Генезис создание сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тютюева И. А. Генезис создание сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S12. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75192.htm.
Аннотация. В статье раскрывается проблема создания сказочных импровизаций у дошкольников.
Раздел: Психология
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тютюева И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75192. –1,1п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75192.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75192УДК 159.9

Тютюева Ирина Анатольевна,

кандидатпсихологическихнаук, доцент кафедрыпсихологии развития и педагогической психологииФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскmedvedeva452010@mail.ru

Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста

Аннотация. В статье раскрывается проблема создания сказочных импровизацийу дошкольников.

Ключевые слова: сказка, литературная сказка, устное народное творчество, сказочные персонажи, виды и тематика сказок, приемы и способы создания сказочных конструкций, дошкольник, старший дошкольный возраст, творческое воображение, уровень развития творческого воображения.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Важный этап воспитания ребенка являются первые годы его жизни. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния ‬в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. С малых лет ребенку становится доступен мир сказок. Сказки учат жить, понимать жизнь и многому другому. Поэтому сначала необходимо остановиться на сказке как на жанре устного народного творчества и рассмотреть ее сущность, структуру и виды.Литературоведы выделяются три группы определений сказок. Первая ‬определения сказок, в которых на первый план выдвигаются элементы забавности. По мнению А. И. Никифорова, «сказки ‬это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские)»[10].Вторая группа определений сказок характеризуется тем, что здесь внимание акцентируется на вымысле; считается, что «сказка ‬это складка, т. е. вымысел и, причем, сознательный вымысел…» (К. С. Аксаков); эпическое произведение преимущественно прозаического волшебного, авантюрного или бытового характера, которое преподносится сказочником и воспринимается слушателями как вымысел»[Э.В. Померанцева, 13]. Третья группа определений сказки отличается тем, что в них подчеркивается ее познавательная сущность. И. В. Соколов под народной сказкой понимает «устнопоэтический рассказ фантастического, авантюрного и бытового характера». «Сказка ‬великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»,‬пишет А.Н. Толстой.

В литературе об устном народном творчестве имеются два прямопротивоположных взгляда на природу фольклора и народной сказки. Одна часть фольклористов придерживается теории индивидуального происхождения устных произведений народа, другая считает, что своим происхождением народнопоэтические произведения обязаны коллективному творчеству народных масс.Тютюева И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75192. –1,1п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75192.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

Теория индивидуального происхождения была развита «исторической школой», отрицавшей возможность народа. Эта теория признавала творцами фольклора отдельных высокоодаренных лиц.Иными были воззрения русских революционных демократов. В их трудах раскрыта коллективная природа фольклора. В. Г. Белинский считал «автором русской народной поэзии ‬русский народ, а не отдельные лица» [3].С точки зрения Э. В. Померанцевой [13], в народном искусстве запечатлены творческие усилия множества людей; коллективный характер творческого процесса привел к появлению в фольклоре ряда важных особенностей, свойственных и сказке, как одному из фольклорных жанров:‬жизненной правдивости, историческому принципу и художественному обобщению.Анализ литературы о сказке позволяет проследить историю ее развития. Сказка считается одним из основных жанров устного народного творчества. По утверждению многих литературоведов [1, 4], сказки возникли еще в доисторические времена и передавались из поколения в поколение; их рассказывали простые, трудовые люди: пастухи, лесорубы, рыбаки, солдаты, охотники, моряки. Сказки переходили от одного рассказчика к другому.Начало публикации народных сказок, предназначенных для детей, положила впервой половине XIXвека Е. А. Авдеева [1]. За этими сказками закрепилось название детских или ребячьих сказок. К ним относятся те сказки, что рассказывают бабушки и нянюшки своим питомцам.Постепенно сложился определенный сказочный репертуар, в котором учитывались как познавательные возможности детей, так и круг их интересов. Сказка взрослых стала приспосабливаться к детской среде, впитывать детскую поэтику, приобретать ту форму, которая характерна для всего детского фольклора [1].Из среды народа выделились талантливые сказочники ‬художники, которые по выражению Г. С. Виноградова, «приноравливаясь к детской аудитории», постепенно отбирали подходящий, на их взгляд, материал для своих запасов, создавая пригодный для детей сборник сказок [4].В настоящее время в детских сказках можно выделить три группы произведений в зависимости от их направленности:1.Сказки взрослых для детей.2.Ассимилированные детьми сказки взрослых.3.Сказочные импровизации детей.По мнению М. Н. Мельникова [9], сказки специально созданные для детей, составляют основной фонд жанра детской сказки.Противоположной точки зрения придерживается Г.С. Виноградов. Он полагает, что те сказки, которые рассказывают «бабушки и нянюшки своим питомцам», являются средством педагогики, но к детскому фольклору не имеют никакого отношения.Вторую группу детских сказок составляют произведения, записанные от сказочниковдетей, т. е. ассимилированные сказки. Эти сказки, как утверждает М. Н. Мельников[9], отличается упрощенностью, схематичностью, поскольку словесная обрядность кажется ненужной, и детисказочники легко ее теряют и в соответствии с этим сказочный текст упрощается и становиться «скелетным». Понять такую сказку, без воспроизведения картины бытования сказки невозможно. Мимика, жест, интонация, элементыдраматической игры зачастую обретают первостепенное значение; они создают художественные образы сказки, нежели поэтический текст [9].Третью группу детских сказок представляют сказкиимпровизации. Их основной поэтический прием ‬контаминация ‬мотивы волшебных сказок, сказок ‬пестушек Тютюева И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75192. –1,1п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75192.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

ит. д. как бы накладываются на картины повседневной жизни. Это часто дает яркую, хаотичную мозаику, в которой отсутствуют композиционная завершенность, художественная целостность. Создаются такие сказки экспромтом.Другим поэтическим приемом является создание сказкиимпровизации по «готовой модели». В таком случае все: от нравственной идеи ‬до формул зачина и концовки, традиционно, привносится иное художественное время. Герои подобных сказок обретают черты современников, могут действовать в наши дни в современном городе с его социальным и бытовым фоном.Сказкиимпровизации представляют собой произведения, которые дети создают под сильным впечатлением от увиденного или услышанного. Естественно, что они пользуются готовыми образами и сказочными приемами, редко продуцируют новый сюжет; создается новая импровизация, коечто заимствуется из старого, чтото привносится заново, чтото получает иную эмоциональную окраску. Эта сказка, как правило, забывается и исчезает.О.И. Капица кдетским импровизациям отнесла «те сказки, которые рассказываются взрослыми детям, которые усваиваются ими и которые они уже сами передают друг другу». Сказкиимпровизации, создаваемые самими детьми она не считала достойным предметом фолькористических и этнографических исследований.В отличие от О.И. Капицы, М.Н. Мельников [9] утверждает, что интерес представляют только собственно детские сказки, что «у детей есть больше данных, чтобы творить сказку, чем у нас, взрослых». Выделенные «генетические пласты» детских сказок не обособлены и не представляют собой органического единства. В то же время для них характерно особое «детское видение мира», детская оценка эстетических ценностей.В зависимости от тематики и особенностей персонажей сказки подразделяются натри типа: 1.Сказки о животных.2.Волшебные сказки.3.Бытовые сказки.Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Специфика их проявляется прежде всего в особенностях фантастического вымысла. Я. Грилем сводил начальные формы народного творчества к тому, что поэзия не довольствовалась изображением судеб, деяний и мыслей людей: она захотела также овладеть и скрытой жизнью животных. По Грилему, человек невольно перенес на животных свои свойства. Наивная первобытная фантазия стерла границы, отделяющие мир людей от мира животных. Анимистические воззрения первобытных людей и создали возможность появления животного эпоса.При разложении этого эпоса выделилась сказка о животных и басня. Возникшие в пору поэзии и сказка, и басня восприняли из воззрений первобытных охотников и пастухов твердую уверенность в способности зверей говорить, думать, но отодвинули все события, происходившие в мире животных далековглубь истории ‬к поре, «когда звери еще говорили».Появлению сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. В этих рассказах действовали будущие главные герои сказок о животных. Эти рассказы еще не имели иносказательного смысла. В образах животных разумелись животные и никто иной. Существовали тотемные понятия и представления обязывали наделять животных чертами «мифических существ», звери были окружены почитанием. Такие рассказы непосредственно отражали обрядовомагические понятия и представления. Это еще не было искусством в Тютюева И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75192. –1,1п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75192.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

прямом и точномсмысле слова. Рассказы мифологического характера отличались узкопрактическим, жизненным назначением. Они рассказывались с наставительными целями и учили, как относиться к зверям. С помощью соблюдения известных правил люди стремились подчинить животный мирсвоему влиянию. Такова была начальная стадия зарождения фантастического вымысла. Позднее на нем основывались сказки о животных. В. П. Аникин [1] утверждает, что хотя эти сказки сложились из наблюдений за животными, это произведения о человеке и направлены они против человеческих пороков. Например, в сказке «Колобок», осмеивается хвастливость, в «Курочкерябе», «Петушкезолотом гребешке»‬чванливость. Социальные сказки направлены против власти, воевод, начальства. Есть среди сказок о животных антицерковные сказки «Лисаисповедница», «Лиса и Тетерев»[1].Сказки о животных своей поэтикой обязаны длительным бытованием в детской аудитории. Эти сказки отличаются простотой. Их героиили положительные или отрицательные, в языке нет метафор; ребенок понимает слово в его истинном значении. Построена сказка компулятивно или цепевидно. Сюжет строиться на повторении звеньев. Например, в сказке «Колобок» герой встречается со многими героями (постепенно). В сказках очень много песенных вставок. Э.В. Померанцева [13] вработе «Исторические судьбы русской сказки» указывает, что песенные вставки или связаны с детским восприятием, или представляют собой результат разложения древней певческой манеры исполнения сказок.Вторую группу сказок составляют волшебные сказки, в которых вымысел состоит в наличии сверхъестественной силы, вмешивающейся в дела и судьбы персонажей. Волшебная сила реализуется через три момента: чудесный предмет, героя и его помощников, чудесное превращение. К чудесным предметам и словам относятся: живая и мертвая вода, слова: «Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом», чудесные герои: Елена Прекрасная, Финист ‬Ясный сокол, Царевналягушка и т. д. и их помощники: Конекгорбунок, волшебные превращения: махнет рукой ‬появится озеро; лягушка превращается в девушку. В волшебной сказке мир представлен реально и в то же время фантастически.Волшебные сказки начинали складываться еще в мифологические времена, но оформились такие сказки, как специфический жанр, в IX‬Xвв.Герои этих сказок очень схематичен. По теории В. Я. Проппа, волшебная сказка имеет свою поэтику, свои неповторимые художественные средства, сказочная поэтика определяется характером фантастики[14].Сказки на бытовую тематику отличаются простотой сюжета, редким использованием фантастики. Наряду с положительными идеями, бытовые сказки отражают ограниченность мировоззрения (часто главный герой Ивандурачок). Главные герои сказок ‬мужики, купцы и т.д.Простые бедные люди побеждают богатых (то есть разрешаются социальные конфликты). Для художественного слова характерен комизм положений, неожиданные разрядки героев и т. д.[14]И. В. Страхов отмечает, что воображение в сказках отличается оригинальностью и богатством форм преобразования в процессе создания новых образов. При чтении сказок первое впечатление ‬неистощимость и беспредельность сказочной фантазии. Однако научное изучение сказок показывает, что богатство образов фантазии детерминировано определенной, закономерной для сказочного жанра системой ситуаций; формы преобразования образов также непосредственно связаны с определенными сказочными персонажами, каждый их которых выполняет свойТютюева И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75192. –1,1п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75192.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

ственные ему функции. Вымысел в сказках имеет определенную целенаправленность и связан с их построением, в нем отображаются многие нравы и обычаи в своеобразном преобразовании образов.В.Я. Пропп [14], изучая морфологию волшебных сказок, выявил определенную системность в их строении ‬в волшебной сказке действуют семь персонажей: антагонист, даритель, помощник (например, конь и др.), искомый персонаж (царевна), отправитель, герой, ложный герой; каждому персонажу свойственны свои функции (действия); например, антагонист приносит вред герою, преследует его; даритель подготовляет передачу и вручает герою волшебное средство; герой осуществляет поиски и решаеттрудную задачу, преодолевая различные препятствия. Сказка слагается из устойчивых элементовв форме действий персонажей, причем, установлена определенность содержания и количества их действий до тридцати одного элемента в их взаимосвязи, последовательности и формы включения персонажей в структуру сказки.Основными способами преобразующей деятельности воображения в волшебной сказке являются превращения, гиперболизация и синтетическое преобразование в форме агглютинации, акцентирования и комбинирования свойств и функций.Как уже говорилось, сказки богаты всевозможными превращениями: персонаж превращается в зайца, утку, ястреба и др.; при помощи волшебных средств приобретает необыкновенные качества, действует быстро, уверенно и смело.Характерным механизмом преобразования сказочных образов является также различная по формам гиперболизация. Такова гиперболизация изменений во времени ‬в детстве герой феноменально быстро растет. Другая форма ‬гиперболизация в пространстве ‬необычайно быстрые перемещения героя на пути к решению задачи. Далее укажем на гиперболизацию свойств персонажей сказки: «конь бежит земля дрожит», необычные свойства положительного героя и опасные ‬его антагонистов; необычные свойства разных вещей, например, ковра как средства полета. Отрицательные персонажи во всем дурны и злы, положительные наделы комплексом особо ценных качеств чувств, ума, характера. Оба типа персонажей представлены в сказке в контрастности противопоставлений. Функции животных в сказке также исключительны: животные говорят человеческим голосом, много знают о том, что интересует героя, и в решительный момент приходят к нему на помощь Герою помогают в решении его трудных задач различные помощники, обладающие особенно ценными длянего свойствами: СивкаБурка, Золотая рыбка, Серый Волк и др.Кроме того, герой получает волшебные средства, таковы шапканевидимка, коверсамолет, волшебное кольцо, герой знает «слово» особой воздейственной силы. При посредстве механизма агглютинации в сказках создаются образы, слагающиеся из частейи свойств разных существ: крылатый конь, говорящие животные, устрашающие чудовища.Создание сказочных образов осуществляется также путем акцентирования и комбинирования свойств. Основное значение приобретает какаялибо черта или комплекс черт, которые выражаются во всем образе действий персонажа. Если у положительного героя сказки и происходят изменения, то они происходят без осложнений и очень быстро, что связано с получением какоголибо волшебного средства.Психологические механизмы воображения функционируют по ходу действий персонажей в структуре сказки в процессе включения в действие отдельных персонажей, их совместного действия или столкновения положительных и отрицательных действующих лиц и приурочены к конкретным ситуациям сюжета сказки.Тютюева И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75192. –1,1п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75192.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

Анализ разновидностей сказок позволил выделить приемы, которые используют писатели при сочинении этих сказок. К ним относится:1.Зачин ‬вводит в сказочный мир («Жилибыли…», «…В некотором царстве…»).2.Положительный конец «…Стали все житьпоживать, добра наживать…»).3.Повторы (катится колобок, катиться).4.Антропоморфизмы (наделение животных чертами, присущими людям).5.Анимизм ‬одушевление предметов.6.Гиперболизация ‬преувеличение или преуменьшение (мальчикс пальчик).7.Необычная динамичность действий.8.Волшебные превращения.9.Тройственность (герой совершает три поступка и т. д.).10.Сказочная концовка («…Сказка ‬ложь. Да в ней намек, добрым молодцам урок…»).В настоящее время признана безусловная ценность народной сказки, но еще в 20е годы прошлого столетия некоторые педагогиотрицали за сказками право быть помещенными в детских книгах. Суждения о вреде сказки сочетались с общим отрицанием значения культурного наследия, нужного для эстетического воспитания детей.Так, педагог В. Булатов [5] утверждал, что волшебная сказка ‬это школа полового разврата. Например, в сказке «Золушка» Мачеха их одной только потребности мучить насыпает падчерице золы в чечевицу. Любая сказка ориентирована на социальнопедагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает кдеятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественнообразной значимости. Сказка является одним из важнейших социальнопедагогических средств формирования личности. С социальнопедагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеологотерапевтическая, культурноэтническая, вербальнообразная функции сказки. Наличие этих функций выявляется в практике обыденнобытового, педагогического, художественного и других видов использования сказок[17].Вопервых,сказка выполняет функциюсоциализации,т. е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: во времени, в пространстве, профессионально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т. д. Искусство в целом, в частности и сказка, приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта, подключая к опыту личности опыт человечества, аккумулированный в интернациональном и этническом мире сказок. Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки, т. е. превращает слушателя из объекта воздействия всубъекта взаимодействия,в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста, в своеобразии эмоционального переживания сюжета, в индивидуальном стиле изложения сказки и т. д.А.С. Пушкин писал о сказке: «Сказка ‬ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно «намек», а не нравственная сентенция, не резонерское морализирование, не идеологическая директива содержится в сказке, ее сюжете, ее образах. Само понятие «намек» подразумевает актуализацию личностной трактовки, индивидуального доосмысления содержания сказки каждым слушателем.Тютюева И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75192. –1,1п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75192.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7

