что у нас соревнования, поторопитесь.Таблица 1
Признаки определения1й образец2й образецПо внешнему виду:
блеск;
тонина.
Матовая,Тонкая
БлестящаяТолстаяНа ощупьМягкие
Жесткие
ОсыпаемостьСлабаяСредняяВид тканиХлопчатобумажнаяЛьняная
(Вручение цветочка).Задание 3. «Определи» на образцах тканей направление нити основы и утка, но прежде вам нужно вспомнить их отличительные признаки. Кто быстро и правильно выполнит задание, получит звезду.Давайте проверим вашу работу.(Вручение цветочка).Комментарий.Блок 5. Физминутка.«Мастерица».1. Развитие мелкой моторикиВыполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений.В понедельник я кроила, А во вторник —платье шила В среду —фартук вышивала, А в четверг —белье стирала: Все свои платочки И братишкины носочки. А в пятницу, субботу Отдыхала от работы.Блок 6.«Конструктор» (минипроект).Объяснение условий.Участники команд получают задание: Пользуясь технологической картой выполнить текстильную открытку.
Каждая команда из вырезанных деталей составляет аппликацию по технологической карте. Перед началом работы учащиеся выбирают образцы натуральных тканей и определяют лицевую и изнаночную сторону деталей. Если детали вырезаны неправильно их, обязательно, нужно отложить в сторону. (Самооценка учащихся: правильный выбор образцов, сторон тканей, аккуратность и эстетический вид работы)
Рис. 1.
Блок 7.Финал.Подсчитать количество цветов в командах.Награждение победителей и участников.Оценка за урок выставляется за активное участие в игре каждому –доволен;–не совсем доволен;–я недоволен, потому что…Блок8. (Слайд 13)Вопросы для рефлексии:Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?Своей работойна занятии я:Учитель обобщает эту информацию.
Ссылки на источники1.Зиновкина М. М., УтёмовВ. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. –Концепт. –2013. –ART 53572. –URL: http://ekoncept.ru/article/964/ –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. Рубрика «ТРИЗ и технологии образования» –http://www.trizminsk.org/e/index.htm2.УтёмовВ. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт: научнометодический электронный журнал. –2012. –№ 7 (июль). –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12095.htm.–ISSN 2304120X 3.Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». –4 квартал 2011. –Киров, 2011. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm.