Эмоционально-волевая устойчивость к стрессовым воздействиям как профессионально важное качество сотрудников службы МЧС России
Выпуск:
ART 85565
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Морозова
Л.
Б.,
Куфлина
В.
А. Эмоционально-волевая устойчивость к стрессовым воздействиям как профессионально важное качество сотрудников службы МЧС России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2821–2825. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85565.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния такого психолого-педагогического метода эффективного практического обучения, как психологический тренинг, на эмоционально-волевую устойчивость к стрессовым факторам и негативным воздействиям профессиональной деятельности сотрудников пожарно-спасательных формирований МЧС России.
Ключевые слова:
профессионально важные качества, эмоционально-волевая устойчивость, психологический тренинг, сотрудники службы мчс россии
Текст статьи
Морозова Людмила Борисовна,Кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедры социальной и организационной психологии, Нижегородский государственный педагогический университетим. Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгородlbmoroz@yandex.ru
Куфлина Валерия Алексеевна,студентка обучающаяся по специальности "Психология управления", Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгородkuflinalera@mail.ru
Эмоциональноволевая устойчивость к стрессовым воздействиям как профессионально важное качество сотрудников службы МЧС России
Аннотация.В статье представлены результаты эмпирического исследования влияниятакого психологопедагогического метода эффективного практического обучения как психологический тренинг на эмоциональноволевую устойчивость к стрессовым факторам и негативным воздействиямпрофессиональной деятельностисотрудниковпожарноспасательных формированийМЧС России.Ключевые слова:профессионально важные качества, эмоционально –волевая устойчивость, психологический тренинг, сотрудники службы МЧС России.
Профессиональная деятельность сотрудников спасательных формирований МЧС России протекает в экстремальных условиях и характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов. Это предъявляет повышенные требования к их психологическим качествам личности, уровню профессионализма и соответственноэмоциональноволевой устойчивости.Анализ перечисленных компонентов позволяет определить приоритет разработки и внедрения в процесс психологического обеспечения профессиональной деятельности спасателей МЧС России психологических средств и методов, направленных на решение задач повышения качества профессиональной деятельности сотрудников спасательных формирований, продления их профессионального долголетия и психологического здоровья.Как отмечает М.И. Марьин [1, пожарныеспасатели, не обладающие достаточными способностями к работе в противопожарной службе, не только значительно дольше других овладевают этим видом деятельности, но и работают хуже других, чаще допускают ошибки, обладают меньшей надежностью в работе.Данное направление еще является малоизученным, так как психологическая служба в МЧС появилась сравнительно недавно, и, следовательно, изучение специфики профессионально важных качеств спасателейпожарных до этого времени практически не проводилось. Справедливости рады необходимо сказать,что ряд авторов изучали различные аспекты адаптации личности к экстремальным условиям деятельности, которые непосредственно касаютсяразвития профессионально важных качеств работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.Изучение особенностей профессии пожарногоспасателя и психофизиологических особенностей сотрудника пожарноспасательной службы такжевстречаются в некоторых работах.Согласно Е.П. Ермолаевой [2], «профессионально важных качеств(ПВК)–психологический потенциал для формирования знаний, умений навыков; знания, умения и навыки –необходимое условие и ресурс для формирования профессиональной компетентности».Необходимость подобного исследования качественного и количественного состава ПВКи в частности эмоциональноволевой устойчивости спасателей МЧС, на сегодняшний день определяется следующими причинами:
возросшие требования к профессионализму и психологической подготовке сотрудников, их эмоциональной устойчивости и волевым качествам;
высокие физические, моральные и психоэмоциональные перегрузки сотрудников, увеличение темпа научнотехнического прогресса, приводящего к усложнению ликвидаций последствий ЧС;
увеличение количества стрессогенных факторов в повседневной профессиональной деятельности при общем недостатке адекватных материальных, моральных и иных стимулов служебной деятельности;
снижение качественного уровня психофизиологических характеристик кандидатов на службу в спасательные подразделения, их общеобразовательный уровень и житейский опыт.По мнению Л. Бассет[3, эмоциональноволевая сфера личности как побудитель и регулятор активности существенным образом влияет на эффективность и производительность деятельности сотрудника МЧС практически по всем линиям службы. Поэтому проблема управления и саморегуляции психическими состояниями имеет весьма большое значение в организации психологической подготовки сотрудников и при выполнении ими профессиональных функций. Актуальность исследования определяется тем, что высока потребность профессиональной деятельности сотрудников спасательных формирований МЧС России в создании системы психологических мероприятий, направленных на развитие эмоциональноволевой устойчивости с целью сохранения психического и физического здоровья сотрудников спасательных формирований.А.В. Шленков [4] отмечает что, эмоциональноволевая устойчивость позволяет более эффективно справляться со стрессом, уверенно и хладнокровно применять усвоенные навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени.Целью нашего исследование является изучение влияния социальнопсихологического тренинга на повышениеэмоционально волевой устойчивости к профессиональным стрессовым воздействиям сотрудников спасательных формирований непосредственно участвующих в ликвидации ЧС. Исследование проводилось набазе Приволжского филиала Федерального казенного учреждения
«Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФКУ ЦЭПП МЧС России). В исследовании принимали участие 29 человекпожарныхспасателей мужского пола в возрасте от 24 до 42 лет,стаж работы испытуемых –более трех лет.Все испытуемые были разделены на две группы контрольную и экспериментальную.
