Использование проектной деятельности в процессе формирования у детей 6–7 лет представлений о труде взрослых
Выпуск:
ART 85432
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова
Н.
В.,
Повышева
Е.
А. Использование проектной деятельности в процессе формирования у детей 6–7 лет представлений о труде взрослых // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2156–2160. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85432.htm.
Аннотация. В статье раскрываются актуальность и особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых в условиях стандартизации. Авторами обобщены современные достижения теории и практики по использованию проектной деятельности в решении данной задачи.
Ключевые слова:
творчество, воспитание, проект, стандарт, дошкольник, труд, стандартизация, положительное отношение, представление
Похожие статьи
- Воспитание у детей 6–7 лет положительного отношения к труду и творчеству посредством проектной деятельности в условиях стандартизации
- Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности у дошкольников в условиях стандартизации и цифровизации образования
- Проектная и исследовательская работа по дисциплине «Основы композиции и дизайна» как основа качественной подготовки ювелиров
- Важность труда в воспитании ребенка дошкольного возраста
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru
Повышева Екатерина Андреевна,студентка 4курса факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева», г. Саранск
Использование проектной деятельности в процессе формирования
у детей 67 лет представлений о труде взрослых
Аннотация.В статье раскрывается актуальность и особенности формирования удетей старшегодошкольного возрастапредставлений о труде взрослых в условиях стандартизации.Авторами обобщены современные достижения теории ипрактики по использованию проектной деятельности в решении данной задачи.Ключевые слова:труд, творчество, стандарт, стандартизация, дошкольник, воспитание, положительное отношение, проект, представление
Однойиз главных задач трудового воспитания дошкольников являетсяознакомление с трудом взрослых. Современными исследователями (КондрашовВ. П. , Пасечникова Т.В., Елькина С.В.[12]) указывается, что ребёнок в дошкольном возрасте знакомится с трудом взрослых, у него воспитывается уважение к труду людей. В то же время ребёнок приучается к труду,унего появляется стремление трудиться на общую пользу и готовность к трудовой деятельности, формируется добросовестность при выполнении поручений. При ознакомлении с трудом взрослых у детей пробуждается чувство уважения к их труду, бережное отношение к результату труда, желание быть похожему на этого человека. Изучая современные достижения педагогической теории и практикиважно подчеркнуть, что проведены основательныеисследования по выявлению средстви методов формирования у детей представлений о труде взрослых, а также на ориентацию его в мире профессий и сфере будущей возможной профессиональной деятельности(В. И. Логинова, Л. А.Мишарина, В. И. Тютюнник, В. Г. Нечаева)[36]. В условиях развития стандартизации и модернизации дошкольного образования важное место занимает сложный педагогически организованный процесс, направленный на воспитание положительного отношения к труду и творчеству и т. д. [78]. В сответствии с ФГОСдошкольного образования [9] важным целевым ориентиромпри организации педагогического процесса всовременных детских садах является то, что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт и т.д.Научнометодической основой по формированию у детей представлений о труде взрослых и профессиях являются образовательная программа дошкольного образования, учебные издания, официально утверждѐнные либо допущенные к использованию в образовательном процессе Министерством образования РФ либо организациями, осуществляющими научнометодическое обеспечение образования. В настоящее время существует множество комплексных и парциальных программ воспитания и образования дошкольников. Во всех этих документах ознакомление детей с трудовой деятельность и миром профессий взрослых признаетсяважной задчей гармоничного развития и образования дошкольников.. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные программывоспитания детей дошкольного возраста разработанные в соответствии с ФГОС дошкольного образования.Программа «Мир профессий»[1011] предполагает формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых посредством специально организованных профориентационных сюжетноролевых игр. К Основными задачами программы являются: выявление и формирование профессиональных интересов детей, поддержка и развитие их природных дарований; психологосоциальная ориентация детей; развитие у детей в ходе игровой деятельности трудовых навыков;
формирование мотивации и интересов детей с учѐтом особенностей их возраста и состояния здоровья. Программа составлена циклично: тематика игр частично повторяется в каждой возрастной группе в расширенном и усложненном виде. Подборка игр производится по возрастным диапазонам и может варьироваться в соответствии с местными условиями. Игры включают ролевое участие детей в максимальном числе понимаемых для данного возраста профессий. В целом, программа предусматривает ознакомлениедетей более чем с 80 профессиями.В примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» [12]представлен раздел «Развиваем ценностное отношение к труду». В качестве основных задач
