Информационно-коммуникационные технологии в системе педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Выпуск:
ART 85142
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сергеева
О.
С. Информационно-коммуникационные технологии в системе педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
706–710. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85142.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в системе педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Дается краткое описание модели компьютерного тренажера по математике «Арифметические действия с числами в пределах 100», и приводятся результаты исследования по выявлению эффективности его применения на базе ГБС(К)ОУ РМ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. о. Саранск (Россия).
Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, дети с ограниченными возможностями здоровья, специальное образование, компьютерная грамотность, субъекты специального образования
Текст статьи
Сергеева Олеся Сергеевнамагистрант факультета психологии и дефектологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранскolesyalogoped@yandex.ru
Информационнокоммуникационные технологии
в системе педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация.В статье рассматриваются особенности и возможности применения информационнокоммуникационныхтехнологий в системе педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Дается краткое описание модели компьютерного тренажера по математике «Арифметические действия с числами в пределах 100» и приводятся результаты исследования повыявлению эффективностиего применения на базе ГБС(К)ОУ РМ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида” г. о. Саранск (Россия). Ключевые слова:информационнокоммуникационныетехнологии, специальное образование, электронные образовательные ресурсы, компьютерная грамотность, субъекты специального образования, дети с ограниченными возможностями здоровья.
В современном обществе, зависящем от постоянно развивающихся и усложняющихсятехнологий,фундаментальное значение приобретаетинформатизация системы образования. Ее интенсивное развитие на основе использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) превращается в важнейший национальный приоритет, в том числе и всистемепедагогического сопровождения детейс ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Включение ИКТв процесс сопровождения становитсясоциально обусловленной необходимостью, обеспечивающейдоступность и качество обучения иразвития личностиребенка с ОВЗ, свободно ориентирующейся в информационном пространстве.Система педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика,раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом его личностных потребностей[1]. Преимуществоже информационных технологий по сравнению с другими средствами заключается ввозможности индивидуализации обучения, обеспечения каждому школьникуподходящего темпа и способа усвоения знаний и самостоятельной продуктивной деятельности.Использование информационных технологий в процессе обучениядетей с ОВЗ–процесс не только объективный, но и вполне закономерный. С одной стороны, информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств, позволяющих достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми образовательными потребностями[2]. С другой стороны, что отражено в исследованияхЕ.И.Виштынецкого и А.О.Кривошеева, они помогают подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке потока информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформироватьу него информационную культуру[3].
Исследования зарубежных ученых по использованию ИКТ в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность их применения в развитии речи, интеллекта и личности обучающегося [4,5]. Широкое освещение получили психологопедагогические аспекты применения компьютерных технологий в процессе формирования картины мира, элементарных математических представлений, развития читательской деятельности, самостоятельной письменной речи и коммуникативных умений у детей с ОВЗ (О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова)[6]. Однако, на пути информатизации системы специального образования существует ряд трудностей, связанных не только с отсутствием тщательно разработанной и апробированной методики использования ИКТ, но и с недостаточным уровнем компьютерной грамотности субъектов образовательного процесса[7, 8]. Острота намеченных проблемподтолкнула нас к более детальному изучениюособенностей применения информационнокоммуникационных технологий субъектами образования иопределения уровня их компьютерной грамотности.Экспериментальное исследование осуществлялось в 2014–2015учебном годуи проводилось в три этапа. Первый этап включал в себя анализ опыта работы учителей по использованию компьютерных технологий в процессе обучения школьников с ОВЗ и анкетирование субъектов образовательного процесса (учителей, учащихся и родителей) с целью выявления уровня их компьютерной грамотности.
В ходе наблюдения за деятельностью учителей нами было выявлено, что обучение младших школьников с ОВЗ осуществляется, в большинстве случаев, однообразными методами и приемами, которые, зачастую, не учитывают своеобразие их познавательной сферы. В одних случаях, преобладают словесные методы обучения, которые не создают надлежащей основы для эффективного усвоения знаний. В других случаях, учителя стараются использовать как можно больше наглядного и раздаточного материала, применяют большое количество практических заданий, которые не осознаются учениками, выполняются автоматически, по образцу. Применение и использование современных информационных технологий сопряжено с определенными трудностями, связанными с нехваткой компьютерного и специального программного обеспечения. Учащиеся младших классов не работают за компьютерами самостоятельно изза отсутствия таковыхв учебных кабинетах. Лишь половина педагогов имеют в классе компьютер с проектором, которые используются в основном для работы с мультимедийными презентациями, аудиои видеоматериалами.
Исследование показало, что на сегодняшний день специальная школа все еще не имеет свободного доступа к современным информационным технологиям, таким какобразовательные ресурсы сети интернет,электронные образовательные ресурсы, специализированные компьютерные программы (развивающие и обучающие игры, тесты, интерактивные тренажеры и т.д.). А проведенноеанкетированиевыявило низкий уровень компьютерной грамотности респондентов. Таким образом, первый этап исследования подтвердил, что проблема использования ИКТ в системе педагогического сопровождении младших школьников с ОВЗ имеет многофакторный характер. С одной стороны, слабое техническое и материальное оснащение школы не позволяет в полную силу задействовать современные компьютерные технологии, а методика их применения требует доработки с учетом специфики детей данной категории. С другой стороны, недостаточный уровень компьютерной грамотности педагогов, учащихся и их родителей значительно осложняет внедрение информационных технологий в образовательный процесс. На втором этапеисследования сцелью совершенствования методики примененияинформационных технологий в процессе педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗнамибыло проведено экспериментальное обучение, основанное на использовании специально разработанного компьютерного тренажера«Арифметические действияс числами в пределах 100». Компьютерный тренажер –это оригинальная методика оценки знаний, умений и навыков учащихся и их целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения тестовых заданий [9]. Для создания тренажера нами была выбрана программаMicrosoft Office PowerPoint, предусматривающая использование триггеров –эффектов анимации, срабатывающих после нажатия на объект, в качестве которого могут выступать слова, цифры или изображения. Таким образом обеспечиваетсяинтерактивное взаимодействие учебного материала с учащимися.Созданный нами компьютерный тренажер был разработан с учетом спецификипроцесса обучения детей с нарушением интеллекта и трудностейизученияимиматематическогоматериала.Работа в среде тренажера осуществляетсяс помощьюкомпьютерной мыши. Встроеннаясистема гиперссылок, позволяетпереходить от задания к заданию в пределах каждого модуля или выходить в главное меню. При возникновении трудностей учащиеся могут обратиться к подсказке, которая расположена в правом верхнем углу экрана. Тренажер включает в себя следующие модули:–Действия сложения и вычитания в пределах 20;–Действия умножения и деления в пределах 20;–Действия сложения и вычитания в пределах 100;–Действия умножения и деления в пределах 100.Каждый модуль включает20 заданий, отличающихся друг от друга содержанием и постепенно увеличивающимся уровнем сложности. Все задания могут быть условно разделены на два вида: примеры, предусматривающие выбор правильного ответа из четырех предложенных вариантов(рис. 1)и миниигры, с различными условиями выполнения(рис. 2). После завершения работы с заданиями каждого модуля предусмотрена возможность повторного прохожденияили выхода в главное меню.
Рис. 1.Виды заданий компьютерного тренажера
Рис. 2. Примеры миниигр компьютерного тренажера
Особое внимание следует уделить блоку подсказок, индивидуально разработанному для каждого вида заданий (рис. 3). Он включает в себя не только статичные изображения, но и анимационные эффекты различной сложности: от одиночно появляющегося правильного ответа до подробного объяснения всего хода решения.
