Психолого-педагогическое сопровождение старших подростков в выборе профессии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филиппова Е. С. Психолого-педагогическое сопровождение старших подростков в выборе профессии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S8. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75138.htm.
Аннотация. В статье проведен анализ понятий «психолого-педагогическое сопровождение», «профессиональная ориентация», «профессиональное самоопределение», показаны «Дерево целей» формирования психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии, структура психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии, модель психолого-педагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии, отражены результаты исследования уровня психологической готовности и способности учащихся к выбору профессии до и после организации психолого-педагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Филиппова Екатерина Сергеевна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскekaterina.filippova@umc74.ru

Психологопедагогическое сопровождение старших подростков в выборе профессии

Аннотация. В статье проведен анализ понятий «психологопедагогическое сопровождение», «профессиональная ориентация», «профессиональное самоопределение», показаны «Дерево целей» формирования психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии, структура психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии, модель психологопедагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии, отражены результаты исследования уровня психологической готовности и способности учащихся к выбору профессии до и после организации психологопедагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии.Ключевые слова: психологопедагогическое сопровождение, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, психологическая готовность и способность к выбору профессии.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Психологопедагогическое сопровождение выбора профессии –это составляющее профессиональной деятельности педагогапсихолога, направленное на создание психологопедагогических условий для профессионального самоопределения учащихся. М.Р. Битянова определяет суть школьной психологической деятельности–в сопровождении школьника в процессе всего школьного обучения. Задача психологопедагогического сопровождения –это создание условий для продуктивного движения ученика по тому пути, который выбрал он сам, помогать ему делать осознанные личные выборы, конструктивно решать конфликты и противоречия, понимать свои способности и возможности, принимать себя и других [1].Профессиональная деятельность занимает значительную часть жизни каждого человека, поэтому рассмотрим понятия «профессиональная ориентация» и «профессиональное самоопределение». В.Н. Дружинин определяет профессиональную ориентацию как систему мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии в соответствии желаниям, склонностям и интересам человека и с учетом его способностей и возможности работать в выбранной профессии. В свою очередь, профессиональное самоопределение –это состояние готовности учащихся к сознательному, самостоятельному обдумыванию своего профессионального будущего, а также способность к самостоятельному выбору профессии. Из данного определения можно выделить два составляющих профессионального самоопределения –психологическая готовность и способность к выбору профессии [2].Одним из важнейших направлений деятельности педагогапсихолога в общеобразовательном учреждении является профориентационная работа, которая призвана способствовать решению вопросов профессионального выбора учащегося. М.Ю. Уварова выделяет следующие направления профориентационной работы и сопровождения:Профессиональное просвещение и профинформация школьников о мире профессий.Профессиональная консультация, целью которой является оказание индивидуальной помощи в выборе профессии с учетом психологической диагностики, направленной на выявление профессиональных интересов, склонностей и возможностей школьника. Профессиональная адаптация, которая может заключаться в изучении должностных инструкций, требований и обязанностей, соответствующие выбранной профессии.Профессиональное воспитание, целью которого является формирование чувства ответственности [3].Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение составляют сложную систему мероприятий по ознакомлению учащихся с миром профессий. Психологопедагогическое сопровождение способствует выбору профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями учащихся. Анализ и структурирование теоретического материала по проблеме исследования профессионального самоопределения позволяют сделать вывод, что профессиональное самоопределение складывается из психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии во всех ее проявлениях –когнитивном, рефлексивном, эмоциональном, поведенческом(В.И.Долгова, О.А. Кондратьева, Г.Ю. Гольева [4, 5]).На основании полученных теоретических знаний и представлений о психологопедагогическом сопровождении разработано по рекомендациям В.И. Долговой [6] «Дерево целей» формирования психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии:Рис. 1. «Дерево целей» формирования психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии

1.Генеральная цель –формирование психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии:1.1. Формировать когнитивный компонент психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии:1.1.1. Формировать знание особенностей своей личности.1.1.2. Формировать знание своих способностей и склонностей.1.1.3. Формировать знание о мире профессий.1.2. Формировать рефлексивный компонент психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии:1.2.1. Формировать стремление к самопознанию.1.2.2. Формировать стремление к анализу своих поступков и действий.1.2.3. Формировать стремление к анализу возможных противоречий.1.3. Формировать эмоциональный компонент психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии:1.3.1. Формировать позитивное восприятие себя, своих способностей и возможностей.1.3.2. Формировать позитивное восприятие возможных противоречий.1.3.3. Формировать позитивное восприятие сделанного профессионального выбора.1.4. Формировать поведенческий компонент психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии:1.4.1. Формировать умение самостоятельного поиска информации о профессиях.Формировать умение принять на себя ответственность за сделанный профессиональный выбор.1.4.3. Формировать умение нахождения компромиссов в случае возможных разногласий между имеющимисяспособностями и возможностями и требованиями профессии.1.4.4. Формировать умение самостоятельного поиска альтернативных путей решения проблемы профессионального выбора.1.4.5.Формировать умение самостоятельного планирования своей деятельности.Проведенный процесс целеполагания помогает определить компоненты структуры психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии:

