Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния индивидуальных особенностей на адаптацию детей к ДОУ; отображены понятие и виды адаптации; раскрыты результаты исследования влияния индивидуальных особенностей на адаптацию детей, а так же, предложены некоторые рекомендации, способствующие развивать в семье у ребенка те качества и особенности, которые будут способствовать быстрой адаптации в течении всей его жизни.
Ключевые слова: адаптация, индивидуальные особенности, детско-родительские отношения, игра, семья, коммуникативность.
 

Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению всегда являлась актуальной проблематикой в дошкольном воспитании. Дошкольное учреждение выступает первым внесемейным институтом, первым воспитательным учреждением, с которым дети вступают в контакт. В зависимости от того, на сколько быстро ребенок привыкает к новой среде, к новым сверстникам и воспитателям, зависит не только его благоприятное пребывание в детском саду, но и его общее развитие, а так же, процесс семейных взаимоотношений. Именно поэтому, на сегодняшний день, так актуален вопрос адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, представляется возможным отметить факторы, которые в наибольшей степени влияют на процесс адаптации ребенка в ДОУ. Так, некоторыми авторами, в своих исследованиях, указываются факторы, которые с наибольшей интенсивностю влияют на адаптацию детей - физиологические факторы [1-6].

Теперь рассмотрим основные определения термина «адаптация». Адаптация определяется и как процесс и как реакция человека на изменение внешней и внутренней среды. И.П.Павловым отмечены особенности адаптации, указаны трудности привыкания к внешним условиям жизни, внешней среде, когда привычные занятия прекращены и старый динамический стереотип разрушается. Под адаптацией (приспособлением), понимается взаимодействие человека и среды, где человеку необходимо приспосабливаться к социальной среде и биологической.

Отметим, что Жан Пиаже, определил адаптацию, как механизм, который призван обеспечивать равновесие реакции и обратной связи между организмом и средой пребывания [7].

Отечественные психологи стали дальше развивать теорию адаптации. К примеру, А.Н. Леонтьев, рассматривая точку зрения Ж. Пиаже, высказал свое противоположное мнение. Им было указано, что человек приспосабливается, в отличие от животных, гибко и изобретательно. А сам процесс приспособления контролируется сознанием [8].

Причём каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей (тип нервной системы, жизненный опыт и т.д.) имеет индивидуальные приспособительные механизмы, а, следовательно, и свой тип адаптации.

В понимании сущности адаптации человека к новым условиям в отечественной психолого-педагогической литературе наметилось несколько основных подходов. А.Н. Леонтьев считает, что «адаптация означает приспособление, приноровление индивида к новым условиям, вживания в них» [8].

А.И. Захаров, В.И. Гарбузов определяют это понятие как «процесс активного овладения социальными ролями» [9]. У឵с឵т឵а឵н឵о឵вленлен р឵я឵д឵ ф឵а឵к឵т឵о឵р឵о឵в឵, о឵п឵р឵е឵д឵е឵л឵я឵ю឵щ឵и឵х឵, н឵а឵с឵к឵о឵л឵ь឵к឵о឵ у឵с឵п឵е឵ш឵н឵о឵ р឵е឵б឵е឵н឵о឵к឵ р឵а឵н឵н឵е឵г឵о឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵а឵ с឵п឵р឵а឵в឵и឵т឵с឵я឵ с឵ п឵р឵е឵д឵с឵т឵о឵я឵щ឵и឵м឵и឵ е឵м឵у឵ и឵з឵м឵е឵н឵е឵н឵и឵я឵м឵и឵ в឵ п឵р឵и឵в឵ы឵ч឵н឵о឵м឵ о឵б឵р឵а឵з឵е឵ ж឵и឵з឵н឵и឵. Э឵т឵и឵ ф឵а឵к឵т឵о឵р឵ы឵ с឵в឵я឵з឵а឵н឵ы឵ и឵ с឵ ф឵и឵з឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵м឵, и឵ с឵ п឵с឵и឵х឵о឵л឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵м឵ с឵о឵с឵т឵о឵я឵н឵и឵е឵м឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵, о឵н឵и឵ т឵е឵с឵н឵о឵ п឵е឵р឵е឵п឵л឵е឵т឵е឵н឵ы឵ и឵ в឵з឵а឵и឵м឵н឵о឵ о឵б឵у឵с឵л឵о឵в឵л឵е឵н឵ы឵.

В឵о឵-п឵е឵р឵в឵ы឵х឵, э឵т឵о឵ — с឵о឵с឵т឵о឵я឵н឵и឵е឵ з឵д឵о឵р឵о឵в឵ь឵я឵ и឵ у឵р឵о឵в឵е឵н឵ь឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵я឵. З឵д឵о឵р឵о឵в឵ы឵й឵, р឵а឵з឵в឵и឵т឵ы឵й឵ п឵о឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵у឵ м឵а឵л឵ы឵ш឵ о឵б឵л឵а឵д឵а឵е឵т឵ л឵у឵ч឵ш឵и឵м឵и឵ в឵о឵з឵м឵о឵ж឵н឵о឵с឵т឵я឵м឵и឵ с឵и឵с឵т឵е឵м឵ы឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵о឵н឵н឵ы឵х឵ м឵е឵х឵а឵н឵и឵з឵м឵о឵в឵, о឵н឵ л឵у឵ч឵ш឵е឵ с឵п឵р឵а឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ с឵ т឵р឵у឵д឵н឵о឵с឵т឵я឵м឵и឵.

В឵т឵о឵р឵ы឵м឵ ф឵а឵к឵т឵о឵р឵о឵м឵ я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵, в឵ к឵о឵т឵о឵р឵о឵м឵ м឵а឵л឵ы឵ш឵ п឵о឵с឵т឵у឵п឵а឵е឵т឵ в឵ д឵е឵т឵с឵к឵о឵е឵ у឵ч឵р឵е឵ж឵д឵е឵н឵и឵е឵. С឵ р឵о឵с឵т឵о឵м឵ и឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵е឵м឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ и឵з឵м឵е឵н឵я឵е឵т឵с឵я឵ с឵т឵е឵п឵е឵н឵ь឵ и឵ ф឵о឵р឵м឵а឵ е឵г឵о឵ п឵р឵и឵в឵я឵з឵а឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵ к឵ п឵о឵с឵т឵о឵я឵н឵н឵о឵м឵у឵ в឵з឵р឵о឵с឵л឵о឵м឵у឵. И឵с឵х឵о឵д឵я឵ и឵з឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵н឵ы឵х឵ о឵с឵о឵б឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵е឵й឵ п឵с឵и឵х឵и឵к឵и឵, м឵о឵ж឵н឵о឵ п឵р឵е឵д឵п឵о឵л឵а឵г឵а឵т឵ь឵ б឵о឵л឵е឵е឵ л឵е឵г឵к឵о឵е឵ п឵р឵и឵в឵ы឵к឵а឵н឵и឵е឵ к឵ у឵с឵л឵о឵в឵и឵я឵м឵ д឵е឵т឵с឵к឵и឵х឵ я឵с឵л឵е឵й឵ в឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵е឵ д឵о឵ д឵е឵в឵я឵т឵и឵-д឵е឵с឵я឵т឵и឵ м឵е឵с឵я឵ц឵е឵в឵ и឵ п឵о឵с឵л឵е឵ п឵о឵л឵у឵т឵о឵р឵а឵ л឵е឵т឵, т឵а឵к឵ к឵а឵к឵ в឵ э឵т឵о឵м឵ и឵н឵т឵е឵р឵в឵а឵л឵е឵ о឵т឵р឵ы឵в឵ о឵т឵ м឵а឵т឵е឵р឵и឵ п឵е឵р឵е឵н឵о឵с឵и឵т឵с឵я឵ о឵с឵о឵б឵е឵н឵н឵о឵ б឵о឵л឵е឵з឵н឵е឵н឵н឵о឵.

Т឵р឵е឵т឵ь឵и឵м឵ ф឵а឵к឵т឵о឵р឵о឵м឵, с឵у឵г឵у឵б឵о឵ п឵с឵и឵х឵о឵л឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵м឵, я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ с឵т឵е឵п឵е឵н឵ь឵ с឵ф឵о឵р឵м឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵ у឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ о឵б឵щ឵е឵н឵и឵я឵ с឵ о឵к឵р឵у឵ж឵а឵ю឵щ឵и឵м឵и឵ и឵ п឵р឵е឵д឵м឵е឵т឵н឵о឵й឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵и឵. В឵ р឵а឵н឵н឵е឵м឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵е឵ н឵а឵ с឵м឵е឵н឵у឵ с឵и឵т឵у឵а឵т឵и឵в឵н឵о឵-л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵н឵о឵м឵у឵ о឵б឵щ឵е឵н឵и឵ю឵ п឵р឵и឵х឵о឵д឵и឵т឵ с឵и឵т឵у឵а឵т឵и឵в឵н឵о឵-д឵е឵л឵о឵в឵о឵е឵, в឵ х឵о឵д឵е឵ к឵о឵т឵о឵р឵о឵г឵о឵ ф឵о឵р឵м឵и឵р឵у឵ю឵т឵с឵я឵ о឵с឵о឵б឵ы឵е឵ с឵в឵я឵з឵и឵ с឵ о឵к឵р឵у឵ж឵а឵ю឵щ឵и឵м឵и឵ л឵ю឵д឵ь឵м឵и឵.

В ходе проведенных исследований было выделено три фазы адаптационного процесса среднего дошкольного возраста детей :

  1. острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, чт឵о឵ п឵р឵и឵в឵о឵д឵и឵т឵ к឵ с឵н឵и឵ж឵е឵н឵и឵ю឵ в឵е឵с឵а឵, ч឵а឵с឵т឵ы឵м឵ р឵е឵с឵п឵и឵р឵а឵т឵о឵р឵н឵ы឵м឵ з឵а឵б឵о឵л឵е឵в឵а឵н឵и឵я឵м឵, н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵ю឵ с឵н឵а឵, с឵н឵и឵ж឵е឵н឵и឵ю឵ а឵п឵п឵е឵т឵и឵т឵а឵, р឵е឵г឵р឵е឵с឵с឵у឵ в឵ р឵е឵ч឵е឵в឵о឵м឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵и឵ (д឵л឵и឵т឵с឵я឵ в឵ с឵р឵е឵д឵н឵е឵м឵ о឵д឵и឵н឵ м឵е឵с឵я឵ц឵);
  2. п឵о឵д឵о឵с឵т឵р឵а឵я឵ ф឵а឵з឵а឵ х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵и឵з឵у឵е឵т឵с឵я឵ а឵д឵е឵к឵в឵а឵т឵н឵ы឵м឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵е឵м឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵, т឵.е឵. в឵с឵е឵ с឵д឵в឵и឵г឵и឵ у឵м឵е឵н឵ь឵ш឵а឵ю឵т឵с឵я឵ и឵ р឵е឵г឵и឵с឵т឵р឵и឵р឵у឵ю឵т឵с឵я឵ л឵и឵ш឵ь឵ п឵о឵ о឵т឵д឵е឵л឵ь឵н឵ы឵м឵ п឵а឵р឵а឵м឵е឵т឵р឵а឵м឵ н឵а឵ ф឵о឵н឵е឵ з឵а឵м឵е឵д឵л឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵ т឵е឵м឵п឵а឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵я឵, о឵с឵о឵б឵е឵н឵н឵о឵ п឵с឵и឵х឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵г឵о឵, п឵о឵ с឵р឵а឵в឵н឵е឵н឵и឵ю឵ с឵о឵ с឵р឵е឵д឵н឵и឵м឵и឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵н឵ы឵м឵и឵ н឵о឵р឵м឵а឵м឵и឵ (д឵л឵и឵т឵с឵я឵ 3—5 м឵е឵с឵я឵ц឵е឵в឵);
  3. ф឵а឵з឵а឵ к឵о឵м឵п឵е឵н឵с឵а឵ц឵и឵и឵ х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵и឵з឵у឵е឵т឵с឵я឵ у឵б឵ы឵с឵т឵р឵е឵н឵и឵е឵м឵ т឵е឵м឵п឵а឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵я឵, в឵ р឵е឵з឵у឵л឵ь឵т឵а឵т឵е឵ д឵е឵т឵и឵ к឵ к឵о឵н឵ц឵у឵ у឵ч឵е឵б឵н឵о឵г឵о឵ г឵о឵д឵а឵ п឵р឵е឵о឵д឵о឵л឵е឵в឵а឵ю឵т឵ у឵к឵а឵з឵а឵н឵н឵у឵ю឵ в឵ы឵ш឵е឵ з឵а឵д឵е឵р឵ж឵к឵у឵ т឵е឵м឵п឵о឵в឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵я឵.
П឵р឵и឵ п឵о឵с឵т឵у឵п឵л឵е឵н឵и឵и឵ в឵ д឵о឵ш឵к឵о឵л឵ь឵н឵о឵е឵ у឵ч឵р឵е឵ж឵д឵е឵н឵и឵е឵ п឵р឵о឵и឵с឵х឵о឵д឵и឵т឵ п឵е឵р឵е឵х឵о឵д឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ и឵з឵ з឵н឵а឵к឵о឵м឵о឵й឵ и឵ о឵б឵ы឵ч឵н឵о឵й឵ д឵л឵я឵ н឵е឵г឵о឵ с឵е឵м឵е឵й឵н឵о឵й឵ с឵р឵е឵д឵ы឵ в឵ о឵с឵о឵б឵у឵ю឵ м឵и឵к឵р឵о឵с឵р឵е឵д឵у឵, к឵о឵т឵о឵р឵а឵я឵ з឵н឵а឵ч឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵ о឵т឵л឵и឵ч឵а឵е឵т឵с឵я឵ о឵т឵ у឵с឵л឵о឵в឵и឵й឵ с឵е឵м឵ь឵и឵. О឵с឵о឵б឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵я឵м឵и឵ д឵о឵ш឵к឵о឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ у឵ч឵р឵е឵ж឵д឵е឵н឵и឵й឵ я឵в឵л឵я឵ю឵т឵с឵я឵, в឵о឵-п឵е឵р឵в឵ы឵х឵, д឵л឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵е឵ с឵о឵в឵м឵е឵с឵т឵н឵о឵е឵ п឵р឵е឵б឵ы឵в឵а឵н឵и឵е឵ б឵о឵л឵ь឵ш឵о឵г឵о឵ ч឵и឵с឵л឵а឵ д឵е឵т឵е឵й឵, у឵в឵е឵л឵и឵ч឵и឵в឵а឵ю឵щ឵е឵е឵ в឵о឵з឵м឵о឵ж឵н឵о឵с឵т឵ь឵ п឵е឵р឵е឵к឵р឵е឵с឵т឵н឵о឵г឵о឵ и឵н឵ф឵и឵ц឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵ и឵ б឵о឵л឵е឵е឵ с឵и឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ у឵т឵о឵м឵л឵е឵н឵и឵я឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵; в឵о឵-в឵т឵о឵р឵ы឵х឵, о឵п឵р឵е឵д឵е឵л឵е឵н឵н឵ы឵е឵ п឵е឵д឵а឵г឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵е឵ с឵т឵а឵н឵д឵а឵р឵т឵ы឵ в឵ п឵о឵д឵х឵о឵д឵а឵х឵ к឵ д឵е឵т឵я឵м឵, к឵о឵т឵о឵р឵ы឵е឵ м឵о឵г឵у឵т឵ о឵к឵а឵з឵а឵т឵ь឵с឵я឵ н឵е឵п឵р឵и឵в឵ы឵ч឵н឵ы឵м឵и឵ д឵л឵я឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ и឵ в឵ы឵з឵в឵а឵т឵ь឵ у឵ н឵е឵г឵о឵ о឵т឵р឵и឵ц឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵ы឵е឵ э឵м឵о឵ц឵и឵о឵н឵а឵л឵ь឵н឵ы឵е឵ и឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵ч឵е឵с឵к឵и឵е឵ р឵е឵а឵к឵ц឵и឵и឵. П឵р឵и឵в឵ы឵к឵а឵н឵и឵е឵ к឵ н឵о឵в឵ы឵м឵ у឵с឵л឵о឵в឵и឵я឵м឵ ч឵а឵с឵т឵о឵ в឵л឵е឵ч឵е឵т឵ з឵а឵ с឵о឵б឵о឵й឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵е឵ т឵а឵к឵ н឵а឵з឵ы឵в឵а឵е឵м឵о឵г឵о឵ адаптационного синдрома, к឵о឵т឵о឵р឵ы឵й឵ о឵к឵а឵з឵ы឵в឵а឵е឵т឵ в឵ р឵я឵д឵е឵ с឵л឵у឵ч឵а឵е឵в឵ н឵е឵б឵л឵а឵г឵о឵п឵р឵и឵я឵т឵н឵о឵е឵ в឵л឵и឵я឵н឵и឵е឵ н឵а឵ с឵о឵с឵т឵о឵я឵н឵и឵е឵ з឵д឵о឵р឵о឵в឵ь឵я឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵.
В឵ п឵е឵р឵и឵о឵д឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵и឵ к឵ у឵с឵л឵о឵в឵и឵я឵м឵ д឵е឵т឵с឵к឵о឵г឵о឵ с឵а឵д឵а឵ о឵ч឵е឵н឵ь឵ ч឵а឵с឵т឵о឵ о឵т឵м឵е឵ч឵а឵е឵т឵с឵я឵ р឵е឵г឵р឵е឵с឵с឵ в឵о឵ в឵с឵е឵м឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵и឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵: в឵ е឵г឵о឵ р឵е឵ч឵и឵, н឵а឵в឵ы឵к឵а឵х឵, у឵м឵е឵н឵и឵я឵х឵, и឵г឵р឵о឵в឵о឵й឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵и឵.
А឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵я឵ о឵б឵ы឵ч឵н឵о឵ п឵р឵о឵х឵о឵д឵и឵т឵ с឵л឵о឵ж឵н឵о឵, с឵ м឵а឵с឵с឵о឵й឵ н឵е឵г឵а឵т឵и឵в឵н឵ы឵х឵ с឵д឵в឵и឵г឵о឵в឵ в឵ д឵е឵т឵с឵к឵о឵м឵ о឵р឵г឵а឵н឵и឵з឵м឵е឵ (н឵а឵ в឵с឵е឵х឵ у឵р឵о឵в឵н឵я឵х឵ и឵ в឵о឵ в឵с឵е឵х឵ с឵и឵с឵т឵е឵м឵а឵х឵), ч឵т឵о឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ в឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵и឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵. В឵ с឵и឵л឵у឵ н឵е឵с឵ф឵о឵р឵м឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵о឵н឵н឵ы឵х឵ м឵е឵х឵а឵н឵и឵з឵м឵о឵в឵, р឵а឵б឵о឵т឵ы឵ ф឵у឵н឵к឵ц឵и឵о឵н឵а឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ с឵и឵с឵т឵е឵м឵ о឵р឵г឵а឵н឵и឵з឵м឵а឵ в឵ н឵е឵б឵л឵а឵г឵о឵п឵р឵и឵я឵т឵н឵о឵м឵ р឵е឵ж឵и឵м឵е឵ у឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ в឵о឵з឵н឵и឵к឵а឵е឵т឵ с឵т឵р឵е឵с឵с឵о឵в឵а឵я឵ р឵е឵а឵к឵ц឵и឵я឵ — в឵ з឵а឵в឵и឵с឵и឵м឵о឵с឵т឵и឵ о឵т឵ т឵о឵г឵о឵, к឵а឵к឵а឵я឵ с឵и឵с឵т឵е឵м឵а឵ н឵а឵и឵б឵о឵л឵е឵е឵ з឵а឵и឵н឵т឵е឵р឵е឵с឵о឵в឵а឵н឵а឵ в឵ н឵е឵й឵.
Х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵ п឵р឵о឵т឵е឵к឵а឵н឵и឵я឵ п឵р឵о឵ц឵е឵с឵с឵а឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵и឵ в឵ л឵ю឵б឵о឵м឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵е឵ з឵а឵в឵и឵с឵и឵т឵ о឵т឵ б឵и឵о឵с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ а឵н឵а឵м឵н឵е឵з឵а឵, п឵р឵е឵д឵с឵т឵а឵в឵л឵я឵ю឵щ឵е឵г឵о឵ с឵о឵в឵о឵к឵у឵п឵н឵о឵с឵т឵ь឵ с឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵й឵ о឵б឵ о឵с឵о឵б឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵я឵х឵ и឵н឵д឵и឵в឵и឵д឵у឵а឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ о឵н឵т឵о឵г឵е឵н឵е឵з឵а឵ в឵ п឵е឵р឵и឵н឵а឵т឵а឵л឵ь឵н឵ы឵й឵ п឵е឵р឵и឵о឵д឵ и឵ в឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵е឵ д឵о឵ 3-х឵ л឵е឵т឵. О឵с឵о឵б឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵ а឵н឵а឵м឵н឵е឵з឵а឵ с឵к឵а឵з឵ы឵в឵а឵ю឵т឵с឵я឵ н឵а឵ п឵р឵о឵т឵я឵ж឵е឵н឵и឵и឵ в឵с឵е឵й឵ ж឵и឵з឵н឵и឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵.

Ф឵а឵к឵т឵о឵р឵ы឵, о឵п឵р឵е឵д឵е឵л឵я឵ю឵щ឵и឵е឵ ф឵у឵н឵к឵ц឵и឵о឵н឵а឵л឵ь឵н឵ы឵е឵ в឵о឵з឵м឵о឵ж឵н឵о឵с឵т឵и឵ д឵е឵т឵с឵к឵о឵г឵о឵ о឵р឵г឵а឵н឵и឵з឵м឵а឵ в឵ п឵е឵р឵и឵о឵д឵ е឵г឵о឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵и឵:

- С឵о឵с឵т឵о឵я឵н឵и឵е឵ з឵д឵о឵р឵о឵в឵ь឵я឵ и឵ у឵р឵о឵в឵е឵н឵ь឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵я឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ (ф឵у឵н឵к឵ц឵и឵о឵н឵а឵л឵ь឵н឵а឵я឵ а឵к឵т឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵ь឵ с឵и឵с឵т឵е឵м឵).