Рис. 3.Примеры подсказок к заданиям компьютерного тренажера
Включение тренажера в систему педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ осуществлялосьв два этапа. На первом этапе было организовановводное занятие, в процессе которого мы знакомили учащихся с правилами работы за компьютером и особенностями использования тренажера. Роль педагога на данном этапе заключалась в постоянном контроле за деятельностью детей, подробном разъяснении заданий тренажера и оказании помощи школьникам при возникновении малейших затруднений. На втором этапе каждый ребенок получал возможность индивидуальной работы с тренажером, при этом степень участия педагога от занятия к занятию уменьшалась, позволяя обеспечить наибольшую самостоятельность и осознанность выполнения заданий. Тренажер использовалсяучениками, как в школе, так и дома. Следует отметить, что удобство пользовательского интерфейса значительно упростило контроль родителей за работой детей и обеспечило максимальную продуктивность данного взаимодействия. Это позволило формировать математические знания, умения и навыки не только в процессе урока, но и во внеурочное время, одновременно формируя навык владения компьютеромкак у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, так и у их родителей.Форма использования тренажера в рамках исследованиябыла различной[10]:–индивидуальная, при которой заданияшкольникам предлагались с целью формирования у них прочных вычислительных навыков и ликвидации имеющихся пробелов; –коллективная, когда тренажер использовался в ходе фронтальной работы с целью актуализации опорных знаний и на этапе устного счета;–индивидуальноколлективная, когда работас целым классомсочеталась с индивидуальной работойс отдельными учениками. Второй этап исследования показал, что использование компьютерного тренажера в процессе педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ позволяетподдерживатьинформационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость детей. Предлагаемый электронный продуктявляется средством, способствующим не толькоэффективному усвоению знаний по математике, но и создающимоптимальные условия для внедрения информационных технологий в образовательный процесс.Целью третьего этапа исследования стало определение эффективности методики применения информационнокоммуникационных технологий.Вэкспериментальной и контрольной группах нами было осуществленоанкетирование среди трех категорий респондентов: педагогов, учащихся и их родителей. С целью выявления уровня компьютерной грамотности всех субъектов образовательного процесса им были предложены специально разработанные анкеты с вопросами закрытого, открытого и смешенного типов.Полученные результатысвидетельствуют о том, что проведенное экспериментальное обучение не смогло целенаправленно повлиять на уровень компьютерной грамотности испытуемых.В качестве причин отсутствия положительной динамики могут быть отмечены следующие моменты:–низкий уровень оснащенности специальной школы средствами информационных технологий, необходимымидляорганизации образовательного процесса на современном уровне;–отсутствие тщательно разработанной и целостной методики применения компьютерных технологий в процессе педагогического сопровождения детей с ОВЗ;–фрагментарность использования разработанного тренажера изза отсутствиякомпьютера домаболее чем у половины испытуемых;–спецификаразвития школьниковс нарушением интеллекта, влияющая на учебнопознавательную деятельностьдетей даннойкатегории.Положительная динамика наблюдалась лишь по отдельным направлениям внедрения ИКТ в процесс педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ, а именно:–расширился спектр компьютерных средств, используемых каждой категорией испытуемых, за счет добавления к традиционному блоку мультимедийных презентаций и аудиовидеоматериалов специализированных компьютерных программ, развивающих компьютерных игр и компьютерных тренажеров;–резко увеличилась частота применения компьютерных технологий в образовательном процессе;–возросла степень участияродителей в процессе освоения детьми навыков работы за компьютером, появились новые формы их совместной деятельности с использованием обучающих компьютерных средств.Таким образом, результаты проведенного исследования говорят о недостаточности использования лишь отдельных компьютерных средств, таких как компьютерные тренажеры, для повышения общего уровня компьютерной грамотности субъектов образовательного процесса. Применение современных информационных технологий в процессе педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ должно носить разносторонний икомплексный характер. Компьютерные технологии не только позволяют развивать школьников с ОВЗ, но и готовят их к самостоятельной и полноценной жизни в условиях информационного общества, становясь в процессах интеграции своеобразным звеном, соединяющим данную категорию детей с окружающим миром. Реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяетсовершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы педагогического сопровождения. Это еще раз доказывает необходимость преодоления всех трудностей в использовании ИКТ в образовательном процессе.