образовательной деятельностив подготовительной к школегруппе авторами программы прописаны следующие: формировать представление о труде как ценности общества, основыдостойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии ивзаимосвязи видов труда и профессий; формировать первоосновы экономического образа мышления, осознанияматериальных возможностей родителей, ограниченности ресурсов (продукты питания,вода, электричество и пр.) в современном мире, воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию втруде взрослых,оказанию посильной помощи.Содержание образовательной деятельностипредполагает освоение детьми следующих знанийи представлений: труд взрослых и рукотворный мир; знания о многообразии профессий всовременном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общейструктурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда; инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат; представления о личностных качествах представителей разных профессийи пр.В качестве результатаобразовательной деятельностив этом направлении учеными прописываются следующиедостижения ребенка: ребенок проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру,созданному человеком, отражает представления о труде взрослых в играх, рисунках, конструировании; проявляет самостоятельность и инициативу в труде, способен принять цель отвзрослого или поставить цель самостоятельно, осуществить процесс, получитьрезультат и оценить егои пр. К числу фактов, которые должны вызывать озабоченность педагогов иродителейотносят: интерес к труду неустойчив, крайне редко отражает труд взрослых в сюжетноролевой игре, изобразительной деятельности; представления о профессиях поверхностные, ребенок затрудняется враскрытии значения и связей видов трудаи пр.[12].В пилотном проекте общеобразовательной программы «От рождения до школы»особо выделен подраздел «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание», в котором прописано: вподотовительной к школе группе следует расширять представления детей отруде взрослых, о значении их труда для общества, воспитывать уважение к людям труда, продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка), развивать интерс к различным видам профессий, в частности к профессиям их родителей и месту их работы[13].В своем методическом пособии Пасечникова Т.В. и Елькина С.В в качестве основных задач работы с детьми 67 летуказывают следующие: расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных судовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории); расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах –помощниках человека; формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий[14, С. 11].Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания: словесные(беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); наглядные(наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);практические(экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственнобытового труда); игровые(сюжетноролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.В целом традиционно работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и во времясовместной деятельности с семьей[15, с. 16]. Поводя итог выше изложенному следует подчеркнуть, что старший дошкольный возраст сензитивный период для приобщения детей к трудовой, продуктивной и творческой деятельности, Эту работу можно осуществлять в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической)или в в специально организованных педагогическими работниками формахработы(занятия, экскурсии, праздники, развлечения)[16, с. 1213]. Эффектинымсредством,содействующим решению этой задачи является проектная деятельность.Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Поэтому проектноисследовательская деятельность занимает прочное место в работе современного детского сада и стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Учеными доказано, что проектная деятельность направлена на активное иличностнозначимое познание культурноисторического наследия в логике расширяющихся границ освоенияребенком
различных видов деятельности. Научнотеоретические основой использования проектныхтехнологийв дошкольном образовании являются работы Е. Н. Беловой[17], Н. Е Вераксы[18], Е. С. Евдокимовой[19], Л. С. Кисевой [20], М. Б. Чуриловой[21], В области дошкольного образования проект этоспециальноорганизованныйпедагогом ивыполняемыйдошкольниками комплексдействий,направленных наразрешение проблемнойситуациии завершающихся созданием творческогопродукта.Проектная деятельностьв воспитательнообразовательном процессе современного детского сада осуществляется как сотрудничество, в котором задействованы все участники педагогического процесса (дети и педагоги,а также родители)[22]. В настоящее время накоплен значительный опыт приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельностиитворчеству, содействвующие воспитанию положительного отношения к данным видам деятельности.Так,в детском саду № 2591 «Сказка», п. Новыйв СергиевоПосадском районе Московской области воспитателями подготовительной к школе группе с цельювоспитания положительного отношения к труду был реализован проект «Злаки», в процессе которого дети наблюдали за озимой рожью вместе с детьми, ухаживая за нейи пр.Кроме этого, дошкольникивместе с воспитателями выращивали, пшеницу, рожь и овес, сеяли, ухаживали и собирали урожай.
