Гендерные особенности проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста
Выпуск:
ART 85359
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ионова
Н.
В.,
Пичугина
А.
А. Гендерные особенности проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1791–1795. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85359.htm.
Аннотация. В статье раскрыт вопрос об актуальной проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Авторы изучили гендерные особенности проявления агрессии у детей на основании результатов, полученных в ходе эксперимента с детьми старшей группы детского сада города Череповца.
Похожие статьи
- Изучение взаимосвязи агрессивного поведения и гендерной принадлежности у подростков 12-13 лет
- Изучение влияния самооценки на агрессивность в юношеском возрасте
- Влияние ситуативной тревожности на агрессивное поведение подростков в социальном приюте
- Профилактика агрессивного поведения младших подростков
- Снижение рисков агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности
Текст статьи
Пичугина АнастасияАлексеевна,Студент 1 курса, кафедра дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецlunalaguta@mail.ru
Ионова НатальяВладимировна,кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецionovanv2k9@mail.ru
Гендерные особенности проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация:В статье раскрыт вопрос об актуальной проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Авторы изучили гендерные особенности проявления агрессии у детей на основании результатов, полученных в ходе эксперимента с детьми старшей группы детского сада города Череповца.Ключевые слова:Агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, гендер.
Постановка проблемы.В современном мире мы все чаще сталкиваемся с таким понятием как детская агрессия. Агрессивное поведение ребенка, как правило, является ответомна такие его чувства, как печаль, отчаяние илиревность. Малыши не хотят контролировать свои чувства и эмоции, когда им чтото не нравится. Они начинают толкаться, кричать, обижаться, кидаться различными предметами и так далее, лишь бы добиться желаемого.Также агрессия может быть защитноответная, дети,таким образом,наказывают своего обидчика.
Агрессия является основным источником трудностей в общении детей друг с другом, а на этапе подросткового возраста может приводить к трагическим последствиям, таким как, детская преступность, деструктивное поведение и суицид[1, с. 312].Именно поэтому важно еще в дошкольном возрасте обращать внимание на проявления агрессии у детей, подбирая правильные методы взаимодействия с малышами.Феномен детской агрессивности –понятие неоднозначное. Существуют научные исследования, посвященные вопросам коррекции и терапии агрессивного поведения детей, однако, ключевые вопросы, связанные с изучением природы агрессивности, остаются открытыми. Малоизученным остается вопрос о гендерных особенностях проявления агрессии в дошкольном возрасте.В связи с вышеизложенным, можно сформулировать противоречие между необходимостью снижения агрессивного поведения мальчиков и девочек в современных условиях и недостаточной работой по данной проблеме в дошкольных образовательных учреждениях, а также не владение воспитателями способами предупреждения агрессивного поведения дошкольников и отсутствие методических разработок в данной области.Выделенное противоречие помогло нам сформулировать проблему исследования: каковы гендерные особенности проявления агрессии у детей дошкольного возраста?Анализ исследований и публикаций. Многоплановое изучение проблемы детской агрессивности нашло отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов:З.Фрейда,Ли Робинс,Б.Спока,О. Мартыновой,И. А. Фурмановаи других ученых.
В работах сформулированы понятия агрессия, агрессивность, агрессивное поведение.Рассмотрим, как различные авторы трактуют термин агрессия.Первый подход, автор которого Е.В. Трифонов, рассматривает данное определение как синоним враждебности.По Трифонову Е.В. агрессия это «проявление в чувствах либодействиях индивида враждебности:недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти и т.п.»[3, с. 62]. Второй подход, авторы которого О. Мартынова и Л. Берковиц, сводит понятие агрессия к термину агрессивное поведение.По мнению Л. Берковица агрессия
это «вид поведения, физического либо символического, которое мотивировано намерением причинить вред другомучеловеку»[3, с. 64]. Мартынова О. определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее правилам поведения человекав обществе» [3, с. 64]. В современной психологии под детской агрессией понимается «любая форма поведения, направленная на причинение вреда людям» [2, с. 22]. Именно последнее определение, на наш взгляд, наиболее точно описывает суть явления агрессия.Другой термин, который следует рассмотреть в данной работе, это агрессивность. Агрессивность—«устойчивая характеристикаиндивида, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинениевредадругим объектам»[2, с. 26].
Таким образом,сравнивая два термина, мы можем сделать вывод, что агрессия это целенаправленные действияили эмоциональное состояние, направленные на причинение вреда, а агрессивность черта характераиндивида, склонность реагировать на все агрессивно.В психологопедагогической литературе выделяются следующиевиды агрессии:
физическая (использование физической силы против другого лица или объекта)и вербальная(с помощью слова);прямая(непосредственно направленная на человека) или косвенная(злобные сплетни, шутки и т. п.);внешняя агрессия (направленная на других людей) иаутоагрессия(направлена на себя,самообвинение);защитнаяагрессия (в ответ) или провоцирующая(«первая атака»);здоровая (обоснованная) и необоснованнаяагрессия (деструктивная);враждебная(цель
причинить вред) и инструментальная(причинение вреда–лишь средство для достижения цели).Агрессия и агрессивность могут проявляться через агрессивное поведение.Агрессивное поведение —«мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам поведениялюдей, наносящее вред другим объектам, приносящее физический, моральный ущерб либовызывающее у них психологический дискомфорт»[2, с. 27].
Различие в агрессивном поведении может определяться полом.
Гендер —«социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается» [2, с. 74]. То есть, это полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми.Гендерные особенности это —особенности связанные с признаками половой принадлежности.
Гендерные особенности проявления агрессии описывали в своих трудах Л.Берковиц, Э.Маккоби, К.Жаклин,Э. Игли, В. Стеффен
и другие.Авторы изучали гендерные особенности проявления агрессии у представителей различных полов в разныхвидах деятельности, в частности, в игре. Так, СтеффенВ., анализируя игровую деятельность мальчиков и девочек, сделал выводы о том, что агрессия может возникнуть на фоне полоролевой идентификации, когда мальчики не пускают в свою игру девочек и наоборот.
Таким образом, анализ научной литературы по проблеме агрессии в дошкольном возрасте, позволил нам сделать вывод о том, что феномен детской агрессии еще недостаточно изучен психологами. В частности, открытым остается вопрос о проявлении различных видов агрессии у мальчиков и девочек, не изучена динамика агрессивного поведения на протяжении периода дошкольного детства, отсутствуют достоверные выводы о гендерной предрасположенности к агрессивности и т.д.
Анализ психологопедагогической литературы позволил нам сформулировать цель работы.Цель работы
выявить гендерные особенности проявления агрессии у детей.Для выявления гендерных особенностей проявления агрессии у детей нами было организовано исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 81» города Череповца.В исследовании принимали 6 детейшести лет: 3 мальчика и 3 девочки, которые были отобраны по результатам наблюдения, так как в различных видах деятельности проявлялось их агрессивное поведение.Для выявления особенностей проявления агрессии мы выбрали методику М. З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного». Ребятам было предложено придумать и нарисовать животное, которого не существует, в процессе рисования за ними велось наблюдение.Далее была проведена качественная оценка детских работ с целью сравнения гендерных особенностей проявления агрессии у дошкольников.Рисунки сравнивались по таким критериям, как: интенсивность проявления агрессии у мальчиков и девочек, преобладающие формы агрессивного поведения, проявление агрессии по отношению к противоположному полу.Вопервых, мы изучили расположение изображенных животных на листе бумаги у представителей разных полов. Все дети, без исключения, расположили свои рисунки внизулиста, что свидетельствует о заниженной самооценке. Этот факт позволяет нам предположить, что дети с заниженной самооценкой склонны к агрессивному поведению,так как ребенок не уверен в себе,и он воспринимает окружающий мир как агрессора.Если ребенок не имеет положительно подкрепленной самооценки со стороны родителей, то он, скорее всего, выберет агрессивный способ поведения, чтобы обратить на себя внимание.Вовторых, мы сравнили преобладающие цветовые гаммы на рисунках мальчиков и девочек. Мальчики использовали такие цвета, как черный,синий, темнозеленый, красный. Анализ их работ позволил сделать вывод обих склонности к скрытой депрессии,эгоизму,ревности и упрямству. Девочки выбирали светлыетона: желтый,оранжевый,розовый,красный,светлозеленый,голубой.Это говорит о легкомысленности,язвительности,демонстрации поведения.Втретьих, мы изучили способ изображения несуществующего животного. Головы зверей, за исключением одного, находятся в положении анфас, что говорит обэгоцентризме и склонности к бесконтрольному поведению ребят.А эгоизм и бесконтрольное поведение это часть агрессивного поведения.Вчетвертых, мы проследили наличие признаков агрессивности у нарисованных существ. Девочки рисоваликогти и зубыдля защиты от других существ(агрессия словесная,защитноответная или спонтанная). Мальчики же рисовали острые выступы направленные вверх и вниз, а выступы по бокам рисуют дети,ожидающие опасности в любой ситуации и всегда готовые к защите(агрессия физическая, провоцирующая). Девочки с особым нажимом рисовали уши и волосы,прическу своим животным,это значит,что для них очень важно мнение окружающих о самих себе,а также им присуща чувствительность.Мальчики уделяли особое внимание прорисовке щетине и острых наростов,что может означать наличие у них тревожности особственной безопасности.Качественный анализ рисунков позволил сделать вывод, чтоагрессивность в рисунках мальчиков проявляется интенсивнее, чем у девочек.С целью изучения специфики проявления агрессииу мальчиков и девочек мы вели наблюдение за процессом рисования.Во время проведения исследования и мальчики,и девочки проявляли агрессию в той или иной форме. Агрессия мальчиков часто была словестной и беспричинной по отношению друг к другу или к девочкам. Так, чтобы другие дети не смотрели,что ребенок рисует,он замахивался на них кулаком. Агрессия девочек имела защитноответную словесную форму. Девочки отвечали только тогда,когда чтото было высказано в их сторонумальчиками.Девочки сомневались,стоит ли рисоватьзубы и когти. Возможно,это говорит о том,что они не уверены,стоит ли вообще применять агрессию по отношению к своему обидчику.После проведения теста с каждымребенком была проведена беседа с целью уточнения выводов об особенностях проявления агрессииу представителей разных полов.Детям было предложено объяснить, зачем их несуществующим животным различные защитные детали. Мальчики объясняли появление у животного когтей и острых выступов тем,что его должны все бояться (прямая, провоцирующая агрессия), чтобы самоутвердиться(враждебная, деструктивная агрессия),защититься от людей,имеющих над ним власть,показать,что мальчики стоят выше девочек (инструментальная, внешняя агрессия).Девочки нарисовали зубы и когти для защиты(защитная, косвенная агрессия).Поэтому их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.Вывод.По результатам исследования нами были сделаны следующие выводы. Вопервых,мальчики действительно проявляют больше агрессии,чем девочки.Они открыто заявляли что «руки» животного для того,чтобы толкаться.А в процессе рисования применяли физическую и словестную агрессию к представителям противоположного пола, так и к своему.Вовторых, девочкам свойственна защитная и косвеннаяагрессия,о чем свидетельствуют когти и зубы у животных. Также девочки применяли словесную агрессию по отношениям к мальчикам.Мальчикам свойственная прямая, провоцирующая агрессия. Они готовыприменять агрессию даже в тех случаях, когда прямой угрозы нападению нет. Также агрессия мальчиков носит враждебный, деструктивный, то есть необоснованный характер.Втретьих,агрессия играет роль в полоролевой идентификации: с помощью агрессивного поведения мальчики стремятся самоутвердиться, стать лидером в кругу своих сверстников. Девочки же с помощью агрессии стремятся обратить на себя внимание окружающих.
