Педагогическая модель профессиональной подготовки будущих инженеров на основе ресурсов сетевого взаимодействия

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колоусова Е. В., Лощилова М. А., Зайцев К. В. Педагогическая модель профессиональной подготовки будущих инженеров на основе ресурсов сетевого взаимодействия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3751–3755. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85751.htm.
Аннотация. Данная статья раскрывает концептуальные основы и подходы к построению педагогической модели профессиональной подготовки будущих инженеров на основе ресурсов сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров. Авторами разработано содержательное наполнение педагогической модели профессиональной подготовки будущих инженеров, базирующейся на системном, личностно-деятельностном, компетентностном подходах, принципах открытости, пространственности, полимасштабности, единства целей, интегративности, включающей ориентационный, деятельностный, рефлексивный этапы профессиональной подготовки и мотивационно-ценностный, когнитивный, рефлексивно-деятельностный компоненты, а также возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лощилова Марина Андреевна,Старший преподаватель кафедры экономики и автоматизированных систем Юргинского технологического института (филиала) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юргаmarisha20@bk.ru

Зайцев Константин Викторович,Кандидат технических наук, доцент кафедры технология машиностроенияЮргинского технологического института (филиала) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юргаzaitsev81@rambler.ru

Колоусова Екатеина Вадимовна,студентка Юргинского технологического института (филиала) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юргаkatkatenka94@mail.ru

Педагогическая модель профессиональной подготовки будущих инженеров на основе ресурсов сетевого взаимодействия

Аннотация.Данная статья раскрывает концептуальные основы и подходы к построению педагогической модели профессиональной подготовки будущих инженеров на основе ресурсов сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров. Авторами разработано содержательное наполнение педагогической модели профессиональной подготовки будущих инженеров, базирующейся на системном, личностнодеятельностном, компетентностном подходах, принципах открытости, пространственности, полимасштабности, единства целей, интегративности, включающей ориентационный, деятельностный,рефлексивный этапы профессиональной подготовки и мотивационноценностный, когнитивный, рефлексивнодеятельностный компоненты, а также возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров.Ключевые слова:модель, педагогическая модель, профессиональная подготовка, подход, сетевое взаимодействие.

Анализ, обобщение и систематизация психологопедагогической литературы, изучение современного педагогического опыта, позволили определиться в концептуальных основах и подходах к построению педагогической модели профессиональной подготовки будущих инженеров на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров.При конструировании модели профессиональной подготовки будущих инженеров использовались различные подходы, педагогические методики, обеспечивая гибкость системы, способность к быстрому реагированию, приспособлению к постоянно изменяющимся условиям. Компоненты предлагаемой нами модели раскрывают внутреннюю организацию процесса профессиональной подготовки будущих инженеров и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса. Педагогическая модель профессиональной подготовки будущих инженеров на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеровподразумевает определенную организацию образовательного процесса, создание определенных педагогических условий для личностного и профессионального развития, способы решения профессиональных задач, направленность на творческую самореализацию в производственной деятельности, способность к передаче социального опыта профессиональной деятельности.Профессиональная подготовка будущих инженеровявляется внутренним процессом (поскольку приобрести или усвоить может только сам человек посредством собственной деятельности), так и внешним процессом, посредством создания соответствующих условий, через влияние информационнообразовательной среды[6]В процессе профессиональной подготовки является необходимым включение будущих инженеров в различные виды профессиональной деятельности, в том числе в информационнообразовательную среду, которая способствует мотивационноценностному отношению будущих инженеров к профессиональной деятельности.В настоящее время организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений и социальных партнеровотвечает «современным вызовам» информационного общества, определяет тенденции развития системы профессионального образования.При разработке педагогической моделибыли рассмотрены такие возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров, используемые в профессиональной подготовке как: организация практикоориентированного обучения, развитие системы дополнительного профессионального образования,трудоустройство молодых специалистов нарынке труда[1,3,4,5]

В основу проектирования модели профессиональной подготовки будущих инженеров на основе сетевого взаимодействиябыли положены идеи системного, личностнодеятельностного и компетентностного подходов.

С позиции системного подходаважным являлось определение сущности профессиональной подготовки, её места в профессиональном развитии личности инженера,выявлении факторов, влияющих на этот процесс.При моделировании процесса профессиональной подготовки будущих инженеров мы опирались на личностнодеятельностный подход, на положение о том, что сознание человека неразрывно связано с его деятельностью. Под деятельностью понимается преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром [3, с.47] и является основой и условием развития личности [7,с.159]. Данный подходпозволил рассматривать организацию производственной деятельности обучающихся в определенном социальном контексте, что способствовало формированию необходимых качеств личности будущих инженеров; развитию субъектсубъектных отношений, восстребованности на рынке труда.Изучению профессиональных компетенций будущихинженеров и возможности овладения ими для формирования готовности к профессиональной деятельности способствовал компетентностный подход.При разработке педагогической модели профессиональной подготовки будущих инженеров на основе сетевого взаимодействия(рисунок 1)мы исходили из того, что процесс профессиональной подготовки предполагает активное взаимодействие участников с внешней средой, интеграцию возможностей сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров, сотрудничество участников, соблюдение последовательности, отражает наращивание уровня готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности.

































Рис.1.Педагогическая модель профессиональной подготовки будущих инженеров на основе ресурсов сетевого взаимодействияПринципы:открытости, пространственности, полимасштабности, единства целей, интегративности, преемственности

Возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров:1. организация практикоориентированного обучения;2. участиесоциальных партнеров в разработке дополнительных образовательных программ,3. трудоустройство на рынке труда.

Цель:профессиональная подготовка будущих инженеров на основе сетевого взаимодействия, готовых к творческой профессиональной деятельности, способных комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельностьЗадачи:1. формирование у будущих инженеров стимулов и мотивациик повышению уровня готовности к профессиональной деятельности;2. оценка и самооценка профессиональной деятельности;3. развитие способности к творческому производственному развитиюПодходы:1. системный;2. личностнодеятельностный;3. компетентностный.

Результат –приращение уровняготовности будущих инженеров к профессиональной деятельностиПедагогические условия:1. интеграция возможностейпрактикоориентированного обучения, системы дополнительного обучения; трудоустройства на рынке труда.2. реализация инновационных педагогических технологий.3. обеспечение научнометодического сопровождения профессиональнойподготовки будущихинженеровВнешние факторы:Экономическая ситуация в стране, рынок труда;достижения науки и практики;система непрерывного профессионального образования.

Внутренние факторы:Ценности и нормы, определяющие отношение к профессиональной деятельности;Профессиональные потребности и личностные качества; Субъектная позиция.ФАКТОРЫКОМПОНЕНТЫцелевой, содержательный, технологический, результативныйОриентационный этап выявление затруднений, мотивов к выполнению профессиональной деятельности, исходного уровня сформированности готовности к профессиональной деятельности.

Деятельностный этапформирование теоретических представлений о знаниях, нормах, а такжеопыта осуществления профессиональной деятельности.Рефлексивный этапопределение достигнутого уровня готовности к профессиональной деятельности (самооценка, экспертная оценка).ЭТАПЫ Педагогическая модель включает в себя следующие этапы профессиональной подготовки будущих инженеров: ориентационный, деятельностный, рефлексивный.На каждом этапе определялась цель (целевой компонент) как идеальный, сознательно планируемый результат образовательного процесса.Целью педагогической моделиявляется профессиональная подготовка будущих инженеров на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров, готовых к творческой профессиональной деятельности, способных комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность.

Для достижения указанной цели определялось соответствующее содержание (содержательный компонент), а также формы и методы взаимодействия социальных партнеров с будущими инженерами в процессе практикоориентированного обучения, развития системы дополнительного профессионального образования,трудоустройство молодых специалистов на рынке труда(технологический компонент). Результат каждого этапа соотносился с целью (результативный компонент), осуществлялся анализ содержания, форм и методов взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров. Сетевое взаимодействие является средой (средством) для организации профессиональной подготовки будущих инженеров посредством инженернопроизводственной практики, трудоустройства на рынке труда.Результатом формирования готовности будущих инженеров к профессиональной деятельностиявляется:

понимание будущими инженерамисущности и значимости профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки;

мотивация к выполнению профессиональной деятельности;

развитие компетенций в процессе подготовки;

способность к рефлексии, обобщению и трансляции опыта;

направленность на творческую производственную самореализацию в профессиональной деятельности и др. Таблица 1

Характеристика этапов профессиональной подготовки будущих инженеров

Название цель этапаСодержательный компонентРезультативный компонентОриентационныйЦель:ознакомить будущего инженера с процессом подготовки, выявить мотивы и сформировать стимулы, понимание ценности выполнения профессиональной деятельности.Определение исходного уровня сформированности готовности к профессиональной деятельности, мониторинг уровня информированности будущих инженеров о кадровых потребностях экономики и степени осознанности выбора технической сферы деятельности, выявление затруднений, мотивов к выполнению профессиональной деятельности, планирование образовательного процесса, создание условий для профессионального самоопределения будущих инженеровПредставление о сущности подготовки, сформированные мотивы и интерес к профессиональной деятельности, понимание значимости профессиональной деятельности в обеспечении качества образовательного процесса. Технологический компонент (формы и методы взаимодействия социальных партнеров)Инженернопроизводственная практикаУчебнометодическая работа в образовательной организацииТрудоустройствопривлечение специалистов к разработке и организации элективных курсов;профориентация обучающихся в образовательных организациях;практикоориентированные курсы для школьников;участие в профильном обучении школьников;-организация производственной практикиотслеживание траекторий самоопределения выпускников;совместное формирование тематикикурсовых, проектных работ и требований к выпускникам;ориентации образовательного процесса в вузе на формирование профессиональной карьеры;