Все участники проектаполучали удовольствие от труда и стали более бережноотноситься к хлебу[23].В МКДОУ БГО детский сад № 16комбинированного вида г. Борисоглебск осуществляеться проект «На пути к профессии, от малого к большому» с целью сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру;ознакомлениядошкольников с прошлым и настоящим промышленного предприятия города Борисоглебска ОАО «Борхиммаш», его ролью в жизни нашего города, всей страныи т.д.Данный проект долгосрочный и информационнопознавательный. В рамках проекта проводились: беседа на тему: «История профессий, досуг посвященный дню машиностроителей: «Кем быть?», экскурсия в краеведческий музей «Основные промышленные предприятия нашего города», целевая прогулка по микрорайону, беседа на тему: «Промышленное предприятие нашего города», путешествие в «Город мастеров», концерт для работников предприятия ОАО «Борхиммаш», музыкальная гостиная «Славный День Победы» (С ветеранами промышленного предприятия города Борисоглебска ОАО «Борхиммаш»), детский клуб «Встреча с интересными людьми» (работниками промышленного предприятия города Борисоглебска ОАО «Борхиммаш»), игры«Подбери признак», «Кем хочешь быть»и«Кто что делает?» и пр.[24]
С целью ранней профориентации, приобщенияк ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитияинтереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения сотрудники детского сада, родителиисоциальные партнерыв МБДОУ «Детский сад №129» Череповец осуществлялипроект «Карусель профессий» в рамках общегогородского проекта «Знай наших! Детские сады» («Путешествие в мир профессий»).В процессе реализации проекта использовалисьразнообразные виды работ, которые содействовали воспитани положительного отношения к труду и творчеству:интерактивные выставки и презентации «Как огромен мир профессий», конкурсы презентаций «Папа, мама, я –профессиональная семья», недели знакомства с профессиями сотрудников детского сада в занимательной форме («Серпантин профессий»), конкурсы детских рисунков и поделок «Вернисаж профессий», встречи с ветеранами труда ивыпускниками детского сада, которые работалина предприятиях и в учреждениях города, экскурсии, театрализованные постановки,создание детских портфолио, отражающих склонности, интересы ребенка, его достижения), создание передвижных выставок: «Какие профессии нам встречаются по дороге в детский сад», «Знакомьтесь, мой папа шофер!», «Разрешите представить, моя мама повар».Особое внимание уделялосьигрекак основному виду деятельности дошкольникови созданию атрибутов для организации сюжетноролевых игр, отражающих наиболее значимые профессиидля родногогорода (металлургические, строительные, работников химической промышленности, профессии, обеспечивающие безопасность города, такие как пожарный и др.)[25].В МБДОУ детский сад «Берёзка»комбинированного вида г.Костомукша сцелью расширенияи обобщения представленийдетей о профессиях, орудиях трудаитрудовых действиях, развитияинтереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работыреализовывался проект«Все профессии нужны, все профессии важны».В процессе выполнения проекта Проводились: мастеркласс «Наши пироги для мам», «Юные изобретатели», конструктивная деятельность «Юные архитекторы», чтениехудожественнойлитературы(«Город добрых дел» Р. Скарри, «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях), «А что у вас?» С. Михалков, «Кем быть? » В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер, «Дядя Стёпа милиционер» С. Михалков и пр.), «РаскраскиПрофессии», сюжетноролевая игра «Поликлиника», «Больница»; музыкальный досуг «Все работы хороши, выбирай на вкус»; детские минипроекты «Кем я хочу стать?»; сочинение сказки по теме; выпуск газеты «Устами малышей»; отражение темы деятельности в центрах активности (настольных игр, центр литературы, центр творчества); изготовление подарков к дню Медицинского работникаи пр.[26].Итак, проектная деятельность помогает углубить представление детей о мире профессийи трудовой деятельности и, несомненно, содействует воспитанию положительного отношения к этой работе. При реализации проектной деятельности следует создавать комплекс психологопедагогических условий (учет принципов личностноориентированной педагогики, деятельностного подхода; организацияпредметноразвивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для различных видов детской деятельности, нетрадиционное оборудование;сотрудничество всех субъектов воспитательнообразовательного процесса (педагогического коллектива и родителей и пр.).
