Проблемы повышения качества профессионального образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сердюк И. И. Проблемы повышения качества профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4041–4045. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55073.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы повышения качества профессионального образования. Определяются возможные пути повышения уровня подготовки специалистов, способных применять знания и умения в условиях профессиональной деятельности и востребованных на рынке труда.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сердюк Ирина Ивановна,кандидат психологических наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин, филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецкеserdyuk.irina@rambler.ru

Проблемы повышения качества профессионального образования

Аннотация.В данной статье рассматриваютсяактуальные проблемы повышения качества профессионального образования. Определяютсявозможныепути повышения уровня подготовки специалистов, способных применять знания и умения в условиях профессиональной деятельности и востребованных на рынке труда. Ключевые слова:профессиональное самоопределение,процесс обучения, способности,федеральный государственный образовательный стандарт, модульнокомпетентностный подход,профессиональная компетентность.

На современном этапе развития общества образование является важнейшим направлением социальной сферы, позволяющим совершенствовать и самоактуализировать личность, ипоэтому с ним связываются надежды на удовлетворение растущих потребностей общества.

Важной особенностью в развитии личности являетсяпрофессиональное самоопределениеи самоактуализация, проявляющиеся в виде длительного процесса развития отношения человека к своей будущей или реальной профессии и к самому себе как потенциальному или реальному субъекту профессиональной деятельности или профессионалу, и которые осуществляются на протяжении всего профессионального и жизненного пути.При этомактуальна активная роль самого человека при выборе профессии, прохождении периода профессионального обучения, построении профессиональной карьеры, в ходе которых реализуется личностный и интеллектуальный потенциал. Одной из приоритетных задач развития общества является преодоление кризисных явлений и ускорение социальноэкономического развития, в том числев процессеповышения качества профессионального образования. Структура отраслей региональной экономики оказывает определяющее влияние на потребности рынка труда.Вместе с тем, учебные заведения при подготовке специалистов в наименьшей степени учитывают эти потребности, исходя из собственных интересов, ориентируясь либо на финансируемые из государственного бюджета средства, либо на коммерчески выгодные, популярные у абитуриентов и их родителей специальности. При этом сами абитуриенты часто не в состоянии рационально оценить будущую конкурентоспособность своего образования и делают выбор с учетом моды, мнения родителей и прочих эмоциональных факторов, без учета реальных личностных и интеллектуальных способностей.Выстраиваемая индивидуальная образовательная траектория должна учитывать профессиональную востребованность личности, основываясь на планируемом карьерном росте и перспективах трудоустройства по специальности.Педагогической наукой ведется активная разработка теориии методики интеграции различных уровней профессионального образования, призванная преодолеть консерватизм образовательной системы и обеспечить соответствие содержания подготовки и квалификации выпускника требованиям динамично изменяющегося рынка труда. Известно, что развитие мозга человека продолжается примерно до 30летнего возраста, и полное проявление способностей может не завершиться раньше. Процесс обучения соединяет два основных компонента: передачу учебной информации учителем (преподавание) и усвоение учащимися знаний, умений, навыков и способов познания (учение). Процесс усвоения является психологической стороной учения. Исследование этого процесса —центральная проблема психологии обучения. Подлинное усвоение знаний —это такие их изучение и применение, которые приводят учащихся к самостоятельному, свободному и творческому оперированию этими знаниями.Интенсификация процесса обучения требует решения проблемы активизации учения и его нацеленности на максимальное развитие творческого мышления учащихся.Соотношение учения и умственного развития также составляет одну из основных теоретических проблем психологии обучения.Особое значение имеет комплексная проблема психологии —проблема диагностики, прогнозирования и эффективного развития способностей, тесно связанная с вопросами общего интеллектуального и всестороннего гармонического развития личности.Психология призвана сыграть существенную роль и в таком решении проблемы методов обучения, которое способствовало бы интенсификации процесса обучения. Подлежат разработке психологические основы научной организации учебного процесса, эффективного управления им, приведения его в соответствие с сегодняшними требованиями и ближайшими перспективами развития образования.

