Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Едиханова Ю. М. Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S12. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75185.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты апробации программы психолого-педагогической коррекции неуверенности детей дошкольного возраста в целях формирования положительного отношения к сверстникам. Выявлены закономерности психокоррекционного процесса: неравномерность, синхронность, сензитивность, стадиальность. Определены механизмы коррекции неуверенности детей старшего дошкольного возраста: обратная связь, интерперсональное влияние, научение, конфронтация, проекция. Описаны факторы, затрудняющие правильное выполнение заданий, а также условия эффективной психокоррекционной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Едиханова Ю. М. Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12. –ART75185. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75185.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 1

ART75185УДК 159.9

Едиханова Юлия Мансуровна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВПО ©Шадринский государственный педагогический институтª, г. Шадринскеdikhanova79@ mail. ru

Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье представлены результаты апробации программы психологопедагогической коррекции неуверенности детей дошкольного возраста в целях формирования положительного отношения к сверстникам. Выявлены закономерности психокоррекционного процесса: неравномерность, синхронность, сензитивность, стадиальность. Определены механизмы коррекции неуверенности детей старшего дошкольного возраста: обратная связь, интерперсональное влияние, научение, конфронтация, проекция. Описаны факторы,затрудняющие правильное выполнение заданий, а также условия эффективной психокоррекционной деятельности. Ключевые слова: неуверенность, дошкольники, коррекция, закономерности, механизмы, факторы, условия. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Развитие личности ребенка актуальная проблема современной психологии и педагогики. Значимым для определения оптимальных условий развития, воспитания и обучения детей является изучение факторов, стимулирующих их развитие. Исключительная роль в науке отводится рассмотрению условий, препятствующих становлению личности ребенка. Психологопедагогические исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что возникающая у детей неуверенность затрудняет процесс их воспитания и осложняет личностное развитие. Если задаваться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для современного человека, то проблема неуверенности и порождённых ею замкнутости, застенчивости и трудностей общения займёт одно из первых мест. Эта проблема относится к числу наиболее актуальных в современной возрастной и педагогической психологии. Рассмотрением общих вопросов, касающихся неуверенности занимались такие отечественные психологи, как В. В. Давыдов, Р. М. Загайков, Д. Ковач, Н. Д. Левитов, Т. А. Репина, О. Т. Смолева, А. А. Теньков, О. А. Черникова,и другие ученые. Проблемой неуверенности занимались также зарубежные психологи: А. Басс, К. Калеро, Дж. Нинберг, Ж. Пиаже, П. Пилконис, Д. Филипс. Неуверенность связывают с различными сторонами личности. Т. И. Иванов, В. Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, указывают на связь с волевой стороной личности. А. В. Запорожец, Т. А. Рудик отмечают ее связь с интеллектуальными качествами. Многие психологи (Р. И. Иващенко, Е. М. Савонько, Е. А. Серебрякова, Л. С. Славина, К. Хорни, Ф.Хоппе и др.)рассматривают взаимосвязь неуверенности с низкой самооценкой и низким уровнем притязаний, со всей сферой самосознания

Комплекс неуверенности, как психическое состояние человека, широко рассматривается отечественными и зарубежными психологами (Б. Г. Ананьев, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Ф. Зимбардо, К. Роджерс, Г. Салливан, Х.ХекЕдиханова Ю. М. Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12. –ART75185. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75185.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 2

Хаузен, К. Хорни и др.). Отдельные вопросы неуверенности детей дошкольного и школьного возраста, причины возникновения и способы ее преодоления изучаются в психологопедагогических исследованиях Ф. И. Иващенко, Г. М. Красневской, Е.А.Серебряковой, Т. О. Смолевойи других ученых. Г. М. Красневская и Т. О. Смолева подчеркивают, что комплекс неуверенности ребенка под влиянием различных условий воспитания возникает именно в дошкольном детстве–в период, когда закладываются основные личностные механизмы и характерологические особенности человека. Так или иначе неуверенность может оказать влияние на направленность личности и найти отражение в проблематичныхвзаимоотношениях с другими людьми. Категория ©отношениеª является отправной точкой при решении коренных вопросов жизни общества и человека. Психология изучает определенные стороны этой жизни, и поэтому исследование отношений, как психологической категории, открывает значительныеперспективы развития науки и заслуживает самого пристального внимания. Большой вклад в разработку проблемы отношений внесли как зарубежные (А. Адлер, К. Роджерс, К. Рубин, Г. Салливан, Р. Селман, З. Фрейд, Э. Фромм, К.Хорни, Р. Хофман), так и отечественные (А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн) педагоги и психологи. Ими определены природа понятия ©отношениеª, его структурные компоненты, типы, факторы, детерминирующие развитие отношения к другому, и механизмы его формирования. Большое значение и актуальность приобретает изучение ребёнка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т. к. дошкольный возраст–особо ответственный период в формировании личности ребенка. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Взаимодействие со сверстниками это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя –безусловно такая личностная особенность ребенка как неувереность может препятствовать успешной социализации ребенка. В литературе рассматриваются способы воздействия на отношение к сверстнику в дошкольном возрасте, приемы формирования сопереживания другому человеку, уважительного отношения к нему в процессе восприятия искусства и создания художественного продукта (Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, Овсянникова); приемыизменения отношения к сверстнику с помощью игротерапии (О. В. Вакуленко, Е. А. Калягина). Что касается вопроса детской неуверенности, то в настоящее время существует противоречие между его теоретической не разработанностью в дошкольной педагогике и психологии и практической значимостью. Обобщенный практический опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что им свойственно неуверенное поведение. Перед специалистами дошкольных учреждений стоит задача организации психологопедагогической помощи неуверенным детям и их родителям, без решения которой невозможно воспитание целеустремленного, самостоятельного, социально активного ребенка, верящего в свои возможности и способного принимать деятельное участие в жизни. А для этого необходимо знание факторов, влияющих на неуверенность детей дошкольного возраста. Противоречие между необходимостью изучения неуверенности дошкольников и малой изученостью этой проблемы в психологопедагогической литературе определяется отсутствием данных о взаимосвязи неуверенности и отношения к другому в дошкольном возрасте, когда и формируются межличностные отношения и закладываются личностные механизмы. Мы находим возможным коррекцию неуверенности, необходимой для успешного развиЕдиханова Ю. М. Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12. –ART75185. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75185.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 3

тия личности, формирующейся уже в дошкольном возрасте в виду погружения ребенка в среду сверстников. Таким образом, актуальность нашего исследования определяется недостаточной изученностью проблемы детской неуверенности в теории дошкольной педагогики и психологии, отсутствием данных о её связи с категорией отношения к другому и возможности коррекции, и значимостью ее решения для практики воспитания детей в дошкольных учреждениях. Проблема появления и преодоления комплекса неуверенности исследуется разными специалистами и рассматривается ими с различных точек зрения. Физиологов, изучающих высшую нервную деятельность человека, неуверенность интересует, как следствие развивающихся процессов торможения и одно из фазовых состояний возбудимости коры головного мозга (Н. И. Красногорский,И. П. Павлов,П. П. Распопов и др.). Психологи, основной задачей которых считается выявление закономерностей развития психики и сознания, относят неуверенность к категории психических состояний человека (А. Г. Ковалев,Н. Д. Левитов,В. Н. Мясищев и др.). Вопросы преодолениякомплекса неуверенности волнуют психотерапевтов, социальных психологов и педагогов, решающих вопросы формирования адекватных форм поведения личности в системе общественных отношений (Ф. Г. Зимбардо,Г.М. Красневсвская,А. Н. Прихожан,Е. А. Серебрякова,Т. О. Смолева и др.). Учеными установлено, что эффективное педагогическое воздействие на неуверенных детей возможно только при учете психологических особенностей проявления неуверенности, а также при совместном участии и скоординированной работе педагогови психологов. На этапе эксперимента внедрялась программа психологопедагогической коррекции неуверенности детей дошкольного возраста как средства формирования у них позитивного отношения к сверстникам. Цельюэксперимента выступила коррекция неуверенностииспытуемых Задачи:

