Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье рассмотрены цели и содержание образовательной программы «Проектный менеджмент в образовании». Описаны основные характеристики профессиональной деятельности выпускников.
Ключевые слова: образовательное учреждение, специалист, вуз, творчество, компетенции, деятельность.

В настоящее время особо актуально образование и повышение квалификации специалистов в области образования. С 2014 г. в СВФУ имени М.К. Аммосова по проекту «100 магистров» квалифицированные педагоги и руководители дошкольных и общеобразовательных учреждений образования начали обучаться по магистерским программам педагогического направления. Из 12 инновационных магистерских программ педагогического направления, таких как: Технология и менеджмент в электронном образовании, Инновационные процессы в образовании, Приоритетные направления в физическом образовании, Семейное тьюторство и других, Проектный менеджмент в образовании направлен на подготовку специалистов в области организации, управления, планирования и регулирования деятельностью образовательного учреждения, а также подготовка административных и руководящих работников среднего и высшего звена в органах управления образованием разного типа [2,3].

«Эта идея стала логическим продолжением программы «100 аспирантов», действовавшей в 1990-ые годы. Учителя, педагоги, обучившиеся по ней, ныне стали кандидатами наук, руководителями образовательных организаций. Хорошие традиции не забываются, в новом времени им стоит дать новое дыхание», – сказал в приветственном слове проректор СВФУ по педагогическому направлению Михаил Федоров [2].

Актуальность подготовки магистров по данному направлению подготовки определена следующим: 1) общей стратегией подготовки магистра педагогики, строящейся на гуманистических ценностях, отличающейся фундаментальностью, широтой теоретической подготовки, готовностью продолжать образование в аспирантуре; высокой степенью адаптивных способностей к изменению вида профессиональной деятельности; 2) внедрением интенсивных образовательных технологий, позволяющих создать  благоприятные условия для формирования широкого спектра профессиональных навыков; 3) необходимостью в формировании у магистрантов компетенций в научно-исследовательской деятельности по заказу работодателей; участием  в реализации муниципальной программы развития образования [1].

В наборах 2014 г. и 2015 г. были приняты выпускники специалитета, бакалавриата и работающие педагоги, руководители и педагогические работники образовательных учреждений различного типа и уровня, специалисты управления образованием г. Якутска.

Обучение в этих группах проводится в соответствии с поставленными целями: освоения теории и практики стратегического, экономического, социального, инновационного педагогического менеджмента, предоставления обучающимся необходимых знаний и технологий для дальнейшего повышения их профессиональной и научно-методической квалификации.  Учебный план магистерской образовательной программы «Проектный менеджмент в образовании» построен по модульному принципу, что положительно для успешного усвоения содержания дисциплин.    Все дисциплины распределены по модулям в зависимости от общности формируемых компетенций, таких как: обязательный научно-методологический модуль, в который включены дисциплины, формирующие общенаучное и теоретическое мировоззрение в области филологии, методологию и методы лингвистических исследований; обязательный педагогический модуль, способствующий подготовке проектного менеджмента в образовании; вариативный элективный модуль, включающий дисциплины по выбору магистранта, носящие прикладной характер; научный модуль, включающий научно-исследовательскую работу магистранта, педагогическую и преддипломную практики [1].

Будущие выпускники данной программы магистратуры могут быть трудоустроены в социальной сфере, системе образования и культуры. И могут выбрать объектами своей профессиональной деятельности обучение, воспитание, развитие, просвещение, а также образовательные системы. Спектр видов профессиональной деятельности выпускника программы достаточно широк: педагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая, культурно-просветительская.

Таким образом, выпускник магистратуры в соответствии с видом профессиональной деятельности, на который ориентирована программа, будет готов решать профессиональные задачи. Во-первых, в педагогической деятельности:изучать возможности, потребности и достижения обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы; организовывать процесс обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям; организовывать взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными; а также осуществлять профессиональное самообразование. Во-вторых, в научно-исследовательской деятельности:анализировать, систематизировать и обобщать результаты научных исследований в сфере науки и образования; анализировать результаты научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий. В третьих, в проектной деятельности:проектировать образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты обучающихся; проектировать содержание учебных дисциплин, форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов; проектировать дальнейший образовательный маршрут, профессиональную карьеру. В четвертых, в методической  деятельности: изучать и анализировать профессиональные и образовательные потребности и возможности педагогов; проектировать на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения; исследовать, организовывать и оценивать реализацию результатов методического сопровождения педагогов. В пятых, в управленческой деятельности:изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа; исследовать, организовывать и оценивать реализацию результатов управленческого процесса с использованием технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы; использовать имеющиеся возможности окружения управляемой системы и проектирования, путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления. И наконец, в культурно-просветительской деятельности:изучать и формировать культурные потребности обучающихся; повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения, разрабатывать стратегии просветительской деятельности; проектировать и реализовывать комплексные просветительские программы, ориентированные на потребности различных социальных групп, с учетом региональной и демографической специфики [1].

Использованная литература

  1. Образовательная программа высшего образования. 44.04.01. Педагогическое образование. Проектный менеджмент в образовании. Руководитель Николаева А.Д., Якутск, 2015. – 28 с.
  2. http://s-vfu.ru/news/detail.php?SECTION_ID=17&ELEMENT_ID=26697. Нохсорова С. Лучшие педагоги Якутска будут обучаться в СВФУ по программе «100 магистров», Якутск. - 04.09.2014, 15.15.
  3. www.s-vfu.ru/.../6e1b8526c0f55bfd9ae03955edca0fad.pdf.