Ссылки на источники1.Ionova, N.V.Technological the foundations of developing of social activity among older preschoolers / E.I. Timoshina, M.A. Arsenova, N.V. Ionova // Всборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives, 1st International symposium Vienna. 2013. С. 312 317.2.Петровский А.В.Краткий психологический словарь / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. РнД.: Феникс, 1998. 505 с.3.Чижова С. Ю.Детская агрессивность / C. Ю. Чижова, О.В. Калинина. –М.: Педагогика, 2001. –160 с.
Ионова НатальяВладимировна,кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецionovanv2k9@mail.ru
Гендерные особенности проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация:В статье раскрыт вопрос об актуальной проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Авторы изучили гендерные особенности проявления агрессии у детей на основании результатов, полученных в ходе эксперимента с детьми старшей группы детского сада города Череповца.Ключевые слова:Агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, гендер.
Постановка проблемы.В современном мире мы все чаще сталкиваемся с таким понятием как детская агрессия. Агрессивное поведение ребенка, как правило, является ответомна такие его чувства, как печаль, отчаяние илиревность. Малыши не хотят контролировать свои чувства и эмоции, когда им чтото не нравится. Они начинают толкаться, кричать, обижаться, кидаться различными предметами и так далее, лишь бы добиться желаемого.Также агрессия может быть защитноответная, дети,таким образом,наказывают своего обидчика.
Агрессия является основным источником трудностей в общении детей друг с другом, а на этапе подросткового возраста может приводить к трагическим последствиям, таким как, детская преступность, деструктивное поведение и суицид[1, с. 312].Именно поэтому важно еще в дошкольном возрасте обращать внимание на проявления агрессии у детей, подбирая правильные методы взаимодействия с малышами.Феномен детской агрессивности –понятие неоднозначное. Существуют научные исследования, посвященные вопросам коррекции и терапии агрессивного поведения детей, однако, ключевые вопросы, связанные с изучением природы агрессивности, остаются открытыми. Малоизученным остается вопрос о гендерных особенностях проявления агрессии в дошкольном возрасте.В связи с вышеизложенным, можно сформулировать противоречие между необходимостью снижения агрессивного поведения мальчиков и девочек в современных условиях и недостаточной работой по данной проблеме в дошкольных образовательных учреждениях, а также не владение воспитателями способами предупреждения агрессивного поведения дошкольников и отсутствие методических разработок в данной области.Выделенное противоречие помогло нам сформулировать проблему исследования: каковы гендерные особенности проявления агрессии у детей дошкольного возраста?Анализ исследований и публикаций. Многоплановое изучение проблемы детской агрессивности нашло отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов:З.Фрейда,Ли Робинс,Б.Спока,О. Мартыновой,И. А. Фурмановаи других ученых.
В работах сформулированы понятия агрессия, агрессивность, агрессивное поведение.Рассмотрим, как различные авторы трактуют термин агрессия.Первый подход, автор которого Е.В. Трифонов, рассматривает данное определение как синоним враждебности.По Трифонову Е.В. агрессия это «проявление в чувствах либодействиях индивида враждебности:недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти и т.п.»[3, с. 62]. Второй подход, авторы которого О. Мартынова и Л. Берковиц, сводит понятие агрессия к термину агрессивное поведение.По мнению Л. Берковица агрессия
это «вид поведения, физического либо символического, которое мотивировано намерением причинить вред другомучеловеку»[3, с. 64]. Мартынова О. определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее правилам поведения человекав обществе» [3, с. 64]. В современной психологии под детской агрессией понимается «любая форма поведения, направленная на причинение вреда людям» [2, с. 22]. Именно последнее определение, на наш взгляд, наиболее точно описывает суть явления агрессия.Другой термин, который следует рассмотреть в данной работе, это агрессивность. Агрессивность—«устойчивая характеристикаиндивида, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинениевредадругим объектам»[2, с. 26].