Ссылки на источники1.ХохловаН. А. Психологопедагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного обучения / Н. А. Хохлова // Дефектология. –2011. –№6.–С. 20–24.2.НикольскаяИ. А. Применение информационных технологий в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Никольская, Е. В. Подвальная // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации : материалы Всероссийской научнопрактической конференции; 20–21 мая 2010 г. : В 2 ч. / ред. кол. : Н.Е.Разенкова (отв. редакт.), Л. Д. Балакай. –Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. –С. 66−74.3.ВиштынецкийЕ. И. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения / Е.И. Виштынецкий, А. О. Кривошеев // Информационные технологии. –2008. –№ 2. –С. 32–37.4.MadduxC. D. and D. L. Johnson, 2009. Information technology in education: The need for a critical examination of popular assumptions. Computers in the Schools, 26 (1): 1–3.5.FlorianL. and J. Hegarty, 2004. ICT and Special Educational Needs: A Tool for Inclusion. Open University Press, pp: 356.6.КукушкинаО. И. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка : метод. пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном» / О. И. Кукушкина, Т.К.Королевская, Е. Л. Гончарова». –М. : Полиграф. –2004. –144 с.7.ГлазковаН.Н. Проблема формирования информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта / Н. Н. Глазкова // Известия Российского государственного пед. университета им. А. И. Герцена. –2007. –№ 7. –С. 69–72.8.ФоростенкоЕ. Н. Компьютерная грамотность как средство социализации учащихся с легкой умственной отсталостью [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/sotsialnayapedagogika/library/metodicheskayarabotakompyuternayagramotnostkaksredstvo9.МицельА. А. Интерактивные компьютерные тренажеры по математическим дисциплинам / А.А.Мицель, В. В. Клыков // Открытое образование. –2005. –№ 2. –С. 22–27.10.СергееваО. С. Интерактивный тренажер как инструмент совершенствования процесса обучения математике учащихся с нарушением интеллекта / О. С. Сергеева, С. В. Архипова // Гуманитарные науки и образование. –2013. –№ 3. –С. 77–81.
Информационнокоммуникационные технологии
в системе педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация.В статье рассматриваются особенности и возможности применения информационнокоммуникационныхтехнологий в системе педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Дается краткое описание модели компьютерного тренажера по математике «Арифметические действия с числами в пределах 100» и приводятся результаты исследования повыявлению эффективностиего применения на базе ГБС(К)ОУ РМ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида” г. о. Саранск (Россия). Ключевые слова:информационнокоммуникационныетехнологии, специальное образование, электронные образовательные ресурсы, компьютерная грамотность, субъекты специального образования, дети с ограниченными возможностями здоровья.
В современном обществе, зависящем от постоянно развивающихся и усложняющихсятехнологий,фундаментальное значение приобретаетинформатизация системы образования. Ее интенсивное развитие на основе использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) превращается в важнейший национальный приоритет, в том числе и всистемепедагогического сопровождения детейс ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Включение ИКТв процесс сопровождения становитсясоциально обусловленной необходимостью, обеспечивающейдоступность и качество обучения иразвития личностиребенка с ОВЗ, свободно ориентирующейся в информационном пространстве.Система педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика,раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом его личностных потребностей[1]. Преимуществоже информационных технологий по сравнению с другими средствами заключается ввозможности индивидуализации обучения, обеспечения каждому школьникуподходящего темпа и способа усвоения знаний и самостоятельной продуктивной деятельности.Использование информационных технологий в процессе обучениядетей с ОВЗ–процесс не только объективный, но и вполне закономерный. С одной стороны, информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств, позволяющих достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми образовательными потребностями[2]. С другой стороны, что отражено в исследованияхЕ.И.Виштынецкого и А.О.Кривошеева, они помогают подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке потока информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформироватьу него информационную культуру[3].
Исследования зарубежных ученых по использованию ИКТ в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность их применения в развитии речи, интеллекта и личности обучающегося [4,5]. Широкое освещение получили психологопедагогические аспекты применения компьютерных технологий в процессе формирования картины мира, элементарных математических представлений, развития читательской деятельности, самостоятельной письменной речи и коммуникативных умений у детей с ОВЗ (О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова)[6]. Однако, на пути информатизации системы специального образования существует ряд трудностей, связанных не только с отсутствием тщательно разработанной и апробированной методики использования ИКТ, но и с недостаточным уровнем компьютерной грамотности субъектов образовательного процесса[7, 8]. Острота намеченных проблемподтолкнула нас к более детальному изучениюособенностей применения информационнокоммуникационных технологий субъектами образования иопределения уровня их компьютерной грамотности.Экспериментальное исследование осуществлялось в 2014–2015учебном годуи проводилось в три этапа. Первый этап включал в себя анализ опыта работы учителей по использованию компьютерных технологий в процессе обучения школьников с ОВЗ и анкетирование субъектов образовательного процесса (учителей, учащихся и родителей) с целью выявления уровня их компьютерной грамотности.
В ходе наблюдения за деятельностью учителей нами было выявлено, что обучение младших школьников с ОВЗ осуществляется, в большинстве случаев, однообразными методами и приемами, которые, зачастую, не учитывают своеобразие их познавательной сферы. В одних случаях, преобладают словесные методы обучения, которые не создают надлежащей основы для эффективного усвоения знаний. В других случаях, учителя стараются использовать как можно больше наглядного и раздаточного материала, применяют большое количество практических заданий, которые не осознаются учениками, выполняются автоматически, по образцу. Применение и использование современных информационных технологий сопряжено с определенными трудностями, связанными с нехваткой компьютерного и специального программного обеспечения. Учащиеся младших классов не работают за компьютерами самостоятельно изза отсутствия таковыхв учебных кабинетах. Лишь половина педагогов имеют в классе компьютер с проектором, которые используются в основном для работы с мультимедийными презентациями, аудиои видеоматериалами.
Исследование показало, что на сегодняшний день специальная школа все еще не имеет свободного доступа к современным информационным технологиям, таким какобразовательные ресурсы сети интернет,электронные образовательные ресурсы, специализированные компьютерные программы (развивающие и обучающие игры, тесты, интерактивные тренажеры и т.д.). А проведенноеанкетированиевыявило низкий уровень компьютерной грамотности респондентов. Таким образом, первый этап исследования подтвердил, что проблема использования ИКТ в системе педагогического сопровождении младших школьников с ОВЗ имеет многофакторный характер. С одной стороны, слабое техническое и материальное оснащение школы не позволяет в полную силу задействовать современные компьютерные технологии, а методика их применения требует доработки с учетом специфики детей данной категории. С другой стороны, недостаточный уровень компьютерной грамотности педагогов, учащихся и их родителей значительно осложняет внедрение информационных технологий в образовательный процесс. На втором этапеисследования сцелью совершенствования методики примененияинформационных технологий в процессе педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗнамибыло проведено экспериментальное обучение, основанное на использовании специально разработанного компьютерного тренажера«Арифметические действияс числами в пределах 100». Компьютерный тренажер –это оригинальная методика оценки знаний, умений и навыков учащихся и их целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения тестовых заданий [9]. Для создания тренажера нами была выбрана программаMicrosoft Office PowerPoint, предусматривающая использование триггеров –эффектов анимации, срабатывающих после нажатия на объект, в качестве которого могут выступать слова, цифры или изображения. Таким образом обеспечиваетсяинтерактивное взаимодействие учебного материала с учащимися.Созданный нами компьютерный тренажер был разработан с учетом спецификипроцесса обучения детей с нарушением интеллекта и трудностейизученияимиматематическогоматериала.Работа в среде тренажера осуществляетсяс помощьюкомпьютерной мыши. Встроеннаясистема гиперссылок, позволяетпереходить от задания к заданию в пределах каждого модуля или выходить в главное меню. При возникновении трудностей учащиеся могут обратиться к подсказке, которая расположена в правом верхнем углу экрана. Тренажер включает в себя следующие модули:–Действия сложения и вычитания в пределах 20;–Действия умножения и деления в пределах 20;–Действия сложения и вычитания в пределах 100;–Действия умножения и деления в пределах 100.Каждый модуль включает20 заданий, отличающихся друг от друга содержанием и постепенно увеличивающимся уровнем сложности. Все задания могут быть условно разделены на два вида: примеры, предусматривающие выбор правильного ответа из четырех предложенных вариантов(рис. 1)и миниигры, с различными условиями выполнения(рис. 2). После завершения работы с заданиями каждого модуля предусмотрена возможность повторного прохожденияили выхода в главное меню.
Рис. 1.Виды заданий компьютерного тренажера
Рис. 2. Примеры миниигр компьютерного тренажера
Особое внимание следует уделить блоку подсказок, индивидуально разработанному для каждого вида заданий (рис. 3). Он включает в себя не только статичные изображения, но и анимационные эффекты различной сложности: от одиночно появляющегося правильного ответа до подробного объяснения всего хода решения.
Рис. 3.Примеры подсказок к заданиям компьютерного тренажера
Включение тренажера в систему педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ осуществлялосьв два этапа. На первом этапе было организовановводное занятие, в процессе которого мы знакомили учащихся с правилами работы за компьютером и особенностями использования тренажера. Роль педагога на данном этапе заключалась в постоянном контроле за деятельностью детей, подробном разъяснении заданий тренажера и оказании помощи школьникам при возникновении малейших затруднений. На втором этапе каждый ребенок получал возможность индивидуальной работы с тренажером, при этом степень участия педагога от занятия к занятию уменьшалась, позволяя обеспечить наибольшую самостоятельность и осознанность выполнения заданий. Тренажер использовалсяучениками, как в школе, так и дома. Следует отметить, что удобство пользовательского интерфейса значительно упростило контроль родителей за работой детей и обеспечило максимальную продуктивность данного взаимодействия. Это позволило формировать математические знания, умения и навыки не только в процессе урока, но и во внеурочное время, одновременно формируя навык владения компьютеромкак у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, так и у их родителей.Форма использования тренажера в рамках исследованиябыла различной[10]:–индивидуальная, при которой заданияшкольникам предлагались с целью формирования у них прочных вычислительных навыков и ликвидации имеющихся пробелов; –коллективная, когда тренажер использовался в ходе фронтальной работы с целью актуализации опорных знаний и на этапе устного счета;–индивидуальноколлективная, когда работас целым классомсочеталась с индивидуальной работойс отдельными учениками. Второй этап исследования показал, что использование компьютерного тренажера в процессе педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ позволяетподдерживатьинформационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость детей. Предлагаемый электронный продуктявляется средством, способствующим не толькоэффективному усвоению знаний по математике, но и создающимоптимальные условия для внедрения информационных технологий в образовательный процесс.Целью третьего этапа исследования стало определение эффективности методики применения информационнокоммуникационных технологий.Вэкспериментальной и контрольной группах нами было осуществленоанкетирование среди трех категорий респондентов: педагогов, учащихся и их родителей. С целью выявления уровня компьютерной грамотности всех субъектов образовательного процесса им были предложены специально разработанные анкеты с вопросами закрытого, открытого и смешенного типов.Полученные результатысвидетельствуют о том, что проведенное экспериментальное обучение не смогло целенаправленно повлиять на уровень компьютерной грамотности испытуемых.В качестве причин отсутствия положительной динамики могут быть отмечены следующие моменты:–низкий уровень оснащенности специальной школы средствами информационных технологий, необходимымидляорганизации образовательного процесса на современном уровне;–отсутствие тщательно разработанной и целостной методики применения компьютерных технологий в процессе педагогического сопровождения детей с ОВЗ;–фрагментарность использования разработанного тренажера изза отсутствиякомпьютера домаболее чем у половины испытуемых;–спецификаразвития школьниковс нарушением интеллекта, влияющая на учебнопознавательную деятельностьдетей даннойкатегории.Положительная динамика наблюдалась лишь по отдельным направлениям внедрения ИКТ в процесс педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ, а именно:–расширился спектр компьютерных средств, используемых каждой категорией испытуемых, за счет добавления к традиционному блоку мультимедийных презентаций и аудиовидеоматериалов специализированных компьютерных программ, развивающих компьютерных игр и компьютерных тренажеров;–резко увеличилась частота применения компьютерных технологий в образовательном процессе;–возросла степень участияродителей в процессе освоения детьми навыков работы за компьютером, появились новые формы их совместной деятельности с использованием обучающих компьютерных средств.Таким образом, результаты проведенного исследования говорят о недостаточности использования лишь отдельных компьютерных средств, таких как компьютерные тренажеры, для повышения общего уровня компьютерной грамотности субъектов образовательного процесса. Применение современных информационных технологий в процессе педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ должно носить разносторонний икомплексный характер. Компьютерные технологии не только позволяют развивать школьников с ОВЗ, но и готовят их к самостоятельной и полноценной жизни в условиях информационного общества, становясь в процессах интеграции своеобразным звеном, соединяющим данную категорию детей с окружающим миром. Реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяетсовершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы педагогического сопровождения. Это еще раз доказывает необходимость преодоления всех трудностей в использовании ИКТ в образовательном процессе.
Ссылки на источники1.ХохловаН. А. Психологопедагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного обучения / Н. А. Хохлова // Дефектология. –2011. –№6.–С. 20–24.2.НикольскаяИ. А. Применение информационных технологий в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Никольская, Е. В. Подвальная // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации : материалы Всероссийской научнопрактической конференции; 20–21 мая 2010 г. : В 2 ч. / ред. кол. : Н.Е.Разенкова (отв. редакт.), Л. Д. Балакай. –Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. –С. 66−74.3.ВиштынецкийЕ. И. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения / Е.И. Виштынецкий, А. О. Кривошеев // Информационные технологии. –2008. –№ 2. –С. 32–37.4.MadduxC. D. and D. L. Johnson, 2009. Information technology in education: The need for a critical examination of popular assumptions. Computers in the Schools, 26 (1): 1–3.5.FlorianL. and J. Hegarty, 2004. ICT and Special Educational Needs: A Tool for Inclusion. Open University Press, pp: 356.6.КукушкинаО. И. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка : метод. пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном» / О. И. Кукушкина, Т.К.Королевская, Е. Л. Гончарова». –М. : Полиграф. –2004. –144 с.7.ГлазковаН.Н. Проблема формирования информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта / Н. Н. Глазкова // Известия Российского государственного пед. университета им. А. И. Герцена. –2007. –№ 7. –С. 69–72.8.ФоростенкоЕ. Н. Компьютерная грамотность как средство социализации учащихся с легкой умственной отсталостью [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/sotsialnayapedagogika/library/metodicheskayarabotakompyuternayagramotnostkaksredstvo9.МицельА. А. Интерактивные компьютерные тренажеры по математическим дисциплинам / А.А.Мицель, В. В. Клыков // Открытое образование. –2005. –№ 2. –С. 22–27.10.СергееваО. С. Интерактивный тренажер как инструмент совершенствования процесса обучения математике учащихся с нарушением интеллекта / О. С. Сергеева, С. В. Архипова // Гуманитарные науки и образование. –2013. –№ 3. –С. 77–81.