консультационная работа;организация мастер классов, тренингов, вебинаров.ДеятельностныйЦель:формирование опыта осуществления профессиональной деятельностиФормирование у будущих инженеров теоретических представлений о знаниях, нормах, а также умений в процессе инженернопроизводственной практики и через участие будущих инженеров в творческой производственной деятельности.Умение применять и адаптировать знания в контексте своей профессиональной деятельности, владение компетенциями способностью к Технологический компонент (формы и методы взаимодействия социальных партнеров)Инженернопроизводственная практика

Учебнометодическая работа в образовательной организацииТрудоустройствопривлечение инженернотехнического состава к конструкторской, научноисследовательской работе обучающихся;организация производственной практики

совместная организация образовательного процесса;разработка и рецензирование программной и учебнометодической документации;развитие научных исследований, научнопроизводственных объединений по созданию лабораторийпредоставление возможности целевого обучения в образовательных учреждениях;организация специализированных ярмарок вакансий рабочих и учебных мест;

самооценке.РефлексивныйЦель:оценка уровня готовности к профессиональной деятельностиопределение достигнутого уровня готовности к профессиональной деятельности; содействие совместно с социальными партнерами выпускникам в трудоустройстве и самозанятости, производственной стажировки, профессиональной переподготовке через самооценку, экспертную оценку профессиональной деятельностибудущих инженеров, анализ, самоанализ ее результатовУмение оценить, представить опыт профессиональной деятельности.Технологический компонент(формы и методы взаимодействия социальных партнеров)Инженернопроизводственная практика

Учебнометодическая работа в образовательной организацииТрудоустройство

организация производственной практики;привлечение специалистов крупных предприятий к информационной работе;совместный контроль качества и требований к овладению компетенциями;сопровождение производственной практики;наставничество;создание попечительских советов.

организация тематических семинаров и круглых столов для работодателей;развитие научных исследований;внедрение активных форм обучения в образовательный процесс вуза;работа с общественными организациями;представительство в аттестационных комиссиях, комиссиях по рассмотрению коллективных споров

совместная организация трудоустройства выпускников;организация временной практики студентов на малых инновационных предприятиях региона;организация трудоустройства молодых специалистов, подбор подходящей работы из банка данных вакансий;предоставление первого рабочего места на основе квотирования;содействие в самозанятости, трудоустройстве

сопровождение адаптации выпускников к рынку труда;

профессиональное переобучение;мониторинг.

Результаты готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности учитываются в деятельности в инженернопроизводственной практике, в учебнометодической работе образовательной организации; трудоустройстве на рынкетруда. Основываясь на полученных результатах, профессорскопреподавательский состав образовательной организации совместно с представителями социальных партнеров, вносят изменения в содержание, формы и методы образовательного процесса для обеспечения положительной динамики в сформированности готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности.Реализация педагогической модели профессиональной подготовки будущих инженеров на основе сетевого взаимодействия образовательных организация и социальных партнеров позволит обеспечить интеграцию возможностей сетевого взаимодействия, создать единое информационнообразовательное пространство, организовать процесс личностного и профессионального развития, обеспечивающий готовность будущих инженеров к профессиональной деятельности.

Ссылки на источники1.Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров. Дисс. на соискание уч.степени канд.пед.наук,

Омск, 2009. 2.Зубарева, Т. А. Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития образовательных учреждений [Текст] : дисс. .. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Зубарева. –Томск, 2011. –246 с.3.Купавцев, А. В. Деятельностный аспект процесса обучения [Текст] / А.В. Купавцев // Педагогика. –2002. –№ 6. –С. 4449.4.Лабунская Н.Л.Подготовка квалифицированных рабочих для современного рынка труда в учреждениях среднего профессионального образования. Дисс…канд.пед наук. –Кемерово. 2014. 232 с.5.Лощилова М.А. Непрерывная профессиональная подготовка будущих инженеров в условиях сетевой формы реализации образовательных программ// Профессиональное образование в России и за рубежом. г.Кемерово. 2014. № 3 (15). С.8792.6.Лощилова М.А. Возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров в обеспечении занятости молодежи// Профессиональное образование и занятость молодежи: ХХIвек. Преемственность в деятельности профессиональных образовательных организаций региона в условиях модернизации. Издво ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» Кемерово, 2015.7.Подымов, Л. И. Педагогические условия интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания в свете проблемы двух культур в классическом вузе [Текст] / Л. И. Подымов // Вестник ТГПУ. –2012. –№2. –С.158161.