Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста
Выпуск:
ART 85433
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова
Н.
В.,
Текаева
А.
С. Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2161–2165. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85433.htm.
Аннотация. В статье раскрываются особенности диагностики и формирования представлений о дружбе у старших дошкольников в условиях стандартизации. Авторами представлены результаты изучения уровня сформировнности представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова:
дети, стандарт, детский сад, федеральные государственные требования, театрализованная игра, представление, дружба
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировнакандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru
Текаева Алина Сергеевнастудентка 4 курса факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева», г. Саранск
Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация.В статье раскрывается особенности диагностики и формирования представлений о дружбе у старших дошкольников в условиях стандартизацииАвторами представлены результаты изучения уровня сформировнности представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста.Ключевые слова:детский сад, дружба, представление, театрализованная игра, стандарт, федеральные государственные требования, дети
Старший дошкольный возраст сензитивный период для формирования первоначальных представлений о дружбе и зарождения дружеских отношений, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. От того, как они будут складываться, во многом зависят положение ребенка в детском коллективе и успешность его социализации и др.[12].Расплывчатость и многозначность понятия дружбы предполагает необходимость выделения ее специфических характеристик для отграничения дружбы от иных типов межличностных отношений. Одним из важнейших признаков дружбы являются: взаимноепризнание, доверительность,доброжелательность,забота, доверие, привязанность, расположение и пр. На основе проведенного исследования ЮрковаЕ. В. выявила, что стилидружеских межличностных отношений взаимосвязаны с типом социальных представлений о дружбе. Людис типом представлений «Дружба как функциональные отношения» демонстрируют манипулятивный стильв дружеских отношениях, которыйпроявляется в стремлении занимать доминирующую позицию, в эгоцентрической направленности и эмоциональной дистанцированности от партнера в общении. Люди с типом представлений «Дружба как эмоциональные близкие отношения» демонстрируют партнерский стильдружеских отношений, которыйпроявляется в стремлении к сотрудничеству, в направленности на интересы партнера в общении. При этом соотношение стилевых особенностей партнеров дружеских взаимоотношений для респондентов с типом представлений «Дружба как функциональные отношения» является комплиментарным, а для респондентов с типом представлений «Дружба как эмоциональные отношения» является конгруэнтным[3, С. 310].В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 655[4] в современных основных общеобразовательных программах должно предусматриваться нравственное становление личностииформирование этических представлений. К примеру, при освоении образовательной области «Социализация» предусмотреноприобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и пр. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на овладениеконструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми посредством развития свободного общения со взрослыми и детьми, практического овладения воспитанниками нормами речи и т. д.
Согласно Федаральным государственным требованиям итоговыми результатами освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования являются следующие интегративные качества ребенка: откликается на эмоции друзей, владеетсредствами общения и способами взаимодействия со сверстникамии конструктивными способами взаимодействия с детьми, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуациииуправлять своим поведением, может планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведенияи т. д.Согласно ФГОС [5]содержание основной образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать 5направленийразвития и образования детей.В частности, социальнокоммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживанияиформирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культурыи пр. На этапе завершения дошкольного образования всоответствии с ФГОС определены следующие целевые ориентиры: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру и другим людям; активно взаимодействует со сверстниками, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельностииво взаимоотношениях со сверстниками и пр.[6].
В соответствии с ФГТ и ФГОС целесообразным представляется формирование социальных представленийпо типу «Дружба как эмоциональные близкие отношения», основанных на личных бескорыстных взаимоотношениях между людьми, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Основными критериями сформированности представлений о дружбе у детей 67 лет, на наш взгляд, следует считать следующие:ребенок знает кто такой лучший друг (эмоциональноотзывчивый, способный на взаимопомощь, добрый, заботливый); ребенок имеет представление о дружбе и дружеских взаимоотношениях (взаимовыручка, сопереживание, ответственность, честность).; ребенок стремиться больше узнатьонастоящейдружбе.С целью изученияуровнясформированности представлений о дружбе у детей 67 летиспользовались следующие методы:беседа «Ты мой друг и я твой друг…»; методика «Закончи историю»;
методика «Оцени ситуацию»;беседа «Рассказ о лучшем друге».Остановимся на каждой из методик более подробно.В процессе беседы«Ты мой друг и я твой друг…»старшим дошкольникамбыли предложены следующие вопросы:1.Как ты думаешь, кто такой друг?2.Зачем человеку нужны друзья?3.Есть ли у тебя лучший друг?4.А почему ты с ним дружишь?5.Как вы проводите вместе время?6.Чем любит заниматься твой лучший друг?7.А знаешь ли ты рассказы, сказки, пословицы или стихи о дружбе?8.Как ты думаешь, каким должен быть хороший друг?9.
А ты сам являешься хорошим другом?На первый вопрос беседы 50% дошкольников сказали, что «Друг это человек с которым можно дружить». На вопрос «Зачем человеку нужны друзья?» Илья Ю., Артем И. и Яна С. сказали:«Чтобы не было скучно», а 40%остальных детей ответили «чтобы дружить и играть». Отвечая на третий вопрос, все дети рассказали, что имеют лучших друзей. Отвечая на четвертый вопрос,дошкольники перечислили следующие качества своих лучших друзей: красивый, хороший, добрый и т.п. Напятый вопрос «Как вы проводите время вместе?» Вероника С. рассказала, что они вместе «гуляют в парке и устраивают дискотеки, а также устраивают кукольные спектакли». Остальные 50% детей ответили, что со своими друзьями они играют, лепят, разукрашивают. На вопрос «Чем любит заниматься твой друг?»Артем И. ответил, что его друг «любит читать книги», остальные 40% дошкольников ответили, что их друг любит «играть». Самым трудным вопросом беседы оказался вопрос №7. На него смогли ответить лишь четверо детей,один из них прочитал стихотворение, а трое других рассказали по одной пословице. Исследование данного вопроса показало, что дошкольники практически не знают стихотворений, пословиц, рассказов о дружбе. Самым хорошим и идеальным другом дошкольники назвалидетей,обладающих такими качествами: «…хороший, лучший, красивый, любимый, трудолюбивый, внимательный, не жадный, умел хранить секреты».
На вопрос №9 все дошкольники ответили, что сами тоже являются хорошими друзьями. А Яна С. добавила, что,всегда помогает своим друзьям. При проведении методики«Закончи историю»испытуемым была предложена следующая инструкция: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». Ситуация 1. «У девочки из корзинки на дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик,ее друг. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?»
Оценивая эту ситуацию,около 50% дошкольников ответили, что обязательно помогут девочке собрать упавшие игрушки, мотивируя это тем, что они друзья. А друзьям нужно помогать. А Вика П. ответила, что не помогла бы девочке, та как «каждый сам о себе думает». Ситуация 2. «Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошлаее любимая подруга Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила... Почему она так сказала? Как она поступила? Почему ты так думаешь?»Анализируявторую ситуацию,30% дошкольников ответили, что Катя куклу не даст, потому что сама еще не наигралась. Артем И. сказал, что Катя даст поиграть куклой, так как они друзья, а с друзьями нужно делиться.Ситуация 3 «Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубикинадо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила... Почему она так сказал? Как она поступил? Почему ты так думаешь?»Оценивая ситуацию№ 3,50% дошкольников ответили, что Оля поможет убрать ребятам игрушки, так как они друзья, а Илья Ю. и Вероника С. сказали, что Оля никому помогать не будет, потому что она с ними не играла.
Ситуация 4. «Два друга Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил... Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?»В ситуации №4 10% детей ответили, что рассказали все о случившемся маме или воспитателю. Лишь двое детей сказали, что виноваты они, а не их друг.При проведении методики«Оцени ситуацию»испытуемым были предложены 5 ситуаций, и дана была следующая инструкция «Я буду называть тебе ситуации, а ты должен будешь рассказывать мнекак бы ты поступилв данной ситуации».Ситуации:1.Твой друг заболел и не ходит в детский сад. Как ты поступишь?2.Твой друг обзывает другихдетей. Как ты поступишь?3.Твоего друга обидели. Как ты поступишь?4.Твой друг чем то расстроен. Твои действия?5.Твой друг нечаянно сломал твою любимую игрушку. Твои действия?В ситуации №1 40% процентов детей ответили, что если бы их друг заболел, то они обязательно бы его навещали, заботились о нем, и лечил бы его. В ситуации №2 20% детей ответили, что расскажут о случившемся воспитателю, а 30 % ответили, что поругают своего друга и скажут ему, что обзываться плохо.
