Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье охарактеризованы методы активного обучения, формирующие основные компетенции менеджеров при изучении фундаментальных вопросов дисциплин «Сервисная деятельность» и «Товароведение продовольственных товаров». Методы активного обучения повышают эффективность подготовки менеджеров, так как учитываются условия меняющегося социального заказа и требований общества. Использование методов активного обучения акцентирует развитие качеств, необходимых для реализации в профессиональной сфере.
Ключевые слова: методы активного обучения, компетенции, подготовка менеджеров.  

Сегодня перед российскими высшими учебными заведениями, в том числе и нашим вузом, стоит задача подготовки выпускника конкурентоспособного на рынке труда, обладающего высокой квалификацией и компетентностью, признаваемого будущим работодателем как ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Развивающемуся обществу необходимы образованные, предприимчивые, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности.

Современные проблемы высшей школы состоят в значительно возросшем запросе на образовательные услуги, в появлении новых, в первую очередь междисциплинарных образовательных задач.

Сегодня высшая школа оказалась перед выбором новых траекторий образования, в том числе и направлений изучения различных дисциплин.

В образовательном процессе наблюдается смещение акцентов с преподавания (активная академическая деятельность профессорско-преподавательского состава) на обучение (активная образовательная деятельность студента). Если в традиционном образовательном процессе преобладали методики передачи знаний, то новые подходы делают упор на результаты обучения, которые становятся главным итогом образовательного процесса для обучающегося с точки зрения знания, понимания и способностей, а не средства, которые используют преподаватели для достижения этих результатов.

Происходит смещение акцента в учебном процессе в пользу самостоятельно поисковой работы, сочетание аудиторных (контактных) и внеаудиторных форм занятий, ибо главная задача вуза – научить студентов учиться, правильно мыслить и адекватно действовать.

Традиционно понятие «качество подготовки специалистов» означало приобретение профессиональных знаний, умений и навыков в соответствующей сфере деятельности. В последнее время всё более актуальной становится тема компетенций в образовании, их формирование в процессе подготовки бакалавров. Стратегия модернизации содержания высшего образования предусматривает, что: «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций обучающегося в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [1].

Подготовка бакалавра к профессиональной деятельности должна учитывать условия изменившегося социального заказа и новые требования общества. Бакалавр должен быть способным к социальным, экономическим и межкультурным формам деятельности. На первый план в процессе обучения выдвигается формирование не собственно знаний и умений, а развитие качеств, необходимых для реализации полученных знаний.

В повышении качества обучения и формирования активной личности большое значение имеет такой принцип обучения, как познавательная активность студентов. Целью обучения в настоящее время является не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности, что вызывает необходимость использования методов активного обучения.

Новые технологии должны опираться на новую учебную базу: учебники и учебные пособия, компьютерное и мультимедийное сопровождение, электронные учебники и справочники, методические разработки, набор технических средств, ориентированных на активные формы обучения.

Без широкого использования методов активного обучения невозможно формирование бакалавра, способного активно и творчески решать задачи широкого диапазона.

В институте в преподавании таких дисциплин как сервисная деятельность и товароведение продовольственных товаров применяются различные методы активного обучения.

Чаще всего используются мультимедийные презентации, которые создают эмоциональный фон и настрой на образовательную деятельность, являются важной частью занятий со студентами. Часто именно нужный эмоциональный настрой оказывается основным средством повышения результативности в восприятии изучаемого материала.

Достоинствами презентации по созданию эмоционального фона как образовательного ресурса является доступность и простота исполнения. Основными элементами всех презентаций являются графические изображения и текстовое сопровождение.

Использование презентаций, по мнению автора, позволяет:

  • создать положительный эмоциональный настрой в группе (интерес к теме);
  • облегчить процесс коммуникации с преподавателем;
  • повысить культурный уровень обучающихся.

Не менее интересной является работа на занятиях с учебными кроссвордами и чайнвордами, которые представляют собой интеллектуальные педагогические игры. Работа с кроссвордами и чайнвордами имеет две формы:

  • работа студентов с заранее заготовленными преподавателем кроссвордами и чайнвордами;
  • самостоятельное составление студентами этих игр на основе предложенной темы.

Решение студентами кроссвордов и чайнвордов на занятиях способствует тренировке памяти, развивает сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и логически мыслить.

Применение самостоятельной работы студентов с кроссвордами (чайнвордами) позволяет разнообразить традиционные методы контроля, усвоения и закрепления теоретических знаний.

Методом обучения путем имитации реальной производственно-хозяйственной деятельности является деловая игра. Деловая игра чаще применяется в преподавании товароведения продовольственных товаров. Главная цель игры – подготовить будущих бакалавров к решению профессиональных вопросов. Содержание и продолжительность игры определяются целями её проведения. Студенты – участники игры имитируют деятельность должностных лиц, условно представляя их интересы.

Проведение деловых игр по товароведению продовольственных товаров является сложным и результативным методом обучения. Деловые игры способствуют выработке у студентов профессиональных качеств, необходимых в практике работы товароведа-эксперта, коммерсанта, маркетолога, учат действовать и принимать компетентные решения в конкретных ситуациях.

Таким образом, для успешной подготовки бакалавра требуется, чтобы студент не был пассивным потребителем преподносимых ему знаний, а сам активно включался в поиск профессиональных знаний, умений, навыков,  формируя репертуар необходимых и компетенций.

Ссылки на истчоники

  1. Грязнова Ю.Б. Формирование коммуникативной компетенции менеджеров. Задача технологизации в образовании. – Атриум, 2014, № 3.