Использование метода case-studies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шаталова
Е.
А. Использование метода case-studies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S19. – С.
36–40. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75274.htm.
Аннотация. В статье актуализируется применение кейс-метода в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, последовательность проведения занятия с применением кейс-метода.
Ключевые слова:
профессиональные компетенции, профессиональная подготовка, интерактивное обучение, дискуссия, кейс-метод, анализ ситуаций
Текст статьи
Шаталова Е. А. Использование метода casestudies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75274. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75274.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1
ART75274УДК371.13
Шаталова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доценткафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаулshatel84@inbox.ru
Использованиеметодаcasestudies
в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза
Аннотация.В статье актуализируется применение кейсметода в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, последовательностьпроведения занятия с применением кейсметода.Ключевые слова:профессиональная подготовка, интерактивное обучение, кейсметод, дискуссия, анализ ситуаций, профессиональные компетенции.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В последнее время большой интерес для педагогов высших учебных заведений вызывают активные и интерактивные методы и формы обучения студентов с целью формирования профессиональных компетенций, так как в настоящее время главными факторами развития личности являются взаимодействие между людьми и предметнопрактическая деятельность [1]. Наряду с традиционными методами и приемами обучения на современном этапе развития образования интерактивное обучение приобретает особую популярность. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных занятий, предусматривающая создание «фокусгрупп», проектные технологии, тренинги и методы casestudies(кейсметоды).Кейсметод–это инновационный метод обучения в вузе, который учитывает все особенности изучаемой дисциплины и формирует необходимые знания, умения и навыки. Данный метод работы со студенческой аудиторией направлен на решение определеннопоставленной проблемы, исходя из условий реальной учебной ситуации [2, с. 7].При изучении психологопедагогических дисциплин кейсметод используется как эффективное дополнение к лекционной методике преподавания, так и к практическим занятиям, тем самым закрепляя изучаемую тему. В процессе обучения с использованием кейсметода формируются профессиональные компетенции, такие как коммуникабельность, целеустремленность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений вусловиях стресса и недостаточной информации [3].Принципиальное отличие данного метода от традиционных методик обучения в демократизации получения знаний, т. е. равноправие всех со всеми в процессе обсуждения проблем, в том числе и с преподавателем. С применением кейсметода акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя. Результатами применения кейсметода помимо знаний выступают навыки профессиональной деятельности, а также развитие профессиональных позиций, системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения.Процесс организации учебного занятия с использованием кейсметода предполагает разнообразиетехнологических подходов и имеет свою специфику.Шаталова Е. А. Использование метода casestudies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75274. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75274.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
Процедура работы с кейсом состоит в том, что студенты, ознакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в процессе дискуссии с другими участниками образовательного процесса. Для знакомства с ситуацией прямо на занятии, для индивидуального анализа необходимо от 15 до 35 минут в зависимости от объема материала. В процессе анализа ситуации студенты учатся действовать совместно «в команде», проводить многоаспектный анализ и принимать решения. На рассмотрение ситуаций, как правило, требуется от 40 минут до 1,5 часов учебного времени. Продолжительность учебных занятий зависит от степени сложности предложенной ситуации и глубины знаний студентов.Этапы работы с кейсом:1.Подготовительный этап. На данном этапе преподавателем подготавливается кейс для работы со студентами. Процесс создания кейса и вопросов для него носит творческий характер, включающий в себя научноисследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя. Кейс может быть представлен вполном объёме, либо только его ключевая часть (на усмотрение преподавателя).Пример ситуации:Ученик 8гокласса из неполной семьи, был замечен в употреблении алкоголя. Начал прогуливать уроки. Отношения в семье сложные, с матерью постоянно конфликтует.Вопросы1.Что должен сделать социальныйпедагог на первом этапе работы?2.Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной семьей?Ответы1.Социальный педагог должен выявить причину злоупотребления алкоголем у подростка.2.Провести работу с матерью и помочь ей наладить отношения ссыном.2.Этап индивидуальной работы. На данном этапе осуществляется индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом,которая состоит в самостоятельном выявлении сути проблемы, формулировании собственной позиции в оценке ситуации, путей ее решения и рекомендаций. Анализ, проведенный каждым студентом,может обсуждаться в малой рабочей группе для выработки ее единой позиции или сразу привноситься в общегрупповую дискуссию. В общем виде требуемый от студентов анализ кейса напоминает решение проблемной ситуации и включает следующие шаги:1)анализ ситуациис целью определения проблемы;2)подведение теоретических оснований под конкретный случай;3)разработка плана решения проблемы;4)обоснование конкретных способов, средств и приемов воздействия;5)рефлексивный прогноз возможных последствий и результатов применения выработанной стратегии решения ситуации.Как правило, такая работа проводится каждым студентом самостоятельно, оформляются в письменном виде, после чего обсуждаются.3.Этап анализа практической ситуации. Рассмотрение ситуаций может осуществляться по подгруппам (по 5–7 человек), в случае малого количества присутствующих студентов на занятии, участники распределяются по парам.Шаталова Е. А. Использование метода casestudies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75274. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75274.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
Так как количество учащихся варьируется в зависимости от масштабов и сложности ситуации, от ее новизны. Деятельность в малых группах занимает значимое место в кейсметоде, так как это самый эффективный метод изучения и обмена опытом. Здесь возможны следующие формы работы:–возможен запрос на дополнительную информацию. Это обсуждается в группе, и решается вопрос о ее необходимости для принятия обоснованного решения;–каждой подгруппе студентов выдается вся информация, которую они запросили, а затем на общей дискуссии при обсуждении принятых решений выясняется, какая из полученной информации оказалась использованной при выработке решения;–производится как качественное (значимость информации для принятия решения), так и количественное взвешивание (в очках, баллах) «стоимости» запрошенной информации по сравнению с ценностью принятого решения в тех же единицах. При этом «стоимость» информации заранее оговаривается, а оценку решений слушатели производят коллективно. 4.Этап предварительного обсуждения ситуации в аудитории. На данном этапе преподаватель получает информацию о усвоении материала обучаемыми и о правильном понимании участниками проблем, поставленных в ситуации, так как студентами самостоятельно изучается новый материал по кейсу, необходимый для выполнения практического задания. Методами проверки полученных знаний могут быть как традиционные (взаимопроверка, устный фронтальный опрос, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционные (тестирование, рейтинг и т.д.).5.Этап межгрупповой дискуссии. Данный этап реализуется на основе сообщений подгрупп. Представители, каждой из подгрупп для представления итогового материала, выступают со своими предполагаемыми решениями и анализом, а участники из других подгрупп выступают в роли оппонентов. Преподаватель выполняет роль руководителя дискуссии (координатора) и контролирует ситуацию, а при необходимости выполняет роль критика, активизируя и направляя дискуссию. 6.Заключительный этап. На данном этапе осуществляется подведение итогов. Первоначально высказываются желающие из аудитории, а затем сам преподаватель ведущий занятие, далее он дает оценку выводам отдельных участников и подгрупп, а также всему ходу дискуссии [5].Для качественного подведения итогов деятельности студентов преподаватель использует многокомпонентный метод формирования оценки. Критериями оценивая деятельности студентов выступают:–уровень активности на занятии (владение категориальным аппаратом выступление, предложение плана действий, участие в обработке количественныхданных и др.);–подготовленные письменные работы (оформление документов надлежащим образом, формулировка и анализ всех проблем, имеющихся в кейсе, собственные выводы и др.).Одновременно с оценкой преподаватель формулирует и обосновывает варианты действий, которые не были предложены, допущенные ошибки, если такие были, и выделяются особенно продуктивные решения. Множественность допустимых решений является специфической особенностью многих ситуационных заданий. Следовательно, предлагаемые студентами решения нельзя разделить на «правильные» и «неправильные». Они могут разделяться по обоснованности решения, по степени риска, по затратам ресурсов, но при этом самые разные решения будут правильными, то есть соответствующими заданию. Шаталова Е. А. Использование метода casestudies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75274. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75274.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
Использование традиционной шкалы оценки, или перевод баллов в традиционные отметки, безусловно является для преподавателя привычным и информативным. Однако можно использовать полученные баллы иначе, ведьсмысл выполнения ситуационных заданий заключается не в фиксации того, что умеет или не умеет делать студент, а в получении информации о том, какие умения ему необходимо освоить и чему необходимо студенту научиться. Причем эта информация необходима в большей степени студенту, так как одной из задач ситуационных заданий является оценка студентом своих учебных успехов. Следовательно, эффективней будет ввести рейтинг студентов по результатам выполнения заданий, который может быть представлен на доске или специальном экране. Кроме этого, оценке студентом своих учебных успехов будет, способствовать и самооценка студентами уровня сформированности тех или иных компетенций (см. таблицу) [2, с.16–17].Для оценивания результатов решения ситуационных задач наиболее целесообразно руководствоваться стратегией «эффективно –неэффективно врешении проблемы», а не «верно–неверно».
Оценка развития у студентов способности к самостоятельному решению проблем
Умения Критерии сформированности умений Баллы 1
2345Умение решать проблемы образовательной деятельности Использовать различные источники образовательной информации, ориентироваться в образовательном пространстве
Решать учебнопознавательные проблемы
Решать коммуникативные проблемы, связанные с образовательной деятельностью
Умение объяснять явления действительности (решать познавательные проблемы) Описывать явления действительности, выделять их существенные и несущественные признаки, выявлять происходящие в них изменения
Раскрывать причинноследственные, закономерные и случайные связи явлений действительности
Систематизировать явления действительности
Использовать научные методы познания явления действительности
Обосновывать собственную мировоззренческую позицию
Умение ориентироваться в мире ценностей (решать ценностноориентационные проблемы) Определять собственные ценности
Различать существующие виды ценностей (материальные, социальные, духовные)
Выбирать критерии оценки явлений действительности)
«Взвешивать» ценности
Умение решать практические проблемы, связанные с реализацией определенной социальной роли Работать с различными видами текстов, имеющих функциональное назначение (учебные тексты, деловая информация, научнопопулярные тексты)
Шаталова Е. А. Использование метода casestudies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75274. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75274.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
Использовать технические средства, использовать существующие нормы и правила поведения применительно к конкретным ситуациям, приборы, инструменты при решении познавательных и практических проблем
Объяснять, какие знания лежат в основе изучаемых норм, правил, инструкций
Умение решать практические проблемы универсального характера Достигать успеха в приоритетных видах деятельности
Решать проблемы в любых видах профессиональной и любой другой социальной деятельности
Решать проблемы в условиях недостаточной информации и данных о событии
Умение проектировать и принимать решенияПроектировать планировать стратегию и принимать решения
Принимать правильные решения в не зависимости от сложности ситуации
Моделировать будущее совей профессиональной деятельности
Предлагать несколько вариантов решения проблемы
Умение применять академическую теорию в реальных событиях будущей профессиональной деятельностиКлассифицировать, выделять, нужную информацию
Использовать на практике академические теории, методы и принципы
При выборе кейсметода, как ресурса формирования профессиональных компетенций будущих социальных педагогов мы исходили из того, что применение данной технологии повысит уровень мотивации студентов для изучения дисциплины, а работа с кейсами будет стимулировать студентов добывать новую информацию, обращаясь к ранее изученному материалу [4].Таким образом, профессиональная подготовка студентов –будущих педагогов предполагает стимулирование их к активной познавательной деятельности и творческому мышлению, развитию способности к прогнозированию, генерированию идей, рефлексии, стремлению к совершенствованию. Полученный опыт на занятиях с использованием кейсметода поможет обогатить студента навыками профессиональной деятельности еще на этапе вузовской подготовки, сформировать устойчивую педагогическую позицию как основу профессионализма.
Ссылки на источники1.Психологопедагогический практикум: учеб.пособие / авт.сост. А.К.Быков. –М.:ТЦ Сфера, 2006. –128 с.2.СавельеваМ.Г.Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учеб.метод.пособие. –Ижевск: УдГУ, 2013. –94 с.3.http://www.moeobrazovanie.ru/metod_case_studies.html4.http://cyberleninka.ru/article/n/keysmetodiegoresursyvformirovaniipedagogicheskoykompetentnostisotsialnyhpedagogov5.http://surgpu.ru
Elena Shatalova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Asssistant ProfessorDepartment of Pedagogy, Altai State Pedagogical University, Barnaulshatel84@inbox.ruШаталова Е. А. Использование метода casestudies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75274. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75274.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
Using the method ofcasestudiesthe training of students of pedagogical high schoolAbstract.
Article updated the application of casemethod in the process of training of students of pedagogical university.Keywords:professional training, interactive training,casestudies, discussion, analysis of situations, professional competence.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived06.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.04.15ОпубликованаPublished29.04.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Шаталова Е. А., 2015www.ekoncept.ru
ART75274УДК371.13
Шаталова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доценткафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаулshatel84@inbox.ru
Использованиеметодаcasestudies
в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза
Аннотация.В статье актуализируется применение кейсметода в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, последовательностьпроведения занятия с применением кейсметода.Ключевые слова:профессиональная подготовка, интерактивное обучение, кейсметод, дискуссия, анализ ситуаций, профессиональные компетенции.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В последнее время большой интерес для педагогов высших учебных заведений вызывают активные и интерактивные методы и формы обучения студентов с целью формирования профессиональных компетенций, так как в настоящее время главными факторами развития личности являются взаимодействие между людьми и предметнопрактическая деятельность [1]. Наряду с традиционными методами и приемами обучения на современном этапе развития образования интерактивное обучение приобретает особую популярность. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных занятий, предусматривающая создание «фокусгрупп», проектные технологии, тренинги и методы casestudies(кейсметоды).Кейсметод–это инновационный метод обучения в вузе, который учитывает все особенности изучаемой дисциплины и формирует необходимые знания, умения и навыки. Данный метод работы со студенческой аудиторией направлен на решение определеннопоставленной проблемы, исходя из условий реальной учебной ситуации [2, с. 7].При изучении психологопедагогических дисциплин кейсметод используется как эффективное дополнение к лекционной методике преподавания, так и к практическим занятиям, тем самым закрепляя изучаемую тему. В процессе обучения с использованием кейсметода формируются профессиональные компетенции, такие как коммуникабельность, целеустремленность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений вусловиях стресса и недостаточной информации [3].Принципиальное отличие данного метода от традиционных методик обучения в демократизации получения знаний, т. е. равноправие всех со всеми в процессе обсуждения проблем, в том числе и с преподавателем. С применением кейсметода акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя. Результатами применения кейсметода помимо знаний выступают навыки профессиональной деятельности, а также развитие профессиональных позиций, системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения.Процесс организации учебного занятия с использованием кейсметода предполагает разнообразиетехнологических подходов и имеет свою специфику.Шаталова Е. А. Использование метода casestudies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75274. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75274.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
Процедура работы с кейсом состоит в том, что студенты, ознакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в процессе дискуссии с другими участниками образовательного процесса. Для знакомства с ситуацией прямо на занятии, для индивидуального анализа необходимо от 15 до 35 минут в зависимости от объема материала. В процессе анализа ситуации студенты учатся действовать совместно «в команде», проводить многоаспектный анализ и принимать решения. На рассмотрение ситуаций, как правило, требуется от 40 минут до 1,5 часов учебного времени. Продолжительность учебных занятий зависит от степени сложности предложенной ситуации и глубины знаний студентов.Этапы работы с кейсом:1.Подготовительный этап. На данном этапе преподавателем подготавливается кейс для работы со студентами. Процесс создания кейса и вопросов для него носит творческий характер, включающий в себя научноисследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя. Кейс может быть представлен вполном объёме, либо только его ключевая часть (на усмотрение преподавателя).Пример ситуации:Ученик 8гокласса из неполной семьи, был замечен в употреблении алкоголя. Начал прогуливать уроки. Отношения в семье сложные, с матерью постоянно конфликтует.Вопросы1.Что должен сделать социальныйпедагог на первом этапе работы?2.Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной семьей?Ответы1.Социальный педагог должен выявить причину злоупотребления алкоголем у подростка.2.Провести работу с матерью и помочь ей наладить отношения ссыном.2.Этап индивидуальной работы. На данном этапе осуществляется индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом,которая состоит в самостоятельном выявлении сути проблемы, формулировании собственной позиции в оценке ситуации, путей ее решения и рекомендаций. Анализ, проведенный каждым студентом,может обсуждаться в малой рабочей группе для выработки ее единой позиции или сразу привноситься в общегрупповую дискуссию. В общем виде требуемый от студентов анализ кейса напоминает решение проблемной ситуации и включает следующие шаги:1)анализ ситуациис целью определения проблемы;2)подведение теоретических оснований под конкретный случай;3)разработка плана решения проблемы;4)обоснование конкретных способов, средств и приемов воздействия;5)рефлексивный прогноз возможных последствий и результатов применения выработанной стратегии решения ситуации.Как правило, такая работа проводится каждым студентом самостоятельно, оформляются в письменном виде, после чего обсуждаются.3.Этап анализа практической ситуации. Рассмотрение ситуаций может осуществляться по подгруппам (по 5–7 человек), в случае малого количества присутствующих студентов на занятии, участники распределяются по парам.Шаталова Е. А. Использование метода casestudies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75274. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75274.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
Так как количество учащихся варьируется в зависимости от масштабов и сложности ситуации, от ее новизны. Деятельность в малых группах занимает значимое место в кейсметоде, так как это самый эффективный метод изучения и обмена опытом. Здесь возможны следующие формы работы:–возможен запрос на дополнительную информацию. Это обсуждается в группе, и решается вопрос о ее необходимости для принятия обоснованного решения;–каждой подгруппе студентов выдается вся информация, которую они запросили, а затем на общей дискуссии при обсуждении принятых решений выясняется, какая из полученной информации оказалась использованной при выработке решения;–производится как качественное (значимость информации для принятия решения), так и количественное взвешивание (в очках, баллах) «стоимости» запрошенной информации по сравнению с ценностью принятого решения в тех же единицах. При этом «стоимость» информации заранее оговаривается, а оценку решений слушатели производят коллективно. 4.Этап предварительного обсуждения ситуации в аудитории. На данном этапе преподаватель получает информацию о усвоении материала обучаемыми и о правильном понимании участниками проблем, поставленных в ситуации, так как студентами самостоятельно изучается новый материал по кейсу, необходимый для выполнения практического задания. Методами проверки полученных знаний могут быть как традиционные (взаимопроверка, устный фронтальный опрос, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционные (тестирование, рейтинг и т.д.).5.Этап межгрупповой дискуссии. Данный этап реализуется на основе сообщений подгрупп. Представители, каждой из подгрупп для представления итогового материала, выступают со своими предполагаемыми решениями и анализом, а участники из других подгрупп выступают в роли оппонентов. Преподаватель выполняет роль руководителя дискуссии (координатора) и контролирует ситуацию, а при необходимости выполняет роль критика, активизируя и направляя дискуссию. 6.Заключительный этап. На данном этапе осуществляется подведение итогов. Первоначально высказываются желающие из аудитории, а затем сам преподаватель ведущий занятие, далее он дает оценку выводам отдельных участников и подгрупп, а также всему ходу дискуссии [5].Для качественного подведения итогов деятельности студентов преподаватель использует многокомпонентный метод формирования оценки. Критериями оценивая деятельности студентов выступают:–уровень активности на занятии (владение категориальным аппаратом выступление, предложение плана действий, участие в обработке количественныхданных и др.);–подготовленные письменные работы (оформление документов надлежащим образом, формулировка и анализ всех проблем, имеющихся в кейсе, собственные выводы и др.).Одновременно с оценкой преподаватель формулирует и обосновывает варианты действий, которые не были предложены, допущенные ошибки, если такие были, и выделяются особенно продуктивные решения. Множественность допустимых решений является специфической особенностью многих ситуационных заданий. Следовательно, предлагаемые студентами решения нельзя разделить на «правильные» и «неправильные». Они могут разделяться по обоснованности решения, по степени риска, по затратам ресурсов, но при этом самые разные решения будут правильными, то есть соответствующими заданию. Шаталова Е. А. Использование метода casestudies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75274. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75274.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
Использование традиционной шкалы оценки, или перевод баллов в традиционные отметки, безусловно является для преподавателя привычным и информативным. Однако можно использовать полученные баллы иначе, ведьсмысл выполнения ситуационных заданий заключается не в фиксации того, что умеет или не умеет делать студент, а в получении информации о том, какие умения ему необходимо освоить и чему необходимо студенту научиться. Причем эта информация необходима в большей степени студенту, так как одной из задач ситуационных заданий является оценка студентом своих учебных успехов. Следовательно, эффективней будет ввести рейтинг студентов по результатам выполнения заданий, который может быть представлен на доске или специальном экране. Кроме этого, оценке студентом своих учебных успехов будет, способствовать и самооценка студентами уровня сформированности тех или иных компетенций (см. таблицу) [2, с.16–17].Для оценивания результатов решения ситуационных задач наиболее целесообразно руководствоваться стратегией «эффективно –неэффективно врешении проблемы», а не «верно–неверно».
Оценка развития у студентов способности к самостоятельному решению проблем
Умения Критерии сформированности умений Баллы 1
2345Умение решать проблемы образовательной деятельности Использовать различные источники образовательной информации, ориентироваться в образовательном пространстве
Решать учебнопознавательные проблемы
Решать коммуникативные проблемы, связанные с образовательной деятельностью
Умение объяснять явления действительности (решать познавательные проблемы) Описывать явления действительности, выделять их существенные и несущественные признаки, выявлять происходящие в них изменения
Раскрывать причинноследственные, закономерные и случайные связи явлений действительности
Систематизировать явления действительности
Использовать научные методы познания явления действительности
Обосновывать собственную мировоззренческую позицию
Умение ориентироваться в мире ценностей (решать ценностноориентационные проблемы) Определять собственные ценности
Различать существующие виды ценностей (материальные, социальные, духовные)
Выбирать критерии оценки явлений действительности)
«Взвешивать» ценности
Умение решать практические проблемы, связанные с реализацией определенной социальной роли Работать с различными видами текстов, имеющих функциональное назначение (учебные тексты, деловая информация, научнопопулярные тексты)
Шаталова Е. А. Использование метода casestudies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75274. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75274.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
Использовать технические средства, использовать существующие нормы и правила поведения применительно к конкретным ситуациям, приборы, инструменты при решении познавательных и практических проблем
Объяснять, какие знания лежат в основе изучаемых норм, правил, инструкций
Умение решать практические проблемы универсального характера Достигать успеха в приоритетных видах деятельности
Решать проблемы в любых видах профессиональной и любой другой социальной деятельности
Решать проблемы в условиях недостаточной информации и данных о событии
Умение проектировать и принимать решенияПроектировать планировать стратегию и принимать решения
Принимать правильные решения в не зависимости от сложности ситуации
Моделировать будущее совей профессиональной деятельности
Предлагать несколько вариантов решения проблемы
Умение применять академическую теорию в реальных событиях будущей профессиональной деятельностиКлассифицировать, выделять, нужную информацию
Использовать на практике академические теории, методы и принципы
При выборе кейсметода, как ресурса формирования профессиональных компетенций будущих социальных педагогов мы исходили из того, что применение данной технологии повысит уровень мотивации студентов для изучения дисциплины, а работа с кейсами будет стимулировать студентов добывать новую информацию, обращаясь к ранее изученному материалу [4].Таким образом, профессиональная подготовка студентов –будущих педагогов предполагает стимулирование их к активной познавательной деятельности и творческому мышлению, развитию способности к прогнозированию, генерированию идей, рефлексии, стремлению к совершенствованию. Полученный опыт на занятиях с использованием кейсметода поможет обогатить студента навыками профессиональной деятельности еще на этапе вузовской подготовки, сформировать устойчивую педагогическую позицию как основу профессионализма.
Ссылки на источники1.Психологопедагогический практикум: учеб.пособие / авт.сост. А.К.Быков. –М.:ТЦ Сфера, 2006. –128 с.2.СавельеваМ.Г.Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учеб.метод.пособие. –Ижевск: УдГУ, 2013. –94 с.3.http://www.moeobrazovanie.ru/metod_case_studies.html4.http://cyberleninka.ru/article/n/keysmetodiegoresursyvformirovaniipedagogicheskoykompetentnostisotsialnyhpedagogov5.http://surgpu.ru
Elena Shatalova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Asssistant ProfessorDepartment of Pedagogy, Altai State Pedagogical University, Barnaulshatel84@inbox.ruШаталова Е. А. Использование метода casestudies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75274. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75274.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
Using the method ofcasestudiesthe training of students of pedagogical high schoolAbstract.
Article updated the application of casemethod in the process of training of students of pedagogical university.Keywords:professional training, interactive training,casestudies, discussion, analysis of situations, professional competence.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived06.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.04.15ОпубликованаPublished29.04.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Шаталова Е. А., 2015www.ekoncept.ru