Разумеется, социализирующая функция сказки требует от педагога уникальных способностей, освобождения от резонерскоменторского стиля, от однозначно стандартных подходов. Педагог должен уметь и рассказывать сказку, и стимулировать индивидуальное ее восприятие, и побуждать детей к собственному творчеству.Вовторых,сказке присущакреативная функция,т. е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности,пробудить «спящие», невыявленные творческие (поэтические, музыкальные, танцевальные, актерские, живописные, графические и т. д.) способности.Формируя привычные навыки, приемы, действия, умения детей, педагог должен вызывать заинтересованность их не только и не столько в конечном результате, сколько в самом процессе творения новых сюжетов или новых образов. Это соответствует деятельностной природе творчества. Этот этап, этап формирования творческого потенциала, предполагает органическое единство как репродуктивных, стандартных, традиционных, так и новаторских, креативных элементов. От педагога требуется мобилизация всех способов, приемов, механизмов, методик, формирующих творческие качества личности: воображение, вербальные способности, наблюдательность, образная память, способность к импровизации, к выразительному движению, к прогностическому мышлению, к сравнительнооценочной деятельности, т. е. ко всему тому, что образует психологический творческий потенциал личности.Втретьих,в сказке можно обнаружитьголографическуюфункцию, с нашей точки зрения проявляющуюся в трех основных формах.1.Прежде всего, голографичность образных построений сказки проявляется в ее способности своим внутренним строем целокупно представлять мироздание в его трехмерном пространственном (высота, ширина, длина; макромир, микромир; небесный, земной, подземный миры; неживая, живая природа и человеческое общество) и временном измерениях (прошлое, настоящее, будущее). Эти аспекты пространственновременного содержания сказок как бы образуют его голографический континуум (универсальность, целокупность, многомерную объемность), что созвучно психике ребенка. Вот почему дети так чувствительны к универсальности сказки: в ней они находят созвучие своему такому же универсальному внутреннему миру. Более того, универсальный мир сказки способен актуализировать все органы чувств и психические функции формирующейся личности.2.Далее, голографичность сказки можно трактовать в синестетическом смысле слова (син ‬греч. совместное,эстетикос‬чувство). Мы имеем в виду потенциальную способность сказки не только актуализировать все органы чувств человека (синестезия), но и быть основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.3.Важно отметить и такой аспект голографичности сказки, как ее способность в малом являть большое, в локальном представлять глобальное, в микросюжете отражать макропроблемы. Иначе говоря, сказка как небольшое локальное образование с конкретным сюжетом и конкретными образами способна отображать глобальные проблемы, непреходящие ценности, вечные темы противоборства доброго и злого, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости, т. е. она характеризуется всем тем, что специфично для голографического эффекта. В педагогической практике этот аспект сказки может быть использован для формирования целостного мироТютюева И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75192. –1,1п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75192.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 8

воззрения слушателей, их нравственной, художественной, экологической, валеологической культуры.4.Вчетвертых,на наш взгляд, вполне естественно выделитьразвивающетерапевтическуюфункцию сказки. О «сказкотерапии» давно уже говорят в литературе, подразумевая ее психотерапевтический (лечебный) эффект. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса). Эта катарсическая функция искусства послужила основанием для формирования целого направления ‬эстетотерапии, «арттерапии», т. е. лечения людей при помощи музыки, поэзии, живописи, танца, искусства.В сказке присутствуети функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий, поведенческих актов и пр. Иначе говоря, сказка выполняет и терапевтическую и профилактическую функцию, поэтому целесообразно использовать общее понятие «развивающетерапевтическая функция». Это соответствует становлению здоровьесберегающего направления, цель которого ‬сохранение и развитие индивидуального здоровья личности, утверждение здорового образа жизни.Если учитывать, что сказка является одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме, то сказкотерапию можно рассматривать как одно из направлений софиотерапии. При этом, если софиотерапия скорее обращена к интеллектуальнорассудочной сфере личности, то сказка активно воздействует на эмоциональнообразный потенциал личности. В этом смысле сказки могут служить хорошим пособием по ОБЖ.Впятых,учитывая этнонациональное своеобразие большинства сказок мира, можно говорить окультурноэтническойфункции сказки. Сказка как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственнобытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметновещную атрибутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно дети, могут усваивать все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа. Сказка‬это как бы социальная память этноса. В ней аккумулирована его многовековая практика с ее положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями и т. д. Этнопедагогика как раздел социальной педагогики располагает богатейшими возможностями использования материалов народных сказок для включения подрастающего поколения в мир этнической культуры естественным, образноигровым способом.Вшестых,в исследованиях сказок с позиций литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется илексикообразная функция сказки, ее способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, ее художественнообразным богатством, композиционносюжетной вариативностью. Внешне данная лексикообразная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память индивида. При слушании и чтении сказок происходит индивидуальная интериоризация вербальнознаковых форм сказок, а при воспроизведении (пересказе, интерпретации, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие способностей к индивидуальной экстериоризации, развитие речевой культуры индивида. При этом функционируют и развиваются обе основные языковые функции ‬экспрессивная и коммуникативная. Если экспрессивная функция формирует вербальнообразный каркас языка личности, то коммуникативная функция развивает социальные качества личности, ее способность к общению, к пониманию, к диалогу. «Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего Тютюева И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75192. –1,1п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75192.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 9

с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что это взрослые чегото хотят). Язык сказки их естественно сближает».В противовес сказочному, бытует мнение о большой ценности сказки как литературного жанра. Так, М. Н. Мельников [9] и М. Булатов утверждают, что в сказках отражаются нравственные законы:Будь верен дружбе («Кот, петух и лиса»);Не оставляй слабого в беде, будь смелым («лиса, заяц и петух»);Послушание избавляет от многих бед («Волк и семеро козлят».По мнению М. Булатова [2], сказки воспитывают чувства патриотизма, находчивость, беззаветную храбрость и выносливость и т. д.. Во многих сказках прославляется труд, мастерство, с уважением рассказывается о людях труда, в совершенстве владеющих своим ремеслом.Известный писатель подчеркивал также поучительный характер сказки: «В мире нет ничего, что не может быть поучительным,‬нет и сказок, которые не заключали бы в себе материал поучения; в сказках прежде всего поучительная выдумка»‬писал он.К. И. Чуковский, анализируя детские сказки, также отметил их этическую направленность. Он считал, что «сказка совершенствует, обогащает детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этомто деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям и заключается основное воспитательное значение сказки».Анализ литературы о сказке позволил сделать ряд выводов:1.Различают несколько видов сказок: народные, авторские, ассимилированные, детские сказочные импровизации.2.Структурными компонентами сказок являются типичносказочные приемы: зачин, сказочная концовка, тройственность, анилиумы и др..3.Механизмами построения сказочных конструкций являются: агглютинация, реконструкция, типизация, включение, экспериментирование и др..4.Сказкиявляются эффективным средством всестороннего развития личности ребенка.Мы рассмотрели, как создаются сказки, но как их придумывают дети сказать сложно. Поэтому необходимо рассмотреть особенности восприятия сказки. Проблема восприятия сказки является частью проблемы художественного восприятия, предполагающего, по утверждению П.М.Якобсона [20],различные акты мышления, истолкования, нахождения связей...но так как эти акты мышления происходят при продолжающемся восприятии объекта, то мы имеем право говорить, что это восприятие (думающее восприятие).Многие исследователи (О.И.Никифоров, Л.П. Стрелкова идругие)указывают на многоуровневостьпроцесса художественного восприятия.Так,например,О.И.Никифорова (30) выделила двестадиивосприятия.Перваястадия‬стадия непосредственноговосприятия.Вторая‬стадия обдумывания‬этапумственныхдействий.Наэтой стадиивосприятияребенкомпроизведений художественнойлитературы(стадиясвоеобразного обдумывания) дошкольник через посредство собственных действийипереживаемыхчувствпостигает нравственную суть произведения, осмысливает истинные ценности, точнее и более адекватно начинает выражать свое отношение к разным персонажам.Тютюева И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75192. –1,1п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75192.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 10

А.В.Запорожец[7] в деятельности восприятия сказки детьми тоже выделил ряд этапов. Первый этап‬у детей раннего возраста нет эстетического понимания художественного произведения, что обнаруживается в непосредственном перенесении практического отношения с реальных предметов на художественный образ: золотое сердце не бывает, оно из мяса или печенки. Второй этап‬переходная ступень. Она заключается в том, что ребенок начинает участвовать в действии другого человека, следит за тем, как протекает это действие и пытается определить его характер. Слушая сказку, ребенок выявляет свое отношение к художественному произведению, становится на точку зрения героя,переживает его успехи и неудачи, вместе с ним направляется к достижению цели. Третий этап‬в развитии эстетического воспитания связан с тем, то ребенок вместо того, чтобы занимать позицию героя и двигаться вслед за действием, изображенном в художественном произведении, становится в более отчужденное отношениеквнешнейфабулепроизведенияитогда начинаетвидетьвнутреннеесодержание, в ней выраженное. Он соотносит предмет с его изображением, и художественный образ становится для него изображением действительности, способом ее познания. Содержанием восприятия ребенка становится не только изображеннаядействительность,ноформасамого изображения,тоестьобраз,которыйвыражает существенное, типичное. Перед ним возникает задача выразить внутреннее содержание с помощью отдельного художественногоприема:фигур,тропов.Создается новое отношение, когда от позиции содействия герою ребенок переходит к новой ступени,становится на позицию автора. А.В.Запорожец [7] одним из первых заметил повышенную эмоциональность реакции детей на содержание сказки. По его мнению, на первых этапах развития восприятия художественного произведения и собственное творчествозначительноменееотграничены,чему старших детей. Ребенок активно, действенно относится к содержанию воспринимаемого произведения. Дети не стесняютсяичувствуютсебясвободно,постояннопрерывают ход повествования, вмешиваются в события, задаютвопросы,пытаютсяпомочьгерою.Психологи считают,что для действенного восприятия, особенно благоприятные условия, создаются в драматизированных играх и при слушании сказок. Ребенок не хочет и неумеетзанятьпозициистороннегонаблюдателяпо отношению описываемым в сказке событиям. Он пытается вмешаться в события, принять сторону того или иного действующеголица,стремитсяреализоватьцели положительного персонажа не только мысленно,но и действенно. Подтверждение тому эпизод с пятилетней девочкой, проводимый А.В.Запорожцем (22,с.53): на картине, изображающей прикованного Прометея, малышка выскреблапальцамицепи,чтобы освободитьгероя. Движимый состраданием ребенок, пишет ученый, пытался непосредственнопрактическивоздействоватьна произведение искусства вместо того, чтобы перенести своеотношениенадействительность,внем изображенную.Такоеотношениекхудожественномупроизведению вызываету дошкольникатрудностивпонимании некоторых литературных форм, напоминающихсказку, т.е. басен и пословиц.Затруднения, испытываемые ребенком, при понимании такихпроизведений, объясняются недостаточным развитиемабстрактных понятий. Но работа О.М.Концевой показала, что именно особое отношение ребенка к подобного рода художественным произведениям приводит к тому, что он переживает басню как сказку, начинаетмысленно содействовать ее персонажам, и тогда аллегория басни теряет для него существенное значение, отодвигается на задний план.Кроме эмоционального восприятия сказки А.В.Запорожец [7] отмечает ее реалистичность.По его наблюдением даже там, где взрослый затрудняется определить Тютюева И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75192. –1,1п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75192.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 11

в сказке границы вымысла, ребенок нередко даетопределенныеоценки,обнаруживаяприэтом реалистический подход к произведению.ХарьковскаяисследовательницаТ.И.Титаренко столкнулась с интереснымфактом.Детям зачитывалась сказка, сочиненная взрослыми. Жилбыл мальчик Ваня, который ходил в школу и хорошо учился. Однажды вечером он сел готовить уроки и захотел красиво написать разные слова в тетради.Но у него было скверное перо. Оно баловалось, цеплялось за бумагу и делало разные кляксы. Старая половая щетка,стоявшая в углу, смотрела,смотрела,какперонеслушается мальчика, скверно пишет, и говорит: «Как тебе, перо, не стыдно, вот я все время работаю и чисто подметаю пол,аты не можешьпостараться и красиво написать урок».Ребенок слушает сказку внимательно, не делая никаких возражений.Когдаегоспросили:«Ащеткаможет разговаривать?» Он убедительно ответил:«Всказке может». Рассказ продолжался: Но перо не слушало щетку и попрежнему царапало и пачкало бумагу.Тогда щетка рассердилась и говоритВане:«Бросьтыэтоскверноеперо, возьми меня, я буду писать лучше, чем оно». Ваня взял щетку и стал красиво писать ее в своей тетради.Ребенок,слушавшийповествованиедопоследней фразыбезвозражений,ироническиулыбаетсяи говорит: «Это неправильно: щетка большая и грязная, ею нельзя писать, ею еще хуже писать, чем скверным пером». Оказывается в сказке не все возможно с точки зренияребенка.Еслинарушаетсяреалистичность, правдоподобностьсказочногоповествования,это вызывает с его стороны недовольство.Многие ученыесчитают,чторебенок, воспитанныйнанароднойсказке,чувствуетмеру, которуювоображениенедолжнопереходитьв искусстве,и вместе с тем у дошкольника начинают складыватьсяреалистическиекритерииэстетических оценок.Если типичные свойства предметов и характер производимых с ними действий нарушаются, ребенок заявляет, что сказка неправильная, что такне бывает. Здесь открывается та сторона эстетического восприятия, которая имеет важное значение для развития познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.Нужноотметить, что реалистический подход к сказочной фантастике вырабатывается у ребенкана определенной ступени развития и лишь в результате воспитания. Наблюдения Т.И.Титаренко показали,что малыши,необладая соответствующим опытом,часто готовы согласиться с любымвымыслом. Только в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает уверенно судить о достоинствах сказки, исходя из правдоподобности изображенных в ней событий. Старшие дошкольники настолько укрепляются вэтой реалистической позиции, что начинают любить всякие «перевертыши». Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляетсвоеправильноепониманиеокружающей действительности.По утверждению многих ученых в течение дошкольного возраста ребенок значительно продвигается в этой области и в ряде случаев довольно четко различает то, что относится к изображенной действительности, и то, что относится к искусству. Это ясно выступает в отношении ребенка к художественному вымыслу. Дошкольник пяти лет внимательно слушает народную сказку о приключениях Угля, Соломинки и Лаптя, и когда спрашивают: «А разве Лапоть может разговаривать и убегать из дома?». Он отвечает: «Но ведь это же сказка, в сказке может. Здесь нарочно так рассказывается». Ребенок начинает различать изображение и изображаемое: таковы реальные предТютюева И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75192. –1,1п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75192.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 12

меты и явления, а таково их изображение в сказке. Они связаны друг с другом, но они не одно и то же. Это важный шаг в понимании художественного образа.Особенности эмпатическихпереживаний дошкольника привосприятиисказки изучала Л.П.Стрелкова. В качестве экспериментального материала она использовала сказку Д.М.МаминаСибиряка «Сказка про славного Гороха и его прекрасных дочерей‬царевну Кутафью и царевну Горошинку».Главныеперсонажи сказки были полярными, причем отрицательный герой был красивым,аположительный‬некрасивым. Испытуемые должны были отдать предпочтение какомуто одному из двух персонажей и мотивировать свой выбор.Исследования показали, что все испытуемыена первомэтапеэкспериментанесмогли преодолеть «барьер красивости» и отнестись адекватно к полярным персонажам,итолькопослеформирующего эксперимента,входекоторогоподчеркивались нравственные качества героев, некоторые дети отдали предпочтение некрасивому герою сказки.Опыты Л.В.Благонадежиной были направлены на выявление эстетического отношения к произведениям, в которыхизображаютсяфакты, противоречащие нравственному чувству детей (факт несправедливости, насилия).Результаты опыта показали,что у младших детей возникаетотрицательноеэстетическоеотношениек таким произведениям,а на более поздних ступенях развития отношение к произведению зависит уже не от самогопосебехарактерафактов,которые изображаются в нем, а от идейного смысла,который выражен в произведении в целом.По мнению А. В.Запорожца [7] успешность осознания смысла сказки зависит от ее композиции.Экспозиция и завязка сказки служит для создания установки и цели. Если экспозиция создает у ребенка определенную исходную установку, а завязка помогает емууловитьсоответствующуюцель,тохарактер изображения последующих действий даетвозможность понятьемуспособы познанияотраженнойвсказке действительности.Отношение ребенка к развязке сказки обнаруживает наиболее глубокие стороны его деятельности. В ряде случаевотдельныемоментысказкиостаются непонятными ребенку или понимаются им своеобразно не потому,чтоонинедоступны,апотому чтоего активность проходит мимо этих моментов.А.В.Запорожец [7] провел эксперимент с детьми пятишестилет,используясказкуГ.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Испытуемые должны были прослушать сказку и прокомментировать ее содержание.На основе полученных данных было установлено, что дети понимают лишь внешний пласт‬повествование об определенныхсобытиях,приключениясолдатика. Внутренниежеотношениягероевупускались, внутренний мир их не был понятен.Экспериментальные факты показали,что если при некотором изменении экспозиции и завязки выявляются четче отношения героя и его врага‬Буки с самого началасказка,томеняетсяипониманиеряда дальнейших фактов.Воднойизсерииопытовизменялисьспособ экспозициигероевизавязка,иакцентировалось вниманиессамогоначаланаотношенииосновных поляризованныхгероевСолдатикаиБуки. Обнаружилось, что в соответствии с этим изменяется и отношение к героям, и понимание сказки в целом.ПомнениюА.В.Запорожца [7] пониманиевнутреннего смысла облегчает часто встречающийся в сказках прием повторенияосновногодействия.Втакихсказках завязка (задача) не отделена от действия («Репка», «Колобок»).Тютюева И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75192. –1,1п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75192.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 13

Следующийуровеньдоступностисточкизрения ученого,составляютсказки,вкоторыхзавязка отделена от действия и задача героя дается через запреты и указания другим героям. Например, в сказке «Волк и семеро козлят» мать‬коза наказывает, как будет волк вызывать козлят, предупредив, чтобы они не шли на эту хитрость и не открывали дверь. В таких сказках дети уже четырех лет легко выделяют замысел врага.Менее успешно комментируются сказки,вкоторых замысел героев прямо не раскрывается, и о нем можно судить лишь по мотивам их действий или по тому, что говорится от автора.Помимоэтого,исследованияЛ.С.Славиной, А.В.Запорожца [7], Д.М. Арановской [2], В.М. Богуславской [3], показывают, что для адекватного восприятия сказочных образов необходимо, чтобы сюжет был раскрыт в развернутой и драматизированной форме.В опытах Т.А. Репиной [15] ребенку надо было воспроизвести в воображении по описанию пространственное расположение объектов и агглютинирующиеобразы.Водном случаесказочное описаниеносилоэпическийхарактер, в другом динамический, эмоциональный. В последнем случае при изменении структуры сказки и возрастании эмоциональности текста образы воображения у детей были правильными. Большое значение в формировании образов воображения имеют наглядные изображения, иллюстрации.Работа, проведенная Т.А. Репиной, показывает, что в младшем дошкольном возрасте рисунок выполняет не вспомогательную и узко иллюстрированную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого маленький ребенок не может вообразить описанное в сказке событие. Слова текста служат ему лишь указанием на действия и обстоятельства, которые он должен проследить, рассматривая соответствующие картинки. Здесь рисунок представляет для ребенка самую действительность, которую нельзя заменить словесным описанием. В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка образы и без наглядной опоры, поэтому старшие дошкольники понимают фабулу сказки уже без помощи иллюстрации.М.М. Нудельман и 3.И. Швец изучали особенности воссоздающеговоображениявпроцессевосприятия сказок.Ониустановили,чтоневсекомпоненты воссоздающего воображения развиваются, совершенствуютсявравноймере.Исследования показали,чтонаиболеезатруднительным длядетей дошкольного возраста является воссоздание внешнего портрета персонажа и образа ситуаций, где происходит описаниесобытий.Между тем процессактуализации характерологических чертгероясказкизначительно меньше затрудняет ребенкадошкольника.Методика исследования состояла в том, что каждому ребенку отдельно от других зачитывался текст сказки иговорилось:«Сейчасяпрочтутебесказку. Называется она «Встреча». Слушай внимательно. Когда я закончу читать,ты мне ее перескажешь».После усвоения детьми инструкции, дважды прочитывали текст сказки.Результаты данного эксперимента свидетельствуют о том,чтовоссозданиеобразовсказкизависитне толькоотспособностейребенкаквоссоздающему воображению, уровня знаний, прежнего опыта, но также и от своеобразия стиля,характера конструирования сюжета сказки. Поэтому путем намеренного изменения структурысюжетасказкиудаетсявопределенных условиях управлятьпроцессом актуализации образов воссоздающеговоображения.Данноеисследование затронуло также одну из проблем взаимодействия слова иобраза.Былообнаружено,чтоневсеслова раздражителиимеютсигнальноезначениеив одинаковой мере способны актуализировать в сознании ребенкаяркиеи достаточно живыеобразы.Велико значение Тютюева И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75192. –1,1п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75192.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 14

обобщающих слов для создания полных копий картинспредметовдействительности.Слова, обозначающие характерологические черты героев сказки «Незнайка»,«Трус»,«Плакса»ит.д.,создают наиболее детализированные и яркие образы.Важно отметить,что в воспринятом повествовании лишь отдельные слова‬раздражители имеют значение в актуализации образов ситуации, причем описываемое в тексте событие в большинстве случаев, «помещается» в достаточно знакомую, ранее воспринятую обстановку.Особыйинтересдлянормыхудожественного восприятия имеет процесс построения образов детьми при восприятии ими сказочного материала.Э.К.Урусова изучала,какдетидошкольники отражают в своих рисунках сказочные персонажи: Кощея Бессмертного, БабуЯгу, как представляютсебе волшебные превращения Иванушки в козленка, Василисы Прекрасной в лягушку и т.д.Исследование показало, чтопредставлениесказочныхперсонажей‬Кощея, БабыЯги‬длядетейзадачаболеелегкая,чем представлениеволшебныхпревращений.Саммомент превращения представляют себе лишь немногие дети, причем они изображают его реалистически, подчеркивая постепенность перехода из одного состояния в другое.Комбинаторные приемы не являются у дошкольников основными приемами преобразования сказочных образов. Наблюдения Т.А.Репиной показали, что представление «комбинированного» образа по описанию‬чрезвычайно трудная задача для дошкольника. Почти никто из детей не мог создать по описанию такого образа, и выложить его из составных частей разрезанного лото. Некоторые дети, чтобы найти выход из положения, пытались охарактеризовать образ по одной какойнибудь его составной части. Так как им предлагалось описание сразу два образа, каждый из своего воображения, уровня знаний, прежнего опыта, но также и от своеобразия стиля, характера конструирования сюжета сказки. Поэтому путем намеренного изменения структуры сюжета сказки удается в определенных условиях управлять процессом актуализации образов воссоздающего воображения. Данное исследование затронуло также одну из проблем взаимодействия слова и образа. Было обнаружено, что не все слова раздражители имеют сигнальное значение и в одинаковой мере способны актуализировать в сознании ребенка яркие и достаточно живые образы. Велико значение обобщающих слов для создания полных копий картин с предметов действительности. Слова, обозначающие характерологические черты героев сказки «Незнайка», «Трус», «Плакса» и т.д., создают наиболее детализированные и яркие образы.Важно отметить,что в воспринятом повествовании лишь отдельные слова‬раздражители имеют значение в актуализации образов ситуации, причем описываемое в тексте событие в большинстве случаев, «помещается» в достаточно знакомую, ранее воспринятую обстановку.Особый интерес для нормы художественного восприятия имеет процесс построения образов детьми при восприятии ими сказочного материала.Итак, резюмируя вышеизложенное, важно отметить относительную изученность некоторых особенностей восприятия сказки: его эмоциональность, реалистичность, многоуровневость, зависимость этого процесса от композиции сказки.При экспериментальной работе с детьми дошкольного возраста мы выявили, что не все испытуемые могут создавать сказочные конструкции, не все респонденты пользуются приемами создания и способами образов представления. Поэтому мы разработалии апробировали программу по обучению создания сказочных конструкций. Примеры некоторых заданий представлены ниже:

Тютюева И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми дошкольного возраста// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75192. –1,1п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75192.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 15

Ссылки на источники1.АникинВ. П. Русская народная сказка.‬М: Учпедгиз, 1959.‬256 с.2.АрановскаяД. М. Зависимость понимания ребенком сказки от ее композиции: автореф.‬Харьков, 1950. ‬24 с.3.Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., ДобролюбовН. А. О детской литературе.‬М.: Дет.лит., 1983.‬430 с.4.ВедерниковаН. М. Русская народная сказка. ‬М.: Наука, 1975.‬135с.5.Гриффитц, Э. Белая борозда.‬М.: Просвещение, 1977.‬128 с.6.ЕрмолаеваГ. Н. Особенности воображения у детей в процессе восприятия картин.‬М.: Просвещение, 1976.‬110 с.7.ЗапорожецА. В. Психология. ‬М.: Просвещение, 1965. ‬240 с.8.КрупскаяН. К. О дошкольном воспитании.‬М.: Просвещение, 1973. ‬288 с.9.МельниковМ. Н. Русский детский фольклор.‬М.: Просвещение, 1987. 240 с.10.НикифороваО. И. Исследования по психологии художественного творчества.‬М.: МГУ, 1972.‬155 с.11.ПалагинаН. Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования.‬М.: Институт практической психологии, 1997. ‬136 с.12.ПиажеЖ. Речь и мышление ребенка.‬СПб.: Союз, 1997. ‬256 с.13.ПомеранцеваЭ. В. Русская народная сказка.‬М.: АН СССР, 1963.‬128 с.14.ПроппВ. Я. Морфология сказки. Изд. 2е. ‬М.: Наука, 1969.‬168с.15.РодариДж. Грамматика фантазии.‬М.: Прогресс, 1990.‬192 с.16.Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. Э. В. Померанцевой, С. И. Минец.‬М.: Учпедгиз, 1959.‬578 с.17.Сказка как источник творчества детей/ науч. рук. Ю. А. Лебедев. ‬М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. ‬288 с. 18.СмирноваО. Сказкотерапия как метод и развитие детей с мультидефектами// Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. ‬1999.‬№2.19.УшинскийК.Д. История воображения. // Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2/ под ред. А.И. Пискунова.‬М.: Педагогика, 1974.20.ЯкобсонП. М. Опыт изучения действий о воображении предметами. ‬М.: Просвещение, 1986.‬345 с.

Irina Tyutyueva,

Candidate of Psychological Sciences, Associate professor of developmental psychology and educational psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinskmedvedeva452010@mail.ruGenesis of the creation of fantastic improvisations preschool childrenAbstract.The article deals with the problem of creating fabulous improvisations in preschoolers.Keywords:

fairy tale, literary fairy tale, folklore, fairy tales, fairy tales types and themes, techniques and ways to create fabulous designs, preschool, preschool age, creative imagination, the level of development of creative imagination.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived20.02.2015Получена положительная рецензияReceived a positive review22.02.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication22.02.2015ОпубликованаPublished08.04.2015

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Тютюева И. А., 2015www.ekoncept.ru