Модель организации научно-методической работы учителей русского языка и литературы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Метликина Л. С. Модель организации научно-методической работы учителей русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 296–300. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65561.htm.
Аннотация. В статье описывается современный опыт работы с учителями-словесниками на курсах повышения квалификации. Данная модель работы является сейчас востребованной, так как ориентирована на новый ФГОС. С помощью нее была реализована идея развития навыков научно-исследовательской работы учителей русского языка и литературы в ходе обучения педагогов на факультете повышения квалификации и переподготовки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Метликина Людмила Сергеевна,кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ГОУ ВО МО «Государственный социальногуманитарный университет»,г.о. Коломнаmila2279@mail.ru

Модель организации научнометодической работы учителей русского языка и литературы

Аннотация. В статье описывается современный опыт работы с учителямисловесниками на курсах повышения квалификации. Данная модель работы является сейчас востребованной, так как ориентирована на новый ФГОС. С помощью нее была реализована идея развития навыков научноисследовательской работы учителей русского языка и литературы в ходе обучения педагогов на факультете повышения квалификации и переподготовки.Ключевые слова: ФГОС, современный учитель, научноисследовательская работа, творческий и профессиональный потенциал учителя.

В настоящее время в России продолжается становление новой модели образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, что сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. В связи с введением стандартов второго поколения обновилось содержание предметных областей, изменились цели обучения, а также способы и технологии организации образовательного процесса. В качестве приоритетов в современной школе выступают не программы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запомнить, а ребенок, ученик, его интеллектуальное, духовное, физическое развитие. Эти приоритеты и должны проявляться в интересе учащихся к знаниям, в социальной активности, в диагностике их способностей, в создании условий для свободного выбора профессии. Таким образом, основные направления модернизации современной отечественной школы связаны с идеей создания условий для развития личности и раскрытия индивидуальности ученика, его самореализации в жизни. Теперь перед педагогами стоит задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, выявления условий повышения качества образования, прежде всего определения системы дидактических средств, способствующих продвижению учащихся в учении в соответствии с их индивидуальными способностями. В Федеральных государственных образовательных стандартах по русскому языку и литературе четко определены цели, задачи и содержание предметных областей. В учебном процессе предполагается использование различных форм, методов, приемов обучения, позволяющих каждому ученику в своем темпе достигать обозначенных в стандарте требований. Современный учитель русского языка и литературы должен не только дать учащимся прочные знания по предмету, сформировать необходимые умения и навыки, но и cуметь построить образовательный процесс таким образом, чтобы раскрыть возможности каждого ученика и удовлетворить его потребности в познании.Личность педагога нового типа наделяется следующими качествами [1]: инновационность,креативность,когнитивность,самокритичность,рефлексивность,мониторичность,реверсивность,синергетичность,оптимистичностьидоброжелательность. Все это требует от учителей русского языка и литературыпроявление их мастерства как педагога, профессиональных способностей, исследовательских уменийи др.Именно поэтому в настоящее время словесникам необходима помощь в организации их научнометодической работы.

Исходя из вышеизложенногои согласно требованиям ФГОС ООО, мы попытались реализовать идею развития навыков научноисследовательской работы учителей русского языка и литературы в ходе обучения педагогов Югозападного региона Подмосковьяна факультете повышения квалификации и переподготовки в ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социальногуманитарный институт». Сначала педагогам было предложено освоить курс «Современные аспекты преподавания в системе филологического образования»,который основывается на достижениях современной лингвистической, педагогической, психологической наук и учитывает передовой опыт современной школы, экспериментальной методики, также методическое наследие прошлого.Цель его–формирование профессиональной компетенции учителясловесника для работы в новых условиях совершенствования школьного образования по предметам «Русский язык» и «Литература».Также было проведено анкетирование слушателей, результаты которого показали, что 96% учителейсловесников проявили желание участвовать в различных научных иметодических мероприятиях.50% педагогов приняли активное участие в региональном научнометодическом семинаре, посвященном актуальным вопросам методики преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО.Учителя получили помощь от преподавателейкафедры русского языка восвоенииобновленного предметного содержания, вместе обсудили перспективы дальнейшей работы, а также обменялись опытом внедрения современных образовательных технологий на уроках в школе.

Затем был проведен мастеркласс«Новые формы работы на уроках русского языка и литературы» и круглый стол «Диктант как средство формирования ведущих компетенций учащихся» для студентов филологического факультета.Учителясловесники поделились опытом работы с будущими педагогами, оказав им таким образом практическую помощь при формировании профессиональных компетенций.По результатам научнометодической работы учителями русского языка и литературы были опубликованы статьи в сборнике «Современные аспекты преподавания в системе филологического образования». Он содержит теоретический и практический материалпо организации учебной работы по русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС ООО. В сборнике также представлены разработки уроков учителейсловесников ЮгоВосточного региона Подмосковья –лучшие итоговые практикозначимые проекты по программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). Следует отметить, что на протяжении всей работы преподаватели кафедры русского языка проводили тематические консультации для учителейсловесников.Таким образом, системность подхода при совершенствовании профессиональной компетенции учителей русского языка и литературы позволяет углубить и расширить знания и умения, необходимые для реализации новаций на практике, апробировать на выработанные навыки профессиональной деятельности словесников в условиях совершенствования структуры и содержания общего образования и развить творческий и профессиональный потенциал педагогов.

Ссылки на источники1. Цедринский, А.Д.Инновационнокреативнаяподготовка педагога в динамике егопрофессионального становления : автореф.дис. ... доктора пед. наук [Электронный ресурс] / А.Д. Цедринский. –Краснодар, 2009.Режим доступа: http://dibase.ru/article/06072009_tsedrinskiyad/4. –Дата доступа: 21.07.2015.