Полный текст статьи
Печать

В условиях кризиса ценностных и нравственных ориентиров, в ситуации высокой социальной нестабильности, для большинства людей теряются ориентиры, в опоре на которые личность вырабатывает стандарты, свои собственные «значимые маяки». Следовательно, необходимы сознательно организованные формы деятельности и общения, направленные на то, чтобы оказать психолого-педагогическое влияние на процесс формирования и коррекции самооценки личности подростка. Поэтому сегодня особенно актуально исследование самооценки у детей младшего подросткового возраста.

Cамооценка - это оценка личноcтью cамой cебя, cвоих возможноcтей, качеcтв и меcта cреди других людей. Cамооценка влияет на развитие личноcти человека и эффективноcть его деятельноcти. Оcобенноcти cамооценки влияют и на эмоциональное cоcтояние, и на cтепень удовлетворенноcти cвоей работой, учебой, жизнью, и на отношения c окружающими [1].

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления. Подростки претерпевают гормональные изменения, у них появляется чувство взрослости, возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. У молодых людей формируется самосознание, они склонны анализировать свой внутренний мир. Кроме того, подросткам присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Несомненно, мы можем отметить, что все вышесказанное способствует становлению у подростков такого явления, как самооценка [2].

Общение со сверстниками, сравнение себя с другими при наличии уже достаточно развитых познавательных возможностей детей требует со стороны взрослых создания системы условий для формирования психологической безопасности общения в подростковом возрасте [3].

Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, изучающие особенности этого возраста. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочее [4].

Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. Самооценка в подроcтковом возраcте характеризуется непоcтоянcтвом; она может быть завышенной, заниженной или адекватной, что завиcит от многих факторов, в чаcтноcти, от окружения подроcтка и его личных cуждений, от его внешнего вида и оcобенноcтей полового cозревания.

В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств [5].

Опытно-экcпериментальная работа по изучению заявленной тематики проходила в неcколько этапов: поиcково-подготовительный; теоретичеcкий; опытно-экcпериментальный; контрольно-обобщающий этап.

В психолого-педагогическом исследовании принимали участие 45 обучающихся 6 классовМОУ Гимназия им. К. Орфа, с.Варна Челябинской области.

В 6 классах 45 учащихся из них 26 мальчиков и 19 девочек. Составы классов по возрасту в основном одинаковы. Большая часть детей воспитывается в полных семьях, хотя у некоторых есть отчимы, мачехи. Дети воспитываются в доброжелательной атмосфере и не ощущают себя ущербными.

Сложившиеся коллективы 6 классов являются активными, энергичными коллективами. Основная масса ребят добросовестны, старательны и ответственны. Активно участвуют во всех общешкольных, классных и внеклассных мероприятиях, посещают различные кружки и спортивные секции. Класс управляем и обучаем. В классах 4-отличника; 15-хорошистов; 26 человек учатся на «3» и «4»;

Для опытно-экспериментального исследования использовались следующие психодиагностические методики: методика «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси); «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод. А.М. Прихожан); «Какой Я?» (Р.С. Немов) [6].

Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси).

Рисунок 1 – Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси) 

Проведённый анализ по методике диагностики «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси) показал, что у 32% испытуемых (8 чел.) низкий уровень самооценки. Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач.

При заниженной самооценке человек характеризуется чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество [6].

Средний уровень самооценки у 56% испытуемых (14 чел.). Люди с таким уровнем самооценки правильно соотносят самооценку со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: близкие и товарищи по работе. Иными словами, оптимальная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности и переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

У 12% испытуемых (3 чел.) высокий уровень самооценки. Люди с высоким уровнем самооценки гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм.

Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод.    А.М. Прихожан).

Рисунок 2 – Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод. А.М. Прихожан) 

Анализ проведённый по результатам методике диагностики «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод. А.М. Прихожан) показал, что у 40% испытуемых (10 чел.) низкий уровень самооценки.

Люди с низким уровнем самооценки оценивают свои возможности ниже реальных возможностей личности. Это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе [6].

У 48% испытуемых (12 чел.) средний уровень самооценки. При среднем уровне самооценке субъект правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: близкие и товарищи по работе. Иными словами, оптимальная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности и переживаниям. Такой уровень самооценки является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

Высокий уровень самооценки у 12% испытуемых (3 чел.). При высоком уровне самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и способностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел.

Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе, идеализированный образ «Я». Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватной — чисто эмоциональным.

Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов труда — как заниженная.

Неуспех представляется как следствие чьих-то козней, или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Какой Я?» (Р.С. Немов).

Рисунок 3 – Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Какой Я?» (Р.С. Немов) 

Проведённый анализ по результатам методике диагностики «Какой Я?»      (Р.С. Немов) показал, что у 28% испытуемых (7 чел.) низкий уровень самооценки. Люди с таким уровнем самооценки крайне неблагополучны в развитии личности.

За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий [7].

У 60% испытуемых (15 чел.) был выявлен средний уровень самооценки. Люди с таким уровнем самооценки правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле

12% испытуемых (3 чел.) испытуемых обладают высоким уровнем самооценки. Это указывает на определенные отклонения в формировании личности.

Высокая самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности - "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Распределение показателей самооценки младших подростков по трем методикам: «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси), «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод. А.М. Прихожан), «Какой Я?»      (Р.С. Немов). 

Рисунок 4 – Распределение показателей самооценки младших подростков по трем методикам: «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси), «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод. А.М. Прихожан), «Какой Я?» (Р.С. Немов). 

Проведя количественный и качественный анализ результатов по трём методикам, мы пришли к следующим выводам: 33,40% испытуемых имеют низкий уровень самооценки, 54,60% - средний уровень, а 12% испытуемых высокий уровень самооценки.

Таким образом, самооценка – сложное личностное образование, которое характеризуется непостоянством в подростковом возрасте; она может быть завышенной, заниженной или адекватной, что зависит от многих факторов, в частности, от окружения подростка и его личных суждений, от его внешнего вида и особенностей полового созревания.

Исходя из полученных результатов психолого-педагогического исследования, можно говорить о том, что самооценка младших подростков нуждается в психолого-педагогической коррекции, посредством реализации специально разработанной программы.