Ссылки на источники1.Кондрашов,В. П. Введение дошкольников в мир профессий: учебнометодическое пособие/ В. П. Кондрашов. –Балашов: Издательство «Николаев», 2004. –52 с. 2.Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации; авт.сост. Пасечникова Т.В., Елькина С.В. (редактор): методическое пособие –Самара : Издво ЦПО, 2013. –45 с.
3.Основы психологопедагогического исследования творческого труда дошкольников/ В. И. Тютюнник. М.,1992. 172 с.4.Воспитаниедошкольникав труде / под ред. В. Г. Нечаевой.М., 1974.192с.5.Логинова,В.И.Особенности знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста/ В. И. ЛогиноваВ.И., Н. М. Крылова // Содержание обучения и воспитания детей в детском саду.Л., 1978.С. 1228.6.Логинова, В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых / В. И. Логинова //Умственноевоспитание детей дошкольного возраста.Л.,1976. С.142153.7.Кондрашова, Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе / Н.В.Кондрашова // Перспективы науки. –2014. № 11.С. 2431.8.Кондрашова ,Н. В. Духовнонравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона / Н. В. Кондрашова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. –2012. –№ 7 (81). URL: //ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obrdok.htm.10.
Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: учебнометодическое пособие / В. П. Кондрашов. –Балашов: Издательство «Николаев», 2004. –52 с.11.Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : авторсоставитель Пасечникова Т.В., Елькина С.В. (редактор). –Самара : Издво ЦПО, 2013. –45 с. 12.Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014. 300 с. 13.
От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Л.Васильевой.МС.Мозаикасинтез, 2014. с. 59. 14.Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : Методическое пособие –Самара : Издво ЦПО, 2013. –С. 11.15.
Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : Методическое пособие –Самара : Издво ЦПО, 2013. –С. 16.16.
Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : Методическое пособие –Самара : Издво ЦПО, 2013. –С. 1213.17.Белова, E.H. К вопросу об использовании метода проектов вДОУ/ E. H. Белова, С.Ю.Чурбакова др.// Проблемыдошкольногообразования на современном этапе: Выпуск б.Часть I / сост. О.В.Дыбина, O.A. Еник. Тольятти: Форум, 2008. С. 67 73.18.Вераска, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А.Н.Веракса.М. : Мозаикасинтез, 2010112 с.19.Евдокимова, Е. С. Теория проектирования в образовательном пространстведетскогосада: Опыт творческого проектирования / Е. С. Евдокимова. Волгоград: Перемена, 2001.—83 с.20.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.сост.: Л. C.Киселева, Т.А.Данилина, Т. С. Лагода, М. Б.Зуйкова. 3е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 96 с.21.Чурилова, М. Б. Проектная деятельность как одна из форм приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры / М. Б. Чурилова // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской науч.практ. конференции; в 3 ч. / редкол. : Н. Е. Разенкова (отв. ред.). –Новокузнецк. –КузГПА, 2011. С.148149. 22.Проектная деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа:http:// refleader.ru/jgeqasjgebew.html23.Проект «Злаки» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.maam.ru/detskijsad/proektzlaki.html
24.Проект «На пути к профессии, от малого к большому»саду [Электронный ресурс]. Режим доступа http://dohcolonoc.ru/proektnayadeyatelnostvdetskomsadu/4949proectnaputikprofessiiotmalogokbolhomu.html25.Проект «Карусель профессий» в рамках общегогородского проекта «Знай наших! Детские сады» («Путешествие в мир профессий») [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://d11185.edu35.ru/attachments/article/142/Педпроект %20на%20базе%20ДОУ%20%20Карусель%20профессий.docx26.
Проект«Все профессии нужны, все профессии важны» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.maam.ru/detskijsad/proektvseprofesinuzhnyvseprofesivazhnyvpodgotovitelnoigrupe.html
Повышева Екатерина Андреевна,студентка 4курса факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева», г. Саранск
Использование проектной деятельности в процессе формирования
у детей 67 лет представлений о труде взрослых
Аннотация.В статье раскрывается актуальность и особенности формирования удетей старшегодошкольного возрастапредставлений о труде взрослых в условиях стандартизации.Авторами обобщены современные достижения теории ипрактики по использованию проектной деятельности в решении данной задачи.Ключевые слова:труд, творчество, стандарт, стандартизация, дошкольник, воспитание, положительное отношение, проект, представление
Однойиз главных задач трудового воспитания дошкольников являетсяознакомление с трудом взрослых. Современными исследователями (КондрашовВ. П. , Пасечникова Т.В., Елькина С.В.[12]) указывается, что ребёнок в дошкольном возрасте знакомится с трудом взрослых, у него воспитывается уважение к труду людей. В то же время ребёнок приучается к труду,унего появляется стремление трудиться на общую пользу и готовность к трудовой деятельности, формируется добросовестность при выполнении поручений. При ознакомлении с трудом взрослых у детей пробуждается чувство уважения к их труду, бережное отношение к результату труда, желание быть похожему на этого человека. Изучая современные достижения педагогической теории и практикиважно подчеркнуть, что проведены основательныеисследования по выявлению средстви методов формирования у детей представлений о труде взрослых, а также на ориентацию его в мире профессий и сфере будущей возможной профессиональной деятельности(В. И. Логинова, Л. А.Мишарина, В. И. Тютюнник, В. Г. Нечаева)[36]. В условиях развития стандартизации и модернизации дошкольного образования важное место занимает сложный педагогически организованный процесс, направленный на воспитание положительного отношения к труду и творчеству и т. д. [78]. В сответствии с ФГОСдошкольного образования [9] важным целевым ориентиромпри организации педагогического процесса всовременных детских садах является то, что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт и т.д.Научнометодической основой по формированию у детей представлений о труде взрослых и профессиях являются образовательная программа дошкольного образования, учебные издания, официально утверждѐнные либо допущенные к использованию в образовательном процессе Министерством образования РФ либо организациями, осуществляющими научнометодическое обеспечение образования. В настоящее время существует множество комплексных и парциальных программ воспитания и образования дошкольников. Во всех этих документах ознакомление детей с трудовой деятельность и миром профессий взрослых признаетсяважной задчей гармоничного развития и образования дошкольников.. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные программывоспитания детей дошкольного возраста разработанные в соответствии с ФГОС дошкольного образования.Программа «Мир профессий»[1011] предполагает формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых посредством специально организованных профориентационных сюжетноролевых игр. К Основными задачами программы являются: выявление и формирование профессиональных интересов детей, поддержка и развитие их природных дарований; психологосоциальная ориентация детей; развитие у детей в ходе игровой деятельности трудовых навыков;
формирование мотивации и интересов детей с учѐтом особенностей их возраста и состояния здоровья. Программа составлена циклично: тематика игр частично повторяется в каждой возрастной группе в расширенном и усложненном виде. Подборка игр производится по возрастным диапазонам и может варьироваться в соответствии с местными условиями. Игры включают ролевое участие детей в максимальном числе понимаемых для данного возраста профессий. В целом, программа предусматривает ознакомлениедетей более чем с 80 профессиями.В примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» [12]представлен раздел «Развиваем ценностное отношение к труду». В качестве основных задач
образовательной деятельностив подготовительной к школегруппе авторами программы прописаны следующие: формировать представление о труде как ценности общества, основыдостойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии ивзаимосвязи видов труда и профессий; формировать первоосновы экономического образа мышления, осознанияматериальных возможностей родителей, ограниченности ресурсов (продукты питания,вода, электричество и пр.) в современном мире, воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию втруде взрослых,оказанию посильной помощи.Содержание образовательной деятельностипредполагает освоение детьми следующих знанийи представлений: труд взрослых и рукотворный мир; знания о многообразии профессий всовременном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общейструктурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда; инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат; представления о личностных качествах представителей разных профессийи пр.В качестве результатаобразовательной деятельностив этом направлении учеными прописываются следующиедостижения ребенка: ребенок проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру,созданному человеком, отражает представления о труде взрослых в играх, рисунках, конструировании; проявляет самостоятельность и инициативу в труде, способен принять цель отвзрослого или поставить цель самостоятельно, осуществить процесс, получитьрезультат и оценить егои пр. К числу фактов, которые должны вызывать озабоченность педагогов иродителейотносят: интерес к труду неустойчив, крайне редко отражает труд взрослых в сюжетноролевой игре, изобразительной деятельности; представления о профессиях поверхностные, ребенок затрудняется враскрытии значения и связей видов трудаи пр.[12].В пилотном проекте общеобразовательной программы «От рождения до школы»особо выделен подраздел «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание», в котором прописано: вподотовительной к школе группе следует расширять представления детей отруде взрослых, о значении их труда для общества, воспитывать уважение к людям труда, продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка), развивать интерс к различным видам профессий, в частности к профессиям их родителей и месту их работы[13].В своем методическом пособии Пасечникова Т.В. и Елькина С.В в качестве основных задач работы с детьми 67 летуказывают следующие: расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных судовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории); расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах –помощниках человека; формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий[14, С. 11].Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания: словесные(беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); наглядные(наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);практические(экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственнобытового труда); игровые(сюжетноролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.В целом традиционно работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и во времясовместной деятельности с семьей[15, с. 16]. Поводя итог выше изложенному следует подчеркнуть, что старший дошкольный возраст сензитивный период для приобщения детей к трудовой, продуктивной и творческой деятельности, Эту работу можно осуществлять в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической)или в в специально организованных педагогическими работниками формахработы(занятия, экскурсии, праздники, развлечения)[16, с. 1213]. Эффектинымсредством,содействующим решению этой задачи является проектная деятельность.Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Поэтому проектноисследовательская деятельность занимает прочное место в работе современного детского сада и стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Учеными доказано, что проектная деятельность направлена на активное иличностнозначимое познание культурноисторического наследия в логике расширяющихся границ освоенияребенком
различных видов деятельности. Научнотеоретические основой использования проектныхтехнологийв дошкольном образовании являются работы Е. Н. Беловой[17], Н. Е Вераксы[18], Е. С. Евдокимовой[19], Л. С. Кисевой [20], М. Б. Чуриловой[21], В области дошкольного образования проект этоспециальноорганизованныйпедагогом ивыполняемыйдошкольниками комплексдействий,направленных наразрешение проблемнойситуациии завершающихся созданием творческогопродукта.Проектная деятельностьв воспитательнообразовательном процессе современного детского сада осуществляется как сотрудничество, в котором задействованы все участники педагогического процесса (дети и педагоги,а также родители)[22]. В настоящее время накоплен значительный опыт приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельностиитворчеству, содействвующие воспитанию положительного отношения к данным видам деятельности.Так,в детском саду № 2591 «Сказка», п. Новыйв СергиевоПосадском районе Московской области воспитателями подготовительной к школе группе с цельювоспитания положительного отношения к труду был реализован проект «Злаки», в процессе которого дети наблюдали за озимой рожью вместе с детьми, ухаживая за нейи пр.Кроме этого, дошкольникивместе с воспитателями выращивали, пшеницу, рожь и овес, сеяли, ухаживали и собирали урожай.