Рис.2.Структура психологической готовности и способности старших подростковк выбору профессии

На основании «Дерева целей» и структуры формирования психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии мы построили модель психологопедагогического сопровождения:Рис.3.Модель психологопедагогического сопровождения тарших подростков в выборе профессии

Диагностический уровень предполагает проведение диагностических методик, позволяющих выявить уровень психологической готовности и способности учащихся к выбору профессии. В результате учащиеся получают знания о своих способностях и склонностях к тому или иному типу профессий.Содержательный уровень составляет основную часть работы с учащимися: проведение занятий и упражнений, а также проведение психологических консультаций и мероприятий, направленных на профессиональное просвещение и информирование учащихся о мире профессий.Прогностический уровень предполагает составление профессиональных планов (выбор экзаменов, потенциального учебного заведения) и поиск альтернативных профессий, соответствующих личностным особенностям учащегося.Исследование уровня психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии состоит из следующих этапов:1)Подготовительный этап, включающий определение темы работы, постановку проблемы, выдвижение гипотезы, определение научной новизны, теоретической и практической значимости.2)Поисковый этап включает изучение психологопедагогической литературы по проблеме психологического сопровождения старших подростков в выборе профессии.3)Диагностический включает проведение констатирующего эксперимента, сбор и анализ диагностических данных об участниках исследования.4)Этап реализации модели психологопедагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии.5)Контрольнообобщающий этап включает проведение формирующего эксперимента, сбор и анализ полученных данных, формулирование выводов и внедрение результатов.В исследовании уровня психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии использованы следующие методики: методика определения профессиональноориентированного типа личности Дж. Холланда, дифференциальнодиагностический опросник Е. А. Климова, диагностическая методика «Жизненное предназначение» О. И. Моткова. Результаты диагностического обследования по методике определения профессиональноориентировочного типа личности Дж. Холланда позволяют выделить три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит профессиональная среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и/или третьем местах –менее значимые профессиональные среды, позволяющие учащемуся подобрать себе альтернативные профессии. Профессии, набравшие наименьшее количество баллов, являются не рекомендуемыми для учащегося. Опираясь на полученные данные, можно выделить профессиональные типы, имеющие наибольшие результаты –предпринимательский тип желателен 28% учащимся, социальный также желателен 28% учащимся и конвенциальный тип желателен для 18% учащихся. Также можно выделить реалистический тип деятельности с результатом 14%. Наиболее низкие показатели имеют художественный тип (6%) и интеллектуальный тип (6%).Дифференциальнодиагностический опросник Е. А. Климова предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий: «человек–природа», «человек–техника», «человекчеловек», «человек–знак», «человек–художественный образ» [7].Результаты диагностического исследования по дифференциальнодиагностическому опроснику Е. А. Климова позволяют выделить у каждого учащегося два типа профессий –рекомендуемый и альтернативный. Наибольший результат имеют профессии типа «Человекчеловек», т.е.данный тип подходит 33% учащимся. Профессии типа «Человекзнак» подходят 24% учащимся. Средние значения имеют профессии типов «Человектехника» (20%) и «Человекхудожественный образ» (16%). Наименее предпочтительными являются профессии типа «Человекприрода»–7%.Результаты проведения методики определения профессиональноориентированного типа личности Дж. Холланда и дифференциальнодиагностического опросника Е. А. Климова показывают предрасположенность учащихся к профессиям, связанных с общением и взаимодействием с людьми, а также с выполнением четкой структурированной работы. Наименее востребованы профессии, связанные с творческой и исследовательской деятельностью.Для исследования уровня психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии использована диагностическая методика «Жизненное предназначение» О. И. Моткова. Методика О. И. Моткова основывается на понятии «жизненные предназначения»–это изначально заданные природные ориентации человека, его общая жизненная направленность, выражающая предрасположенность к определенному типу функционирования, стилю деятельности, типу отношений к себе, людям и Миру в целом.Кроме выявления содержания жизненных предназначений, эта методика уделяет большое внимание факторам, организующий процесс реализации жизненных предназначений, а также осознанность и вовлеченность учащихся в осуществление жизненных предназначений. Такими факторами являются действенность жизненныхпредназначений, гармоничность жизненных предназначений и конструктивность жизненных предназначений. В результате проведения констатирующего эксперимента с помощью методики «Жизненное предназначение» О. И. Моткова [8] получены следующие результаты:Действенность жизненных предназначений: высокий и средний уровень имеют 32% учащихся, низкий уровень имеют 36% учащихся, т. е. у учащихся отмечается недостаточная активность осуществления жизненных предназначений.Гармоничность жизненных предназначений: средний уровень имеют 37% учащихся, средний уровень –45% учащихся, низкий уровень –18% учащихся. Гармоничность жизненных предназначений складывается из локуса контроля, осознанности жизненных предназначений и веры в осуществление жизненных предназначений. Конструктивность жизненных предназначений: высокий уровень имеют 32% учащихся, средний уровень имеют 32% учащихся, низкий уровень 36%. Таким образом, у большинства учащихся присутствуют противоречия и сомнения в выборе профессии, что способствует нерешительности и отсутствию высокой активности в реализации действий по профессиональному поиску и выбору.В основе психологопедагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии заложен комплекс упражнений, направленных на профессиональное просвещение, профессиональное информирование и самостоятельную деятельность учащихся, а также планирование будущей деятельности совместно с учащимися по осуществлению профессиональных планов. Моделирование названного комплекса упражнений проведено по рекомендациям В.И.Долговой, Е.В. Мельник [9]. Все занятия можно разделить на следующие категории:Занятия, включающие упражнения, направленные на самопознание.Занятия, включающие упражнения, направленные на привлечение учащихся к теме профессионального самоопределения.Занятия, включающие упражнения, направленных на самостоятельную деятельность учащихся.Занятия, включающие упражнения, направленные формирование профессиональных планов.Продолжительность занятийсоставляет 45–60 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и условиях работы. Необходимым элементом занятий является наличие «обратной связи». В качестве профессионального просвещения и самостоятельной деятельности учащимся предлагается составление проектов на тему «Моя будущая профессия» в виде мультимедийной презентации. Данный проект позволяет учащимся получить необходимые знания о профессиях, а также формирует умение самостоятельного поиска необходимой информации.В случае возникновения противоречий между требованиями выбранной профессии и способностями и возможностями учащегося необходимо найти альтернативное решение или выбор. Для этой цели используется повторная консультация с анализом профессиональных типов, схожих с типом учащегося. Заключительные занятия психологопедагогического сопровождение должны быть направлены на планирование будущих действий по реализации профессиональных планов (выбор экзаменов, потенциального учебного заведения). Для осуществления данного этапа сопровождения используется упражнение «Профессиональные планы», сочинение «Моя будущая профессия», составление алгоритма действий.В результате проведения формирующего эксперимента по методике определения профессиональноориентировочного типа личности Дж. Холланда можно выделить профессиональный тип, имеющий наибольший результат –это предпринимательский тип (28% учащимся). Результат социального (27%) и конвенциального (19%) типов не имеет какихлибо значительных изменений. Неизменным является результат интеллектуального типа (6%). Художественный тип подходит 9% учащимся и реалистический тип подходят 11% учащимся.Результаты диагностического обследования по дифференциальнодиагностическому опроснику Е. А. Климова позволяют сделать следующие выводы: наибольшее количество предпочтений получили профессии типа «Человекчеловек», т.е.данный тип предпочитают 35% учащимся. Профессии типа «Человекзнак» предпочитают 22% учащимся. Средние значения имеют профессии типов «Человектехника» (18%) и «Человекхудожественный образ» (18%). Наименее предпочтительными являются профессии типа «Человекприрода»–7%.Анализ результатов проведения методики определения профессиональноориентированного типа личности Дж. Холланда и дифференциальнодиагностического опросника Е. А. Климова показывают определенную стабильность в профессиональных предпочтениях учащихся.Актуальным для большинства учащихся является предпринимательский, социальный и знаковый профессиональные типы. Важным остается взаимодействие и общение с людьми.В результате организации психологопедагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии и проведения формирующего эксперимента были получены следующие данные по методике «Жизненное предназначение» О.И.Моткова:Действенность жизненных предназначений: высокий уровень имеют 34% учащихся, средний уровень имеют 36% учащихся, низкий уровень имеют 30% учащихся, активность осуществления жизненных предназначений имеет тенденцию к повышению уровня.Гармоничность жизненных предназначений: средний уровень имеют 39% учащихся, средний уровень –45% учащихся, низкий уровень –16% учащихся. Таким образом, благоприятный уровень конструктивности жизненных предназначений характеризуется определенной стабильностью.Конструктивность жизненных предназначений: высокий уровень имеют 32% учащихся, средний уровень имеют 41% учащихся, низкий уровень 27%. В результате проведенного исследования выявлено увеличение осознанности и активности осуществления жизненных предназначений, что означает наличие у учащихся представлений о себе в профессиональной деятельности, а также наличие высокого и среднего уровня психологической готовности и способности учащихся к выбору профессии.В качестве завершающего анализа опытноэкспериментального исследования сформированности психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии используется метод математической статистики–Gкритерий знаков. Gкритерий знаков–непараметрическийстатистический тест(критерий), используемый для проверки различий между двумявыборкамипарных измерений. Gкритерий знаков предназначен для установления того, как изменяются значения признака при повторном измерении связной выборки: в сторону увеличения или уменьшения [10].При применении критерия знаков учитываются положительные и отрицательные сдвиги, а нулевые сдвиги не учитываются, поэтому количество выборки составляет 11 участников. В результате подсчета наибольший показатель имеютположительные сдвиги (n=11), которые являются типичными. Отрицательные (нетипичные) сдвиги равны нулю (Gэмп=0). В данном случае преобладание типичных положительных сдвигов является не случайным, следовательно, может быть принята гипотеза H1: уровень психологической готовности изменился после проведения психологопедагогического сопровождения.ВыводыДо, во время и после организации психологопедагогического сопровождения необходимо проведение профессиональной консультации. На первоначальном этапе и вовремя организации психологопедагогического сопровождения профессиональные консультации должны быть направлены на получении знаний и представлений учащимися о себе, профессиональных склонностей и возможных вариантов выбора профессии. На заключительном этапе ключевым моментом психологопедагогического сопровождения должны стать психологопедагогические рекомендации по выбору профессии, необходимых учебных предметов и экзаменов, возможно и профессионального учебного заведения. В процессе организации психологопедагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии необходимо участие и вовлечение всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов, администрации образовательного учреждения, приглашенных специалистов.

