Мимио-приложения как средство организации комплексной диагностики детей с нарушениями речи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тараканова А. А. Мимио-приложения как средство организации комплексной диагностики детей с нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75291.htm.
Аннотация. Затрагивается проблема осуществления комплексной диагностики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития, в соответствии с ФГОС дошкольного образования. На примере опыта работы дошкольного учреждения коррекционной направленности рассматривается использование инновационных компьютерных технологий в диагностической деятельности педагогов.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тараканова А. А. Мимиоприложения как средство организации комплексной диагностики детей с нарушениями речи // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75291. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75291.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART75291УДК376.37

Тараканова Алла Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина», г. СанктПетербургa.tarakanova@mail.ru

Мимиоприложения как средство организации комплексной диагностики детей с нарушениями речи

Аннотация. Затрагивается проблема осуществления комплексной диагностики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития, в соответствии с ФГОС дошкольного образования. На примере опыта работы дошкольного учреждения коррекционной направленности рассматривается использование инновационных компьютерных технологий в диагностической деятельности педагогов.Ключевые слова:мимиотехнологии, нарушение речевого развития, логопедическое обследование, педагогическая диагностика. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Согласно ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является обеспечение вариативности содержания образовательных программ [1].При этом следует учитывать образовательные потребности и способности воспитанников при коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказании им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Она производится педагогом в рамках педагогической диагностики. Под педагогической диагностикой в данном контексте подразумевается исследование индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанное с оценкой эффективности педагогических действий и лежащее в основе их дальнейшего планирования. Нарушения речевого развития являются одним из наиболее распространенных нарушений у детей дошкольного возраста. Речевые нарушения, как правило, сочетаются с разнообразными недостатками в физическом и психическом развитии детей, что обуславливает необходимость комплексного использованияпедагогической диагностики и логопедического обследования при работе с детьми с ОВЗ.В связи с этим поиск наиболее эффективных путей выявления индивидуальных особенностей в формировании социальнонормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка по основным образовательным областям приобретает особую актуальность. В отличие от психологической диагностики, использующей высоко формализованные (тесты, пробы) методы, педагогическая диагностика включает низко формализованные (наблюдение, беседа) методы, что требует более значительных временных затрат и не всегда позволяет количественно оценить полученные результаты обследования. На базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 51 компенсирующего вида Калининского района СанктПетербурга в рамках экспериментальной площадки нами осуществляется экспериментальная работа по использованию ИКТ в целях мониторинга достижения детьми Тараканова А. А. Мимиоприложения как средство организации комплексной диагностики детей с нарушениями речи // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75291. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75291.htm.–ISSN 2304120X. 2

планируемых результатовосвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Первый этап экспериментальной работы предполагал разработку диагностических карт по образовательным областям, а также разработку компьютерных диагностических материалов для медиатеки, в частности, методическая разработка: «Интерактивное приложение к речевой карте» –мимиокомпьютерные диагностические материалы, включающие игры и игровые упражнения по обследованию основных направлений развития речи дошкольников.Важный аспект деятельности экспериментальной площадки–создание и совершенствование материальнотехнической и информационной среды ДОУ. Все кабинеты логопедов оборудованы компьютерами, принтерами. Соответствующим образом оборудованы кабинеты руководителей ДОУ.Все группы, музыкальный зал оснащены мультимедийным проектором, ноутбуком, интерактивным устройством mimio, которое позволяет организовывать интерактивную образовательную среду там и тогда, где это необходимо. Достаточно насыщенная информационная среда позволяет создаватьи накапливать тот багаж продуктов экспериментальной работы, который необходим в воспитательнообразовательном процессе.Созданная в детском саду медиатека включает в себя компьютерные игры, клипы, фильмы, мультфильмы, авторские презентации PowerPointи МИМИОпрезентации, разработанные и подобранные к пяти образовательным областям, лексическим темам, проектам, праздникам, различным событиям [2].Использование интерактивной программы MimioStudioпозволяет педагогам существенно разнообразить свою деятельность, значительно повысить мотивацию детей, которые являются непосредственными и активными участниками образовательновоспитательного процесса с использованием ИКТ.Задачей второго этапа являлась разработка интерактивного приложения кметодическому комплексупедагогической диагностики по пяти образовательным областям. Для определения инновационного характера методических разработок был проведен аналоговый анализ, который предполагал сравнение мимиоприложений с аналогичными материалами.Инновационный характер методических разработок заключается в использовании мимиотехнологий. Главным педагогическим инструментом мимиотехнологии является интерактивность, которая дает возможность педагогу воздействовать на ребенка и получать ответные реакции, в то же время, помогает детям организовывать самостоятельную деятельность, где педагог является, в первую очередь, консультантом[3]. Диагностические материалы имеют свою специфику:Методологической основой инновационного продукта является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состоит в том, что в результате внедрения интерактивного приложения ребенок приобретает знания, необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями [4].В основу инновационного продукта заложена компьютерная дидактическая игра.Является здоровьесберегающей технологией, т.к., ребенок не находится непосредственно за компьютеромИнтерактивное приложение предусматривает индивидуальный подход к дошкольнику, приучает его к самостоятельности, развивает самоконтроль.Тараканова А. А. Мимиоприложения как средство организации комплексной диагностики детей с нарушениями речи // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75291. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75291.htm.–ISSN 2304120X. 3

Использование мимиоприложения позволяет погрузить детей в интерактивную среду, наиболее достоверно отображающую целостную картину мира, при этом ребенок оказывается не пассивным наблюдателем, а активным участником. Мимиопрезентации способствуют освоению опыта самостоятельного исследования образовательного материала, повышают успешность выполнения заданий и мотивацию познания.Использование мимиотехнологий в процессе педагогического обследования позволяет наиболее полно реализовывать основные принципы психологопедагогической диагностики: Принцип единства воспитания и изучения.Принцип деятельностного подхода.Принцип учета ведущего вида деятельности.Принцип наглядности.Принцип доступности.Таким образом, диагностические материалы в форме интерактивного приложения представляют собой существенно измененную, усовершенствованную технологию комплексного обследования детей с нарушениями речи с опорой на традиционные методы [2].Остановимся подробнее на каждом изразработанных продуктов.Интерактивное приложение к речевой карте, разработанное коллективом учителейлогопедов ДОУ, включает следующие блоки:Первый блок–исследование неречевых психических функций. Второй блок–исследование дыхательной и голосовой функции; исследование просодических компонентов речи у детей. При создании игр и игровых упражнений во втором блоке, использовался один из методов педагогической технологии –сказкотерапия.В третьем блоке представлены игры на выявление нарушений разных групп звуков и на исследование слоговой структуры слова. В четвёртом блоке представлены игры на исследование состояния фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.Пятый блок включает игры, направленные на исследование лексики у детей.Шестой блок включает задания наисследование грамматического строя речи у детей.В седьмом блоке–игровые упражнения на исследование связной речи детей.При описании заданий каждого блока указаны цель и процедура. После выполнения каждого задания ребёнком логопед с помощью гиперссылки переходит на страницу с таблицей «Параметры оценки», где фиксирует результаты выполнения, согласно критериям, разработанным для каждого задания. Результаты выполнения заданий по каждому блоку суммируются и суммарный результат заносится в «итоговую таблицу», после чего определяется уровень сформированности каждой из сторон речевого развития.С помощью мимиотехнологии авторским коллективом воспитателей разработан инновационный продукт «Интерактивное приложение к методическомукомплексу педагогической диагностики». Оно состоит из серий игр и игровых упражнений, направленных на выявление индивидуальных особенностей в усвоении умений и навыков, предусмотренных Программой по основным образовательным областям.Образовательная область «Физическое развитие» представлена направлением:Исследование начальных представлений о здоровом образе жизни Тараканова А. А. Мимиоприложения как средство организации комплексной диагностики детей с нарушениями речи // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75291. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75291.htm.–ISSN 2304120X. 4

Образовательная область «Художественноэстетическое развитие» представлена 2 направлениями:1 направление: Исследование представлений детей обискусстве; знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности. Исследование начальных представлений в сфере конструктивно–модельной деятельности

В образовательной области «Познавательноеразвитие» также представлены 2направления:1 направление: Исследование элементарных математических представлений 2 направление: Ознакомление с миром природы. Исследование представлений детей о природе.Образовательная область «Социальнокоммуникативное развитие» представлена следующими направлениями:1 направление: Исследование начальных представлений об основах безопасности 2 направление: Исследование начальных представлений о самообслуживании, самостоятельности и трудовом воспитании Образовательная область «Речевое развитие» представлена направлением: Исследование начальных представлений о художественной литературе.Образовательная область «Социальнокоммуникативное развитие» представлена направлением: Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.При описании заданий каждого направления указаны цель и процедура их проведения. После выполнения каждого задания ребёнком воспитатель с помощью гиперссылки переходит на страницу с таблицей «Параметры оценки», где фиксирует результаты выполнения, согласно критериям, разработанным для каждогозадания. В дальнейшем полученный результат подвергается количественному и качественному анализу. При оценке качественных показателей основное внимание уделяется анализу характера допускаемых ошибок, причин их появления; учитывается также степень самостоятельности при выполнении заданий. Количественный анализ позволяет установить, какие виды заданий вызывали наибольшие трудности при их выполненииРезультаты выполнения заданий по каждому направлению суммируются и вычисляется среднее значение, которое заносится в «итоговую таблицу», после чего определяется уровень сформированности необходимых навыков и умений. Согласно ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:Индивидуализации образования (в том числе поддержки развития, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития.Оптимизации работы с группой детей.Интерактивное приложение к речевой картеможет быть использовано в дошкольных учреждениях с различными образовательными программами, в т. ч. в дошкольных организациях компенсирующего, комбинированного, общеразвивающего видов, а также в коррекционных школах разного вида (V, VII, VIII). Подобная форма логопедического и педагогического обследования представляет интерес для студентов дефектологического факультета, логопедов, учителей, воспитателей специальных детских учреждений. Интерактивное приложение к комТараканова А. А. Мимиоприложения как средство организации комплексной диагностики детей с нарушениями речи // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75291. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75291.htm.–ISSN 2304120X. 5

плексной диагностике существенно облегчает диагностическую деятельность молодых специалистов.Интерактивные приложения к комплексной диагностике находятся на стадии апробации в рамках экспериментальной работы ДОУ.Таким образом, задачи второго этапа экспериментальной работы выполнены.В перспективе нами планируется апробация и последующее внедрение комплексной диагностики. Мы предполагаем, чтоОрганизация системы комплексной диагностики с использованием Мимиоприложений будет стимулировать взаимодействие служб сопровождения и позволитнаиболее эффективно осуществлять воспитательнообразовательный и коррекционный процессы. Каждый из участников образовательного процесса сможет видеть «целостную картину» развития ребенка и планировать последующую деятельность с учетом его индивидуальных особенностей. Система диагностики позволит проследить динамику в развитии и коррекции развития ребенка, своевременно вносить изменения в индивидуальные маршруты сопровождения и образовательную программу ДОУ.Родители будут получать объективную и всестороннюю информацию об особенностях ребенка и перспективах его развития и воспитании.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования2.Пеньковская Г.А., Сидина Т.А., Тараканова А. А. Роль коммуникационноинформационных технологий как инновационного аспекта в реализации ФГОС ДО // Вестник Бурятского государственного университета. –Выпуск Педагогика. –2014.–1(4). –С.26–31. 3.ТаракановаА.А. К вопросу создания целостной системы мониторинга в дошкольном учреждении коррекционной направленности// Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза: материалы IIмеждунар. науч. конф., посвященной памяти дра пед.наук, проф. Р.И.Лалаевой, 11 декабря 2013 г,–СПб.: ЛГУим. А.С.Пушкина, 2013.–С. 77–80.4.Тараканова А.А., Елецкая О.В. Психологопедагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учеб.метод.пособие. –СПб., 2012.

AllaTarakanova,

Ph.D.,AssistantProfessorofspeechtherapy,Leningrad State University of A.S. Pushkin, St. Petersburga.tarakanova@mail.ruMimioapplicationas ameans of ensuringa comprehensivediagnosis of childrenwith speech disordersAbstract.Raises issues concerning theimplementation of a comprehensivediagnosisof preschool childrenwith impairedspeech development, in accordance with theGEFpreschool education.On the exampleof experiencepreschoolcorrectionalorientationexamines the useof innovative computertechnologiesin the diagnosticwork of teachers.Keywords:mimio technology,violation ofspeech development, speech therapyexamination,pedagogical diagnostics.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived13.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review15.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication15.04.15ОпубликованаPublished04.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Тараканова А. А., 2015www.ekoncept.ru