Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлены результаты изучения агрессивности младших подростков; составлены рекомендации для профилактики агрессивного поведения младших подростков. Эмпирическое исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что на протяжении младшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование и имеет специфические возрастные особенности.
Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессивность, агрессия, младшие подростки, профилактика агрессивного поведения.

Современный подросток входит в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с перенасыщенным характером информации, с темпом и ритмом научно-технических преобразований, с экологическим и экономическим кризисами, сложными политическими и идеологически – нравственными трудностями, с нарушением преемственности между поколениями, усилением бездуховности и внедрения чуждых ценностей, традиций; с падением образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения (Бандура А., [1]).

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями подростка ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным - возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и агрессивность [2].

Проявления агрессивного поведения подростков нарастают, сами агрессивные действия становятся более жестокими. В обществе продолжается пропаганда насильственных способов решения проблем. В этих условиях необходимо значительно усиливать работу по коррекции агрессивного поведения  подростков [2].

Классические и современные представления о природе и механизмах агрессии представлены в работах З. Фрейд [3]; Я.Л. Коломинского [4]; Л.М. Семенюк [5]; Р. Бэрон и Д. Ричардсон [6]; В.И. Долгова, Р.Д. Дорофеева, В.Л. Юлдашев, Р.М. Масагутов, Э.З. Кадырова [7, 8] и др.

В этих работах предложены такие определения агрессии:

  • это сильная активность, стремление к самоутверждению;
  • это акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту.
  • это реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.
  • это злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Ни одно из предложенных определений агрессии не раскрывает в полной мере суть этого понятия. Что еще раз доказывает необходимость и востребованность исследовательских работ в этой области педагогики и психологии.

Особенности подросткового возраста делают его наиболее удобным для изучения проявления агрессии. В подростковом возрасте только идет формирование ценностных ориентаций и принципов поведения личности.

Обсудим результаты исследования.

Наше исследование проводилось на базе Кунашакской СОШ, Челябинской области. В процессе изучения агрессивного поведения, исследуется выборка детей: группа из десяти учащихся 6 «а» класса. Испытуемые – подростки (12 – 15 лет), семь мальчиков и три девочки, соответственно. Все эти дети имеют положительные отзывы учителей. В окружении других детей, они выделяются общительностью, открытостью, и яркой эмоциональной реакцией на происходящее. В коллективе происходит борьба за лидерство.

Основной методикой изучения агрессии в данном исследовании является диагностика состояния агрессии (Опросник «Басса-Дарки»). Опросник «Басса-Дарки» позволяет выявить шкалу выраженности уровня агрессии по всем ее видам, что позволят системно изучать агрессивность как качество личности. Для определения уровня агрессивности, в исследовании, за основу берется среднее арифметическое значение показателей каждого испытуемого по восьми шкалам агрессивности. По результатам анализа методики «Басса-Дарки», можно сделать вывод о том, что у испытуемых детей уровень проявления агрессивных реакций выше среднего (рис.1).

Второй методикой выявления агрессивных реакций подростков стал тест «Несуществующее животное». Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).

  Рис. 1. Распределение показателей агрессивных проявлений у учащихся (по результатам диагностики Басса-Дарки)

 Анализируя рисунки подростков, можно уверенно сказать, что на них, так или иначе, присутствуют признаки агрессивных реакций (рис. 2). Видно, что дети очень сильно давят на карандаш и часто используют технику штриховки. В пример можно привести рисунок Влада М., который изобразил нечто среднее между львом и ежом, покрыв его массой иголок и нарисовав огромные зубы. Оксана П. изобразила что-то похожее на чешуйчатую бабочку, имеющую огромный хвост с шипами на конце. В общей сложности шесть из десяти испытуемых детей показали на рисунках те или проявления агрессии.

 

Рис. 2. Распределение показателей агрессивных проявлений учащихся на рисунках (по методики РНЖ) 

Третьей методикой является анкета, опросник воспитателей и учителей, разработанная для выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе Г.П. Лаврентьевой, Т.М.  Титаренко.  Согласно результатам данного теста, чуть больше половины детей имеет низкий уровень агрессии. А остальные испытуемых по результатам методики показали средний уровень агрессии (рис.3). На основании этого факта можно сказать, что подростки, подвергающиеся эксперименту не имеют склонности к агрессивному поведению, однако, некоторая часть детей, все же имеет наиболее высокий уровень агрессивных реакций, чем остальные, им стоит уделить наибольшее внимание. 

 Рис. 3. Результаты анкетирования учителей по методике Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко 

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьей. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком.

Выводы: Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д. При непродуктивной деятельности в период свободного времени неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности [9].

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Прежде всего необходима организация системы развернутой деятельности, создающей жесткие условия и определенный порядок действий и постоянный контроль.

Выводы:

В результате выполненного исследования была реализована основная цель, которая заключается в теоретическом анализе понятия агрессия, основных подходов к ее изучению и методов ее диагностики.

Полученные данные в результате экспериментального исследования послужили основанием к разработке профилактики и коррекции деформированного общения вследствие повышенного уровня агрессивности учащихся и направлены на умение справляться с конфликтными ситуациями, а в некоторых случаях подавлению или всплеску своей агрессии в социально-приемлемой форме.

 Ссылки на источники 

  1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Издательство: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс , 2000. – 512 с.
  2. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая работа с подростками, оставшихся без попечения родителей (монография). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. – 124с.
  3. Фрейд З. Психология Я и защитные механизмы. – М.: Педагогика. - Пресс, 1993.– 207 с.
  4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности: учебное пособие / Я.Л. Коломинский. – Издание 2-е, дополненное. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
  5. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие. - М.: «МПСИ», 2007. – 210 с.
  6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
  7. Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2005. – 108 с.
  8. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации - Челябинск: АТОКСО, 2010 – 112с
  9. Долгова В.И., Долгов П.Т., Латюшин Я.В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с.