Ссылки на источники1.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.–М.: Генезис, 2000.–298 с.2.Дружинин В. Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов.–СПб.: Питер, 2009.–656 с.3.Уварова М. Ю., Фролова О.П. Психологические основы профессиональнойориентации.–Иркутск: Издво ИГУ, 2005.–168 с.4.Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. –Челябинск: Издво Pero, 2014.–196 с. 5.Долгова В. И. Коррекционноразвивающая работа с подростками, оставшимися без попечения родителей (монография).–Челябинск: Издво «АТОКСО», 2010. –124с.6.ДолговаВ. И. Системныеинновационныетехнологиицелеполагания// GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES:Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05–November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05–November 12, 2012). Chiefeditor–PavlovV. V.–L., 2013. –С. 41–45.7.РайгородскийД.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. –Самара: БахрахМ, 2011. –672 с.8.Мотков О.И. Методика «Жизненное предназначение» // Школьный психолог. –1998.–№ 36. –С. 8–9.9.Долгова В. И., Мельник Е. В. Моделированиепроцессовформированияпрофессиональнойкоммуникативнойкомпетентности// FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENTMaterials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05–December 10, 2012). Chiefeditor–PavlovV. V.–L., 2013. –С. 66–69.10.Граничина О.А. Математикостатистические методы психологопедагогических исследований. –СПб.: ВВМ, 2012. –115 с.

Ekaterina Filippova,Candidate for a master's degree faculty of psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskekaterina.filippova@umc74.ruPsychopedagogical support of older Teens in the choice of professionAbstract. In the article the analysis of the concepts of "psychopedagogical support", "professional orientation", "professional selfdetermination" shown "objective Tree" formation of psychological readiness and ability of older Teens the choice of a profession, the structure of psychological readiness and ability of older adolescents to the selection profession model of psychopedagogical support of older adolescents in the choice of profession, reflects the results of a study of the level of psychological readiness and ability of students to career choice before and after the organization of psychopedagogical support of older adolescents in the choice of profession.Keywords:psychopedagogical support, professional orientation, professional selfdetermination, psychological readiness and ability to choice of profession.

Рекомендовано к публикации:

Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск