Аннотация. Авторы рассмотрели проблему организации самостоятельных работ студентов в вузе. В статье кратко описаны основные способы мотивации студентов к самостоятельной работе в учебном процессе, а также условия для проведения данной деятельности.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, деятельность, учебные занятия, мотивация, преподаватель.
Постановка и обоснование проблемы. Методика. Самостоятельная работа студента является ключевым аспектом в образовании. Данный вид деятельности создает определённые условия для зарождения самостоятельных мыслей студентов.
Самостоятельная работа студента (СРС) – это необходимый вид деятельности, в которых студент выполняет учебные занятия без прямого контакта с преподавателем.
Из мониторинга практической деятельности преподавателей педагогического института, мы определили, что в СРС по дисциплинам, преподаваемым в педагогическом институте СВФУ, в основном входят:
1) виды исследовательской работы как курсовая работа, рефераты, доклады;
2) виды самоконтроля: контрольные задания, тесты, вопросы, задания;
3) творческие задания: эссе, проектирование, отчет, сценарии (1,2).
Такая работа занимает 70% учебного процесса и является одной из важнейших (1).
Мотивация – это процесс или средство побуждения обучающихся к активизации познавательной деятельности и усвоению содержания в изученных материалах. Мотивация конкретизирует и побуждает личность действовать, стимулируя ее совершать поступки.
Обсуждение, результаты, выводы. Для побуждения к самостоятельной деятельности педагог мотивирует студентов с помощью следующих моментов:
- Семинарских или практических занятий. Создавая условия для усвоения знаний, а также помогая им приобрести навыки и опыт в работах.
- Использования облачного хранения, как средства работы над эссе, курсовыми работами, рефератами или презентациями (в этом случае преподаватель может отслеживать продвижение работы студента).
- Открытого доступа к видео-урокам, презентациям, учебникам или конспектам в университетском сайте.
- Наполнения лекций эмоциями и юмором. Оживленная атмосфера является основополагающим фактором в усвоении информации.
- Позволения студентам участвовать в разговоре. Монотонные и одноголосые лекции не всегда имеют успех.
- Требования от студентов результатов практических занятий. Студенты должны видеть связь между практикой и теорией.
В процессе самостоятельной работы происходит формирование навыков, умений и знаний, обеспечивающее интерес к творческой работе и решению учебных и научных задач.
Для реализации самостоятельной работы студента преподаватель создает определенные условия, в которые входят: конспекты, схемы, презентации, выбор из множества источников и литературы определенных книг и учебно-методических пособий, помогающих усвоить материал.
В результате наших наблюдений, мы пришли к выводу, что педагогу необходимо больше уделять внимание при организации СРС на помощь при работе с электронными ресурсами. Кроме этого, на наш взгляд, педагог должен организовывать и выделять субъекты деятельности для результатов от самостоятельной работы студентов, мотивируя их на выполнение учебных задач.
Особо важным в учебном процессе для студента при выполнении СРС является - точность поставленных задач, их раскрытие и аргументирование, а также подача данного материала.
Современное образование направлено на подготовку высококачественных специалистов, поэтому весь процесс образования и в том числе мотивированная и грамотно организованная самостоятельная работа для студентов должна способствовать эффективной организованности студентов и четкому формированию необходимых компетенций.
Список литературы
- Степанова Л.В. Развитие научно-исследовательской компетенции студентов вузов / Сборник материалов всероссийской конференции «Личностное и профессиональное самоопределение молодёжи в условиях реформирования российского образования»: в 2 т. – Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2010. – Т.2. – С. 183 – 185.
- Развитие научно-исследовательской компетенции студентов вузов Сборник материалов всероссийской конференции «Личностное и профессиональное самоопределение молодёжи в условиях реформирования российского образования»: в 2 т. – Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2010.- Т.2.- С.78-80.