Первая группа (экспериментальная), численностью 14 человек, проходила диагностическое исследование три раза –до психологического воздействия (тренинг развития эмоциональноволевой устойчивости), сразу же после проведения тренинга и через 1 месяц после него. Вторая группа –контрольная (15 человек), проходила исследование два раза –до проведения тренинга с первой группой и через 1 месяц после проведения тренинга с экспериментальной группой. Центральное место в исследовании занимает психологический тренинг повышения эмоциональноволевой устойчивости к стрессовым воздействиям. Тренингсостоит из четырех занятий по 4часа. Цели тренинга:
обучение участников тренинга стратегиям преодоления стрессовых ситуаций;
овладение участниками тренинга приемов саморегуляции психического напряжения и нейтрализации психотравмирующих воздействий;
повышение у участников тренинга таких компонентов эмоциональноволевой устойчивости как: эмоциональная стабильность, уровень волевого самоконтроля, уровень тревожности и психологическая готовность к риску.Для доказательства гипотезы и выявления динамики психологического состояния испытуемых до и после проведения тренингабыли использованы следующие диагностические методы исследования:1. Методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина[5];2.
Методика«Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)[5]»;3.Диагностика психический состояний, настроений и сферы чувств «Опросник определения доминирующего состояния и настроения» (ДС6) Л.В. Куликова[6].
Анализ и обсуждение результатовНа первом этапе психодиагностического исследования оценивались психические различия между экспериментальной и контрольной группами до проведения психологического тренинга развития эмоциональноволевой устойчивости к стрессовым воздействиям. Оценка различий проводилась посредством выбранных нами психодиагностических методов.Диагностика психического состояния испытуемых до проведения тренинга осуществлялась с помощью методики«Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)».Как в контрольной, так и в экспериментальной группах показатели самочувствия отрицательны, что свидетельствует о неблагоприятном состоянии испытуемых. Показатели активности у испытуемых так же невысокие, что говорит об их пониженной активности. Показатели настроения в обеих группах отрицательны, что показывает преобладание у испытуемых плохого настроения и пассивной ролевой позиции участников тренинга.Диагностикауровнятревожностисотрудников службы МЧС РФ до проведения тренинга осуществляласьспомощьютестированияЧ.Д. Спилбергера, Л. Ханина. Уровень реактивной тревожности у испытуемых в обеих группах показывает умеренное состояние тревожности. Состояние испытуемых на моментпроведения исследованияможно характеризовать как не напряженное и спокойное. Показатели личностной тревожности у респондентов свидетельствуют о низком уровне тревожности субъектов.Испытуемым свойственны такие признаки как: способность быстро действовать, умение быстро выстраивать нужную линию поведения, психоэмоциональная устойчивость, они также в состоянии адекватно оценивать ситуацию, какой бы она ни была.Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств сотрудников пожарноспасательных формирований МЧС Россииосуществлялась с помощью «Опросника определения доминирующего состояния и настроения» (ДС6).По шкале «Ак» (активноепассивное отношение к жизненной ситуации) у испытуемых обеих групп в оценке различных жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий и пассивное отношение к жизненной ситуации.Полученные данные по шкале «То» (тонус высокийнизкий) позволяют сделать вывод, что для испытуемых характерна повышенная возможность стеническиреагировать на возникающие трудности, проявлять активность и расходовать энергию. По шкале «Сп» (спокойствиетревога) в обеих группах получены низкие оценки, что свидетельствует о повышенной склонности испытывать беспокойство в большом круге жизненных ситуаций.По шкале «Уд» низкие оценки показывают неудовлетворенность процессом самореализации, жизнью в целом.
