Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова Н. В., Текаева А. С. Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2161–2165. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85433.htm.
Аннотация. В статье раскрываются особенности диагностики и формирования представлений о дружбе у старших дошкольников в условиях стандартизации. Авторами представлены результаты изучения уровня сформировнности представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировнакандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru

Текаева Алина Сергеевнастудентка 4 курса факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева», г. Саранск

Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация.В статье раскрывается особенности диагностики и формирования представлений о дружбе у старших дошкольников в условиях стандартизацииАвторами представлены результаты изучения уровня сформировнности представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста.Ключевые слова:детский сад, дружба, представление, театрализованная игра, стандарт, федеральные государственные требования, дети

Старший дошкольный возраст сензитивный период для формирования первоначальных представлений о дружбе и зарождения дружеских отношений, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. От того, как они будут складываться, во многом зависят положение ребенка в детском коллективе и успешность его социализации и др.[12].Расплывчатость и многозначность понятия дружбы предполагает необходимость выделения ее специфических характеристик для отграничения дружбы от иных типов межличностных отношений. Одним из важнейших признаков дружбы являются: взаимноепризнание, доверительность,доброжелательность,забота, доверие, привязанность, расположение и пр. На основе проведенного исследования ЮрковаЕ. В. выявила, что стилидружеских межличностных отношений взаимосвязаны с типом социальных представлений о дружбе. Людис типом представлений «Дружба как функциональные отношения» демонстрируют манипулятивный стильв дружеских отношениях, которыйпроявляется в стремлении занимать доминирующую позицию, в эгоцентрической направленности и эмоциональной дистанцированности от партнера в общении. Люди с типом представлений «Дружба как эмоциональные близкие отношения» демонстрируют партнерский стильдружеских отношений, которыйпроявляется в стремлении к сотрудничеству, в направленности на интересы партнера в общении. При этом соотношение стилевых особенностей партнеров дружеских взаимоотношений для респондентов с типом представлений «Дружба как функциональные отношения» является комплиментарным, а для респондентов с типом представлений «Дружба как эмоциональные отношения» является конгруэнтным[3, С. 310].В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 655[4] в современных основных общеобразовательных программах должно предусматриваться нравственное становление личностииформирование этических представлений. К примеру, при освоении образовательной области «Социализация» предусмотреноприобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и пр. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на овладениеконструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми посредством развития свободного общения со взрослыми и детьми, практического овладения воспитанниками нормами речи и т. д.

Согласно Федаральным государственным требованиям итоговыми результатами освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования являются следующие интегративные качества ребенка: откликается на эмоции друзей, владеетсредствами общения и способами взаимодействия со сверстникамии конструктивными способами взаимодействия с детьми, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуациииуправлять своим поведением, может планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведенияи т. д.Согласно ФГОС [5]содержание основной образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать 5направленийразвития и образования детей.В частности, социальнокоммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживанияиформирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культурыи пр. На этапе завершения дошкольного образования всоответствии с ФГОС определены следующие целевые ориентиры: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру и другим людям; активно взаимодействует со сверстниками, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельностииво взаимоотношениях со сверстниками и пр.[6].

В соответствии с ФГТ и ФГОС целесообразным представляется формирование социальных представленийпо типу «Дружба как эмоциональные близкие отношения», основанных на личных бескорыстных взаимоотношениях между людьми, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Основными критериями сформированности представлений о дружбе у детей 67 лет, на наш взгляд, следует считать следующие:ребенок знает кто такой лучший друг (эмоционально‬отзывчивый, способный на взаимопомощь, добрый, заботливый); ребенок имеет представление о дружбе и дружеских взаимоотношениях (взаимовыручка, сопереживание, ответственность, честность).; ребенок стремиться больше узнатьонастоящейдружбе.С целью изученияуровнясформированности представлений о дружбе у детей 67 летиспользовались следующие методы:беседа «Ты мой друг и я твой друг…»; методика «Закончи историю»;

методика «Оцени ситуацию»;беседа «Рассказ о лучшем друге».Остановимся на каждой из методик более подробно.В процессе беседы«Ты мой друг и я твой друг…»старшим дошкольникамбыли предложены следующие вопросы:1.Как ты думаешь, кто такой друг?2.Зачем человеку нужны друзья?3.Есть ли у тебя лучший друг?4.А почему ты с ним дружишь?5.Как вы проводите вместе время?6.Чем любит заниматься твой лучший друг?7.А знаешь ли ты рассказы, сказки, пословицы или стихи о дружбе?8.Как ты думаешь, каким должен быть хороший друг?9.

А ты сам являешься хорошим другом?На первый вопрос беседы 50% дошкольников сказали, что «Друг это человек с которым можно дружить». На вопрос «Зачем человеку нужны друзья?» Илья Ю., Артем И. и Яна С. сказали:«Чтобы не было скучно», а 40%остальных детей ответили «чтобы дружить и играть». Отвечая на третий вопрос, все дети рассказали, что имеют лучших друзей. Отвечая на четвертый вопрос,дошкольники перечислили следующие качества своих лучших друзей: красивый, хороший, добрый и т.п. Напятый вопрос «Как вы проводите время вместе?» Вероника С. рассказала, что они вместе «гуляют в парке и устраивают дискотеки, а также устраивают кукольные спектакли». Остальные 50% детей ответили, что со своими друзьями они играют, лепят, разукрашивают. На вопрос «Чем любит заниматься твой друг?»Артем И. ответил, что его друг «любит читать книги», остальные 40% дошкольников ответили, что их друг любит «играть». Самым трудным вопросом беседы оказался вопрос №7. На него смогли ответить лишь четверо детей,один из них прочитал стихотворение, а трое других рассказали по одной пословице. Исследование данного вопроса показало, что дошкольники практически не знают стихотворений, пословиц, рассказов о дружбе. Самым хорошим и идеальным другом дошкольники назвалидетей,обладающих такими качествами: «…хороший, лучший, красивый, любимый, трудолюбивый, внимательный, не жадный, умел хранить секреты».

На вопрос №9 все дошкольники ответили, что сами тоже являются хорошими друзьями. А Яна С. добавила, что,всегда помогает своим друзьям. При проведении методики«Закончи историю»испытуемым была предложена следующая инструкция: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». Ситуация 1. «У девочки из корзинки на дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик,ее друг. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?»

Оценивая эту ситуацию,около 50% дошкольников ответили, что обязательно помогут девочке собрать упавшие игрушки, мотивируя это тем, что они друзья. А друзьям нужно помогать. А Вика П. ответила, что не помогла бы девочке, та как «каждый сам о себе думает». Ситуация 2. «Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошлаее любимая подруга Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила... Почему она так сказала? Как она поступила? Почему ты так думаешь?»Анализируявторую ситуацию,30% дошкольников ответили, что Катя куклу не даст, потому что сама еще не наигралась. Артем И. сказал, что Катя даст поиграть куклой, так как они друзья, а с друзьями нужно делиться.Ситуация 3 «Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубикинадо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила... Почему она так сказал? Как она поступил? Почему ты так думаешь?»Оценивая ситуацию№ 3,50% дошкольников ответили, что Оля поможет убрать ребятам игрушки, так как они друзья, а Илья Ю. и Вероника С. сказали, что Оля никому помогать не будет, потому что она с ними не играла.

Ситуация 4. «Два друга Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил... Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?»В ситуации №4 10% детей ответили, что рассказали все о случившемся маме или воспитателю. Лишь двое детей сказали, что виноваты они, а не их друг.При проведении методики«Оцени ситуацию»испытуемым были предложены 5 ситуаций, и дана была следующая инструкция «Я буду называть тебе ситуации, а ты должен будешь рассказывать мнекак бы ты поступилв данной ситуации».Ситуации:1.Твой друг заболел и не ходит в детский сад. Как ты поступишь?2.Твой друг обзывает другихдетей. Как ты поступишь?3.Твоего друга обидели. Как ты поступишь?4.Твой друг чем ‬то расстроен. Твои действия?5.Твой друг нечаянно сломал твою любимую игрушку. Твои действия?В ситуации №1 40% процентов детей ответили, что если бы их друг заболел, то они обязательно бы его навещали, заботились о нем, и лечил бы его. В ситуации №2 20% детей ответили, что расскажут о случившемся воспитателю, а 30 % ‬ ответили, что поругают своего друга и скажут ему, что обзываться плохо.

В третьей ситуации, когда я спросила детей: «Как бы ты поступил, если твоего друга обидели?», Илья Ю. ответил, что за это «сам побью их», а 50% дошкольников ответили, что заступились бы за лучшего друга. В ситуации №4 60% детей ответили, что если вдруг их друг будет, чем ‬то расстроенони обязательно его развеселят, а Яна С. ответила, что она сначала спросит, чем расстроен ее друг и поможет ему. В ситуации №5, всего двое детей готовы были простить своего друга за сломанную игрушку, мотивируя это тем, что они лучшие друзья.Завершающим этапом диагностики сформированности представлений о дружбе у старших дошкольников стало задание составить рассказ о лучшем друге.Рассказы получились интересные и своеобразные.Приведем примеры нескоторых из них.Илья Ю. рассказывает следующее о своем друге: «Его зовут Егор. Ему 6 лет. Мы с ним любим кататься на велосипедах и самокатах. Мы с ним часто ходим кдруг другу в гости. У насс ним много общего. Мы с Егором любим есть яблоки, потому что там много железа и витаминов. Еще мы играем с ним в Лего. Он добрый и хороший друг, потому что делится со мной игрушками».Артем И.: «У меня есть лучший друг. Его зовут Артем. Мы любим с ним читать книги про технику и про животных. Он собирает коллекцию «Насекомые и их знакомые». Мы с ним не сидим на месте, мы постоянно чемто заняты. Он у меня умный. И мы с ним хорошие друзья. Я считаю, что мы самые умные в этой группе из детей, потому что мы знаем больше, чем остальные дети. Если мы с ним вдруг поссорились, то быстро миримся».Вероника С.: «Я познакомилась со своей лучшей подругой в поезде. Ее зовут Лера. И мы стали с ней сразу дружить, приходить друг к другу в гости. Мы с ней вместе гуляем в парке и играем вместе. Лера красивая, большая и добрая. Она хорошо танцует и поет, а еще любит прыгать на батуте. Она самая моя лучшая подруга и я ее люблю».Лиза К.: «У меня две лучшие подруги. Это Юля и Настя. Они со мной очень дружат. Когда Настя со мной не дружила я дружила с Юлькой. С Юлей мы подружились, когда были еще маленькие. Они у меня хорошие и веселые. Когда мы собираемся, то играем в «Лошадку». Мы с ними лучшие друзья!»Лена Д.: «Моя самая лучшая подруга Настя. Она очень хорошая и добрая. Мы любим с ней играть. Мы рисуем, играем. Она очень любит конфеты. Я ходила к ней на день рождение и подарила красивый подарок. Мы с ней лучшие друзья».Вика П.: «У меня лучшая подруга Яна. Мы с ней любим играть в куклы. У нее любимая кукла «Беби Борн». Еще она любит играть в больницу. Мы с ней дружим, потому что наши мамы работают вместе. Мы ходим друг к другу в гости и играем вбольницу. Мне нравится с ней играть, потому что она добрая и красивая».Яна С.: «Мою подругу зовут Настя. Она не жадная и хорошая. Мы с ней любим рисовать карандашами и играть в кухню. Она любит лепить из пластилина. Она очень добрая и хорошая подруга».Рома Ш.: «Моего друга зовут Ваня. Мы любим с ним лепить из пластилина и читать книжки. Его любимая книжка «Три медведя». Мы любим играть в Лего. Мы с ним хорошие друзья».Вадим К.: «У меня лучший друг Ваня. Он любит играть в Лего. Мы с ним строим из Лего корабли и машины. В садике мы с ним играем в машинки. Он очень добрый. Мы с ним дружим давно и я его люблю».Сева У.: «У меня лучший друг Ваня. Ему 7 лет. Он любит играть в Лего. Мы с ним ходим друг к другу в гости и строим дома из конструктора. Он любит со мной играть и дружить. Он любит читать журналы от «Лего Сити». Мы с ним лучшие друзья».Наоснове детских рассказов можно сделать вывод, что дружеские отношениямногих детей складываются на основе примера взаимодействия и симпатии между родителями, а также общности интересов детей. Итак, на основе проведенного исследования, были выделены сразличные уровни сформированности представлений о дружбе у детей 6 ‬7 лет: высокий; средний; низкий.Высокийхарактерен для34‬40%детей, которыеимеют достаточно четкоепредставление о дружбе и дружеских взаимоотношениях, знают кто такой лучший друг, умеют дружить, проявляют чувства сопереживания, ответственности, взаимопомощи; имеют представления о том, почему нужно вести себя в данной ситуации так, а не иначе; умеют выделить соответствующие поступки и оценить их как хорошие и плохие (положительные и отрицательные).Средний:30 ‬33 % детей, которые имеют не совсемточные представления о дружбе; поведение детей характеризуется непостоянством в дружбе, в проявлениидоброго и заботливого отношения к другу; частично умеют выделять поступки и оценивать их как хорошие или плохие, также дети правильно называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей, но не мотивирует свою оценку.Низкий: 20 ‬29% детей, у которых отсутствуют знания и представления о дружбе вследствие чего поведение дошкольниковхарактеризуется отсутствиемпроявления доброго и заботливого отношения к другу(не стремиться проявлять чувства сопереживания, не оказывает взаимопомощь другу; нравственную норму называет правильно, но не оценивает поведения детей, не мотивирует свою оценку).

Ссылки на источники1.Кондрашова Н. В. Духовнонравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона .// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. ‬2012. ‬№ 7 (81). URL: //ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf2.Кондрашова Н. В. Роль дошкольных образовательных учреждений поликультурного регионав духовнонравственном воспитании детей // Гуманитарные и социальные науки. ‬2013. ‬№ 5. URLРежим доступа: http:// www.hses−online.ru/ Actual.html

3.Юркова Е. В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.; Рос. гос. пед. ун− т им. А.И. Герцена. − СПб.: 2004. − 21 с.4.Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ‬ URL: http://www.consultant.ru

5.Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr− dok.html

6.Кондрашова, Н. В. Формирование у детей 67лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования/ Н. В. Кондрашова, А. С.

Текаева// Science Time.

2015. № 1. . ‬С. 235240.