Психологическая коррекция стрессового состояния у женщин в условиях косметологического кабинета

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пузанова Е. А. Психологическая коррекция стрессового состояния у женщин в условиях косметологического кабинета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S8. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75137.htm.
Аннотация. В статье обсуждаются возможности психологической коррекции стрессового состояния у женщин в условиях косметологического кабинета.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пузанова Евгения Александровна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскpuzanova_2000@mail.ru

Психологическая коррекция стрессового состояния у женщин в условиях косметологического кабинета

Аннотация. В статье обсуждаются возможности психологической коррекции стрессового состояния у женщин в условиях косметологического кабинета.Ключевые слова: стресс, стрессовые состояния, дерево целей, модель, программа психологической коррекции, технологическая карта.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

С развитием научнотехнической революции и социальноэкономическими изменениями в обществе существенно изменился привычный уклон жизнедеятельности человека. Передвижение в городском транспорте, поездах, самолетах, малая механизация в быту (радио, телефон, телевидение, компьютеры и Интернет способствуют нервным перегрузкам, значительно ускоряют темп жизни. Возрастают профессиональные перегрузки. На современном производстве высокая механизация и интенсификация труда требуют от работника нервного напряжения и внимания, причем не механического, а интеллектуального, связанного с расходом нервной энергии. Кроме этого, на человека ежедневно обрушивается лавина всевозможной информации, зачастую негативного характера. Новые научные открытия нередко становятся средством, во много раз увеличивающим и без того интенсивный ритм жизни. Все это увеличивает нагрузки на нервную систему, все чаще вызывает у людей нервные срывы. Спутниками все чаще становятся различные формы стресса и вызванные ими стрессовые ситуации на работе, дома, в быту. С ними мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни [1]. Необходимость определения реальных психологических причин стрессового состояния у женщин, раскрытия условий, механизмов, средств его предотвращения и коррекции обусловливает актуальность настоящей работы.Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально провести психологическую коррекцию стрессового состояния у женщин. Гипотеза исследования: программа психологической коррекции стрессового состояния у женщин в условиях косметологического кабинета будет более результативной, если:осуществить моделирование психологической коррекции стрессового состояния у женщин в условиях косметологического кабинета;разработать и реализовать программу психологической коррекции стрессового состояния у женщин в условиях косметологического кабинета, включающую обучение конструктивным способам психологической защиты, эмпатии и навыкам саморегуляции собственного эмоционального состояния.Методы исследования: теоретические методы исследования: анализ психологопедагогической литературы, обобщение; эмпирические методы исследования: тестовая карта дифференцированной самооценки функционального состояния «САН», нервнопсихическая устойчивость (НПУ) методика«Прогноз», гиссенский опросник соматических жалоб (Торонтская алекситимическая шкала); статистические методы: методы математической статистики–Ткритерий Вилкоксона.База исследования: косметологический кабинет Евгении Пузановой, женщины (44 женщины) в возрасте 29–45 лет.Модель содержит четыре блока: аналитический, диагностический, коррекционный, проверка эффективности коррекционного воздействия.В аналитический блок входит анализ литературы. В диагностический блок входят три методики, на основе которыхпроводится комплектование групп: тестовая карта дифференцированной самооценки функционального состояния«САН», нервнопсихическая устойчивость (НПУ) методика«Прогноз», гиссенский опросник соматических жалоб (Торонтская алекситимическая шкала). В коррекционный блок входит программа психологической коррекции стрессовых состояний у женщин. В блок проверки эффективности коррекционного воздействия: анализ результативности коррекционных занятий (сравнение результатов на начало и конец эксперимента); выявление динамики в количественном и качественном отношении.Модель психологической коррекции призвана помочь снизить уровень стрессового состояния у женщин.Исследование уровня стрессовых состояний у женщин проводилось в три этапа:первый этап –теоретический;второй этап –опытноэкспериментальный;третий этап –контрольнообобщающий. Исследовательская работа осуществлялась посредством следующих методов и методик:1.Теоретические: анализ литературы, обобщение, моделирование.2.Эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам: САН, методика «Прогноз», гиссенский опросник соматических жалоб.3.Математикостатистические: Ткритерий Вилкоксона.Экспериментальной базой исследования являлся косметологический кабинет. Выборка состояла из 44 женщин в возрасте от 29 до 45 лет. Результаты первичной диагностики по методике САН: показатель, отражающий самочувствие, высокий –у 40,9%, средний–у 36,4% и22,7%–это участники, у которых преобладает плохое самочувствие, что указывает на доминирование изменчивого самочувствия или такого, которое человек не в состоянии сам оценить как хорошее или плохое;показатель, отражающий активность высокий–22,7%, средний –у 31,8%–и45,5%участников –это люди с низкой активностью;показатель, отражающий настроение–13,6% участников имеют чаще хорошее настроение, у 29,6% –средний показатель настроения и 56,8%–это люди с низким показателем настроения. В результате проведенной методики «САН»выявлено, что у большинства испытуемых оперативная самооценка психического состояния соответствует низкому уровню и особо хочется отметить, что при низком и даже среднем показателе самочувствия у половины группы, активность и настроение имеют низкий показатель. Таким образом, в данной выборке преобладает показатель низкой активности и показатель низкого настроения.Результаты первичной диагностики по методике НПУ:47,7% группы с низкой НПУ подвержены риску дезадаптации личности в условиях стресса, 27,3% представляют собой личности с высоким уровнем НПУ, что не представляет риска дезадаптции в критических условиях и на среднее состояние приходится 25% участников.Согласно данным первичной диагностики соматических жалоб участников группы выявлено: предрасположенность к алексетимии у 29,6%женщин,40,9% составили контрольную группу здоровых и 29,5% являются неалекситимической личностью и не подвержены психосоматическим заболеваниям. Наша программа психологической коррекции стрессовых состояний у женщин состоит из 10 занятий. Она составлена по рекомендациям В.И. Долговой, В.К.Шаяхметовой [2].Цель: снижение высокого уровня стрессового состояния у женщин путем снятия эмоционального напряжения, активировать функциональные и личностные ресурсы организма и психики, ведущиек нормализации и восстановлению здоровья, высокой работоспособности и эффективной деятельности и обучить методам психологической самопомощи и коммуникативной компетентности, тем самым, вооружив клиента знаниями, необходимыми для последующей самостоятельной, внутренней работы над собой (В.И. Долгова, Е.В. Мельник [3]).Согласно поставленной цели определены следующие задачи:а)снижение чрезмерно выраженной нервнопсихической напряженности эмоциональных переживаний в связи с развитием стресса;б)снятие проявлений стрессового состояния спомощью мышечного дыхательного расслабления;в)стабилизация эмоционального состояния и психофизиологической устойчивости организма к воздействию стрессфакторов;г)нормализация психофизического состояния человека, путем развития физиологических, личностных, адаптивных ресурсов.Каждое занятие состоит:из приветствия, создающего определенный настрой;ряда упражнений, подобранных с учетом реализаций целей конкретного занятия;рефлексии занятия, выполняющей роль обратной связи;домашнего задания, включающего задания, которые могут предварять упражнения последующего занятия и закрепление сведений проведенного занятия.Для проведения психологической коррекции стрессового состояния у женщин была выбрана групповая форма работы. Методы, используемые в работе: элементы арттерапии, дискуссии, релаксация.Коррекционная программа соответствует рекомендациям специалистов (В.И.Долгова, Е.В. Мельник, О. А. Кондратьева, Г.Ю. Гольева [4, 5]).После проведения формирующего эксперимента была осуществлена повторная диагностика, которая позволила оценить эффективность реализации коррекционной психологической программы.Результаты повторной диагностики по методике САН.Оценка результатов, полученных в экспериментальной группе после проведения комплексной коррекционной программы: СамочувствиеПервично было: высокое, среднее, низкое (28,6%; 35,7%; 35,7% соответственно). Вторично стало (57,1%; 21,4%; 21,4%).АктивностьПервично было: высокое, среднее, низкое (7,1%; 21,4%; 71,4% соответственно). Вторично стало (35,7%; 35,7%; 28,6%).НастроениеПервично было: высокое, среднее, низкое (7,1%; 7,1%; 71,4% соответственно). Вторично стало (50.0%; 21,4%; 28,6%).Для закрепления результатов и дальнейшей коррекции уровня стрессовых состояний у женщин были составлены рекомендации.Для планирования и регулирования процесса внедрения инновационной технологии по коррекции стрессовых состояний у женщин в условиях косметологического кабинета, нами были разработаны упражнения и Программа обучения конструктивным способам психологической защиты, эмпатии и навыкам саморегуляции собственного эмоционального состояния.

Ссылки на источники1.Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессиональноважных качеств: монография.–Челябинск: Издво РЕКПОЛ, 2009. –314 с.2.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. –М.: Издво Инта психологии РАН, 2009. –492с.3.Долгова В. И., Мельник Е. В. Моделированиепроцессовформированияпрофессиональнойкоммуникативнойкомпетентности// FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT:Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05–December 10, 2012). Chiefeditor–PavlovV.V. –L., 2013. –С. 66–69.4.Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография.–Челябинск: Издво Перо, 2014.–196 с. 5.Долгова В. И., Кондратьева О. А. Психологическая защита: монография. –М.: Издво Перо, 2014.–160 с.

Evgeniya Puzanova,

Candidate for a master's degree faculty ofpsychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskpuzanova_2000@mail.ruPsychological correction of stress among women in the beauty parlorAbstract. The article discusses the possibilities of psychological correction of stress among women in the beauty parlor.Key words: stress, stress, objective tree, model, program, psychological adjustment, technological map.

Рекомендовано к публикации:

Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск