Педагогическое эссе по теме: «Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXI века»
Выпуск:
ART 95474
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мальцева
А.
А. Педагогическое эссе по теме: «Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXI века» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 29. – С.
16–20. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/95474.htm.
Аннотация. В работе представлено педагогическое эссе, описывающее субъективную точку зрения автора на один из ключевых вопросов теории воспитания. Очерк состоит из трех частей: вступление, основная часть, в котором содержится суждения автора и заключение.
Похожие статьи
- Педагогическое эссе по теме: «Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания»
- Педагогическое эссе по теме: «Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания»
- Педагогическое эссе по теме: «Личностно-ориентированный классный час»
- Педагогическое эссе по теме: «Воспитательная система класса»
- Педагогическое эссе по теме: «Личностно-ориентировочный классный час»
Текст статьи
Мальцева Анастасия Александровна,студентка II курса специальности 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Безопасность жизнедеятельности»), г. Киров
Педагогическое эссе по теме:«Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXIвека»
На воспитательную деятельность (на выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания) существенное влияние оказывают политическая, экономическая, социокультурная ситуации в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей. Заметно обновляется в последние два десятилетия и воспитательная деятельность классных руководителей.К сожалению, не все перемены прогрессивные и полезные. До сих пор значительная часть классных наставников испытывает серьезные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Ещё остается актуальной проблема поискаклассными руководителями форм, приёмов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации.Теоретическую основу деятельности всех классных руководителей составляют идеи системного подхода и теории воспитательных систем. Высокой результативностью своей работы педагогивоспитатели подтвердили целесообразность использования системного подхода в воспитании учащихся не только в рамках всего образовательного учреждения, но и на уровне его структурных подразделений –классов, кружков, клубов, секций.Наряду с ориентацией на системное построение воспитательной практики успешно работающие классные наставники заботятся о наполнении деятельностью жизненного пространства своих воспитанников. «Следы деятельностного подхода» видны повсюду. Активностью и творчеством наполнена жизнедеятельность классного коллектива.Педагоги в начале XXIвека стремятся к созданию воспитательных систем гуманистического типа, в которых обеспечиваются и поддерживаются процессы самоопределения, самоутверждения и самореализации учащихся. В данном случае не обойтись без личностно ориентированного подхода.Классные руководители ориентируются, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой –на национальные, региональные, местные традиции и ценности. Они стремятся воспитать у детей чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителей других стран и континентов, так и участливое отношение к делам и заботам родных, близких и просто живущих рядом людей, не только дать ученикам хорошие знания об истории и культуре своего народа, края, но и пробудить у них гордость за традиции и успехи земляков и соотечественников и стремление их приумножать.
Эта ориентация в воспитательной деятельности становится с каждым годом всё более и более востребованной, так как дети смотрят много телевизионных передач, играют в компьютерные игры,в которых явно проявляется жестокость, насилие, используется нецензурная речь, изза этого нарушается психика и развитие детей, они забывают о гуманности и чуткости к другим людям. У детей и подростков теряется чувство патриотизма к своей родине, поэтому ориентация педагогов на общечеловеческие ценности, а также на национальные, региональные, местные традиции и ценности является оной из самых важных.И ещё один важный момент: фактически все классные руководители подчёркивают необходимость опоры на теоретические разработки А.С. Макаренко, Т.Е. Конниковой, И.П. Иванова, Л.И. Новиковой и накопленный в советских школах опыт воспитания учащихся в детском коллективе. Без целенаправленной и постоянной работы по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива практически невозможно достичь высоких результатов в воспитательной деятельности. Коллектив для большинства классных наставников и их воспитанников является значимой ценностью. Существенную роль в процессе воспитания играют традиции классного коллектива. Классные наставники убеждены в необходимости использования в воспитании детей традиционных форм и способов построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке.
В новых политических и социальноэкономических условиях, возможно эффективно вести воспитательную работу. Но для этого целесообразно перейти от словесного к деятельностному, от аспектного к системному, от социоцентрического к личностноориентированному построению воспитательной практики. Такой представляется нам воспитательная деятельность классных руководителей в начале XXI века.
Педагогическое эссе по теме:«Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXIвека»
На воспитательную деятельность (на выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания) существенное влияние оказывают политическая, экономическая, социокультурная ситуации в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей. Заметно обновляется в последние два десятилетия и воспитательная деятельность классных руководителей.К сожалению, не все перемены прогрессивные и полезные. До сих пор значительная часть классных наставников испытывает серьезные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Ещё остается актуальной проблема поискаклассными руководителями форм, приёмов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации.Теоретическую основу деятельности всех классных руководителей составляют идеи системного подхода и теории воспитательных систем. Высокой результативностью своей работы педагогивоспитатели подтвердили целесообразность использования системного подхода в воспитании учащихся не только в рамках всего образовательного учреждения, но и на уровне его структурных подразделений –классов, кружков, клубов, секций.Наряду с ориентацией на системное построение воспитательной практики успешно работающие классные наставники заботятся о наполнении деятельностью жизненного пространства своих воспитанников. «Следы деятельностного подхода» видны повсюду. Активностью и творчеством наполнена жизнедеятельность классного коллектива.Педагоги в начале XXIвека стремятся к созданию воспитательных систем гуманистического типа, в которых обеспечиваются и поддерживаются процессы самоопределения, самоутверждения и самореализации учащихся. В данном случае не обойтись без личностно ориентированного подхода.Классные руководители ориентируются, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой –на национальные, региональные, местные традиции и ценности. Они стремятся воспитать у детей чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителей других стран и континентов, так и участливое отношение к делам и заботам родных, близких и просто живущих рядом людей, не только дать ученикам хорошие знания об истории и культуре своего народа, края, но и пробудить у них гордость за традиции и успехи земляков и соотечественников и стремление их приумножать.
Эта ориентация в воспитательной деятельности становится с каждым годом всё более и более востребованной, так как дети смотрят много телевизионных передач, играют в компьютерные игры,в которых явно проявляется жестокость, насилие, используется нецензурная речь, изза этого нарушается психика и развитие детей, они забывают о гуманности и чуткости к другим людям. У детей и подростков теряется чувство патриотизма к своей родине, поэтому ориентация педагогов на общечеловеческие ценности, а также на национальные, региональные, местные традиции и ценности является оной из самых важных.И ещё один важный момент: фактически все классные руководители подчёркивают необходимость опоры на теоретические разработки А.С. Макаренко, Т.Е. Конниковой, И.П. Иванова, Л.И. Новиковой и накопленный в советских школах опыт воспитания учащихся в детском коллективе. Без целенаправленной и постоянной работы по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива практически невозможно достичь высоких результатов в воспитательной деятельности. Коллектив для большинства классных наставников и их воспитанников является значимой ценностью. Существенную роль в процессе воспитания играют традиции классного коллектива. Классные наставники убеждены в необходимости использования в воспитании детей традиционных форм и способов построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке.
В новых политических и социальноэкономических условиях, возможно эффективно вести воспитательную работу. Но для этого целесообразно перейти от словесного к деятельностному, от аспектного к системному, от социоцентрического к личностноориентированному построению воспитательной практики. Такой представляется нам воспитательная деятельность классных руководителей в начале XXI века.