1.Разработать психологопедагогическую технологию формирования коррекции неуверенности у детей дошкольного возраста с целью формирования у них позитивного отношения к сверстникам и определить ее эффективность2.Выявить механизмы, условия, факторы и закономерности коррекции неуверенности детей дошкольного возраста. В эксперименте приняло участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста, которые были сформированы в экспериментальную и контрольную группы (по 12 детей) ДОУ № 33 г. ШадринскаКурганской области. Привлекая к исследованию детей дошкольного возраста, мы имели в виду, что в старшем дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития позитивных отношений к сверстникам (Л. С.Выготский,Т. А.Репина), а именно:активнее и настойчивее, чем на предыдущих возрастных ступенях, проявляется потребность в общении со сверстниками. Это создает естественную предпосылку, облегчающую задачу формирования гуманности в общении детей (Р. С.Буре,Т. А.Репина);начинает активно проявляться интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям; развивается эмпатия, без чего воспитание гуманного отношения к людям невозможно (Н. А.Батурин)и др.;Едиханова Ю. М. Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12. –ART75185. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75185.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 4

старший дошкольный возраст является сензитивным для коррекции неуверенности, потому что именно в этом возрасте ситуативная неуверенность может стать устойчивой чертой характера (А. И. Захаров);причины формирования неуверенности кроются как в природных факторах, так и в социальных; если первые с трудом поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов представляется создатьсоответствующие условия, способствующие преодолению развития высокого уровня неуверенностив детском возрасте (ЕСавина.,Н.Шанина,Н. Д.Левитов). Разрабатывая программу психокоррекционных воздействий для дошкольников, мы исходили из определения неуверенности как неумения определить и выразить свои потребности, чувства и мысли прямо и понятно для партнера; неумения делать выбори нести занего ответственность, неумение взаимодействовать в группе, соотнося свои желания и действия с потребностями, усилиями и целями другихлюдей и группы в целом (А. А. Теньков). Мы также учитывали точку зрения Д. Ковач, что неуверенность–это эмоционально окрашенное переживание, которое возникло на основании предварительной общей неуспешности собственной личности и которое первично регулирует более сложные формы поведения, особенно в познавательном и социальном контексте (Д.Ковач, 2001). Учитывая тот факт, что психологические причины неуверенности могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверным представлением о собственным образе ©Яª (Я. Рейковский); неадекватным уровнем притязаний (А. А. Бодалев); а также принимая во внимание точку зрения А. М. Прихожан (А. М.Прихожан), которая говорила о том, что снятие мышечного напряжения эффективно при работе по коррекции неуверенности, мы предположили, что повышение самооценки дошкольников, обучение детей умению управлять своим поведением,будут способствовать снижению повышенного уровня неуверенности. В качестве основных принципов построения коррекционной программывыступили:принцип единства диагностики и коррекции –коррекционноразвивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста осуществлялась на основе проведенной диагностики неуверенности и отношения к другому; также на протяжении проведения коррекционной работы были проведены диагностические срезы для определения её эффективности;принцип комплексности методов психологического воздействия отражался в интегрированных приемах, способствующих коррекции неуверенного поведения, в качестве которых в коррекционной программе выступали элементы психогимнастики, аутотренинга и релаксации, методы вербального и невербального оценивания, взаимооценивания, беседы,элементы игротерапии, арттерапии, этюды и т. д;Комплексность методов осуществлялась за счет принципа учета возрастнопсихологических и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста; принципа активного привлечения ближайшегосоциального окружения (родителей и педагогов) к работе с детьми; учета объема и степени разнообразия и сложности материала;принцип недирективной тактики поведения психолога, основанной на партнерском диалоге между экспериментатороми детьми в ходе коррекционноразвивающих занятий, а также между экспериментатором и родителями и педагогами ДОУ;Едиханова Ю. М. Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12. –ART75185. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75185.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 5

принцип постепенности–поэтапное погружение детей в психокоррекционный процесс и постепенный выход из этого процесса, а также увеличение глубины и силы воздействий на детей от этапа к этапу коррекционной работы;принцип систематичности работы с дошкольниками –проведение занятий не менее 2 раз в неделю;В процессе коррекции использовался принцип сочетания групповых и индивидуальных форм работы,соотношение которых корректировалось в процессе формирующих воздействий. Учитывалась эмоциональная сложность материала–проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал создавал благоприятный эмоциональный фон, стимулировал положительные эмоции. Коррекционное занятие завершалось на позитивном эмоциональном фоне. При составлении программы имелся в виду еще деятельностный принцип, то естькоррекционные воздействия осуществлялись в игровой, изобразительной деятельности, которые являются основными видами деятельности в дошкольном возрасте. Психокоррекционные воздействия осуществлялись на основе следующих механизмов:механизма обратной связи–дети с неуверенным поведением получали информацию о том, как их эмоции и поведение воспринимаютсядругими участниками группы;механизма интерперсонального влияния –изменения и расширения знаний о себе, своих возможностях посредством анализа собственных переживаний, эмоциональных и поведенческих стереотипов;

механизм научения –неуверенный ребенок в процессе групповой работы осваивает новые эффективные способыи формы поведения, навыки полноценного общения;

механизм конфронтации–неуверенные дети в процессе коррекционной работы сталкиваются с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями, эмоциональными и поведенческими стереотипами за счет обратной связи между членами группы и группой как целым;

механизм проекции заключается в переносе субъективных переживаний и компонентов любого вида на объект проекции, в качестве которого может выступать: рисунок, игрушка, либо другой человек. Стратегии и тактики коррекции неуверенности испытуемых и отношения к себе определяют следующие компоненты:1)когнитивный–включает в себя все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (например, ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение), и наиболее ярко проявляется в феномене понимания и взаимопонимания партнеров по отношениям. Т. е.проводилась работа над негативной самооценкой и ожиданием неудачи ребенка; отрицательными прогностическими возможностями удовлетворения какихлибо потребностей, в ходе бесед, игр, этюдов и упражнений; 2)эмоциональный–проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и реакциях и может быть зафиксирован в виде положительных и отрицательных эмоций, конфликтности (внутриличностной и межличностной), эмоциональной чувствительности, удовлетворенности собой и партнером и взаимодействием, и тесно связан с положительной или отрицательной активностью, характеризующей отношения (В. Н. Мясищев). В программе этот компонент реализовывался через отреагирование в этюдах, играх, упражненияхпереживаний дискомфорта, субъективного неблагополучия, Едиханова Ю. М. Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12. –ART75185. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75185.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 6

эмоциональной возбужденности, беспокойства, нервозности, повышенной чувствительности; обучение самоконтролю;

3)операциональный–к этому компоненту относят результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию (перемещение в пространстве), речь (В. А. Лабунская). Подбор упражнений на обучение новым эффективным формам и способам поведения в значимых ситуациях, умению расслабляться, активизировать ресурсные стороны. Психокоррекционная работа с детьми была рассчитана на 24 групповых занятия в течение 3 месяцев (по 2–3 занятия в неделю). Программа психокоррекции неуверенности дошкольников предполагала проведение занятий, разбитых на ряд этапов: ориентировочный, коррекционный и закрепляющий. Iэтап –ориентировочный (2 занятия)

Предполагал упражнения, направленные на знакомство членов группы друг с другом и экспериментатором, создание благоприятного эмоциональнопсихологического климата в группе, установление доверительных отношений между членами группы и экспериментатором, активность деятельности и внимания, снятие мышечного и эмоционального напряжения (релаксация). IIэтап –коррекционный (20 занятий)