Низкие показатели по шкале «По» (положительныйотрицательный образ самого себя) свидетельствуют не только о негативном отношении к себе, но и высокой критичности в оценке себя и большом стремлении быть искренним.Таким образом, до проведения психологического тренинга развития эмоционально –волевой устойчивости к стрессовым воздействиям у сотрудников пожарноспасательных подразделений МЧС Россиив обеих группах не выявлено особых различий по полученным в ходе психодиагностического исследования показателям. На втором этапе психодиагностического исследования оценивались психические различия между экспериментальной и контрольной группами после проведения психологического тренинга повышения эмоциональноволевой устойчивости к стрессовым воздействиям. Сопоставление результатов по методике самочувствие, активность, настроение (САН) контрольной и экспериментальной групп после проведения психологического тренинга развития эмоциональноволевой устойчивости показало значительные различия по всем шкалам.Показатели самочувствия в экспериментальной группе свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемых, что говорит об их хорошей работоспособности и отсутствии утомления. Во второй, контрольной группе, как и до психологического воздействия, низкие оценки говорят о неудовлетворительном самочувствии.В экспериментальной группе наблюдаются показатели повышенной активности, в контрольной группе показатели активности остались на прежнем, невысоком уровне. Приподнятое, хорошее настроение характерно для испытуемых в экспериментальной группе. У испытуемых контрольной группы преобладает пониженное настроение и пассивная ролевая позиция.Анализ результатов исследования уровня реактивной и личностной тревожности по методике СпилбергераХанина после проведения психологического тренинга. Показатели,как и прежде, умереннонизкие.Анализ результатов по диагностике психических состояний, настроений и сферы чувств «Опросник определения доминирующего состояния и настроения» (ДС6).После проведения тренинга развития эмоциональноволевой устойчивости экспериментальная и контрольная группы демонстрируют различные уровни отношения к жизненной ситуации, тонуса, устойчивости эмоционального тона, удовлетворенности жизнью в целом и образа самого себя.По шкале «Ак» (активноепассивное отношение к жизненной ситуации) респонденты экспериментальной группы показывают более высокие результаты. Это говорит об оптимистическом, активном отношении к жизненной ситуации. Они обладают верой в свои возможности, ощущают в себе силы и готовы к преодолению препятствий, достижению целей. Жизнерадостны. У испытуемых второй, контрольной группы не наблюдается особых различий в показателях по данной шкале. У них также преобладает пассивное отношение и пессимистическая позиция к жизненной ситуации, неверие в возможность успешного преодоления препятствий.Оценки по шкале «То» (тонус высокийнизкий) как до, так и после проведения тренинга не имеют существенных различий. Это свидетельствует о том, что испытуемым свойственна повышенная возможность расходовать энергию, проявлять активность, стенически реагировать на трудные жизненные ситуации. По шкале «Сп» (спокойствиетревога) в экспериментальной группе показатели возросли. Полученные данные говорят о том, что у испытуемых эмоциональные процессы протекают спокойно, преобладает положительный ровный эмоциональный тон. В состоянии аффекта, эмоционального возбуждения сохраняется эффективность и адекватность психической саморегуляции поведения и деятельности, что так важно для сотрудников службы МЧС России. Высокие показатели по шкале «Уд» в экспериментальной группе показывают удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, самореализацией. Высока оценка личностной успешности. По шкале «По» (положительныйотрицательный образ самого себя) у испытуемых в экспериментальной группе результаты возросли. Данные показатели характеризуют степень принятия себя личностью. Можно предположить достаточную искренность в ответах, стремление адекватно оценивать свое психологическое состояние и критичность в самооценке своих качеств.На третьем этапе мы сравнили показатели экспериментальной группы до и после проведения психологического тренинга и проследили динамику изменения психического состояния и характеристик респондентов. Результаты представлены в таблице 1.Таблица 1Динамика изменения психического состояния испытуемых до и после проведения тренинга
Методики
ШкалыЭкспериментальная группа (среднее значение)до тренингапосле тренинга1.Методика«Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)Самочувствие1,34,2Активность0,85,6Настроение1,442. Методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Л. ХанинаСитуативная тревожность42,228,8Личностная тревожность39,4293. Диагностика психический состояний, настроений и сферы чувств «Опросник определения доминирующего состояния и настроения» (ДС6) Л.В. КуликоваАктивноепассивное отношение к жизненной ситуации36,167,5Тонус высокийнизкий48,268,7Спокойствиетревога33,267,8Устойчивостьнеустойчивость эмоционального тона35,766,4Удовлетворенностьнеудовлетворенность жизнью в целом31,769,1Положительныйотрицательный образ самого себя32,945,7
По результатампроведенногоисследования нами были сделаны следующие выводы:1. Предложенные психорегулирующие мероприятия оказались действенными при решении задач восстановления работоспособности, повышения устойчивости к негативным воздейсвиям при больших психоэмоциональных нагрузках, развития навыков эффективного психоэмоционального восстановления в процессе выполнения профессиональных задач ликвидации последствий ЧС.2. Такой метод практического обучения, как психологический тренинг повышения эмоционально–волевой устойчивости к стрессовым воздействиям достоверно изменяет динамику показателей активности в экспериментальной группе. До проведения тренинга показатели свидетельствовали о пониженной активности, после тренинга–о повышенной. Так же повысились показатели настроения и самочувствия (до проведения тренинга средние показатели самочувствия у испытуемых были 1,3, а после проведения тренинга –4,2, так же и показатели настроения, до тренинга 1,4, после тренинга 4).3. Проведение психологического тренинга достоверно оказало влияние на динамику показателей ситуативной тревожности. До психологического воздействия на испытуемых у них наблюдался умеренный уровень тревожности, а после тренинга –низкий (показатели ситуативной тревожности 42,2, после проведения тренинга 28,8). Уровень личностной тревожности также изменился с умеренного на низкий (до тренинга показатель личностной тревожности 39,4, после проведения тренинга 29).4. Тренинг развития эмоциональноволевой устойчивости достоверно изменяет отношение к жизненной ситуации на более активное, повышает жизнерадостность, стойкость в преодолении препятствий, уверенность в своих силах и возможностях, о чем говорят показатели до проведения тренинга и после него(до проведения тренинга в экспериментальной группе показатели отношения к жизненной ситуации были 36,1. После проведения тренинга 67,5).5. Проведение психологического тренинга достоверно повышает динамику показателей тонуса. Это говорит о повышенной готовности испытуемых в экспериментальной группе к трудовой деятельности (до тренинга –48,2, после 68,7).6. После проведения психологического тренинга у испытуемых в экспериментальной группе отмечается преобладание ровного, положительного эмоционального фона, высокой устойчивости к стрессовым воздействиям, отмечается повышение эффективности психической саморегуляции, о чем говорят показатели до проведения тренинга(35,7) и после него (66,4).7. Так же психологический тренинг повышения эмоциональноволевой устойчивости оказал влияние на показатели по шкале удовлетворенности жизнью в целом. Это говорит о том, что испытуемые удовлетворены своей жизнью и готовы преодолевать трудности в реализации собственных возможностей.Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологический тренинг способствует повышению эмоциональноволевой устойчивости к стрессовым воздействиям сотрудников службы МЧС России, и его следует применять в ихтрудовой деятельности.
