Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Серкова
А.
М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S1. – С.
131–135. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75027.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ диагностики самооценки старших подростков (из числа учащихся 8-го класса), модель психолого-педагогической коррекции самооценки студентов колледжа, обобщены результаты диагностики до реализации программы.
Ключевые слова:
моделирование, личность, самооценка, анализ, подростковый возраст, эксперимент, тестирование, обобщение, констатирующий эксперимент, уровень притязаний, формирующий экспе-римент
Похожие статьи
Текст статьи
Серкова Алёна Михайловна,студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскalenaserkowa@mail.ru
Психологопедагогическая коррекция самооценки старших подростков
Анотация. В статье представлен анализ диагностики самооценки старших подростков (из числа учащихся 8гокласса), модель психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа, обобщены результаты диагностики до реализации программы. Ключевые слова: подростковый возраст, самооценка, уровень притязаний, личность, анализ, обобщение, эксперимент, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование,моделирование. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Подростковый возраст–важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности. Самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Согласно исследованиям психологов, в частности, И. В. Дубровиной, веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли [2, с. 235]. От самооценки человека зависит характер его общения, отношенияс другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе. Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания. Уровень притязаний —характеризует: 1)уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данныймомент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций —тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке]. На сегодняшний день исследования самооценкиподростков представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, –какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Анализ психологопедагогических исследований позволил разработать модель психологопедагогической коррекции самооценки старших подростков, которая содержит четыре блока: теоретический, диагностический, коррекционноразвивающий и аналитический блоки. Результатом является изменение или не изменение уровня самооценки старших подростков в результате реализации программы психологопедагогической коррекции (Долгова В. И, Аркаева Н. И., Цветкова Н. И., [3, 4, 5]).
Теоретический блок: анализ психологопедагогической литературы, целепологание;подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. Методы: обобщение, анализ, моделирование
Диагностический блок: проведение диагностики самооценки старших подростковс помощью методик:методика В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире»; нахождение количественного выражения уровня самооценки (С. А. Будасси); диагностика самооценки ДембоРубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Методы: тестирование и констатирующий эксперимент
Коррекционноразвивающий блок: формирующий эксперимент, разработка и реализация программы психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа. Задачи программы: 1.Приобретение навыка формирования активной жизненной позиции. 2. Формирование уверенного поведения через осознание своих личностных качеств ивозможностей. 3. Формирование позитивного отношения к себеАналитический блок: повторнаядиагностика самооценки студентовколледжа: методика В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире»; нахождение количественного выражения уровня самооценки (С. А. Будасси); диагностика самооценки ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожан; анализ результатов исследования, проверка гипотезы Ткритерием ВилкоксонаЦель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психологопедагогическую коррекцию самооценки старших подростков
Результат исследования: уровень самооценки старших подростков изменится или не изменится в результате реализации программы психологопедагогической коррекции
В исследовании самооценки старших подростков приняли участие ученики 8го класса МОУ СОШ с. Толсты Варненского района Челябинской области. В количестве 16 человек. Из них 6 девочек и 10 мальчиков. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается, но есть часто болеющие дети. В полных семьях проживают 10 человек. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные доброта и внимание. В неполных семьях проживают 6 человек. Многие из учащихся воспитываются в многодетных семьях. Честь детей проживает в соседнем селе и вынуждены каждый день ездить в школу на школьном автобусе. 13 человек обучаются с 1гокласса. На разных этапах исследования подключались учащиеся, оставленные на повторный год обучения. Учащиеся проявляют интерес к определенным учебным предметам. Во время занятий присутствует конкуренция между учениками. В большинстве случаев интересуются исключительно собственными достижениями. Любят и с интересом выполняют индивидуальные задания. На занятиях не могут долгое время концентрироваться на одном предмете. Во время проверочных и контрольных работ стараются помочь друг другу. Изза желания быть первыми, на уроках часто торопятся и проявляют невнимательность. Быстро теряют интерес к предмету, если у них чтото не получается. Без присмотра учителя не могут поддерживать порядок и дисциплину во время урока. Учащимся не хватает внутренней мотивации. В классе присутствуют 9 неуспевающих, 7 человек имеют абсолютную успеваемость, качественных успевающих нет. Психологический климат в коллективе достаточно благоприятный: каждый ученик толерантно относится к своим товарищам, не проявляя никакой неприязни. В классе присутствуют неуспевающие ученики. Очень часто происходят конфликты как между классом и учителями, так и между учениками. Так как в начальной школе часто менялись классные руководители, не сформировано понятие дисциплины. Класс слабоорганизованый, прослеживается повышенная возбудимость. Ученики находятся на стадии формирования классного коллектива и актива класса, поэтому работа ведется в направлении выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения. Несмотря на благоприятный психологический климат в классе, группа имеет слабую сплоченность. Каждый учащийся не чувствует себя частью коллектива. В связи с этим рекомендуется чаще собирать класс вне школы, проводить различные мероприятия, направленные на сплочение и укрепление коллектива. Методы исследованияНазовем далее семейство определений, на которое мы опираемся в нашем исследовании. Анализ –процесс мыслительного или практического расчленения какоголибо объекта (феномена) насоставные элементы, которые можно рассматривать в отдельности, сопоставлять между собой, выявлять связи и т. д. Обобщение –продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Эксперимент –проводимый вспециальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Констатирующий эксперимент –это эксперимент, устанавливающий наличие какоголибо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых. Формирующий эксперимент –метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование (от англ. test –опыт, проба) –метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Моделирование –это деятельность по построению и изучению моделей для указанных целей. Моделирование является одним из способов научного познания и теоретическим методом исследования процессов и состояний при помощи реальных или идеальных, прежде всего математических, моделей. Исследования самооценки старших подростков проводилось с помощью нахождения количественного выражения уровня самооценки С. А. Будасси; диагностики самооценки ДембоРубинштейн в модификации А. М. Прихожан и по методике В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире».
Обобщенные результаты первичной диагностики самооценки старших подростков по трем методикам
№ п/пИспытуемыйМетодика самооценки С. А. БудассиМетодика ДембоРубинштейн (А. М. Прихожан)Методика В. В. Новикова«Кто я есть в этом мире»Общий уровень1.
Б. Н. Адекватно высокаяЗавышеннаяЗавышеннаяЗавышенная2.
В. Н. Адекватная ВысокаяЗавышеннаяВысокая3.
В. Д. Адекватная АдекватнаяАдекватная Адекватная 4.
В. А. Адекватная
ВысокаяАдекватная Адекватная 5.
Г. П. Неадекватно низкая ВысокаяАдекватнаяАдекватная6.
Д. В. Неадекватно высокая ВысокаяВысокаяВысокая7.
Е. Е. Адекватная ВысокаяВысокаяВысокая 8.
И. И. АдекватнаяВысокаяВысокаяВысокая9.
И. Н. ВысокаяВысокая ВысокаяВысокая10.
И. Ф. АдекватнаяЗавышеннаяЗавышенная Завышенная11.
Л. В. Адекватная ВысокаяВысокаяВысокаяП. Д. Адекватно высокая АдекватнаяВысокаяВысокая 13.
Ш. М. Адекватная ЗавышеннаяВысокаяВысокая14.
Ш. О. Адекватная ЗавышеннаяЗавышеннаяВысокая15.
Ш. Н. Адекватная ВысокаяВысокаяВысокая16.
Ч. В. АдекватнаяВысокаяВысокаяВысокая
По результатам диагностики по методике нахождение количественного выраженияуровня самооценки (С. А. Будасси) были получены следующие результаты: учащихся с неадекватно высоким уровнем самооценки 6,25% (1 человек), с адекватно высоким уровнем самооценки 12,5% (2 человека),с адекватным 75% (12 человек) и с неадекватно низким 6,25% (1 человек). По методике диагностики самооценки ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожан выявлено, что учащихся с очень высоким уровнем самооценки 25% (4 человека), с высоким уровнем 56,25% (9 человек), и со средним уровень самооценки 18,75% (3 человека). По методике В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире» выявлено, что учащихся с завышенным уровнем самооценки 25 % (4 человека), с высоким уровнем 62,5% (10человек) и с адекватным уровнем 12,5% (2 человека). Обобщенные результаты диагностики самооценки старших подростков показывают, что учащихся с высоким уровнем самооценки 68,75% (11 человек), завышенный уровень 12,5% (2 человека), учащихся с адекватным уровнем самооценки 18,75% (3 человека). Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Это доказывает необходимость реализации программы психологопедагогической коррекции самооценки у учащихся 8гокласса.
Ссылки на источники1.Будасси С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2007 год, № 4. URL : http://www. voppsy. ru/J87_93. htm ( дата обращения 11. 12. 2014). 2.Дубровина И. В. Практическая психология образования: учебник для студ. высш. и сред. спец. учеб. завед / И. В. Дубровина. –М.: ТЦ «Сфера», 2009. 528с. 3.Долгова В. И., Цветкова Н. В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7. С. 8998. 4.Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формированиеи развитие. –Челябинск: Искра, 2012. –229 с. 5.Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (2829 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. унт; [сост. : Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В. ]. –Челябинск, 2008.
Alena Serkova,student of psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskalenaserkowa@mail.ruPsychologicalpedagogical correction of the selfesteem of older adolescentsAbstract. The article presents the analysis of the diagnostic selfassessment of older adolescents (students in 8th grade), a model of psychologicalpedagogical correction of selfesteem of College students, summarizes the results of the diagnosis to the implementation of the program. Keywords:adolescence, selfesteem, level of aspiration, personality, analysis, synthesis, experiment, ascertaining experiment, a formative experiment, testing, modeling.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
Психологопедагогическая коррекция самооценки старших подростков
Анотация. В статье представлен анализ диагностики самооценки старших подростков (из числа учащихся 8гокласса), модель психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа, обобщены результаты диагностики до реализации программы. Ключевые слова: подростковый возраст, самооценка, уровень притязаний, личность, анализ, обобщение, эксперимент, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование,моделирование. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Подростковый возраст–важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности. Самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Согласно исследованиям психологов, в частности, И. В. Дубровиной, веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли [2, с. 235]. От самооценки человека зависит характер его общения, отношенияс другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе. Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания. Уровень притязаний —характеризует: 1)уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данныймомент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций —тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке]. На сегодняшний день исследования самооценкиподростков представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, –какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Анализ психологопедагогических исследований позволил разработать модель психологопедагогической коррекции самооценки старших подростков, которая содержит четыре блока: теоретический, диагностический, коррекционноразвивающий и аналитический блоки. Результатом является изменение или не изменение уровня самооценки старших подростков в результате реализации программы психологопедагогической коррекции (Долгова В. И, Аркаева Н. И., Цветкова Н. И., [3, 4, 5]).
Теоретический блок: анализ психологопедагогической литературы, целепологание;подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. Методы: обобщение, анализ, моделирование
Диагностический блок: проведение диагностики самооценки старших подростковс помощью методик:методика В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире»; нахождение количественного выражения уровня самооценки (С. А. Будасси); диагностика самооценки ДембоРубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Методы: тестирование и констатирующий эксперимент
Коррекционноразвивающий блок: формирующий эксперимент, разработка и реализация программы психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа. Задачи программы: 1.Приобретение навыка формирования активной жизненной позиции. 2. Формирование уверенного поведения через осознание своих личностных качеств ивозможностей. 3. Формирование позитивного отношения к себеАналитический блок: повторнаядиагностика самооценки студентовколледжа: методика В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире»; нахождение количественного выражения уровня самооценки (С. А. Будасси); диагностика самооценки ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожан; анализ результатов исследования, проверка гипотезы Ткритерием ВилкоксонаЦель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психологопедагогическую коррекцию самооценки старших подростков
Результат исследования: уровень самооценки старших подростков изменится или не изменится в результате реализации программы психологопедагогической коррекции
В исследовании самооценки старших подростков приняли участие ученики 8го класса МОУ СОШ с. Толсты Варненского района Челябинской области. В количестве 16 человек. Из них 6 девочек и 10 мальчиков. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается, но есть часто болеющие дети. В полных семьях проживают 10 человек. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные доброта и внимание. В неполных семьях проживают 6 человек. Многие из учащихся воспитываются в многодетных семьях. Честь детей проживает в соседнем селе и вынуждены каждый день ездить в школу на школьном автобусе. 13 человек обучаются с 1гокласса. На разных этапах исследования подключались учащиеся, оставленные на повторный год обучения. Учащиеся проявляют интерес к определенным учебным предметам. Во время занятий присутствует конкуренция между учениками. В большинстве случаев интересуются исключительно собственными достижениями. Любят и с интересом выполняют индивидуальные задания. На занятиях не могут долгое время концентрироваться на одном предмете. Во время проверочных и контрольных работ стараются помочь друг другу. Изза желания быть первыми, на уроках часто торопятся и проявляют невнимательность. Быстро теряют интерес к предмету, если у них чтото не получается. Без присмотра учителя не могут поддерживать порядок и дисциплину во время урока. Учащимся не хватает внутренней мотивации. В классе присутствуют 9 неуспевающих, 7 человек имеют абсолютную успеваемость, качественных успевающих нет. Психологический климат в коллективе достаточно благоприятный: каждый ученик толерантно относится к своим товарищам, не проявляя никакой неприязни. В классе присутствуют неуспевающие ученики. Очень часто происходят конфликты как между классом и учителями, так и между учениками. Так как в начальной школе часто менялись классные руководители, не сформировано понятие дисциплины. Класс слабоорганизованый, прослеживается повышенная возбудимость. Ученики находятся на стадии формирования классного коллектива и актива класса, поэтому работа ведется в направлении выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения. Несмотря на благоприятный психологический климат в классе, группа имеет слабую сплоченность. Каждый учащийся не чувствует себя частью коллектива. В связи с этим рекомендуется чаще собирать класс вне школы, проводить различные мероприятия, направленные на сплочение и укрепление коллектива. Методы исследованияНазовем далее семейство определений, на которое мы опираемся в нашем исследовании. Анализ –процесс мыслительного или практического расчленения какоголибо объекта (феномена) насоставные элементы, которые можно рассматривать в отдельности, сопоставлять между собой, выявлять связи и т. д. Обобщение –продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Эксперимент –проводимый вспециальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Констатирующий эксперимент –это эксперимент, устанавливающий наличие какоголибо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых. Формирующий эксперимент –метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование (от англ. test –опыт, проба) –метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Моделирование –это деятельность по построению и изучению моделей для указанных целей. Моделирование является одним из способов научного познания и теоретическим методом исследования процессов и состояний при помощи реальных или идеальных, прежде всего математических, моделей. Исследования самооценки старших подростков проводилось с помощью нахождения количественного выражения уровня самооценки С. А. Будасси; диагностики самооценки ДембоРубинштейн в модификации А. М. Прихожан и по методике В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире».
Обобщенные результаты первичной диагностики самооценки старших подростков по трем методикам
№ п/пИспытуемыйМетодика самооценки С. А. БудассиМетодика ДембоРубинштейн (А. М. Прихожан)Методика В. В. Новикова«Кто я есть в этом мире»Общий уровень1.
Б. Н. Адекватно высокаяЗавышеннаяЗавышеннаяЗавышенная2.
В. Н. Адекватная ВысокаяЗавышеннаяВысокая3.
В. Д. Адекватная АдекватнаяАдекватная Адекватная 4.
В. А. Адекватная
ВысокаяАдекватная Адекватная 5.
Г. П. Неадекватно низкая ВысокаяАдекватнаяАдекватная6.
Д. В. Неадекватно высокая ВысокаяВысокаяВысокая7.
Е. Е. Адекватная ВысокаяВысокаяВысокая 8.
И. И. АдекватнаяВысокаяВысокаяВысокая9.
И. Н. ВысокаяВысокая ВысокаяВысокая10.
И. Ф. АдекватнаяЗавышеннаяЗавышенная Завышенная11.
Л. В. Адекватная ВысокаяВысокаяВысокаяП. Д. Адекватно высокая АдекватнаяВысокаяВысокая 13.
Ш. М. Адекватная ЗавышеннаяВысокаяВысокая14.
Ш. О. Адекватная ЗавышеннаяЗавышеннаяВысокая15.
Ш. Н. Адекватная ВысокаяВысокаяВысокая16.
Ч. В. АдекватнаяВысокаяВысокаяВысокая
По результатам диагностики по методике нахождение количественного выраженияуровня самооценки (С. А. Будасси) были получены следующие результаты: учащихся с неадекватно высоким уровнем самооценки 6,25% (1 человек), с адекватно высоким уровнем самооценки 12,5% (2 человека),с адекватным 75% (12 человек) и с неадекватно низким 6,25% (1 человек). По методике диагностики самооценки ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожан выявлено, что учащихся с очень высоким уровнем самооценки 25% (4 человека), с высоким уровнем 56,25% (9 человек), и со средним уровень самооценки 18,75% (3 человека). По методике В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире» выявлено, что учащихся с завышенным уровнем самооценки 25 % (4 человека), с высоким уровнем 62,5% (10человек) и с адекватным уровнем 12,5% (2 человека). Обобщенные результаты диагностики самооценки старших подростков показывают, что учащихся с высоким уровнем самооценки 68,75% (11 человек), завышенный уровень 12,5% (2 человека), учащихся с адекватным уровнем самооценки 18,75% (3 человека). Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Это доказывает необходимость реализации программы психологопедагогической коррекции самооценки у учащихся 8гокласса.
Ссылки на источники1.Будасси С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2007 год, № 4. URL : http://www. voppsy. ru/J87_93. htm ( дата обращения 11. 12. 2014). 2.Дубровина И. В. Практическая психология образования: учебник для студ. высш. и сред. спец. учеб. завед / И. В. Дубровина. –М.: ТЦ «Сфера», 2009. 528с. 3.Долгова В. И., Цветкова Н. В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7. С. 8998. 4.Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формированиеи развитие. –Челябинск: Искра, 2012. –229 с. 5.Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (2829 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. унт; [сост. : Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В. ]. –Челябинск, 2008.
Alena Serkova,student of psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskalenaserkowa@mail.ruPsychologicalpedagogical correction of the selfesteem of older adolescentsAbstract. The article presents the analysis of the diagnostic selfassessment of older adolescents (students in 8th grade), a model of psychologicalpedagogical correction of selfesteem of College students, summarizes the results of the diagnosis to the implementation of the program. Keywords:adolescence, selfesteem, level of aspiration, personality, analysis, synthesis, experiment, ascertaining experiment, a formative experiment, testing, modeling.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук