Психолого-педагогическая коррекция агрессии младших подростков в ситуации межличностного конфликта

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горбунова О. С. Психолого-педагогическая коррекция агрессии младших подростков в ситуации межличностного конфликта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4581–4585. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85917.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей агрессии младших подростков в межличностных конфликтах, а также коррекция агрессии. Показано, что коррекция агрессии у младших подростков определяет стратегии поведения в конфликтных ситуациях от уровня агрессии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горбунова Ольга Сергеевна,студентка факультета психологии, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскolechka.gorbunova.93@mail.ru

Психологопедагогическая коррекция агрессии младших подростков в ситуации межличностного конфликта

Аннотация.В статье представлен анализ особенностей агрессиимладших подростков в межличностных конфликтах, а также коррекция агрессии. Показано, что коррекция агрессии у младших подростков определяет стратегии поведения в конфликтных ситуациях от уровня агрессии.Ключевые слова:агрессия, конфликт, младшие подростки, коррекция.

Агрессия это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. агрессия всегда подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда [1].При характеристике агрессии чаще всего используют два основных понятия: агрессивное поведение и агрессивность. Агрессивное поведение –это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт[2]. Агрессивность —стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда [3].Не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивная личность, и не каждая агрессивная личность должна демонстрировать агрессивное поведение. Несмотря на связанность между собой понятий «агрессивное поведение» и «агрессивность», их природа различается.Агрессия вподростковом возрасте выступает в двух личностных аспектах: как универсальное средство самоутверждения и как один из ключевых приемов самоанализа. В репертуаре поведения большей части подростков редко встречаются действия, сознательно направленные на причинение серьезного физического или психологического вреда другим людям

Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте нельзя категорично говорить об агрессивной направленности личности, можно говорить лишь о факторах, предрасполагающих к ее формированию, в числе которых нужно назвать и агрессивное фантазирование [4]. У ребенка в подростковом возрасте происходит переориентация одних ценностей на другие. Подросток стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становятся для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание подростком чувства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки конфликтности подростков лежат, как правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.) [5].Большую роль в формировании личности подростка играет семья. На становление агрессивного поведения ребенка влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и детьми, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей [6].

Одна из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте. Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей[7]. Поэтому целью нашего исследования является изучение агрессиимладших подростков в межличностных конфликтах.Материалы и методыИсследование агрессиимладших подростков проводили в естественных условиях учебновоспитательного процесса в гимназии №1. Цель теоретически изучить и экспериментально провестипсихологопедагогическую коррекцию агрессии в младшем подростковом возрасте.Задачи:1) Проанализировать научнопрактическую литературу по проблеме исследования;2) Выявить особенности проявления агрессииу младших подростков;3) Выявить уровень агрессии, стратегию поведения в конфликте у младших подростков;4) Определить этапы, методы и методики, соответствующие поставленной цели исследования;5) Провести эмпирическое исследование, охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.Эти задачи коррекции агрессивности реализуют студенты факультета психологии с помощью использования разномодальных психологических факторов, включающих психодиагностику, индивидуальную работу, упражнения, подготовку и распространение наглядных материалов.Методы •теоретические: анализ психологопедагогической литературы, моделирование;•эмпирические: анкетирование, тестирование;



психодиагностические: тест поведения К.Томаса, методика изучения агрессии А. Басса –А. Дарки, методика «Социометрия» Дж. Морено;•методы формирующего эксперимента (комплексные образовательные и тренинговые взаимодействия с подростками).Результаты и обсуждениеВ результате проведения методики К. Томаса в исследуемой выборке выявлены стратегии поведения в конфликтной ситуации, представленные на рис. 1.

Рис. 1. Результаты диагностики по методике К. Томаса учащихся 6 класса

Анализируяполученные данные, можно сделать вывод, что наибольшее число исследуемых применяет стратегию компромисса (43% учащихся). Такие люди ориентированы на частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. Им свойственна осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью.Стратегию приспособления использует 39% исследуемых. При данной стратегии человек готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию занимают люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.29% испытуемых использует стратегию сотрудничества. При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена. Для людей с данной стратегией поведения характерныположительное отношение к новациям и переменам.18% использует стратегию избегания, т. е. не отстаивают собственные интересы, но при этом не учитывают и интересы других. Таким людям свойственна застенчивость в общении с людьми, нерешительность в критических ситуациях.Стратегию соперничества использует 11% исследуемых. Им свойственна властность, авторитарность, нетерпение к разногласиям и инакомыслию. Они уверены, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания.

Рис. 2. Результаты диагностики по методике А. Басса–А. Дарки учащихся 6 класса

Высокий уровень вербальной агрессии выражения негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы), наблюдается у 57% учащихся. Для таких людей характерны пессимизм, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность.У 54% исследуемых наблюдается чувство вины возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим, а также ощущаемые им угрызения совести.Подозрительность свойственна 43% испытуемых. Люди с данной формой агрессивности склонны к анализу, с сильным самоконтролем.Физическую агрессию и негативизм проявляют 36% исследуемых. Такие люди часто раздражительны, импульсивны, для них не характерно чувство вины.32% испытуемых проявляют раздражение готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении.Обида зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия, свойственна 21% учащихся. Для 25% учащихся характерна косвенная агрессия агрессия, какимлибо способом направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Высокийуровень враждебности наблюдается у 50% исследуемых, высокий уровень агрессивности –у 46%.

Рис. 3. Результаты диагностики по методике «Социометрия» учащихся 6 класса

Согласно полученным данным, большинство исследуемых (46%)можно отнести к группе «принятых», 32%

к группе «предпочитаемых». 11% исследуемых можно отнести к «звездам», и столько же –к «изолированным» (отвергаемым).ВыводыАгрессивные реакции выступают в качестве средства достижения какойлибо значимой цели, как способ психической разрядки, как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженности, далеко не всегда адекватны ситуации.Открытые проявления агрессиив подростковом возрасте рассматриваются как эффективный способ защиты собственного Я. Социальная адаптация не взаимосвязана ни с открытыми, ни со скрытыми формами агрессии. Подростки черпают знания о моделях агрессивного поведения в среде сверстников ивзрослых. Для подростков важно мнение лидеров (т.е. лидеры являются референтной группой).Следует отметить, что лидеры как бы идентифицируются с наиболее полным набором групповых ценностей, поэтому и обладают большим влиянием.Свойственные подросткам тенденции к автономии, независимости от окружающих, стремление быть свободным от групповых стандартов и ценностей принимают агрессивные формы. Активность в установлении контактов, общительность часто приводят к грубости, несдержанности и другим проявлениям агрессии. Следовательно, в этом возрасте представляется, что возможность завоевать авторитет в социуме, стремление занять более высокий статус в системе межличностных отношений реализуются посредством проявлений агрессии.

Ссылки на источники1.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001. 352 с.2.Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков и В. Зинченко. —Олмапресс, 2004.3.Азбука социального психологапрактика. Кондратьев М.Ю. Ильин В.А. Издательство: ПЕР СЭ. 2007. –464c.4.

Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. –1993. –№ 5. –С. 4350.5.Крутецкий В.А. Психология подростка. –М., 1965.

6.Маринина, Е.Ю., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. № 6. С. 4243. 7.http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200800210. Корчагина Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей.