Стратегия ранней профилактики агрессивного поведения в дошкольном возрасте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Першин А. В. Стратегия ранней профилактики агрессивного поведения в дошкольном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1131–1135. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970553.htm.
Аннотация. В статье рассматривается диагностический аспект организации психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения в дошкольном возрасте. Представлены результаты пилотажного исследования, подтверждающие целесообразность стратегии ранней профилактики агрессивного поведения у дошкольников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ПершинАнтон Васильевич, магистрант направления подготовки 44.04.02Психологопедагогическое образование ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», г.Череповецggg99ggg@list.ru

Научный руководитель:Першина Татьяна Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец pershina69@list.ru

Стратегия ранней профилактики агрессивного поведенияв дошкольном возрасте

Аннотация. В статье рассматривается диагностический аспект организации психологопедагогической профилактики агрессивного поведения в дошкольном возрасте. Представлены результаты пилотажного исследования, подтверждающие целесообразность стратегии ранней профилактики агрессивного поведенияу дошкольников. Ключевые слова: агрессия, агрессивность,агрессивное поведение, профилактика агрессивного поведения, стратегия ранней профилактики.

Впоследнеедесятилетие во всём мире отмечается беспрецедентный рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиемагрессии, вызывают серьёзное общественное беспокойство. Особенно острой становится проблема агрессивного поведения детей и подростков. В детском возрасте становление агрессивного поведения –сложный и многогранный процесс, в основе которого лежит единый психологический механизм формирования отклоняющегося поведения[1]. Под влиянием комплекса внешних и внутренних факторов риска агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется социальноличностное развитие. Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Здесьто и возникает глобальная проблема агрессии, которая подстерегает личность ребёнка.Важность периода дошкольного детства в формировании агрессивного поведения подтверждается результатамипилотажного исследования, проведенного намина базе двух дошкольных образовательных учреждений г.Череповца. В исследовании участвовали 46 детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявить проявления агрессии и агрессивности, а также доминирующие факторы риска развития агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.На первом этапе исследования в ходе опосредованного наблюдения фиксировали проявления агрессивного поведения старших дошкольниковв разных видах деятельности. В результате у62%детей выявленавербальная агрессия: в игровой деятельности изза права обладать игрушкой, в образовательной деятельности изза карандашей, фломастеров и т.п. У 14% детейпроявилась демонстративность в поведении: в ходе организованной деятельности отворачиваются спиной, стремятся обратить на себя внимание в ущерб организации занятия. У 34%детей выявлена конфликтность вовзаимоотношениях со сверстниками: в игровой деятельности провоцируют конфликт, не учитывают желаний и интересов сверстников, не уступают игрушек, ломают постройку, которую строилидругие. У 28%детейвсовместной деятельности со сверстниками констатировано проявление обидчивости: обижаются при проигрыше в игре, болезненно реагируют на замечания педагога.Далее, используя метод экспертной оценки, предложиливоспитателямгрупп отметить ситуационные формы проявления ребёнком агрессии.По результатам опроса у 57% детей старшего дошкольного возраста диагностированы проявления агрессии. В зависимости от частоты агрессивных проявлений и степени их эмоциональной окраски выделены уровни агрессивности: высокий (22%), средний (17,5%) и низкий (17,5%).Результаты, полученные с помощьюметодики«Кактус» (М.А. Панфилова), позволили констатироватьналичие положительной связи между экспертными оценками и уровнем агрессивности старших дошкольников. На следующем этапе пилотажного исследования было проведено углубленное обследование агрессивных детей. Изучались факторы риска агрессивного поведения[2].Для этого была отобрана батарея методик, которые позволили бы выявить связь агрессивногоповедения, вопервых, синдивидуальными особенностями личности ребенка (внутренние факторы риска); вовторых, стипами детскородительских отношенийи системой отношенийребенкасо сверстниками и воспитателями детского сада(внешние факторы риска).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у старших дошкольников агрессивность проявляется спонтанно и непроизвольно, как эмоциональная поведенческая реакция на ситуацию, а не как устойчивая черта личности. Причиной такой эмоциональноповеденческой реакции зачастую является введение взрослым запретов и ограничений, которые не позволяют ребёнку осуществить задуманное действие или реализовать своё желание.

Анализ результатов методики «Родитель –ребенок» (И.М. Марковская) показал, что в семьях агрессивных детей доминируют неконструктивные типы детскородительских отношений: эмоциональная дистанция, отсутствие сотрудничества, отвержение, чрезмерная требовательность, тотальный контроль, непоследовательное и противоречивое воспитание.С помощью методики «Я в детском саду» (М. Быкова, М. Аромштам) установили, что на развитиеагрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте существенное влияние начинают оказывать отношения ребенка со сверстниками и педагогами.Таким образом, по результатам пилотажного исследования сделан вывод о том, что агрессивность в старшем дошкольном возрасте имеет ситуативный характер и затрагивает эмоциональную сферу личности; постепенно агрессивность под влиянием комплекса внешних и внутренних факторов фиксируется в поведении и закрепляется как свойство личности. Следовательно, для преодоления агрессивности и, как следствие, блокирования психологического механизма становления агрессивного поведения в дошкольном возрасте необходимаранняяпрофилактика. Ранняя профилактика заключается в выявлении рисков, провоцирующих агрессивное поведение и, соответственно, должна строиться на психологопедагогической стратегии снижения этих рисков.Снижение риска предполагает его выявление и оценку, а также использование таких психологопедагогических механизмов, которые бы снижали возможные риски. Такой подход определяется тем, что в дошкольном возрасте влияние факторов риска можно предотвратить и компенсировать влиянием защитных факторов.Проведенное нами пилотажное исследование показало, что ввыборке агрессивных детей лишь у 33% дошкольниковфакторы риска агрессивного поведения преобладают над защитными факторами. Выявленное обстоятельство расценивается как благоприятное для организации профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении на основе стратегии ранней профилактики.На целесообразность ранней профилактики указывают также особенности поведения детей дошкольного возраста. Дети в этом возрасте отличаются ситуативностью поведения, зависимостью от воспринимаемой ситуации. Ребенок действует по принуждению окружающих его вещей и обстоятельств. Нарушения поведения носят неосознанный характер, чаше всего обусловлены ситуацией, а не искажением ценностносмысловой сферы или другими глубиннымипричинами. Агрессивное поведение ребенка

дошкольника часто становится следствием недостаточной произвольности поведения, несформированности моральных норм.Начиная со старшего дошкольного возраста, у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар. Социальная ситуация развитиястарших дошкольников характеризуется формирующейся способностью к осознанному восприятию социальных норм. При этом возрастающие требования к дошкольнику со стороны ближайшего окружения, зачастую не соответствуют наличному индивидуальному опыту ребенка. Следствием этого становятся различные поведенческие отклонения, среди которых наиболее распространенным является агрессивное поведение[3]. Таким образом, повышение эффективности профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях предполагает смещение акцентов в направлении организации ранней профилактики, которая сводится к выявлению рисков, провоцирующих агрессивное поведение и, соответственно, должна строиться на снижении этих рисков. Следовательно, ведущей стратегией психологопедагогической профилактики агрессивного поведения в дошкольном возрасте является снижение рисков. Снижение риска подразумевает собой выявление внешних и внутренних факторов агрессивного поведения, под влиянием которых, агрессия как ситуативная эмоциональноповеденческая реакция дошкольника закрепляется в устойчивуюформуповеденияи трансформируетсяв качество личности.Реализация стратегии ранней профилактики в образовательном процессе ДОУ представляет определенную сложность. На наш взгляд, это связано с недостаточнымосознанием педагогическим коллективом детского сада и родителями важности ранней профилактики. Причину этого мы видим в том, что у дошкольников в силу возраста не выражены стойкиеповеденческиеотклонения, а видимые проявления агрессивного поведения взрослые склонны объяснятьтрудностями возрастных кризисов, предпочитаяне думать о тех проблемах, которые еще только могут возникнуть. Сущностный смысл ранней профилактики как раз и заключается в том, что профилактическая работаначинается задолго до возникновения выраженных проявлений агрессивности как качества личности, и сводится к предупреждению агрессивного поведения как стойкой поведенческой девиации.

Ссылки на источники1.Змановская Е.В.Девиантология отклоняющегося поведения. М., 2002.2.Першин А.В., Першина Т.В. Риски агрессивного поведения в дошкольном возрасте // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. URL: http://ekoncept.ru/2016/46276.htm.3.Першина Т.В. Использование социальноориентирующей игры в профилактике отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста // Череповецкие научные чтения –2014: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции: В 3 ч. Ч. 2: Педагогика, психология, методика преподавания. Череповец, 2015. С. 196 –199.