Аннотация. В статье рассматривается, реализация индивидуального подхода к развитию детской одаренности в системе образования через проектирования индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающегося.
Ключевые слова: одаренность, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный подход, педагогические условия, проектирование.
Современное общество предъявляет новые требования к личностным качествам выпускников общеобразовательных учреждений т.к. человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта ежедневно анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях таким образом, чтобы конечное решение предупреждало возникновение новых проблем. Следовательно, одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно, находить нестандартные решения.
В рамках модернизации образования, разработки и внедрения новых технологий становится важным наиболее раннее выявление, обучение и развитие одаренных детей.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и их проявления;
- имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
- испытывают радость от умственного труда.
Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, стремление доводить свою деятельность до завершенного результата, социальная автономность, эгоцентризм, лидерство, особенности эмоционального развития. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня. Согласно Дж. Рензули, одарённость детей есть стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, креативнасти (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и творческой мотивации (ориентирование на задачу). В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей и создать условия для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому мы должны учитывать это в своей работе, опираясь на межпредметные связи. Для такой работы содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого ребенка индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.
Индивидуальный образовательный маршрутопределяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая ученику позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория», обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Выявив в ученике творческие задатки, создав ему мотивацию учитывая его профессиональные планы на будущее, я выстраиваю для него учебный план, сочетающий необходимость выполнения основной учебной программы и исследовательской работы. Это направлено на его личностную социальную адаптацию. ИОТ – один из этапов самоопределения личности, а исследовательская деятельность является способом реализации индивидуальной образовательной траектории и служит проверкой адекватности выбора обучающимися ИОТ. Школа должна помочь учащимся осознать, что исследовательская деятельность является одним из решающих факторов развития их способности самостоятельно учиться, готовности к самостоятельным действиям и принятию решения. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.
Схема разработки индивидуального образовательного маршрута
1.Диагностика
уровня развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей
2. Определение цели и постановка задач,
которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута
3.Определение времени,
которое должен затратить ребенок на освоение базовой и
специальной программы
4. Определение роли родителей ребенка
в реализации индивидуального образовательного маршрута
5. Разработка учебно-тематического плана
(почасового)
6. Определение содержания учебно-тематического плана
(формы занятий, методы и приемы, технологии, формы подведения итогов)
7. Интеграция с другими специалистами
8. Определение способов оценки успехов освоения ребенком индивидуального образовательного маршрута
ДИАГНОСТИКА |
"Что я должен знать и уметь" |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ |
"Что я хочу знать и уметь" |
|
Что я могу" |
РЕАЛИЗАЦИЯ |
"Как я буду идти |
|
«Чему я должен научиться и |
Образовательный процесс по программе организуется в разных формах и с помощью разнообразных методов обучения.
Процесс обучения основан на использовании методов:
- «погружения в предмет»,
- «крупноблочной подачи информации»;
- методы творческого характера: поисковые, исследовательские, эвристические, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Технологии:
- проблемное обучение,
- модульное обучение,
- развивающее обучение, ИКТ.
Виды занятий – теоретические, практические, контролирующие, творческие. Формы организации деятельности:
- лекции,
- семинары,
- конференции,
- практикумы по решению задач,
- физические бои,
- защита творческих проектов,
- индивидуальная научно-исследовательская деятельность.
При обучении с использованием индивидуального образовательного маршрута можно выделить общедидактические факторы:
- Цель обучения
- Уровень обучения, который необходимо достигнуть.
- Объём требований и содержания, которые необходимо реализовать.
- Сложность учебного материала.
- Уровень подготовленности учеников.
- Их активность и интерес.
- Возраст.
- Работоспособность детей.
- Сформированность учебных навыков.
- Выносливость.
- Время обучения.
- Условия обучения.
- Взаимоотношение между учителем и учеником
Лист индивидуального маршрута
ФИО __________________________________________
на _______/_______ учебный год
Название дополнительной образовательной программы
ФИО педагога
Количество часов
Сроки прохождения курса
Подпись преподавателей
Индивидуальный план исследовательской деятельности по предмету физика
Этапы работы |
Форма отчета/демонстрация результатов |
Сроки |
1. Формулирование проблемы, целеполагание Погружение |
Собеседование с учителем |
сентябрь |
2. Изучение методов, приемов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы |
Консультирование одноклассников, проведение урока или его этапа в роли учителя, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приемов и т.п. |
сентябрь-октябрь |
3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования |
Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования |
октябрь |
4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез |
Собеседование с учителем |
ноябрь |
5. Работа с фактическим материалом |
Промежуточные отсчеты в форме докладов с их последующим обсуждением на конференции, заседании научного общества и т.п. |
ноябрь-февраль |
6.Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом |
март |
|
7. Обобщение, выводы |
апрель |
|
8. Предъявление и/или защита продукта |
Статья, реферат, доклад и т.п. |
апрель |
Возможности использования ИКТ для проектирования и реализации ИОМ
Этап реализации ИОМ
|
Деятельность учащегося |
Деятельность учителя |
Возможности использования ИКТ |
Психолого-педагогическая диагностика учащихся |
Самодиагностика психических качеств |
Предоставление специальных методик психолого- педагогической диагностики |
Использование систем автоматизированного компьютерного контроля |
Определение целей и задач изучения учебной дисциплины в соответствии с поставленными целями и задачами |
Конкретизация общих целей и формулировка задач согласно выбранному ИОМ |
Консультация, помощь (коррекция формулировок целей и задач |
Интерактивная консультация, общение в режиме форума, электронной почты дистанционной школы ТПУ |
Отбор и структурирование учебного материала |
Отбор и структурирование учебного материала согласно сформулированным целям |
Консультация, помощь (коррекция структуры учебного материала) |
Интерактивная консультация, общение в режиме форума, электронной почты дистанционной школы ТПУ , системы видео-конференцсвязи |
Выбор технологии обучения
|
Выбор методов, форм и средств обучения в соответствии с поставленными задачами |
Тьюторство
|
Использование специальных тренажеров для проектирования моделей обучения |
Самоконтроль и самодиагностика уровня обученности, развития компетенций, заявленных в целях изучения дисциплины |
Самоконтроль и самодиагностика уровня обученности, развития компетенций (заявленных в целях изучения дисциплины) |
Предоставление (помощь в выборе) методик психолого- педагогической диагностики |
Использование электронных таблиц. |
Итоговая диагностика
|
Самодиагностика уровня достижения целей |
Диагностика уровня обученности, развития компетенций |
Использование электронных таблиц. |
Ожидаемые результаты .
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Заключение.
За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мной были сделаны следующие выводы:
• работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,
• работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
• целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
• ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.
В школе МАОУСОШ №25 работают профильные группы различной направленности, работают факультативы и элективные курсы для учащихся с высокими способностями к изучению предмета физика, что позволяет разнообразить формы работы, способствует дальнейшему развитию и совершенствованию ученика.
Литература.
- Белова С. В. «Опыт работы по выявлению, дифференциальной диагностике и сопровождению одаренных и способных детей на ранних этапах начального школьного обучения» «Концепт» Научно- методический журнал Приложение №1
- Румбешта Е. А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения физики: Анализ практики и перспективы. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 5 (133)
- Ступницская М.А. Что такое учебный проект? - Москва ; Первое сентября 2010 – С 17
- Теров А.А. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в сельской школе и самоактуализация личности старшеклассника [Текст] / А.А. Теров // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 5. – С. 252- 262.
- Зенкова Т.С Инновационные подходы в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС. Вестник ТГУ, т.19, вып.2, 2014.
- http://www metod-kopilka.ru›page-udd-1.html Сохранённая копияПоказать ещё с сайта
- http://www revolution.allbest.ru›Педагогика›00266912_0.html
- http://www moluch.ru›