Педагогическое эссе по теме: «Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Токаев М. В. Педагогическое эссе по теме: «Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 29. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95472.htm.
Аннотация. В работе представлено педагогическое эссе, описывающее субъективную точку зрения автора на один из ключевых вопросов теории воспитания. Очерк состоит из трех частей: вступление, основная часть, в котором содержится суждения автора и заключение.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Токаев Марат Владимирович,студент II курса специальности 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Безопасность жизнедеятельности»), г. Киров

Педагогическое эссе по теме:«Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания»

«Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеетвыделить индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого одинаковые» (П.П.Блонский, психолог и педагог).Какова сущность индивидуальности? Из каких компонентов она состоит? Что следует делать для того, чтобы процесс становления индивидуальности учащегося протекал успешно?Индивидуальность–особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого (словарь Ожегова).Индивидуальность –это свойство человека, набор особенных качеств, которые помогают отличить его от другого. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Ключевые аспекты, характеризующие сущность индивидуальности:1.уникальность, неповторимость, особенное вчеловеке;2.свойство, качество, признак, характеристика человека;3.этап, уровень развития человека;4.особая форма бытия человека, его самобытность.Смысл воспитательной деятельности заключается в том, чтобы помочь учащемуся эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате –стать самим собой, т.е. самоосуществиться. Воспитателю можно и нужно избрать индивидуальность целью и предметом педагогических усилий.Основные компоненты индивидуальности:1.ядром индивидуальности является формирующееся в процессе жизнедеятельности авторское отношение человека к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры;2.задатки и способности;3.социальнокультурный опыт индивидуума;4.нравственная направленность;5.творческая активность.Субъекты воспитательного взаимодействия –воспитатель и учащийся –должны поставить перед собой следующие цели:–создание условий для развития и проявления индивидуальностей учащихся (педагогическая цель);–эффективное использование возможностей стать и быть самим собой (цель жизнедеятельности и самовоспитания учащегося).Воспитателю необходимо помнить, что возрастные особенности развития учащихся поразному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Для того чтобы в процессе обучения развить индивидуальные особенности учащихся, прежде всего, необходимо знать эти особенности.Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья учащихся, особенностей познавательной деятельности, свойств их памяти, склонностей и интересов, а также предрасположенности к более успешному изучению тех или иных предметов. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственноэмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами.Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития учащихся –их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей.Наконец, значительное место занимает знание воспитателями (учителями) таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.Воспитание представляет собой не подгонку учащихся под определенный стандарт. Главное целью развития индивидуальности является –более полная реализация учащимся самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие.Таким образом, критериями оценки результативности деятельности учащегося по развитию собственной индивидуальности можно назвать:–самоосуществимость (реализация потребности стать самим собой);–самоэффективность (использование своих потенциальных и реальных возможностей);–самоудовлетворенность (ощущение чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью).Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одногочеловека на другого. Индивидуальность –это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. Именно от воспитателя, его мастерства, ценностных ориентаций, умения сотрудничать зависит продуктивность воспитательного процесса,в частности, развитие индивидуальности учащихся.