Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы влияния ситуативнойтревожности на агрессивное поведение подростков в социальном приюте; раскрыты понятия ситуативная тревожностьагрессия, агрессивное поведение и агрессивность; показано, что тревожность влияет на агрессивность людей юношеского возраста; представлены результаты исследования влияния ситуативной тревожностина уровень агрессивности у людей юношеского возраста.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, агрессивность, ситуативной тревожности, подростков, влияние.

Проблема агрессивности в современном социальном знании в последнее время все чаще выходит на первый план. И связано это с множеством различных факторов: возросшей агрессивностью всего общества, негативными социально-экономическими условиями жизни и особенно с недостатком психологической, педагогической и социальной работы, направленной на осознание этой проблемы и нахождение путей снижения уровней агрессивности.

Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в сондромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.

В психологии различают два схожих, но в тоже время различных по значению понятия «тревога» и «тревожность».Абрамовой Г.С. определяется тревога как реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность) [1].

По мнению Долгова В. И., Капитанец Е. Г. тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают [2].

Кроме того, состояние тревоги изучается как процесс, т.е. анализируются этапы его возникновения, возбуждения соответствующих проявлений вегетативной нервной системы, развития, закономерной смены состояний по мере нарастания тревоги и ее разрядки. На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др.На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении артериального давления, возрастания общей возбудимости, снижения порогов чувствительности, когда раннее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального.Значительные проблемы связаны с соотношением понятий тревожность (тревога) и страх. Разграничение явлений тревога и страх связано с именем С. Кьеркегора, последовательно разводившего конкретный страх (furcht) и неопределенный, безотчетный страх-тоску (angst). До этого времени все, что сегодня мы относим к явлениям тревожности и страха, описывалось и обсуждалось под общим понятием «страх» (что часто встречается и в настоящее время).Так как, страх - самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания [3].

Чтобы далее говорить о проблеме тревожности нужно сделать разграничения между явлениями «тревога» и «страх».

Среди признаков различий, выделенных Захаровым, отметим следующие: тревога - это сигнал опасности, страх - ответ на нее; тревога - скорее предчувствие, страх - чувство опасности; стимулы тревоги имеют более общий, неопределенный характер, страх - феномен более определенный и конкретный; тревога спроецирована в будущее, страх имеет своим источником прошлый травмирующий опыт.

В целом же, в современной психологической литературе, принято использоваться понятием «страх», когда речь идет о переживании, имеющий конкретный объект, все равно реально или иррационального, воображаемого, адекватного или неадекватного характера, и понятием «тревога», «тревожность», когда объект не выделяется. В настоящее время, как уже отмечалось, выделяются в основном два типа источников устойчивой тревожности [4].

- Длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги; внутренние - психологические и/или психофизиологические причины.

Личности, относящиеся к категории высокотревожных, склонны видеть в широком диапазоне ситуаций угрозу для их самооценки и жизнедеятельности. На такие ситуации они реагируют выраженным состоянием напряженности. На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются:

- усилении сердцебиения;

- учащении дыхания;

- увеличении минутного объема циркуляции крови;

- возрастании общей возбудимости;

- снижении порога чувствительности.

На психологическом уровне тревога ощущается как:

- напряжение;

- озабоченность;

- нервозность;

- чувство неопределенности;

- чувство грозящей опасности, неудачи;

- невозможность принять решения и др.

Агрессия, направленная на других или себя, принимает непосредственное участие в различных формах поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения[5].

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями [6].

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними [7].

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия) [8]. Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе.

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:

- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

- тенденцию к разрушению;

- направленность на причинение вреда окружающим людям; склонность к насилию (причинению боли) [9].

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Выделяют следующие функции агрессии:

1) устранение источника угрозы или сострадания;

2) отстаивание автономии;

3) повышение самооценки (самоутверждение);

4) разрешение внутреннего конфликта;

5) удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей [10].

В литературе представлено несколько классификаций агрессии. Ведущей является концепция Г. Аммона, который выделяет следующие ее виды:

1) конструктивная агрессия (открытое проявление агрессивных побуждений, реализуемое в социально приемлемой форме при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения);

2) дифференцированная агрессия (отсутствие достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков и тенденций к чрезмерному подавлению эмоциональных реакций);

3) деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, квалифицируемое как элементы делинквентного или криминального поведения с недоучетом требований реальности и недостаточностью эмоционального самоконтроля).

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых

Но есть и положительная сторона агрессивного поведения в подростковом возрасте. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации.

При неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм [11].

Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, ведущие факторы, вызывающие или поддерживающие агрессивное поведение воспитанников социального приюта. Одним из широко распространенных типов учреждений социальной защиты детства является социальный приют. Цель создания приюта — социальная помощь беспризорным и безнадзорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико-психологическая помощь, их дальнейшее жизнеустройство [12].

Особенностью социализации воспитанников социальных приютов является замещение главного института социализации – семьи – учреждением, что приводит к деформации процесса их социализации, и, следовательно, к отклонениям в развитии. Факторы, затрудняющие социализацию воспитанников социальных приютов:

- Особый социальный статус ребенка, никто им не интересуется, он никому не нужен;

- Ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и односторонние;

- Наличие у большинства воспитанников отклонений в состоянии здоровья и психического развития;

- Дефицит индивидуального общения;

- Ограничение социальной активности;

- Принудительный характер общения со сверстниками;

- Скудный выбор образцов для подражания;

- Неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру.

Диагностика особенностей агрессивного поведения воспитанников социального приюта - одна из основных составляющих в организации нашего экспериментального исследования. Она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни воспитанников социального приюта, их семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.

Диагностика агрессивного поведения у детей-подростков проводится с помощью наблюдения, проективных и опросных методов.

Мы использовали следующие методики:

Методика разработана Спилбергером Ч.Д. и направлена на дифференцированное измерение тревожности как личностного свойства (уровня личностной тревожности) и как состояния (уровня ситуативной тревожности).

Основой диагностики агрессивного поведения воспитанников социального приюта стало проведения опросника Басса-Дарки, позволяющего выявить воспитанников, склонных к агрессии, определить степень выраженности агрессивных тенденций в подростке.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

1) 7 воспитанников (63,6 %) с ярко выраженной склонностью к физической агрессии. Такие дети решительны, склонны к риску, отличаются бесцеремонностью и авантюризмом, у них наблюдается потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения, отличаются высокой конфликтностью, решают вопросы с помощью силы, склонны к вербальной агрессии.

2) 7 воспитанников (63,6 %) имеют ярко выраженную склонность к вербальной  агрессии. Они могут отличаться психической неуравновешенностью, депрессивностью, повышенной чувствительностью к оценкам и действиям к их личности, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом и напряженностью, в их поведении проявляется сильный эмоциональный конфликт, недовольство окружающими людьми.

3) 5 воспитанников (45,4 %) показали ярко выраженную склонность к проявлению негативизма (оппозиционной манере в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов), основными чертами таких детей могут являться эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка, низкий уровень эмоциональных связей, неудовлетворенные психические потребности.

4) 5 воспитанников (45,4 %) имеют усиленное чувство вины. Они могут отличаться впечатлительностью, ранимостью, консерватизмом. Агрессия таких детей может проявляться как защитная реакция, часто у них неудовлетворенны потребности в эмоциональном общении со значимыми людьми, создается ощущение психологической отверженности.

По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что доминирующей причиной конфликтности детей, проживающих в приюте, является выраженная склонность у воспитанников к агрессии по отношению к объектам окружения или другим людям, выполняя преимущественно защитную функцию.

Опираясь на проведенную диагностику, разработаны рекомендации для воспитателей:

1) 4 воспитанника требуют повышенного внимания со стороны социального педагога, и занятий с психологом по программе комплексной коррекции;

2) определить причины ярко выраженной агрессии у 4-х воспитанников;

3) педагогам применять педагогическую тактику в работе с детьми;

4) организовать работу с родителями в данном направлении (родительские собрания, индивидуальные беседы и т.д.);

5) в воспитательной работе включать занятия по формированию конструктивного взаимодействия с окружающими.

На основе полученных в ходе диагностического исследования данных нами разработан и реализован комплекс мероприятий по снижению агрессии у подростков (программа социально-педагогической коррекции)

Последний этап работы заключался в осуществлении опытно-экспериментального блока исследования и был связан с анализом и обобщением ее результатов, проверкой эффективности предложенной программы коррекции агрессивного поведения подростков, возвращенных из социального приюта в семью и мониторингом эффективности внутрисемейного взаимодействия.Создаваемые социально-коррекционные программы с учетом особой категории детей (агрессивные проявления) требуют индивидуального подхода к воспитанникам и не допускают большого количества участников. Однако в ходе эксперимента выяснилось, что число агрессивных детей, нуждающихся в социально-педагогической коррекции, превышает возможности одной экспериментальной коррекционной группы и, к сожалению, имеет тенденцию к росту.

На первом этапе для осуществления коррекционных воздействий мы выбрали и создали модели коррекционных программ для двух подростков, воспитанников социального приюта.

Созданная нами индивидуальная коррекционная программа состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Она включает следующие блоки:

1. Диагностический.

Цель: диагностика особенностей развития личности, выявления факторов риска, формирование общей программы социально-педагогической коррекции.

2. Установочный.

Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с социальным педагогом что-либо изменить в своей жизни.

3. Коррекционный.

Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определёнными способами деятельности.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Цель: измерение содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

На основе проведенной диагностики, актуальности изучаемой проблемы нами была разработана программа социально-педагогической коррекции агрессивных детей и подростков.

На заключительном этапе исследования мы вновь провели диагностику агрессивности воспитанников социального приюта.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1) 2 воспитанника (20 %) с ярко выраженной склонностью к физической агрессии. Такие дети решительны, склонны к риску, отличаются бесцеремонностью и авантюризмом, у них наблюдается потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения;

2) 4 воспитанника (38 %) имеют ярко выраженную склонность к вербальной агрессии. Они могут отличаться психической неуравновешенностью, депрессивностью, повышенной чувствительностью к оценкам и действиям к их личности, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом и напряженностью;

3) 2 воспитанника (20 %) показали ярко выраженную склонность к проявлению негативизма (оппозиционной манере в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов, основными чертами могут являться эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка;

4) 4 воспитанника (38 %) имеют усиленное чувство вины, Они могут отличиться впечатлительностью, ранимостью, консерватизмом.

Вывод: после проведения социально-педагогической коррекционной работы у более 60 % испытуемых снизились показатели проявления агрессивного поведения. 

Ссылки на источники 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2010. – 345 с.
  2. Долгова В. И., Капитанец Е. Г. Психолого – педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. - Челябинск: АТОСКО, 2010. – 110 с.
  3. Микляева А.Я. – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии (7 класс) / А.Я. Микляева. – СПб.: Издательство Речь, 2013. – 227 с.
  4. Долгова В.И., Кормушина Н.Г. Коррекция страха смерти у подростков: Монография /В.И. Долгова, Н.Г. Кормушина. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. – 324 с.
  5. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  6. Кащенко В.П. Педагогические коррекции / В.П. Кащенко. – М., 2010. – 135 с.
  7. Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М.: Издательство, 2012. – 170 с.
  8. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
  9. Алан Джон. Ландшафт души / Алан Джон. – СПб.: Диалог-Лотаць, 2012. – 150 с.
  10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2012. – 304 с.
  11. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая работа с подростками, оставшихся без попечения родителей (монография). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. – 124с.
  12. Игры – обучения, тренинг, досуг… / под ред. В. В. Петруситского. – М.: Новая школа, 2014. – 214 с.