На данном этапе осуществлялась основная коррекционноразвивающая работа, составляющими которой было:1.Снижение неуверенности через повышение самооценки, активности ребенка, выработку уверенности в своих силах.Осуществлялось создание условий для снижения неуверенности и напряжения, развитие способности самостоятельно принимать решения, создание внутренней позиции в игровых ситуациях (упражнения на принятие решения). 2.Снятие неуверенности ребенка в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми. Упражнения способствовали формированию умения управлять своими эмоциями в процессе общения с другими детьми, развитию уверенности в межличностном взаимодействии. 3.Помощь ребенку в умении различать и определять собственные чувства, переживания; обучение новым эффективным формам и способам поведения в значимых ситуациях. Формированиенавыков управления собственным состоянием и поведением,преодоление психологических барьеров, мешающих самовыражению ребенка (упражнения, направленные на формирование целенаправленности деятельности). IIIэтап –закрепляющий (2 занятия) –был направленна закрепление полученных навыков и умений выражения своих чувств, адекватных форм проявления эмоций, социального доверия; закрепление навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений,а также снятие психоэмоционального напряжения. Закрепление усвоения умений и навыков эффективного взаимодействия в совместной деятельности осуществлялось в проигрывании проблемныхситуаций; закрепление позитивного отношения детей друг к другу реализовалось в процессе группового рисования; снятие психоэмоционального напряжения осуществлялось посредством релаксации. Продолжительность занятия –25–30 минут. Каждое занятие данной программы состояло из вводной, основной и заключительной части. Едиханова Ю. М. Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12. –ART75185. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75185.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 7

Вводная часть (3–5 минут) была направлена на создание комфортной атмосферы и эмоционально благополучного фона в группе и включала упражнения на сплочение группы и ритуал приветствия, форма которого обсуждалась с детьми, что обеспечивало позитивное межличностное взаимодействие. Основная часть (25 минут), отвечая главной цели занятия, была ориентирована на формирование навыков адекватного реагирования и умения управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Сравнение собственных результатов с результатами деятельности сверстников, получение обратной связи и включала в себя развивающие игры и упражнения, сказки, этюды, решение проблемных ситуаций, предполагала принятие решения ипреодоления трудностей, выполнение заданий на основе различных видов деятельности и последующее оценивание и обсуждение результатов. Заключительная часть (3–5 минут) предусматривала снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительного эффекта, внушение желательного настроения и включала упражнения на установление позитивного эмоционального состояния, релаксации, мышечное расслабление, подведение итогов и ритуал прощания. На этапе контрольного эксперимента применялись те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Сопоставление диагностических срезов позволило определить эффективность разработанной нами модели психологопедагогической технологии коррекции неуверенности детей дошкольного возраста в оптимизации их отношения к сверстникам. Принимая во внимания принцип активного привлечения ближайшего социального окружения, просветительская работа проводилась параллельно с педагогами и родителями. Просветительская работа включала психологопедагогический лекторий (©Что такое неуверенность?ª, ©Особенности поведения неуверенного ребенкаª, ©Во что играть с неуверенными детьми?ª ©Повышение уверенности вашего ребенкаª и др.). Во время индивидуальных консультаций родителям сообщались сведения об особенностях развития их детей, выявленных на основе результатов диагностической работы. Работа проводилась не только с родителями, но и с воспитателями и имела форму лектория и консультаций (©Отношения дошкольников со сверстникамиª, ©Признаки неуверенногоребенкаª, ©Коррекция неуверенности дошкольниковª и др.). В ходе проведенного исследования был выявлен ряд закономерностей коррекции детской самооценки. Первая закономерность коррекционной деятельности –неравномерностькоррекционных воздействий на испытуемых. Изучение полученных данных позволило выделить 2 группы детей в зависимости от особенностей выполнения ими экспериментальных заданий. Первая группа(5–41,6%)–дошкольники не до конца выслушивают инструкции к заданиям, невнимательны, выполняют инструкцию частично или отказываются от выполнения заданий, торопятся, допуская ошибки. Например, в упражнении ©Поварятаª, дети, не дождавшись команды, начали бегать, собираться в ©кострюлюª не дожидаясь, что их ктото возьмет за руку, и выбегали обратно, для того, чтобы быть выбранными заново. А в упражнении ©Добрые эльфыª, дети не ждали, когда их разбудят, вскакивали сами, и перехватывали роль эльфов. Вторая группа(7–58,4%)–испытуемые стараются точно выполнить задание, заинтересованы, слушают инструкции и стараются помочь другим. Едиханова Ю. М. Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12. –ART75185. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75185.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 8

Например, выполняяупражнение ©Поделись улыбкою своейª, дети терпеливо дожидались своей очереди и считали необходимым подойти и улыбнуться, лаского прикаснуться к другому. Также данная закономерность проявлялась при проведении упражнений на релаксацию, часть детей не могли расслабиться и им требовались индивидуальная обучающая работа по расслаблению мышц. Неравномерность психокоррекционного процесса наблюдалась и в овладении испытуемыми механизмом обратной связи. Испытуемым было трудно выделить, что именно нравится или не нравится им в партнере. Выделилась группа испытуемых (33,3%), негативно воспринимающих сообщения от других детей о своих действиях, если они содержали критику. Остальные дети (66,7%) воспринимали любую оценку своих действий, но требовали пояснения, что именно было не так (упражнение ©Зеркалоª, в котором дети должны были повторить движения соседа, дети 1 группы нервничали, когда им говорили, что движения не правильны, испытуемые 2 группы старались исправить). При актуализации механизма научениянеравномерность проявлялась в том, что не все дети в одинаковом темпе усваивали знания, эффективные способы и формы поведения, которые предлагались им в ходе работы. Часть детей (41,6%) требовали больше пояснений и повторений. Например, в упражнении ©Превращенияª им трудно было сосредоточится на предлагаемой им эмоции и изобразить её. Эта закономерность проявилась и в освоении механизма конфронтации,сталкиваясь со своими проблемами, установками, отношениями, часть детей (50%) испытывали трудности при отреагировании своих эмоций. Например, в упражнении ©Игра в ситуацииª, детям было трудно придумать или даже предложенную им ситуацию проиграть, они старались как можно быстрее выполнить задание и сесть на место. Перенося свои субъективные переживания на героя, в пантомиме ©Из семени в деревоª, неравномерность в актуализации механизма проекциипроявилась в том, что дети (50%) были скованы в своих движениях, изображая рост дерева, чувствовались зажимы. В игре ©Упрямый осликª,41,6% детей не могли преодолеть неуверенность, хотя должны были показать упрямого героя, который нарушал команды хозяина. Вторая закономерность психокоррекционного процесса –синхронностькоррекции неуверенности ребенка и формирования у него положительного отношения к сверстникам. Наблюдая за действиями детей во время выполнения экспериментальных заданий, направленных на коррекцию неуверенности, можно было проследить динамику формирования положительного отношения к сверстникам. На первых занятиях испытуемые с неуверенным поведением мало проявляли себя, кропотливо выполняя задания, они,тем не менее,не выказывали желания участия, не проявляли инициативы и уступали более активным детям, предпочитая находится в стороне(©Не знаю я, что рассказыватьª, ©Начните сначала, я не услышалª); затем дошкольники стали предлагать свою помощь детям, которые затруднялись правильно выполнить задание или не услышали инструкции, советовали как лучше сделать, делились карандашами при рисовании. На заключительных занятиях коррекционного блока дошкольники стали проявлять высокую эмоциональную вовлеченность в деятельность сверстников, сопереживать и сочувствовать им при неудачном выполнении упражнений (©У тебя получается хороший рисунок, мне нравитсяª). Ещё одной закономерностью стала сензитивность –чувствительность к коррекционным воздействиям. Упражнения запоминались детьми и они часто припоминали друг другу героев, озвученных в сказках (©А Зайчонок не боялся бы собаки, он бы с ней подружилсяª). Научились радоваться и вопринимать улыбки других после Едиханова Ю. М. Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12. –ART75185. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75185.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 9

упражнений ©Поделись улыбкою своейª, ©Возьми и передайª, ©Дружба начинается с улыбкиª (©Вчера у мамы было плохое настроение, я ей улыбнулся и она тоже улыбнулась!ª, ©Я вчера ни с кем не хотела играть мне было грустно, апотом Лена позвала меня играть и я ей улыбнуласьª, ©Я вчера котенка в подъезде увидел, мы его подарим, я как Кенгуренок Вася буду всем помогатьª). Следующая закономерность коррекционной деятельности –это стадиальность–постепенное уменьшение неуверенного поведения у испытуемых. Для того чтобы проследить динамику изменения неуверенности испытуемых, на основании наблюдения за их поведением в ходе проведения занятий, были выделены 2 группы дошкольников,к 1 группе относились те дети, которые проявляли неуверенность, ко 2 –те, кто не проявляли неуверенность. Таким образом, нами были выделены следующие стадии: Первая стадия –(8 –66,6%) для детей характерно неуверенное поведение, проявление смущения, беспокойства, робости. При предъявлении таким детям задания, требующего рассказать о себе, стараются быстрее закончить рассказ, не смотрят в глаза: ©…меня зовут Саша, мне нравится ходить в детский сад…ª, дополняют свой рассказ только после уточняющих вопросов от других детей или экспериментатора. Вторая стадия –(6 –50%) испытуемые продолжают демонстрировать признаки неуверенности, в ситуациях, когда нужно побороть свое стеснение и смущение. Например, когда детям предлагалось придумывать продолжение и проигрывать ситуации заглавного героя сказки ©Бом и Миньªдети предлагали негативное развитие событий (©…испугался Минь, хотел убежать…ª, ©И побежал далеко и быстро, что заблудился…ª). Третья стадия–(4 –33,3%) дошкольникам свойственно проявление неуверенности в ситуациях межличностного взаимодействия, такиедети не сразу идут на контакт, им трудно сохранять уверенность в процессе общения. Например, в игре ©Подарокª испытуемым требовалось время для того, чтобыпридумать свой подарок или в упражнении ©Конкурс хвастуновªони были робки, когда нужно было сказатьчтото приятное соседу. Четвертая стадия–(3 –25%) испытуемые проявляли неуверенность при осознании и проявлении своих чувств. Такие дети стеснялись открыто выражать свои эмоции, сдерживали их. В игре ©Злые и добрые кошкиª испытуемые были пассивны, изображая злых животных, которым нужно было шипеть и рычать. В упражнении ©Представь, что ты это можешьª эти испытуемые проявляли робость и стеснительность при необходимости повторить действия за кемто или показать своё. Пятая стадия(2 –16,6%) –при закреплении полученных навыков и знаний, неуверенность проявлялась на начальных этапах занятий, последнего блока и выражалась в проявлении скованности в проигрывании некоторых заданий, например: говоря о себе в ©Интервьюª, дошкольники демонстрировали затруднения, требовалось чуть больше времени, чем остальным детям. В упражнении ©Гармоничный танецª такие дети держались обособленно, медленно и резко переставляя ноги, им было трудно делать плавные движения под музыку, широко или высоко поднимать руки. Представляется, что механизмамикоррекции неуверенности детей старшего дошкольного возраста выступают: обратная связь, интерперсональное влияние, научение, конфронтация, проекция. В ходе исследования выделился ряд факторов,затрудняющих правильное выполнение заданий:1.Дети с высоким уровнем неуверенности часто недооценивают себя, боятся ошибиться(©Я не знаю как это делать, поэтому не будуª…©Я не умею рисовать, у меня не получитсяª). Поэтому в ходе коррекционной работы особое внимание Едиханова Ю. М. Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12. –ART75185. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75185.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 10

уделялось поощрению детей, работе над их самооценкой, выделению положительного опыта из ошибки. 2.Особенности психического развития дошкольников: непроизвольный характер и небольшой объем внимания и памяти, конкретность мышления затрудняли понимание инструкций экспериментатора и следование им в ходе выполнения заданий (©Я не понял, что вы сказали, давайте сначалаª, ©Я забыл, какое было заданиеª). В данном случае экспериментатор неоднократно зачитывал инструкцию, акцентировал внимание на логической последовательности действий и т. д.

3.Низкий уровень сформированности навыков и уменийв изобразительной деятельности. Многие дети не могли самостоятельно нарисовать рисунок и обращались за помощью к сверстникам (©. . не могу сделать ровную ладошкуª, ©. . . смотри как криво, даже не похожеª,©А каким цветом мне лучше закрасить?ª). Дети не могли самостоятельно нарисовать, поэтому копировали рисунки соседей (©Я нарисую как у Лены, у нее красивееª, ©Мне нравится, как я раскрасила, но рисунок не аккуратныйª). 4.Кроме того, испытуемые проявляли высокий уровень самоконтроля, связанный с боязнью ошибиться, стремились постоянно контролировать свои действия и эмоции. Поэтому проводились дополнительные индивидуальные занятия на релаксацию и отреагирование своих эмоций. Например, в упражнениях, в которых требовалось нарушить привычные правила –громко кричать, рычать, шипеть, противиться командам (сказка ©Бом и Миньª, упражнения ©Добрые и злые кошкиª, ©Упрямый осликª), такие дети сдерживали крик, подавляли свои эмоции. 5.Детям с высокой неуверенностью сложно расслабиться:испытуемые демонстрируют затруднения не только в процессе релаксационных упражнений, где требуется расслабить все органы и системы, снять зажимы и напряжение, сбросить отрицательную энергию, но и в других заданиях, где нужно быть раскованными, уменьшить степень самоконтроля. Несмотря на то, что проводились релаксационные упражнения, дошкольники были зажаты и скованы, например, при проигрывании упражнения ©Подарокª, когда жестами нужно быть изобразить, что испытуемый подарил бы партнеру –движения рук неуверенных детей были не такими широкими и открытыми, как у детей с низким уровнем неуверенности. В качестве основных условийкоррекции неуверенности детей дошкольного возраста выступили: 1)сочетание индивидуальных и групповых форм работы;2)проведение коррекционных занятий в эмоционально насыщенной обстановке (подвижные игры, релаксационные упражнения, психогимнастические игры и этюды, музыкальное сопровождение занятий);3)систематичность работы с дошкольниками (занятия проводились 2–3 раза в неделю);4)проведение занятий в специально организованном пространстве, в благоприятное время;5)применение различных форм работы с неуверенными детьми. Использовались: игры, этюды и упражнения для повышения самооценки детей, как при индивидуальной, так и при коллективной работе, а также для определения и отреагирования своих чувств и эмоций. Релаксационные этюды и упражнения для снятия напряжения и расслабления мышц, отработка навыков межличностного общения, а также эффективного реагирования в напряженных ситуациях в ходе игр, пантомим, элементов арттерапии. Обобщив результаты эксперимента, мы пришли к следующим выводам:Едиханова Ю. М. Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12. –ART75185. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75185.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 11

1.Экспериментально подтверждено предположение об эффективности психологопедагогической технологии коррекции неуверенности детей дошкольного возраста как средства формирования у них позитивного отношения к сверстникам. Проведение контрольного эксперимента позволило проследить снижение её уровня у испытуемых. 2.Нашла подтверждение гипотеза о том, что механизмами коррекции неуверенности детей старшего дошкольного возраста выступают: обратная связь, интерперсональное влияние, научение, конфронтация, проекция. 3.Выявлено, что в коррекции неуверенности прослеживается неравномерность воздействий; сензитивность к процессу коррекции; неодинаковый темпкоррекции через повышение самооценки, в процессе межличностного общения и в умении различать и определять собственные чувства, а также в уровнях выполнения заданий детьми; синхронность коррекции неуверенности детей и изменения их отношения к сверстнику; стадиальность в уменьшении неуверенности.

Julia Edihanova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate professor of developmental psychology and educational psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinskedikhanova79@mail.ruRegularities, mechanisms, factors and conditions of correction uncertainty preschoolersAbstract.This paper presents the results of testing of psychopedagogical correction uncertainty preschool children in order to develop positive attitudes towards peers. The regularities psychocorrectional process: uneven, synchronicity, senzitivnost, by stages. Mechanisms correction uncertainty age children are: feedback, interpersonal influence, learning, confrontation projection. The factors that hinder the proper performance of tasks, as well as conditions of effective psycho activity.Keywords:uncertainty, preschoolers, correction, patterns, mechanisms, factors, conditions.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª



Поступила в редакциюReceived20.02.2015Получена положительная рецензияReceived a positive review22.02.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication22.02.2015ОпубликованаPublished08.04.2015

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Едиханова Ю. М., 2015www.ekoncept.ru