Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузьмина К. Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 11 (ноябрь). – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15406.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоотношения и самооценки подростков из семей с разным типом детско-родительских отношений. Показано, что принятие ребенка и кооперация с ним способствуют формированию у него адекватной самооценки и позитивного самоотношения, отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику», отчужденность, чрезмерный контроль, симбиоз искажают его представления о самом себе.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кузьмина К. Е. Детскородительские отношения как факторразвития представлений подростка о самом себе// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15406. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15406.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15406УДК 159.923.2

Кузьмина Ксения Егоровна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г.Смоленскkseniavorzanova@mail.ru

Детскородительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе

Аннотация.В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоотношения и самооценки подростков из семей с разным типом детскородительских отношений. Показано, чтопринятие ребенка и кооперация с ним способствуют формированию у него адекватной самооценки и позитивного самоотношения, отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику», отчужденность, чрезмерный контроль, симбиоз искажают его представления о самом себе. Ключевые слова:детскородительские отношения, подростковый возраст, «Яобраз», самоотношение, самооценка, уровень притязаний.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Детскородительские отношения являются одним из основных факторов формирования представлений подростка о себе. Под влиянием внешней оценки взрослых у взрослеющего человека формируются представления о самих себе («Яобраз»), самооценка, самоотношение, а также самосознание в целом. Поэтому остается актуальным выявление и описание психологических особенностей влияния детскородительских отношений на оценку подростком своих качеств.Подростковый возраст –важный этап становления самосознания личности (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн и др.) [1–3]. Основным новообразованием этого периода является развитая, дифференцированная система представлений о себе [4], обозначаемая в научной литературе как «Яконцепция» или «Яобраз»(К. Роджерс, Э. Бернс, И.С. Кон) [5; 6]. Для развития позитивной самооценки и дифференцированного «Яобраза»,по мнению ученых (А.Я.Варга, В.В.Столин, А.Е.Личко, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис и др.),необходима эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь ребенка [7]. Формированию адекватной самооценки подростка способствуют доверительные, теплые отношения с родителями, сочетающие в себе требовательность с уважением и относительной автономией подростка. Низкая самооценка, чувство собственной изолированности и ненужности, малая социальная активность и неудовлетворенность в межличностных контактах возникают тогда, когда у детей есть негативный опыт отношений в своей семье –преобладание «воспитательных» воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, непоследовательность требований [8]. С цельюрасширения знаний об отношениях между детьми и родителями в семьеи о степени влияния этих отношений на становление ребенка как личности нами было проведено исследование, которое заключалось в изучении особенностей самооценки и самоотношения у подростков из семей с разным типом детскородительских отношений. Кузьмина К. Е. Детскородительские отношения как факторразвития представлений подростка о самом себе// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15406. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15406.htm.2ISSN 2304120X. 2

Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия № 1 им. Н.М.Пржевальского» г.Смоленска. В качестве респондентов выступали 20подростков 14–15 лет и их родители. Возраст участников –от 13 лет и 11 месяцев до 15 лет и 2 месяцев. Пол исследуемых –10 мальчиков и 10 девочек.Исследование самооценки проводилось по методике Дембо –Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан [9]. Методика предполагает оценку уровня притязаний, самооценки и соотношения уровня притязаний и самооценки личности.Результаты, полученные в ходе проведения исследования по методике, свидетельствуют о том, что у большинства подростков наблюдается средний уровень самооценки –80%. Только у двух(10%) человек самооценка низкая, а у других двух(10%) –высокая. В отношении уровня притязаний получены менее благоприятные результаты:четыречеловека (20%) имеют неадекватно завышенный уровень притязаний, двачеловека (10%) –заниженный уровень притязаний. У 60%испытуемых (12человек) уровень притязаний и уровень самооценки находятся в оптимальном соотношении –благоприятном для развития личности. У одного подростка(5%)уровень притязаний и самооценка на одном уровне. В этом случае требуется повышение уровня притязаний. У семи человек (35%) очень сильное расхождение: уровень притязаний намного выше уровня самооценки, что может привестик внутреннему напряжению. Самоотношение подростков изучалось с помощью опросника самоотношения (ОСО) В.В.Столина [10].Опросник самоотношения представляет собоймногомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизованного самоотчета.В основе опросника –разработанная В.В.Столиным [11] иерархическая модель структуры самоотношения. Согласно этой модели в самоотношении личности можно выявить три уровня, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я» (самоуверенность; отношение других; самопринятие; саморуководство, самопоследовательность;самообвинение;самоинтерес; самопонимание).Первичный анализ данных показал, что у достаточно большого числа (65%) обследованных нами подростков имеются трудности в области самоотношения и формирования дифференцированной позитивной системы представлений о себе. Особенности детскородительских отношений в семьях обследованных подростков изучались с помощью опросника родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина. Под родительским отношением авторы [12] понимают систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.Оценка проводится по пяти шкалам:1.Принятие/отвержение ребенка. Эта шкала показывает общее эмоционально положительное (принятие) или эмоциональноотрицательное (отвержение) отношение к ребенку.2.Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничествус ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. Исследование проводилось в параллели 8х классов (всего 87 учеников), однако для анализа были отобраны результаты обследования всего 20 подростков и их родителей, которые соответствовали требованиям достоверности и правдоподобности.

Кузьмина К. Е. Детскородительские отношения как факторразвития представлений подростка о самом себе// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15406. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15406.htm.2ISSN 2304120X. 3

3.Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый с помощью ребенка компенсировать свои личностные проблемы. Например, одинокая женщина может трансформировать любовь к мужчине в чрезмерное внимание и заботу к ребенку.4.Контроль. Данная шкала характеризует степень контроля взрослыми поведения и деятельности ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.5.«Маленький неудачник». Эта шкала показываетотношение к неудачам ребенка:как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.Всего в исследовании приняло участие 20 семей, из них две неполные семьи. Поэтому было обследовано 38 родителей (20 женщин и 18 мужчин). Вывод о преобладающем типе детскородительских отношений в семье делался на основе сопоставления показателей обоих родителей, в неполных семьях –на основе показателя матери.В изучаемых семьях (n=38) преобладают семьи с типом родительского отношения«кооперация»(45%), 10%матерей и 5% отцов считают своих детей «маленькими неудачниками», 5% матерей и 15%отцов слишком контролируют своих детей (авторитарная гиперсоциализация), 25% матерей и 5% отцов выстраивают с детьми симбиотические отношения (удовлетворяют свои потребности во внимании, заботе, уважении и т.п.). Иными словами,40% матерей и 20%отцов (по нашей выборке) проявляют к своим детям неблагоприятные для развития личности подростка отношения. Мы сравнили данные,полученные по опроснику родительского отношения,с данными,полученными в ходе проведения исследования самооценки подростков по методике Дембо –Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, и самоотношения подростков с помощью опросника В.В.Столина. Испытуемые были разделены на две группы. Согласно точке зрения А.Я.Варги и В.В.Столина [13],благоприятными для развития личности подростка являются лишь отношения кооперации и принятия ребенка, поэтому мы разделили испытуемых на тех, у кого отношения с родителями можно считать благоприятными для личностного развития ребенка,и тех, у когов семье детскородительские отношения могут тормозить или искажать личностное развитие ребенка. Таким образом, в одну группу вошли подростки, чьи отношения с родителями носят характер кооперации и принятия (12 человек). В другую группу (8 человек) вошли подростки, по отношению к которым родители проявляют дистанцированность, завышенные требования, симбиотические отношения (высокие показатели по шкалам «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник», «симбиоз»).Далее проводилось сравнение этих двух групп по показателям методики Дембо–Рубинштейн и опросника самоотношения В.В.Столина. Различия между группами по степени выраженности отдельных показателей по методике В.В.Столина подтверждались с помощьюстатистического критерия Манна –Уитни (см. табл. 1) [14]. То, что в группе с неблагоприятными для личностного развития ребенка детскородительскими отношениями преобладают неадекватные самооценки и завышенный или заниженный уровень притязаний,было показано с помощью критерия φугловое преобразование Фишера (см. табл. 2) [15].Анализ значений критерия Манна –Уитни позволяет заключить, что у подростков из семей, где преобладает неблагоприятное в плане развития личности подростка родительское отношение, показатели самоотношения (самоуважение, самоуверенность, самопринятие, самопринятие, самоинтерес) статистически значимо ниже, чем у подростков с благоприятным родительским отношением. Кузьмина К. Е. Детскородительские отношения как факторразвития представлений подростка о самом себе// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15406. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15406.htm.2ISSN 2304120X. 4

Таблица 1Значения критерия Манна –Уитни для шкал опросника самоотношения В.В.Столина (n=20)

Шкалы опросникаСредние по группеЗначения критерияUкрит=26, р0,05Uкрит=17, р0,01

Уровень значимостиНеблагоприятные (для развития личности подростка) детскородительские отношенияБлагоприятные (для развития личности подростка) детскородительские отношенияS –глобальное самоотношение48,456,223р0,05I –самоуважение44,160,012р0,01II–аутосимпатия48,855,730р0,05III –ожидаемое положительное отношение от других67,952,35р0,011 самоуверенность40,461,43р0,012 –отношение других69,556,119р0,053 –самопринятие41,859,912р0,054 –саморуководство39,062,35р0,015 –самообвинение64,543,73р0,016 –самоинтерес44,859,123р0,057 –самопонимание51,356,929р0,05

Таблица 2Значения критерияφ угловое преобразование Фишера для показателейметодики Дембо–Рубинштейн (n=20)

Показатели методики Дембо–РубинштейнНеблагоприятные (для развития личности подростка) детскородительские отношенияБлагоприятные (для развития личности подростка) детскородительские отношенияЗначения критерия ФишераУровень значимости

Arcsinφ

Arcsinφ

Уровень притязанийНет эффекта12,5

75

3,0184р0,01Есть эффект87,52,419251,047Уровень самооценкиНет эффекта62,5

91,7

1,6148р0,05Есть эффект37,51,3188,30,584Соотношение самооценки и уровня притязанийНет эффекта25

83,4

2,7610р0,01Есть эффект752,09416,60,839

Наоборот, по шкале «самообвинение» показатели намного выше (64,5 против 43,7). Это говорит о том, что в семьях с гиперконтролем, симбиотическими отношениями, инфантилизацией ребенка при его оценивании занижаютсяположительные качества и преувеличиваются негативные. Это приводит к чувству вины (высокие значения показателя по шкале «самообвинение») у подростков и к неуверенности в своих действиях и поступках, недооценке своих возможностей. У подростка формируется система представлений о себе, в основе которой не только искаженная оценка своих качеств, но и неуверенность в правильности этих оценок. Это делает «Яобраз» таких Кузьмина К. Е. Детскородительские отношения как факторразвития представлений подростка о самом себе// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15406. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15406.htm.2ISSN 2304120X. 5

подростков неустойчивым, они постоянно сомневаются в том, правильно ли они себя оценивают. При этом выражено ожидание одобрения со стороны окружающих, положительных оценок (значения по шкале «ожидаемое положительное отношение от других» статистически значимо выше у подростков с неблагоприятным отношением родителей, чем у подростков с родительским отношением «кооперация»).Сравнение распределений значений в группах подростков по показателям уровня самооценки, уровня притязаний и степени расхождения притязаний с самооценкой (по методике Дембо –Рубинштейн) показало, что статистически значимые различия (р0,01) есть по уровню притязаний и по степени расхождения уровня притязаний и самооценки. Это означает, что в группе подростков с неблагоприятными для личностного развития детскородительскими отношениями в их семьях процент подростков с неадекватным уровнем притязаний (завышенным или заниженным) и неумеренным расхождением между уровнем притязаний и самооценкой значительно выше, чем в группе подростков с благоприятными для личностного развития детскородительскими отношениями. Это говорит о том, что неадекватные притязания родителей в отношении подростка (симбиотические связи, излишний контроль, отношение к ребенку как к маленькому неудачнику и т. д.) проявляются в том, что у ребенка формируются неадекватные притязания в отношении развития своей личности. Он может стремиться быть лучшим (очень высокий уровень притязаний) или, наоборот, довольствуется низким развитием личностных качеств (низкий уровень притязаний), завышать требования к себе при адекватной самооценке илизанижать свои качества при адекватности притязаний,что проявляется в сильном расхождении уровня притязаний и уровня самооценки.Расхождений в распределении значений самооценки в группах не выявлено, в этом случае необходима проверка на большей выборке.В целомсравнительный анализ эмпирических данных с применением статистических методов показал, что детскородительские отношения, в которых к подростку предъявляются завышенные требования (тип «авторитарная гиперсоциализация»), преобладает негативная оценка достижений ребенка (типы «маленький неудачник», «авторитарная гиперсоциализация»), на подростка возлагаются неоправданные надежды (отношения «симбиоза»),способствуют формированию у ребенка неадекватных притязаний и негативного самоотношения. В основе их представлений о самих себе чувство вины (высокие показатели по шкале «самообвинение»), низкий уровень самоуверенности и самопринятия, повышенная требовательность к себе (высокая степень расхождения уровня самооценки и уровня притязаний) и одновременное ожидание положительных оценок от окружающих. Все это является следствием неопределенности требований к подростку со стороны родителей в таких семьях. Напротив же, детскородительские отношения, в которых достижения подростка оцениваются положительно (соответственно реальности), родители проявляют любовь, заботу к ребенку (кооперация, принятие),способствуют формированию «Яобраза», в основе которого –самоуверенность, согласованность уровня притязаний и самооценки, готовность к любым оценкам со стороны окружающих, в целом позитивное самоотношение.Таким образом, изучение особенностей представлений о себе подростков изсемей с разным типом детскородительских отношений показало, что отношение родителей к своему ребенку оказывает сильное влияние на становление его самосознания и самооценки, «Яобраза» как системы представлений о самом себе. Прежде всегоэто влияние проявляется в уровне притязаний и характере самоотношения подростка. В семьях, где родители принимают ребенка, выстраивают с ним отношения по типу «кооперации»,складываются благоприятные для развития личности условия. В этом Кузьмина К. Е. Детскородительские отношения как факторразвития представлений подростка о самом себе// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15406. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15406.htm.2ISSN 2304120X. 6

случае у подростка формируется адекватная система представлений о себе, основанная на умеренных притязаниях и положительном самоотношении. Такой подросток знает, чего он хочет, что у него получается, что нет, какие качества у негоразвиты, чего он хочет добиться в будущем. Подростки же из семей, где родительское отношение отличается неадекватными требованиями к ребенку, необоснованными притязаниями родителей по поводу будущего ребенка, его успехов и неудач, испытывают трудности в конструировании своего «Яобраза». Вслед за родителями они завышают требования к себе (высокий уровень притязаний)или чувствуют себя недостойными, испытывают чувство вины, так как родители все время недовольны ими.

Ссылки на источники1.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. –Т.4. Детская психология. –М.: Педагогика, 1982.2.Фельдштейн Д. И.Психология развития человека как личности: в 2 т. –М., 2005.3.Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 3е изд. –СПб.: Питер, 2001.4.Столин В. В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. –М., 1988. –С. 123–130. 5.КонИ.С. Ребенок и общество. –М., 2003.6.Фельдштейн Д. И.Указ. соч.7.Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Указ. соч.8.Столин В. В. Самосознание личности. –М.: Издво Моск. унта, 1983.9.Практикум по возрастной психологии/ под ред. Л. А.Головей, Е. Ф. Рыбалко. –СПб., 2002. 10.Столин В. В., Пантилеев С. Р. Указ. соч.11.Столин В. В. Указ. соч.12.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. –2е изд., перераб. и доп. –М., 1998.13.Столин В. В., Пантилеев С. Р. Указ. соч.14.СидоренкоВ.Е. Математические методы в психологии. –М., 2007.15.Там же.

KseniaKuzmina,Candidate of Psychologic Sciences, Associate Professor at the chair of Pedagogics and Psychology, SmolenskStateUniversity, Smolenskkseniavorzanova@mail.ruThechildparentrelationsasafactorofdevelopment of teenager’sselfcomprehensionAbstract. The paper presents results of theempirical study of peculiarities of selfrelation and selfappraisal of teenagers from families with various types of childparent relations. The author demonstrates that the adoption of a child and cooperation with him is conducive to the formation of an adequate selfappraisal and positive selfrelation, whereas attitude to achild as to a ‘little loser’results in his alienation; excessive control and symbiosis distort selfcomprehension.Key words:childparent relations, adolescence, ‘Iimage’, selfrelation, selfappraisal, level of claims.References1.Vygotskij, L. S. (1982). Sobranie sochinenij: v 6 t.,T. 4. Detskaja psihologija, Pedagogika, Moscow(in Russian).2.Fel'dshtejn, D. I. (2005). Psihologija razvitija cheloveka kak lichnosti: v 2 t.,Moscow(in Russian).3.Jejdemiller, Je. G. &, Justickis, V. V. (2001). Psihologija i psihoterapija sem'i.3e izd, Piter, St. Petersburg(in Russian).4.Stolin, V.V. & Pantileev, S. R. (1988). “Oprosnik samootnoshenija”, Praktikum po psihodiagnostike: psihodiagnosticheskie materialy, Moscow, pp. 123–130(in Russian). 5.Kon, I. S. (2003). Rebenok i obshhestvo, Moscow(in Russian).6.Fel'dshtejn, D. I. (2005). Op. cit.7.Jejdemiller, Je. G. &, Justickis, V. V. (2001). Op. cit.8.Stolin, V. V. (1983). Samosoznanie lichnosti, Izdvo Mosk. unta,Moscow (in Russian).9.Golovej, L. A. & Rybalko, E. F. (eds.) (2002). Praktikum po vozrastnoj psihologii,St. Petersburg(in Russian).

10.Stolin, V. V. & Pantileev, S. R. (1988). Op. cit.11.Stolin, V. V. (1983). Op. cit.Кузьмина К. Е. Детскородительские отношения как факторразвития представлений подростка о самом себе// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15406. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15406.htm.2ISSN 2304120X. 7

12.Rogov, E. I. (1998). Nastol'naja kniga prakticheskogo psihologa: ucheb. posobie: v 2 kn., 2e izd., pererab. i dop., Moscow(in Russian).

13.Stolin, V. V. &Pantileev, S. R. (1988). Op. cit.14.Sidorenko, V. E. (2007). Matematicheskie metody v psihologii, Moscow(in Russian).15.Ibid.

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived26.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review26.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication26.11.15ОпубликованаPublished28.11.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Кузьмина К. Е., 2015

www.ekoncept.ru