Информационно-коммуникационные технологии в системе педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сергеева О. С. Информационно-коммуникационные технологии в системе педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 706–710. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85142.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в системе педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Дается краткое описание модели компьютерного тренажера по математике «Арифметические действия с числами в пределах 100», и приводятся результаты исследования по выявлению эффективности его применения на базе ГБС(К)ОУ РМ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. о. Саранск (Россия).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сергеева Олеся Сергеевнамагистрант факультета психологии и дефектологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранскolesyalogoped@yandex.ru

Информационнокоммуникационные технологии

в системе педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация.В статье рассматриваются особенности и возможности применения информационнокоммуникационныхтехнологий в системе педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Дается краткое описание модели компьютерного тренажера по математике «Арифметические действия с числами в пределах 100» и приводятся результаты исследования повыявлению эффективностиего применения на базе ГБС(К)ОУ РМ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида” г. о. Саранск (Россия). Ключевые слова:информационнокоммуникационныетехнологии, специальное образование, электронные образовательные ресурсы, компьютерная грамотность, субъекты специального образования, дети с ограниченными возможностями здоровья.

В современном обществе, зависящем от постоянно развивающихся и усложняющихсятехнологий,фундаментальное значение приобретаетинформатизация системы образования. Ее интенсивное развитие на основе использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) превращается в важнейший национальный приоритет, в том числе и всистемепедагогического сопровождения детейс ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Включение ИКТв процесс сопровождения становитсясоциально обусловленной необходимостью, обеспечивающейдоступность и качество обучения иразвития личностиребенка с ОВЗ, свободно ориентирующейся в информационном пространстве.Система педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика,раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом его личностных потребностей[1]. Преимуществоже информационных технологий по сравнению с другими средствами заключается ввозможности индивидуализации обучения, обеспечения каждому школьникуподходящего темпа и способа усвоения знаний и самостоятельной продуктивной деятельности.Использование информационных технологий в процессе обучениядетей с ОВЗ–процесс не только объективный, но и вполне закономерный. С одной стороны, информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств, позволяющих достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми образовательными потребностями[2]. С другой стороны, что отражено в исследованияхЕ.И.Виштынецкого и А.О.Кривошеева, они помогают подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке потока информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформироватьу него информационную культуру[3].

Исследования зарубежных ученых по использованию ИКТ в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность их применения в развитии речи, интеллекта и личности обучающегося [4,5]. Широкое освещение получили психологопедагогические аспекты применения компьютерных технологий в процессе формирования картины мира, элементарных математических представлений, развития читательской деятельности, самостоятельной письменной речи и коммуникативных умений у детей с ОВЗ (О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова)[6]. Однако, на пути информатизации системы специального образования существует ряд трудностей, связанных не только с отсутствием тщательно разработанной и апробированной методики использования ИКТ, но и с недостаточным уровнем компьютерной грамотности субъектов образовательного процесса[7, 8]. Острота намеченных проблемподтолкнула нас к более детальному изучениюособенностей применения информационнокоммуникационных технологий субъектами образования иопределения уровня их компьютерной грамотности.Экспериментальное исследование осуществлялось в 2014–2015учебном годуи проводилось в три этапа. Первый этап включал в себя анализ опыта работы учителей по использованию компьютерных технологий в процессе обучения школьников с ОВЗ и анкетирование субъектов образовательного процесса (учителей, учащихся и родителей) с целью выявления уровня их компьютерной грамотности.

В ходе наблюдения за деятельностью учителей нами было выявлено, что обучение младших школьников с ОВЗ осуществляется, в большинстве случаев, однообразными методами и приемами, которые, зачастую, не учитывают своеобразие их познавательной сферы. В одних случаях, преобладают словесные методы обучения, которые не создают надлежащей основы для эффективного усвоения знаний. В других случаях, учителя стараются использовать как можно больше наглядного и раздаточного материала, применяют большое количество практических заданий, которые не осознаются учениками, выполняются автоматически, по образцу. Применение и использование современных информационных технологий сопряжено с определенными трудностями, связанными с нехваткой компьютерного и специального программного обеспечения. Учащиеся младших классов не работают за компьютерами самостоятельно изза отсутствия таковыхв учебных кабинетах. Лишь половина педагогов имеют в классе компьютер с проектором, которые используются в основном для работы с мультимедийными презентациями, аудиои видеоматериалами.

Исследование показало, что на сегодняшний день специальная школа все еще не имеет свободного доступа к современным информационным технологиям, таким какобразовательные ресурсы сети интернет,электронные образовательные ресурсы, специализированные компьютерные программы (развивающие и обучающие игры, тесты, интерактивные тренажеры и т.д.). А проведенноеанкетированиевыявило низкий уровень компьютерной грамотности респондентов. Таким образом, первый этап исследования подтвердил, что проблема использования ИКТ в системе педагогического сопровождении младших школьников с ОВЗ имеет многофакторный характер. С одной стороны, слабое техническое и материальное оснащение школы не позволяет в полную силу задействовать современные компьютерные технологии, а методика их применения требует доработки с учетом специфики детей данной категории. С другой стороны, недостаточный уровень компьютерной грамотности педагогов, учащихся и их родителей значительно осложняет внедрение информационных технологий в образовательный процесс. На втором этапеисследования сцелью совершенствования методики примененияинформационных технологий в процессе педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗнамибыло проведено экспериментальное обучение, основанное на использовании специально разработанного компьютерного тренажера«Арифметические действияс числами в пределах 100». Компьютерный тренажер –это оригинальная методика оценки знаний, умений и навыков учащихся и их целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения тестовых заданий [9]. Для создания тренажера нами была выбрана программаMicrosoft Office PowerPoint, предусматривающая использование триггеров –эффектов анимации, срабатывающих после нажатия на объект, в качестве которого могут выступать слова, цифры или изображения. Таким образом обеспечиваетсяинтерактивное взаимодействие учебного материала с учащимися.Созданный нами компьютерный тренажер был разработан с учетом спецификипроцесса обучения детей с нарушением интеллекта и трудностейизученияимиматематическогоматериала.Работа в среде тренажера осуществляетсяс помощьюкомпьютерной мыши. Встроеннаясистема гиперссылок, позволяетпереходить от задания к заданию в пределах каждого модуля или выходить в главное меню. При возникновении трудностей учащиеся могут обратиться к подсказке, которая расположена в правом верхнем углу экрана. Тренажер включает в себя следующие модули:–Действия сложения и вычитания в пределах 20;–Действия умножения и деления в пределах 20;–Действия сложения и вычитания в пределах 100;–Действия умножения и деления в пределах 100.Каждый модуль включает20 заданий, отличающихся друг от друга содержанием и постепенно увеличивающимся уровнем сложности. Все задания могут быть условно разделены на два вида: примеры, предусматривающие выбор правильного ответа из четырех предложенных вариантов(рис. 1)и миниигры, с различными условиями выполнения(рис. 2). После завершения работы с заданиями каждого модуля предусмотрена возможность повторного прохожденияили выхода в главное меню.

Рис. 1.Виды заданий компьютерного тренажера

Рис. 2. Примеры миниигр компьютерного тренажера

Особое внимание следует уделить блоку подсказок, индивидуально разработанному для каждого вида заданий (рис. 3). Он включает в себя не только статичные изображения, но и анимационные эффекты различной сложности: от одиночно появляющегося правильного ответа до подробного объяснения всего хода решения.

Рис. 3.Примеры подсказок к заданиям компьютерного тренажера

Включение тренажера в систему педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ осуществлялосьв два этапа. На первом этапе было организовановводное занятие, в процессе которого мы знакомили учащихся с правилами работы за компьютером и особенностями использования тренажера. Роль педагога на данном этапе заключалась в постоянном контроле за деятельностью детей, подробном разъяснении заданий тренажера и оказании помощи школьникам при возникновении малейших затруднений. На втором этапе каждый ребенок получал возможность индивидуальной работы с тренажером, при этом степень участия педагога от занятия к занятию уменьшалась, позволяя обеспечить наибольшую самостоятельность и осознанность выполнения заданий. Тренажер использовалсяучениками, как в школе, так и дома. Следует отметить, что удобство пользовательского интерфейса значительно упростило контроль родителей за работой детей и обеспечило максимальную продуктивность данного взаимодействия. Это позволило формировать математические знания, умения и навыки не только в процессе урока, но и во внеурочное время, одновременно формируя навык владения компьютеромкак у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, так и у их родителей.Форма использования тренажера в рамках исследованиябыла различной[10]:–индивидуальная, при которой заданияшкольникам предлагались с целью формирования у них прочных вычислительных навыков и ликвидации имеющихся пробелов; –коллективная, когда тренажер использовался в ходе фронтальной работы с целью актуализации опорных знаний и на этапе устного счета;–индивидуальноколлективная, когда работас целым классомсочеталась с индивидуальной работойс отдельными учениками. Второй этап исследования показал, что использование компьютерного тренажера в процессе педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ позволяетподдерживатьинформационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость детей. Предлагаемый электронный продуктявляется средством, способствующим не толькоэффективному усвоению знаний по математике, но и создающимоптимальные условия для внедрения информационных технологий в образовательный процесс.Целью третьего этапа исследования стало определение эффективности методики применения информационнокоммуникационных технологий.Вэкспериментальной и контрольной группах нами было осуществленоанкетирование среди трех категорий респондентов: педагогов, учащихся и их родителей. С целью выявления уровня компьютерной грамотности всех субъектов образовательного процесса им были предложены специально разработанные анкеты с вопросами закрытого, открытого и смешенного типов.Полученные результатысвидетельствуют о том, что проведенное экспериментальное обучение не смогло целенаправленно повлиять на уровень компьютерной грамотности испытуемых.В качестве причин отсутствия положительной динамики могут быть отмечены следующие моменты:–низкий уровень оснащенности специальной школы средствами информационных технологий, необходимымидляорганизации образовательного процесса на современном уровне;–отсутствие тщательно разработанной и целостной методики применения компьютерных технологий в процессе педагогического сопровождения детей с ОВЗ;–фрагментарность использования разработанного тренажера изза отсутствиякомпьютера домаболее чем у половины испытуемых;–спецификаразвития школьниковс нарушением интеллекта, влияющая на учебнопознавательную деятельностьдетей даннойкатегории.Положительная динамика наблюдалась лишь по отдельным направлениям внедрения ИКТ в процесс педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ, а именно:–расширился спектр компьютерных средств, используемых каждой категорией испытуемых, за счет добавления к традиционному блоку мультимедийных презентаций и аудиовидеоматериалов специализированных компьютерных программ, развивающих компьютерных игр и компьютерных тренажеров;–резко увеличилась частота применения компьютерных технологий в образовательном процессе;–возросла степень участияродителей в процессе освоения детьми навыков работы за компьютером, появились новые формы их совместной деятельности с использованием обучающих компьютерных средств.Таким образом, результаты проведенного исследования говорят о недостаточности использования лишь отдельных компьютерных средств, таких как компьютерные тренажеры, для повышения общего уровня компьютерной грамотности субъектов образовательного процесса. Применение современных информационных технологий в процессе педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ должно носить разносторонний икомплексный характер. Компьютерные технологии не только позволяют развивать школьников с ОВЗ, но и готовят их к самостоятельной и полноценной жизни в условиях информационного общества, становясь в процессах интеграции своеобразным звеном, соединяющим данную категорию детей с окружающим миром. Реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяетсовершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы педагогического сопровождения. Это еще раз доказывает необходимость преодоления всех трудностей в использовании ИКТ в образовательном процессе.

Ссылки на источники1.ХохловаН. А. Психологопедагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного обучения / Н. А. Хохлова // Дефектология. –2011. –№6.–С. 20–24.2.НикольскаяИ. А. Применение информационных технологий в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Никольская, Е. В. Подвальная // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации : материалы Всероссийской научнопрактической конференции; 20–21 мая 2010 г. : В 2 ч. / ред. кол. : Н.Е.Разенкова (отв. редакт.), Л. Д. Балакай. –Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. –С. 66−74.3.ВиштынецкийЕ. И. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения / Е.И. Виштынецкий, А. О. Кривошеев // Информационные технологии. –2008. –№ 2. –С. 32–37.4.MadduxC. D. and D. L. Johnson, 2009. Information technology in education: The need for a critical examination of popular assumptions. Computers in the Schools, 26 (1): 1–3.5.FlorianL. and J. Hegarty, 2004. ICT and Special Educational Needs: A Tool for Inclusion. Open University Press, pp: 356.6.КукушкинаО. И. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка : метод. пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном» / О. И. Кукушкина, Т.К.Королевская, Е. Л. Гончарова». –М. : Полиграф. –2004. –144 с.7.ГлазковаН.Н. Проблема формирования информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта / Н. Н. Глазкова // Известия Российского государственного пед. университета им. А. И. Герцена. –2007. –№ 7. –С. 69–72.8.ФоростенкоЕ. Н. Компьютерная грамотность как средство социализации учащихся с легкой умственной отсталостью [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/sotsialnayapedagogika/library/metodicheskayarabotakompyuternayagramotnostkaksredstvo9.МицельА. А. Интерактивные компьютерные тренажеры по математическим дисциплинам / А.А.Мицель, В. В. Клыков // Открытое образование. –2005. –№ 2. –С. 22–27.10.СергееваО. С. Интерактивный тренажер как инструмент совершенствования процесса обучения математике учащихся с нарушением интеллекта / О. С. Сергеева, С. В. Архипова // Гуманитарные науки и образование. –2013. –№ 3. –С. 77–81.