Проблемы конкурентоспособности специалистов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сердюк И. И. Проблемы конкурентоспособности специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2636–2640. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85528.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы конкурентоспособности специалистов. Определяются возможные пути повышения уровня подготовки специалистов, способных применять знания и умения и навыки в условиях профессиональной деятельности и востребованных на рынке труда.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сердюк Ирина Ивановна,кандидат психологических наук,доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин, филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецкеserdyuk.irina@rambler.ru

Проблемы конкурентоспособности специалистов

Аннотация.В данной статье рассматриваются актуальные проблемы конкурентоспособности специалистов. Определяются возможные пути повышения уровня подготовки специалистов, способных применять знания и уменияи навыкивусловиях профессиональной деятельности и востребованных на рынке труда. Ключевые слова:конкурентоспособность, профессиональное самоопределение,процесс обучения, способности, профессиональная компетентность.

Происходящие в обществе экономические процессы и особенно развитие социальной сферы, мировые глобальные процессы информатизации и интеграции, рост конкурентоспособности кадров значительно увеличат спрос на специалистов с профессиональным образованием во всех областях экономики, особенно в социальной сфере, в сфере сервиса и услуг. Это повышает требования к фундаментальным знаниям, умениям и навыкам специалистов, в т. ч. по управлению сложными информационными системами, различными технологическими и социальными процессами управлению трудовыми коллективами.

В современных научных дискуссиях нынешняя трансформация Российского социума предполагает переход от индустриального общества к информационному, а в нём процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Многими исследователями отмечается, что эти процессы в значительной степени опираются на формированиеновых образовательных систем [1; 2; 3; 4; 5; 6].Сейчас особенно актуальны вопросы о современном состоянии, роли, месте, значении, перспективах развития профессионального образования в России, поскольку в настоящее время имеются различные точки зрения и предпринимаются действия, ослабляющие и принижающие значимость системы профессионального образованияи конкурентоспособности специалистов на рынке труда.Особая роль образования в современном мире, превращение его в самую важную сферу человеческой деятельности делает проблему подготовки будущих специалистов одной из приоритетных. Вместе с тем вопросы оценки качества подготовки будущих специалистов, способствующие формированию их конкурентоспособности, остаются малоисследованными.Система высшего образования развивается в настоящее время в контексте рыночных преобразований, вследствие чего становится возможным все более успешно учитывать требования экономических категорий к ее функционированию. К таким категориям относятся спрос и предложение, конкуренция и конкурентоспособность.Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические ипсихологические особенности[7].Конкурентоспособность предполагает наличие лидерских способностей. Настоящее лидерство создает такие управленческие команды, которые координируют сотрудников на увеличение вклада в общее дело. Лидеры знают сильные и слабые стороны других людей и используют мудрость при распределении их по разным командам[8].В настоящее время идет активный поиск развития системы профессионального образования, способов адаптации её к требованиям рынка и создания качественно новой профессиональной школы, способной занять достойное место в рыночной экономике и удовлетворить потребности каждой личности в получении профессии и. таким образом, в самореализации.Социогуманитарная составляющая должна стать неотъемлемой частью профессиональной культуры будущего специалиста, поскольку определяет социально приемлемую траекторию его научных изысканий и технических проектов, способов их реализации и практического применения. [9].Происходящие в стране демократические изменения вызвали поиск эффективных путей преобразования различных сторон жизни общества, его социальных институтов, в том числе и системы высшего образования. Высшая школа России ориентируется в своем развитии на качественную подготовку специалиста, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда. Показателями качественной подготовки специалиста можно принять два основных интегральных критерия: 1) количество времени, необходимое выпускнику вуза для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей специальностью; 2) количество «родственных» (смежных) специальностей, по которым выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на их освоение. Проектирование технологий оценки конкурентоспособности специалиста –это процесс обоснования и выбора соответствующих критериев оценки, адекватных поставленной цели. Конкурентоспособность, а следовательно, и новое качественное состояние специалиста можно отнести к числу стратегических ценностей, которые наряду с ориентацией на собственные силы и предприимчивостью способствуют преодолению индивидуального психологического барьера, подавленности, пессимизма, неопределенности в жизненной перспективе, упорядочивают всю систему жизнедеятельности в условиях перехода к новым рыночным отношениям и в конечном счете помогают социуму выйти из тупиковой ситуации.Проблема оценивания качества подготовки конкурентоспособного специалиста способствует прояснению представления о роли профессионального отбора как исходной стартовой ступени; о месте профессиональной компетентности как основополагающего параметра качественной характеристики конкурентоспособности; о критериях и природе личностнопрофессиональных качеств специалиста. Переход российского народного хозяйства на рыночную экономику обусловил существенные изменения требований к подготовке специалистов. Система образования, как любая социальная система, подвергается влиянию и сама влияет на внешние социальноэкономические и социальнокультурные условия. Оказавшись под воздействием мощных социальноэкономических и политических факторов, образовательная система уже не может действовать по отлаженной схеме; общество нуждается в разработке программ реформирования образования, соответствующих условиям рыночных отношений.Особенностипрофессионального образования на современном этапе заключаются в повсеместном использовании в образовательном процессе информационных технологий. Использование ресурсов Интернет расширяет возможности образовательного процесса. Современное развитие информационных технологий определяет и особенности профессионального образования, которое стало более мобильным и доступным, а также, наиболее приближенным к требованиям работодателей. Актуализация содержания и повышения качества профессиональной подготовки связана с ориентацией ее на международные стандарты качества и в соответствии с потребностями региональных рынков труда. На протяжении последних лет ведется активная разработка теории и методики интеграции различных уровней профессионального образования, призванная преодолеть консерватизм образовательной системы и обеспечить соответствие содержания подготовки и квалификации выпускника требованиям динамично изменяющегося рынка труда.Необходимо создать механизм устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Изначально чисто экономическая, категория «конкурентоспособность» уже находит свое место в категориальном аппарате педагогики и психологии. При этом структурносодержательная трактовка данного понятия, в отличие от его сущностных характеристик, далека от однозначного толкования.Кроме того, пока не вполне ясными являются ее соотношение с другими, более или менее традиционными категориями, используемыми при разработке сходных по контексту проблем качества профессионального образования.

Понятие «конкурентоспособность специалистов» в педагогике широко используется в одном ряду с акмеологическим понятием «профессионализм», которое, в свою очередь, употребляется при рассмотрении вопросов эффективности личностного и профессионального развития, концептуальных основ профессионального образования и т.п. Ввиду значимости результатов акмеологических исследований для повышения качества подготовки специалистов, с одной стороны, и объективной необходимостью конкретизации понятия «конкурентоспособность специалиста», целесообразности его использования в педагогических исследованиях, важноопределить взаимосвязь, взаиморасположенность категорий «конкурентоспособность» и «профессионализм». Конкурентоспособность специалистов на рынке труда обусловливается не только уровнем их профессиональной подготовки –иначе не было бы необходимости в самом термине, можно было ограничиться понятием «профессионализм». Не редки случаи, когда специалисты, являющиеся (по объективным оценкам результатов их деятельности, по мнению коллег и т.п.) высококвалифицированными, истинными профессионалами, не могут занять достойного места в социуме. Либо «теряют» его в «эпоху перемен», как это случилось в недавнем прошлом в России. При этом многие другие, находящиеся на том же, а то и на более низком, уровне профессионального развития, смогли найти себя и в новых реалиях, оставшись востребованными в изменившихся социальноэкономических условиях. Повидимому, объясняется этот факт отсутствием у первых и наличием у вторых неких характеристик, не относящихся (либо опосредованно относящихся) к профессиональной сфере–надпрофессиональных характеристик, способствующих, при прочих равных (или почти равных) условиях, более эффективной реализации себя специалистами в социуме.Компетентность личности специалиста проявляется в профессиональной деятельности и профессиональном общении, и, следовательно, включает способности, знания, умения и навыки, необходимые для осуществления деятельности и общения в процессе этой деятельности. Конкретный выбор указанных показателей определяется сущностью профессиональной деятельности, ее содержанием.Говоря о конкурентоспособности специалиста, нельзя сводить ее, только к профессиональному аспекту, в частности, рассматривать в числе ее факторов исключительно профессиональную компетентность. Не менее важными являются внепрофессиональные, социально обусловленные аспекты компетентности личности. Следовательно, компетентность как компонент конкурентоспособности включает два блока характеристик, относящихся к профессиональной и внепрофессиональной (социальной) компетентности.Конкурентоспособность специалиста –это, вопервых, его способность соответствовать требованиям рынка труда, то есть, требованиям работодателя, рабочих мест, а также целям организации. Качества, обеспечивающие эту способность, позволяют специалисту претендовать на определенное рабочее место (должность, вакансию), участвовать и побеждать (за счетконкурентных преимуществ) в конкурентной борьбе, оказавшись более привлекательным для работодателя по сравнению с конкурентами и, в дальнейшем, обеспечивают стабильную востребованность данного специалиста на рынке труда. Конкурентоспособность является социальнопрофессиональным личностным качеством, интегрирующим социальные и профессиональные характеристики, и имеющим социальный и профессиональный уровни. Наличие спроса на труд конкретного специалиста, его востребованность –наиболее яркое внешнее проявление конкурентоспособности.Многие специалисты, являющиеся истинными профессионалами и по объективным результатам своей деятельности, и, по мнению коллег, все же недостаточно востребованы для того, чтобы повышать свой профессиональный и/или социальный статус. Это может быть связано и с негативным восприятием окружающими какихлибо психологических характеристик личности (в частности, непорядочности, пассивности, авторитарности), и с неспособностью специалиста изменять свое положение в профессиональном сообществе (низкая мобильность личности), и с неумением «преподнести себя в выгодном свете», продемонстрировать свои лучшие качества и свой профессиональный потенциал (отсутствие навыков самопрезентации). Таким образом, гранью, разделяющей описываемые категории,является понятие востребованности специалиста, которая, обусловливается рядом качеств, выходящих за пределы профессиональной сферы в сферу общечеловеческих характеристик. Это качества, одобряемые обществом, позитивно воспринимаемые окружающими (гражданственность, порядочность), помогающие специалисту ориентироваться в социуме (гибкость, активность), искать и находить в нем место, соответствующее притязаниям и уровню подготовленности (мобильность, навыки самопрезентации). Изменение уровня притязаний, которое может сопровождать личностнопрофессиональное развитие специалиста, удовлетворенность специалиста своим профессиональным выбором и желание самосовершенствоваться в профессии, повышать свой профессионализм обусловит, возможно, и его стремление вновь и вновь включаться в конкурентную борьбу среди «равновеликих» ему коллег.Широкое преобразование всех сторон жизни общества, в том числе образования, которое является одним из факторов экономического и социального прогресса, предусматривает постоянное повышениепрофессионального уровня специалистов; переход экономики на рыночные отношения требует переориентации деятельности системы профессионального образования с учетом спроса и предложения формирующегося рынка труда.

Ссылки на источники1.Кондракова Э. В., Бурсова А. П. Компетентностный подход в дискуссиях о проблемах и путях модернизации российского образования // Концепт. –2014. –Спецвыпуск № 30. –ART 14855. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14855.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.–[Дата обращения: 28.04.2015]2.Кривцова М.А. Взаимосвязь лидерства и интеллекта. // Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой научнопрактической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. –Краснодар: ЦНТИ, 2013.С. 7681.3.Плотникова Н.А. Условия создания практикоориентированной среды в колледже. // Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой научнопрактической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. –Краснодар.: ЦНТИ, 2013.250 с.4.Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Выпуск 2. –ART 54612.–URL: http://ekoncept.ru/2014/54612.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.–[Дата обращения: 28.04.2015]5.Сердюк И. И., Кривцова М. А. Проблемы формирования лидерских способностей // Концепт. –2014. –Спецвыпуск № 30. –ART 14859. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept. ru/2014/14859. htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.–[Дата обращения: 28.04.2015]6.Сердюк И.И. Повышение качества профессионального образования. // Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой научнопрактической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. –Краснодар: ЦНТИ, 2013.С. 1317.7.Сердюк И.И. Теоретикометодологические основы развития способностей в отечественной и зарубежной психологии. / Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2014.№51. С. 143145.8.Сердюк И. И. Проблемы повышения качества профессионального образования // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Выпуск 2. –ART 55073.–URL: http://ekoncept.ru/2014/55073.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X. –[Дата обращения: 28.04.2015]9.Гулякин Д.В. Концептуальные аспекты социальноинформационной культуры студента технического вуза // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2015. №1. С. 208210.