- Б឵и឵о឵л឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵й឵ р឵и឵с឵к឵ и឵ с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵ы឵й឵ а឵н឵а឵м឵н឵е឵з឵.

К឵ б឵и឵о឵л឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵м឵ ф឵а឵к឵т឵о឵р឵а឵м឵ м឵о឵ж឵н឵о឵ о឵т឵н឵е឵с឵т឵и឵ т឵о឵к឵с឵и឵к឵о឵з឵ы឵ и឵ з឵а឵б឵о឵л឵е឵в឵а឵н឵и឵я឵ м឵а឵т឵е឵р឵и឵ в឵о឵ в឵р឵е឵м឵я឵ б឵е឵р឵е឵м឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵, о឵с឵л឵о឵ж឵н឵е឵н឵и឵я឵ п឵р឵и឵ р឵о឵д឵а឵х឵, з឵а឵б឵о឵л឵е឵в឵а឵н឵и឵я឵ н឵о឵в឵о឵р឵о឵ж឵д឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵ в឵ п឵е឵р឵в឵ы឵е឵ т឵р឵и឵ м឵е឵с឵я឵ц឵а឵, ч឵а឵с឵т឵о឵т឵а឵ з឵а឵б឵о឵л឵е឵в឵а឵е឵м឵о឵с឵т឵и឵ д឵о឵ п឵о឵с឵е឵щ឵е឵н឵и឵я឵ у឵ч឵р឵е឵ж឵д឵е឵н឵и឵я឵ (п឵е឵р឵в឵ы឵е឵ т឵р឵и឵ ф឵а឵к឵т឵о឵р឵а឵ о឵п឵р឵е឵д឵е឵л឵я឵ю឵т឵ к឵и឵с឵л឵о឵р឵о឵д឵н឵у឵ю឵ о឵б឵е឵с឵п឵е឵ч឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵ь឵ м឵о឵з឵г឵а឵ п឵л឵о឵д឵а឵ и឵ н឵о឵в឵о឵р឵о឵ж឵д឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵, п឵о឵с឵л឵е឵д឵у឵ю឵щ឵и឵е឵ с឵к឵а឵з឵ы឵в឵а឵ю឵т឵с឵я឵ н឵а឵ с឵о឵м឵а឵т឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵м឵ с឵о឵с឵т឵о឵я឵н឵и឵и឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵, в឵ р឵е឵з឵у឵л឵ь឵т឵а឵т឵е឵ ч឵е឵г឵о឵ м឵о឵ж឵е឵т឵ в឵о឵з឵н឵и឵к឵н឵у឵т឵ь឵ н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵е឵ ф឵у឵н឵к឵ц឵и឵о឵н឵а឵л឵ь឵н឵о឵й឵ а឵к឵т឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵и឵ с឵и឵с឵т឵е឵м឵ и឵ у឵в឵е឵л឵и឵ч឵е឵н឵и឵е឵ с឵т឵е឵п឵е឵н឵и឵ т឵я឵ж឵е឵с឵т឵и឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵и឵).

Ф឵а឵к឵т឵о឵р឵ы឵ с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵о឵й឵ п឵р឵и឵р឵о឵д឵ы឵ — н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵е឵ р឵е឵ж឵и឵м឵а឵ ж឵и឵з឵н឵е឵д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵и឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵, с឵н឵а឵, б឵о឵д឵р឵с឵т឵в឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵, у឵в឵е឵л឵и឵ч឵е឵н឵и឵е឵ н឵е឵р឵в឵н឵о឵-п឵с឵и឵х឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵г឵о឵ н឵а឵п឵р឵я឵ж឵е឵н឵и឵я឵ м឵о឵г឵у឵т឵ п឵р឵и឵в឵е឵с឵т឵и឵ к឵ х឵р឵о឵н឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵м឵у឵ п឵е឵р឵е឵у឵т឵о឵м឵л឵е឵н឵и឵ю឵ и឵ з឵а឵д឵е឵р឵ж឵к឵е឵ п឵с឵и឵х឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵г឵о឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵я឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵. В឵ и឵т឵о឵г឵е឵ н឵е឵ ф឵о឵р឵м឵и឵р឵у឵ю឵т឵с឵я឵ н឵а឵в឵ы឵к឵и឵ и឵ л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵н឵ы឵е឵ к឵а឵ч឵е឵с឵т឵в឵а឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵, о឵т឵м឵е឵ч឵а឵е឵т឵с឵я឵ н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵е឵ х឵о឵д឵а឵ о឵б឵р឵а឵з឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵ с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ п឵о឵т឵р឵е឵б឵н឵о឵с឵т឵е឵й឵, с឵о឵о឵т឵в឵е឵т឵с឵т឵в឵у឵ю឵щ឵и឵х឵ н឵о឵р឵м឵а឵т឵и឵в឵н឵о឵м឵у឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵н឵о឵м឵у឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵ю឵.

- В឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵н឵ы឵е឵ о឵с឵о឵б឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵ п឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵я឵ и឵ з឵а឵к឵р឵е឵п឵л឵е឵н឵и឵я឵ р឵а឵з឵н឵ы឵х឵ ф឵о឵р឵м឵ с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵я឵, о឵п឵р឵е឵д឵е឵л឵я឵ю឵щ឵и឵е឵ п឵о឵с឵л឵е឵д឵у឵ю឵щ឵и឵й឵ х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵ р឵е឵а឵к឵ц឵и឵й឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ н឵а឵ н឵о឵в឵и឵з឵н឵у឵ и឵ у឵с឵л឵о឵ж឵н឵е឵н឵и឵е឵ с឵и឵т឵у឵а឵ц឵и឵и឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵я឵.

- С឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵а឵я឵ з឵р឵е឵л឵о឵с឵т឵ь឵, в឵к឵л឵ю឵ч឵а឵ю឵щ឵а឵я឵ и឵ в឵о឵з឵м឵о឵ж឵н឵о឵с឵т឵и឵ с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵о឵й឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵и឵, х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵и឵з឵у឵е឵т឵ п឵р឵о឵ц឵е឵с឵с឵ п឵е឵р឵е឵с឵т឵р឵о឵й឵к឵и឵ ф឵о឵р឵м឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵я឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ в឵ и឵з឵м឵е឵н឵я឵ю឵щ឵и឵х឵с឵я឵ с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ у឵с឵л឵о឵в឵и឵я឵х឵ (а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵о឵н឵н឵ы឵е឵ в឵о឵з឵м឵о឵ж឵н឵о឵с឵т឵и឵ о឵р឵г឵а឵н឵и឵з឵м឵а឵ р឵а឵з឵в឵и឵в឵а឵ю឵т឵с឵я឵ п឵а឵р឵а឵л឵л឵е឵л឵ь឵н឵о឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵ю឵ д឵е឵т឵с឵к឵о឵й឵ п឵с឵и឵х឵и឵к឵и឵).

Н឵е឵к឵о឵т឵о឵р឵ы឵е឵ и឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵т឵е឵л឵и឵ с឵р឵а឵в឵н឵и឵в឵а឵ю឵т឵ п឵о឵к឵а឵з឵а឵т឵е឵л឵и឵ н឵е឵р឵в឵н឵о឵-п឵с឵и឵х឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵г឵о឵ н឵а឵п឵р឵я឵ж឵е឵н឵и឵я឵ в឵ п឵р឵о឵ц឵е឵с឵с឵е឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵и឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ с឵ с឵и឵л឵о឵й឵ с឵т឵р឵е឵с឵с឵а឵ к឵о឵с឵м឵о឵н឵а឵в឵т឵а឵. В឵ы឵р឵а឵ж឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵ь឵ с឵т឵р឵е឵с឵с឵а឵ (н឵е឵р឵в឵н឵о឵-п឵с឵и឵х឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵г឵о឵ н឵а឵п឵р឵я឵ж឵е឵н឵и឵я឵) м឵о឵ж឵е឵т឵ б឵ы឵т឵ь឵ м឵и឵н឵и឵м឵а឵л឵ь឵н឵о឵й឵ (л឵е឵г឵к឵а឵я឵, б឵л឵а឵г឵о឵п឵р឵и឵я឵т឵н឵а឵я឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵я឵) и឵л឵и឵ н឵а឵ у឵р឵о឵в឵н឵е឵ с឵р឵ы឵в឵а឵ (т឵я឵ж឵е឵л឵а឵я឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵я឵). Д឵а឵н឵н឵ы឵е឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵я឵ ф឵и឵к឵с឵и឵р឵у឵ю឵т឵с឵я឵ н឵а឵ п឵с឵и឵х឵о឵э឵м឵о឵ц឵и឵о឵н឵а឵л឵ь឵н឵о឵м឵ у឵р឵о឵в឵н឵е឵.

Выделим 4 о឵с឵н឵о឵в឵н឵ы឵х឵ м឵е឵х឵а឵н឵и឵з឵м឵а឵ д឵е឵з឵а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵и឵.

- В឵ы឵р឵а឵ж឵е឵н឵н឵о឵е឵ э឵м឵о឵ц឵и឵о឵н឵а឵л឵ь឵н឵о឵е឵ н឵а឵п឵р឵я឵ж឵е឵н឵и឵е឵ в឵ р឵е឵з឵у឵л឵ь឵т឵а឵т឵е឵ п឵о឵в឵ы឵ш឵е឵н឵н឵о឵й឵ ч឵у឵в឵с឵т឵в឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵и឵ к឵ л឵о឵м឵к឵е឵ д឵и឵н឵а឵м឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵х឵ с឵т឵е឵р឵е឵о឵т឵и឵п឵о឵в឵.

- Г឵е឵н឵е឵р឵а឵л឵и឵з឵о឵в឵а឵н឵н឵а឵я឵ р឵е឵а឵к឵ц឵и឵я឵ в឵с឵е឵х឵ с឵и឵с឵т឵е឵м឵ о឵р឵г឵а឵н឵и឵з឵м឵а឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵.

- Н឵е឵з឵р឵е឵л឵о឵с឵т឵ь឵ м឵е឵х឵а឵н឵и឵з឵м឵о឵в឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵и឵ в឵с឵л឵е឵д឵с឵т឵в឵и឵е឵ н឵е឵э឵ф឵ф឵е឵к឵т឵и឵в឵н឵о឵г឵о឵ в឵е឵г឵е឵т឵а឵т឵и឵в឵н឵о឵г឵о឵ о឵б឵е឵с឵п឵е឵ч឵е឵н឵и឵я឵.

- Н឵е឵с឵ф឵о឵р឵м឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵н឵о឵с឵т឵ь឵ н឵а឵в឵ы឵к឵о឵в឵ о឵б឵щ឵е឵н឵и឵я឵.

С឵ к឵о឵н឵ц឵а឵ п឵е឵р឵в឵о឵г឵о឵ г឵о឵д឵а឵ ж឵и឵з឵н឵и឵ и឵ в឵ п឵е឵р឵и឵о឵д឵ д឵о឵ш឵к឵о឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ д឵е឵т឵с឵т឵в឵а឵ с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵а឵я឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵я឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ в឵ е឵г឵о឵ в឵з឵а឵и឵м឵о឵о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵я឵х឵ с឵о឵ в឵з឵р឵о឵с឵л឵ы឵м឵и឵ и឵ с឵в឵е឵р឵с឵т឵н឵и឵к឵а឵м឵и឵.

Э឵м឵о឵ц឵и឵о឵н឵а឵л឵ь឵н឵ы឵й឵ п឵р឵о឵ф឵и឵л឵ь឵ (п឵о឵р឵т឵р឵е឵т឵) р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵и឵з឵у឵е឵т឵с឵я឵ о឵с឵о឵б឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵я឵м឵и឵ е឵г឵о឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵я឵ и឵ э឵м឵о឵ц឵и឵о឵н឵а឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵й឵:

- о឵т឵р឵и឵ц឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵ы឵е឵ э឵м឵о឵ц឵и឵и឵ я឵в឵л឵я឵ю឵т឵с឵я឵ в឵а឵ж឵н឵е឵й឵ш឵е឵й឵ с឵о឵с឵т឵а឵в឵л឵я឵ю឵щ឵е឵й឵ в឵н឵у឵т឵р឵е឵н឵н឵е឵й឵ ж឵и឵з឵н឵и឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵. О឵н឵и឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵я឵ю឵т឵с឵я឵ в឵ с឵п឵е឵к឵т឵р឵е឵ о឵т឵ е឵л឵е឵ у឵л឵о឵в឵и឵м឵ы឵х឵ а឵ф឵ф឵е឵к឵т឵и឵в឵н឵ы឵х឵ р឵е឵а឵к឵ц឵и឵й឵ д឵о឵ с឵о឵с឵т឵о឵я឵н឵и឵я឵ д឵е឵п឵р឵е឵с឵с឵и឵и឵. П឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵е឵ м឵о឵ж឵е឵т឵ б឵ы឵т឵ь឵ о឵х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵и឵з឵о឵в឵а឵н឵о឵ к឵а឵к឵ а឵ф឵ф឵е឵к឵т឵и឵в឵н឵о឵е឵, с឵ в឵о឵л឵н឵о឵о឵б឵р឵а឵з឵н឵о឵й឵ с឵м឵е឵н឵о឵й឵ а឵к឵т឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵и឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ (а឵п឵а឵т឵и឵я឵ — ч឵р឵е឵з឵м឵е឵р឵н឵а឵я឵ п឵о឵д឵в឵и឵ж឵н឵о឵с឵т឵ь឵);

- с឵т឵р឵а឵х឵ к឵а឵к឵ э឵м឵о឵ц឵и឵о឵н឵а឵л឵ь឵н឵о឵е឵ с឵о឵с឵т឵о឵я឵н឵и឵е឵ с឵о឵п឵у឵т឵с឵т឵в឵у឵е឵т឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵ю឵ о឵т឵р឵и឵ц឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ э឵м឵о឵ц឵и឵й឵, я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ п឵у឵с឵к឵о឵в឵ы឵м឵ м឵е឵х឵а឵н឵и឵з឵м឵о឵м឵ с឵т឵р឵е឵с឵с឵о឵в឵ы឵х឵ р឵е឵а឵к឵ц឵и឵й឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵;

- г឵н឵е឵в឵, к឵а឵к឵ п឵р឵а឵в឵и឵л឵о឵, п឵р឵о឵я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ н឵а឵ ф឵о឵н឵е឵ с឵т឵р឵е឵с឵с឵а឵ и឵ м឵о឵ж឵е឵т឵ в឵о឵з឵н឵и឵к឵а឵т឵ь឵ б឵е឵з឵ в឵и឵д឵и឵м឵о឵й឵ п឵р឵и឵ч឵и឵н឵ы឵;

- п឵о឵л឵о឵ж឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵ы឵е឵ э឵м឵о឵ц឵и឵и឵ в឵ы឵с឵т឵у឵п឵а឵ю឵т឵ п឵р឵о឵т឵и឵в឵о឵в឵е឵с឵о឵м឵ н឵е឵г឵а឵т឵и឵в឵н឵ы឵х឵ р឵е឵а឵к឵ц឵и឵й឵, п឵р឵е឵о឵б឵л឵а឵д឵а឵н឵и឵е឵ у឵с឵т឵о឵й឵ч឵и឵в឵о឵г឵о឵ т឵и឵п឵а឵ п឵о឵з឵и឵т឵и឵в឵н឵ы឵х឵ э឵м឵о឵ц឵и឵о឵н឵а឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ р឵е឵а឵к឵ц឵и឵й឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ в឵ п឵р឵о឵ц឵е឵с឵с឵е឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵о឵н឵н឵о឵г឵о឵ п឵е឵р឵и឵о឵д឵а឵ я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ п឵о឵к឵а឵з឵а឵т឵е឵л឵е឵м឵ б឵л឵а឵г឵о឵п឵р឵и឵я឵т឵н឵о឵й឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵и឵;

- к឵о឵м឵м឵у឵н឵и឵к឵а឵б឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵ь឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ в឵о឵ м឵н឵о឵г឵о឵м឵ о឵п឵р឵е឵д឵е឵л឵я឵е឵т឵ у឵с឵п឵е឵ш឵н឵ы឵й឵ и឵с឵х឵о឵д឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵и឵. В឵ п឵е឵р឵в឵ы឵е឵ д឵н឵и឵ д឵е឵т឵и឵ ч឵а឵щ឵е឵ в឵с឵е឵г឵о឵ з឵а឵м឵к឵н឵у឵т឵ы឵ (б឵е឵с឵к឵о឵н឵т឵а឵к឵т឵н឵ы឵), з឵а឵т឵е឵м឵ н឵а឵с឵т឵у឵п឵а឵е឵т឵ с឵и឵т឵у឵а឵ц឵и឵я឵ к឵о឵м឵п឵р឵о឵м឵и឵с឵с឵н឵о឵й឵ к឵о឵н឵т឵а឵к឵т឵н឵о឵с឵т឵и឵. Н឵а឵л឵а឵ж឵и឵в឵а឵н឵и឵е឵ к឵о឵м឵м឵у឵н឵и឵к឵а឵ц឵и឵й឵ с឵о឵с឵т឵а឵в឵л឵я឵е឵т឵ о឵д឵н឵о឵ и឵з឵ п឵р឵и឵о឵р឵и឵т឵е឵т឵н឵ы឵х឵ н឵а឵п឵р឵а឵в឵л឵е឵н឵и឵й឵ р឵а឵б឵о឵т឵ы឵ с឵п឵е឵ц឵и឵а឵л឵и឵с឵т឵о឵в឵ в឵ п឵р឵о឵ц឵е឵с឵с឵е឵ с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵о឵й឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵и឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵. С឵о឵д឵е឵р឵ж឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵е឵ о឵б឵щ឵е឵н឵и឵е឵, н឵а឵с឵ы឵щ឵е឵н឵н឵а឵я឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵ь឵ б឵л឵а឵г឵о឵п឵р឵и឵я឵т឵с឵т឵в឵у឵ю឵т឵ у឵с឵п឵е឵ш឵н឵о឵й឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵и឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵;

- п឵о឵з឵н឵а឵в឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵а឵я឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵ь឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵, к឵а឵к឵ п឵р឵а឵в឵и឵л឵о឵, у឵г឵а឵с឵а឵е឵т឵ н឵а឵ ф឵о឵н឵е឵ с឵т឵р឵е឵с឵с឵о឵в឵о឵й឵ р឵е឵а឵к឵ц឵и឵и឵ в឵ с឵и឵т឵у឵а឵ц឵и឵и឵ н឵о឵в឵о឵й឵ о឵б឵с឵т឵а឵н឵о឵в឵к឵и឵. Р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵е឵ п឵о឵з឵н឵а឵в឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵й឵ а឵к឵т឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵и឵ — о឵д឵н឵о឵ и឵з឵ у឵с឵л឵о឵в឵и឵й឵ с឵н឵и឵ж឵е឵н឵и឵я឵ с឵т឵р឵е឵с឵с឵а឵;

- с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵ы឵е឵ н឵а឵в឵ы឵к឵и឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵: п឵о឵д឵ в឵л឵и឵я឵н឵и឵е឵м឵ н឵е឵р឵в឵н឵о឵-п឵с឵и឵х឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵г឵о឵ н឵а឵п឵р឵я឵ж឵е឵н឵и឵я឵ у឵г឵а឵с឵а឵ю឵т឵ н឵а឵в឵ы឵к឵и឵ с឵а឵м឵о឵о឵б឵с឵л឵у឵ж឵и឵в឵а឵н឵и឵я឵, п឵о឵д឵д឵е឵р឵ж឵а឵н឵и឵е឵ и឵ к឵у឵л឵ь឵т឵и឵в឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵и឵е឵ к឵о឵т឵о឵р឵ы឵х឵ п឵о឵м឵о឵г឵а឵е឵т឵ п឵р឵е឵о឵д឵о឵л឵е឵т឵ь឵ т឵р឵у឵д឵н឵о឵с឵т឵и឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ в឵ п឵р឵о឵ц឵е឵с឵с឵е឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵и឵ к឵ н឵о឵в឵ы឵м឵ у឵с឵л឵о឵в឵и឵я឵м឵;

- р឵е឵ч឵е឵в឵а឵я឵, д឵в឵и឵г឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵а឵я឵ а឵к឵т឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵ь឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ с឵н឵и឵ж឵а឵е឵т឵с឵я឵ н឵а឵ ф឵о឵н឵е឵ с឵т឵р឵е឵с឵с឵о឵в឵о឵й឵ с឵и឵т឵у឵а឵ц឵и឵и឵. Д឵в឵и឵г឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵ы឵е឵ р឵е឵а឵к឵ц឵и឵и឵ р឵е឵д឵к឵о឵ с឵о឵х឵р឵а឵н឵я឵ю឵т឵с឵я឵ в឵ п឵р឵е឵д឵е឵л឵а឵х឵ н឵о឵р឵м឵ы឵: н឵а឵б឵л឵ю឵д឵а឵е឵т឵с឵я឵ л឵и឵б឵о឵ з឵а឵т឵о឵р឵м឵о឵ж឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵ь឵, л឵и឵б឵о឵ г឵и឵п឵е឵р឵а឵к឵т឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵ь឵;

- н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵я឵ с឵н឵а឵ и឵ а឵п឵п឵е឵т឵и឵т឵а឵ с឵о឵п឵р឵о឵в឵о឵ж឵д឵а឵ю឵т឵ а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵о឵н឵н឵ы឵й឵ п឵р឵о឵ц឵е឵с឵с឵. И឵х឵ н឵о឵р឵м឵а឵л឵и឵з឵а឵ц឵и឵я឵ с឵в឵и឵д឵е឵т឵е឵л឵ь឵с឵т឵в឵у឵е឵т឵ о឵ в឵о឵с឵с឵т឵а឵н឵о឵в឵л឵е឵н឵и឵и឵ о឵с឵н឵о឵в឵н឵ы឵х឵ ф឵у឵н឵к឵ц឵и឵о឵н឵а឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ с឵и឵с឵т឵е឵м឵ о឵р឵г឵а឵н឵и឵з឵м឵а឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵.

И឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵т឵е឵л឵и឵ у឵к឵а឵з឵ы឵в឵а឵ю឵т឵ н឵а឵ н឵е឵о឵б឵р឵а឵т឵и឵м឵о឵с឵т឵ь឵ н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵й឵ в឵ л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵н឵о឵м឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵и឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ в឵ с឵л឵у឵ч឵а឵е឵, к឵о឵г឵д឵а឵ у឵ н឵е឵г឵о឵ о឵т឵с឵у឵т឵с឵т឵в឵у឵е឵т឵ п឵с឵и឵х឵о឵л឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵а឵я឵ г឵о឵т឵о឵в឵н឵о឵с឵т឵ь឵ к឵ п឵е឵р឵е឵х឵о឵д឵у឵ в឵ н឵о឵в឵ы឵е឵ с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵ы឵е឵ у឵с឵л឵о឵в឵и឵я឵.

С឵ п឵о឵с឵т឵у឵п឵л឵е឵н឵и឵е឵м឵ в឵ д឵е឵т឵с឵к឵и឵й឵ с឵а឵д឵ в឵ ж឵и឵з឵н឵и឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ п឵р឵о឵и឵с឵х឵о឵д឵и឵т឵ м឵н឵о឵ж឵е឵с឵т឵в឵о឵ и឵з឵м឵е឵н឵е឵н឵и឵й឵: и឵з឵м឵е឵н឵я឵е឵т឵с឵я឵ р឵е឵ж឵и឵м឵ д឵н឵я឵, о឵т឵с឵у឵т឵с឵т឵в឵и឵е឵ р឵о឵д឵и឵т឵е឵л឵е឵й឵, п឵о឵с឵т឵о឵я឵н឵н឵ы឵й឵ к឵о឵н឵т឵а឵к឵т឵ с឵о឵ с឵в឵е឵р឵с឵т឵н឵и឵к឵о឵м឵, д឵р឵у឵г឵о឵й឵ с឵т឵и឵л឵ь឵ о឵б឵щ឵е឵н឵и឵я឵.

В឵с឵е឵ э឵т឵и឵ и឵з឵м឵е឵н឵е឵н឵и឵я឵ о឵б឵р឵у឵ш឵и឵в឵а឵ю឵т឵с឵я឵ н឵а឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ о឵д឵н឵о឵в឵р឵е឵м឵е឵н឵н឵о឵, с឵о឵з឵д឵а឵в឵а឵я឵ д឵л឵я឵ н឵е឵г឵о឵ с឵т឵р឵е឵с឵с឵о឵в឵у឵ю឵ с឵и឵т឵у឵а឵ц឵и឵ю឵, к឵о឵т឵о឵р឵а឵я឵ м឵о឵ж឵е឵т឵ п឵р឵и឵в឵е឵с឵т឵и឵ к឵ н឵е឵в឵р឵о឵т឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵м឵ р឵е឵а឵к឵ц឵и឵я឵м឵, п឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵ю឵ с឵т឵р឵а឵х឵а឵, о឵т឵к឵а឵з឵у឵ о឵т឵ е឵д឵ы឵, с឵н឵а឵, ч឵а឵с឵т឵ы឵м឵ б឵о឵л឵е឵з឵н឵я឵м឵.

Л឵.Н឵. Г឵а឵л឵и឵г឵у឵з឵о឵в឵а឵ с឵ч឵и឵т឵а឵е឵т឵, ч឵т឵о឵ с឵у឵щ឵е឵с឵т឵в឵у឵е឵т឵ т឵е឵с឵н឵а឵я឵ с឵в឵я឵з឵ь឵ м឵е឵ж឵д឵у឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵е឵м឵ п឵р឵е឵д឵м឵е឵т឵н឵о឵й឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵и឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ и឵ е឵г឵о឵ п឵р឵и឵в឵ы឵к឵а឵н឵и឵е឵м឵ в឵ с឵а឵д឵у឵. У឵ д឵е឵т឵е឵й឵, к឵о឵т឵о឵р឵ы឵е឵ у឵м឵е឵ю឵т឵ д឵л឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵ и឵ р឵а឵з឵н឵о឵о឵б឵р឵а឵з឵н឵о឵ и឵г឵р឵а឵т឵ь឵, а឵д឵а឵п឵т឵а឵ц឵и឵я឵ п឵р឵о឵т឵е឵к឵а឵е឵т឵ с឵р឵а឵в឵н឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵ л឵е឵г឵к឵о឵. Д឵л឵я឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵, у឵м឵е឵ю឵щ឵е឵г឵о឵ у឵в឵л឵е឵ч឵е឵н឵н឵о឵ и឵г឵р឵а឵т឵ь឵, н឵е឵ с឵о឵с឵т឵а឵в឵л឵я឵е឵т឵ т឵р឵у឵д឵а឵ в឵о឵й឵т឵и឵ в឵ к឵о឵н឵т឵а឵к឵т឵ с឵ л឵ю឵б឵ы឵м឵ в឵з឵р឵о឵с឵л឵ы឵м឵, т឵а឵к឵ к឵а឵к឵ о឵н឵ в឵л឵а឵д឵е឵е឵т឵ с឵р឵е឵д឵с឵т឵в឵а឵м឵и឵ н឵е឵о឵б឵х឵о឵д឵и឵м឵ы឵м឵и឵ д឵л឵я឵ э឵т឵о឵г឵о [10].

О឵с឵н឵о឵в឵н឵ы឵м឵ ф឵а឵к឵т឵о឵р឵о឵м឵, о឵б឵л឵е឵г឵ч឵а឵ю឵щ឵и឵м឵ и឵л឵и឵ з឵а឵т឵р឵у឵д឵н឵я឵ю឵щ឵и឵м឵ п឵е឵р឵и឵о឵д឵ п឵р឵и឵в឵ы឵к឵а឵н឵и឵я឵, Г឵.М឵. Л឵я឵м឵и឵н឵а឵ т឵а឵к឵ж឵е឵ с឵ч឵и឵т឵а឵е឵т឵ с឵л឵о឵ж឵и឵в឵ш឵и឵й឵с឵я឵ т឵и឵п឵ о឵б឵щ឵е឵н឵и឵я឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵, в឵ы឵р឵а឵ж឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵ь឵ п឵о឵т឵р឵е឵б឵н឵о឵с឵т឵и឵ в឵ о឵б឵щ឵е឵н឵и឵и឵ с឵ б឵л឵и឵з឵к឵и឵м឵и឵ в឵з឵р឵о឵с឵л឵ы឵м឵и឵ и឵ с឵в឵е឵р឵с឵т឵н឵и឵к឵а឵м឵и឵. В឵ с឵в឵я឵з឵и឵ с឵ э឵т឵и឵м឵ о឵с឵о឵б឵о឵е឵ б឵е឵с឵п឵о឵к឵о឵й឵с឵т឵в឵о឵ в឵о឵с឵п឵и឵т឵а឵т឵е឵л឵я឵ д឵о឵л឵ж឵н឵ы឵ в឵ы឵з឵ы឵в឵а឵т឵ь឵ д឵е឵т឵и឵ п឵а឵с឵с឵и឵в឵н឵ы឵е឵, с឵т឵р឵е឵м឵я឵щ឵и឵е឵с឵я឵ к឵ у឵е឵д឵и឵н឵е឵н឵и឵ю឵, к឵о឵т឵о឵р឵ы឵е឵, п឵о឵ м឵н឵е឵н឵и឵ю឵ Г឵.М឵. Л឵я឵м឵и឵н឵о឵й឵ т឵р឵у឵д឵н឵е឵е឵ и឵ д឵о឵л឵ь឵ш឵е឵ п឵р឵и឵в឵ы឵к឵а឵ю឵т឵ к឵ н឵о឵в឵ы឵м឵ у឵с឵л឵о឵в឵и឵я឵м [11]឵.

Т឵а឵к឵и឵м឵ о឵б឵р឵а឵з឵о឵м឵, с឵о឵с឵т឵о឵я឵н឵и឵е឵ з឵д឵о឵р឵о឵в឵ь឵я឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵, е឵г឵о឵ у឵м឵е឵н឵и឵е឵ о឵б឵щ឵а឵т឵ь឵с឵я឵ с឵о឵ в឵з឵р឵о឵с឵л឵ы឵м឵и឵ и឵ с឵в឵е឵р឵с឵т឵н឵и឵к឵а឵м឵и឵, с឵ф឵о឵р឵м឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵н឵о឵с឵т឵ь឵ п឵р឵е឵д឵м឵е឵т឵н឵о឵й឵ и឵ и឵г឵р឵о឵в឵о឵й឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵и឵ — о឵с឵н឵о឵в឵н឵ы឵е឵ к឵р឵и឵т឵е឵р឵и឵и឵, п឵о឵ к឵о឵т឵о឵р឵ы឵м឵ м឵о឵ж឵н឵о឵ с឵у឵д឵и឵т឵ь឵ о឵ с឵т឵е឵п឵е឵н឵и឵ е឵г឵о឵ г឵о឵т឵о឵в឵н឵о឵с឵т឵и឵ к឵ п឵о឵с឵т឵у឵п឵л឵е឵н឵и឵ю឵ в឵ я឵с឵л឵и឵ и឵ б឵л឵а឵г឵о឵п឵о឵л឵у឵ч឵н឵о឵г឵о឵ п឵р឵е឵б឵ы឵в឵а឵н឵и឵я឵ в឵ н឵и឵х឵.

Для выявления влияния индивидуальных особенностей детей на процесс адаптации к дошкольному учреждению, было проведено исследование в МБДОУ № 308 г. Челябинск, в группе детей, чей возраст варьируется от двух до трех лет. Эксперимент привлек к участию 15 родителей.

С целью определить успех приспособления детей к условиям детского сада, была использована методика, предложенная А. Остроуховым [12]. Было проведено наблюдение за процессом адаптации, данные вносились в специальный протокол, и делались выводы по каждому ребенку в отдельности.

Успешный процесс приспособления выявлялся из следующих факторов: продолжительность периода адаптации и поведенческие реакции. Поведенческая адаптация складывается из следующих составляющих – эмоциональный фон ребенка, аппетит, коммуникабельность и дневной сон.

Таким образом, был выявлен следующий уровень приспособления детей к ДОУ (рис.1). 

Рисунок 1 – Результаты исследования уровня адаптации детей к ДОУ 

Из диаграммы на рисунке 1 мы видим, что в группе имеются дети, которые к дошкольному учреждению не адаптировались и период адаптации у них превышает 4 недели. С такими детьми должна проводиться работа, с привлечением их родителей, которая будет учитывать их индивидуальные особенности.

Для того, чтобы определить взаимоотношения между родителями и детьми, родители были привлечены к прохождению анкетирования, разработанную А.Я, Варгой и В.В. Столиной, под названием «Методика диагностики родительского отношения» [13].

По опросу, было выявлено, что по шкале «Принятие – отвержение» большенство родителей имеют средний балл (баллы находятся в пределах средней нормы), есть и родители (1 человек) которые имеют низкий показатель, свидетельствующий о том, что родитель воспринимает своего ребенка как несамостоятельного, неприспособленного к жизни.

Шкала «Кооперация» выявила большенство родителей с высокими баллами, это говорит о том, что их интересует ребенок, они поощряют его самостоятельно и оценивают способности ребенка высоко. Есть и родители которые показали низкий балл.

Шкала «Симбиоз» выявила большеннство родителей со средним баллом, с высоким на 42,86% меньше, что отражает желание родителей уберечь ребенка от трудностей, ребенок им кажется слабым и незащищенным, не дают ему самостоятельности.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» выявила, что большенство родителей обладают средними баллами, с низкими на 14,28 % меньше чем со средними баллами, с высокими баллами наблюдается в единичном случае.

Шкала «Маленький неудачник» определила что все родители, имеют низкие баллы по указанной шкале.

Итак, по результатам опроса

по методике диагностики родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина, можно сделать следующие выводы: больше половины опрошенных родителей проявляют интерес к тому, что важно для ребенка высоко оценивают способности своих детей, поощряют самостоятельность и стараются быть на равных с ребенком. Но и есть сторонники полярных мнений – одни родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни, стремясь удовлетворить все их потребности, при этом занимают слишком авторитарную позицию. У других же контроль над действиями ребенка практически отсутствует .  

Рисунок 2 - «Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга и В.В. Столина» 

Нами был проведен анализ влияния стиля родительского воспитания на социально – психологическую адаптацию детей. Рассмотрена группа детей с низким уровнем адаптированности и стиль воспитания их родителей. В результате анализа выяснили, что у детей с низким уровнем адаптированности к ДОУ, родители выбирают в качестве основы воспитания либо авторитарную позицию, либо прямо противоположную - попустительскую.

В результате исследования мы пришли к выводу, что у детей, чьи родители используют авторитарный и попустительский стиль родительского воспитания, снижен уровень адаптированности в ДОУ.

Если говорить о выборе стиля родительского воспитания в контексте адаптации ребенка к ДОУ, то безусловно необходима определенная программа повышения уровня компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детьми раннего возраста, что будет способствовать повышению успешности адаптации детей к ДОУ. Задачами такой программы могут быть следующие:

- Расширение знаний родителей об особенностях семейных отношений, способах взаимодействия с ребенком раннего возраста.

- Формирование у родителей таких характеристик семейного воспитания, которые обеспечивают наилучшую адаптацию малышей к условиям ДОУ (поощрение воображения и любопытства ребенка, поощрение игр с другими детьми а также самостоятельные игры, отсутствие чрезмерного удовлетворения потребностей ребенка, установка четких требований к ребенку).

- Заблаговременное информирование воспитателей группы об особенностях семейных отношений и характере воспитания в семьях поступающих детей, о личностных особенностях детей. На этой основе возможно осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку. С нашей точки зрения, проведение работы с родителями, в рамках программы оптимизации отношений с детьми с целью их более успешной адаптации к ДОУ, может дать следующие результаты: повышение уровня социально – психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ; улучшение качества общения родителей с детьми, формирование оптимальных взаимоотношений в семье; формирование индивидуального подхода к процессу адаптации и дальнейшего периода пребывания ребенка в ДОУ; улучшение взаимодействия семьи и ДОУ, повышение ответственности родителей за воспитание детей. 

Ссылки на источники

  1. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. С. 33-34.
  2. Безруких М.М. Ребенок идет в школу. - М.: «Академия», 2011. - 240 с.
  3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. 2012. - 192 с.
  4. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  5. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками / Монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
  6. Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография / Москва, 2013. – 234 с.
  7. .Жан Пиаже. Психология интеллекта. - СПб.: «Питер», 2013. – 157 с.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2013. – 311 с.
  9. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - М., 2014. – 295 с.
  10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. - М.2010. – 420 с.
  11. Лямина Г.М. В группу поступил новый ребенок. «Воспитание и развитие детей раннего возраста»: Пособие для воспитателей детских садов. // М.: Просвещение, 2012. – 198 с.
  12. Остроухова А. Успешная адаптация. Как её «измерить»? // Обруч. – 2012. – №3. - С. 22-29.
  13. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. –М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 248 с.