Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Программа элитного технического образования (ЭТО), реализуемая в Томском политехническом университете (ТПУ) с 2004 года, выделяет языковую подготовку как одно из приоритетных направлений подготовки технических специалистов мирового уровня. В статье рассматривается модель языковой подготовки в техническом вузе, включающая следующие компоненты: дисциплины языковой подготовки, языковые и профильные школы, мероприятия с участием иностранных профессоров, внеурочные мероприятия.
Ключевые слова: международная деятельность, иноязычная коммуникативная компетенция, интернационализация образования, элитное техническое образование, языковые и профильные школы. 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях глобализации экономики и бизнеса, расширения возможностей для совершенствования профессиональных компетенций одну из важных ролей играет интернационализация современного образования. По словам ректора МГИМО, академика РАН А.В. Торкунова «…в рамках глобального развития, не теряя, конечно, своих национальных традиций, мы должны чувствовать себя частью международного образовательного пространства. Не высокие лозунги формулировать, а совершенно конкретные задачи, которые надо ставить перед вузом в зависимости от той исходной точки, на которой тот или иной вуз или тот или иной регион в смысле образования находится» [1].

По словам [2], одной из таких конкретных задач для вуза на пути к университету мирового класса является вовлечение вуза в международную деятельность для достижения следующих результатов:

  • вхождение вуза в мировые рейтинги;
  • обеспечение международного признания научных результатов и разработок университета;
  • погружение в современную технологическую среду;
  • получение новейших знаний в области научных исследований;
  • повышение адаптивности к другой культуре и условиям;
  • расширение горизонтов, появление новых научных и жизненных целей, формирование глобального видения;
  • участие в международных командах и проектах;
  • увеличение количества публикаций на иностранном языке;
  • увеличение количества студентов, участвующих в программах академической мобильности. 

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

Модель языковой подготовки в техническом вузе

Интернационализация вуза невозможна без первого шага, а именно обеспечения владения иностранным языком сотрудников и студентов на высоком уровне. Неразрывное единство востребованности будущего специалиста и иностранного языка определяет приоритетную задачу высшего учебного заведения в области преподавания иностранного языка. Совершенствование навыков владения языком будущих специалистов важно для дальнейшего создания конкурентоспособного кадрового потенциала, призванного решать сложные информационные задачи и извлекать профессиональные знания посредством иностранного языка. Это позволит студентам беспрепятственно общаться с представителями профессии из других стран и дальнейшей интеграции своих разработок и достижений в международное научное сообщество, а также популяризации отечественной науки на мировом уровне.

Преподавание иностранного языка в неязыковом вузе имеет свои особенности, требующие разработки основных учебных программ и дополнительных языковых практик [3]. Программа языковой подготовки должна учитывать целевые установки, обозначенные в качестве результатов обучения образовательных программ направлений подготовки.

В процессе подготовки элитного технического специалиста международного уровня базовые навыки владения иностранным языком становятся недостаточными. Наряду с ними необходимо уделять особое внимание профессиональной коммуникации на иностранном языке, а именно:

  • навыкам ведения переговоров по специальности;
  • извлечению и обработке информации из специальной литературы;
  • владению навыками письменной технической коммуникации и др.

Способность и готовность к ведению профессиональной деятельности, в том числе на иностранном языке, определяет наличие у выпускника ВУЗа иноязычной коммуникативной компетенции. Важность социально-гуманитарных компетенций, к категории которых относится иноязычной коммуникативной компетенции, отражена в критериях качества инженерного образования, сформулированных международными советами и организациями, осуществляющими аккредитацию образовательных программ инженерных вузов и сертификацию уровня подготовки их выпускников. К числу наиболее авторитетных организаций такого рода относятся ABET, FEANI, ASIIN, ENAEE, CEAB и Ассоциация инженерного образования России [4].

Программа элитной технической подготовки (ЭТО) реализуется в Томском политехническом университете с 2004 года [5, 15]. Цель ЭТО – подготовка специалистов нового поколения, обладающих глубокими фундаментальными знаниями, развитыми личностными качествами, навыками командной и проектной работы, способных к комплексной исследовательской, проектной, инновационной и предпринимательской деятельности [6, 17].

Тенденция интернационализации образования ставит перед университетом серьезные задачи по осуществлению международной деятельности, а именно: участие студентов и сотрудников в программах академической мобильности, повышение профессионального уровня за рубежом (стажировки и повышение квалификации); участие в научно-исследовательских проектах, финансируемых международными фондами и программами; представление результатов научных исследований на международном уровне; приглашение иностранных профессоров для чтения лекций, проведения семинаров и пр. Эффективная реализация данных мероприятий возможна только при высоком уровне владения иностранным языком студентов и сотрудников – иноязычная коммуникативная компетенция.

Иноязычная коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций программы элитной подготовки в ТПУ, наряду с глубокими фундаментальными и инженерными знаниями, навыками работы в команде, проектной деятельности, профессиональной и личностной коммуникации, этики и ответственности [7, 16].

Для развития иноязычной коммуникативной компетенции для студентов, обучающихся в системе элитного технического образования ТПУ, была разработана следующая модель, представленная на Рис. 1.

Рассмотрим более подробно компоненты предложенной и разработанной модели.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Дисциплины языковой подготовки ЭТО

Дисциплина языковой подготовки «Иностранный язык для академической мобильности (ЭТО)» реализуется в системе ЭТО с 2012 г. Программа дисциплины имеет целью обеспечить студента такими навыками, умениями и компетенциями, которые позволят ему проходить обучение в рамках академического обмена за рубежом, осуществлять научные исследования, быть в тренде современных мировых научных направлений в области техники и технологий, осуществлять коммуникацию на иностранном языке.

Переход от стандартных программ языковой подготовки, реализуемых в рамках основных образовательных программ, обусловлен с одной стороны необходимостью соответствовать новым требованиям, предъявляемым к университету в связи с обретением статуса Ведущего исследовательского университета, с другой стороны – задачей формирования у студента навыков по взаимодействию в условиях глобальных коммуникаций [4]. Владение иностранным языком на высоком уровне также является приоритетным для будущего инженерного лидера.

 
 Рис. 1. Модель языковой подготовки элитного технического специалиста

Этапы программы

Программа дисциплины «Иностранный язык для академической мобильности» состоит их трех модулей: «General English» (3–4 сем.), «Business English» (5–6 сем.) и «Professional English» (7–8 сем.), и рассчитана на три года (2–4 курс). Распределение часов по семестрам в учебном плане представлено в Табл. 1.

В начале 3 семестра студенты проходят входное тестирование для распределения по группам уровней, соответствующих Европейской шкале уровней владения иностранным языком [2]. По итогам тестирования студенты проходят обучение по модулю «General English»; оно включает в себя обязательный грамматический блок, а также коммуникативные ситуации, максимально приближенные к ситуациям общения, которые могут возникнуть у студента при прохождении обучения за рубежом. Речь идет как о повседневных ситуациях общения (аэропорт, магазин, ресторан), так и об учебных ситуациях (в аудитории, на лекции, в лаборатории, в библиотеке и пр.). 

№ п/п.

Название дисциплины

Форма контроля

Кредиты

Объем работы

Аудиторные занятия

Распределение по курсам и семестрам

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Экз.

Зач.

КР

КП

 

Всего

Ауд

Сам

ЛК

ЛБ

ПР

1 сем. 16 нед.

2 сем. 16 нед.

3 сем. 16 нед.

4 сем. 16 нед.

5 сем. 16 нед.

6 сем. 16 нед.

7 сем. 16 нед.

8 сем. 10 нед.

9 сем. 16 нед.

10 сем. 16 нед.

Часов в неделю

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ К БАЗОВОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ, В.Т.Ч. ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ

Б1.Б2

Иностранный язык для академической мобильности (ЭТО)

4, 8

3,5,6,7

 

 

14

3/3/2/2/2/2

476

424

52

 

 

424

 

 

6/0

6/0

4/0

4/0

4/0

4/0

 

 

Табл.1. Дисциплина «Иностранный язык для академической мобильности» в учебном плане ЭТО приема 2012 г. 

Модуль «Business English» имеет целью подготовить студента к иноязычной коммуникации с потенциальными партнерами по проекту, вести деловые переговоры и принимать в них участие, осуществлять письменную коммуникацию (написание деловых писем, отчетов), представление презентаций.

В рамках модуля «Professional English» студенты обучаются языку профессионального общения по своей специальности. Профессиональный иностранный язык рассматривается не только как предмет и объект обучения, по и как средство обучения – инструмент для получения дополнительных специальных знаний в профессиональной сфере [4, 8].

Постоянное обновление знаний по специальности является актуальным для всех направлений подготовки: новые разработки и открытия, результаты научных исследований публикуются преимущественно на английском языке (на иностранном языке). Для того, чтобы быть в тренде направлений современной науки, необходимо владеть иностранным языком на уровне, достаточном для их понимания и анализа.

Особенностью программы является использование современных интерактивных методов обучения: case-study, подкасты, метод проектов, интернет-ресурсы, игровые технологии, общение с носителями языка и пр.

Участие в программах академической мобильности

В настоящее время возможности для академической мобильности студентов для обучения в зарубежных вузах значительно возросли по сравнению с ситуацией 10-летней давности. Европейские университеты и фонды предлагают студентам программы академического обмена, программы Double Degree, летние и зимние международные школы по направлениям, ознакомительные поездки; стажировки, участие в научных мероприятиях в России и за рубежом, обмен опытом с зарубежными коллегами и пр.

Выездные языковые и профильные школы являются неотъемлемой часть языковой подготовки студентов элитного технического образования. После первого курса студентам предлагается прослушать курс «English for Engineers» в Институте перспективного обучения Технического университета Дрездена (TUDIAS). Студенты проходят входное тестирование, по итогам которого они распределяются в группы по уровням. Целью курса является ознакомление студентов с основами технического языка с использованием коммуникативного метода обучения. Занятия ведут носители языка. По окончании обучения студентам выдается сертификат участника.

Профильные выездные школы позиционируются как возможность развития профессиональных компетенций студента. Они охватывают широкий спектр направлений, подходящих для технических образовательных программ ТПУ: информационные технологии (школы по имитационному моделированию, робототехнике, корпоративным системам управления предприятием, разработке мобильных приложений), электроэнергетика и электротехника, альтернативные источники энергии и пр. Выездные школы проводятся в ведущих технических университетах Европы, что обеспечивает высокое качество и актуальность предоставляемой информации.

В 2013 в студенты ЭТО приняли участие в летних школах:

  • зимняя профильная школа «Introduction to Robotics» в Германии, Университет прикладных наук г. Бонна [9];
  • зимняя и летняя языковая школа «English for Engineers» в Германии, Технический университет Дрездена [10];
  • летняя профильная школа «Embedded computing systems» в Германии, Технический университет Дрездена [11];
  • летняя профильная школа «CRM&ERP Systems» в Португалии, Новый университет Лиссабона [12];
  • летняя школа по энергоэффективности «Future Energy Sourсes» в Дании, Университет г. Ольборга [13].

В 2014 для студентов ЭТО будут проведены школы:

  • летняя профильная школа «Discrete event simulation» в Испании, Политехнический университет Каталонии [14];
  • летняя профильная школа «Embedded Computing Systems» в Германии, Технический университет Дрездена [11];
  • летняя профильная школа «Power and Electrical Engineering» в Испании, Политехнический университет Каталонии [14]. 

Приглашение иностранных профессоров для чтения цикла профессиональных дисциплин на иностранном языке

Для закрепления полученных языковых знаний в рамках программы ЭТО регулярно приглашаются ведущие профессора из иностранных университетов для чтения модулей дисциплин как программы ЭТО, так и модулей основных образовательных программ ТПУ. Этот процесс приносит следующие положительные результаты в организацию языковой подготовки в техническом вузе:

  • увеличивает мотивацию студентов к изучению языка. Студент имеет реальную необходимость применения имеющихся языковых знаний и навыков;
  • повышает уровень научных исследований студентов за счет получения современной и актуальной информации по проводимым исследованиям в ведущих мировых центрах и университетах;
  • учит студентов межкультурной коммуникации и толерантности;
  • стимулирует студентов к обучению в профессиональной области, показывая возможности самореализации в интернациональных исследовательских группах.

В 2012–13 гг. в рамках приглашения иностранных профессоров были проведены следующие мероприятия:

  • intensive course «Business Intelligence», Miguel Neto, New University of Lisbon (Portugal);
  • master class «Let’s create success start-up together with BlackBox», Fadi Bishara, Cisco Inc. (USA);
  • workshop «Portfolio learning in the English language classroom», Lorna Carson, Trinity Dublin College (Ireland);
  • workshop «Future entrepreneurship and universities», Gabriel Baldinucci, Singularity University (USA);
  • intensive course «Simulation», Pau Fonseca, Catalan Polytechnic University (Spain). 

Внеурочные мероприятия программы ЭТО

С 2012 г. студентами ЭТО был организован и успешно функционирует English club (Английский клуб), целью которого является мотивация студентов к изучению языка, а также повышение уровня владения языком. Встречи клуба организуются на территории инженерного творчества и проектирования студентов ЭТО и каждый раз проходят в виде различных интерактивных образовательных форматов: ролевые, квестовые и настольные игры; дискуссии; интервью; мастер классы; выставки и конференции. В рамках выездной школы лидерства студентов ЭТО используются такие формы, как интенсивные курсы иностранного языка, деловые игры, дискуссии.

Заключение

В настоящее время перед вузом стоят масштабные задачи по интернационализации образования. Очевидным является то, что владение иностранным языком является неотъемлемым компонентом и средством реализации данной задачи.

Языковая подготовка в рамках программы элитного образования Томского политехнического университета предполагает последовательное формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции на протяжении всего обучения в вузе. Владение иностранным языком позволяет студентам участвовать в программах академической мобильности, летних и зимних школах, мероприятиях с участием иностранных профессоров и пр.

Ссылки на источники

  1. Анатолий Торкунов: Приоритеты – интернационализация образования и академической жизни – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mgimo.ru/news/university/document224159.phtml (дата обращения 28.01.2014)
  2. Бутакова, Е.С. Иноязычная коммуникативная компетенция технической элиты [Текст] / Бутакова Е.С., Лычаева М.В., Морозов В.С., Мозгалева П.И., Замятина О.М. // Вестник развития науки и образования. – Москва, 2012. – №6. – С. 82–89.
  3. Сидоренко, Т.В. Анализ реализации дополнительных языковых практик в условиях вузовского образования / Сидоренко Т.В., Бутакова Е.С. // Alma Mater (Вестник высшей школы). – Москва: Изд-во российского университета дружбы народов, 2013. – № 6. – С. 61–63.
  4. Сидоренко, Т.В. Профессиональные компетенции студентов неязыкового вуза и возможности их формирования в процессе обучения иностранному языку / Сидоренко Т.В., Замятина О.М. // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 368. С. 141–147.
  5. Об элитном техническом образовании – [Электронный ресурс]. – URL: http://tpu.ru/initiatives/eto/about-eto/ (дата обращения 29.01.2014).
  6. Бутакова, Е.С. К вопросу о подготовке элитных инженерных кадров: опыт России и мира / Бутакова Е.С., Замятина О.М., Мозгалева П.И. // Высшее образование сегодня. – 2013. – №2. – С. 20–26.
  7. Лычаева, М.В. Проектно-ориентированное обучение в системе элитного технического образования в ТПУ / Лычаева М.В., Замятина О.М., Мозгалева П.И. // Сборник трудов научно-методической конференции «Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования». – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – С. 160–163.
  8. Сидоренко, Т.В. Профессиональные компетенции студентов технического вуза и возможности их формирования в процессе обучения иностранному языку / Сидоренко Т.В., Замятина О.М. // Челябинск: Вестник ЧГПУ. – 2012. – №10. – C. 169–177.
  9. Bonn-Rhein-Sieg University of Applied Sciences – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fh-bonn-rhein-sieg.de/en/Home.html (дата обращения 29.01.2014).
  10. TUDIAS [Электронный ресурс]. URL: http://www.tudias.de/de/Startseite.html (дата обращения 27.01.2014).
  11. Technische Universitat Dresden [Электронный ресурс]. URL: http://tu-dresden.de/ (дата обращения 27.01.2014).
  12. Universidade Nova de Lisboa [Электронный ресурс]. URL: http://www.unl.pt/ (дата обращения 27.01.2014).
  13. Summer School Aalborg University [Электронный ресурс]. URL: http://www.summerschool.aau.dk/ (дата обращения 27.01.2014).
  14. Universitat Politechnica de Catalunya [Электронный ресурс]. URL: http://www.upc.edu/ (дата обращения 27.01.2014).
  15. Чубик, П.С. Подготовка элитных специалистов в области техники и технологий / Чубик П.С., Чучалин А.И., Соловьев М.А., Замятина О.М. // Вопросы образования. –2013. – № 2 – C.188–208.
  16. Солодовникова, О.М. Формирование компетенций элитного технического специалиста / Солодовникова О.М., Замятина О. М., Мозгалева П.И., Лычаева М.В. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. №3 (11). C. 65–71.
  17. Замятина О.М. Усовершенствование программы элитной технической подготовки: компетентностно-ориентированый подход / Замятина О.М., Мозгалева П.И. // Инновации в образовании. 2013. №. 10. C. 36–45 

Ekaterina S. Butakova
Ph.D., Assoc. Prof., Dept. of FLIC, Expert, Dept. of Elite Engineering Education, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia
Yulia O. Goncharuk
Student, Dept. of CSO, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia
Oxana M. Zamyatina
Ph.D., Assoc. Prof., Dept. of CSO, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia
Polina I. Mozgaleva
Asst. Lecturer, Dept. of CSO, Expert, Dept. of Elite Engineering Education, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia
Vasily S. Morozov
Sr. Lecturer, Dept. of FLIC, Engineer, Dept. of Elite Engineering Education, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia
Organization of language training in a leading engineering university in the context of globalization (from the experience of Elite Engineering Education Programme of National Research Tomsk Polytechnic University) 
Elite Engineering Education Programme (EEEP), implemented at Tomsk Polytechnic University in 2004, distinguishes students’ language training as one of the priority fields in training of leading engineering specialists. The paper considers the model of language training at an engineering university that includes the following components: language training courses, language and professional schools, events involving foreign professors, and extracurricular activities.
Keywords:international activity, foreign language communicative competence, elite engineering education, language and professional schools.