Ссылки на источники1.Марьин М.Н. и др. Профессиографияосновных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России[Текст:Учеб.пособие/М.Н. Марьин и др.–М.: ВНИИПО, 1998. 114с.2.Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала[Текст:Учеб.пособие/ Е.П. Ермолаева –М.: Издво «Институт психологии РАН», 2008. –347 с.3.Бассет Л. Только без паники: как избавиться от чрезмерной тревожности.[Текст/ Л. Бассет–СПб.: ПитерПресс, 2007. –288 с.4.Шленков А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России[Текст/ А.В Шленков // Дисс. На соиск. Ученой степени доктора псих. Наук. СПб.: 2009. 5.Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: [Текст:учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. —Самара: Издательский дом «БАХРАХМ», 2001. —672 с.6.Куликов, Л. В. Руководство к методике диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению [Текст
/ Л. В. Куликов. СПб.: СПГУ, 2003. 64 с.
Куфлина Валерия Алексеевна,студентка обучающаяся по специальности "Психология управления", Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгородkuflinalera@mail.ru
Эмоциональноволевая устойчивость к стрессовым воздействиям как профессионально важное качество сотрудников службы МЧС России
Аннотация.В статье представлены результаты эмпирического исследования влияниятакого психологопедагогического метода эффективного практического обучения как психологический тренинг на эмоциональноволевую устойчивость к стрессовым факторам и негативным воздействиямпрофессиональной деятельностисотрудниковпожарноспасательных формированийМЧС России.Ключевые слова:профессионально важные качества, эмоционально –волевая устойчивость, психологический тренинг, сотрудники службы МЧС России.
Профессиональная деятельность сотрудников спасательных формирований МЧС России протекает в экстремальных условиях и характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов. Это предъявляет повышенные требования к их психологическим качествам личности, уровню профессионализма и соответственноэмоциональноволевой устойчивости.Анализ перечисленных компонентов позволяет определить приоритет разработки и внедрения в процесс психологического обеспечения профессиональной деятельности спасателей МЧС России психологических средств и методов, направленных на решение задач повышения качества профессиональной деятельности сотрудников спасательных формирований, продления их профессионального долголетия и психологического здоровья.Как отмечает М.И. Марьин [1, пожарныеспасатели, не обладающие достаточными способностями к работе в противопожарной службе, не только значительно дольше других овладевают этим видом деятельности, но и работают хуже других, чаще допускают ошибки, обладают меньшей надежностью в работе.Данное направление еще является малоизученным, так как психологическая служба в МЧС появилась сравнительно недавно, и, следовательно, изучение специфики профессионально важных качеств спасателейпожарных до этого времени практически не проводилось. Справедливости рады необходимо сказать,что ряд авторов изучали различные аспекты адаптации личности к экстремальным условиям деятельности, которые непосредственно касаютсяразвития профессионально важных качеств работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.Изучение особенностей профессии пожарногоспасателя и психофизиологических особенностей сотрудника пожарноспасательной службы такжевстречаются в некоторых работах.Согласно Е.П. Ермолаевой [2], «профессионально важных качеств(ПВК)–психологический потенциал для формирования знаний, умений навыков; знания, умения и навыки –необходимое условие и ресурс для формирования профессиональной компетентности».Необходимость подобного исследования качественного и количественного состава ПВКи в частности эмоциональноволевой устойчивости спасателей МЧС, на сегодняшний день определяется следующими причинами:
возросшие требования к профессионализму и психологической подготовке сотрудников, их эмоциональной устойчивости и волевым качествам;
высокие физические, моральные и психоэмоциональные перегрузки сотрудников, увеличение темпа научнотехнического прогресса, приводящего к усложнению ликвидаций последствий ЧС;
увеличение количества стрессогенных факторов в повседневной профессиональной деятельности при общем недостатке адекватных материальных, моральных и иных стимулов служебной деятельности;
снижение качественного уровня психофизиологических характеристик кандидатов на службу в спасательные подразделения, их общеобразовательный уровень и житейский опыт.По мнению Л. Бассет[3, эмоциональноволевая сфера личности как побудитель и регулятор активности существенным образом влияет на эффективность и производительность деятельности сотрудника МЧС практически по всем линиям службы. Поэтому проблема управления и саморегуляции психическими состояниями имеет весьма большое значение в организации психологической подготовки сотрудников и при выполнении ими профессиональных функций. Актуальность исследования определяется тем, что высока потребность профессиональной деятельности сотрудников спасательных формирований МЧС России в создании системы психологических мероприятий, направленных на развитие эмоциональноволевой устойчивости с целью сохранения психического и физического здоровья сотрудников спасательных формирований.А.В. Шленков [4] отмечает что, эмоциональноволевая устойчивость позволяет более эффективно справляться со стрессом, уверенно и хладнокровно применять усвоенные навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени.Целью нашего исследование является изучение влияния социальнопсихологического тренинга на повышениеэмоционально волевой устойчивости к профессиональным стрессовым воздействиям сотрудников спасательных формирований непосредственно участвующих в ликвидации ЧС. Исследование проводилось набазе Приволжского филиала Федерального казенного учреждения
«Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФКУ ЦЭПП МЧС России). В исследовании принимали участие 29 человекпожарныхспасателей мужского пола в возрасте от 24 до 42 лет,стаж работы испытуемых –более трех лет.Все испытуемые были разделены на две группы контрольную и экспериментальную.
Первая группа (экспериментальная), численностью 14 человек, проходила диагностическое исследование три раза –до психологического воздействия (тренинг развития эмоциональноволевой устойчивости), сразу же после проведения тренинга и через 1 месяц после него. Вторая группа –контрольная (15 человек), проходила исследование два раза –до проведения тренинга с первой группой и через 1 месяц после проведения тренинга с экспериментальной группой. Центральное место в исследовании занимает психологический тренинг повышения эмоциональноволевой устойчивости к стрессовым воздействиям. Тренингсостоит из четырех занятий по 4часа. Цели тренинга:
обучение участников тренинга стратегиям преодоления стрессовых ситуаций;
овладение участниками тренинга приемов саморегуляции психического напряжения и нейтрализации психотравмирующих воздействий;
повышение у участников тренинга таких компонентов эмоциональноволевой устойчивости как: эмоциональная стабильность, уровень волевого самоконтроля, уровень тревожности и психологическая готовность к риску.Для доказательства гипотезы и выявления динамики психологического состояния испытуемых до и после проведения тренингабыли использованы следующие диагностические методы исследования:1. Методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина[5];2.
Методика«Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)[5]»;3.Диагностика психический состояний, настроений и сферы чувств «Опросник определения доминирующего состояния и настроения» (ДС6) Л.В. Куликова[6].
Анализ и обсуждение результатовНа первом этапе психодиагностического исследования оценивались психические различия между экспериментальной и контрольной группами до проведения психологического тренинга развития эмоциональноволевой устойчивости к стрессовым воздействиям. Оценка различий проводилась посредством выбранных нами психодиагностических методов.Диагностика психического состояния испытуемых до проведения тренинга осуществлялась с помощью методики«Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)».Как в контрольной, так и в экспериментальной группах показатели самочувствия отрицательны, что свидетельствует о неблагоприятном состоянии испытуемых. Показатели активности у испытуемых так же невысокие, что говорит об их пониженной активности. Показатели настроения в обеих группах отрицательны, что показывает преобладание у испытуемых плохого настроения и пассивной ролевой позиции участников тренинга.Диагностикауровнятревожностисотрудников службы МЧС РФ до проведения тренинга осуществляласьспомощьютестированияЧ.Д. Спилбергера, Л. Ханина. Уровень реактивной тревожности у испытуемых в обеих группах показывает умеренное состояние тревожности. Состояние испытуемых на моментпроведения исследованияможно характеризовать как не напряженное и спокойное. Показатели личностной тревожности у респондентов свидетельствуют о низком уровне тревожности субъектов.Испытуемым свойственны такие признаки как: способность быстро действовать, умение быстро выстраивать нужную линию поведения, психоэмоциональная устойчивость, они также в состоянии адекватно оценивать ситуацию, какой бы она ни была.Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств сотрудников пожарноспасательных формирований МЧС Россииосуществлялась с помощью «Опросника определения доминирующего состояния и настроения» (ДС6).По шкале «Ак» (активноепассивное отношение к жизненной ситуации) у испытуемых обеих групп в оценке различных жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий и пассивное отношение к жизненной ситуации.Полученные данные по шкале «То» (тонус высокийнизкий) позволяют сделать вывод, что для испытуемых характерна повышенная возможность стеническиреагировать на возникающие трудности, проявлять активность и расходовать энергию. По шкале «Сп» (спокойствиетревога) в обеих группах получены низкие оценки, что свидетельствует о повышенной склонности испытывать беспокойство в большом круге жизненных ситуаций.По шкале «Уд» низкие оценки показывают неудовлетворенность процессом самореализации, жизнью в целом.
Низкие показатели по шкале «По» (положительныйотрицательный образ самого себя) свидетельствуют не только о негативном отношении к себе, но и высокой критичности в оценке себя и большом стремлении быть искренним.Таким образом, до проведения психологического тренинга развития эмоционально –волевой устойчивости к стрессовым воздействиям у сотрудников пожарноспасательных подразделений МЧС Россиив обеих группах не выявлено особых различий по полученным в ходе психодиагностического исследования показателям. На втором этапе психодиагностического исследования оценивались психические различия между экспериментальной и контрольной группами после проведения психологического тренинга повышения эмоциональноволевой устойчивости к стрессовым воздействиям. Сопоставление результатов по методике самочувствие, активность, настроение (САН) контрольной и экспериментальной групп после проведения психологического тренинга развития эмоциональноволевой устойчивости показало значительные различия по всем шкалам.Показатели самочувствия в экспериментальной группе свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемых, что говорит об их хорошей работоспособности и отсутствии утомления. Во второй, контрольной группе, как и до психологического воздействия, низкие оценки говорят о неудовлетворительном самочувствии.В экспериментальной группе наблюдаются показатели повышенной активности, в контрольной группе показатели активности остались на прежнем, невысоком уровне. Приподнятое, хорошее настроение характерно для испытуемых в экспериментальной группе. У испытуемых контрольной группы преобладает пониженное настроение и пассивная ролевая позиция.Анализ результатов исследования уровня реактивной и личностной тревожности по методике СпилбергераХанина после проведения психологического тренинга. Показатели,как и прежде, умереннонизкие.Анализ результатов по диагностике психических состояний, настроений и сферы чувств «Опросник определения доминирующего состояния и настроения» (ДС6).После проведения тренинга развития эмоциональноволевой устойчивости экспериментальная и контрольная группы демонстрируют различные уровни отношения к жизненной ситуации, тонуса, устойчивости эмоционального тона, удовлетворенности жизнью в целом и образа самого себя.По шкале «Ак» (активноепассивное отношение к жизненной ситуации) респонденты экспериментальной группы показывают более высокие результаты. Это говорит об оптимистическом, активном отношении к жизненной ситуации. Они обладают верой в свои возможности, ощущают в себе силы и готовы к преодолению препятствий, достижению целей. Жизнерадостны. У испытуемых второй, контрольной группы не наблюдается особых различий в показателях по данной шкале. У них также преобладает пассивное отношение и пессимистическая позиция к жизненной ситуации, неверие в возможность успешного преодоления препятствий.Оценки по шкале «То» (тонус высокийнизкий) как до, так и после проведения тренинга не имеют существенных различий. Это свидетельствует о том, что испытуемым свойственна повышенная возможность расходовать энергию, проявлять активность, стенически реагировать на трудные жизненные ситуации. По шкале «Сп» (спокойствиетревога) в экспериментальной группе показатели возросли. Полученные данные говорят о том, что у испытуемых эмоциональные процессы протекают спокойно, преобладает положительный ровный эмоциональный тон. В состоянии аффекта, эмоционального возбуждения сохраняется эффективность и адекватность психической саморегуляции поведения и деятельности, что так важно для сотрудников службы МЧС России. Высокие показатели по шкале «Уд» в экспериментальной группе показывают удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, самореализацией. Высока оценка личностной успешности. По шкале «По» (положительныйотрицательный образ самого себя) у испытуемых в экспериментальной группе результаты возросли. Данные показатели характеризуют степень принятия себя личностью. Можно предположить достаточную искренность в ответах, стремление адекватно оценивать свое психологическое состояние и критичность в самооценке своих качеств.На третьем этапе мы сравнили показатели экспериментальной группы до и после проведения психологического тренинга и проследили динамику изменения психического состояния и характеристик респондентов. Результаты представлены в таблице 1.Таблица 1Динамика изменения психического состояния испытуемых до и после проведения тренинга
Методики
ШкалыЭкспериментальная группа (среднее значение)до тренингапосле тренинга1.Методика«Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)Самочувствие1,34,2Активность0,85,6Настроение1,442. Методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Л. ХанинаСитуативная тревожность42,228,8Личностная тревожность39,4293. Диагностика психический состояний, настроений и сферы чувств «Опросник определения доминирующего состояния и настроения» (ДС6) Л.В. КуликоваАктивноепассивное отношение к жизненной ситуации36,167,5Тонус высокийнизкий48,268,7Спокойствиетревога33,267,8Устойчивостьнеустойчивость эмоционального тона35,766,4Удовлетворенностьнеудовлетворенность жизнью в целом31,769,1Положительныйотрицательный образ самого себя32,945,7
По результатампроведенногоисследования нами были сделаны следующие выводы:1. Предложенные психорегулирующие мероприятия оказались действенными при решении задач восстановления работоспособности, повышения устойчивости к негативным воздейсвиям при больших психоэмоциональных нагрузках, развития навыков эффективного психоэмоционального восстановления в процессе выполнения профессиональных задач ликвидации последствий ЧС.2. Такой метод практического обучения, как психологический тренинг повышения эмоционально–волевой устойчивости к стрессовым воздействиям достоверно изменяет динамику показателей активности в экспериментальной группе. До проведения тренинга показатели свидетельствовали о пониженной активности, после тренинга–о повышенной. Так же повысились показатели настроения и самочувствия (до проведения тренинга средние показатели самочувствия у испытуемых были 1,3, а после проведения тренинга –4,2, так же и показатели настроения, до тренинга 1,4, после тренинга 4).3. Проведение психологического тренинга достоверно оказало влияние на динамику показателей ситуативной тревожности. До психологического воздействия на испытуемых у них наблюдался умеренный уровень тревожности, а после тренинга –низкий (показатели ситуативной тревожности 42,2, после проведения тренинга 28,8). Уровень личностной тревожности также изменился с умеренного на низкий (до тренинга показатель личностной тревожности 39,4, после проведения тренинга 29).4. Тренинг развития эмоциональноволевой устойчивости достоверно изменяет отношение к жизненной ситуации на более активное, повышает жизнерадостность, стойкость в преодолении препятствий, уверенность в своих силах и возможностях, о чем говорят показатели до проведения тренинга и после него(до проведения тренинга в экспериментальной группе показатели отношения к жизненной ситуации были 36,1. После проведения тренинга 67,5).5. Проведение психологического тренинга достоверно повышает динамику показателей тонуса. Это говорит о повышенной готовности испытуемых в экспериментальной группе к трудовой деятельности (до тренинга –48,2, после 68,7).6. После проведения психологического тренинга у испытуемых в экспериментальной группе отмечается преобладание ровного, положительного эмоционального фона, высокой устойчивости к стрессовым воздействиям, отмечается повышение эффективности психической саморегуляции, о чем говорят показатели до проведения тренинга(35,7) и после него (66,4).7. Так же психологический тренинг повышения эмоциональноволевой устойчивости оказал влияние на показатели по шкале удовлетворенности жизнью в целом. Это говорит о том, что испытуемые удовлетворены своей жизнью и готовы преодолевать трудности в реализации собственных возможностей.Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологический тренинг способствует повышению эмоциональноволевой устойчивости к стрессовым воздействиям сотрудников службы МЧС России, и его следует применять в ихтрудовой деятельности.
Ссылки на источники1.Марьин М.Н. и др. Профессиографияосновных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России[Текст:Учеб.пособие/М.Н. Марьин и др.–М.: ВНИИПО, 1998. 114с.2.Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала[Текст:Учеб.пособие/ Е.П. Ермолаева –М.: Издво «Институт психологии РАН», 2008. –347 с.3.Бассет Л. Только без паники: как избавиться от чрезмерной тревожности.[Текст/ Л. Бассет–СПб.: ПитерПресс, 2007. –288 с.4.Шленков А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России[Текст/ А.В Шленков // Дисс. На соиск. Ученой степени доктора псих. Наук. СПб.: 2009. 5.Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: [Текст:учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. —Самара: Издательский дом «БАХРАХМ», 2001. —672 с.6.Куликов, Л. В. Руководство к методике диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению [Текст
/ Л. В. Куликов. СПб.: СПГУ, 2003. 64 с.