Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматривается, реализация индивидуального подхода к разви­тию детской одаренности в системе образования через проектирования  индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения  обучающегося.
Ключевые слова: одаренность, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный подход, педагогические условия, проектирование. 

Современное общество предъявляет новые требования к личностным качествам выпускников общеобразовательных учреждений т.к.  человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта  ежедневно анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях  таким образом, чтобы конечное решение предупреждало возникновение новых проблем. Следовательно, одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно,  находить нестандартные решения.

В рамках модернизации образования, разработки и внедрения новых технологий становится важным наиболее  раннее  выявление,  обучение и развитие одаренных детей.

Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством  сверстников интеллектуальные  способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и  их проявления;
  • имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
  • испытывают радость от умственного труда.

Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность  мышления, стремление доводить свою деятельность до завершенного результата, социальная  автономность, эгоцентризм, лидерство, особенности эмоционального развития. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня. Согласно Дж. Рензули, одарённость детей есть стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, креативнасти (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и творческой мотивации (ориентирование на задачу). В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей  и  создать условия для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому  мы  должны учитывать это в своей работе, опираясь  на межпредметные связи. Для такой работы содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого ребенка индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.

Индивидуальный образовательный маршрутопределяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая ученику позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория», обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).  Выявив в ученике творческие задатки, создав ему мотивацию учитывая его профессиональные планы на будущее, я выстраиваю для него учебный план, сочетающий необходимость выполнения  основной учебной программы и  исследовательской работы.  Это направлено на его личностную социальную адаптацию. ИОТ – один из этапов самоопределения личности, а исследовательская деятельность является способом реализации индивидуальной образовательной траектории и служит проверкой адекватности выбора обучающимися     ИОТ.  Школа должна помочь учащимся осознать, что исследовательская деятельность является одним из решающих факторов развития их способности самостоятельно учиться, готовности к самостоятельным действиям и принятию решения. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.    

 Схема разработки индивидуального образовательного маршрута

1.Диагностика

уровня развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей

2. Определение цели и постановка задач,

которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута

3.Определение времени,

которое должен затратить ребенок на освоение базовой и

специальной программы

4. Определение роли родителей ребенка

в реализации индивидуального образовательного маршрута

5. Разработка учебно-тематического плана

(почасового)

6. Определение содержания учебно-тематического плана

(формы занятий, методы и приемы, технологии, формы подведения итогов)

7. Интеграция с другими специалистами

8. Определение способов оценки успехов освоения ребенком индивидуального образовательного маршрута

ДИАГНОСТИКА

"Что я должен знать и уметь"

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

"Что я хочу знать и уметь"


ОСМЫСЛЕНИЕ

Что я могу"

РЕАЛИЗАЦИЯ

"Как я буду идти 
к поставленной цели"


ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА

«Чему я должен научиться и 
что мне нужно доработать"

Образовательный процесс по программе организуется в разных формах и с помощью разнообразных методов обучения.

Процесс обучения  основан на использовании методов:

  •  «погружения в предмет»,
  •  «крупноблочной подачи информации»;
  •  методы творческого характера: поисковые, исследовательские, эвристические, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Технологии:

  •  проблемное обучение,
  •  модульное обучение,
  •  развивающее обучение, ИКТ.

Виды занятий – теоретические, практические, контролирующие, творческие. Формы организации деятельности:

  •  лекции,
  •  семинары,
  •  конференции,
  •  практикумы по решению задач,
  •  физические бои,
  • защита творческих проектов,
  •  индивидуальная научно-исследовательская деятельность.

При обучении с использованием индивидуального образователь­ного маршрута  можно выделить  общедидактические  факторы:

  1. Цель обучения
  2. Уровень обучения, который необходимо достигнуть.
  3. Объём требований и содержания, которые необходимо реализовать.
  4. Сложность учебного материала.
  5. Уровень подготовленности учеников.
  6. Их активность и интерес.
  7. Возраст.
  8. Работоспособность детей.
  9. Сформированность   учебных навыков.
  10. Выносливость.
  11. Время обучения.
  12. Условия обучения.
  13. Взаимоотношение между учителем и  учеником

Лист индивидуального маршрута

ФИО __________________________________________

  на _______/_______ учебный год

 

Название дополнительной образовательной программы

ФИО педагога

 Количество часов

Сроки прохождения курса

Подпись преподавателей 

Индивидуальный план исследовательской деятельности по предмету физика 

Этапы работы

Форма отчета/демонстрация результатов

Сроки 

1. Формулирование проблемы, целеполагание

Погружение

Собеседование с учителем

сентябрь

2. Изучение методов, приемов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы

Консультирование одноклассников, проведение урока или его этапа в роли учителя, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приемов и т.п.

сентябрь-октябрь

3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования

Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования

октябрь

4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез

Собеседование с учителем

ноябрь

5. Работа с фактическим материалом

Промежуточные отсчеты в форме докладов с их последующим обсуждением на конференции, заседании научного общества и т.п.

ноябрь-февраль

6.Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом

март

7. Обобщение, выводы

апрель

8. Предъявление и/или защита продукта

Статья, реферат, доклад и т.п.

апрель

 Возможности использования ИКТ для проектирования и реализации ИОМ

Этап реализации ИОМ

 

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

Возможности использования ИКТ

 

Психолого-педагогическая

диагностика учащихся

Самодиагностика психических качеств

Предоставление

специальных методик психолого-

педагогической диагностики

Использование систем автоматизированного компьютерного контроля  

Определение целей и задач

изучения учебной

дисциплины в соответствии с поставленными целями и задачами

Конкретизация общих целей и формулировка задач

согласно выбранному ИОМ

Консультация,

помощь

(коррекция формулировок

целей и задач

Интерактивная консультация, общение в режиме

форума,  электронной

почты дистанционной школы ТПУ

Отбор и структурирование

учебного материала

Отбор и структурирование

учебного материала согласно сформулированным

целям

Консультация,

помощь

(коррекция структуры учебного материала)

Интерактивная консультация, общение в режиме

форума,  электронной

почты дистанционной школы ТПУ

, системы видео-конференцсвязи

Выбор технологии обучения

 

Выбор методов, форм и

средств обучения в соответствии с поставленными

задачами

Тьюторство

 

Использование специальных

тренажеров для проектирования моделей обучения

Самоконтроль и

самодиагностика уровня

обученности, развития

компетенций, заявленных в

целях изучения

дисциплины

Самоконтроль и самодиагностика уровня обученности, развития компетенций

(заявленных в целях изучения дисциплины)

Предоставление (помощь в

выборе) методик психолого-

педагогической диагностики

Использование  электронных таблиц.

Итоговая диагностика

 

Самодиагностика уровня

достижения целей

Диагностика уровня обученности, развития компетенций

Использование  электронных таблиц.

Ожидаемые результаты .

Личностные результаты:

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Заключение.

За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мной были сделаны следующие выводы:

• работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,

• работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;

• целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;

• ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

В школе  МАОУСОШ №25 работают профильные группы различной направленности, работают факультативы и элективные курсы для учащихся с высокими способностями к изучению предмета  физика, что позволяет  разнообразить формы работы, способствует дальнейшему развитию и совершенствованию  ученика.

Литература.

  1. Белова С. В.  «Опыт работы по выявлению, дифференциальной диагностике и сопровождению одаренных и способных детей на ранних этапах начального школьного обучения» «Концепт»  Научно- методический журнал Приложение №1
  2. Румбешта Е. А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения физики: Анализ практики и перспективы. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 5 (133)
  3. Ступницская М.А. Что такое учебный проект? -  Москва ; Первое сентября   2010 – С  17
  4. Теров А.А. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в сельской школе и самоактуализация личности старшеклассника [Текст] / А.А. Теров // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 5. – С. 252- 262.
  5. Зенкова Т.С Инновационные подходы в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС. Вестник ТГУ, т.19, вып.2, 2014.
  6. http://www metod-kopilka.ru›page-udd-1.html Сохранённая копияПоказать ещё с сайта
  7. http://www revolution.allbest.ru›Педагогика›00266912_0.html
  8. http://www  moluch.ru›