Таким образом,сравнивая два термина, мы можем сделать вывод, что агрессия это целенаправленные действияили эмоциональное состояние, направленные на причинение вреда, а агрессивность черта характераиндивида, склонность реагировать на все агрессивно.В психологопедагогической литературе выделяются следующиевиды агрессии:
физическая (использование физической силы против другого лица или объекта)и вербальная(с помощью слова);прямая(непосредственно направленная на человека) или косвенная(злобные сплетни, шутки и т. п.);внешняя агрессия (направленная на других людей) иаутоагрессия(направлена на себя,самообвинение);защитнаяагрессия (в ответ) или провоцирующая(«первая атака»);здоровая (обоснованная) и необоснованнаяагрессия (деструктивная);враждебная(цель
причинить вред) и инструментальная(причинение вреда–лишь средство для достижения цели).Агрессия и агрессивность могут проявляться через агрессивное поведение.Агрессивное поведение —«мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам поведениялюдей, наносящее вред другим объектам, приносящее физический, моральный ущерб либовызывающее у них психологический дискомфорт»[2, с. 27].
Различие в агрессивном поведении может определяться полом.
Гендер —«социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается» [2, с. 74]. То есть, это полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми.Гендерные особенности это —особенности связанные с признаками половой принадлежности.
Гендерные особенности проявления агрессии описывали в своих трудах Л.Берковиц, Э.Маккоби, К.Жаклин,Э. Игли, В. Стеффен
и другие.Авторы изучали гендерные особенности проявления агрессии у представителей различных полов в разныхвидах деятельности, в частности, в игре. Так, СтеффенВ., анализируя игровую деятельность мальчиков и девочек, сделал выводы о том, что агрессия может возникнуть на фоне полоролевой идентификации, когда мальчики не пускают в свою игру девочек и наоборот.
Таким образом, анализ научной литературы по проблеме агрессии в дошкольном возрасте, позволил нам сделать вывод о том, что феномен детской агрессии еще недостаточно изучен психологами. В частности, открытым остается вопрос о проявлении различных видов агрессии у мальчиков и девочек, не изучена динамика агрессивного поведения на протяжении периода дошкольного детства, отсутствуют достоверные выводы о гендерной предрасположенности к агрессивности и т.д.
Анализ психологопедагогической литературы позволил нам сформулировать цель работы.Цель работы
выявить гендерные особенности проявления агрессии у детей.Для выявления гендерных особенностей проявления агрессии у детей нами было организовано исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 81» города Череповца.В исследовании принимали 6 детейшести лет: 3 мальчика и 3 девочки, которые были отобраны по результатам наблюдения, так как в различных видах деятельности проявлялось их агрессивное поведение.Для выявления особенностей проявления агрессии мы выбрали методику М. З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного». Ребятам было предложено придумать и нарисовать животное, которого не существует, в процессе рисования за ними велось наблюдение.Далее была проведена качественная оценка детских работ с целью сравнения гендерных особенностей проявления агрессии у дошкольников.Рисунки сравнивались по таким критериям, как: интенсивность проявления агрессии у мальчиков и девочек, преобладающие формы агрессивного поведения, проявление агрессии по отношению к противоположному полу.Вопервых, мы изучили расположение изображенных животных на листе бумаги у представителей разных полов. Все дети, без исключения, расположили свои рисунки внизулиста, что свидетельствует о заниженной самооценке. Этот факт позволяет нам предположить, что дети с заниженной самооценкой склонны к агрессивному поведению,так как ребенок не уверен в себе,и он воспринимает окружающий мир как агрессора.Если ребенок не имеет положительно подкрепленной самооценки со стороны родителей, то он, скорее всего, выберет агрессивный способ поведения, чтобы обратить на себя внимание.Вовторых, мы сравнили преобладающие цветовые гаммы на рисунках мальчиков и девочек. Мальчики использовали такие цвета, как черный,синий, темнозеленый, красный. Анализ их работ позволил сделать вывод обих склонности к скрытой депрессии,эгоизму,ревности и упрямству. Девочки выбирали светлыетона: желтый,оранжевый,розовый,красный,светлозеленый,голубой.Это говорит о легкомысленности,язвительности,демонстрации поведения.Втретьих, мы изучили способ изображения несуществующего животного. Головы зверей, за исключением одного, находятся в положении анфас, что говорит обэгоцентризме и склонности к бесконтрольному поведению ребят.А эгоизм и бесконтрольное поведение это часть агрессивного поведения.Вчетвертых, мы проследили наличие признаков агрессивности у нарисованных существ. Девочки рисоваликогти и зубыдля защиты от других существ(агрессия словесная,защитноответная или спонтанная). Мальчики же рисовали острые выступы направленные вверх и вниз, а выступы по бокам рисуют дети,ожидающие опасности в любой ситуации и всегда готовые к защите(агрессия физическая, провоцирующая). Девочки с особым нажимом рисовали уши и волосы,прическу своим животным,это значит,что для них очень важно мнение окружающих о самих себе,а также им присуща чувствительность.Мальчики уделяли особое внимание прорисовке щетине и острых наростов,что может означать наличие у них тревожности особственной безопасности.Качественный анализ рисунков позволил сделать вывод, чтоагрессивность в рисунках мальчиков проявляется интенсивнее, чем у девочек.С целью изучения специфики проявления агрессииу мальчиков и девочек мы вели наблюдение за процессом рисования.Во время проведения исследования и мальчики,и девочки проявляли агрессию в той или иной форме. Агрессия мальчиков часто была словестной и беспричинной по отношению друг к другу или к девочкам. Так, чтобы другие дети не смотрели,что ребенок рисует,он замахивался на них кулаком. Агрессия девочек имела защитноответную словесную форму. Девочки отвечали только тогда,когда чтото было высказано в их сторонумальчиками.Девочки сомневались,стоит ли рисоватьзубы и когти. Возможно,это говорит о том,что они не уверены,стоит ли вообще применять агрессию по отношению к своему обидчику.После проведения теста с каждымребенком была проведена беседа с целью уточнения выводов об особенностях проявления агрессииу представителей разных полов.Детям было предложено объяснить, зачем их несуществующим животным различные защитные детали. Мальчики объясняли появление у животного когтей и острых выступов тем,что его должны все бояться (прямая, провоцирующая агрессия), чтобы самоутвердиться(враждебная, деструктивная агрессия),защититься от людей,имеющих над ним власть,показать,что мальчики стоят выше девочек (инструментальная, внешняя агрессия).Девочки нарисовали зубы и когти для защиты(защитная, косвенная агрессия).Поэтому их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.Вывод.По результатам исследования нами были сделаны следующие выводы. Вопервых,мальчики действительно проявляют больше агрессии,чем девочки.Они открыто заявляли что «руки» животного для того,чтобы толкаться.А в процессе рисования применяли физическую и словестную агрессию к представителям противоположного пола, так и к своему.Вовторых, девочкам свойственна защитная и косвеннаяагрессия,о чем свидетельствуют когти и зубы у животных. Также девочки применяли словесную агрессию по отношениям к мальчикам.Мальчикам свойственная прямая, провоцирующая агрессия. Они готовыприменять агрессию даже в тех случаях, когда прямой угрозы нападению нет. Также агрессия мальчиков носит враждебный, деструктивный, то есть необоснованный характер.Втретьих,агрессия играет роль в полоролевой идентификации: с помощью агрессивного поведения мальчики стремятся самоутвердиться, стать лидером в кругу своих сверстников. Девочки же с помощью агрессии стремятся обратить на себя внимание окружающих.
Ссылки на источники1.Ionova, N.V.Technological the foundations of developing of social activity among older preschoolers / E.I. Timoshina, M.A. Arsenova, N.V. Ionova // Всборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives, 1st International symposium Vienna. 2013. С. 312 317.2.Петровский А.В.Краткий психологический словарь / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. РнД.: Феникс, 1998. 505 с.3.Чижова С. Ю.Детская агрессивность / C. Ю. Чижова, О.В. Калинина. –М.: Педагогика, 2001. –160 с.