В третьей ситуации, когда я спросила детей: «Как бы ты поступил, если твоего друга обидели?», Илья Ю. ответил, что за это «сам побью их», а 50% дошкольников ответили, что заступились бы за лучшего друга. В ситуации №4 60% детей ответили, что если вдруг их друг будет, чем то расстроенони обязательно его развеселят, а Яна С. ответила, что она сначала спросит, чем расстроен ее друг и поможет ему. В ситуации №5, всего двое детей готовы были простить своего друга за сломанную игрушку, мотивируя это тем, что они лучшие друзья.Завершающим этапом диагностики сформированности представлений о дружбе у старших дошкольников стало задание составить рассказ о лучшем друге.Рассказы получились интересные и своеобразные.Приведем примеры нескоторых из них.Илья Ю. рассказывает следующее о своем друге: «Его зовут Егор. Ему 6 лет. Мы с ним любим кататься на велосипедах и самокатах. Мы с ним часто ходим кдруг другу в гости. У насс ним много общего. Мы с Егором любим есть яблоки, потому что там много железа и витаминов. Еще мы играем с ним в Лего. Он добрый и хороший друг, потому что делится со мной игрушками».Артем И.: «У меня есть лучший друг. Его зовут Артем. Мы любим с ним читать книги про технику и про животных. Он собирает коллекцию «Насекомые и их знакомые». Мы с ним не сидим на месте, мы постоянно чемто заняты. Он у меня умный. И мы с ним хорошие друзья. Я считаю, что мы самые умные в этой группе из детей, потому что мы знаем больше, чем остальные дети. Если мы с ним вдруг поссорились, то быстро миримся».Вероника С.: «Я познакомилась со своей лучшей подругой в поезде. Ее зовут Лера. И мы стали с ней сразу дружить, приходить друг к другу в гости. Мы с ней вместе гуляем в парке и играем вместе. Лера красивая, большая и добрая. Она хорошо танцует и поет, а еще любит прыгать на батуте. Она самая моя лучшая подруга и я ее люблю».Лиза К.: «У меня две лучшие подруги. Это Юля и Настя. Они со мной очень дружат. Когда Настя со мной не дружила я дружила с Юлькой. С Юлей мы подружились, когда были еще маленькие. Они у меня хорошие и веселые. Когда мы собираемся, то играем в «Лошадку». Мы с ними лучшие друзья!»Лена Д.: «Моя самая лучшая подруга Настя. Она очень хорошая и добрая. Мы любим с ней играть. Мы рисуем, играем. Она очень любит конфеты. Я ходила к ней на день рождение и подарила красивый подарок. Мы с ней лучшие друзья».Вика П.: «У меня лучшая подруга Яна. Мы с ней любим играть в куклы. У нее любимая кукла «Беби Борн». Еще она любит играть в больницу. Мы с ней дружим, потому что наши мамы работают вместе. Мы ходим друг к другу в гости и играем вбольницу. Мне нравится с ней играть, потому что она добрая и красивая».Яна С.: «Мою подругу зовут Настя. Она не жадная и хорошая. Мы с ней любим рисовать карандашами и играть в кухню. Она любит лепить из пластилина. Она очень добрая и хорошая подруга».Рома Ш.: «Моего друга зовут Ваня. Мы любим с ним лепить из пластилина и читать книжки. Его любимая книжка «Три медведя». Мы любим играть в Лего. Мы с ним хорошие друзья».Вадим К.: «У меня лучший друг Ваня. Он любит играть в Лего. Мы с ним строим из Лего корабли и машины. В садике мы с ним играем в машинки. Он очень добрый. Мы с ним дружим давно и я его люблю».Сева У.: «У меня лучший друг Ваня. Ему 7 лет. Он любит играть в Лего. Мы с ним ходим друг к другу в гости и строим дома из конструктора. Он любит со мной играть и дружить. Он любит читать журналы от «Лего Сити». Мы с ним лучшие друзья».Наоснове детских рассказов можно сделать вывод, что дружеские отношениямногих детей складываются на основе примера взаимодействия и симпатии между родителями, а также общности интересов детей. Итак, на основе проведенного исследования, были выделены сразличные уровни сформированности представлений о дружбе у детей 6 7 лет: высокий; средний; низкий.Высокийхарактерен для3440%детей, которыеимеют достаточно четкоепредставление о дружбе и дружеских взаимоотношениях, знают кто такой лучший друг, умеют дружить, проявляют чувства сопереживания, ответственности, взаимопомощи; имеют представления о том, почему нужно вести себя в данной ситуации так, а не иначе; умеют выделить соответствующие поступки и оценить их как хорошие и плохие (положительные и отрицательные).Средний:30 33 % детей, которые имеют не совсемточные представления о дружбе; поведение детей характеризуется непостоянством в дружбе, в проявлениидоброго и заботливого отношения к другу; частично умеют выделять поступки и оценивать их как хорошие или плохие, также дети правильно называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей, но не мотивирует свою оценку.Низкий: 20 29% детей, у которых отсутствуют знания и представления о дружбе вследствие чего поведение дошкольниковхарактеризуется отсутствиемпроявления доброго и заботливого отношения к другу(не стремиться проявлять чувства сопереживания, не оказывает взаимопомощь другу; нравственную норму называет правильно, но не оценивает поведения детей, не мотивирует свою оценку).
Ссылки на источники1.Кондрашова Н. В. Духовнонравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона .// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 7 (81). URL: //ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf2.Кондрашова Н. В. Роль дошкольных образовательных учреждений поликультурного регионав духовнонравственном воспитании детей // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5. URLРежим доступа: http:// www.hses−online.ru/ Actual.html
3.Юркова Е. В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.; Рос. гос. пед. ун− т им. А.И. Герцена. − СПб.: 2004. − 21 с.4.Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://www.consultant.ru
5.Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr− dok.html
6.Кондрашова, Н. В. Формирование у детей 67лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования/ Н. В. Кондрашова, А. С.
Текаева// Science Time.
2015. № 1. . С. 235240.
Текаева Алина Сергеевнастудентка 4 курса факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева», г. Саранск
Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация.В статье раскрывается особенности диагностики и формирования представлений о дружбе у старших дошкольников в условиях стандартизацииАвторами представлены результаты изучения уровня сформировнности представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста.Ключевые слова:детский сад, дружба, представление, театрализованная игра, стандарт, федеральные государственные требования, дети
Старший дошкольный возраст сензитивный период для формирования первоначальных представлений о дружбе и зарождения дружеских отношений, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. От того, как они будут складываться, во многом зависят положение ребенка в детском коллективе и успешность его социализации и др.[12].Расплывчатость и многозначность понятия дружбы предполагает необходимость выделения ее специфических характеристик для отграничения дружбы от иных типов межличностных отношений. Одним из важнейших признаков дружбы являются: взаимноепризнание, доверительность,доброжелательность,забота, доверие, привязанность, расположение и пр. На основе проведенного исследования ЮрковаЕ. В. выявила, что стилидружеских межличностных отношений взаимосвязаны с типом социальных представлений о дружбе. Людис типом представлений «Дружба как функциональные отношения» демонстрируют манипулятивный стильв дружеских отношениях, которыйпроявляется в стремлении занимать доминирующую позицию, в эгоцентрической направленности и эмоциональной дистанцированности от партнера в общении. Люди с типом представлений «Дружба как эмоциональные близкие отношения» демонстрируют партнерский стильдружеских отношений, которыйпроявляется в стремлении к сотрудничеству, в направленности на интересы партнера в общении. При этом соотношение стилевых особенностей партнеров дружеских взаимоотношений для респондентов с типом представлений «Дружба как функциональные отношения» является комплиментарным, а для респондентов с типом представлений «Дружба как эмоциональные отношения» является конгруэнтным[3, С. 310].В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 655[4] в современных основных общеобразовательных программах должно предусматриваться нравственное становление личностииформирование этических представлений. К примеру, при освоении образовательной области «Социализация» предусмотреноприобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и пр. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на овладениеконструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми посредством развития свободного общения со взрослыми и детьми, практического овладения воспитанниками нормами речи и т. д.
Согласно Федаральным государственным требованиям итоговыми результатами освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования являются следующие интегративные качества ребенка: откликается на эмоции друзей, владеетсредствами общения и способами взаимодействия со сверстникамии конструктивными способами взаимодействия с детьми, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуациииуправлять своим поведением, может планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведенияи т. д.Согласно ФГОС [5]содержание основной образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать 5направленийразвития и образования детей.В частности, социальнокоммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживанияиформирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культурыи пр. На этапе завершения дошкольного образования всоответствии с ФГОС определены следующие целевые ориентиры: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру и другим людям; активно взаимодействует со сверстниками, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельностииво взаимоотношениях со сверстниками и пр.[6].
В соответствии с ФГТ и ФГОС целесообразным представляется формирование социальных представленийпо типу «Дружба как эмоциональные близкие отношения», основанных на личных бескорыстных взаимоотношениях между людьми, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Основными критериями сформированности представлений о дружбе у детей 67 лет, на наш взгляд, следует считать следующие:ребенок знает кто такой лучший друг (эмоциональноотзывчивый, способный на взаимопомощь, добрый, заботливый); ребенок имеет представление о дружбе и дружеских взаимоотношениях (взаимовыручка, сопереживание, ответственность, честность).; ребенок стремиться больше узнатьонастоящейдружбе.С целью изученияуровнясформированности представлений о дружбе у детей 67 летиспользовались следующие методы:беседа «Ты мой друг и я твой друг…»; методика «Закончи историю»;
методика «Оцени ситуацию»;беседа «Рассказ о лучшем друге».Остановимся на каждой из методик более подробно.В процессе беседы«Ты мой друг и я твой друг…»старшим дошкольникамбыли предложены следующие вопросы:1.Как ты думаешь, кто такой друг?2.Зачем человеку нужны друзья?3.Есть ли у тебя лучший друг?4.А почему ты с ним дружишь?5.Как вы проводите вместе время?6.Чем любит заниматься твой лучший друг?7.А знаешь ли ты рассказы, сказки, пословицы или стихи о дружбе?8.Как ты думаешь, каким должен быть хороший друг?9.
А ты сам являешься хорошим другом?На первый вопрос беседы 50% дошкольников сказали, что «Друг это человек с которым можно дружить». На вопрос «Зачем человеку нужны друзья?» Илья Ю., Артем И. и Яна С. сказали:«Чтобы не было скучно», а 40%остальных детей ответили «чтобы дружить и играть». Отвечая на третий вопрос, все дети рассказали, что имеют лучших друзей. Отвечая на четвертый вопрос,дошкольники перечислили следующие качества своих лучших друзей: красивый, хороший, добрый и т.п. Напятый вопрос «Как вы проводите время вместе?» Вероника С. рассказала, что они вместе «гуляют в парке и устраивают дискотеки, а также устраивают кукольные спектакли». Остальные 50% детей ответили, что со своими друзьями они играют, лепят, разукрашивают. На вопрос «Чем любит заниматься твой друг?»Артем И. ответил, что его друг «любит читать книги», остальные 40% дошкольников ответили, что их друг любит «играть». Самым трудным вопросом беседы оказался вопрос №7. На него смогли ответить лишь четверо детей,один из них прочитал стихотворение, а трое других рассказали по одной пословице. Исследование данного вопроса показало, что дошкольники практически не знают стихотворений, пословиц, рассказов о дружбе. Самым хорошим и идеальным другом дошкольники назвалидетей,обладающих такими качествами: «…хороший, лучший, красивый, любимый, трудолюбивый, внимательный, не жадный, умел хранить секреты».
На вопрос №9 все дошкольники ответили, что сами тоже являются хорошими друзьями. А Яна С. добавила, что,всегда помогает своим друзьям. При проведении методики«Закончи историю»испытуемым была предложена следующая инструкция: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». Ситуация 1. «У девочки из корзинки на дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик,ее друг. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?»
Оценивая эту ситуацию,около 50% дошкольников ответили, что обязательно помогут девочке собрать упавшие игрушки, мотивируя это тем, что они друзья. А друзьям нужно помогать. А Вика П. ответила, что не помогла бы девочке, та как «каждый сам о себе думает». Ситуация 2. «Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошлаее любимая подруга Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила... Почему она так сказала? Как она поступила? Почему ты так думаешь?»Анализируявторую ситуацию,30% дошкольников ответили, что Катя куклу не даст, потому что сама еще не наигралась. Артем И. сказал, что Катя даст поиграть куклой, так как они друзья, а с друзьями нужно делиться.Ситуация 3 «Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубикинадо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила... Почему она так сказал? Как она поступил? Почему ты так думаешь?»Оценивая ситуацию№ 3,50% дошкольников ответили, что Оля поможет убрать ребятам игрушки, так как они друзья, а Илья Ю. и Вероника С. сказали, что Оля никому помогать не будет, потому что она с ними не играла.
Ситуация 4. «Два друга Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил... Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?»В ситуации №4 10% детей ответили, что рассказали все о случившемся маме или воспитателю. Лишь двое детей сказали, что виноваты они, а не их друг.При проведении методики«Оцени ситуацию»испытуемым были предложены 5 ситуаций, и дана была следующая инструкция «Я буду называть тебе ситуации, а ты должен будешь рассказывать мнекак бы ты поступилв данной ситуации».Ситуации:1.Твой друг заболел и не ходит в детский сад. Как ты поступишь?2.Твой друг обзывает другихдетей. Как ты поступишь?3.Твоего друга обидели. Как ты поступишь?4.Твой друг чем то расстроен. Твои действия?5.Твой друг нечаянно сломал твою любимую игрушку. Твои действия?В ситуации №1 40% процентов детей ответили, что если бы их друг заболел, то они обязательно бы его навещали, заботились о нем, и лечил бы его. В ситуации №2 20% детей ответили, что расскажут о случившемся воспитателю, а 30 % ответили, что поругают своего друга и скажут ему, что обзываться плохо.
В третьей ситуации, когда я спросила детей: «Как бы ты поступил, если твоего друга обидели?», Илья Ю. ответил, что за это «сам побью их», а 50% дошкольников ответили, что заступились бы за лучшего друга. В ситуации №4 60% детей ответили, что если вдруг их друг будет, чем то расстроенони обязательно его развеселят, а Яна С. ответила, что она сначала спросит, чем расстроен ее друг и поможет ему. В ситуации №5, всего двое детей готовы были простить своего друга за сломанную игрушку, мотивируя это тем, что они лучшие друзья.Завершающим этапом диагностики сформированности представлений о дружбе у старших дошкольников стало задание составить рассказ о лучшем друге.Рассказы получились интересные и своеобразные.Приведем примеры нескоторых из них.Илья Ю. рассказывает следующее о своем друге: «Его зовут Егор. Ему 6 лет. Мы с ним любим кататься на велосипедах и самокатах. Мы с ним часто ходим кдруг другу в гости. У насс ним много общего. Мы с Егором любим есть яблоки, потому что там много железа и витаминов. Еще мы играем с ним в Лего. Он добрый и хороший друг, потому что делится со мной игрушками».Артем И.: «У меня есть лучший друг. Его зовут Артем. Мы любим с ним читать книги про технику и про животных. Он собирает коллекцию «Насекомые и их знакомые». Мы с ним не сидим на месте, мы постоянно чемто заняты. Он у меня умный. И мы с ним хорошие друзья. Я считаю, что мы самые умные в этой группе из детей, потому что мы знаем больше, чем остальные дети. Если мы с ним вдруг поссорились, то быстро миримся».Вероника С.: «Я познакомилась со своей лучшей подругой в поезде. Ее зовут Лера. И мы стали с ней сразу дружить, приходить друг к другу в гости. Мы с ней вместе гуляем в парке и играем вместе. Лера красивая, большая и добрая. Она хорошо танцует и поет, а еще любит прыгать на батуте. Она самая моя лучшая подруга и я ее люблю».Лиза К.: «У меня две лучшие подруги. Это Юля и Настя. Они со мной очень дружат. Когда Настя со мной не дружила я дружила с Юлькой. С Юлей мы подружились, когда были еще маленькие. Они у меня хорошие и веселые. Когда мы собираемся, то играем в «Лошадку». Мы с ними лучшие друзья!»Лена Д.: «Моя самая лучшая подруга Настя. Она очень хорошая и добрая. Мы любим с ней играть. Мы рисуем, играем. Она очень любит конфеты. Я ходила к ней на день рождение и подарила красивый подарок. Мы с ней лучшие друзья».Вика П.: «У меня лучшая подруга Яна. Мы с ней любим играть в куклы. У нее любимая кукла «Беби Борн». Еще она любит играть в больницу. Мы с ней дружим, потому что наши мамы работают вместе. Мы ходим друг к другу в гости и играем вбольницу. Мне нравится с ней играть, потому что она добрая и красивая».Яна С.: «Мою подругу зовут Настя. Она не жадная и хорошая. Мы с ней любим рисовать карандашами и играть в кухню. Она любит лепить из пластилина. Она очень добрая и хорошая подруга».Рома Ш.: «Моего друга зовут Ваня. Мы любим с ним лепить из пластилина и читать книжки. Его любимая книжка «Три медведя». Мы любим играть в Лего. Мы с ним хорошие друзья».Вадим К.: «У меня лучший друг Ваня. Он любит играть в Лего. Мы с ним строим из Лего корабли и машины. В садике мы с ним играем в машинки. Он очень добрый. Мы с ним дружим давно и я его люблю».Сева У.: «У меня лучший друг Ваня. Ему 7 лет. Он любит играть в Лего. Мы с ним ходим друг к другу в гости и строим дома из конструктора. Он любит со мной играть и дружить. Он любит читать журналы от «Лего Сити». Мы с ним лучшие друзья».Наоснове детских рассказов можно сделать вывод, что дружеские отношениямногих детей складываются на основе примера взаимодействия и симпатии между родителями, а также общности интересов детей. Итак, на основе проведенного исследования, были выделены сразличные уровни сформированности представлений о дружбе у детей 6 7 лет: высокий; средний; низкий.Высокийхарактерен для3440%детей, которыеимеют достаточно четкоепредставление о дружбе и дружеских взаимоотношениях, знают кто такой лучший друг, умеют дружить, проявляют чувства сопереживания, ответственности, взаимопомощи; имеют представления о том, почему нужно вести себя в данной ситуации так, а не иначе; умеют выделить соответствующие поступки и оценить их как хорошие и плохие (положительные и отрицательные).Средний:30 33 % детей, которые имеют не совсемточные представления о дружбе; поведение детей характеризуется непостоянством в дружбе, в проявлениидоброго и заботливого отношения к другу; частично умеют выделять поступки и оценивать их как хорошие или плохие, также дети правильно называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей, но не мотивирует свою оценку.Низкий: 20 29% детей, у которых отсутствуют знания и представления о дружбе вследствие чего поведение дошкольниковхарактеризуется отсутствиемпроявления доброго и заботливого отношения к другу(не стремиться проявлять чувства сопереживания, не оказывает взаимопомощь другу; нравственную норму называет правильно, но не оценивает поведения детей, не мотивирует свою оценку).
Ссылки на источники1.Кондрашова Н. В. Духовнонравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона .// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 7 (81). URL: //ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf2.Кондрашова Н. В. Роль дошкольных образовательных учреждений поликультурного регионав духовнонравственном воспитании детей // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5. URLРежим доступа: http:// www.hses−online.ru/ Actual.html
3.Юркова Е. В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.; Рос. гос. пед. ун− т им. А.И. Герцена. − СПб.: 2004. − 21 с.4.Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://www.consultant.ru
5.Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr− dok.html
6.Кондрашова, Н. В. Формирование у детей 67лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования/ Н. В. Кондрашова, А. С.
Текаева// Science Time.
2015. № 1. . С. 235240.