Социальное и биологическое в человекенеразделимы, и это их единство воплощено в его психике. Воспитание человека —прежде всего формирование его психики. Ценнейшим для общества качеством человеческой психики является то, что психика каждого человека имеет свои особенности, а поэтому люди обладают различными способностями. Возникает вопрос о природе этих особенностей. Известно, что в природе психических особенностей иногда явно преобладает биологический фактор, врожденность задатков, но успехи обучения и воспитания дают основание полагать, что иногда доминирующую роль в природе психических особенностей играют социальный фактор, среда, внешнее воздействие на индивида. Для образовательнойпрактической деятельностинеобходимо, чтобыв ходе образовательного процесса преподавательизучалпсихические особенности и способности всех своих учащихся и, в соответствии с постепенно проявляющимися и изменяющимися особенностями их психики, проводилс ними индивидуальную работу. Прирожденные индивидуальные психические особенности динамичны: как и все живое, они имеют способность к функционированию и саморазвитию. При этом саморазвитиетребует благоприятных внешних условий в виде активного содействия социальной среды, общественного обучения и воспитания. Наиболее благоприятным условием для развития психики, ее особенностей, способностей индивида является такое активное внешнее (в частности педагогическое) воздействие на него, которое в свою очередь вызывает оптимально высокую активность тех структур и функций, развитие которых надлежит всемерно стимулировать.

Все психические процессы, от простейших (восприятие, ощущение) до более сложных (память, мышление, воображение), развивались в процессе человеческой деятельности. Жизненная практика требовала все более тонкого и совершенного различия предметов –развивались способности восприятия; воздействие на природу, изменение ее требовали все более глубокого осмысления связей и зависимостей –развивались мыслительные способности; опыт предшествующих поколений становился недостаточным в быстро изменяющихся условиях среды –развивались способности воображения.Чем шире и разнообразней становилась деятельность людей, тем шире и разностороннее становились их способности. Постепенно у человека возникало много новых потребностей, рожденных формированием социальных отношений, которые нуждались в новых способностях.Понятие «способности» не имеет смысла без соотнесения его с конкретными исторически развивающимися формами деятельности.Уже обращалось внимание на то, что среди зарубежных психологов также нет единства в понимании способностей. Большинству из них свойственно понимать способности либо как врожденные особенности индивида, определяющие все будущие достижения субъекта, либо как приобретенные навыки и умения. Оценка способностей в зарубежной психологии, в основном, связана с тестированием и математической обработкой данных. (Дж. М. Кеттел, А. Бине, Г.И.Россолимо и др.).В современной отечественной психологии выделены следующие подходы: 1. Личностнодеятельностный (Б.М.Теплов, Б.Г.Ананьев, В.М.Мясищев, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский, Ж. Пиаже, В.С. Мерлин и др.);2. Системностилевой (Б.Б. Коссов и др.);3. Функциональногенетический (Н.С.Лейтес, В.Д.Шадриков, Е.А.Климов и др.).Если представители личностнодеятельностного направления сосредотачивали свое внимание на внешней стороне способностей, то представители функциональногенетического подхода изучали их внутреннюю основу –соотношение способностей и психических процессов. Каждый познавательный психический процесс соответствует определенной психической функции –сочетанию сложных функциональных, операционных и мотивационных образований, характеризующих человека.[2].Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.Именно в процессе целенаправленно организуемойучебнойдеятельностипроисходит становление личности человека и его профессиональное определение.Институционная интеграция создает условия для практической реализации непрерывного образования и повышает конкурентоспособность включенных в нее образовательных учреждений.Большое значение имеют такие факторы, как общая материальнотехническая и учебная база, широкий кадровый потенциал, единые маркетинговые действия на рынке труда. Такие профильные образовательные структуры способны серьезно заинтересовать работодателя благодаря разнообразию и гибкости предлагаемых услуг и перспектив долгосрочного сотрудничества.Касаясь текущего состояния дел, следует отметить, что сейчас интеграции образовательных услуг учреждений среднего и высшего профессионального образования, препятствует ряд барьеров. Часть из них обусловлена особенностями нормативноправового и административного регулирования образовательной сферы. Так,процедура лицензирования образовательной деятельности достаточно сложна и требует значительных временных затрат, чтомешает оперативному внедрению необходимых рынку труда специальностей, иливызывает переизбыток специалистов отдельныхнаправлений подготовки кадров.Плотникова Н.А. обращает внимание на то, что для современного этапа становления российской экономики характерна мобильность квалификаций, за которой «не поспевает» система образования. Некоторые квалификации устаревают, появляются новые, изменяются требования к квалификациям, существующим относительно постоянно. Становится невозможнополучение квалификации рази навсегда. В таких условиях первостепенное значение приобретает оценивание объективной готовности человека к выполнению определенного вида трудовой деятельности с последующим официальным признанием, подтверждением в виде документа (диплома, сертификата ит.д.) вне зависимости от времени, места и формы получения образования. [1].Важной методологической проблемой, является отсутствие концептуальных подходов, условий и методики расчета динамики потребностей рынка труда в кадрах конкретной квалификации. Существующая нестабильность экономики, труднопрогнозируемые тенденции ее развития, очень быстрая смена профессиональных требований, сравнительно длительные сроки обучения приводят к тому, что системапрофессионального образования работает с отставанием от текущих потребностей рынка.Остроту проблемы несколько сглаживает взаимозаменяемость специалистов. обусловленная фундаментальностью отечественного образования, интеллектуальным потенциалом, социальной активностью личности и ее стремлением к повышению профессионального уровня.Внашей стране, несмотря на имеющуюся правовую базу,совершенно не развита общественная аккредитация учебных заведений, а это существенно ограничивает участие объединений работодателей в обеспечении качества профессионального образования.В настоящее время перед системой среднего и высшего профессионального образования поставлена задача существенной актуализации содержания и повышения качества профессиональной подготовки с ориентацией ее на международные стандарты качества и в соответствии с потребностями региональных рынков труда. Одним из механизмов решения данной задачи является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, основанных на формировании содержания образования исходя«от результата»,а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников (ОК –общие компетенции, ПК –профессиональные компетенции), т.е. ФГОС нового поколения предусматривают модульнокомпетентностный подход в образовании.Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов направлено напереход отосвоения обучающимся обязательного минимума содержания образования к достижению каждым обучающимся индивидуального личностно значимого результата, что требует существенного изменения к содержаниюобразовательного процесса, технологиям организации учебного процессаи более тесному сотрудничеству с работодателями. Государственные образовательные стандарты отличались от образовательных стандартов нового поколениятем, чтоосновным компонентом являлись требования к минимуму содержания обучения,а ФГОС предполагает усвоение определенных модулей, освоение которых предполагает более тесную взаимосвязь теоретического и практического обучения.

Ранеедействующие цели образования по старым стандартам сводились к усвоению дидактических единиц, т.е. предметных знаний и умений, что не в достаточной степени способствовало формированию практических навыков.В современных условиях динамичного развития российского образования новые федеральные государственные образовательные стандарты становятся основным механизмом модернизации профессионального образования. В новых стандартах образование рассматривается как важнейшая социальная деятельность, лежащая в основе развития гражданского общества и инновационной экономики страны, в связи с чем становится важным понимание концепции ФГОС в контексте системных изменений в обществе, образовании, сферах профессиональной деятельности и социального взаимодействия. Создание эффективных условий организации образовательного процесса в образовательном учреждении и достижение целей ФГОС становится одним из механизмов повышения качества жизни всех участников образовательного процесса. [3].На современном этапе повышение качества системы профессионального образования направлено на повышение качества профессионального образования, формирование востребованного специалистаи обеспечение соблюдения интересов всех заинтересованных сторон: обучающихся, работодателей, государства, самих образовательных учреждений.

Ссылки на источники1.Плотникова Н.А.Условия создания практикоориентированной среды в колледже. // Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития:материалы I (первой) краевойнаучнопрактической конференции преподавателей и студентовсреднего профессионального образования. –Краснодар.: ЦНТИ, 2013.250 с.2.Сердюк И.И. Психологопедагогические условия развития математических способностей школьников средствами психологической службы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук /Курский государственный университет. Курск, 2007. –23 с.3.Сердюк И.И. Повышение качества профессионального образования. // Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития:материалы I (первой) краевойнаучнопрактической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. –Краснодар.: ЦНТИ, 2013.250 с.

SerdyukIrina, candidate of psychologicalSciences,assistant professor of social and humanitarian disciplines, branch FSEI HPE «the Kuban state University in Tihoretskserdyuk.irina@rambler.ruProblems of improvement of quality of professional educationAnnotation.This article discusses actual problems of improvement of quality of professional education. Define possible ways of increase of level of preparation of specialists, who are able to apply knowledge and skills in the conditions of professional activity and demand on the labour market.Key words:professional selfdetermination, learning, abilities, Federal state educational standard, modular competence approach to professional competence.