Все участники проектаполучали удовольствие от труда и стали более бережноотноситься к хлебу[23].В МКДОУ БГО детский сад № 16комбинированного вида г. Борисоглебск осуществляеться проект «На пути к профессии, от малого к большому» с целью сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру;ознакомлениядошкольников с прошлым и настоящим промышленного предприятия города Борисоглебска ОАО «Борхиммаш», его ролью в жизни нашего города, всей страныи т.д.Данный проект долгосрочный и информационнопознавательный. В рамках проекта проводились: беседа на тему: «История профессий, досуг посвященный дню машиностроителей: «Кем быть?», экскурсия в краеведческий музей «Основные промышленные предприятия нашего города», целевая прогулка по микрорайону, беседа на тему: «Промышленное предприятие нашего города», путешествие в «Город мастеров», концерт для работников предприятия ОАО «Борхиммаш», музыкальная гостиная «Славный День Победы» (С ветеранами промышленного предприятия города Борисоглебска ОАО «Борхиммаш»), детский клуб «Встреча с интересными людьми» (работниками промышленного предприятия города Борисоглебска ОАО «Борхиммаш»), игры«Подбери признак», «Кем хочешь быть»и«Кто что делает?» и пр.[24]
С целью ранней профориентации, приобщенияк ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитияинтереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения сотрудники детского сада, родителиисоциальные партнерыв МБДОУ «Детский сад №129» Череповец осуществлялипроект «Карусель профессий» в рамках общегогородского проекта «Знай наших! Детские сады» («Путешествие в мир профессий»).В процессе реализации проекта использовалисьразнообразные виды работ, которые содействовали воспитани положительного отношения к труду и творчеству:интерактивные выставки и презентации «Как огромен мир профессий», конкурсы презентаций «Папа, мама, я –профессиональная семья», недели знакомства с профессиями сотрудников детского сада в занимательной форме («Серпантин профессий»), конкурсы детских рисунков и поделок «Вернисаж профессий», встречи с ветеранами труда ивыпускниками детского сада, которые работалина предприятиях и в учреждениях города, экскурсии, театрализованные постановки,создание детских портфолио, отражающих склонности, интересы ребенка, его достижения), создание передвижных выставок: «Какие профессии нам встречаются по дороге в детский сад», «Знакомьтесь, мой папа шофер!», «Разрешите представить, моя мама повар».Особое внимание уделялосьигрекак основному виду деятельности дошкольникови созданию атрибутов для организации сюжетноролевых игр, отражающих наиболее значимые профессиидля родногогорода (металлургические, строительные, работников химической промышленности, профессии, обеспечивающие безопасность города, такие как пожарный и др.)[25].В МБДОУ детский сад «Берёзка»комбинированного вида г.Костомукша сцелью расширенияи обобщения представленийдетей о профессиях, орудиях трудаитрудовых действиях, развитияинтереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работыреализовывался проект«Все профессии нужны, все профессии важны».В процессе выполнения проекта Проводились: мастеркласс «Наши пироги для мам», «Юные изобретатели», конструктивная деятельность «Юные архитекторы», чтениехудожественнойлитературы(«Город добрых дел» Р. Скарри, «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях), «А что у вас?» С. Михалков, «Кем быть? » В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер, «Дядя Стёпа милиционер» С. Михалков и пр.), «РаскраскиПрофессии», сюжетноролевая игра «Поликлиника», «Больница»; музыкальный досуг «Все работы хороши, выбирай на вкус»; детские минипроекты «Кем я хочу стать?»; сочинение сказки по теме; выпуск газеты «Устами малышей»; отражение темы деятельности в центрах активности (настольных игр, центр литературы, центр творчества); изготовление подарков к дню Медицинского работникаи пр.[26].Итак, проектная деятельность помогает углубить представление детей о мире профессийи трудовой деятельности и, несомненно, содействует воспитанию положительного отношения к этой работе. При реализации проектной деятельности следует создавать комплекс психологопедагогических условий (учет принципов личностноориентированной педагогики, деятельностного подхода; организацияпредметноразвивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для различных видов детской деятельности, нетрадиционное оборудование;сотрудничество всех субъектов воспитательнообразовательного процесса (педагогического коллектива и родителей и пр.).
Ссылки на источники1.Кондрашов,В. П. Введение дошкольников в мир профессий: учебнометодическое пособие/ В. П. Кондрашов. –Балашов: Издательство «Николаев», 2004. –52 с. 2.Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации; авт.сост. Пасечникова Т.В., Елькина С.В. (редактор): методическое пособие –Самара : Издво ЦПО, 2013. –45 с.
3.Основы психологопедагогического исследования творческого труда дошкольников/ В. И. Тютюнник. М.,1992. 172 с.4.Воспитаниедошкольникав труде / под ред. В. Г. Нечаевой.М., 1974.192с.5.Логинова,В.И.Особенности знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста/ В. И. ЛогиноваВ.И., Н. М. Крылова // Содержание обучения и воспитания детей в детском саду.Л., 1978.С. 1228.6.Логинова, В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых / В. И. Логинова //Умственноевоспитание детей дошкольного возраста.Л.,1976. С.142153.7.Кондрашова, Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе / Н.В.Кондрашова // Перспективы науки. –2014. № 11.С. 2431.8.Кондрашова ,Н. В. Духовнонравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона / Н. В. Кондрашова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. –2012. –№ 7 (81). URL: //ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obrdok.htm.10.
Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: учебнометодическое пособие / В. П. Кондрашов. –Балашов: Издательство «Николаев», 2004. –52 с.11.Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : авторсоставитель Пасечникова Т.В., Елькина С.В. (редактор). –Самара : Издво ЦПО, 2013. –45 с. 12.Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014. 300 с. 13.
От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Л.Васильевой.МС.Мозаикасинтез, 2014. с. 59. 14.Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : Методическое пособие –Самара : Издво ЦПО, 2013. –С. 11.15.
Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : Методическое пособие –Самара : Издво ЦПО, 2013. –С. 16.16.
Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : Методическое пособие –Самара : Издво ЦПО, 2013. –С. 1213.17.Белова, E.H. К вопросу об использовании метода проектов вДОУ/ E. H. Белова, С.Ю.Чурбакова др.// Проблемыдошкольногообразования на современном этапе: Выпуск б.Часть I / сост. О.В.Дыбина, O.A. Еник. Тольятти: Форум, 2008. С. 67 73.18.Вераска, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А.Н.Веракса.М. : Мозаикасинтез, 2010112 с.19.Евдокимова, Е. С. Теория проектирования в образовательном пространстведетскогосада: Опыт творческого проектирования / Е. С. Евдокимова. Волгоград: Перемена, 2001.—83 с.20.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.сост.: Л. C.Киселева, Т.А.Данилина, Т. С. Лагода, М. Б.Зуйкова. 3е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 96 с.21.Чурилова, М. Б. Проектная деятельность как одна из форм приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры / М. Б. Чурилова // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской науч.практ. конференции; в 3 ч. / редкол. : Н. Е. Разенкова (отв. ред.). –Новокузнецк. –КузГПА, 2011. С.148149. 22.Проектная деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа:http:// refleader.ru/jgeqasjgebew.html23.Проект «Злаки» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.maam.ru/detskijsad/proektzlaki.html
24.Проект «На пути к профессии, от малого к большому»саду [Электронный ресурс]. Режим доступа http://dohcolonoc.ru/proektnayadeyatelnostvdetskomsadu/4949proectnaputikprofessiiotmalogokbolhomu.html25.Проект «Карусель профессий» в рамках общегогородского проекта «Знай наших! Детские сады» («Путешествие в мир профессий») [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://d11185.edu35.ru/attachments/article/142/Педпроект %20на%20базе%20ДОУ%20%20Карусель%20профессий.docx26.
Проект«Все профессии нужны, все профессии важны» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.maam.ru/detskijsad/proektvseprofesinuzhnyvseprofesivazhnyvpodgotovitelnoigrupe.html