Профессиональная подготовка магистров педагогического образования по программе «Инновации в химическом образовании»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дружкова О. Н. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования по программе «Инновации в химическом образовании» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 291–295. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65560.htm.
Аннотация. Представлен опыт подготовки магистров педагогического образования в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. Обсуждена значимость курса «Современные проблемы органического синтеза» для совершенствования социальной и профессиональной компетентности магистрантов, обучающихся по программе «Инновации в химическом образовании».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дружкова Ольга Николаевна,кандидат химических наук, доцент кафедры биологии, химии и биологохимического образования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгородolgadruzh@mail.ru

Профессиональнаяподготовкамагистровпедагогического образования по программе «Инновации в химическом образовании»

Аннотация. Представлен опыт подготовки магистров педагогического образования в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К.Минина. Обсуждена значимость курса «Современные проблемы органического синтеза» для совершенствования социальной и профессиональнойкомпетентностимагистрантов, обучающихся по программе «Инновации в химическом образовании».Ключевые слова: педагогическое образование, химическое образование, профессиональная деятельность, органический синтез.

В области образования особое внимание уделяется компетентностноориентированному подходу к организации обучения и воспитания молодежи с учетом потребностей и возможностей индивида. Большой потенциал к раскрытию индивидуальных качеств и формированию высококомпетентных специалистов предоставляет магистерская подготовка, где превалирует индивидуальная форма учебной и исследовательской деятельности.Цели образовательного процесса в магистратуре по направлению подготовки «Педагогическое образование» обусловленызапросами общества и состоят в усвоении образовательной программы и формировании на этой основе социально и профессионально значимых качеств личности, готовности к профессиональной деятельности в сфере образования и дальнейшему самосовершенствованию.В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К.Минина магистерская подготовка по программам «Химическое образование» и «Инновации в химическом образовании» ведется с 2000 года, произведено 14 плановых выпусков (20022015 гг.) магистров. Методы, средства и формы учебного процесса направлены на формирование и развитие ключевых и профессиональных компетенций, реализацию стратегических установок подготовки магистра, включающей следующие основные ориентиры:˗развитие склонности к творческой деятельности;˗воспитание ответственности за качество и результат труда;˗осуществление межпредметной интеграции содержания образования, в особенности химического и педагогического;˗оптимальное сочетание инвариантного компонента содержания с вариативным, способствующее раскрытию структурнологических связей преподаваемой дисциплины, усилению межпредметной интеграции в процессе педагогической деятельности, формированию духовных, культурных и нравственных ценностей, воспитанию таких человеческих качеств, как толерантность, доброжелательность, восприятие и осознание всеединства человеческой цивилизации;˗умение адаптировать средства, методы и приемы обучения к инновационным образовательным учреждениям, его организационным формам на разных ступенях образования;˗готовность к использованию комплекса научно обоснованных технологий, в том числе инновационных, направленных на достижение прогнозируемого результата;˗связь педагогической деятельности с научноисследовательской работой;˗потребность в дальнейшем самообразовании и профессиональном самоутверждении.Многоуровневая система профессиональной подготовки потребовала разработки принципиально новых учебных программ в первую очередь по дисциплинам специализации. Основным принципом построения магистерской программы «Инновации в химическомобразовании»по направлению подготовки «Педагогическое образование» является включение в учебный планне только традиционных теоретически и методологически значимых дисциплин, но и новых, отражающих достижения современной химической науки. В частности, важное место отводится дисциплине «Современные проблемы органического синтеза»,котораяявляется логическим продолжением базовых дисциплин «Введение в органическую химию», «Органическая химия», «Органический синтез», «Механизмы реакций в органической химии», традиционно изучаемых в нашем вузе. Современному учителю химии важно знать не только теоретические основы органической химии, но и иметь представление о важнейших направлениях и тенденциях развития органической химии и органического синтеза на рубеже XXи XXIвеков. Это определяется также необходимостью тесной взаимосвязи вузовского образования со школьным курсом химии и методикой преподавания последнего.При составлении учебной программы по дисциплине «Современные проблемы органическогосинтеза»были учтены следующие основные требования: целесообразность; междисциплинарная интеграция; единство фундаментальности и профессиональнопрактической направленности; взаимосвязь учебной и научной деятельности.Цель этого курса состоит в том, чтобы, опираясь на базовые знания студентов, рассмотреть и обсудить ряд проблем современной органической химии и органического синтеза, представляющих наибольший интерес с прикладной точки зрения: проблемы эффективной переработки нефти и газа; проблемы современного производства, переработки и использования синтетических смол, пластмасс, каучуков, химических волокон, красителей, ядохимикатов, лекарственных препаратов, синтетических моющих средств, душистых веществ и т.д. Более того, эти вопросы рассматриваютсяв их взаимосвязи со всей инфраструктурой человеческого общества и ее отдельными элементами: проблемы науки –проблемы производства –проблемы применения –экологические проблемы. Таким образом раскрываются связи науки и производства, науки и образования, единство теории и практики.В процессе изучения дисциплины «Современные проблемы органического синтеза» студент должен проникнуться убеждением, что химия, химическая технология, продукты этой технологии занимают в нашей жизни одно из ключевых мест. Продукты химического и, главным образом, органического синтеза сопровождают современного человека каждый день, в любом месте, на протяжении всей жизни. Хочется надеяться, что, осознав это, в своей будущей профессиональной педагогической деятельности молодой специалист станет активным пропагандистом химических знаний, что чрезвычайно важно в условиях сложившейся в современном обществе хемофобии.Имеющаяся многолетняя практика чтения этого курса показала его важность как в подготовке высококвалифицированных специалистов для школы XXIвека, так идля научноисследовательской работы, являющейся неотъемлемой частью магистерской подготовки.