Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коробченко Т. В., Розова Ю. Е. Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75290.htm.
Аннотация. Статья раскрывает вопрос об эффективности коррекционно-логопедической работы с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий (водотерапия, пескотерапия, элементы психогимнастики, хромотерапия, музыкотерапия и другие) в рамках светлой сенсорной комнаты с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Розова Ю. Е.,Коробченко Т. В.Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционнологопедической работес детьми собщим недоразвитием речи// Концепт. –2015. –Спецвыпуск № 23. –ART75290. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75290.htm. –ISSN 2304120X.

ART75290УДК376.37

Розова Юлия Евгеньевна,

учительлогопед ГБОУ школаинтернат№ 8 Пушкинского районаСанктПетербурга, г. СанктПетербургyulya.rozova@mail.ru

Коробченко Татьяна Васильевна,

учительлогопед ГБОУ школаинтернат№ 8 Пушкинского районаСанктПетербурга, г. СанктПетербургc513bm@mail.ru

Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционнологопедической работес детьми собщим недоразвитием речи

Аннотация.Статья раскрывает вопрос об эффективности коррекционнологопедической работы с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий (водотерапия, пескотерапия, элементы психогимнастики, хромотерапия, музыкотерапия и другие) в рамках светлой сенсорной комнаты с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова:коррекционнологопедическая работа, нетрадиционные развивающие технологии, здоровьесберегающие технологии, светлая сенсорная комната.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В последнее время отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речевого развития. В специальной педагогике и психологии эта проблема входит в круг особо важных.Учителялогопеды ГБОУ школыинтерната №8 Пушкинского районас целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими особенностями поведения и взаимодействиядетей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих речевые нарушения, в ходе коррекционноразвивающей работы регулярно проводят занятия в Светлой сенсорной комнате («Волшебной комнате»). Светлая сенсорная комната –это особым образом организованная окружающая среда, наполненная разнообразными стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха, осязания, обоняния и другие.Полифункциональная среда сенсорной комнаты способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти,мышления), органов чувств,вестибулярного аппарата, позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире. «Волшебная комната» оказывает влияние на коррекцию личностных особенностей и эмоциональноволевой сферы, крометого, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоциональноположительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к педагогу и настраивает его на эффективную и результативную работу [1, 2].В рамках Светлой сенсорной комнаты нами часто проводятся логопедические занятия с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологии (водотерапия, пескотерапия, элементы психогимнастики, хромотерапия, музыкотерапия и другие).Наши многолетние наблюдения за детьми показали, что из ряда предложенных для деятельности предметов и материалов (цветные карандаши, фломастеры, красРозова Ю. Е.,Коробченко Т. В.Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционнологопедической работес детьми собщим недоразвитием речи// Концепт. –2015. –Спецвыпуск № 23. –ART75290. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75290.htm. –ISSN 2304120X.

ки, пластилин, конструктор, разнообразные игрушки) большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водойи песком. Заходя в «Волшебную комнату», дети сами просят: «Давайте поиграем в песочек и воду». Для детей это, прежде всего, игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.Пескои водотерапия –мощный ресурс для коррекционноразвивающей и образовательной работы, направленный накоррекцию психофизического развития (в том числе коррекцию речевых нарушений).С помощью игр на песке и воде решаются самые сложные коррекционноразвивающие задачи: нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса, коррекция и развитие психических и сенсорноперцептивных способностей (развитие зрительнопредметного, эрительнопространственного и слухового восприятия,развития зрительного внимания,воображения,коррекция и развитие эмоциональноволевой сферы), активизация развития устной речи [3, 4].Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов.

Предлагаем несколько примеров использования песка и воды вкоррекционной работе с детьми.На развитиедиафрагмального дыхания мы используем такие упражнения и игры на воде и песке:«Выровняй дорогу». Логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой и тд.«Найди клад». Предмет, картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.«На море». Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.Длярегуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук исовершенствования мелкой моторики в работу с песком и водой включается пальчиковая гимнастика.На этапе формирования артикуляторной моторики, развитияартикуляционных движенийи постановки звукавыполнение артикуляционной гимнастикисочетается с играми на песке и воде.На этапеавтоматизации звуков используются следующие упражнения:«Говори и пиши». Произнесение любого автоматизируемого звука с одновременным прописыванием буквы, обозначающей данный звук, на песке или воде.«Горочка».Набрать в руку песок или воду и произносить любой автоматизируемый звук, насыпая горку (или выливая воду из ладошки).

«Дорожка».Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку или воде ладошкамии др.Для развития фонематического слуха полезны следующие упражнения:«Прятки».Опускать руки в песок или воду, услышав заданный звук.«Слоговые дорожки». Ребенок рисует круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.«Водолаз». Со дна контейнера с водой ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.«Два моря».В оба контейнера рабочего стола наливается вода.Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в «море [с]» и «море [ш]»).Розова Ю. Е.,Коробченко Т. В.Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционнологопедической работес детьми собщим недоразвитием речи// Концепт. –2015. –Спецвыпуск № 23. –ART75290. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75290.htm. –ISSN 2304120X.

«Искатель». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их (воздушной струёй)и раскладывает на две группы и др.Присовершенствовании лексикограмматического строя речи в игровых упражнениях с водой или песком можно учитьупотреблять в речи некоторые грамматические категории: предлоги, приставочные глаголы, наречия, прилагательные и т.д.При обучении грамоте на песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности, писатьзаданные буквы, слоги и слова.При рисовании песочных картинможно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения, рассказы.«Дорисуй картинку».Логопед рисуетзаданный предмет на песке,а ребенокдорисовывает песочную картинку и составляет по ней предложение или рассказ и др.Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки сдемонстрацией действий, используя игрушки для водои пескотерапии, пальчиковый театр, объемные лотодиорамы. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на пескезанятия по составлению рассказовсравнений, рассказовописаний.Игрыдраматизации на песке и воде способствуют развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение.Логопедические игры с песком и водойна занятиях в рамках Светлой сенсорной комнаты с детьми являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционнологопедической работы:дыхательной и артикуляционной гимнастикой, фонетической ритмикой, динамическими паузами. На одномлогопедическом занятии при использовании песка и воды можно сочетать работу, как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью.

В оборудование Светлой сенсорной комнаты входит музыкальное оборудование с подборомдисков с записями различной музыки, обладающей релаксационными и активизирующими свойствами, звуков природы, голосами животных и птиц. В зависимости от тематики логопедического занятия педагог подбирает музыкальный фон.На логопедических занятиях в «Волшебной комнате» эффективно сочетание хромотерапии с технологией «Цветное настроение». Использование данной технологии благотворно действует на нервную систему, стимулирует развитие психических процессов, создает хорошее настроение. Из различных по форме, цвету, размеру, текстуре, объемустеклянных элементов мозаики «Цветное настроение» учащиесявыкладывают отдельные предметы (буквы, цифры, символы, живые и неживые предметы и т.д.),сюжетные картины.«Волшебная комната» –это необыкновенная сказка, создающаяотличное настроение в сочетаниис огромным набором благоприятных воздействий на организм ребенка, что делает еенеобходимой в коррекционноразвивающей работе логопеда.

Розова Ю. Е.,Коробченко Т. В.Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционнологопедической работес детьми собщим недоразвитием речи// Концепт. –2015. –Спецвыпуск № 23. –ART75290. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75290.htm. –ISSN 2304120X.

Ссылки на источники1.Логинова Е.А., Елецкая О.В. Характер изменений в профессиональном педагогическом образовании в аспекте его модернизации //Современные научные исследования и инновации. –2011. –№ 5. –С. 37.2.Игра и игрушка: инновационная среда развития ребёнка: учеб.метод.пособие/ подред.С.В.Жолована. –СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

3.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Роль светлой сенсорной комнаты вкоррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновации и традиции специального (дефектологического) образования. –М.: ЛОГОМАГ,2012. 4.Хоботова С.А. Из опыта работы с безречевыми детьми раннего возраста в условиях детской поликлиники на базе сенсорной комнаты// Логопед. –2011. –№6.

Yulia Rozova,

teacherlogopedist, Public budgetary educational institution boarding school №8 of Pushkin district of St.Petersburg, St. Petersburgyulya.rozova@mail.ruTatyanaKorobchenko, teacherlogopedist, Publicbudgetaryeducationalinstitutionboardingschool№8 ofPushkindistrict of St.Petersburg, St. Petersburgc513bm@mail.ruThe efficiency of use of Light sensory room in remedial speech therapy work with children with General speech underdevelopmentAbstract.The article reveals the effectiveness of correctional and speech therapy with the use of nontraditional and healthtechnology (water therapy, peskoterapiya, elements psihogimnastiki, chromo therapy, music therapy, etc.) within the Light sensory room for children with disabilities.Keywords:special logopedic work, innovative educational technologies, health saving technologies, light sensory room.

Рекомендованокпубликации:

ЕлецкойО.В., кандидатомпедагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived13.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review15.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication15.04.15ОпубликованаPublished04.06.15

© Концепт, научнометодическийэлектронный журнал, 2015©Розова Ю. Е., Коробченко Т. В., 2015www.ekoncept.ru